Научная статья на тему 'Принципы и особенности формирования современной производственной инфраструктуры на машиностроительных предприятиях[8]'

Принципы и особенности формирования современной производственной инфраструктуры на машиностроительных предприятиях[8] Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
132
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАШИНОСТРОЕНИЕ / ENGINEERING / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / PRODUCTION INFRASTRUCTURE / ПОДГОТОВКА ПРОИЗВОДСТВА / PREPRODUCTION / АВТОМАТИЗАЦИЯ / AUTOMATION / БЛОКИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ / POWER FUNCTIONAL MODULES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голов Р.С., Пушкарева М.Б., Мыльник А.В., Агарков А.П.

Статья посвящена изучению вопросов совершенствования технических и организационно-экономических основ производственной системы машиностроительных предприятий. Необходимым этапом комплексного развития предприятия авторы определяют формирование современной организационно-экономической системы производственной инфраструктуры. Включая в себя инструментальное, ремонтно-энергетическое, транспортно-складское обеспечение производства и иные направления развития производственной инфраструктуры, она позволяет повысить социально-экономическую эффективность функционирования всего предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The principles and features of formation of the modern industrial infrastructure of engineering enterprises

The article is devoted to the study of issues of improving the technical, organizational and economic basis of the production system of machine-building enterprises. A necessary step in the integrated development of the enterprise authors define the formation of a modern organizational and economic system of production infrastructure. Includes a tool, repair and energy, transport and storage software production and other areas of industrial infrastructure development, it can improve the socio-economic efficiency of the entire enterprise.

Текст научной работы на тему «Принципы и особенности формирования современной производственной инфраструктуры на машиностроительных предприятиях[8]»

/2015/825/7226 (data obrashhenija: 10.10.2015).

6. Kolesnikova O. V., Rebrikova N.V. Strategicheskie aspekty formirovanija imidzha na rynke // Jekonomika i upravlenie v mashinostroenii. -2015. - №2,- S. 46-48.

Контактная информация / Contact links

8 (915) 464-60-35 kolesnikova17@mail.ru

ПРИНЦИПЫ И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ8

THE PRINCIPLES AND FEATURES OF FORMATION OF THE MODERN INDUSTRIAL INFRASTRUCTURE OF ENGINEERING ENTERPRISES

P.C. ГОЛОВ, директор Института менеджмента, экономики и социальных технологий, д.э.н., профессор

М.Б. ПУШКАРЕВА, к.э.н., доцент

А.В. МЫЛЬНИК, к.э.н., доцент

«Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)»

А.П. АГАРКОВ, д.э.н., профессор, директор

Московский институт государственного и корпоративного управления, Подольское представительство

R.S. GOLOV, doctor of economics sciences, full professor, Director of the Institute of Management, Economics and Social Technologies

M.B. PUSHKAREVA, Ph.D, associate professor

A.V. MYLNIK, Ph.D, associate professor

Moscow Aviation Institute (National Research University)

A.P. AGARKOV, doctor of economics sciences, full professor, Director Moscow Institute of State and Corporate Management, Podolsky branch

8 Статья содержит результаты исследования, проведенного в рамках гранта Российского гуманитарного научного фонда, проект № 14-02-00243

Аннотация

Статья посвящена изучению вопросов совершенствования технических и организационно-экономических основ производственной системы машиностроительных предприятий. Необходимым этапом комплексного развития предприятия авторы определяют формирование современной организационно-экономической системы производственной инфраструктуры. Включая в себя инструментальное, ремонтно-энергетическое, транспортно-складское обеспечение производства и иные направления развития производственной инфраструктуры, она позволяет повысить социально-экономическую эффективность функционирования всего предприятия.

Abstract

The article is devoted to the study of issues of improving the technical, organizational and economic basis of the production system of machine-building enterprises. A necessary step in the integrated development of the enterprise authors define the formation of a modern organizational and economic system of production infrastructure. Includes a tool, repair and energy, transport and storage software production and other areas of industrial infrastructure development, it can improve the socio-economic efficiency of the entire enterprise.

Ключевые слова: машиностроение, производственная инфраструктура, подготовка производства, автоматизация, блоки функциональных модулей.

Keywords: engineering, production infrastructure, pre-production, automation, power functional modules.

В условиях наступившего в России экономического кризиса, ставшего следствием осложнения политических и экономических отношений нашего государства со странами Запада, необходимой является выработка единого вектора антикризисного развития экономики, основанного на использовании имеющихся у страны внутренних ресурсов. Одним из важных аспектов преодоления этого кризиса выступает решение проблемы импортозамещения продукции, от которого зависит продуктовая независимость государства от западных производителей и поставщиков.

Наиболее сложным является импортозамещение высокотехнологичной продукции машиностроительной отрасли, требующее слаженной работы руководства государства, инвесторов, руководителей предприятий и ученых. Повышенная сложность архитектуры, значительный масштаб и высокая степень наукоемкости производства делают машиностроение одной из наиболее трудоемкой для модернизации отраслью промышленности. Целью данной модернизации должно стать системное инновационно-136

инвестиционное развитие машиностроительных предприятий, способствующее обновлению их основных фондов, более эффективной организации производства и формированию развитой производственной инфраструктуры. Все эти направления работы в равной степени важны для успешного экономического роста предприятия и обеспечения его потенциала к выпуску инновационной продукции [1].

В качестве основной проблемы данного исследования авторы рассматривают одно из указанных выше направлений, а именно - построение высокоэффективной производственной инфраструктуры. Общепризнано, что на каждом машиностроительном предприятии нормальный ход производственных процессов может осуществляться только при создании эффективной производственной инфраструктуры (ПИ). Сегодня, в условиях посткризисной рыночной экономики, необходима системная организация работ (процессов) или функций ПИ в тесной взаимоувязке с подготовкой производства.

Деятельность предприятия по производству машиностроительной продукции напрямую связана с совершенствованием технических и организационно-экономических основ его промышленной системы, с проведением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, деятельности по подготовке производства.

В качестве результата реализации на предприятии всех этих функций происходит интеграция всех производственных и технологических факторов в единую систему, способную производить коммерчески успешную высокотехнологичную продукцию. В этой системе функционируют подразделения предприятия, подготавливающие необходимые условия для производства, а также обеспечивающие или способствующие выполнению непосредственно производственных процессов.

На машиностроительных предприятиях должна быть сформирована современная организационно-экономическая система производственной инфраструктуры (ОЭС ПИ), эффективно функционирующая в качестве подсистемы в составе единой ОЭС инфраструктурно-комплексной подготовки производства (ИКПП).

В ОЭС ПИ выполняются процессы производственной инфраструктуры машиностроительного предприятия в виде четырех основных блоков функциональных модулей (БФМ) на этапах ИКПП: 1) инструментального обеспечения производства (ИОП); 2) ремонтно-энергетического обеспечения производства (РЭОП); 3) транспортно-складского обеспечения производства (ТСОП); 4) иных направлений производственной инфраструктуры (ИНПИ). Схема взаимодействия ОЭС ПИ с системами предприятия и внешней средой показананарис. 1 [5].

Блочно-модульный принцип формирования ОЭС ПИ, как и всей системы ОЭС ИКПП, позволяет представить весь комплекс работ (функций) в системе производственной инфраструктуры предприятия как этапы практической реализации в параллельном или параллельно-последовательном

режиме работы блоков функциональных модулей: БФМ ИОП, БФМ РЭОП, БФМ ТСОП, БФМ ИНПИ. В последующих материалах настоящей главы последовательно рассмотрено функционирование процессов в вышеуказанных блоках функциональных модулей. Состав БФМ при их разработке можно варьировать в зависимости от поставленных целей и задач.

В настоящем исследовании функции, входящие в состав соответствующих БФМ, подобраны исходя из системного анализа современного уровня развития каждого вида инфраструктурного обеспечения производства на машиностроительном предприятии: инструментального, ремонтно-энергетического и транспортно-складского (трех основных БФМ системы ОЭС ПИ) и иных направлений производственной инфраструктуры.

Структура различных БФМ ОЭС ПИ может быть скорректирована и дополнена с учетом влияния новых факторов на развитие производственной инфраструктуры предприятий машиностроения. Эта корректировка целесообразна в связи с развитием НТП, внедрением инноваций, влиянием внешних воздействий факторов внешней среды на ОЭС ПИ и в целом на инфраструктурно - комплексную подготовку машиностроительного производства.

Рис. 1. Схема взаимодействия ОЭС ПИ с системами предприятия и внешней

средой

В целом под производственной инфраструктурой машиностроительного предприятия следует понимать системный комплекс, обеспечивающий производство материалами, сырьем, энергией, комплектующими изделиями и полуфабрикатами, технологической оснасткой и инструментом, а также поддерживающий средства технологического оснащения (в первую очередь - технологическое оборудование) в работоспособном состоянии. Состав ПИ определяется в

конечном счете потребностями основного производства предприятия согласно планам службы ОЭС ИКПП [5].

Система организации производственной инфраструктуры (ОЭС ПИ) должна быть адекватной организации ИКПП и основного производства предприятий машиностроения. Эта система по существу включает в себя функции по обеспечению организационно-технической готовности средств технологического оснащения (СТО) и нормального движения предметов труда в процессе производства. Она является важнейшей подсистемой ОЭС ИКПП, прямо не участвующей в создании его основной продукции, но активно способствующей нормальной работе цехов основного производства на предприятии [2].

Функции ОЭС ПИ на машиностроительных предприятиях следует отнести к системе подготовки производства в современных условиях его ускоренной интеграции, в модернизируемой посткризисной рыночной экономике. Обосновать это можно несколькими доводами:

1. Функции ИОП, РЭОП, ТСОП берут первоначальные истоки, формируются в системе комплексной подготовки производства (например, инструмент, технологическая оснастка и оборудование проектируются на этапе технологической подготовки производства; аналогично на этапах подготовки производства решаются вопросы выбора или проектирования транспортных средств, складского хозяйства, систем энергообеспечения).

2. Все функции ОЭС ПИ по своей сути направлены на решение задач обеспечения готовности производства к нормальному его ходу (т.е. главных задач ОЭС ИКПП). Это обеспечение осуществляется до (профилактически, превентивно) или во время функционирования производственного процесса на предприятии. В отличие от этого функции КПП осуществляются, как правило, до выполнения производственного процесса.

3. Чем выше уровень механизации и автоматизации машиностроительного производства, тем явственнее проявляется тенденция к объединению функций (процессов) подготовки, инфраструктуры и самого производства в единый интегрированный комплекс (интегрированные системы). Все процессы (производственные, подготовительные, а также инфраструктурные: инструментальные, энергетические, транспортно-складские и др.) реализуются в интегрированных системах в виде единого технологического комплекса («безлюдная технология»),

В условиях рыночной экономики поднимаются статус, роль и значение работников любой сферы деятельности, включая сферу производственной инфраструктуры машиностроительных предприятий. Отсюда вытекает необходимость подготовки нового типа работников и специалистов для ОЭС ПИ - не узкого, а широкого универсального профиля, быстро адаптирующегося к условиям рыночной экономики, готового к постоянному совмещению профессий и специальностей, умеющего выполнять большой комплекс работ в составе соответствующего БФМ ОЭС ПИ.

При формировании ОЭС ПИ следует разработать на уровне ОЭС ИКПП соответствующую нормативную, организационно-методическую и технологическую документацию, на основе которой функции ПИ увязываются с графиками работы служб КПП и основных производственных подразделений предприятия. В целом ОЭС ПИ должна быть направлена на повышение эффективности производства, достижение максимального сокращения длительности производственного цикла и цикла подготовки производства, минимальных затрат на ОЭС ПИ и ОЭС ИКПП при высоком качестве выполняемых функций.

Современные тенденции развития производственной инфраструктуры (ОЭС ПИ) предприятия сводятся к решению взаимосвязанных с подготовкой производства (ОЭС ИКПП) трех основных проблем [5]:

1. Повышение уровня технического и организационного развития производства (ТиОРП).

2. Комплексное совершенствование процессов производственной инфраструктуры и подготовки производства в соответствии с требованиями основного производства и потребителей.

3. Совершенствование организации и менеджмента производства на основе принципов ПИ, ИКПП, логистики и других требований с рассмотрением инфраструктурно - обеспечивающих процессов, материально-производственных потоков, процессов материально-технического снабжения, реализации готовой продукции в виде единого, сквозного, комплексного процесса на предприятии.

Основные принципы формирования ОЭС ПИ на машиностроительном предприятии следующие:

- ОЭС ПИ формируется в виде БФМ производственной инфраструктуры четырех видов: БФМ ПОП, БФМ РЭОП, БФМ ТСОП, БФМ ИНПИ (как этапы работ в сфере ПИ предприятия);

- ОЭС ПИ является подсистемой второго уровня управления по отношению к ОЭС ИКПП;

- подсистема должна обеспечивать адекватность уровню ТиОРП на предприятии;

- обеспечивать гибкость, преемственность и минимальные затраты в ОЭС ПИ при перестройке производства на выпуск новой продукции (техники);

- функциональные модули и БФМ ОЭС ПИ должны носить профилактический, превентивный характер, предупреждая возможные нарушения (сбои) нормального ходя, ритма производства;

- подсистема должна обеспечивать условия выпуска продукции высокого качества и конкурентоспособности при минимуме затрат на ее производство и подготовку;

- осуществлять формирование организационной структуры подразделений ОЭС ПИ на основе концентрации унифицированных процессов и специализации этих подразделений;

- обеспечивать оптимальную концентрацию, централизацию, специализацию и кооперацию работ в БФМ ОЭС ПИ;

- осуществлять комплексную механизацию и автоматизацию работ в ОЭС ПИ предприятия как составной части ОЭС ИКПП.

Авторами разработаны средние соотношения между выполняемыми функциями в ОЭС ПИ на отечественных машиностроительных предприятиях, которые представлены в табл. 1.

Таблица 1

Удельный вес отдельных функций в общем объеме работ, выполняемых

в ОЭС ПИ

№ п/п Функции, выполняемые в ОЭС ПИ предприятия Уд. вес функции в общем объеме функций ОЭС ПИ (%)

1 Инструментальные (изготовление и приобретение инструмента, оснастки) 25%

2 Ремонтные (организация ремонта и технического обслуживании машин, агрегатов, оборудования) Более 30%

3 Энергетические (обеспечение энергией производственных процессов) 10%

4 Транспортно-складские 25%

5 Прочие функции, выполняемые в ОЭС ПИ работы Около 10%

Хотя в различных подотраслях машиностроения возможны колебания соотношений около приведенных в таблице цифр, можно считать их средненормативными величинами на машиностроительных предприятиях. Как видно из этих данных, наибольший удельный вес в ОЭС ПИ на предприятиях машиностроения занимает БФМ РЭОП (более 40%); примерно на одном уровне затраты в БФМ ПОП и БФМ ТСОП (по 25%), т.е. вместе эти две функции занимают около половины всего объема работ в ОЭС ПИ; остальные работы производственной инфраструктуры - более мелкие и всего их удельный вес в общем объеме работ, выполняемых в системе, менее 10%.

Поэтому в дальнейшем исследовании уделено внимание формированию следующих БФМ: ПОП, РЭОП и ТСОП как основных составных частей ОЭС ПИ. Объединение ремонтной и энергетической функций в функциональный блок БФМ РЭОП, а также транспортной и складской функций - в БФМ ТСОП авторами использовано ввиду их большой функциональной взаимозависимости и взаимосвязи, системно-понятийной близости и реальной интеграции в практике работы машиностроительных предприятий [3].

Неразвитость системы ОЭС ПИ на практике приводит к тому, что в настоящее время более половины рабочих машиностроительных предприятий в стране относятся к так называемой категории «вспомогательных».

Численность ремонтников в России - около 15% (в США - 5%), транспортников соответственно 17 и 8%. В США большая часть работ в области ПИ выполняется специализированными фирмами, и многие машиностроительные предприятия не имеют собственных инфраструктурно -обеспечивающих подразделений, широко применяются в управлении принципы аутсорсинга и аутстаффинга.

Низок уровень автоматизации работ в сфере ПИ на отечественных машиностроительных предприятиях (примерно 28%), тогда как в основном производстве этот уровень в 2-2,5 раза выше. В то же время на многих из них 2/3 всех потерь рабочего времени обусловлено неудовлетворительной работой служб ПИ. Нередки случаи, когда ремонтные и инструментальные цехи отечественных машиностроительных предприятий на 1/3 и более загружены работами основного и экспериментальных производств, что дезорганизует функциональную деятельность этих цехов и не позволяет организовать профилактическое и регламентированное обеспечение производства. Все это говорит о значительных резервах совершенствования производственной инфраструктуры предприятий и необходимости создания современной ОЭС ПИ.

Изменение роли и содержания функций инфраструктурного обеспечения производства в настоящее время превращает их из вспомогательных (второстепенных) в системно-определяющие в стадии превентивной инфраструктурно-комплексной подготовки производства на машиностроительных предприятиях; это предопределяет необходимость подготовки работников ОЭС ПИ нового типа, с широкой, универсальной, многофункциональной подготовкой и квалификацией, умеющих обслуживать интегрированные производственные системы, системы ИКПП и ПИ.

Таким образом, ПИ как часть (подсистема) интегрированной инфраструктурно-комплексной подготовки производства позволяет обеспечить комплексное решение проблем развития машиностроительного производства, его подготовки и инфраструктуры по принципу экономичности (максимальное сокращение длительности производственного цикла и периода освоения новой продукции с минимальными затратами на формирование и совершенствование ОЭС ПИ в составе ОЭС ИКПП, т.е. эффективное использование всех производственных ресурсов предприятия).

Библиографический список

1. Голов P.C., Мыльник A.B. Перспективы формирования национальной инновационной системы в условиях модернизации экономики II Ж-л «Экономика и управление в машиностроении», 2010,№6.

2. Голов P.C., Мыльник A.B. Инновационно-синергетический подход как одна из основных научных теорий для модернизации машиностроения II Ж-л «Экономика и управление в машиностроении» 2011,№2.

3. Голов P.C., Мыльник A.B. Концептуальные основы формирования инновационно-инвестиционных кластерных сред в условиях модернизации экономики II Ж-л «Экономика и управление в машиностроении», 2014, № 1.

4. Иванов И.Н. Организация производства на промышленных предприятиях. М.:Инфра-М,2007.

5. Агарков А.П., Голов P.C., Голиков A.M. Теория организации. Организация производства: Интегрированное учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2015.

6. Клейнер Г.Б. Стратегия предприятия. М.: Дело, 2008.

Bibliographical list

1. Golov R.S., Myl'nik A.V. Perspektivy formirovanija nacional'noj innovacionnoj sistemy v uslovijah modernizacii jekonomiki // Zh-1 «Jekonomika i upravlenie v mashinostroenii», 2010,№6.

2. Golov R.S., Myl'nik A.V. Innovacionno-sinergeticheskij podhod kak odna iz osnovnyh nauchnyh teorij dlja modernizacii mashinostroenija // Zh-l «Jekonomika i upravlenie v mashinostroenii» 2011,№2.

3. Golov R.S., Myl'nik A.V. Konceptual'nye osnovy formirovanija innovacionno-investicionnyh klasternyh sred v uslovijah modernizacii jekonomiki // Zh-1 «Jekonomika i upravlenie v mashinostroenii», 2014,№ 1.

4. Ivanov I.N. Organizacija proizvodstva na promyshlennyh predprijatijah. M.: Infra-M, 2007.

5. Agarkov A.P., Golov R.S., Golikov A.M. Teorija organizacii. Organizacija proizvodstva: Integrirovannoe uchebnoe posobie.

M.: Izdatel'sko-torgovaja korporacija «Dashkov i K0», 2015.

6. Klejner G.B. Strategija predprijatija. M.: Delo, 2008.

Контактная информация / Contact links

8 (495) 417-87-36

mpushkareva@narod.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.