Научная статья на тему 'Принципы государственно-частного партнерства обеспечения лесоустроительных работ'

Принципы государственно-частного партнерства обеспечения лесоустроительных работ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ЛЕСОУСТРОИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / ЧЕРЕПОВЕЦЛЕС / САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / PRIVATE PARTNERSHIPS / FOREST INVENTORY WORK / CHEREPOVETSLES / SELF-REGULATORYORGANIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грачев В. В.

Статья посвящена решению проблемы лесоустроительных работ путем развития государственно-частного партнерства, в системе которого привлекаются средства федерального, регионального бюджетов и средства арендаторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to solving problems of forest management activities through the development of public-private partnerships, which are involved in the system of the federal, regional budgets and tenants.

Текст научной работы на тему «Принципы государственно-частного партнерства обеспечения лесоустроительных работ»

ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ

хозяйственного управления создаст объективные условия как для роста доходности лесного сектора, так и для эффективного ведения лесного хозяйства с соблюдением лесо-водственных и экологических требований.

Следует сказать, что Лесной кодекс сделал шаг в направлении создания концессионной организации использования лесов, введя в практику арендных отношений использование лесов на базе приоритетных инвестиционных проектов.

Договор аренды лесного участка в совокупности с инвестиционным проектом можно рассматривать де-факто по форме как концессионное соглашение, но при этом содержание договоров аренды не соответствует приведенным выше положениям, которые характеризуют концессионную модель организации использования лесов.

В отличие от арендных отношений концессионная модель организации использования лесов способна за относительно короткий период создать в лесном секторе ответственный в экономическом, социальном и экологическом отношениях частный бизнес, который может стать эффективным собственником лесных земель, если будет принято политическое решение об их приватизации.

В то же время приватизацию лесов через арендные отношения следует рассматривать как политически рискованное решение с возможными негативными экономическими и экологическими потерями. Хозяйственное управление лесными землями и хозяйственное управление лесными ресурсами для заготовки древесины - это разные формы менеджмента, требующие разных знаний и опыта.

При управлении лесными землями нельзя ограничиваться только решением текущих задач с получением максимального дохода за короткий период, что характеризует деятельность большинства арендаторов лесных участков.

Здесь нужно стратегическое планирование с соответствующими методами и критериями интегральной оценки экономических, социальных и экологических результатов.

Создание эффективных форм использования лесов через принятие в этой области ответственных политических решений должно стать одной из главных целей лесной политики, достижение которой усилит позиции Российской Федерации на глобальном лесном рынке.

Библиографический список

1. Джон А.Грей. Политика лесных концессий. Опыт стран по устойчивому управлению тропическими лесами / Джон А.Грей. - М., ВНИИЛМ, 2003 -120 с.

2. Развитие концессионного лесопользования. Международный опыт, проблемы и перспективы для стран с переходной экономикой. Материалы семинара г. Пушкино М., 5-6 июня, 2004 г. - М., Алекс, 2004.

3. Концессионное лесопользование (правовые, экономические и экологические основы): Учебное пособие - М.; ВИПКЛХ, 2003 - 187 с.

4. Петров, А.П. Коррупционные риски, обусловленные лесным законодательством: их экономические, экологические и социальные последствия. В учебном пособии «Совершенствование правоприменения и управления в лесном секторе Российской Федерации» / А.П. Петров. - М.: Всемирный Банк, 2011. - 240 с.

5. Петров, А.П. Аренду лесов надо строить по рыночным законам / А.П. Петров // Леспроминформ. - 2012. - № 1(83). - С. 14-17.

ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛЕСОУСТрОИТЕЛЬНыХ рАБОТ

В.В. ГРАЧЕВ, Директор НП СРО «Лесной Союз», докт. экон. наук, академик РАЕН

mfo@forestunion. com, lesnoysoyuz@gmail. com необходимость стимулирования сбалансированного использования и воспроизводства лесов.

Суть сбалансированности лесных отношений заключается в планировании опти-

В России лес занимает около 45 % территории страны и составляет примерно четверть мировых запасов всей планеты. Сохранение этих богатств относится к глобальным проблемам. В настоящее время назрела

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 4/2013

45

ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ

мальных объемов лесопользования и воспроизводства лесов.

Лесным законодательством 2006 г предпринята попытка долгосрочного планирования управления лесами, которая основывается на таких важнейших экономических инструментах, как лесные планы субъектов РФ, лесохозяйственные регламенты государственных лесничеств, проекты освоения лесов и т.д.

Вся система этого планирования базируется на исходных данных - материалах лесоустроительных работ предыдущих периодов.

У нас в Вологодской области по многим лесничествам лесоустройство не проводилось 20 и более лет, особенно в бывших сельских лесах. Какое может быть качество планирования, а значит и управления, основанное на устаревших и на недостоверных данных? И подобная ситуация по большинству лесных регионов.

Каким же образом и как возобновить весь цикл лесоустроительных работ?

Я как человек, занимавшийся конкретными практическими делами, могу сказать - решение этой проблемы заключается в организационно-экономическом обеспечении выполнения полного цикла и всего комплекса лесоустроительных работ. Первое - это финансирование лесоустроительных работ. Многие могут ответить, что леса у нас находятся в государственной собственности и выполнение этих работ по устройству государственных лесов должно производиться за счет федеральных средств.

Полагаю, что при сегодняшних проблемах бюджетного обеспечения в большинстве отраслей государственного финансирования надеяться на это несколько наивно. Остаточный принцип бюджетного финансирования вряд ли обеспечит возрастающий с каждым годом объем лесоустроительных работ.

Где же выход и разрешение этой проблемы?

На мой взгляд, в развитии так называемого государственно-частного партнерства, в системе которого привлекаются средства федерального, регионального бюджетов и средства арендаторов. Формула модели государственно-частного партнерства

С = Сфб+ С б+С

гчп фб рб ар,

где Сфб - средства федерального бюджета;

Срб - средства регионального бюджета;

Сар - средства арендаторов лесных участков;

С - общая сумма финансовых вложений на выполнение всего комплекса лесоустроительных работ.

Как же сделать это на практике?

Для этих целей по инициативе «Рос-лесхоза» появилось некоммерческое партнерство «Лесной союз» - союз по взаимодействию и сотрудничеству арендаторов и лесных таксаторов в сфере лесоустройства, использования лесов, лесного планирования и проектирования, которое зарегистрировано в Минюсте 17 мая 2012 г.

Проинформирую на примере Вологодской области. НП «Лесной союз» разработало и согласовало с северным филиалом ФГУП «Рослесинфорг», г. Вологда, а также с арендаторами лесных участков ЛХК «Че-реповецлес» «Методические рекомендации по формированию государственно-частного партнерства в сфере выполнения лесоустроительных работ».

Согласовали и определили финансовые средства по формуле

С = Сфб+ С б+С

гчп фб рб ар,

Сфб = 20,0 млн руб.;

Срб = 8,0 млн руб.;

Сар = 2,0 млн руб.;

Общая сумма

С = 20+8+2 = 30 млн руб.

Таким образом, за счет государственно-частного партнерства выполняем объем, в

1,5 раза превышающий средства федерального бюджета. Этот положительный пример мы будем рекомендовать и продвигать в других многолесных регионах.

Второе - в соответствии с действующим законодательством выполнение лесоустроительных работ за счет государственных средств проводится посредством проведения торгов согласно 94-ФЗ.

Практика торгов показывает, что участие в торгах принимают различные фирмы, в том числе несостоятельные, однодневки

и т.д.

46

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013

ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ

Лесоустройство - это особая сфера работ в лесном хозяйстве, которая затрагивает многофакторный учет, оценку, таксацию, планирование и проектирование лесного хозяйства. Поэтому должны проводить эти работы только те представители бизнеса и государственные организации, которые имеют необходимый уровень профессионалов- специалистов, оснащены современными средствами, оргоснасткой и технологиями выполнения работ. То есть лесоустроительные организации должны перед участием в торгах получить специальную аккредитацию на право выполнения этих работ.

В этой связи я могу доложить, что в настоящее время, т.е. 20 ноября 2012 г., по представленным нами документам в Минюсте зарегистрирована саморегулируемая организация - НП СРО «Лесной союз» - первая в лесном секторе России. В составе НП СРО «Лесной союз» 74 участника-арендатора, в том числе Рослесинфорг (всего заявлений более 120).

Сейчас мы вносим изменения в стандарты НП СРО «Лесной союз»: обязательное наличие сертификатов соответствия качества выполненных работ, а также предложения и по аккредитации для участия в лесоустроительных работах только специализированных организаций, имеющих сертификаты соответствия качества выполняемых работ.

Все это даст дополнительные возможности для дальнейшего развития лесоустроительных работ на современном уровне и на перспективу.

Библиографический список

1. Орлов, М.М. Основные направления организации лесного хозяйства / М.М. Орлов. - М., 2009. - 400 с.

2. Писаренко, А.И. Лесное хозяйство России: национальное и глобальное значение / А.И. Писаренко, В.В. Страхов. - М., 2011. - 600 с.

3. Гиряев, М.Д. Лесоустройство: проблемы, решения / М.Д. Гиряев. - М.: МГУЛ, 2012. - 9 с.

4. Моисеев, Н.А. Леса России: проблемы, решения, книга / Н.А. Моисеев. - М.: Вектор-Тис, 2010. - 632 с.

ЛЕСНАЯ ДОКТРИНА РОССИИ: ОТВЕТ НА УСЛОВИЯ ВТО

С.В. СТЕПАНОВ, проф. каф. финансов МГУЛ, докт. экон. наук

После 15 лет переговоров РФ вступила в ВТО - клуб 150 стран, контролирующих 95 % мирового торгового оборота. Напомним, с 1995 г. ВТО правопреемник ГАТТ (1947 г.) - многостороннее межправительственное соглашение по снижению таможенных пошлин и других барьеров в международной торговле (ГАТТ редакция 1994 г.) Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ФРИПС). ВТО - атрибут глобальной (ТНК) экономики на основе USD. ВТО, как и вся глобальная экономика, находится в системном кризисе.

Ключевой вопрос: в каком коридоре возможностей находится отечественный лесной сектор после вступления в ВТО?

Контент-термины. Путаница в определениях

«ЛПК» - атрибут централизованноплановой экономики в формате Минлеспрома

caf-fin@mgul. ac. ru

и Госплана СССР. Сегодня «ЛПК» - речевой анахронизм, а не обозначение реальности.

На протяжении двадцати последних лет ядром государственной экономической политики были приватизация, либерализация и инфляция. Они не стали и не могли стать решающим фактором реструктуризации и модернизации в отечественном лесном секторе. Механизмы обеспечения сбалансированного развития отдельных отраслей, как рыночные, так и административные, неэффективны. За 20 лет постпланового развития лесной сектор стал несистемным фрагментарным и космополитичным.

Обособленные товаропроизводите-

ли составляют 100 % отечественного лесного предпринимательства. 5 крупнейших компаний, включенных в последний рейтинг «Эксперт-400»: группа «Илим», «Мон-ди Сыктывкарский ЛПК», «Архангельский ЦБК», «Интернешнл Пейпер» и «Кондопога»

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013

47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.