Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ ФИЗИОЛОГОГИГИЕНИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОФЕССИОГРАММ МАССОВЫХ ПРОФЕССИЙ'

ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ ФИЗИОЛОГОГИГИЕНИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОФЕССИОГРАММ МАССОВЫХ ПРОФЕССИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
13
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Л.М. Сухарева, В.И. Коваль, М.И. Лялин, С.С. Молчанова, К.Э. Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ ФИЗИОЛОГОГИГИЕНИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОФЕССИОГРАММ МАССОВЫХ ПРОФЕССИЙ»

достижимо. Как правило, современные методы анализа (атомно-абсорбционный, газохромато-графичсский, полярографический и пр.) позволяют проводить определение токсичных веществ в биоматериалах с точностью более 0,1.

Специфичность методики также является одним из важных аналитических критериев, свидетельствующих о влиянии сопутствующих примесей на качество определения токсичного вещества. При оценке специфичности методики в токсикологической химии необходимо учитывать влияние всех многочисленных неорганических и органических веществ, содержащихся в объекте исследования. Кроме того, при выборе и разработке методик для проведения специальных исследований, например при изучении комбинированного действия ряда химических факторов, необходимо учитывать и влияние сопутствующих веществ. Обычно для оценки селективности (специфичности) методики вначале определяют искомое вещество в водной среде без примесей. Затем, получив удовлетворительные результаты, вводят те пли иные добавки в различных соотношениях к определяемому веществу: 1:1, 10:1, 100: 1 и т. д. Установив влияние сопутствующих веществ и устранив их мешающее действие (если оно обнаружено), приступают к анализу биома-тернала. Второй путь оценки специфичности выбранной методики заключается в том, что сразу после первой стадии разработки — исследований на водных растворах — приступают к анализу биоматериала, в который вводят искомое вещество. В данном случае исследователь получает информацию о том, влияет ли на определение весь комплекс веществ. Однако остается неясным, какое вещество оказывает мешающее действие, в связи с чем для выявления источника ошибок проводят исследование с добавками.

Специфичность методики характеризуется статистической оценкой мешающих влияний органических и неорганических компонентов пробы. Сопутствующие определяемому веществу примеси считаются немешающими, если в их присутствии основные метрологические noKi^n-тели (правильность, воспроизводимость, нижняя граница определения и диапазон определяемых концентраций) не изменяются по сравнению с полученными на водных растворах.

Кроме аналитических критериев, при выборе и разработке методики необходимо учитывать технико-экономические критерии: затрату рабочего времени, доступность и токсичность реактивов, стоимость и доступность аппаратуры, реактивов и др.

При составлении инструктивных материалов по разработанным методикам следует придерживаться требований к описанию способов определения, которые достаточно подробно изложены в работе [2].

Литература ^

1. Бланк Н. Б. — Жури, аналит. химии, 1979, т. 34, № 1, с. 5-8.

2. Гигиена труда и профессиональные заболевания. М., 1982, вып. 1, с. 89—92.

3. Делекторская Л. Н. Унификация и стандартизация методов клинической биохимии. Автореф. дис. докт. мед. наук. М., 1981. .

4. Моррисон Д. — В кн.: Физические методы анализа следов элементов. М., 1967, с. 10—12.

5. Рекомендации по метрологической оценке результатов определения. — Журн. аналит. химии, 1978, т. 33, № 3, с. 607—609.

6. Термины, определения и обозначения метрологически характеристик анализа вещества — Там же. 1975, т. Щ, № 10. с 2058-2063

7. Bullner J. Borth R„ Bnmuucll H. et nl. Clin. chim. Acta, 1976, vol. 69, p. Fl—F17.

Постуиила 09.01.85

УДК 613.в + в12.766.1]:377

Л. М. Сухарева, В. И. Коваль, М. И. Лялин, С. С. Молчанова, К. Э. Павлович, Н. Г. Самотолкина, Е. И. Шубочкина

ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОФЕССИОГРАММ МАССОВЫХ ПРОФЕССИЙ

НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва

Одной из основных задач осуществляемой в настоящее время реформы общеобразовательной и профессиональной школы является совершенствование профессиональной ориентации молодежи. В связи с этим гигиеническая наука обязана уже в ближайшее время создать надежный научный фундамент, обеспечивающий качественное к социально эффективное проведение на практике этой важной работы. До сих пор профессиональная консультация по ряду причин

проводится лишь как медицинская профессиональная консультация подростков. Основной задачей врачей при проведении последней является помощь в выборе такой профессии, кото^я бы наиболее полно соответствовала интересам и склонностям подростка, состоянию его здоровья, уровню физического развития, а также потребностям народного хозяйства в рабочих кадрах [9, И].

Задача гигиенической науки состоит в том, чтобы превратить профессиональную консультацию школьников из чисто медицинской в медико-физиологическую. Для этого как минимум врачи должны иметь достаточную информацию оЙ&особенностях профессий и требованиях к физиологическим особенностям подростка, нзби-1 рающего данную профессию.

Основным принципом медико-физиологической профессиональной консультации является принцип соответствия профессиональных требований конкретной профессии или их группы индивидуальным функциональным особенностям растущего организма.

Трудовая деятельность подростка в профессии, избранной в соответствии с этим принципом, не только не приносит вреда его организму, но и способствует улучшению здоровья [2, 3, 10].

Квалифицированная и обоснованная медико-физиологическая профессиональная консультация строится на основе объективного учета, с одной стороны, состояния здоровья и функцио-шьных особенностей подростка, с другой — конкретных сведений о самой профессии, характере профессиональных требований, предъявляемых ею к функциональному состоянию организма подростка и его физиологическим особенностям.

Отсутствие у практических врачей достаточно глубоких знаний об особенностях конкретной профессии приводит к снижению социальной эффективности медицинской профессиональной консультации. Так, выбор профессии подростками только с учетом состояния здоровья приводит Атому, что часть вполне пригодных по медицинским критериям подростков вынуждена оставлять избранную профессию из-за чрезвычайных трудностей ее освоения [6].

Очевидно, давно назрела необходимость разработки сборников профессиограмм массовых профессий народного хозяйства для целей медико-физиологической профессиональной консультации подростков. До сих пор эта проблема решалась гигиенистами лишь в форме санитарных х%актеристнк профессий [8]. Традиционный подход к разработке профессиограмм для указанных целей позволяет достаточно полно описать особенности метеоусловий в профессии, основные производственные вредности и требования, предъявляемые ею к состоянию здоровья подростка. Исследования многих научно-исследовательских гигиенических институтов и кафедр. проводимые под руководством Института гигиены детей и подростков Минздрава СССР вштом направлении, уже доказали свою большую научную и практическую значимость. На основании результатов изучения санитарно-гигиенических характеристик профессий планируются мероприятия по улучшению условий труда в различных отраслях народного хозяйства страны. Материалы этих исследований используются

при разработке медицинских противопоказаний к приему подростков на работу и производственное обучение. В соответствии с реформой общеобразовательной и профессиональной школы результаты этих исследований применяются и для решения вопроса о снижении возраста подростков, допускаемых к обучению и работе по некоторым профессиям народного хозяйства. Следует отметить, что пока не удается достаточно полно учесть, описать и оценить все сложности взаимоотношений в системе человек—машина — среда.

Необходимо использовать новые методологические принципы и методы создания профессиограмм для целей медико-физиологической профессиональной консультации. Таким принципом, на наш взгляд, может быть системный подход, что обусловлено прежде всего системностью профессиональной деятельности [4, 5]. Последняя представляет собой систему, включающую наряду с другими подсистему механизмов биологической адаптации к условиям среды (производственным условиям) и подсистему механизмов адаптации к самой профессиональной деятельности (профессиональным факторам). Перестройка функционального состояния оорганизма подростков, возникающая в процессе их профессиональной деятельности, зависит как от характера профессионально-производственных воздействий на организм подростков, так и от функциональных особенностей самого организма, его реактивности, резистентности к воздействующим факторам.

Традиционные подходы к разработке профессиограмм не учитывают главную особенность профессиональной деятельности — ее целенаправленный характер, но именно это и обеспечивает формирование той физиологической функциональной системы, которая в конечном счете способствует успешности биологической адаптации подростков в условиях конкретной профессии [1].

Одним из условий формирования физиологической функциональной системы, лежащей в основе профессиональной деятельности, является соответствие функциональных свойств основных физиологических систем растущего организма профессионально-производственным требованиям [6]. Это предполагает включение в профес-сиограмму для медико-физиологической профессиональной консультации как обязательной подсистемы описания характера профессиональных требований к физиологическим особенностям подростка, обеспечивающим успешность профессиональной деятельности в конкретной профессии, т. е. основных физиологических функций [7].

Таким образом, системность профессиограм-мы — обязательное условие ее адекватности и информативности. Обязательными элементами профессиограмм, предназначенных для медико-

физиологической профессиональной консультации, являются следующие подсистемы: «Санитарно-гигиеническая характеристика условий труда», «Описание профессиональных требований к состоянию здоровья и функциональным особенностям организма подростка», «Характеристика профессиональных требований к физиологическим особенностям подростка».

Исследования, проведенные в Институте гигиены детей и подростков Минздрава СССР и ряде других, позволили достаточно полно и глубоко изучить профессиональные требования большинства массовых профессий народного хозяйства к состоянию здоровья и функциональным особенностям организма подростков. Результаты этой большой, чрезвычайно важной как для науки, так и для практики работы реализованы в виде Перечня медицинских противопоказаний к работе и производственному обучению подростков (сборники № 1—9, 1963— 1969 гг.).

Для изучения подсистем «Санитарно-гигиеническая характеристика условий труда» и «Характеристика профессиональных требований к физиологическим особенностям подростка» в Институте гигиены детей и подростков разработана комплексная унифицированная методика.

Подсистема «Санитарно-гигиеническая характеристика условий труда» представлена комплексом простых, надежных и достаточно информативных методов исследований. Применение такого комплекса методов позволяет детально описать метеоусловия производственной среды: температуру и относительную влажность воздуха в весенне-летний и осенне-зимний сезоны, величину теплового излучения и т. д. В эту подсистему включены также описание характера и оценка уровня освещенности рабочего места, заложены показатели, характеризующие производственный шум, — его спектральный характер и уровень звукового давления на отдельных частотах, приведены признаки, описывающие и позволяющие оценить запыленность воздуха и уровень основных токсичных веществ в воздухе рабочих помещений, уровень физической тяжести и нервной напряженности труда.

Для описания и оценки характера профессиональных требований к физиологическим особенностям организма подростка в разработанной нами методике предусмотрена подсистема «Характеристика профессиональных требований к физиологическим особенностям подростка».

С целью определения структуры ключевых физиологических функций предусмотрено применение комплекса простых, достаточно информативных и надежных методов, включающих хро-нометражные методы (детальной фотографии рабочего дня) и экспертный метод с применением специального опросника. Последний позволяет оценить степень необходимости для успешной ирофессиональной деятельности в конкретной

профессии основных свойств высшей нервной деятельности: силы нервной системы, подвижности и уравновешенности основных нервных процессов, а также физиологических особенностей основных анализаторных систем человека (двигательной, зрительной, слуховой и тактильно^, эмоциональной устойчивости, свойств памяти и внимания.

Метод детальной фотографии рабочего дня в предлагаемой нами форме позволяет определить основные профессиональные функции работника в конкретной специальности, ведущие производственные операции, выделить значение и место отдельных свойств основных анализаторных систем в выполнении производственных операций, выявить функциональную роль отдельных свойств высшей нервной деятельности в профессиональной деятельности, в частности в ее планировании и прогнозировании сложных рабочих ситуаций. Кроме того, применение данного метода позволит получить объективные технологические данные об уровне монотонии труда в конкретной профессии. •

Применение предложенного комплекса методов дает возможность составить детальную характеристику санитарно-гигиенических условий труда в конкретной профессии, выделить наиболее неблагоприятные факторы, выявить и оценить характер профессиональных требований к функциональным особенностям основных физиологических и психологических функций подростков, определить их перечень, оценить уровень физической тяжести и психической напряженности труда, а также уровень монотонии.

Такое системное описание профессий позвав, лит, на наш взгляд, не только получить деталь^ ное описание существующих профессий, но и разработать новые подходы к их классификации для целей медико-физиологической профессиональной консультации. Одновременно это даст возможность, как нам кажется, сделать обоснованной экстраполяцию результатов изучения ныне существующих профессий на любые их изменения или на вновь возникающие профессии, позволит улучшить качество медико-физиоло^-ческой профессиональной консультации школьников.

В соответствии с приказом Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию и Минздрава СССР «О проведении комплексных научных исследований по психолого-педагогнческим и медико-биологическим проблемам профессиональной ориентации и профессионального отбора молодежи» предложенная нами методика используется при пром-дении широких комплексных исследований болте чем 25 гигиеническими институтами и кафедрами страны.

Результаты проводимых исследований позволят разработать качественно новые научно-прак-тическне документы, регламентирующие меро-

приятия по профессиональной ориентации молодежи.

Литература

X Анохин П. К. Биохимия и нейрофизиология условного 0Р рефлекса. М., 1968.

2. Антонова Л. Т., Карцев И. Д., Левин В. М. — В кн.: Всесоюзный съезд гигиенистов и санитарных врачей. 16-й. Тезисы докладов. М., 1972, с. 417—419.

3. Антонова Л. Т., Малахова А. Я. — В кн.: Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте. М„ 1979, с. 211—219.

4. Горшков С. И. — В кн.: Руководство по физиологии труда. М., 1983, с. 418—444.

5. Каган М. С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа). М., 1974.

6. Карцев И. Д., Халдеева Л. Ф.. Павлович К■ Э. Физио-

логические критерии профессиональной пригодности подростков к различным профессиям. М., 1977.

7. Косилов С. А., Леонова Л. А. Работоспособность человека и пути ее повышения. М., 1974.

8. Левин В. М„ Михельсон А. В.— В кн.: Левин В. М, Рутенбург Э. С. Профессиональная ориентация и врачебная профессиональная консультация подростков. Л., 1977, с. 82—91.

9. Левин В. М„ Рутенбург Э. С. Профессиональная ориентация и врачебная профессиональная консультация подростков. Л., 1977.

10. Сухарева Л. М., Павлович К. Э. — В кн.: Профессиональная ориентация молодежи и профотбор работников промышленных предприятий. Новосибирск, 1980, с. 35— 36.

11. Сухарев А. Г. Медицинские аспекты профессиональной ориентации школьников. М., 1982.

Поступила 31.01.85

УДК 679.842.11.083.12

Т. В. Бей, Е. М. Юровская

О НЕКОТОРЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМАХ ВЫДЕЛЕНИЯ ПАТОГЕННЫХ ЭШЕРИХИЙ ИЗ ОБЪЕКТОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Киевский НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Марзеева

Основной задачей санитарной микробиологии в настоящее время является изучение влияния различных видов биологического загрязнения на состояние едоровья человека [4]. Патогенные эшерихии, играющие значительную роль в инфекционной патологии человека, требуют постоянного контроля за их циркуляцией в объектах окружающей среды. Санитарно-микробиологиче-4|кий контроль окружающей среды на энтеропа-тогенные кишечные палочки (ЭПКП) довольно трудоемок н нуждается в совершенствовании некоторых методических приемов выделения микроорганизмов.

В связи с этим нами изучена сравнительная эффективность некоторых сред накопления для роста патогенных эшерихий, выделения их из почвы и морской воды, а также ряд других ме-

^дических приемов индикации. Испытаны наи-лее широко используемые жидкие накопительные среды — глюкозопептонная (ГПС), лакто-зопептонная (ЛПС), лактозожелчный бульон (ЛЖБ), Кода, Кесслера — Свенартона и плотная среда Эндо [3]. В качестве тест-бактерий

использованы патогенные эшерихии серотипов 033 из внешней среды (выделена из почвы) и музейные штаммы 026, 0124, 0151.

Микроорганизмы вносили в среды накопления из расчета 100 клеток на 1 мл, в почву—1000 клеток на 1 г, в морскую воду—10 000 клеток на 1 мл. Суспензию клеток в физиологическом растворе готовили из суточных культур на мясо-пептонном агаре (МПА) по оптическому стандарту мутности. Среды накопления после внесения культур выращивали при 37 °С в течение 24 и 48 ч — среду Кесслера — Свенартона. Морскую воду и почву (нативные и автоклавированные) после обсеменения выдерживали при комнатной температуре и естественном освещении, поддерживая 60 % влажность почвы. Число клеток в средах накопления определяли тотчас после внесения и по окончании роста глубинным посевом в 1,5% МПА, в почве — 3-этапным методом титрования с накоплением в ГПС, в морской воде — посевом на среды Эндо, ГПС и ЛЖБ.

Как видно из табл. 1, патогенные эшерихии интенсивно росли во всех испытанных накопи-

те б л и ц а I

Развитие патогенных зшерихий в средах накопления (М±т)

Концентрация клеток после внесения Численность тест-бактсриЛ в средах накопления в конце опыта, млн/мл

^Ррсрогруппа ГПС ЛПС среда Кода нормальной концентрации среда Кода концентрированная среда Кесслера— Свенартона

033 0124 026 0151 20,78± 1,56 34±5,59 29,2±3,307 9±1,38 394,33± 19,23 178±21 366,66± 18,56 116± 13,04 439± 115,99 249,33±41,34 380±43.59 65±3,22 166,33±8,99 47±4,72 58±7,5 29±2,73 263±61,72 51,23±2,54 63.66±8,511 47±7,62 40±5,107 20,9±!,45 170,66± 12.24 14±0,88

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.