УДК 37.03 ББК 74
DOI 10.24412/2414-3995-2021-1-304-307 © А.В. Вабищевич, 2021
Научная специальность 13.00.08 - теория и методика профессионального образования
ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Андрей Васильевич Вабищевич,
начальник учебного отдела
Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации
(630114, Новосибирск, ул. Ключ-Камышенское плато, д. 6/2) E-mail: [email protected]
Аннотация. В условиях проводимой оптимизации ВНГ РФ одним из показателей успешной профессиональной деятельности, качественного функционирование ВНГ в целом являются сформированные военно-профессиональные и гуманитарные компетенции профессиональной деятельности у курсантов военного института - будущих офицеров. В статье рассмотрены принципы и подходы формирования военно-профессиональных и гуманитарных компетенций, необходимых курсантам (будущим офицерам) для осуществления своей профессиональной деятельности. Основными материалами для проведения исследования явились нормативно-правовые акты, регулирующие сферу образования в вузах и собственно саму профессиональную деятельность войск, в которых курсанты проходят военную службу. Формирования военно-профессиональных и гуманитарных компетенций профессиональной деятельности офицера у курсантов военного института в процессе обучения имеет проблемный характер и приобретает особую общественно-гуманитарную, социально-культурную и психолого-педагогическую значимость. Решение данной проблемы во многом определяет перспективы дальнейшей профессиональной карьеры офицера и успешности его в служебно-боевой деятельности. Описанные выше положения и определяют актуальность данного исследования.
Ключевые слова: военно-профессиональные компетенции, гуманитарные компетенции, профессиональная деятельность, курсанты, войска национальной гвардии Российской Федерации (ВНГ РФ).
PRINCIPLES AND APPROACHES OF FORMATION OF MILITARY-PROFESSIONAL AND HUMANITARIAN COMPETENCIES OF PROFESSIONAL ACTIVITY AMONG CADETS OF MILITARY INSTITUTES OF THE NATIONAL GUARD OF THE RUSSIAN FEDERATION
Andrey V. Vabishchevich,
Head of the Educational Department
Novosibirsk Military Institute named after General of the Army I.K. Yakovlev of the National Guard of the Russian Federation
(630114, Novosibirsk, ul. Klyuch-Kamyshenskoe plato, d. 6/2)
Abstract. In terms of ongoing optimization VNG Russia one of the indicators of a successful professional, efficient functioning of VNG as a whole, are formed a military and humanitarian professional competence of professional activity have the cadets - future officers. The article considers the principles and approaches to the formation of military professional and humanitarian competencies necessary for cadets (future officers) to carry out their professional activities. The main materials for the study were the normative legal acts regulating the sphere of education in higher education institutions and the professional activity of the troops in which cadets serve. Formation of militaryprofessional and humanitarian competencies of professional activity of an officer among cadets of a military Institute in the course of training has a problematic character and acquires a special socio-humanitarian, socio-cultural and psychological and pedagogical significance. The solution to this problem largely determines the prospects for the further professional career of an officer and his success in service and combat activities. The provisions described above determine the relevance of this study.
Keywords: military-professional competence, humanitarian competence, professional activity, cadets, troops of the national guard of the Russian Federation (VNG RF).
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Вабищевич А.В. Принципы и подходы формирования военно-профессиональных и гуманитарных компетенций профессиональной деятельности у курсантов военных институтов войск национальной гвардии Российской Федерации. Вестник экономической безопасности. 2021;(1):304-7.
Создание и функционирование Росгвардии жающих обществу процессов, характеризующихся происходит на фоне дестабилизирующих и угро- обострением и проявлением новых внешних и вну-
тригосударственных социальных проблем. Период кризиса и стагнации в обществе неминуемо влечет за собой трансформацию всех сфер деятельности общественных, социальных и государственных институтов, происходит деформация норм и понятий, общественно-культурных и гуманитарных ориентиров, что влечет за собой непосредственную опасность для стабильного функционирования российского государства.
Войска национальной гвардии (далее по тексту также ВНГ) в российском государстве являются одной из определяющих и жизнеобеспечивающих ячеек, которые наполнены общественно-культурным потенциалом, гуманитарно-смысловой детер-минантной и одновременно с этим выступают показателем общего развития и становления российского общества.
Основной целью реформирования ВНГ, в свете становления и развития новой структуры войск, является совершенствование системы подготовки офицерских кадров, а так же сопровождение интеграции военных вузов в существующую в государстве систему высшего профессионального образования [1; 2].
В условиях проводимой оптимизации ВНГ РФ одним из показателей успешной профессиональной деятельности, качественного функционирование ВНГ в целом, являются сформированные военно-профессиональные и гуманитарные компетенции профессиональной деятельности у курсантов военного института - будущих офицеров.
Проблема формирования военно-профессиональных и гуманитарных компетенций профессиональной деятельности офицера у курсантов военного института в процессе обучения имеет особую общественно-гуманитарную, социально-культурную и психолого-педагогическую значимость. Решение и ход данной проблемы во многом определяют перспективы дальнейшей профессиональной карьеры офицера и успешности его в служебно-боевой деятельности.
Исходя из проблемы исследования, можно выделить и цель исследования, заключающуюся в рассмотрении принципов и подходов формирования военно-профессиональных и гуманитарных компетенций профессиональной деятельности у курсантов военных институтов.
Материалы и методы исследования
В качестве основных материалов при проведении исследования явились федеральные законы «Об образовании в РФ» и «О войсках национальной гвардии РФ», а также Военная доктрина Российской Федерации. В исследовании использовались теоретические (анализ научной литературы, нормативно-правовых актов проблемного поля исследования), эмпирические (анализ документов, наблюдение) методы исследования.
Результаты исследования и их обсуждения
Авторы (И.А. Алехин, П.А. Корчемный, Л.Г. Лаптев и др.) под военно-профессиональным образованием определяют систему поиска и реализации эффективных образовательных концепций и технологий, обеспечивающих формирование военно-профессиональных и гуманитарных компетенций профессиональной деятельности офицера
[3; 4].
Исследователи отмечают, что оптимизация системы военно-профессионального образования с учетом современных требований, наличие сильного педагогического потенциала, активное использование боевого опыта войск являются определяющими направлениями образовательной деятельности вуза по повышению качества подготовки курсантов с учетом предъявляемых требований.
Нормативно-правовые и законодательные документы, богатейший опыт функционирования военного образования в России определили ключевые принципы формирования у курсантов военно-профессиональных и гуманитарных компетенций профессиональной деятельности в военном институте
[5-7].
В качестве таких принципов выступают:
- приоритет национальной безопасности и национальных интересов при развитии внутреннего содержания военно-профессионального образования;
- единые взгляды и направления политики в области профессиональной подготовки курсантов ВНГ РФ;
- гуманизация военного образования; непрерывность и преемственность военного образования;
- наличие и соответствие педагогического и научного потенциала и учебно-материального обе-
спечения процесса профессиональной подготовки установленному уровню качеству военного образования Росгвардии.
Процесс формирования военно-профессиональных и гуманитарных компетенций профессиональной деятельности офицера у курсантов в период их обучения в вузе рассматривается нами с учетом теоретико-методологических подходов педагогов
A.Г. Асмолова, Е.В. Бондаревской, А.В. Мудрика, П.А. Корчемного, А.П. Шарухина, Н.Е. Щурковой,
B.А. Ясвина и др. к профессиональной подготовке как социокультурному, социопедагогическому феномену [4; 8-10].
Нам близок подход Н.А. Асташовой, Ш.А. Амо-нашвили, В.С. Бублера, Г.Г. Богович, Л.В. Верше-ниной, А.А. Волотовского, Ю.В. Сенько и др. [2] позволяющий рассматривать «гуманизацию» в качестве одного из составляющего элемента системы высшего военного образования. Ученые определяют «гуманизацию», как способ достижения и обеспечения участников образовательной деятельности особой системой взаимоотношений, развитием личности курсанта через своей обращенности к «Другим», в восприятии «Другого», во внимании, уважении к «Другому», ценностном отношении и общении с «Другим» (Ш.А. Амонашвили, М.Н. Ах-метова, А.Г. Асмолов, М. Бубер, В.П. Зинченко, К. Роджерс, Н.Е. Щуркова и др.) [11-13].
К ведущим трендам современного российского военного образования ученые И.А. Алехин, В.Н. Герасимов, Б.П. Бархаев, А.Г. Караяни, В.Я. Кикоть, Л.А., Волотовская и др. относят обновление и оптимизацию системы военно-профессиональной подготовки, обусловленную поиском новых форм и методов подготовки офицерских кадров в связи с изменением подходов военной доктрины к применению военной силы при решении меж и внутригосударственных конфликтов, при которых акцент делается на «невоенные» меры при одновременной увязке со сдерживающими действиями силового характера [14; 16]. Военные исследователи П.А. Корчемный, М.А. Лямзин, О.Н. Марусенко, Г.А. Немчинов и др. связывают изменения теоретико-методологических подходов к подготовке будущих офицеров с требованиями нового уровня по сформированности военно-профессиональных и гуманитпрных компетенций, с учетом современных вызов и угроз без-
опасности страны и необходимости поддержания воинских формирований в готовности к быстрому и эффективному противодействию им [4; 17].
По мнению исследователя В.А. Пашута, действенным средством в формировании общей, военно-профессиональной культуры современного офицера, его военно-профессиональных и гуманитарных компетенций является преемственность использования исторического опыта системы подготовки кадров офицеров в военных вузах, боевого опыта войск [18].
С учетом специфики процесса профессиональной подготовки курсантов требуется анализ факторов, оказывающих воздействие на данный процесс, влияющий также на процесс формирования у курсантов военно-профессиональных и гуманитарных компетенций профессиональной деятельности офицера в частности [19].
Проведенный нами контент-анализ научных, нормативно-правовых источников (И.В. Биочин-ский, С.Н. Вагин, Д.А. Гриднев, Л.Г. Лаптев, ФЗ № 226 «О войсках национальной гвардии Российской Федерации») позволяет выделить две группы факторов, влияющих на образовательный процесс в военном вузе: внешних и внутренних. Среди внешних факторов можно выделить: военно-политическая и военно-стратегическая, общественно-политическая обстановка в мире, в стране. Они характеризуются нестабильностью, ростом напряженности, экстремизмом и терроризмом, а также характером и особенностями вооруженных военных конфликтов на современном этапе развития общества. Все это предопределяет структуру, боевой состав и качество подготовки офицерского корпуса ВНГ РФ, что ведет, в свою очередь, к необходимости формирования новых подходов к их удовлетворению [20].
К внутренним факторам состояния системы подготовки офицерских кадров РФ ученые относят: возрастание требований к уровню подготовки военного специалиста, для последующей их эффективной профессиональной деятельности с учетом быстрого изменения содержания труда и необходимости эффективного обновления, полученных военно-профессиональных и гуманитарных компетенций [21]; максимальное приближение образовательного процесса в военных вузах в условиях дефицита бюджета рабочего времени образовательных
программ к тем реальным задачам, которые офицеры решают в войсках после окончания военного вуза.
Выводы
Таким образом, формирование офицера, как субъекта профессиональной деятельности, формирование у курсантов военно-профессиональных и гуманитарных компетенций профессиональной деятельности офицера ВНГ РФ требует целенаправленной и комплексной организации профессиональной подготовки в вузе, обновлении оптимизацию форм и методов обучения с учетом специфики будущей профессиональной деятельности офицера.
Литература
1. Бунин С.В. Совершенствование профессиональной подготовки будущих офицеров к выполнению служебно-боевых задач (на материале военного института внутренних войск МВД России): ав-тореф. ... канд. пед. наук. Новосибирск, 2005. 22 с.
2. Высшее образование для XXI века: материалы научной конференции (Москва, 22-24 апреля 2004 г.) / отв. ред. И.М. Ильинский. М.: Изд-во Моск. гум. ун-та, 2005. 312 с.
3. Алехин И.А. История военной педагогики: структурно-логические схемы. М.: ВУ, 2015. 103 с.
4. Корчемный, П.А. Военная психология и педагогика. М.: Совершенство, 1998. 384 с.
5. Указ Президента Российской Федерации от 25.12.2014 г. № 2976. «Военная доктрина Российской Федерации». М.: Военное изд-во, 2017. 194 с.
6. Федеральный закон от 29.12.2012 г. 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об образовании в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 31.12.2012, № 53 (ч. 1), ст. 7598, http://pravo.gov.ru.
7. Федеральный закон от 03.07.2016 № 226-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» «Собрание законодательства РФ», 04.07.2016, № 27 (Часть I), ст. 4159, http://pravo.gov.ru.
8. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 768 с.
9. Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах формирование. Рн/Д: Учитель, 1999. 560 с.
10. Мудрик А.В. Социализация человека. М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2011. 145 с.
11. Зинченко В.П. Живое знание: психологическая педагогик. Самара, 1998. 296 с.
12. Зинченко В.П. О целях и ценностях образования // Педагогика. 2007. № 5. С. 3-16.
13. Щуркова Н.Е. Формирование: новый взгляд с позиции культуры. М., 1998. 175 с.
14. Бархаев Б.П. Психология и педагогика профессиональной деятельности офицеров. М.: Воен. изд-во, 2006. 488 с.
15. Герасимов В.Н. Педагогика высшей военной школы. М.: ВУ, 2001. 243 с.
16. Кикоть В.Я. Система научного обеспечения профессиональной подготовки специалистов в вузах МВД России: дис. ... докт. пед. наук. Спб., 1999. 345 с.
17. Лямзин М.А. Развитие теории и практики военно-педагогической подготовки курсантов (слушателей) вузов: дис. ... докт. пед. наук. М., 1997. 393 с.
18. Пашута В.Л. Подготовка офицерских кадров для Вооруженных Сил России на современном этапе военной реформы: дис. .докт. пед. наук. СПб.: ВИФК, 2005. 500 с.
19. Яткевич О.Г. Аксиологическая составляющая профессиональной подготовки будущих офицеров. Сибирский педагогический журнал. 2007. № 10. С.155-162.
20. Богданов А.В., Зинченко Е.Ю., Кома-хин Б.Н., Померлян А.Н., Санин В.Е., Уткин Н.И., Хазов Е.Н., Яткевич О.Г. Административное право (общая часть в определениях и схемах). Учебно-наглядное пособие для курсантов и слушателей очной и заочной формы обучения системы: МВД России, МЧС России, ФСИН России, Войск национальной гвардии России, обучающихся по направлению правоохранительная деятельность / Новосибирск, 2020.
21. Богданов А.В., Зинченко Е.Ю., Кивич Ю.В., Комахин Б.Н., Померлян А.Н., Санин В.Е., Ха-зов Е.Н., Яткевич О.Г. Правоохранительные органы (административно-правовые основы в определениях и схемах). Учебно-наглядное пособие для курсантов и слушателей очной и заочной формы обучения системы МВД России, войск национальной гвардии России, обучающихся по направлению правоохранительная деятельность / Новосибирск, 2020.