Научная статья на тему 'Повышение эффективности управлением подготовкой машиностроительного производства и его инфраструктурой'

Повышение эффективности управлением подготовкой машиностроительного производства и его инфраструктурой Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности управлением подготовкой машиностроительного производства и его инфраструктурой»

Мамбеталиева Г.С., Манкешева О.Т.

Магистры, кафедра нефтегазовое машиностроение, Каспийский государственный университет технологий и инжиниринга

имени Ш. Есенова

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЕМ ПОГОТОВКОЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА И ЕГО

ИНФРАСТРУКТУРОЙ

Ключевые слова:

Предприятие, как мы уже отметили выше, отражает интеграционную, собирательную функцию. Подразделения предприятия, непосредственно осуществляющие производственный процесс или способствующие его осуществлению, их состав, распределение функций между ними и формируют в целом производственную систему машиностроительного предприятия.

На современном этапе развития машиностроительных предприятий наблюдается значительный дисбаланс в деятельности указанных структур. Это происходит, во-первых, потому, что недостаточно внимания уделяется подготовке производства и, во-вторых, существует отрыв ведения подготовки производства от разработки соответствующей ему производственной инфраструктуры. Поэтому интеграция подготовки машиностроительного производства с его инфраструктурой позволяет создать эффективно функционирующее производство. Решению этой задачи служит их рассмотрение в системе организационно-экономическими системами (ОЭС), позволяющее осуществлять инфраструктурно-

комплексную подготовку производства (ИКПП). ОЭС выступает как «интегратор» инновационных изменений и модернизации производства на машиностроительных предприятиях. ОЭС ИКПП на современном этапе должны объединить ранее разрозненно функционирующие подразделения

1

подготовки производство и его инфраструктуры и тем самым создать условия для эффективного развития машиностроительного производства. Такие системы в организационном плане объединяют техникотехнологический и социальный аспекты производственной деятельности на предприятиях машиностроения [3].

Организационно-экономическими системами (ОЭС) предприятий машиностроения представляет собой целенаправленно организованный комплекс вещественных (техника, сырье, материалы, конструкторские чертежи, технологические процессы, персонал и т.п.) и информационных (производственная программа, нормы, нормативы, совокупность сведений о структуре и состоянии объекта управления и т.д.) ресурсов, обеспечивающих выпуск соответствующей продукции или реализацию услуг. ОЭС машиностроительного предприятия функционально объединяет организацию и экономику, все соответствующие производственные отношения в единую производственно-хозяйственную систему. В посткризисных условиях ОЭС на предприятиях машиностроения может сыграть ведущую роль «интегратора» и регулятора модернизации производства. В этих условиях подготовка производства (ПП) и производственная инфраструктура (ПИ) на предприятиях машиностроения все более сближаются и объединяются в единую систему инфраструктурно-комплексной подготовки производства (ОЭС ИКПП). Последняя по принципу комплексности охватывает все процессы подготовки производства и его инфраструктуры в их интеграционной взаимосвязи и взаимодействии, обусловленности и последовательности. Вот почему ОЭС ИКПП можно назвать «интегратором-инноватором» производственно-хозяйственной системы

машиностроительных предприятий на этапе их посткризисного развития.

Современный этап длительного депрессивного состояния машиностроительного производства в РК, усиленного влиянием мирового финансового кризиса 2008 г., характеризуется значительным сокращением

2

объемов выпуска продукции, прекращением деятельности многих предприятий, цехов и участков, а также потерей большого количества квалифицированных кадров в результате их сокращения, требует принятия радикальных мер, прежде всего в области создания таких «интеграционных центров» на машиностроительных предприятиях, как ОЭС ИКПП.

Положение усугубляется еще и тем обстоятельством, что отечественное машиностроение располагает устаревшими

производственными фондами, более 50 % которых нуждается в радикальной замене. Отсюда закономерным представляется вывод: модернизация

экономики, инновационное развитие машиностроительного комплекса в РК становится велением времени. Это возможно только на основе принятия системно-комплексных организационно-управленческих решений по модернизации машиностроительного производства на базе его инновационного развития. [2]

Такое положение вызвало необходимость рассмотрения всех взаимосвязанных подсистем машиностроительного предприятия на интегрированной основе, с применением системно-комплексного подхода. Слабая взаимосвязь между производственными подсистемами, существующая сегодня на машиностроительных предприятиях, со всей очевидностью в поскризисных условиях развития машиностроения обуславливает переход к новым системам - ОЭС, являющимся основой обеспечения повышения эффективности производства.

Уход от преобладания административных методов управления (при централизованной плановой социалистической системе хозяйствования) к организационно-экономическим в сочетании с социально-психологическими методами управления машиностроительными предприятиями - объективная необходимость требований современной рыночной экономики. Отсюда вытекает целесообразность широкого использования организационноэкономических отношений между субъектами рыночной экономики (в

3

первую очередь, предприятиями и организациями, связанными товарообменными операциями) и соответственно перехода к организационноэкономическим системам (ОЭС) на различных уровнях управления экономикой.

Основная проблема в таких условиях состоит в том, чтобы упор в ОЭС подготовки машиностроительного производства был сделан на разработку новых, современных концепций и стратегий в этой области; сосредоточение сил и ресурсов на НИОКР как главной составляющей инновационной деятельности машиностроительных предприятий и подготовки производства в тесной увязке с производственной инфраструктурой (ПП и ПИ); применение в решении актуальной народнохозяйственной проблемы направлений эффективного взаимодействия системы инфраструктурнокомплексной подготовки производства (ОЭС ИКПП) с системами менеджмента качества и конкурентоспособности предприятий. []

Производственный процесс на машиностроительном предприятии является по сути дела основным, определяющим суть его производственной деятельности. Этот основной процесс включает блок операций, имеющих прямое отношение к продукту предприятия и тем самым влияющих на создание добавленной стоимости. Но успешного решения этих задач нельзя добиться без совершенствования, во-первых, комплексной подготовки производства (КПП); во-второй производственной инфраструктуры (ПИ); в-третьих, непроизводственной инфраструктуры (НПИ). Для этого необходимо сформировать единую ОЭС на предприятии. Кроме того, для функциональных подразделений предприятия, самостоятельно работающих по принципу хозрасчетных, сетевых и других современных организаций, требуется также формирование функциональных (специальных) ОЭС на предприятии. Схема формирования ОЭС на машиностроительном предприятии в современных посткризисных условиях хозяйствования представлена на рис. 1.

4

Рисунок 1 - Схема формирования ОЭС на машиностроительном предприятии

(трехмерная модель)

Исходя из схемы формирования ОЭС на машиностроительном предприятии, можно сказать, что, помимо ОЭС производства (в литературе -«организация производства»), ОЭС непроизводственной инфраструктуры (НПИ), основной организационно-экономической системой является ОЭС ИКПП (инфраструктурно-комплексной подготовки производства),

объединяющая в своем составе близкие по своему содержанию ОЭС КПП и ОЭС ПИ.

5

Рисунок 2 - Организация взаимодействий ОЭС ИКПП с управляющей подсистемой предприятия и внешней средой ОЭС ИКПП, включающая подсистемы, тесно взаимодействующие между собой - ОЭС КПП и ОЭС ПИ, обладает определенной структурной сложностью, вызванной сложностью современного машиностроительного производства; организованностью и эмерджентностью - типичными свойствами всех сложных систем. Динамический характер системы определяется тем, что она находится в состоянии непрерывного изменения вследствие постоянных изменений внешней среды, факторов воздействия на нее. ОЭС ИКПП является типично вероятностной системой, так как она функционирует в условиях воздействия большого количества неуправляемых, случайных факторов внешней среды, воздействий от управляющей подсистемы предприятия и др.

В результате осуществления процессов ОЭС ИКПП на ее выходе обеспечивается организационно-экономическая готовность предприятия к осуществлению задач основного производства. По сути дела окончание работ в ОЭС ИКПП означает выполнение работ не только по подготовке производства и его инфраструктуре, но и обеспечение всех необходимых условий для организации основного производства и его дальнейшего развития.

Управление ОЭС ИКПП можно определить как целенаправленное воздействие на все ее основные элементы (коллективы людей, средства

6

технологического оснащения, входные ресурсы) для эффективной организации и координации (регулирования) деятельности, на этапы подготовки и инфраструктурного обеспечения машиностроительного производства. Этот подготовительно - производственный блок процессов по сути дела определяет необходимую и достаточную степень уверенности предприятия в последующих, обозначенных в рамках его производственной системы, стадиях организации производства, а затем реализации изготовленной машиностроительной продукции на рынке.

Основные системы машиностроительного предприятия (общепроизводственной системы):

1.ОЭС как интегрирующая и инновационная его основа;

2. технико-технологическая система (ТТС), включающая здания, сооружения, оборудование, технологии производства (последнее -радикальный элемент инноваций);

3. социальная система (СС), объединяющая работников трудового коллектива (приобретающая активную роль в связи с развитием профессионализма, экономики знаний). Они находятся в постоянном взаимодействии.

Каждая из этих трех систем на определенном этапе развития предприятия динамично развивается и может оказывать свое непосредственное уникальное воздействие на повышение эффективности производства. На современном этапе инновационного развития

машиностроительных предприятий принципиальное, преобладающее значение на эффективность работы предприятия должна оказывать первая система, потенциально выступающая «интегратором - инноватором», от развития которого в ближайшее время может радикально измениться весь комплекс машиностроительного производства. 7

7

Список литературы

1. Ревенко Н.Ф., Агарков А.П., Глухова Л.М., Лаптев О.Б.-Организация и менеджмент машиностроительного предприятия: Учебное пособие.-Ижевск: ИЭиУ, 2004.-328с.

2. Подлипаев Л.Д., Панфилов А.С., Бельтюкова Е.А., Агарков А.П. Менеджмент машиностроительного производства: Учебное пособие.-М.: Сатурн - С, 2005.-147с.

3. Болгов И.В., Агарков А.П. Инфраструктура предприятий сервиса: Учебник.-М.: ИЦ «Академия», 2008.-189с.

8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.