Научная статья на тему 'Необходимость построения телекоммуникационных сетей и сетей связи в машиностроительном секторе экономики'

Необходимость построения телекоммуникационных сетей и сетей связи в машиностроительном секторе экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
788
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА / МАШИНОСТРОЕНИЕ / ИНВЕСТИЦИИ В ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тронина И.А.

В статье отмечается, что телекоммуникационные технологии играют важную роль при решении задач инновационного развития предприятий машиностроения, когда от скорости, качества и своевременной передачи информации зависит правильность принятия стратегически важных решений как на уровне регионов, так и отдельных субъектов экономических отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Необходимость построения телекоммуникационных сетей и сетей связи в машиностроительном секторе экономики»

34 (217) - 2011

ПРОБЛЕМЫ. ПОИСК. РЕШЕНИЯ

УДК 005:334.764.4

НЕОБХОДИМОСТЬ ПОСТРОЕНИЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СЕТЕЙ И СЕТЕЙ СВЯЗИ В МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ*

И. А. ТРОНИНА, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента E-mail: irina-tronina@yandex.ru Государственный университет — учебно-научно-производственный комплекс,

г. Орел

В статье отмечается, что телекоммуникационные технологии играют важную роль при решении задач инновационного развития предприятий машиностроения. Ведь от скорости, качества и своевременной передачи информации зависит правильность принятия стратегически важных решений как на уровне регионов, так и отдельных субъектов экономических отношений.

Ключевые слова: телекоммуникационная система, машиностроение, инвестиции в телекоммуникационные технологии, интеграционный проект.

Роль телекоммуникационных технологий в машиностроении определяется важностью процессов инновационного развития предприятий машиностроения, необходимостью их технологической модернизации и интеграции с целью создания устойчивых конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе. Современные тенденции построения телекоммуникационных систем в машиностроительных структурах предполагают наличие сложных разнородных сетей передачи данных, сетей

* Статья подготовлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ» при Орловском государственном техническом университете.

сбора технологической информации, телефонных систем. Объединение их в единую структуру и исследование их характеристик является актуальной задачей для организаций машиностроения.

Без современной телекоммуникационной инфраструктуры в России невозможно ее вхождение в мировое экономическое и информационное пространство. Поэтому Правительство РФ рассматривает дальнейшее развитие телекоммуникационной инфраструктуры страны как один из главных факторов подъема машиностроительного производства, роста деловой и интеллектуальной активности общества, укрепления авторитета страны в международном сообществе.

На сегодняшний день большинство машиностроительных объектов имеют распределенные сети сбора информации с различных датчиков и часто используют специализированные технологии передачи данных на нижнем уровне — так называемые промышленные сети (йеЫЬш). Главными особенностями структурной реализации сетей «нижнего» уровня являются территориальная распределенность, разнородность применяемого оборудования и необходимость интеграции в телекоммуникационные сети более высокого уровня.

Существующие на многих машиностроительных предприятиях автоматизированные системы управления и контроля за основными технологическими процессами (АСУ ТП), локальные системы контроля и управления, а также существующие Интранет-сети не связаны в единую систему, способную анализировать ситуационную обстановку и прогнозировать ее развитие для принятия решений по управлению всей технологической системой машиностроительного предприятия в безаварийном режиме.

Успешное объединение современных коммуникационных систем масштаба предприятия с сетями передачи данных и с компьютерными системами для обеспечения всех приложений — голосовая почта, доступ к базам данных, диспетчерские системы, call-centers и другие — является одной из первоочередных задач при организации эффективной работы машиностроительных предприятий.

Наличие эффективной телекоммуникационной сети машиностроительного завода будет способствовать беспрерывному автоматическому сбору информации о состоянии технологических объектов (технологического оборудования и других технологических цепей производства), прогнозу возникновения разных видов опасностей (взрыво-опасности, пожароопасности, аварий), а также накоплению, обработке, отображению информации, для подачи команд, звуковых сигналов.

Общезаводская телекоммуникационная сеть призвана отвечать условиям работающего машиностроительного предприятия и осуществлять не только контроль и констатацию сиюминутного состояния его работы, но и предупреждать возможные аварийные ситуации в процессе производства. Условия функционирования машиностроительных заводов связаны с наличием большого количества вредных воздействий на оборудование: мощные электромагнитные излучения, сильные вибрации, повышенная влажность, воздействие пыли. Поэтому необходимо применение специальных стандартов, обеспечивающих надежную защиту от перечисленных проблем.

Проникновение телекоммуникационной системы в машиностроительный сектор экономики рассмотрим в разрезе интеграционных проектов, которые все чаще попадают в фокус внимания руководителей машиностроительных предприятий, специалистов-практиков, экспертов, специализированных управленческих и технологических изданий. Рост интереса к интеграционной проблематике отмечается именно среди предприятий

экспортных и сырьевых отраслей, машиностроительных компаний, предприятий оборонного комплекса, телекоммуникационной сферы.

Причины такого «интеграционного бума» очевидны — при благоприятной конъюнктуре и увеличении платежеспособности в большинстве отраслей нашей экономики проблема недогруженных производственных мощностей уступила место проблеме рыночной конкуренции. Известно, что несогласованность, дезинтеграция бизнес-процессов, данных и технологий существенно снижают рыночную эффективность. Поэтому дальновидные стратегически мыслящие управленцы хотят вкладывать ресурсы в построение и развитие масштабных интеграционных проектов. Все больше руководителей переходят к практическим шагам в этой области, и уже можно говорить о содержательном опыте интеграционных проектов в России.

Современная трактовка термина «интеграция проектов» сформировалась как обобщение и развитие понятия «системная интеграция». По мере роста масштабов интеграционных проектов в их «орбиту» стали вовлекаться все новые области менеджмента, интеграция стала выходить за рамки ИТ-проблематики и постепенно превращалась из новомодной технологической концепции в существенный реальный фактор хозяйственной деятельности, от которого руководитель и владельцы предприятий машиностроительного комплекса вправе ожидать ощутимого экономического эффекта.

В результате интеграция ассоциируется не только со стыковкой между собой программных компонентов, а рассматривается гораздо шире — как система взаимосвязанных проектов по улучшению бизнес-технологий предприятия, совершенствованию применяемой управленческой методики с использованием современных ИТ-инструментов и других ресурсов. Такое обобщенное понимание интеграции наилучшим образом соответствует ожиданиям и потребностям российских машиностроительных предприятий, поскольку оно помогает проложить оптимальную «фазовую траекторию» работ в условиях временных ресурсных ограничений и получить синергетический эффект от взаимного влияния интегрируемых направлений [3].

Задача интеграционного проекта должна состоять в обеспечении трех основных факторов делового успеха:

1) эффективной технологии построения бизнеса: внедрения адекватных бизнес-технологий в области маркетинга, сбыта, взаимоотношений с клиентами, финансов, логистики, персонала;

2) эффективного управления машиностроительным предприятием: оптимизации системы управления предприятием с использованием современных информационных технологий;

3) эффективной команды профессионалов: подготовки руководителей, специалистов к использованию современных управленческих технологий и информационных систем. Рассматривая интеграционную проблематику,

сделаем акцент на технологических вопросах интеграции бизнес-приложений. Широко обсуждаются вопросы интеграции программных систем на уровне данных, интерфейсов, бизнес-логики. Немало публикаций посвящено характеристикам программного обеспечения middleware, используемого для интеграции — мониторов транзакций, серверов приложений, средств удаленного вызова процедур в гетерогенных средах и брокеров сообщений, инструментов унифицированного доступа к распределенным базам данных. Однако построение и реализация интеграционного проекта далеко не исчерпывается технологической проблематикой. Для успеха проекта важны методологические основы его построения, особенно если речь идет о проектной интеграции в представленном выше широком понимании. С этой точки зрения представляют интерес универсальные базовые принципы управления интеграционными проектами, составляющие необходимые условия успешной интеграции телекоммуникационной сети в машиностроительный сектор экономики.

Принцип 1. Четкое определение целей и границ проекта.

Границы интеграционного проекта, как правило, должны охватывать критически важные области телекоммуникационной деятельности и ключевые бизнес-процессы машиностроительных предприятий: финансы, логистику, производство. Конкретизация областей и задач, затрагиваемых проектом, является первым ключевым этапом его построения. Нельзя экономить ресурсы и время на этой работе, поскольку такая «экономия» многократно увеличивает риск разочарования результатами проекта и, в конечном итоге, ведет к его неуспеху.

Границы и цели проекта формализуются и согласовываются на предконтрактной стадии в ходе серии консультаций со специалистами и руководством заказчика. Как правило, требуется несколько итераций, прежде чем заказчику и интегратору удается прийти к единому пониманию того, какие именно задачи, в каком объеме должны быть решены и что представляет собой само понятие решения.

В общем случае границы проекта включают работы по консалтингу, подготовку специалистов заказчика в области экономики, менеджмента и ИТ, поддержку бизнес-модели с помощью информационных технологий, сопровождение функционирования решения в режиме промышленной эксплуатации. Формализация и фиксирование степени охвата задач и глубины продвижения по каждому из этих направлений являются необходимым условием успеха интеграционного проекта.

Принцип 2. Привлечение к управлению проектом квалифицированных специалистов-интеграторов.

Управлять интеграционным проектом должны привлеченные профессионалы-эксперты. Дело здесь не только в том, что по своей сути интеграционный проект объединяет широкий спектр направлений деятельности и разные предметные области, в которых предприятие-заказчик не всегда хорошо ориентируется. Главные причины, в силу которых построение интеграционных проектов доверяют внешним консультантам — ценность «свежего взгляда» на проблемы предприятия, необходимость обеспечить приоритет интересов проекта над групповыми и личными интересами представителей заказчика, а также возможность опереться на успешный опыт и апробированные методологии подобных проектов на других предприятиях. Играет роль и то обстоятельство, что набор предлагаемых современным рынком инструментов и технологий интеграции огромен и продолжает расширяться, а их функциональность и сложность быстро возрастают, так что без профессиональных консультантов эффективно воспользоваться этим высокотехнологичным арсеналом вряд ли удастся.

Разумеется, это не означает, что заказчику следует самоустраниться от участия в проекте. Наоборот, в состав проектной группы обязательно включаются самые квалифицированные и опытные специалисты и топ-менеджеры предприятия-заказчика. Их роль состоит в информационной и административной поддержке проекта на всех этапах его жизненного цикла.

Искусство интегратора состоит в умении грамотно сформировать проектную группу и координировать работу, управляя разнонаправленными интересами ее членов. В связи с этим оказывается перспективным адаптивный или динамический подход к формированию рабочей группы — команды проекта. По мере того как возникает необходимость в специалистах, экспертах, они включаются в состав рабочей группы вместо своих коллег, выполнивших проектную «миссию». Такой

подход не раз подтверждал свою эффективность, позволяя значительно экономить ресурсы и гибко «настраиваться» на текущие задачи, добиваясь их оптимального решения.

Принцип 3. Эффективное управление рисками. Минимизация рисков.

Прежде чем решиться на интеграционный проект, заказчик и исполнитель оценивают вероятные факторы его успеха или неуспеха. В процессе развития работ влияние факторов риска может существенно сказываться на ходе проекта и его результатах. Поэтому, приступая к построению проекта, очень важно предусмотреть эффективную технологию управления рисками. Идентификация, классификация, анализ, оценка и хеджирование проектных рисков — сложная задача, решить которую помогает адекватная методология организации работ. Вообще говоря, управление рисками является одной из тех сфер, где успех зависит от наличия у интегратора собственных «ноу-хау», хорошо апробированных подходов и решений.

Как показывает опыт работы некоторых компаний, минимизации проектных рисков удается добиться, в частности, с помощью применения принципов этапности и цикличности интеграционных работ. Суть данного подхода заключается в том, что на начальном этапе решение разворачивается в пилотной зоне, тестируется, затем полученный опыт обобщается и используется для расширения проекта. При этом по итогам пилотных испытаний при необходимости уточняется концепция решения, технические и функциональные требования к нему, совершенствуется методология проведения работ. В итоге проект развивается по диалектической спирали, на каждом витке которой происходят переосмысление и оптимизация основных функциональных блоков решения.

Принцип 4. Стандартизация и унификация бизнес-процессов, технологий и данных.

Есть еще один простой, но очень важный базовый принцип успешной интеграции: следует применять стандартные и унифицированные компоненты решения. Это означает прежде всего необходимость формализации требований к структуре интегрируемых бизнес-процессов, технологий и данных, а также к интерфейсам, которые обеспечивают эффективную стыковку технологий и систем. Только так можно обеспечить масштабируемость и интероперабельность (способность системы к взаимодействию с другими системами) интегрированного решения, гарантировать достаточную степень независимости его прикладной архитектуры от

инструментария и комфортную миграцию на более производительные программные и аппаратные платформы. Перечисленные свойства интегрированных решений позволяют сократить затраты на обеспечение их жизненного цикла (TCO), когда изменяющаяся бизнес-среда требует адекватного развития этих решений.

Кроме того, стандартизация позволяет успешно переносить перспективные наработки в сфере проектной интеграции из одной предметной области в другую. Например, задачи учета и тарификации услуг (задачи биллинга) актуальны и востребованы не только в телекоммуникационной отрасли, но и в энергетике — на предприятиях, осуществляющих поставку и сбыт конечным потребителям тепловой энергии.

Принцип 5. «Объединяй и властвуй!»

В составе интеграционного проекта «по определению» не может быть независимых направлений. Отсюда — главный секрет успешного интеграционного менеджмента: необходимо проанализировать механизмы влияния друг на друга различных составляющих проекта и синхронизировать работы так, чтобы добиться эффекта взаимного усиления проектных составляющих. В этом смысле «власть» над интеграционным проектом состоит в умении концентрировать ресурсы на критических участках его траектории и достигать успеха на этих участках «малыми силами» за счет синергетического эффекта вследствие взаимного влияния направлений работ.

По результатам оценок ведущих компаний, в ближайшие 3—5 лет следует ожидать усиления тенденции к распространению интеграционных проектов. При этом прогнозируемый рост рынка проектной интеграции телекоммуникационных систем и машиностроительного комплекса в России обусловлен двумя основными группами факторов. Первая группа связана с потребителями интеграционных услуг — отечественными предприятиями различных отраслей и масштабов деятельности:

Управленческие инновации обоснованно рассматриваются руководителями машиностроительных предприятий как одно из самых перспективных направлений для реинвестирования свободных ресурсов с целью получения дополнительных импульсов роста, преимуществ перед конкурентами и увеличения деловой эффективности. Поскольку спектр предлагаемых рынком компонентов решения огромен и продолжает расширяться, а их функциональность и сложность быстро возрастают,

успех проекта возможен только с привлечением экспертов-интеграторов.

Появился и быстро увеличивается реальный опыт подобных проектов на предприятиях различных отраслей и масштабов деятельности, и этот опыт проектов доступен для изучения. Возросшая компетентность менеджеров помогает адекватно воспринять управленческие инновации и поддерживать проекты по их внедрению.

Вторая группа факторов связана с поставщиками интеграционных услуг — проектными интеграторами. Объем и спектр этих услуг существенно расширились. В чем это заключается?

Во-первых, интеграторы проектов выработали, апробировали и используют ресурсосберегающие стандартизированные технологии проведения работ. Эти технологии позволяют минимизировать риски заказчиков и обеспечить высокую эффективность проекта благодаря привлечению библиотеки прототипов, базы знаний, следованию лучшим интеграционным стандартам.

Во-вторых, появились и быстро совершенствуются специализированные инструментальные средства — платформы для интеграции приложений.

В-третьих, разработчики программных приложений совершенствуют архитектуру своих систем в направлении повышения ее открытости и компонентности. Оптимизируется политика лицензирования программных разработок, а также модель взаимоотношений разработчиков с интеграторами и конечными пользователями решений. Все это позволяет снизить риски и полностью реализовать ожидания заказчика в ходе интеграционных проектов.

Широкое проникновение средств и услуг связи в машиностроительный сектор экономики обусловлено изменением технологий и формированием новых требований рыночной среды. За последние 10—15 лет благодаря научно-техническому прогрессу коренным образом поменялась концепция развития сетей связи. В результате после более чем 100-летнего доминирования аналоговых телефонных сетей весь мир активно строит цифровые мультисервис-ные сети в рамках процесса конвергенции технологий, сетей и услуг связи, которая осуществляется на технологической базе скорее производителей компьютеров, чем традиционных производителей телекоммуникационного оборудования, выросших из телефонии. Проблема заключается в том, что менеджеры отрасли связи часто озабочены внутренними техническими задачами и их решением. Но для успешного ведения бизнеса одного этого мало,

поскольку суть конвергенции означает использование разнообразных средств связи для обслуживания потребностей широкой аудитории пользователей с предоставлением им различного по объему, качеству и цене сетевого ресурса. Вот почему в начале XXI в. в условиях необычайного развития инфокоммуни-кационного рынка во всем мире потребители услуг не будут удовлетворены, пока разработчики систем связи и компании-операторы считают, что именно технология первична, а потребности клиентов, удовлетворяемые на ее основе, вторичны [1].

Машиностроение является одним из наиболее инновационных секторов экономики, особо чувствительных к высоким технологиям. Текущий этап информатизации отрасли характеризуется новой «волной» инвестиций в ИТ (информационные технологии). По итогам 2009 г расходы машиностроительных предприятий на ИТ возросли более чем в 2,5 раза. Основной вклад дал инвестиционный виток в транспортном машиностроении, бурный рост в котором вызван в основном активной экспансией на российский рынок западных сборочных производств. Общий объем затрат на ИТ в машиностроении в 2009 г превысил отметку в 16 млрд руб. и составил 151,3 % по отношению к предыдущему году [2].

Реализация предельных возможностей гибкого производства, на принципах которого стараются переоснащать свои мощности ведущие российские машиностроительные компании, требует обеспечения максимальной коррелятивности между потоками данных о состоянии рынка и бизнес-процессами предприятия. Таким образом, гибкое производство оказывается чрезвычайно чувствительным к точности и скорости обработки поступающей рыночной информации. Для этого нужны эффективные системы обработки информации, поэтому ключевым моментом развития промышленных предприятий становится информационно-технологическое обеспечение внутренних бизнес-процессов и внешних производственных связей. Эти задачи решаются за счет внедрения современных ERP-, SCM- и CRM-систем.

Другой, имеющий самостоятельное значение и требующий отдельного рассмотрения, сегмент высоких технологий — телекоммуникационные технологии. Средства связи и интегрированность в телекоммуникационную инфраструктуру должны обеспечивать технологическую непрерывность бизнес-процессов, полноту информации и оперативность в принятии решений.

По итогам 2007 г. был сделан прогноз на совокупный объем ИТ-затрат в машиностроении на

уровне, не превышающем 18—19 млрд руб. На фоне ИТ-затрат затраты на телекоммуникационные услуги в машиностроении довольно скромны. К тому же динамика потребления телекоммуникационных услуг машиностроительными предприятиями очень нестабильна. Так, рост телекоммуникационных затрат в 2005 г. составил 167 %, а 2006 г. принес их некоторое сокращение (—3,3 %). В 2007 г. телекоммуникационные затраты снова выросли на 68,4 %, а в 2008 г. вновь произошло их сокращение на 11 %. Общий объем затрат на телекоммуникационные услуги в машиностроении в 2009 г. составил около 4 млрд руб.

Объем ИТ-затрат в машиностроении составляет в среднем около 5 % от общего объема ИТ-затрат в экономике. В 2009 г. с учетом резко возросших расходов доля машиностроительных предприятий в общих ИТ-затратах в экономике увеличилась до 9,4 %. Однако маловероятно, что этот уровень будет держаться долго, поскольку отмеченный в 2009 г. рост ИТ-затрат не обеспечен соответствующим ростом валовой добавленной стоимости, темпы роста которой были почти в 7 раз ниже. Имеет место явный «перегрев» спроса на ИТ, связанный скорее всего с очередным этапом строительства одного из импортных сборочных производств. В перспективе следует ожидать возвращения спроса на ИТ в машиностроении к равновесному уровню в 15—16 млрд руб. [2].

Становится очевидным, что для безаварийного функционирования технологической системы машиностроительного предприятия необходимо на любом уровне управления своевременно иметь соответствующую, достаточную, достоверную информацию, которая была бы представлена в удобном для применения виде.

Общезаводская телекоммуникационная сеть должна включать подсистемы: контроля и прогноза состояния оборудования и окружающей среды; автоматизации и управления производственными процессами различных технологических участков, средства влияния на окружающую среду с целью управления ее свойствами и параметрами, адаптации человека к условиям работы.

В целях интеграции телекоммуникационных и производственных технологий предлагается создать единую общезаводскую телекоммуникационную сеть, которая применяет современные контроллеры и ЭВМ. Предлагаемая сеть может быть адаптирована и применена на машиностроительных предприятиях с аналогичными технологическими средами.

Телекоммуникационная сеть ответственна за выполнение следующих функций:

• сбор, накопление, распределение и сохранение информации о безопасности работ в каждом цеху завода;

• введение информации и управление базой данных;

• введение нормативно-справочной информации, плана предупреждения аварии и другой информации, необходимой для оперативного принятия решений;

• сбор, накопление и сохранение производственной информации;

• обработка информации по предоставленным алгоритмам и оценка ее по принятым критериям;

• передача информации персоналу, главным специалистам и руководителям завода как по приказу, так и по вызову;

• интеллектуальная поддержка для принятия управляющих решений оперативно-диспетчерским персоналом и главными специалистами. Для обеспечения необходимой надежности

коммуникационной сети на машиностроительном предприятии должны быть предусмотренные аппаратные и программные средства выявления и локализации отказов, а также средства реконфигурации сети.

Телекоммуникационная сеть необходима для соединения руководителей завода и руководителей отдельных участков и цехов с коммерческо-экономическими службами и службами медико-психологического отбора кадров, подготовки и переподготовки кадров, а также для компьютерного анализа базы данных о состоянии технологического цикла и его составных частей, которая постоянно пополняется, позволяет принимать правильные технологические и управляющие решения в оптимальном режиме для каждой конкретной ситуации, а в случае необходимости — включать систему аварийного оповещения (см. рисунок).

Принципы построения общезаводской телекоммуникационной сети основаны на возможности передачи данных по различным каналам связи между множеством региональных компьютерных сетей. Хранение информации на серверах, которые имеют свои адреса, обмен по высокоскоростным каналам связи информацией, необходимость наличия сетевых плат или сетевых адаптеров — вот основные принципы построения телекоммуникационной сети в машиностроительном секторе экономики.

Ядром общезаводской телекоммуникационной сети являются услуги, для предоставления которых

Единая общезаводская телекоммуникационная сеть

Примечание: ПХД — производственно-хозяйственная деятельность машиностроительного предприятия; ИНФ — информация и информационные системы

она должна постоянно развиваться и совершенствоваться. Для того чтобы поступить к пользователю (машиностроительному предприятию), услуга должна «пробиться» через несколько слоев, обладающих разной степенью инерционности. Воздействие на услугу оказывают кроме очевидных внешних факторов — НИОКР и пользователей — все слои системы электросвязи по направлению от периферии к центру, но главным из этих факторов является технология предоставления услуги. Этот вывод подтверждается тем, что появление новой услуги или совершенствование существующей возможно только при модернизации действующей технологии или появлении новой. По мере усложнения среды машиностроительной организации и технологии, на которой базируется ее деятельность, коммуникационная система все больше должна заботиться о гибкости и адаптивности своих составляющих.

Наличие на машиностроительном предприятии сформированной в соответствии с современными требованиями телекоммуникационной сети будет способствовать решению ряда общезаводских проблем и в первую очередь обеспечивать:

мониторинг безопасности работ с целью предупреждения аварийных ситуаций;

• увеличение скорости обмена данными;

• синхронизацию работы всех структурных подразделений машиностроительного предприятия в едином информационном пространстве;

• оптимизациию бизнес-процессов;

• сокращение трудозатрат через обеспечение однократного ввода информации и интегрированного документооборота;

• взаимодействие корпоративной системы с приложениями компаний-контрагентов. Кроме того, единая общезаводская телекоммуникационная сеть позволит организовать проводной и беспроводной доступ к международным сетям в целях осуществления переговоров и заключения соответствующих международных контрактов.

Список литературы

1. Резникова Н. П., Демина Е. В. Менеджмент в телекоммуникациях. М.: Эко-Трендз, 2005.

2. Тронина И. А Интегрированная система управления машиностроительным производством на базе современных информационных технологий: монография. Орел: ОрелГТУ, 2009.

3. Шумпетер И. Теория экономического развития. М. : Прогресс, 1982.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.