2. Предусмотреть возможность изменений объемов заготовки древесины в договоре аренды лесного участка после проведения лесоустройства в лесничестве за счет средств федерального бюджета.
3. Увеличить решением Правительства Российской Федерации минимальный размер платы за древесину и соответственно ежегодной арендной платы, как минимум, до 100 руб. за обезличенный кубометр древесины.
4. Установить, что размер арендной платы на заготовку древесины определяется по фактическому объему ее заготовки.
5. Определить процедуру внесения изменений, по согласованию сторон, в до-
ДфЭст
говор аренды лесного участка в связи с отказом арендатора от части территории, переданной ему в аренду под заготовку древесины.
Библиографический список
1. Карпачевский, М.Л. Основы устойчивого лесоуправления: Учеб. пособие для вузов / М.Л. Карпачевский и др. - М.: Всемирный фонд дикой природы (WWF), 2009. - 143 с.
2. Результаты бывшего казенного лесного хозяйства к 1914 году. - СПб.: Политехн. ун-т, 2010. - 182 с.
3. Гиряев, М.Д. Лесопользование в России / М.Д. Ги-ряев. - М.: ВНИИЛМ, 2003. - 240 с.
4. Колданов, В.Я. Очерки истории советского лесного хозяйства / В.Я. Колданов. - М.: Экология, 1992. - 256 с.
ЛЕСОУСТРОЙСТВО: ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ
М.Д. ГИРЯЕВ, зав. каф. лесоустройства и охраны леса МГУЛ, д-р с.-х. наук
Отечественное лесоустройство неразрывно связано с возникновением и развитием лесоуправления и лесопользования в России.
В Соборном уложении 1649 г. сформировано деление лесов не по видам собственности, а по принадлежности: вотчинные, поместные, общие, поверстные и засечные леса или оборонные.
Первой в России строго отграниченной площадью лесов Московского государства XVI-XVII вв. была засечная черта. Она проходила вдоль южной границы государства и включала засеки:
- Крымский фронт (южный): Рязанские, Каширские, Веневские, Тульские, Крапивенские, Одоевские, Лихвенские, Козельские и Белевские;
- Ногайский фронт (юго-восточный): Шацкие и Ряжские.
Обследование засечных лесов в середине XVII века осуществлялось путем:
• составления «дозорных книг засек»;
• межевания границ засечной черты;
• обследования растущего древостоя и выявление порубок леса, полян, покосов, пашен, укреплений и т. д.;
• составления на каждую засеку «карты-чертежа»;
caf-lesustr@mgul.ac.ru
• подготовки предложений по устройству на засеках по опушкам лесных завалов шириной 100 метров, а также по строительству в пределах засечных лесов - острогов, башен, проездных ворот, земляных рвов, надолбов и т. д.
Основные виды обследования засечных лесов, без преувеличения, можно отнести к элементам современного лесоустройства.
В 1723 г. Петр Великий ввел в действие «Инструкцию обервальдмейстеру»-свод нормативных актов о лесах. В параграфе 4 «Об описи заповедных лесов» сказано, что вальдмейстерам заповедных лесов в указанных верстах (верста = 1,1 км) дуб, ильм, вяз, ясень и толстая сосна, которая в отрубе от корня 12 вершков (около 50 см) и более, так и за указанными верстами - дуб, описать и ландкарты учинить.
Это фактически подготовка таксационного описания и лесоустроительных планшетов с территориальным размещением на них конкретных лесных насаждений.
В первом Уставе о лесах Российской империи (1802) в статье 7 установлено, что главный директор Лесного департамента обязан привести леса в известность, сохранить их от всего недозволенного опустошения и
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 6/2012
187
получения от них дохода без потомственного оскуднения и отягощения народного. В развитие Устава были установлены обороты рубки: для высокоствольных лесов - 70-120 лет, для мягколиственных - 40-60 лет.
Первый нормативный документ, который определил цели и задачи лесоустройства в России, - «Инструкция об управлении лесной частью на горных хребтах Уральского, по правилам лесной науки и доброго хозяйства». Эта инструкция была составлена министром финансов России Е.Ф. Канкрином в 1830 г. и издана в 1833 г. В это время Лесной департамент входил в Министерство финансов России. В главе IV «О приведении лесов в известность» в параграфе 18 сказано: «Первый приступ ко всему правильному лесному хозяйству есть приведение лесов в надлежащую известность. Сюда принадлежит: 1) окружное межевание лесов; 2) топографическое описание или снятие внутренней ситуации; 3) статистическое описание лесов; 4) оценка или таксация лесов, заключающая настоящее изобилие лесов и сколько в продолжение времени, по годам, постепенно вырубать можно разных родов лесных материалов. Из сего открывается, что для приведения лесов в известность нужны карты и описание.
Примечание. Приведение в известность лесов, о коем говорится в этом параграфе, относится к видам науки и хозяйства, а не к межеванию в юридическом смысле».
Таким образом, Е.Ф. Канкрин в 1830 г. определил лесоустройство как вид науки и хозяйства. Применительно к указанной инструкции первые опытные лесоустроительные работы были выполнены в 1840 г. в Лисин-ской даче (ныне Лисинский лесхоз-техникум Ленинградской обл.).
Большой вклад в развитие и совершенствование отечественного лесоустройства внесли: Ф.К. Арнольд (1819-1902), А.Е. Теплоухов (1811-1885), А.Ф. Рудзский (1838-1901), М.М. Орлов (1867-1932). Основоположниками Российского лесоустройства была создана фундаментальная теоретическая основа лесной таксации и лесоустроительного проектирования, которая и сегодня является актуальной.
Создатель отечественной школы лесоустройства Ф.К. Арнольд отмечал - в таксаторы выбирали лучших воспитанников Лесного института, удерживали в таксационных партиях долго, попасть в них считалось за честь. В лесной среде говорилось, что в таксационных партиях собраны сливки всего Корпуса лесничих [1].
Классик Российской лесной науки, выдающийся ученый отечественного лесоустройства и лесной таксации М.М. Орлов так определил роль лесоустройства в лесоуправлении: «Лесоустройство без лесоуправления мертво, а лесоуправление без лесоустройства слепо. Они неразрывно связаны между собой; одно дополняет и подготавливает другое; хорошее лесоустройство облегчает лесоуправление; рациональное лесоуправление содействует лесоустройству» [2].
Необходимо особо подчеркнуть, что в Уставе лесном (1905) имеется отдельная глава «Об устройстве казенных лесов». В 33 статьях Устава изложены принципы организации и проведения лесоустроительных работ. В развитии Устава лесного разрабатывались инструкции, правила, рекомендации. С 1830 по 1914 гг. было издано 23 нормативно правовых документа, в том числе (автор А.Е. Теплоухов, 1848) «Руководство по лесоустройству помещичьих лесов для управителей, лесничих и землемеров».
Лесное законодательство до 1917 г. определяло следующую цель лесоустройства - составление плана правильного лесного хозяйства, ближайшей задачей которого является извлечение из леса постоянного наивысшего дохода (за счет продажи древесины на корню на торгах), но без истощения насаждений, улучшения роста леса и состава его по породам. В среднем, ежегодно, только в европейской части России за период с 1842 по 1908 гг. исследовалось и устраивалось по 835 тыс. десятин казенных лесов (1 дес. - 1,1 га), а с 1909 по 1913 гг. по 13 млн десятин, т.е. почти в 15 раз больше. Общая площадь казенных лесов, на 01.01.1914 г. составляла 336 млн десятин. Из них устроенных и исследованных - 120 млн дес. (34 %). Доля устроенных лесов Европейской России
188
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 6/2012
- 70 %, на Кавказе - 15 %, Азиатской части
- 20 %. Согласно утвержденному плану устройство и обследование всех казенных лесов предполагалось завершить к 1928 г. В 1913 г. лесной доход составил 96,3 млн руб. Расходы Лесного департамента - 35,5 млн руб., из них производственные - 24,5, в том числе на лесоустройство - 2 млн рублей или 8.1 % [3].
До 1929 г. в Советском Союзе были сохранены основные положения дореволюционного (1917) лесоустройства:
• объект лесоустройства - лесничество, лесная дача;
• основа лесоустройства - принцип непрерывности и неистощительности лесопользования и получение наивысшей доходности от устроенных лесов (за счет продажи древесины на корню на торгах);
• оборот рубки должен обеспечивать достижение равномерного распределения насаждений по классам возраста;
• улучшение породного состава и повышение продуктивности лесов.
В этот период лесоустроительные работы динамично развивались. В.Я. Колданов (1992) отмечает, что в 1924 г. площадь устроенных лесов достигла 1913 г.
С 1930 по 1946 гг. лесоустроительные работы в Советском Союзе почти полностью прекращены и были заменены лесоэкономическими обследованиями в интересах лесоэксплуатации. Вместо проекта лесоустройства составлялись перспективные и текущие планы лесозаготовок. Исключены принципы постоянства лесопользования и его доходности. Введена лесосека по спелости. Объем заготовки древесины определялся не расчетной лесосекой, а плановыми заданиями. Лесоустройство как научная дисциплина была исключена из учебной программы вузов (1931-1935). Известный организатор лесоустройства на Урале Н.И. Керженцев пишет: «...лесоустройство и проектирование полностью прекратило свое существование. Накопленный богатый опыт был утерян. Кадры лесоустроителей рассеялись по леспромхозам, трестам, лесам местного значения и др. К 1936 г. лесное хозяйство, по существу, утратило свое лицо и служило не общегосу-
дарственным, а местным интересам лесной промышленности» [4].
По нашему мнению, данная характеристика лесоустройства 40-х гг. XX в. полностью отражает современные проблемы лесоустройства, лесоуправления и организации лесопользования, обусловленные принятием Лесного кодекса РФ 2007 г.
После создания Всесоюзного объединения «Леспроект» (1947) лесоустройство восстановилось как государственная система и получила дальнейшее развитие на фундаментальных классических основах. В 1991 г. в составе В/О « Леспроект» функционировало 19 лесоустроительных предприятий, 58 лесоустроительных экспедиций и работало около 11 тыс. инженерно-технических специалистов. В 1956 г. все леса СССР приведены в известность: составлены государственный учет лесного фонда и лесные карты СССР. Среднегодовой объем лесоустроительных работ до принятия Лесного кодекса (2007 г.) в РФ составлял 35-45 млн га. Активно внедрялись дистанционные методы в лесной таксации с использованием аэрофотосъемки и космических снимков. Было создано программное обеспечение по обработке всей лесоустроительной информации на ЭВМ. С 1979 г. все счетно-вычислительные работы выполнялись только на ЭВМ. Это позволило внедрить в лесное хозяйство геоинформационную систему по созданию и ведению лесотаксационных и картографических баз данных.
Новый Лесной кодекс РФ (2007 г.) внес кардинальные изменения в структуру лесоуправления и организацию лесопользования. И, главное, разрушил систему отечественного лесоустройства (таблица).
Согласно статье 68 Лесного кодекса РФ лесоустройство включает в себя шесть взаимно несвязанных проектных направлений, финансируемых из федерального бюджета, бюджета субъектов РФ и средств арендаторов.
Важное из них - таксацию лесов можно было проводить с 2007 г. только за счет средств арендатора. Это явилось следствием, что ежегодный объем лесной таксации был снижен с 45 млн га в 2006 г. до 5-10 млн га
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 6/2012
189
фйстД
Таблица
Характеристика систем лесоустройства в соответствии с лесным законодательством
Наименование Классическая система лесоустройства Система лесоустройства с 2007 года (лесная таксация)
Объект лесоустройства Лесхоз. До 1930 г. - лесничество. Арендуемый лесной участок. С 2012 г. - также лесничество
Лесоустроительная документация Таксационные описания, планшеты, тематические лесные карты Обоснование возрастов рубок, хозяйственных частей, хозсекций Определение размера рубок главного пользования лесом (расчетная лесосека) Определение размера промежуточного пользования лесом Проектирование лесохозяйственных мероприятий Выявление и анализ последствий лесохозяйственной деятельности за прошедший ревизионный период Лесоустроительный проект организации и ведения лесного хозяйства Таксационные описания, планшеты, тематические лесные карты
Юридическое лицо, осуществляющее лесоустройство Государственные лесоустроительные организации Частные структуры и государственные лесоустроительные организации
Порядок проведения лесоустройства Заключение госконтракта Проведение аукциона в соответствии с ФЗ-94 и заключение контракта
Источники финансирования лесоустройства Федеральный бюджет. Примечание Ведение лесного хозяйства без проведения лесоустройства запрещается (Лесной кодекс РФ 1997 г.) Средства арендатора, а с 2012 г. также федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ
в 2007-2011 гг. Соответственно в 2011 г. давность материалов лесоустройства со сроком действия 10 лет составляет всего 19,2 %, 1115 лет - 17,9 %, 16-20 лет - 34,6 %, свыше 20 лет - 28,3 % (Рослесхоз, 2012). Это привело к тому, что все документы лесного планирования - лесной план субъекта РФ, лесохозяйственный регламент лесничества, проект освоения лесов на арендуемых лесных участках - разрабатываются на материалах лесоустройства, сроки, действия которых в большинстве своем не отвечают нормативным требованиям. Качество материалов лесного планирования с каждым годом приближается к нулевой оценке. Более того, если арендатор проводит лесотаксационные работы за собственные средства на арендуемом лесном участке (как, впрочем, и за счет бюджетных средств по лесничеству), то в соответствии с Лесным кодексом РФ запрещается изменение объемов заготовки древесины в договорах
аренды лесных участков и соответственно в проектах освоения лесов.
Необходимо особо подчеркнуть, что установленный ежегодный объем заготовки древесины в договорах аренды лесных участков в целом по Российской Федерации составил 282 млн м3. Интенсивная за последние 5 лет передача лесных участков в аренду для заготовки древесины привела к тому, что экономически доступные и рентабельные древостои практически все вовлечены в лесоэксплуатацию.
Таким образом, новым Лесным кодексом РФ в организацию лесопользования была заложена ситуация, которая в настоящее время привела к тупику в рыночных отношениях по заготовке древесины. Например, на Дальнем Востоке реализуется 12 приоритетных инвестиционных проектов. В настоящее время в этом регионе выявлен дефицит лесосырьевых ресурсов в объеме 2 млн м3 древесины
190
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 6/2012
(Рослесхоз, 2012). Напомним, что в критерии отбора инвестпроектов включен показатель - объем капитальных вложений в заготовку и глубокую переработку древесины - на менее 12 млн долл. США.
Обостряет эту проблему то обстоятельство, что по данным Рослесхоза (2012 г.) более половины всех материалов лесного планирования в субъектах РФ разрабатывались не государственными лесоустроительными организациями, а частными структурами, не имеющими ни опыта этих работ, ни квалифицированных кадров лесоустроителей, ни актуализированных информационных баз данных.
Как следует из таблицы, с 2007 г. в состав лесоустроительных работ не включено обоснование возрастов рубок основных лесообразующих древесных пород, обоснование разделения лесов на хозяйственные части, хозсекции. И, главное, в функциях лесоустройства отсутствует понятие расчета размера лесопользования, установления видов и способов рубок, а также не проектируются объемы мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов в объекте лесной таксации.
Законодатель, исключая из Лесного кодекса РФ основные положения классического отечественного лесоустройства в организации лесопользования и трактуя лесоустроительные действия только с точки зрения получения таксационного описания, планшетов и лесных карт, не ответил на главный вопрос, статья 1 Лесного закона: кто, как и на какой информационной основе обеспечивает принцип многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах?
Лесное законодательство не предусматривает проведение лесоустройства в виде комплекса работ, выполняемых одновременно, как это вытекает из классического понятия о лесоустройстве. В результате отдельные важнейшие виды лесоустройства, например таксация лесов, могут быть по времени значительно оторваны от работ по проектированию использования лесов, мероприятий по охра-
не, защите и воспроизводству лесов, и более того, выполнены разными исполнителями. В связи с этим расчетная норма лесопользования и объемы проектируемых лесохозяйственных мероприятий окажутся нереальными, не соответствующими действительному состоянию лесов, так как нарушается связь проектировки во времени и пространстве.
Следует заметить, что на основе такой информации проводятся аукционы по продаже права аренды лесного участков до 49 лет, в договорах аренды устанавливаются конкретные объемы лесопользования, не подлежащие изменению в течение всего срока аренды (за исключением случая ликвидации чрезвычайной ситуации, вызванной лесными пожарами), а также разрабатывается проект освоения, лесной план субъекта РФ и лесохозяйственный регламент лесничества.
В связи с реформированием системы лесного хозяйства в большинстве субъектов РФ оказались невостребованными и не внедряются геоинформационные системы лесотаксационных и картографических баз данных, разработанные лесоустроительными организациями для 1300 лесхозов. В регионах прекращена подготовка специалистов лесного хозяйства и техническое оснащение рабочих мест лесничих по ведению и обновлению лесоустроительных таксационных и картографических баз данных в рамках ГИС технологий.
Дистанционный лесопожарный, лесопатологический мониторинги, мониторинг лесопользования на основе космических снимков высокого разрешения в последние годы ежегодно проводятся во всех эксплуатационных и экономически значимых лесах. Однако отсутствие плановых лесоустроительных работ по лесничествам за счет бюджетных средств не позволяет автоматизировано актуализировать таксационные и картографические базы данных предыдущего лесоустройства и соответственно вести обновленный государственный лесной реестр и в первую очередь по лесничествам.
В годы тотальной приватизации государственной собственности в отрасли «Лесное хозяйство» осталось одно федеральное госу-
ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 6/2012
191
дарственное унитарное предприятие «Росле-синфорг». ФГУП «Рослесинфорг» это:
1. Научно-производственное объединение, обеспечивающее создание и обновление информационных баз данных о лесах, являющихся федеральной собственностью, в целях устойчивого лесоуправления и развития лесного бизнеса.
2. 35 филиалов, оснащенных современным оборудованием и новейшими технологиями сбора, обработки и хранения информации о лесах.
3. Свыше 3 тысяч высокопрофессиональных специалистов.
4. Выполнение работ для государственных нужд:
- государственная инвентаризация лесов;
- лесоустройство и лесное планирование;
- подготовка документов для постановки на кадастровый учет лесных участков Российской Федерации;
- формирование федеральных информационных ресурсов.
5. Основные фонды, стоимостью в миллиарды рублей, находящиеся на балансе ФГУП «Рослесинфорг».
6. Наличие на магнитных носителях лесотаксационной повыдельной базы данных практически по всем лесам России в объеме более 50 млн таксационных выделов.
7. Среднегодовой объем финансирования работ по ФГУП «Рослесинфорг» за счет всех источников - около 5 млрд рублей.
Необходимо не только сохранить статус ФГУП «Рослесинфорг», но и всемерно развивать его научно-производственный потенциал в государственных интересах.
Пятилетний застой в проведении лесоустроительных работ крайне отрицательно сказался на кадровом потенциале. Мы не только не готовим новые кадры, но и практически потеряли квалифицированных инженеров-таксаторов, начальников лесоустроительных партий, которые должны обеспечивать выполнение полевых лесоустроительных работ.
Возникает вопрос, что даже при внесении кардинальных изменений в Лесной
кодекс РФ, как при дефиците кадров лесоустроителей, недостаточном финансировании лесного хозяйства - резко увеличить объемы лесной таксации и лесоустроительного проектирования. Исторический отечественный опыт развития лесоустройства, и в первую очередь в советский период, показывает, что данную проблему можно решить за счет внедрения инновационных технологий сбора и обработки данных о лесах.
Центральным лесоустроительным предприятием (А.С. Иванов, А.Ю. Соколов) совместно с кафедрой лесоустройства и охраны леса МГУЛ предложен новый выборочноизмерительный способ таксации лесов с использованием космических снимков высокого и среднего разрешения (от 2 до 10 м) и закладки пробных площадей на основании методики государственной инвентаризации лесов.
Новый способ лесной таксации позволит получить: таксационные описания и планшеты, ведомости проектируемых лесохозяйственных мероприятий и расчетную лесосеку по лесничествам, норму лесопользования по арендуемым лесным участкам и ведомости сортиментно-товарной структуры древостоев, вовлекаемых в рубку, тематические лесные карты.
Исследования показывают, что новый способ таксации лесов может обеспечить точность определения запаса насаждений на уровне глазомерно-измерительного и глазомерного методов (15-20 %), а стоимость может соответствовать дешифровочно-актуали-зированному (80-100 руб/га).
В заключение необходимо констатировать, что после принятия Лесного кодекса РФ (2007) отечественное лесоустройство деградировало и находится в катастрофической ситуации. В связи с чем назрела серьезная проблема организации и осуществления лесопользования и в целом в системе государственного лесоуправления. Это, в первую очередь, сказывается вопросах обеспечения достоверной информации органов государственной власти всех уровней и организаций лесного бизнеса.
Предлагается переработать в Лесном кодексе РФ статьи 67-70:
192
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 6/2012