Научная статья на тему 'Ключевые барьеры на пути развития высокотехнологичного машиностроения'

Ключевые барьеры на пути развития высокотехнологичного машиностроения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
138
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ / ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БАРЬЕРЫ / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ / INNOVATIONS / INVESTMENTS / INNOVATION AND INVESTMENT ACTIVITY / BARRIERS / HIGH-TECH ENGINEERING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голов Роман Сергеевич, Мыльник Владимир Владимирович, Паламарчук А.Г.

Статья посвящена анализу тех системных барьеров, которые препятствуют развитию российского высокотехнологичного машиностроения. Рассматривая текущую экономическую ситуацию, авторы отмечают, что в основе модернизации экономики и развития ее высокотехнологичного сектора должны лежать, в первую очередь, усилия государства как единого источника политической воли. В результате проведения исследования авторами определены как сами барьеры на пути развития высокотехнологичного машиностроения, так и единый системный подход к их преодолению и раскрытию инновационно-инвестиционного потенциала российской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY BARRIERS TO THE DEVELOPMENT OF HIGHTECH ENGINEERING

The article is devoted to the analysis of those systemic barriers that impede the development of Russian high-tech engineering. Considering the current economic situation, the authors note that the modernization of the economy and the development of its high-tech sector should primarily be based on the efforts of the state as a single source of political will. As a result of the study, the authors defined the barriers to the development of high-tech engineering as well as a single systematic approach to their overcoming and revealing the innovative and investment potential of the Russian economy.

Текст научной работы на тему «Ключевые барьеры на пути развития высокотехнологичного машиностроения»

304

ключевые барьеры

на пути развития

высокотехнологичного машиностроения key barriers to the development of hightech engineering

ГОЛОВ РОМАН СЕРГЕЕВИЧ

Член Президиума Вольного экономического общества России, заведующий кафедрой «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности» ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», д.э.н., профессор

GOLOV ROMAN SERGEEVICH

Member of the Presidium of VEO of Russia, Head of the Department «Management and Marketing of High-Tech Industries» FGBOU VO «Moscow Aviation Institute (National Research University)», Dr.Sc.Econ, Professor

МЫЛЬНИК ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

Профессор кафедры «Энергетический сервис и управление энергосбережением» ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», д.э.н., профессор

MYLNIK VLADIMIR VLADIMIROVICH

Professor of the Department 516 «Energy Service and Management of Energy Savings» FGBOU VO «Moscow Aviation Institute (National Research University)», Doctor of Economics, Professor

А.Г. ПАЛАМАРЧУК

Аспирант кафедры «Менеджмент и маркетинг высокотехнологичных отраслей промышленности» ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)»

A.G. PALAMARCHUK

Post-graduate student of the department «Management and marketing of high-tech industries» FGBOU VO «Moscow Aviation Institute (National Research University)»

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена анализу тех системных барьеров, которые препятствуют развитию российского высокотехнологичного машиностроения. Рассматривая текущую экономическую ситуацию, авторы отмечают, что в основе модернизации экономики и развития ее высокотехнологичного сектора должны лежать, в первую очередь, усилия государства как единого источника политической воли. В результате проведения исследования авторами определены как сами барьеры на пути развития высокотехнологичного машиностроения, так и единый системный подход к их преодолению и раскрытию инновационно-инвестиционного потенциала российской экономики. ABSTRACT

The article is devoted to the analysis of those systemic barriers that impede the development of Russian high-tech engineering. Considering the

30

current economic situation, the authors note that the modernization of the economy and the development of its high-tech sector should primarily be based on the efforts of the state as a single source of political will. As a result of the study, the authors defined the barriers to the development of high-tech engineering as well as a single systematic approach to their overcoming and revealing the innovative and investment potential of the Russian economy.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Инновации, инвестиции, инновационно-инвестиционная деятельность, барьеры, высокотехнологичное машиностроение. KEY WORDS

Innovations, investments, innovation and investment activity, barriers, high-tech engineering.

Ф #

В настоящее время в российской экономике активно развиваются процессы ее модернизации и формирования инновационной модели экономического развития. Их успешное развитие, по мнению авторов, является единственным путем, который способен вывести отечественную экономическую систему из состояния текущего кризиса, не позволяющего в раскрыть ее социально-экономический потенциал. Модернизация экономики при этом рассматривается руководством государства не как временный этап развития, а как комплекс непрерывных действий и мер, направленных на постоянное повышение эффективности экономических и социальных механизмов развития всех без исключения отраслей современной экономики. Целесообразность такого фундаментального подхода объясняется большим объемом накопившихся проблем, решение которых невозможно без кардинальных изменений во всей экономической системе.

В этой связи высокой степенью важности обладает модернизация и технологическое совершенствование машиностроения как интегрированного комплекса системообразующих подотраслей народного хозяйства. За последние десятилетия в машиностроении образовалось большое число проблем, тормозящих его развитие и негативно влияющих на показатели рентабельности и экономической эффективности промышленных предприятий. Сложности, вызванные переходом от плановой к рыночной модели экономики, привели многие, успешные в советское время, предприятия на грань банкротства. Отсутствие опыта работы в динамичной рыночной среде, а также глубоких знаний о принципах маркетинга и конкурентной борьбы еще в первой половине 90-х гг. двадцатого века привели к распаду большого числа промышленных предприятий. Тем самым была подорвана мощная национальная промышленная система, бывшая одним из мировых лидеров по темпам развития во времена СССР. На ее месте начала формироваться следующая эволюционная модель, которая стала результатом синтеза старого советского опыта, научно-технического потенциала и производственной базы с новыми западными и отечественными методологическими и практическими разработками, значительная часть которых была заимствована у западных ученых и методологов. При этом не были учтены особенности российской экономики и ее коренные отличия от западных экономических систем, что привело в итоге к серьезным сложностям при попытках применить западный опыт на российских предприятиях.

Негативно отразилось на производственном потенциале предприятий недостаточное вложение средств или полное его отсутствие в развитие автоматизированных систем

308

управления производством. Низкий уровень автоматизации и информатизации производственных и управляющих процессов привел к резкому падению конкурентоспособности отечественных производителей по сравнению с их западными конкурентами. Непрерывно развивающиеся на Западе системы стандартизации качества продукции способствовали ужесточению большинства ее технологических и технических критериев, соблюдение которых стало затруднительно для российских производителей с учетом устаревания промышленного оборудования и невозможности выдерживания на нем требуемых технических параметров и допусков.

Вместе с тем, начиная с момента прекращения централизованного финансирования, вот уже второй десяток лет в промышленности происходит постоянное увеличение степени износа и устаревания производственного оборудования. Это приводит к сокращению объемов выпускаемой продукции, падению ее качества, образованию на предприятиях нерентабельных цехов, заполненных устаревшими моделями станков и производственных линий. С течением времени производственный потенциал предприятий падает. Они уже не в состоянии производить новую продукцию, придерживаясь при этом мировых стандартов качества. Доля брака в выпускаемой продукции растет ввиду естественных причин — на старом и изношенном оборудовании становится просто невозможно выполнять основные производственные операции с такой же точностью, как и 20-30 лет назад, когда данный станок поступил в цех. Не говоря уже о том, что в отечественном производстве достаточно много сегодня и такого оборудования, которое, будучи выпущено 30-40 лет назад, просто не приспособлено под выполнение

высокоточных производственных операций с минимальным использованием человеческого потенциала (то есть независимо от уровня мастерства рабочего).

Особое место вопросы технологического развития предприятий занимают в свете инновационного развития экономики. Как известно, одним из свойств конкурентоспособной инновационной продукции является высокий уровень качества. Никто из потребителей не станет платить за нее более высокую, нежели за традиционный продукт, цену, если данный инновационный продукт через непродолжительное время эксплуатации просто выйдет из строя вследствие наличия производственного брака. В инновационной сфере на Западе высокий уровень качества является неотъемлемым атрибутом инновации. Соответственно, систематический брак в выпускаемой инновационной продукции будет означать падение популярности бренда компании вплоть до резкого неприятия со стороны потребительского рынка. По этой причине отечественные предприятия не имеют шансов в конкурентной борьбе с известными мировыми производителями инновационной продукции вследствие того, что действующее на российских предприятиях технически устаревшее оборудование в принципе не способно обеспечить должны уровень качества производимой продукции.

Также следует отметить другое качество, присущее значительной доле инноваций — наличие сложной и высокотехнологичной структуры продукта — электронных и цифровых подсистем, встроенных программ и прошивок и т.д. Все эти компоненты и подсистемы, составляющие основную техническую ценность данной инновации в глазах потребителя, невозможно в принципе производить на устаревшем оборудовании. Так, к примеру, для производства современной

микроэлектронной техники требуется не просто закупить 1-2 станка, а оборудовать современными автоматизированными станками и производственными линиями целые цеха и корпуса предприятия, что требует вложения миллиардных инвестиций.

Одной из причин низкой инновационной активности машиностроительной промышленности можно отметить также значительный процент закрывшихся со времени распада СССР научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций. Являвшиеся кузницей инновационных проектов, они оказались не нужны активно развивающемуся постсоветскому рынку. Изобретатели, создававшие действительно ценные и актуальные для промышленности устройства, вынуждены были менять специализацию либо уезжать на Запад. Эти процессы привели к существенному истощению отечественного прикладного научного потенциала, который и является основной созидательной силой на пути инновационного развития экономики.

Профессия изобретателя в период кризиса 90-х годов утратила свою престижность. Впрочем, данный процесс, как и остальные негативные тенденции в российской экономике, не является необратимым. Уже сейчас можно наблюдать начало положительных изменений, ставших итогом следования курсу модернизации и инновационного развития. Причиной краха исследовательских организаций и конструкторских бюро стала нехватка финансовых ресурсов для работы над проектами и потеря контактов с промышленностью. Пока существовала централизованная система финансирования научной деятельности и промышленного производства, взаимодействие науки и промышленности представляло собой естественный процесс. Научно-про-

мышленные предприятия были гордостью как управлявших СССР политических фигур, так и простого народа, следившего за достижениями передовых отраслей народного хозяйства. Но когда государственные финансовые потоки, интегрировавшие две этих области — научную и промышленную — были остановлены, то связи между ними разрушились. У предприятий не было средств для дальнейшего воплощения разработок НИИ и КБ, а их собственная рентабельность продолжала падать на фоне захлестнувшего рынок потока импортной продукции.

Следствием дезинтеграции науки и промышленности стало отсутствие развитого рынка отечественной инновационной продукции. Потребители с готовностью приобретают иностранную продукцию благодаря ее техническому превосходству, качеству изделий и наличию у производителей известных брендов, обладающих высоким уровнем доверия среди потребителей. В связи с отсутствием у российских производителей достаточно сильных позиций на отечественном рынке инновационной продукции сложилась парадоксальная ситуация — они оказались чуждыми для российских потребителей.

Потенциальные потребители не доверяют отечественным производителям инноваций. Они прекрасно осведомлены о сложном состоянии промышленного комплекса и склонны видеть в российской продукции, прежде всего, образчики технологической отсталости на фоне существующих западных инноваций. Это скептическое восприятие имеет под собой определенные логические основания. Даже обыватели понимают, что для выпуска качественной и высокотехнологичной продукции требуется формирование современных производственных систем, а также наличие достаточного

интеллектуального, финансового и материального обеспечения разработки и производства инноваций. В отсутствие необходимых ресурсов предприятие в принципе будет не способно осуществить разработку и реализацию инновационного продукта.

Рассматривая данное отношение потребителей к отечественной высокотехнологичной продукции применительно к машиностроению, самым ярким примером можно выбрать ситуацию в автомобилестроении. Несмотря на усилия конструкторов, изобретателей и производителей, большинство потребителей неизменно выбирает автомобильную продукцию Запада и стран Азии.

Еще одной существенной проблемой современной промышленности является недостаточное обеспечение предприятий необходимым автоматизированным производственным оборудованием со стороны станкостроительной отрасли. Подавляющее большинство станков с ЧПУ, промышленных роботов и обрабатывающих центров, как и других инструментов производства, закупаются в той же Азии или на Западе. Реальная проблема гораздо глубже видимого уровня. Отсутствие необходимого для оснащения предприятий отечественного автоматизированного оборудования приводит к снижению социально-экономической эффективности производства. В настоящее время российские предприятия, проводящие автоматизацию производства, вынуждены, в большинстве своем, вкладывать средства в развитие зарубежного станкостроения, оснащая свои производственные системы иностранной техникой. При этом мы упускаем важную связь между конструкторами станков и производителями инноваций. В случае, если бы оборудование производилось в России, у российских

же предприятий была бы возможность коммуникаций со станкостроителями. Это позволило бы им создавать уникальные образцы оборудования, учитывающие специфику отечественного производства и конкретные производственные задачи, реализуемые в нашей промышленной системе. Оснащение предприятий российской техникой позволило бы замкнуть стратегически важный инвестиционный контур, когда вкладываемые производителями для модернизации производственных систем средства напрямую шли бы на развитие отечественной станкостроительной отрасли.

Далее следует проанализировать потенциал инновационного инвестирования. По сути, оно представляет собой вложение средств в технологическое будущее экономики. Инновации являются сегодня теми элементами, из которых формируется новый ландшафт рынка. Соответственно, вкладывая сегодня ресурсы в создание и производство никому не известного продукта, инвестор уже через несколько лет может оказаться на одном пьедестале с лидерами ведущих мировых компаний. Инновации сегодня формируют наиболее значимые траектории развития рынка и в высокой степени влияют на сознание и выбор потребителей. Это развитие можно представить как последовательность взаимосвязанных этапов, которая протекает в условиях постоянно изменяющейся внешней среды и регулируется внутренними законами, способствующими сохранению правильного курса этого развития. Ценность инноваций в этом случае состоит в том, что некоторые из них являются наиболее эффективными инструментами для решения крупных и значимых проблем, стоящих перед обществом. В качестве таких проблем можно привести нехватку пищевых ресурсов, истощение природной среды экономически развитых

314

государств, экономические и политические кризисы и т.д. Позволяя решить весьма серьезные проблемы, инновации становятся своеобразным мостом, который позволяет сегодня человечеству преодолеть пропасть, перед которой оно стоит: угроза голода, угроза перенаселения планеты, угроза войн и конфликтов между государствами, угроза эпидемий и многие другие проблемы. Прекрасно осознавая эту стратегически важную роль инноваций, Запад готов инвестировать в их развитие сотни миллиардов, потому что понимает: тот, кто создаст хотя бы часть из инструментов для стабилизации ситуации в мире и решения означенных проблем, станет потенциальным владельцем будущего всего человечества.

Как это ни удивительно, но одним из факторов, способствовавших росту популярности инноваций, стало увеличение числа крупных кризисов, обрушившихся на цивилизацию на рубеже тысячелетий. Сегодня необходима такая универсальная система, которая смогла бы противодействовать хаосу, прорывающемуся из экономической, политической и социальной сфер жизнедеятельности. В подобных условиях существует также тенденция к увеличению числа проблем, стоящих перед человечеством. Именно на их решение направлены крупные национальные инновационные проекты, а также работа национальных инновационных систем, включающих в себя отраслевые инновационные системы. Инновации в данном случае позволяют использовать мультидисциплинарные подходы для решения данных проблем. Как идеи они часто бывают независимы от формальных научных областей, в которых люди уже искали решение для той или иной сложной задачи. Это позволяет их разработчикам говорить о наличии достаточно большого скрытого потенциала у инноватики, использование которого уже

в перспективе ближайшего будущего позволит создать инструменты, способствующие решению насущных проблем современного человечества.

Авторами рассмотрены лишь некоторые основные проблемы современной высокотехнологичной промышленности и машиностроения в частности. На практике этих проблем гораздо больше, но все они имеют общую причину: отсутствие единой системы, которая позволила бы объединить участников инновационно-инвестиционной деятельности, способствуя их взаимодействию и реализации ценных для экономики проектов по созданию инноваций. Необходимость создания данной системы объясняется тем, что в настоящее время в российской экономике отсутствуют необходимые механизмы и инфраструктура для интеграции научной, промышленной и инвестиционной сфер. Даже обладая ценной инновационной идеей, изобретатель часто не имеет возможности воплотить ее в жизнь по причине неудач с привлечением необходимого объема инвестиций. Промышленное предприятие, заинтересованное в производстве инновационной продукции, не всегда имеет возможность найти подходящий проект или инвестиционные ресурсы для его разработки, подготовки производства и т.д. В случае отказа от вложения инвестиционных средств в реализацию инноваций упускает свою выгоду и инвестор, потенциально имеющий возможность вложения средств в перспективные разработки, которые в будущем имеют все шансы на образование новых рынков. Если рассмотреть эту ситуацию с позиции участников инновационно-инвестиционной деятельности, то можно сделать вывод, что практически каждая из сторон несет серьезные убытки и не всегда имеет возможность реализовать свой потенциал.

31

В качестве эффективного подхода к решению этой ситуации авторы видят создание единой системы управления инновационно-инвестиционной деятельностью, основным организатором которой должно выступить государство, тем сформировав инфраструктурную среду для экономического взаимодействия руководителей предприятий, инноваторов и инвесторов. Создание подобной системы, на наш взгляд, должно базироваться на принципах синергетики, иннова-тики, теории систем и инновационно-инвестиционного менеджмента, а ее инициатором необходимо выступить государству как основному источнику политической воли. Подобный подход станет важным сигналом для участников рынка высокотехнологичной продукции, консолидировав их в рамках прорывных инновационных направлений и обеспечив приток существенного объема инвестиций. При этом оптимальной формой консолидации участников инновационно-инвестиционной деятельности должно стать создание кластерных и сетевых структур как объединений, адаптивных к изменениям во внутренней и внешней среде.

Библиографический список

1. Голов Р.С., Мыльник А.В. Инновационно-синергетическое развитие промышленных организаций (теория и методология). — М.: ИТК «Дашков и Ко», 2018. — 420 с.

2. Голов Р.С., Мыльник А.В. Инновационно-синергетический подход как одна из основных научных теорий для модернизации машиностроения // Экономика и управление в машиностроении. 2011. № 2.

3. Голов Р.С., Мыльник А.В. Концептуальные основы формирования инновационно-инвестиционных кластерных сред в условиях мо-

дернизации экономики // Экономика и управление в машиностроении. 2014. № 1.

4. Клейнер Г.Б. Стратегия предприятия. — М.: Дело, 2008. — 568 с.

5. Лапин Н.И. Теория и практика инноватики. — М.: Университетская книга; Логос. 2008. — 328 с.

6. Мицуаки С. Эпоха системных инноваций. — М.: Секрет фирмы, 2006. — 248 с.

Bibliographical list

1. Golov R.S., Myl'nik A.V. Innovacionno-sinergeticheskoe razvitie promyshlennyh organizacij (teorija i metodologija). M.: ITK «Dashkov i Ko», 2018. 420 s.

2. Golov R.S., Myl'nik A.V. Innovacionno-sinergeticheskij podhod kak odna iz osnovnyh nauchnyh teorij dlja modernizacii mashinostroenija // Zh-l «Jekonomika i upravlenie v mashinostroenii» 2011, № 2.

3. Golov R.S., Myl'nik A.V. Konceptual'nye osnovy formirovanija innovacionno-investicionnyh klasternyh sred v uslovijah modernizacii jekonomiki // Zh-l «Jekonomika i upravlenie v mashinostroenii», 2014, № 1.

4. Klejner G.B. Strategija predprijatija. M.: Delo, 2008. 568 s.

5. Lapin N.I. Teorija i praktika innovatiki. M.: Universitetskaja kniga; Logos. 2008. 328 s.

6. Micuaki S. Jepoha sistemnyh innovacij. M.: Sekret firmy, 2006. 248 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.