Научная статья на тему 'Экономическая организация использования лесов России в условиях рыночных отношений'

Экономическая организация использования лесов России в условиях рыночных отношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
478
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / АРЕНДА ЛЕСОВ / КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА / АРЕНДНАЯ ПЛАТА / ПРИОРИТЕТНЫЙ ПРОЕКТ / КОРРУПЦИОННЫЕ РИСКИ / НЕЛЕГАЛЬНЫЕ ЗАГОТОВКИ / КОНЦЕССИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ / ЛЕСНАЯ РЕНТА / ПРИВАТИЗАЦИЯ ЛЕСОВ / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / FOREST LEASING / COMPETITIVE ENVIRONMENT / LEASING FEE / PRIORITY PROJECT / CORRUPTION RISK / ILLEGAL LOGGING / CONCESSION AGREEMENT / FOREST RENT / FOREST PRIVATIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петров А. П.

Политической основой использования лесов в России является государственно-частное партнерство на базе аренды лесов, введенное лесным законодательством в практику в 1993 году. Почти 20-летний период функционирования арендных отношений показал их неэффективность, характеризующуюся низкой доходностью, отсутствием конкурентной среды и монополизацией лесных рынков, высоким уровнем коррупционной и нелегальной деятельности, ухудшением состояния лесов. Инновационное развитие лесного сектора требует замены арендных отношений концессионной моделью организации использования лесов. Концессионное лесопользование создаст экономические стимулы для рационального комплексного использования лесных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Approved in 1993 federal Forest Law has choosen the forest leasing as a main form of public-private partnership in forest sector. Almost 20 years practice to manage forest demonstrate that forest leasing system has failed to solve economic, ecological and social problems in forest sector of the Russian Federation. The forest use is characterized by low profitability, shortage of investments, high level of illegal and corruption activity. In order to implement the innovation scenario of forest sector development forest leasing system is to be replaced by concession one. Concession system will ensure the complex and effective use of forest resources under their sustainable management.

Текст научной работы на тему «Экономическая организация использования лесов России в условиях рыночных отношений»

ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ

с использованием современных программ, технических и коммуникационных средств с учетом мирового опыта.

Развитие и дальнейшее совершенствование системы лесоучетных работ позволит государству получить надежный инструмент для реализации целей лесной политики, управления лесами на федеральном, региональном и местном уровне, обеспечить максимальный экономический эффект от использования лесов, а лесному бизнесу повысить эффектив-

ность производства и выйти на новые рынки лесной продукции.

Библиографический список

1. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 №200-ФЗ.

2. Государственный лесной реестр, государственная инвентаризация лесов и лесоустройство: Материалы 3-ей Международной научно-практической конференции. - М.: ФГУП «Рослесинфорг», 2012.

3. Моисеев, Н.А. Леса России: проблемы, решения / Н.А. Моисеев. - Москва-Н. Новгород, 2010. - 604 с.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕСОВ

РОССИИ В условиях рыночных отношений

А.П. ПЕТРОВ, проф., директор ВИПКЛХ, д-р экон. наук

Политической основой существующей организации использования лесов в Российской Федерации является государственно-частное партнерство, которое сформировалось в начале 90-х гг. прошлого века, когда в результате торопливо и неумело осуществленной приватизации лесная промышленность перешла полностью в частные руки, а земли лесного фонда остались (как и теперь) в государственной собственности.

Федеральный закон «Основы лесного законодательства», принятый в 1993 г., избрал основной формой государственно-частного партнерства аренду лесов.

Решение об организации использования лесов на базе арендных отношений было принято без учета зарубежного опыта, который дает иные более эффективные формы взаимодействия государства и частного бизнеса при использовании лесов, находящихся в государственной собственности.

В частности, не был использован опыт провинций Канады, стран с тропическими лесами, где частный бизнес получает доступ к использованию лесов, находящихся в государственной собственности, через концессионные соглашения.

В странах Европы от использования через институт аренды лесов, находящихся в государственной собственности, отказались

petrov@vipklh. ru

еще в начале прошлого века по причине низкой эффективности этой формы партнерства, не обеспеченной долговременными экономическими стимулами.

В европейских странах хозяйственное управление лесными землями, находящимися в государственной собственности, осуществляют государственные коммерческие организации в правовой форме государственных акционерных обществ, в своей текущей деятельности ориентированных на максимизацию прибыли от использования лесных ресурсов, а в долгосрочной перспективе - на рост капитализации лесной земли.

В США доступ к использованию государственных лесов, находящихся в федеральной собственности и собственности штатов, осуществляется исключительно через проведение ежегодных торгов. При этом на торги раздельно выставляются объемы заготовки древесины и объемы лесохозяйственных работ, что позволяет создавать и постоянно поддерживать конкурентную среду при выполнении лесозаготовительных работ через их контрактную (подрядную) организацию, следствием чего являются высокий уровень попенной платы и качественное выполнение всего комплекса мероприятий по воспроизводству, охране и защите лесов.

Почти 20-летний опыт государственно-частного партнерства в лесном секторе,

42

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013

ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ

основанного на аренде лесов, позволяет сделать следующие очевидные выводы:

1. В лесном секторе не удалось создать конкурентную рыночную среду в сфере использования лесов из-за монопольного давления на лесные рынки, особенно в многолесных районах крупных интегрированных лесопромышленных компаний, проявляющегося в диктате цен на круглые лесоматериалы. Это давление усилилось при передаче больших площадей лесного фонда в аренду для выполнения приоритетных инвестиционных проектов.

2. Арендные отношения не создали условий для повышения доходности лесопромышленного производства через его инновационное развитие. Дело в том, что низкие ставки платы за древесину на корню, средний размер которых составил в 2010 г. около 50 руб./м3, ставят экономический барьер на пути модернизации лесопромышленного производства, стимулируя сохранение отсталых, неэффективных технологий в области заготовки и переработки древесины, при которых образуется большое количество отходов, имеет место низкая производительность труда, производится неконкурентная на экспортных рынках продукция.

Сохранение директивно установленных ставок платы за древесину на корню на низком уровне противоречит принципам ВТО, реализация которых создаст условия для «справедливой» конкуренции при транспарентности финансовых и торговых сделок.

3. Лесной сектор при арендных отношениях не стал привлекательным объектом для осуществления инвестиций (зарубежных и отечественных) не только в модернизацию существующих и создание новых производств, но и в развитие социальной и транспортной инфраструктуры при освоении лесов.

Сказанное наглядно демонстрируется практическим отсутствием строительства лесных дорог, что привело к интенсивным рубкам лесных насаждений в границах их существующей транспортной доступности.

4. Доступ к использованию лесов через договора аренды основан на большом количестве административных решений, при-

нимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, что создает множество коррупционных рисков и, следовательно, приводит к большим экономическим и экологическим потерям.

В свою очередь, коррупционные риски обусловлены наличием необоснованных преференций для отдельных случаев проведения аукционов, неопределенностью в понимании «предмета аукциона» и «права» на заключение договоров, отсутствием открытых процедур конкурсного отбора инвестиционных проектов.

Коррупционные риски стали экономической базой для нелегальных лесозаготовок и нелегального оборота древесины, что наносит стране не только экономический, но и политический ущерб.

5. Возложение на арендаторов лесных участков ответственности за ведение лесного хозяйства при отсутствии экономической организации этого вида деятельности с приемкой и оплатой произведенной продукции и оказанных услуг привело к ухудшению состояния лесов по причине некачественно выполняемых работ при лесовосстановлении и рубках ухода за лесом.

Приведенные выше негативные последствия от использования лесов в системе арендных отношений заставляют усомниться в том, что эта система может быть улучшена очередными поправками в лесное законодательство. На этом направлении необходимо принять политическое решение, признав существующую форму государственно-частного партнерства в лесном секторе неэффективной и опасной, если рассматривать аренду лесов как основу для их последующей приватизации. Необходимо изучить опыт использования лесов, находящихся в государственной собственности, через механизм лесных концессий.

Принципиальные отличия концессионной модели организации использования лесов от арендных отношений, имеющих место в лесном секторе Российской Федерации, следующие:

1. Предметом концессионного соглашения является земельный участок, а не нормативные объемы заготовки ресурсов, как это

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 4/2013

43

ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ

определено действующим Лесным кодексом. Эта правовая норма меняет подход к организации хозяйственной деятельности в лесу, которая не ограничивается заготовкой древесины в пределах установленных нормативов и проведением лесовосстановительных работ на вырубках.

Концессионер отвечает за состояние лесов на земельном участке, включая их санитарную и противопожарную безопасность.

2. Концессионная организация использования лесов основана на приоритете инвестиций не только по их объемным и структурным характеристикам, но и по времени их вложения в социально-транспортную инфраструктуру осваиваемых территорий.

Фактически это означает, что вложения основного и оборотного капитала в инфраструктуру на площади лесного участка, находящегося в концессии, опережают во времени изъятие ресурсов, что дает государству гарантии финансовой состоятельности частного бизнеса при формировании партнерских отношений.

3. Доступ к использованию лесов на базе концессионных соглашений осуществляется через конкурсный (а не аукционный, как при аренде лесных участков) отбор лесопользователей. Критерием отбора являются обязательства будущего концессионера, представленные в лесном плане (forest management plan), и по форме и по содержанию отличающемуся от проекта освоения лесов, предложенного Лесным кодексом.

Главным разделом плана является инвестиционная программа с указанием объектов вложения финансовых средств как концессионера, так и государства.

4. Экономические интересы государства и частного бизнеса при концессионном использовании лесов реализуются через концессионную плату, которая в отличие от арендной платы:

а) устанавливается в зависимости от объема изымаемых ресурсов и от площади земельного участка;

б) формируется в процессе переговорного процесса между государством и частным бизнесом в открытых процедурах.

Ниже для сравнения приводятся в виде формул модели установления концессионной и арендной платы, объясняющие принципиальные различия в экономической организации использования лесов на базе концессий и аренды.

R = V К (1 + k/100), (1)

R = Sn p + V m (2)

где R1 - арендная плата по нормам Лесного кодекса РФ;

R2 - концессионная плата;

V - нормативный объем ресурсов древе-

сины;

tn - ставка платы за м3 древесины, устанавливаемая директивным путем;

Vn tn - начальная цена предмета аукциона;

К - процент увеличения начальной цены предмета аукциона вследствие осуществления аукционных процедур;

S - площадь земельного участка, взятого в концессию;

p - ставка платы за га площади земельного участка, устанавливаемая государством;

V - фактический объем изымаемых дре-

весных ресурсов;

tm - рыночная цена древесины на корню, устанавливаемая по результатам переговорного процесса с учетом затрат концессионера на выполнение лесохозяйственных мероприятий и развитие социально-транспортной инфраструктуры.

Расчет концессионной платы по формуле (2) позволит:

- поставить барьеры на пути отчуждения бизнесом огромных лесных территорий, оставляя их вне хозяйственного освоения на длительный период времени, так как в определенной части размер платы определяется площадью земельного участка и взимается вне зависимости от того, как осваиваются ресурсы,

- устранить основу для нелегальной и коррупционной деятельности, так как плата за используемые ресурсы, устанавливаемая по объему их фактического изъятия, обязательно предполагает их обмер и учет.

Таким образом, перевод использования лесов на концессионную модель их

44

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013

ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ

хозяйственного управления создаст объективные условия как для роста доходности лесного сектора, так и для эффективного ведения лесного хозяйства с соблюдением лесо-водственных и экологических требований.

Следует сказать, что Лесной кодекс сделал шаг в направлении создания концессионной организации использования лесов, введя в практику арендных отношений использование лесов на базе приоритетных инвестиционных проектов.

Договор аренды лесного участка в совокупности с инвестиционным проектом можно рассматривать де-факто по форме как концессионное соглашение, но при этом содержание договоров аренды не соответствует приведенным выше положениям, которые характеризуют концессионную модель организации использования лесов.

В отличие от арендных отношений концессионная модель организации использования лесов способна за относительно короткий период создать в лесном секторе ответственный в экономическом, социальном и экологическом отношениях частный бизнес, который может стать эффективным собственником лесных земель, если будет принято политическое решение об их приватизации.

В то же время приватизацию лесов через арендные отношения следует рассматривать как политически рискованное решение с возможными негативными экономическими и экологическими потерями. Хозяйственное управление лесными землями и хозяйственное управление лесными ресурсами для заготовки древесины - это разные формы менеджмента, требующие разных знаний и опыта.

При управлении лесными землями нельзя ограничиваться только решением текущих задач с получением максимального дохода за короткий период, что характеризует деятельность большинства арендаторов лесных участков.

Здесь нужно стратегическое планирование с соответствующими методами и критериями интегральной оценки экономических, социальных и экологических результатов.

Создание эффективных форм использования лесов через принятие в этой области ответственных политических решений должно стать одной из главных целей лесной политики, достижение которой усилит позиции Российской Федерации на глобальном лесном рынке.

Библиографический список

1. Джон А.Грей. Политика лесных концессий. Опыт стран по устойчивому управлению тропическими лесами / Джон А.Грей. - М., ВНИИЛМ, 2003 -120 с.

2. Развитие концессионного лесопользования. Международный опыт, проблемы и перспективы для стран с переходной экономикой. Материалы семинара г. Пушкино М., 5-6 июня, 2004 г. - М., Алекс, 2004.

3. Концессионное лесопользование (правовые, экономические и экологические основы): Учебное пособие - М.; ВИПКЛХ, 2003 - 187 с.

4. Петров, А.П. Коррупционные риски, обусловленные лесным законодательством: их экономические, экологические и социальные последствия. В учебном пособии «Совершенствование правоприменения и управления в лесном секторе Российской Федерации» / А.П. Петров. - М.: Всемирный Банк, 2011. - 240 с.

5. Петров, А.П. Аренду лесов надо строить по рыночным законам / А.П. Петров // Леспроминформ. - 2012. - № 1(83). - С. 14-17.

ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛЕСОУСТрОИТЕЛЬНыХ рАБОТ

В.В. ГРАЧЕВ, Директор НП СРО «Лесной Союз», докт. экон. наук, академик РАЕН

mfo@forestunion. com, lesnoysoyuz@gmail. com необходимость стимулирования сбалансированного использования и воспроизводства лесов.

Суть сбалансированности лесных отношений заключается в планировании опти-

В России лес занимает около 45 % территории страны и составляет примерно четверть мировых запасов всей планеты. Сохранение этих богатств относится к глобальным проблемам. В настоящее время назрела

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 4/2013

45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.