Научная статья на тему 'ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГИГИЕНИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ПРОФТЕХУЧИЛИЩ'

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГИГИЕНИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ПРОФТЕХУЧИЛИЩ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГИГИЕНИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ПРОФТЕХУЧИЛИЩ»

Из практики

УДК 371.712:658.38«.11.003.1

В. А. Гапон, О. В. Черных

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГИГИЕНИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ПРОФТЕХУЧИЛИЩ

Краснодонская городская санэпидстанция

Настоящее сообщение посвящено оценке экономической эффективности предложенных гигиенических мероприятий по повышению профессиональной устойчивости выпускников ПТУ строительного и металлообрабатывающего профиля.

Многолетними (1974—1981) наблюдениями нами установлены уровень и тенденции текучести выпускников ПТУ строительного и металлообрабатывающего профилей в течение первого года самостоятельной работы из-за неудовлетворенности гигиеническими условиями труда II] и разработан и предложен комплекс мероприятий по повышению их профессиональной устойчивости [2).

Эффективность рекомендуемых мероприятий изучали ^^ течение года на выпускниках ПТУ строительного (237) ^металлообрабатывающего (217) профиля, работавших на соответствующих предприятиях. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности у строителей составляла в 1980 г. 436 дней, а у металлистов — 287 дней на 100 работающих. Ожидаемая текучесть выпускников-строителей, определенная методом экстраполяции [3] должна была быть в 1981 г. 6% (14 человек), выпускников-ме-таллистов — 4,6% (10 человек).

Для оптимизации гигиенических условий труда выпускников ПТУ обоих профилей на протяжении рабочей смены были установлены обязательные 10-минутные перерывы для отдыха через каждые 50 мин трудовой деятельности; молодым строителям созданы условия для отдыха и обогрева в зимнее время, исключены сверхурочные работы; металлистам выделены для работы отдельные участки, обеспеченные эффективной общей и местной вентиляцией. Создание таких условий требовало определенных капиталовложений, которые составили для строителей 18,6 тыс. руб., для металлистов— 12,3 тыс. руб. Осуществление предложенных мероприятий во взаимосвязи с эффективным профессиональным отбором подростков при поступлении в ПТУ |2] способствовало снижению у ^^выпускников заболеваемости с временной утратой трудоспособности, а также уменьшению их текучести в течение первого года работы на производстве. Так, заболеваемость с временной утратой трудоспособности на 100 работающих выпускников снизилась в 1981 г. по сравнению с 1980 г. среди строителей на 30,6% в днях (с 436 до 303 дней), среди металлистов — на 24,4% (с 287 до 217). Текучесть выпускников-строителей уменьшилась в 2, 3 раза, металлистов — в 2 раза, так как вместо ожидаемой у строителей она составила 6 человек, у металлистов — 5.

Полученный положительный медико-социальный эффект мы попытались выразить в экономических показателях. Была определена годовая экономическая эффективность реализованных гигиенических мероприятий (Эг) как сумма экономии расходов на социальное страхование (Эс) и стоимости дополнительно произведенного дохода в результате снижения заболеваемости и уменьшения текучести кадров на производстве (Я):

V. ЭГ = ЭС + Р, (1)

Эс = 5 • (Д, — Д,) • N, (2)

3 Гигыгма я санитария № б

где 5 — средняя сумма, выплачиваемая за 1 день нетрудоспособности 1 работающему, руб/человеко-день; Д1 и Д, — число дней временной нетрудоспособности на I работающего в год соответственно до и после проведения мероприятий, человеко-день/человеко-год; N — среднесписочная годовая численность работающих; Р, — средняя стоимость дневной выработки одного работающего, руб/человеко-день; — число профессионально устойчивых рабочих (не уволившихся с производства в сравнении с прогнозом); О — годовой ресурс рабочего времени, человеко-день/человеко-год.

Средняя сумма (Б), выплачиваемая за 1 день нетрудоспособности 1 выпускнику-строителю в 1981 г. составила 10,2 руб. (металлисту 18,1 руб.), число диен нетрудоспособности на 1 работающего строителя (Д]) до внедрения комплекса гигиенических мероприятий — 4,4 дня (на металлиста 2,9 дня), после внедрения (Дг) — 3 дня (на металлиста 2,2 дня), среднесписочный состав работающих (/V) строителей — 237 человек, металлистов — 217 человек, средняя стоимость дневной выработки на I строителя (Я,) — 26,2 руб. (на металлиста 30,2 руб.), число выпускников, не уволившихся с производства по сравнению с прогнозом (N1) — 8. у строителей и 5 у металлистов, годовой ресурс рабочего времени (й) — 224 человеко-дня/че-ловеко-год.

Подставляя соответствующие значения в выражение (1) Эг=5(Д1-Д»)М + /уЛГ,.С. (4)

получаем денежное выражение достигнутого экономического эффекта (в тыс. руб.)

Эг= 10,2 (4,4—3,0)• 237+ 26,2-8-224= 50,3.

Вычитаем из этой суммы стоимость капиталовложений на создание оптимальных гигиенических условий труда:

50,3—18,6=31,7 тыс. руб.

Из расчета следует, что экономическая эффективность гигиенических мероприятий по повышению профессиональной устойчивости выпускников-строителей в 1981 г. составила около 31,7 тыс. руб.

Аналогичным способом исчисляется экономическая эффективность мероприятий по повышению профессиональной устойчивости выпускников ПТУ металлообрабатывающего профиля:

Эг= 18,1-(2,9-2,2)-212+30,2-5-224=36,5 тыс. руб., 36,5—12,3=24,2 тыс. руб.

Таким образом, предложенный нами расчет позволяет с достаточной полнотой выразить медико-социальный эффект гигиенических мероприятий по повышению профессиональной устойчивости выпускников ПТУ строительного и металлообрабатывающего профилей в экономических показателях. Кроме того, он аргументирует необходимость и обоснованность капиталовложений на создание оптимальных гигиенических условий производственной деятельности выпускников ПТУ.

— 65 —

Литература 3. Шиган Е. Н. Прогнозирование в здравоохранении. М.,

1974, с. 13—16.

1. Гапон В. А. — Гиг. и сан., 1982, № 2, с. 51—52.

2. Гапон В. А., Черных О. В. — Там же, 1984, № 5,

С. 74—76- Поступила 04.01.8&

УДК 371.7М

А. Е. Лысый

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ

школьников

Терновская районная санэпидстанция, г. Кривой Рог

Рациональное питание является одним из факторов, определяющих нормальное физическое и нервно-психическое развитие детей.

Учитывая, что на протяжении ряда лет частота заболеваний органов желудочно-кишечного тракта у детей школьного возраста нашего района не снижается, мы изучили фактическое питание учащихся. Горячее питание организовано во всех школах и, по данным районного отдела народного образования, им охвачено 85% учеников. Оценку характера питания проводили анкетно-опросным методом, а также путем изучения рациона школьного питания1.

Всего обследовано 410 учащихся средних школ № 37, 80 и 110. Выборочно взято по одной школе, столовая которой обслуживается двумя орсами — Первомайского рудоуправления производственного объединения <Крив-бассруда» и Северного горно-обогатительного комбината (СевГОК) Министерства черной металлургии УССР.

Анализ данных анкетного опроса, характеризующих режим питания, показал, что только 53% учащихся питаются регулярно перед уходом в школу, регулярно обедают в школе всего 57,6% школьников, периодически — около 21%, а остальные не обедают. Приведенные цифры свидетельствуют о неблагополучии в организации питания учащихся. В связи с этим мы внесли в анкету ряд дополнительных вопросов, ответы на которые могли охарактеризовать качество школьного питания.

Установлено, что школьный обед по вкусовым качествам удовлетворяет только 13% опрошенных учащихся, по объему пищи — 7,6%, по разнообразию рациона — 10,5%, по цене— 16,1%. Важно отметить, что не все дети получают горячее питание. Причина здесь одна — невнимание учителей и родителей к этому вопросу. Вот почему мы указываем на необходимость разъяснительной работы с ними.

Полученные нами данные показывают также, что большинство опрошенных не располагают познаниями в области рационального питания. Это еще раз ставит на повестку дня организацию пропаганды здоровой пищи, ее рационального потребления. Считаем, что в меню школьных столовых целесообразно указывать калорийную ценность блюд.

При изучении меню-раскладок установлено, что структура среднесуточного набора продуктов питания обследованных школьников в основном одинакова. Однако отмечается недостаток субпродуктов, соков, гречневой крупы. Питательная ценность рациона у школьников часто не соответствует оптимальному соотношению основных пи-

1 Припутнна Л. С. Методические указания по изучению фактического питания отдельных групп населения. Киев, 1966.

щевых веществ. Так, в школах, обслуживаемых орсом СевГОК, жиров в питании примерно в 2 раза больше, чем белков, тогда как их соотношение должно быть одинаковым. Таким образом, общая калорийность рациона выдерживается за счет жиров. В то же время организм ребенка недополучает ценные белки, необходимые для обеспечения роста.

Все школьные буфеты и столовые находятся в ведении предприятий общественного питания, которые часто применяют комбижир вместо сливочного масла, что влияет как на качество, так и на калорийность пищи. Меню обычно однообразное, много мучных изделий, недостаточно овощных блюд. При лабораторном анализе проб обедов, взятых в школьных столовых за период с 1980 по 1983 г., в среднем 23,6% отобранных блюд имели сниженную калорийность.

Отмеченные недостатки в качестве питания школьников, по-видимому, и обусловили рост числа случаев хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта у учащихся района за период с 1981 по 1983 г. на 0,8%.

Беспокоит низкий показатель (13%) положительной оценки учащимися вкусовых качеств школьных обедов. На наш взгляд, оценку и оплату труда работников школьных столовых необходимо проводить не по товарообороту, а по качеству изготовленной ими продукции. Следовательно, санитарным врачам необходимо усилить контроль за качеством питания школьников.

Тревожны, на наш взгляд, ответы об уровне культуры обращения с детьми работников школьных столовых: около 50% опрошенных указали на грубое и нетактичное поведение обслуживающего персонала.

По инициативе санэпидстанции в райкоме партии в 1983 г. проведено совещание с директорами школ, руководителями орсов, обеспечивающих питание школьников. Были обсуждены недостатки и предложены мероприятия по улучшению качества школьного питания. Кроме того, усилен контроль со стороны отделения гигиены детей и подростков путем увеличения кратности обследований , школьных столовых и усиления требовательности к? работникам общественного питания. В результате процент блюд, в которых отмечено занижение калорийности, за 1984 г. снизился на 6,1 по сравнению с предыдущим годом.

К сожалению, одной из проблем для санитарных врачей остается недостаточная витаминизация пищевых продуктов. Этот вопрос отражен в соответствующем приказе Минздрава СССР. Однако Министерство просвещения СССР не обязало отделы народного образования на местах проводить обязательную витаминизацию пищи в зимний и весенний периоды, из-за чего четко не отрегулированы вопросы финансирования. Это затрудняет работу органов государственного санитарного надзора.

Поступила 06.01.8S>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.