Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ УЧАЩИХСЯ И ВЫПУСКНИКОВ ПРОФТЕХУЧИЛИЩ СТРОИТЕЛЬНОГО И МЕТАЛЛООБРАБАТЫВАЮЩЕГО ПРОФИЛЕЙ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ УЧАЩИХСЯ И ВЫПУСКНИКОВ ПРОФТЕХУЧИЛИЩ СТРОИТЕЛЬНОГО И МЕТАЛЛООБРАБАТЫВАЮЩЕГО ПРОФИЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В.А. Гапон, О.В. Черных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ УЧАЩИХСЯ И ВЫПУСКНИКОВ ПРОФТЕХУЧИЛИЩ СТРОИТЕЛЬНОГО И МЕТАЛЛООБРАБАТЫВАЮЩЕГО ПРОФИЛЕЙ»

экспертизе отдельных случаев, а также групповой заболеваемости неясной, невыясненной этиологии, когда установлено отсутствие бактериальной и вирусной этиологии. Обязательно их участие в расследовании причин и выявлении возможных последствий в случаях аварийных ситуаций. Важным и актуальным направлением деятельности токсикологических отделений может и должна быть организационная, консультативная, методическая и другая работа по обнаружению, учету существующих вредностей в районе, городе, области, том или ином регионе, обслуживаемом санитарно-эпидемиологической службой, разработке и составлению картотек и карт загрязнения внешней среды по средам и в целом с учетом степени опасности воздействующих факторов. Это окажет неоценимую услугу самой санитарно-эпидемиологической службе при осуществлении предупредительного и текущего санитарного надзора, будет способствовать накоплению данных для последующей оценки реальной опасности сложившихся санитарно-гигиенических ситуаций в том или ином районе, регионе.

Роль токсикологических отделений санэпидстанций чрезвычайно важна при подозрении на возможность отравлений. Это может быть в плане как предупредительного, так и текущего санитарного надзора. В плане предупредительного надзора — при предполагаемом внедрении, разработке новых химических соединений, когда должна включаться целая система токсикологической их оценки: от первичного токсикологического паспорта и ориентировочно-безопасных уровней воздействия до ПДК в различных средах.

Контроль за соблюдением санитарных нормативов про-

водится химическими методами в лабораториях коммуналь* ной гигиены, гигиены труда, питания, определения остаточных количеств ядохимикатов и физико-химических методов » исследования. Специалисты токсикологических отделений ^ могут и должны, используя токсикологические методы, оценить надежность установленных ПДК, проследить, не влияет ли комплекс веществ, сложившийся на данной территории, где каждое вещество на уровне ПДК, а если влияет, то определить причину и т. д. Поэтому чрезвычайно важно вести учет вредных веществ, токсинов и ядов, имеющихся на территории, и выявлять с помощью различных методов их отрицательное воздействие на здоровье человека.

Повышение качества исследований требует разработки, утверждения и внедрения унифицированных методик постановки эксперимента, единых информативных методов изучения, статистической обработки и оценки получаемых результатов, касающихся токсичности, специфического действия различных факторов на разных уровнях ответной реакции организма, единых форм сбора, учета, анализа данных при изучении реальной опасности загрязнения внешней среды и др.

Решение поставленных задач возможно лишь при контакте со всеми заинтересованными учреждениями системы здравоохранения, других министерств и ведомств, при постоянном внимании гигиенической науки к запросам практики и методическом руководстве соответствующих проблемных комиссий и НИИ деятельностью санэпидстанций и их токсикологических отделений.

Поступила 02.06.83

УДК 377:624 + 621.77] :658.311.44

В. А. Гапон, О. В. Черных

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ УЧАЩИХСЯ И ВЫПУСКНИКОВ ПРОФТЕХУЧИЛИЩ СТРОИТЕЛЬНОГО И МЕТАЛЛООБРАБАТЫВАЮЩЕГО ПРОФИЛЕЙ

Краснодонская городская санэпидстанция

Целью настоящего исследования являлась разработка метода активного формирования профессиональной устойчивости учащихся и выпускников профессионально-технических училищ (ПТУ) строительного и металлообрабатывающего профилей. Нами сделана попытка оптимизации существующих форм врачебно-профессиональной консультации и профессионального отбора, а также научно обоснованной гигиенической регламентации условий обучения и труда.

При этом мы исходили из того, что традиционные методы врачебно-профессиональной консультации не обеспечивают получения школьниками необходимого объема зна-ннй о гигиено-физиологических особенностях трудовой деятельности, а используемые в практическом здравоохранении принципы профессионального отбора (только на основе отсутствия заболеваний, являющихся противопоказанием) не позволяют достаточно глубоко и всесторонне оценить функциональное состояние профессионально значимых систем'[1]. В свою очередь гигиенические условия труда на производстве отличаются от учебно-производственных в училище как характером трудовой деятельности, так и интенсивностью нагрузок; особенно заметны эти различия в первый год самостоятельной работы, когда происходит резкий переход от одного вида деятельности к другому.

В связи с этим для активного формирования профессиональной устойчивости нами был предложен комплекс гигиенических мероприятий, облегчающих профессиональную н социальную адаптацию подростков к условиям трудовой деятельности, на период школа — училище — производство.

Активное формирование устойчивых мотиваций избрать профессии строителя и специалиста по холодной обработке металла достигалось путем совершенствования традиционных форм профессиональной ориентации учащихся 8-х классов. В частности, нами широко использован один из составных элементов профориеитационной работы в школе — профессиональная информация школьников.

С нашей точки зрения, она должна была представлять стройную систему учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объема знаний и навыков об особенностях физиологии и гигиены труда в данной профессии (см. схему).

Как видно из схемы, все составные части профессиональной информации разделены на 3 группы, находящиеся в органической взаимосвязи, что придает системе определенную целостность. В то же время каждый элемент системы имеет свойственную ей специфику.

Для содержания профессиональной информации на всех этапах была характерна единая целевая установка. В системе школьного образования и факультативной гигиенической подготовки оно носило в основном информационный характер, в третьей группе преобладали элементы воспитательного характера.

Первичное ознакомление с основами будущей профессии проводилось с учащимися 8-х классов школ, условно распределенных для комплектования ПТУ, в виде обзорной лекции на основе единого плана областного отдела народного образования и областного управления профтехобразования. Освещались основные гигиенические и физиологические элементы трудовой деятельности профессий штукатура, маляра, токаря и слесаря.

Система профессиональной информации школьников о физиологии и гигиене труда в будущей профессии

В процессе факультативной гигиенической подготовки, которая представляла собой различные формы внеклассной работы, подростки имели возможность более подробно получить исчерпывающие данные о конкретной профессии. С этой целью на этапе профессионального самоопределения использовано знакомство их с профессиограммами, составленными нами после детального исследования условий труда на базовых предприятиях ПТУ. Ознакомление с профессиограммами осуществлялось в форме индивидуальных и групповых бесед (по 2—4 человека). Все это обеспечивало расширение представления о будущей профессии и формирование мотивационной устойчивости к ней.

Более подробное представление о гигиенических сторонах трудовой деятельности в конкретных профессиях учащиеся получали на тематических вечерах, вечерах вопросов и ответов. Широко использовались средства массовой информации (радио, пресса), народные университеты здоровья для молодежи.

Массовые формы санитарно-просветительной работы имели целью акцентирование внимания подростков на важности приобретения гигиенических навыков по охране здоровья, совершенствовании процессов адаптации к производственным условиям в период самостоятельной трудовой деятельности, а также принятие подростками ревалентного

решения по каждому выдвигаемому вопросу. Такой методический подход способствовал формированию положительного отношения к профессии и устойчивых намерений ее выбора.

Кроме того, нами использован относительно новый вариант (метод) профессионального отбора подростков для обучения профессиям штукатура, маляра, токаря и слесаря, поскольку ранее он не имел широкого распространения в практическом здравоохранении. С этой целью проводились дополнительно исследования для выявления возможных функциональных и морфологических изменений нервной и сердечно-сосудистой систем подростков при их поступлении в ПТУ строительного и металлообрабатывающего профилей.

Наблюдением были охвачены подростки, избравшие профессии штукатура и маляра (238) и токаря и слесаря (217). В связи с тем что работа штукатуров и маляров в 30—40 % случаев проходит на высоте, мы считали необходимым предложить при профессиональном отборе подростков к обучению в ПТУ строительного профиля проводить исследование функции вестибулярного аппарата с помощью пробы Барани. Полученные данные вестибулове-гетативных и вестибуломоторных реакций при поступлении в ПТУ позволили выявить наличие отклонений у

19,3±2,5% обследованных, вестибуломоторные реакции I и II степени обнаружены у 2,1 ±0,9 %о-

Одновременно нами выполнены физиологические исследования функционального состояния сердечно-сосудистой системы (ССС) у поступающих в ПТУ для обучения обеим профилям. При выборе методики мы преследовали цель получения доступных, надежных и информативных показателей.

Как указывает С. М. Громбах [2], таким показателем является артериальное давление. Поэтому при оценке функционального состояния ССС нами использована проба Мартине. Как показали наши исследования, различные виды реакций на дозированную нагрузку, отличающихся от нормальных, обнаружены у 21,7±2,7 % поступающих в ПТУ строительного профиля и 17,6±2,6 % — в ПТУ металлообрабатывающего профиля.

Полученные результаты значительно превышают данные таковых медицинских освидетельствований без применения функциональных проб. Так, показатель функциональных отклонений среди поступавших в ПТУ строительного профиля был выше в 15 раз, среди поступавших в ПТУ металлообрабатывающего профиля — в 10 раз.

Известно, что наиболее ранним «доклиническим» признаком профессионального заболевания рук у штукатуров и маляров является быстрая утомляемость мышц рук. их слабость и снижение показателей выносливости мышц к статическому напряжению [3]. Чтобы достоверно оценить состояние мышечной системы при поступлении в ПТУ мы определяли мышечную силу и выносливость в процессе профессионального отбора. Мышечная выносливость до 30 с установлена у 7,5±3,2 % юношей и 8,2±2,1 % девушек, поступивших в ПТУ строительного профиля и у 6,8±1,9 % юношей и 7,3±4,1 % девушек, поступавших в ПТУ металлообрабатывающего профиля.

На следующем этапе мы задались целью определить: эти изменения — отражение возрастных особенностей реактивности организма или начальные проявления отрицательного влияния действующих раздражителей. В связи с этим установлено динамическое наблюдение за характером распределения типов изучаемых реакций в процессе обучения и в начале самостоятельной трудовой деятельности учащихся ПТУ. За подростками, имеющими различные отклонения в состоянии нервной, сердечно-сосудистой и мышечной систем было установлено тщательное медицинское наблюдение. Особое внимание уделялось изменению характера распределения типов реакций в течение первых 2 лет работы на производстве.

Результаты исследований показали, что на протяжении обучения учащихся в ПТУ и во время работы показатели функционального состояния нервной, сердечно-сосудистой и мышечной систем имели сложный динамический характер. Особенностью явилось волнообразное изменение этих показателей, характеризующееся некоторым ухудшением к концу первого года обучения, незначительным улучшением их к концу второго года с последующей стабилизацией к концу третьего года. Выявленный нами полиморфизм реак-

ций профессионально значимых систем организма строителей и металлистов свидетельствовал о сложных процессах их адаптации к условиям учебной и производственное сферы.

С целью облегчения адаптации к производственным условиям нами были внесены предложения по их оптимизации в первые годы работы выпускников ПТУ на производстве. В частности для выпускников ПТУ обоих профилей рекомендовано введение обязательных регламентированных перерывов на 10 мин через каждые 50 мин трудовой деятельности, молодым строителям создание условий для отдыха и обогрева в зимнее время, а также исключение сверхурочных работ, металлистам — выделение для работы отдельных участков, обеспеченных эффективной общей и местной вентиляцией.

Эффективность рекомендованного комплекса гигиено-фи-зиологических мероприятий выразилась в снижении заболеваемости с временной утратой трудоспособности на 49,8 % в днях, а также уменьшении текучести кадров в течение первого года работы на производстве. Так, за этот период по различным причинам уволилось только 3,4±1,9 % строителей и 2,3±1,0% металлистов, т. е. текучесть снизилась примерно в 10 раз среди строителей и в 8 раз — среди металлистов.

Таким образом, профессиональная информация учащихся в период обучения в школе о физиологии и гигиене труда в конкретных профессиях, тщательный медицинский отбор поступающих в ПТУ с помощью доступных для практического здравоохранения физиологических тестов с целью определения состояния нервной и сердечно-сосудистой систем, вестибулярного аппарата, мышечной силы и выносливости, оптимизация гигиенических условий на рабочих местах, режима труда и отдыха наряду с прочими условиями в определенной мере способствуют адаптации к производственным условиям, что подтверждается полученными данными о снижении заболеваемости с временной утратой трудоспособности и повышении профессиональной устойчивости выпускников ПТУ.

Результаты апробации разработанного и предложенного нами метода активного формирования профессиональной устойчивости учащихся и выпускников ПТУ строительного и металлообрабатывающего профилей позволяют рекомендовать его для широкого применения в общеобразовательных школах, средних ПТУ строительного и металлообрабатывающего профилей, на строительных и машиностроительных предприятиях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гапон В. Л.—Гиг. и сан., 1982, № 2, с. 51—52.

2. Громбах С. М. — Там же, 1981, № 1, с. 29—34.

3. Мохнарева Н. В. Меднцннское обслуживание подростков и молодых рабочих-строителей (маляров и штукатуров). Метод, рекомендации. Л., 1976.

Поступила 26.10.83

УДК 614.3/.4.009.92

В. В. Мурзов, П. В. Бойко, В. П. Яворский, Т. Ф. Михайленко, А. И. Слабко, О. И. Романов

МЕТОДИКА И КРИТЕРИИ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СОРЕВНОВАНИЯ МЕЖДУ СТРУКТУРНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ОБЛАСТНОЙ САНЭПИДСТАНЦИИ

Ивано-Франковская областная санэпидстанция

Социалистическое соревнование — творчество масс,

патриотическое движение, основанное на высокой сознательности и инициативе советских люден, могучее средство мобилизации трудящихся на претворение в жизнь

планов коммунистического строительства. Задачи социалистического соревнования в областной санэпидстанции — формирование у сотрудников коммунистического отношения к труду, улучшение производственной деятельности с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.