ЛЕСНАЯ ТАКСАЦИЯ
УДК 630.9 + 630.5
DOI: 10.24419/LHI.2304-3083.2017.2.01
Теоретические основы лесоустройства и современное лесное законодательство
М. Д. Гиряев - Мытищинский филиал Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана (Национальный исследовательский университет), заведующий кафедрой лесоустройства и лесоуправле-ния, доктор сельскохозяйственных наук, Мытищи, Московская область, Российская Федерация, [email protected]
Проанализированы роль и значение лесного законодательства в повышении эффективности и доходности заготовки древесины. Приводится анализ современной системы лесоуправления на уровне лесничества. Сделан вывод о том, что проблемы организации использования лесов и лесоуправления неразрывно связаны с отсутствием актуализированной информации о количественных и качественных показателях земель лесного фонда лесничеств. Предлагаются поправки в Лесной кодекс Российской Федерации для возрождения классической системы лесоустройства.
Ключевые слова: лесоустройство, лесоуправление, лесничество, расчетная лесосека, арендатор, лесной доход, лесное законодательство.
Для ссылок: http://dx.d0i.0rg/10.24419/LHI.2304-3083.2017.2.01
Гиряев, М. Д. Теоретические основы лесоустройства и современное лесное законодательство [Электронный ресурс] / М. Д. Гиряев //Лесохоз. информ.: электрон. сетевой журн. - 2017. - № 2. -С. 5-15. URL: http:// lhi.vniilm.ru/
В течение 13 лет в Российской Федерации было принято 3 федеральных закона, регулирующих лесные отношения: Основы лесного законодательства (1993 г.) и лесные кодексы (1997 и 2006 г.). Такой активности в «совершенствовании» лесного законодательства не наблюдалось за более чем 200-летнюю историю управления лесами России. При этом каждый федеральный лесной закон вносил кардинальные, не связанные между собой изменения в сферу регулирования лесных отношений. Это привело к неоднократному радикальному реформированию государственного управления лесами и дестабилизации работы лесопромышленного комплекса России [1].
На протяжении всей истории государственного управления лесами России базовыми элементами регулирования лесных отношений являются следующие элементы (рис. 1):
✓ Главное звено в системе государственного управления лесами - лесничество (лесхоз).
✓ Стратегический партнер государства в использовании лесов и ведении лесного хозяйства в эксплуатационных лесах - арендатор (лесопользователь).
✓ Основной исполнитель работ по ведению лесного хозяйства в защитных лесах - государственное автономное (бюджетное) учреждение.
✓ Информационная основа лесоуправле-ния, обеспечения непрерывности и постоянства использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов - лесоустройство.
Именно от сбалансированности и взаимодополняемости этих элементов зависит эффективность управления лесами и организация использования лесов, прежде всего заготовка древесины и ведение лесного хозяйства на арендуемых лесных участках и в защитных, экологически значимых, лесах. При этом классическое отечественное лесоустройство (4-й элемент) должно быть стержневой информационной системой обеспечения устойчивого лесоуправления и доходного использования лесов на основе соблюдения лесоводственных требований.
Лесной кодекс РФ 2006 г. внес коренные изменения в сферу лесоустройства. Так, в «Лесном кодексе Российской Федерации. Комментарии» констатируется [2, с. 466]: «Законодатель регулировал вопросы лесоустройства исходя из пред-
/
Лесничество -
главное звено в системе государственного управления лесами
Арендатор -
стратегический партнер государства в использовании лесов и ведении лесного хозяйства в эксплуатационных лесах
V
Государственное автономное (бюджетное) учреждение -
основной исполнитель работ по ведению лесного хозяйства в защитных лесах
Ч
Лесоустройство -
информационная основа лесоуправления, обеспечения непрерывности и постоянства использования лесов, их охраны, защиты и воспроизводства
г
Рис. 1. Базовые элементы современного регулирования лесных отношений
ставления, что система лесоустройства должна быть серьезно реформирована, причем с учетом реалий рыночной экономики». Приведем еще один тезис, характеризующий позицию разработчиков Лесного кодекса РФ [2, с. 192]: «В настоящее время предусмотрено упразднение главного пользования лесом, лесхозов и лесопользования, а содержание понятий «лесоустройство» и «рубки лесных насаждений» кардинально пересмотрено. Из этого следует, что лесохозяйственное представление о расчетной лесосеке надо также пересматривать». Таким образом, основные положения Лесного кодекса РФ 2006 г. направлены на полное реформирование государственного лесного хозяйства, прежде всего его основы - лесхозов, а также на ликвидацию классического отечественного государственного лесоустройства.
Главными функциями лесоустройства являлись периодическая качественная оценка состояния лесов, определение научно обоснованной нормы заготовки древесины, анализ эффектив-
Так, в 1913 г. лесной доход превышал бюджетные ассигнования на ведение лесного хозяйства в 3 раза [2], в 1929 г. - в 2,4 раза [3]. А в 2015 г. затраты на ведение лесного хозяйства за счет бюджетных средств оказались выше, чем лесной доход, на 12,6 млрд руб.
Объем заготовки древесины с 2007 г., после принятия Лесного кодекса Российской Федерации, снизился (рис. 2), а арендованные участки лесного фонда (свыше 300 млн га) эксплуатируются неэффективно [4, 5].
Последние поправки к Лесному кодексу РФ фактически восстанавливают систему «лесхозов» и определяют, что объектом лесоустройства и установления расчетной лесосеки являются лесничества. Это подтверждает ошибки законодателей в принятии ряда статей по стратегическим вопросам организации лесного хозяйства, использования лесов и лесоустройства.
Так, Федеральным законом от 29.12. 2010 № 442-ФЗ в часть 4 статьи 23 Лесного кодекса РФ
Таблица 1. Экономическая эффективность использования лесов в России
Год Единица лесоуправления Торги по продаже древесины на корню, млн м3 Лесной доход, млн руб. Бюджетные затраты на ведение лесного хозяйства, млн руб.
1913 Лесничество 89 96 32
1929 То же 187 211 86
2015 - « - 205 26 500 39 100
ности использования лесов и ведения лесного хозяйства и разработка проектов ведения лесного хозяйства.
Обязанность проводить лесоустройство лесным законодательством также возложена на арендатора. При этом лесным законом предусматривается сохранение федеральной собственности на земли лесного фонда.
Это фундаментальное противоречие в Лесном кодексе Российской Федерации привело к серьёзным недостаткам системы лесоуправления, крайне низкому уровню ведения и доходности лесного хозяйства (табл. 1), а также стагнации работы лесопромышленного комплекса (рис. 2).
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Год
Рис. 2. Показатели заготовки древесины в Российской Федерации, млн м3
внесены следующие изменения: «В отношении лесничеств, лесопарков осуществляются установление расчётной лесосеки, проведение лесоустройства, разработка и утверждение лесохо-зяйственных регламентов, ведение государственного лесного реестра». А до принятия поправки в 2010 г. в части 4 (этой же статьи) констатировалось, что «Реализация лесохозяйственного регламента в лесничествах и лесопарках обеспечивается лесничими...» [6], т. е. лесничий занимался в основном хозяйственной деятельностью.
В 2011-2013 гг. большинство лесничеств в субъектах Российской Федерации преобразовано в государственные казённые учреждения, которые осуществляют исключительно функции государственного управления лесами.
Федеральным законом от 12.03.2014 № 27 внесены принципиальные изменения в статью 19 Лесного кодекса РФ. В новой редакции статьи предусмотрено, что мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов могут проводиться по государственному заданию государственными бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений. Одновременно эти бюджетные учреждения без торгов осуществляют продажу лесных насаждений для заготовки древесины при рубках ухода и санитарных рубках на уровне ниже минимальных ставок.
А в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации 2006 г. работы по охране, защите и воспроизводству лесов проводились в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ. В соответствии с этим законом заключение государственных контрактов на выполнение лесохозяйственных работ разрешалось исключительно через торги.
Таким образом, новая редакция Лесного кодекса РФ в вопросах организации работ по охране, защите и воспроизводству лесов фактически подтвердила необходимость восстановления «лесхозов», ликвидированных в 2006 г.
Радикальная поправка к Лесному кодексу РФ, утвержденная Федеральным законом от
29.06.2015 № 206-ФЗ, принципиально изменяет подход к арендным отношениям. Так, с 1 октября 2015 г. введена новая 74 статья «Заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Часть 4 статьи 74 констатирует, что арендаторы лесных участков, надлежащим образом исполнявшие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов. К таким арендаторам относятся юридические лица, которым лесные участки предоставлены на торгах на срок более десяти лет: для заготовки древесины и живицы, рекреационной деятельности и др.
При условии качественного исполнения договора аренды стратегический партнёр государства - арендатор - имеет право пролонгировать срок аренды лесных участков ещё на 49 лет на тех же условиях [6].
Таким образом, принятие данной поправки обеспечивает дальнейшее развитие только 3-х верхних блоков базовых элементов регулирования лесных отношений (см. рис. 1). Однако важнейшим элементом в регулировании лесных отношений является информационное обеспечение лесоуправления, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Объективную и полную информацию о состоянии лесов, об изменениях, происходящих на землях лесного фонда, о нормативах использования лесосырьевых ресурсов можно получить только при лесоустройстве. Тем не менее за 10 лет после принятия Лесного кодекса РФ ни одной существенной поправки в области лесоустройства не было принято.
Можно выделить две точки зрения на функции и задачи современного лесоустройства, прежде всего на таксацию лесов. Абсолютное большинство профессионалов-лесоустроителей и работников лесной отрасли считают, что в условиях рыночных основ в лесоуправлении и организации использования лесов при наличии федеральной собственности на леса необходимо законодательно восстановить классическую отечественную систему лесоустройства.
Новые лесоуправленцы-реформаторы рассматривают выполнение лесоустроительных работ как оказание услуг в соответствии с гражданским законодательством, главной составляющей которой является проведение таксации леса коммерческими организациями. При этом в функции лесоустройства не включается определение расчетной лесосеки - основы обеспечения принципа непрерывности и неистощительности использования лесов. Более того, высказывается тезис, что нормативная точность определения основных таксационных показателей при таксации лесов должна быть значительно снижена, так как арендатор и другие коммерческие структуры при инструментальном отводе допустимого объема древесины в рубку обеспечивают необходимое качество определения вырубаемого запаса древостоя.
Рассмотрим базовые элементы классической отечественной государственной системы лесоустройства, упраздненной Лесным кодексом РФ (2006).
1. Разработка основных положений организации и развития лесного хозяйства по субъекту Российской Федерации за год до начала проведения лесоустроительнъх работ по лесхозам (лесничествам).
В основных положениях:
✓ анализировались экономические и социальные предпосылки развития лесного хозяйства и использования лесов субъекта Российской Федерации;
✓ уточнялось распределение земель лесного фонда по категориям защитности лесов, образование хозяйственных частей и хозсекций для оптимизации расчётной лесосеки и объёмов ведения лесного хозяйства;
✓ рекомендовались системы мероприятий по ведению лесного хозяйства на зонально-типологической основе;
✓ определялись перспективы транспортного освоения лесов, объёмов заготовки и направления переработки древесины;
✓ рекомендовались конкретные виды рубок в различных категориях защитности лесов;
✓ анализировалась система управления лесами по лесхозам (лесничествам) в субъекте Рос-
сийской Федерации и намечались мероприятия по её совершенствованию;
✓ осуществлялись прогнозные расчёты по заготовке древесины;
✓ устанавливался перечень единых для субъекта Российской Федерации основных таксационных нормативов [7].
Основные положения организации и развития лесного хозяйства по субъекту Российской Федерации утверждал федеральный орган исполнительной власти в области регулирования лесных отношений. Они были базовым нормативным правовым документом, на основании которого по единой методологии проводились таксация лесов, проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов и установление норм и объёмов заготовки древесины.
Вывод. Отсутствие единой методологии организации и проведения лесоустроительных работ по лесничествам, арендуемым лесным участкам и субъекту Российской Федерации в целом не обеспечивает оптимального подхода в вопросах лесного планирования, оценки состояния лесов, определения норм заготовки древесины и обесценивает понятие «лесоустройство» как государственной информационной системы.
Эту проблему можно решить путём включения отдельного раздела в лесной план субъекта Российской Федерации и, соответственно, в лесоустроительную инструкцию.
2. Проведение лесоустроительнъх работ по взаимосвязанным циклам: подготовительные, полевые и камеральные работы.
В подготовительный период за год до проведения полевых работ приобретались материалы качественной аэрофото- и космической съёмки, составлялись ведомости всех выполненных лесо-хозяйственных работ за ревизионный период, изучались и систематизировались экономические условия объекта лесоустройства, осуществлялась подготовка конкретной нормативной базы для таксации лесов и проектирования лесохо-зяйственных мероприятий и др.
Полевые работы выполнялись на объекте лесоустройства в течение 6-7 мес. (май - ноябрь);
камеральные - в течение 6 мес. (ноябрь - апрель).
Итоговые документы лесоустройства по лесхозу (лесничеству) рассматривали и утверждали органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Расчётная лесосека по лесхозу (лесничеству) утверждалась приказом федерального органа в области регулирования лесных отношений.
После принятия Лесного кодекса РФ (2006), как правило, лесные торги в субъектах Российской Федерации по определению исполнителя лесоустроительных работ предусматривали единый, резко укороченный цикл выполнения всех видов работ - в течение 6 мес. и менее.
Вывод. Три цикла организации лесоустроительных работ в течение 2,5 лет обеспечивали качественное выполнение таксации лесов, оптимальное проектирование лесохозяйственных мероприятий и норм заготовки древесины.
Современная организация таксации лесов и проектирования лесохозяйственных мероприятий не только не обеспечивает их качественное выполнение, но и фактически способствует нецелевому использованию бюджетных средств.
3. Оценка качественного и количественного состояния лесов лесничества.
С 2006 г. таксация лесов по лесничествам не проводилась. До 2012 г. объектом проведения лесоустроительных работ (таксации лесов) за счёт средств арендатора являлся только арендованный лесной участок (ежегодный объём от 5 до 10 млн га).
В 2014 г. объём работ по таксации лесов по лесничествам за счёт бюджетных средств достиг 20 млн га. Это обусловлено тем, что после принятия поправки в пункт 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ субъекты Российской Федерации получили возможность финансировать из средств региональных бюджетов работы по таксации лесов по лесничествам.
Вывод. Эта ситуация привела к катастрофическому обесцениванию материалов лесоустройства и ликвидации профессиональных кадров: инженеров-таксаторов, начальников лесоустроительных партий, инженеров камеральных групп.
4. Наземный способ таксации лесов абсолютно преобладал при проведении лесоустроительных работ.
С 1990 по 2006 г. таксация лесов проводилась наземным способом на 50 % устраиваемой площади, способом сочетания наземного и деши-фровочного - на 40 %, дешифровочным способом - на 10 % устраиваемой площади. С 2007 по 2013 г. наземный способ применяли на 22 % устраиваемой площади, дешифровочный - на 3 %, а способ актуализации - на 75 % площади.
Вывод. После принятия Лесного кодекса РФ (2006) таксация леса в Российской Федерации в основном проводилась с низкой точностью определения таксационных показателей способом актуализации.
5. Получение форм государственного учёта земель лесного фонда по лесхозам (лесничествам).
При лесоустройстве на основании актуализированной информации состояния лесов, их использования и ведения лесного хозяйства разрабатывались новые формы государственного учёта земель лесного фонда по лесхозам (лесничествам), которые являлись базовыми документами отраслевого планирования.
Вывод. Государственный лесной реестр лесничеств, который ведётся на основании устаревших данных таксации лесов и не является итоговым документом лесоустроительных работ, не может быть основой планирования ведения лесного хозяйства и использования лесов.
6. Определение лесоводственно обоснованной нормы заготовки древесины рубками спелых и пе-рестойнъх древостоев по лесничеству и арендованному лесному участку.
На основании обновлённой лесотаксацион-ной информации в состав лесоустроительных работ включалось:
✓ определение новой расчётной лесосеки по рубкам с целью заготовки древесины по лесхозам (лесничествам) и норма заготовки древесины в спелых и перестойных древостоях на арендованных лесных участках. Расчётная лесосека устанавливалась на принципах рационального и неистощительного пользования лесными ресурсами;
✓ определение ежегодных объёмов проведения прореживаний, проходных рубок, рубок реконструкции, выборочных и сплошных санитарных рубок с набором таксационных выделов в проектных ведомостях.
С 2007 г. в состав расчётной лесосеки включены:
✓ заготовка древесины в спелых и перестойных древостоях, рубки ухода за лесом,
✓ выборочные и сплошные санитарные рубки,
✓ заготовка древесины при использовании лесов для разработки месторождений полезных ископаемых; строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередач, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных сооружений и др.
В настоящее время расчётная лесосека определяется не при лесоустройстве, а при разработке лесохозяйственного регламента лесничества любой коммерческой структурой [8].
Вывод. В условиях рыночных подходов к организации заготовки древесины расчётная лесосека по лесничествам и норма заготовки древесины по арендованным лесным участкам не являются объективными показателями организации использования лесов.
7. Проектирование при таксации лесов объёмов выборочных рубок в спелых и перестойных древостоях, рубок ухода за лесом, санитарных рубок.
При натурной таксации лесов инженером-таксатором в каждом таксационном выделе исходя из состояния насаждения на основе лесоводст-венных требований проектировались соответствующие виды и объёмы рубок с целью заготовки древесины. В Лесном кодексе РФ 2006 г. это важнейшее лесоводственное мероприятие, являющееся неотъемлемой частью таксации лесов, не предусмотрено: «Проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов» (статья 68 Лесного кодекса РФ).
Вывод. Отсутствие в таксационных описаниях объёмов выборочных рубок в спелых и перестойных древостоях, рубок ухода за лесом, санитарных рубок создаёт большие проблемы в орга-
низации арендных отношений, в разработке ле-сохозяйственных регламентов лесничеств и лесных планов субъектов Российской Федерации.
8. Обеспечение высокой доходности использования лесов как возобновляемого природного ресурса за счет оптимизации лесоустроительного проектирования на основе экономических расчётов.
До 1930 г. в состав лесоустроительных работ включался расчёт на рентной основе цен на древесину, отпускаемую на корню, которые являлись начальной таксовой стоимостью древесины на лесных торгах [9].
До принятия Лесного кодекса РФ 2006 г. при лесоустройстве определялась сортиментно-то-варная структура древесины в расчётной лесосеке, и по утверждённому прейскуранту устанавливалась её таксовая стоимость.
Вывод. В ранее действующих системах лесоустройства был установлен приоритет - превышение лесного дохода над бюджетными затратами на ведение лесного хозяйства.
В 2015 г. в целом по Российской Федерации лесной доход составил 26,5 млрд руб., а бюджетные затраты на ведение лесного хозяйства -39,5 млрд руб.
9. Проведение лесоустройства по лесничествам только государственной организацией за счет бюджетных средств.
После принятия Лесного кодекса РФ (2006) проведение лесоустроительных работ по лесничествам: таксация лесов (выявление, учёт, оценка качественных и количественных характеристик лесных ресурсов), проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов могут осуществляться любой коммерческой структурой и (или) государственной организацией.
Вывод. Леса России являются федеральной собственностью и их состояние, определение расчётной лесосеки, проектирование объёмов лесохозяйственных мероприятий должно осуществляться по государственному заданию федеральным бюджетным учреждением.
С учётом изложенного можно сделать следующий вывод о характеристике состояния лесов и их использования в Российской Федера-
ции: современные материалы лесоустройства не являются качественной информационной основой лесоуправления, организации использования лесов и государственного контроля за их состоянием [10].
* * *
В целях совершенствования лесных отношений в вопросах усиления государственного управления лесами, повышения эффективности использования лесов и доходности лесного хозяйства предлагается внести следующие поправки в Лесной кодекс РФ в части коренного изменения подходов к проведению лесоустроительных работ.
✓ Осуществление таксации лесов по лесничествам, лесопаркам с одновременным проектированием в таксационных выделах по лесоводст-венным критериям мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов.
✓ Установление расчётной лесосеки только по рубкам спелых и перестойных древостоев по лесничествам и норм заготовки древесины на арендованных лесных участках. При этом предлагается утверждать размер расчётных лесосек по лесничествам уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
✓ В целях повышения доходности от использования лесов необходимо при лесоустройстве на рентной основе определять цены на древесину, отпускаемую на корню, которые должны являться начальной таксовой стоимостью древесины (арендной платы) на лесных аукционах [10, 11].
✓ Предусмотреть, что итоговые материалы лесоустройства являются документами лесного планирования. Предлагается на основе таксации лесов разрабатывать план использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов по лесничеству/лесопарку, а также их лесохозяйственный регламент. Для реализации этого направления предложено в Лесной кодекс РФ включить новую статью 86.1 следующего содержания:
«План использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов лесничества, лесопарка.
1. План использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов разрабатывается на основе таксации лесов лесничеств, лесопарков.
2. План использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов составляется на срок до 10 лет.
3. В плане использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков устанавливаются:
а) ежегодные объемы по использованию лесов, в том числе расчётная лесосека, мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов;
б) объёмы затрат на проведение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов;
в) объемы создания и эксплуатации лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;
г) объемы противопожарного обустройства лесов, разрубки, расчистки квартальных просек, постановки квартальных столбов;
д) объемы охраны, использования объектов животного мира, водных объектов;
е) цена древесины, отпускаемой на корню, с учетом ее товарно-сортиментной структуры, наличия путей транспорта, объектов переработки древесины, рыночных цен на древесину.
4. Состав планов использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, порядок их разработки и утверждения, сроков их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти».
✓ Установить, что лесоустроительные работы по лесничествам/лесопаркам должны выполняться за счёт государственного задания федеральным бюджетным учреждением.
✓ Для установления обязанностей арендаторов лесных участков, переданных с целью заготовки древесины, в вопросах проектирования мероприятий по использованию охране, защите и воспроизводству лесов предлагается включить в статью 72 «Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муници-
пальной собственности» дополнительную часть 2.1 следующего содержания:
«В договоре аренды лесного участка на основе плана использования, охраны защиты и воспроизводства лесов лесничества/лесопарка устанавливаются объёмы:
1) изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке (для видов использования лесов, связанных с изъятием лесных ресурсов);
2) отвода и таксации лесосек, мероприятий по предупреждению лесных пожаров, воспроизводству лесов, санитарно-оздоровительных мероприятий, расчистки квартальных просек и замены квартальных столбов».
Эта новация в Лесном кодексе РФ позволит арендаторам лесных участков за собственный счёт выполнять элементы технического планирования на основе материалов лесоустройства лесничества. И очень важно, что в этой работе должны принять участие частные лесоустроительные структуры. При этом необходимо подчеркнуть, что в целях планомерного ведения лесного бизнеса арендатор может (должен) проводить отвод и таксацию лесосек как минимум на 5 лет.
Конечной продукцией этой работы будет являться определение «лесного капитала» на арендуемом лесном участке, т. е. бизнес-план по породам, сортиментам, их рыночной стоимости, годам пятилетки с конкретной привязкой к территории.
Заключение
Действующее лесное законодательство не способствует эффективному использованию ле-сосырьевых ресурсов, не обеспечивает дохода от использования лесов. Важнейшим элементом регулирования лесных отношений является информационное обеспечение лесоуправления, лесопользования и ведения лесного хозяйства.
Объективную и полную информацию о состоянии лесов, нормативах их использования можно получить только при лесоустройстве. Однако современные материалы лесоустройства не являются качественной информационной основой лесного планирования, организации использования лесов и государственного контроля за состоянием лесов.
За последние 10 лет (2007-2016) принято 34 поправки к Лесному кодексу Российской Федерации и при этом ни одной существенной в вопросах лесоустройства.
В целях совершенствования лесных отношений в вопросах усиления государственного управления лесами, повышения эффективности использования лесов и доходности лесного хозяйства предлагается внести поправки в Лесной кодекс РФ в части коренного изменения подходов к проведению лесоустроительных работ на принципах отечественного классического лесоустройства.
Список использованной литературы
1. Гиряев, М. Д. Лесоуправление в России / М. Д. Гиряев. - М. : ВНИИЛМ, 2003. - 240 с.
2. Лесной кодекс Российской Федерации. Комментарии : изд. 2-е, доп. / под общ. ред. Н. В. Комаровой, В. П. Рощупкина. - М. : ВНИИЛМ, 2007. - 856 с.
3. Колданов, В. Я. Очерки истории советского лесного хозяйства / В. Я. Колданов. - М. : Экология, 1992.
- 256 с.
4. Лесной реестр 2013. Статистический сборник. - М. : Рослесинфорг, 2014. - 690 с.
5. Гиряев, М. Д. Принципы установления арендной платы за древесину, отпускаемую на корню / М. Д. Гиряев, К. С. Аксенова, П. А. Аксенов // Лесной вестник. - 2016. - № 1. - С. 176-183.
6. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 03.07.2016 № 265-ФЗ).
7. Сухих, В. И. Лесоустройство : учеб. / В. И. Сухих, В. Л. Черных. - Йошкар-Ола : ПГТУ, 2014. - 400 с.
8. Гиряев, М. Д. Проблемы организации лесопользования в Российской Федерации / М. Д. Гиряев // Лесной вестник. - 2012. - № 6. - С. 181-187.
9. Орлов, М. М. Лесоустройство. - Т. III. Планирование лесного хозяйства / М. М. Орлов. - Л. : Лесн. хоз-во и лесн. пром-сть, 1928. - 348 с.
10. Гиряев, М. Д. Лесоустройство: проблемы и решения / М. Д. Гиряев // Лесной вестник. - 2013. - № 4.
- С. 60-66.
11. Моисеев, Н. А. Лесоустройство в России : моногр. / Н. А. Моисеев, А. Г. Третьяков, Р. Ф. Трейфельд. -М. : МГУЛ, 2014. - 268 с.
References
1. Giryaev, M. D. Lesoupravlenie v Rossii / M. D. Giryaev. - M. : VNIILM, 2003. - 240 s.
2. Lesnoj kodeks Rossijskoj Federacii. Kommentarii : izd. 2-e, dop. / pod obshch. red. N. V. Komarovoj, V. P. Roshchupkina. - M. : VNIILM, 2007. - 856 s.
3. Koldanov, V. Ya. Ocherki istorii sovetskogo lesnogo hozyajstva / V. Уа. Koldanov. - M. : Ehkologiya, 1992. -
256 s.
4. Lesnoj reestr 2013. Statisticheskij sbornik. - M. : Roslesinforg, 2014. - 690 s.
5. Giryaev, M. D. Principy ustanovleniya arendnoj platy za drevesinu, otpuskaemuyu na kornyu / M. D. Giryaev, K. S. Aksenova, P. A. Aksenov // Lesnoj vestnik. - 2016. - № 1. - S. 176-183.
6. Lesnoj kodeks Rossijskoj Federacii ot 04.12.2006 № 200-FZ (red. ot 03.07.2016 № 265-FZ).
7. Suhih, V. I. Lesoustrojstvo : ucheb. / V. I. Suhih, V. L. Chernyh. - Joshkar-Ola : PGTU, 2014. - 400 s.
8. Giryaev, M. D. Problemy organizacii lesopol'zovaniya v Rossijskoj Federacii / M. D. Giryaev // Lesnoj vestnik. - 2012. - № 6. - S. 181-187.
9. Orlov, M. M. Lesoustrojstvo. - T. III. Planirovanie lesnogo hozyajstva / M. M. Orlov. - L. : Lesn. hoz-vo i lesn. prom-st', 1928. - 348 s.
10. Giryaev, M. D. Lesoustrojstvo: problemy i resheniya / M. D. Giryaev // Lesnoj vestnik. - 2013. - № 4. - S. 60-66.
11. Moiseev, N. A. Lesoustrojstvo v Rossii : monogr. / N. A. Moiseev, A. G. Tret'yakov, R. F. Trejfel'd. - M. : MGUL, 2014. - 268 s.
Theoretical Basis of Modern Forest Management and Forest Law
M. Giryaev - Bauman Moscow State Technical University (National Research University), Head of the Department of Forest Management and Forest Management, Doctor of Agricultural Sciences, Mytishchi, Moscow oblast, Russian Federation, [email protected]
Keywords: forest management, forestry, wood-cutting area, the tenant, forest income, forestry legislation.
Modern forestry legislation is not conducive to the effective use of forest resources, forest management does not provide income. The most important element of forest relations regulation is information support of forest management and use of forests. For complete information about the state of forests can only be obtained in forest management. Modern materials of forest management are not high-quality forest planning information, forest management organizations and state control of forests. Overthe past 10 years (2007-2016) adopted 34 amendments to the Forest Code of the Russian Federation and at the same time there is no substantial amendments to the issues of forest management. In order to improve forest relations in strengthening forest governance, improve the efficiency of forest management and forestry yields suggest amendments to the Forest Code of the Russian Federation - important changes approaches to management planning based on the classic forest management.