Научная статья на тему 'О РАБОТЕ ТОКСИКОЛОГИЧЕСКИХ ОТДЕЛЕНИИ САНЭПИДСТАНЦИИ'

О РАБОТЕ ТОКСИКОЛОГИЧЕСКИХ ОТДЕЛЕНИИ САНЭПИДСТАНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
28
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О РАБОТЕ ТОКСИКОЛОГИЧЕСКИХ ОТДЕЛЕНИИ САНЭПИДСТАНЦИИ»

труда и медико-санитарного обслуживания коксохимиков.

Для улучшения организации санитарного надзора за ^ состоянием окружающей среды в районе КХП осуществлены санитарно-техническая паспортизация и инвентаризация всех источников загрязнения атмосферы и водоемов. Приняты меры по увеличению эффективности работы биохимической установки очистки фенольно-сточных вод и локальных водоочистных сооружений. Для каждого цеха составлены графики комплексных осмотров по охране труда и защите окружающей среды, текущему и капитальному ремонту основных средств техники безопасности и средств промышленной санитарии.

Совершенствование ГСН способствует решению ряда важных задач, связанных с созданием безопасных условий труда и защитой окружающей среды, внедрением новых безвредных технологических и трудовых процессов, дальнейшим улучшением качества медико-санитарного обслуживания коксохимиков. Наблюдения, проведенные в последние годы [1—3, 5), указывают на эффективность оздоровительных мероприятий, внедренных на Карагандинском коксохимическом производстве.

ЛИТЕРАТУРА

1, Амангельдин С. К. — Гиг. и сан., 1982, № 1, с. 81—82.

2. Амангельдин С. К., Кожамкулов Е. У. — Гиг. труда, 1980, № И, с. 4-6.

3. Амангельдин С. К., Жуперин Л. П., Ахметжанова Б. Ж. и др. — В кн.: Состояние и пути снижения уровня загрязнения окружающей и производственной среды. Караганда, 1981, с. 124—126.

4. Амангельдин С. К.. Швецов А. Г., Жуперин Л. П.— Там же, с. 113—114.

5. Дощицын Ю. П., Амангельдин С. К. — Сов. здравоохр., 1978, № 9, с. 37—40.

6. Методические указания при проектировании и эксплуатации коксовых печей. Караганда, 1968.

7. Методические рекомендации по организации типовых режимов и условий труда огнеупорщиков на ремонте коксовых и пекококсовых печей. Харьков, 1977.

8. Состояние органов зрения, профессиональный отбор и профилактика офтальмологических изменений рабочих коксовых печей (Метод, рекомендации). Караганда, 1977.

9. Санитарная защита атмосферного воздуха от выбросов коксохимического производства. Метод, рекомендации. Караганда, 1982.

Поступила 02.09.83

УДК 614.3/.4:615.9

Н. В. Русаков, Ю. И. Савельева, Г. И. Короткова

О РАБОТЕ ТОКСИКОЛОГИЧЕСКИХ ОТДЕЛЕНИИ САНЭПИДСТАНЦИИ

Главное санитарно-эпидемиологическое управление Минздрава СССР, Институт медицинской паразитологии и тропической медицины Минздрава СССР,

Москва

В настоящее время при республиканских, краевых и областных санэпидстанциях функционируют токсикологические отделения.

Существующим положением о токсикологическом отделении лаборатории санитарно-гигиенического отдела республиканской, краевой, областной санэпидстанции определено, что основной задачей отделения является проведение с применением токсикологических, санитарно-хнмиче-ских, физиологических и других методов токсиколого-гнгненических исследований новых химических веществ (исходных, промежуточных, побочных и конечных), синтетических материалов и изделий из них, внедряемых в народное хозяйство.

В силу того что в период создания токсикологических отделений не совсем четко были сформулированы цели и задачи, место и роль токсикологических исследований в системе государственного санитарного надзора, недостаточно внимания уделено разработке соответствующей нормативно-технической документации и т. д., деятельность различных отделений страны пошла в разных направлениях.

В настоящее время ряд токсикологических отделений занимается чисто научными вопросами — гигиеническим нормированием веществ, превратившись практически в филиалы НИИ, большинство же дублируют деятельность лабораторных отделений санитарно-гигиенической лаборатории, проводят санитарно-химические исследования полимерных н синтетических материалов и изделий из них, воздуха производственных помещении, определение ядохимикатов и др. Диапазон санитарно-химических исследований невелик, причем они осуществляются на объектах, обслуживаемых лабораториями коммунальной гигиены, гигиены труда и гигиены питания. Лишь немногие сумели организовать деятельность так, что выходы из их работы повышают обоснованность санитарно-гигиенических требований и предложений, широко используются санитарными

врачами различных профилей. Эти отделения занимаются вопросами токсикологической оценки новых технологических линий, изделий из полимерных и синтетических масс и других материалов, использующихся в быту, строительстве и др., принимают участие в установлении причин заболеваемости с неясной, неизученной этиологией и др., обеспечивают санитарных врачей необходимыми данными по токсикологической оценке и степени безопасности.

Недостаточная методическая вооруженность в настоящее время еще не позволяет в полном объеме заниматься изучением количественной зависимости заболеваемости и уровня воздействующих веществ, прогнозировать состояние здоровья в зависимости от реального загрязнения внешней среды. В современных условиях санитарные врачи всех профилей, помимо данных количественных показателен химических веществ в объектах внешней среды, продуктах питания и др., должны располагать сведениями о токсичности и токсикодинамике этих веществ и их комплексов и комбинаций, уделять большое внимание исследованиям различных объектов на безвредность, безопасность, что необходимо для более обоснованной рекомендации проведения санитарно-гигиенических оздоровительных мероприятий.

Специалисты санэпидстанции могут и должны оценивать действие на организм различных новых, неизученных биологических, растительных и химических факторов во всех средах, главным образом их опасность с токсикологической точки зрения, а также учитывать возможность аллергенного, канцерогенного действия и отдаленных последствий. На основании знания физико-химических характеристик веществ, используя результаты экспериментов и действующие по соответствующим разделам гигиены методические подходы, они могут определять ориентировочные ПДК, ориентировочно-безопасные уровни воздействия и др.

Определенная помощь может быть оказана специалистами отделения лечебным учреждениям в расшифровке и

экспертизе отдельных случаев, а также групповой заболеваемости неясной, невыясненной этиологии, когда установлено отсутствие бактериальной и вирусной этиологии. Обязательно их участие в расследовании причин и выявлении возможных последствий в случаях аварийных ситуаций. Важным и актуальным направлением деятельности токсикологических отделений может и должна быть организационная, консультативная, методическая и другая работа по обнаружению, учету существующих вредностей в районе, городе, области, том или ином регионе, обслуживаемом санитарно-эпидемиологической службой, разработке и составлению картотек и карт загрязнения внешней среды по средам и в целом с учетом степени опасности воздействующих факторов. Это окажет неоценимую услугу самой санитарно-эпидемиологической службе при осуществлении предупредительного и текущего санитарного надзора, будет способствовать накоплению данных для последующей оценки реальной опасности сложившихся санитарно-гигиенических ситуаций в том или ином районе, регионе.

Роль токсикологических отделений санэпидстанций чрезвычайно важна при подозрении на возможность отравлений. Это может быть в плане как предупредительного, так и текущего санитарного надзора. В плане предупредительного надзора — при предполагаемом внедрении, разработке новых химических соединений, когда должна включаться целая система токсикологической их оценки: от первичного токсикологического паспорта и ориентировочно-безопасных уровней воздействия до ПДК в различных средах.

Контроль за соблюдением санитарных нормативов про-

водится химическими методами в лабораториях коммуналь* ной гигиены, гигиены труда, питания, определения остаточных количеств ядохимикатов и физико-химических методов » исследования. Специалисты токсикологических отделений ^ могут и должны, используя токсикологические методы, оценить надежность установленных ПДК, проследить, не влияет ли комплекс веществ, сложившийся на данной территории, где каждое вещество на уровне ПДК, а если влияет, то определить причину и т. д. Поэтому чрезвычайно важно вести учет вредных веществ, токсинов и ядов, имеющихся на территории, и выявлять с помощью различных методов их отрицательное воздействие на здоровье человека.

Повышение качества исследований требует разработки, утверждения и внедрения унифицированных методик постановки эксперимента, единых информативных методов изучения, статистической обработки и оценки получаемых результатов, касающихся токсичности, специфического действия различных факторов на разных уровнях ответной реакции организма, единых форм сбора, учета, анализа данных при изучении реальной опасности загрязнения внешней среды и др.

Решение поставленных задач возможно лишь при контакте со всеми заинтересованными учреждениями системы здравоохранения, других министерств и ведомств, при постоянном внимании гигиенической науки к запросам практики и методическом руководстве соответствующих проблемных комиссий и НИИ деятельностью санэпидстанций и их токсикологических отделений.

Поступила 02.06.83

УДК 377:624 + 621.77] :658.311.44

В. А. Гапон, О. В. Черных

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ УЧАЩИХСЯ И ВЫПУСКНИКОВ ПРОФТЕХУЧИЛИЩ СТРОИТЕЛЬНОГО И МЕТАЛЛООБРАБАТЫВАЮЩЕГО ПРОФИЛЕЙ

Краснодонская городская санэпидстанция

Целью настоящего исследования являлась разработка метода активного формирования профессиональной устойчивости учащихся и выпускников профессионально-технических училищ (ПТУ) строительного и металлообрабатывающего профилей. Нами сделана попытка оптимизации существующих форм врачебно-профессиональной консультации и профессионального отбора, а также научно обоснованной гигиенической регламентации условий обучения и труда.

При этом мы исходили из того, что традиционные методы врачебно-профессиональной консультации не обеспечивают получения школьниками необходимого объема зна-ннй о гигиено-физиологических особенностях трудовой деятельности, а используемые в практическом здравоохранении принципы профессионального отбора (только на основе отсутствия заболеваний, являющихся противопоказанием) не позволяют достаточно глубоко и всесторонне оценить функциональное состояние профессионально значимых систем'[1]. В свою очередь гигиенические условия труда на производстве отличаются от учебно-производственных в училище как характером трудовой деятельности, так и интенсивностью нагрузок; особенно заметны эти различия в первый год самостоятельной работы, когда происходит резкий переход от одного вида деятельности к другому.

В связи с этим для активного формирования профессиональной устойчивости нами был предложен комплекс гигиенических мероприятий, облегчающих профессиональную н социальную адаптацию подростков к условиям трудовой деятельности, на период школа — училище — производство.

Активное формирование устойчивых мотиваций избрать профессии строителя и специалиста по холодной обработке металла достигалось путем совершенствования традиционных форм профессиональной ориентации учащихся 8-х классов. В частности, нами широко использован один из составных элементов профориеитационной работы в школе — профессиональная информация школьников.

С нашей точки зрения, она должна была представлять стройную систему учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объема знаний и навыков об особенностях физиологии и гигиены труда в данной профессии (см. схему).

Как видно из схемы, все составные части профессиональной информации разделены на 3 группы, находящиеся в органической взаимосвязи, что придает системе определенную целостность. В то же время каждый элемент системы имеет свойственную ей специфику.

Для содержания профессиональной информации на всех этапах была характерна единая целевая установка. В системе школьного образования и факультативной гигиенической подготовки оно носило в основном информационный характер, в третьей группе преобладали элементы воспитательного характера.

Первичное ознакомление с основами будущей профессии проводилось с учащимися 8-х классов школ, условно распределенных для комплектования ПТУ, в виде обзорной лекции на основе единого плана областного отдела народного образования и областного управления профтехобразования. Освещались основные гигиенические и физиологические элементы трудовой деятельности профессий штукатура, маляра, токаря и слесаря.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.