ВЕКТОРА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА В ЛЕСНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
О. И. ДРАПАЛЮК
Для успешного решения социально-экономических задач, привлечения инвестиций в общественно важные проекты необходимо совместное сотрудничество власти и частного сектора, называемое иначе государственно-частным партнерством. В лесном хозяйстве механизм ГЧП реализует себя в основном в виде арендных отношений, которые по ряду объективных причин не могут считаться выгодными в плане использования и воспроизводства лесов. Невыгодность дополнительных затратных работ снизило количество арендаторов, а деятельность оставшихся проконтролировать сложно. Несостоятельность арендных отношений требует новых, более действенных форм партнерства государства и частного бизнеса в лесном хозяйстве. Одна из таких форм - создание совместных унитарных предприятий - лесных селекционно-семеноводческих центров, преследующих государственные цели: организацию лесовосстановления, выращивание лесных культур, семеноводство и т. п. Государство, выступая фондодержателем, передает в управление заинтересованным организациям имущество (селекционно-семеноводческий центр и лесные участки), тем самым реализуя интерес - получение высококачественного, с улучшенными лесоводственными свойствами, посадочного материала лесных пород.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, лесовосстановление, унитарные предприятия, селекционно-семеноводческий центр.
Важной составной частью предпринимательства являются партнерские отношения. Партнерские связи в сфере бизнеса играют значительную роль в его развитии, реализуя синергетический эффект. Взаимовыгодное сотрудничество при условии взаимной ответственности, честности и порядочности дает необходимый для каждой стороны таких отношений результат. И если партнером бизнесмена является государство, шансы на успех становятся значительно выше.
В экономике ряда развитых, а в последние десятилетия и развивающихся стран возникла особая форма взаимодействия бизнеса и власти. Речь идет о партнерстве государства и частного сектора, обозначаемого обычно термином Public-Private Partnership (PPP). В российской литературе принят термин «государственно-частное партнерство» (ГЧП).
Сотрудничество власти и бизнеса всегда находилось в центре внимания любого правового государства, а в условиях мирового финансового кризиса приобрело особое значение. Альянс власти и частного сектора особенно важен в реализации проектов, где государство играет главенствующую роль, являясь крупнейшим собственником общественной инфраструктуры. В стратегически важных областях: здравоохранении, электроэнергетике, транспорте, образовании, лесной
отрасли и др., где невозможна приватизация объектов, государство обязано сохранять свою контролирующую функцию, но оно не всегда обладает достаточным объемом средств, чтобы поддерживать эти важные отрасли экономики на должном уровне. Поэтому для успешного решения социально-экономических задач, привлечения инвестиций в общественно важные проекты необходимо совместное сотрудничество власти и частного сектора.
Данный альянс выгоден и государству, которое, сохраняя свои основные функции контроля и регулирования, получает возможность переложить часть расходов по содержанию имущества на частный сектор, кроме этого, госструктуры смогут получить дополнительный источник доходов в бюджет за счет арендных платежей; и частному бизнесу, заинтересованность которого объясняется возможностью участвовать в проектах, имеющих дополнительные льготы и гарантии государства, что даст максимизацию прибыли, увеличит производительность труда, сделает возможным активное введение новаторских технологий, повысит рейтинг самой компании. Кроме этого, такое партнерство благоприятно скажется на благосостоянии общества, так как эффективное решение социально-экономических задач повысит качество оказываемых населению услуг.
Исследователи данной проблематики приводят различные дефиниции ГЧП.
Заместитель директора Института законодательства и нормативно-правовых разработок М. В. Вилисов считает, что «государственночастное партнерство - это правовой механизм согласования интересов и обеспечения равноправия государства и бизнеса в рамках реализации экономических проектов, направленных на достижение целей государственного управления» [2].
По мнению исследователя Е. Коровина, ГЧП -«среднесрочное или долгосрочное сотрудничество между общественным и частным сектором, в рамках которого происходит решение политических задач на основе объединения опыта и экспертизы нескольких секторов и разделения финансовых рисков и выгод» [3].
Наиболее известно мнение профессора
В. Г. Варнавского, который приводит следующее определение ГЧП: «Государственно-частное
партнерство определяется как особая, но вполне полноценная замена приватизационных программ, позволяющая реализовать потенциал частнопредпринимательской инициативы, с одной стороны, и сохранить контрольные функции государства в социально значимых секторах экономики, с другой» [1].
Таким образом, в научной литературе и периодике отсутствует общепризнанное определение ГЧП, которое в полной мере и адекватно отражало бы сущность этого экономического института.
В то же время, хорошо известны его составляющие, такие как:
- участники партнерства - государство и частный бизнес;
- совместная деятельность участников закрепляется на официальной, юридической основе (соглашения, договоры, контракты и др.);
- взаимодействие сторон имеет действительно партнерский, равноправный характер, учитывающий соблюдение обоюдных интересов;
- ГЧП имеет четко выраженную общественную направленность, основная цель которой -удовлетворение государственного интереса;
- при реализации проектов на основе ГЧП объединяются активы (ресурсы и вклады) сторон;
- финансовые риски, затраты, достигнутые в результате партнерства результаты распределяются между сторонами в пропорциях согласно взаимным договоренностям, зафиксированным в соответствующих договорах, контрактах, соглашениях.
В мировой практике существует множество моделей, форм и типов реализации партнерских отношений государства и бизнеса.
1. Контракты - административные договоры между госструктурой и частной фирмой на осуществление общественно полезной деятельности. Как правило, это контракты на осуществление общественных услуг, оказание технической помощи, поставку продукции для государственных нужд. Права собственности остаются за государством, оно же полностью несет расходы и риски, частный же собственник получает право на оговариваемую в договоре долю от прибыли.
2. Аренда в традиционном виде и в форме лизинга. Традиционные арендные отношения подразумевают передачу частному партнеру государственного имущества во временное пользование за оговоренную в договоре плату. В случае договора лизинга лизингополучатель имеет право выкупа предоставленного имущества.
3. Концессия (концессионное соглашение). Суть данной формы партнерства заключается в том, что государство, оставаясь полноправным собственником имущества, уполномочивает частного партнера выполнять оговариваемые в соглашении функции и наделяет его соответствующими полномочиями, необходимыми для нормального функционирования объекта инфраструктуры. За пользование государственным имуществом концессионер вносит оговоренную плату. Интерес для частного собственника заключается в монопольном характере прав, предоставляемых государством. В рамках территории или вида деятельности, на которые получает право концессионер, не допускается деятельность третьих лиц.
4. Соглашение о разделе продукции. Эта форма похожа на традиционную концессию, отличается тем, что концессионное соглашение подразумевает, что частному собственнику принадлежит вся прибыль от выпускаемой продукции, а согласно соглашению о разделе продукции партнеру государства принадлежит лишь оговоренная часть дохода.
5. Совместные предприятия. Разновидности данной структуры - акционерные общества, предприятия при долевом участии сторон и пр. Отличительной особенностью совместных предприятий является то, что государство активно участвует в административно-хозяйственной, производственной, инвестиционной деятельности компании, в отличие, например, от концессий, где эта деятельность выполняется частным партнером.
В первую очередь ГЧП применяется в отраслях, в которых оказываются публичные услуги:
здравоохранении, образовании, ЖКХ, транспортной инфраструктуре, строительстве.
В то же время, и в других важных отраслях и секторах экономики, таких, как лесное хозяйство, механизм ГЧП может стать не только полезным, но и единственно верным инструментом в решении задач воспроизводства лесных ресурсов.
Леса в Российской Федерации - государственная собственность. При этом граница между интересами государства и частного партнера при ведении лесного хозяйства определяется инвестиционной привлекательностью частных предприятий, финансовыми возможностями и, естественно, величиной вероятных рисков.
В российской экономике лесное хозяйство никогда не отличалось стабильностью управления по сравнению с другими отраслями народного хозяйства. Основой последних реформ в области управления лесами послужил новый Лесной кодекс, в соответствии с которым государственные органы управления лесами (лесхозы) были разделены на две части - «лесничества» - выполняющие административные функции, и хозяйственные структуры, осуществляющие лесохозяйственное производство и пользование лесными ресурсами. Выделение производственных функций в сфере лесного хозяйства ставит на первый план решение вопросов по привлечению и отбору потенциальных участников лесных отношений - организаций для выполнения лесохозяйственных работ [4].
Таким образом, необходимо рассмотреть возможность реализации тех или иных форм ГЧП с позиции эффективности их применения в системе лесного хозяйства.
Устоявшаяся форма взаимодействия государства и бизнеса - арендные отношения. Они являются основной формой лесопользования, закрепленной в 1993 г. Федеральным законом «Основы лесного законодательства Российской Федерации».
20-летний опыт арендных отношений привел к далеко не радужным результатам в плане использования и воспроизводства лесов.
Арендаторы заинтересованы в получении прибыли, получаемой от вырубки леса, а воспроизводство лесных насаждений для них - затратная и невыгодная обязанность. И с учетом того, что потребительская стоимость лесного участка до вырубки леса и после разная, экономическая выгода государства от такого рода отношений с частным собственником не превысит затрат, необходимых для дальнейшего лесовосстановления.
Особенно актуальной данная проблема стала с принятием нового Лесного кодекса. В связи с расформированием лесхозов, которые раньше вы-
полняли и управляющую, и хозяйственную функцию, государству остались полномочия управляющего характера, а все обязанности по лесовосстановлению перешли к арендаторам. Невыгодность дополнительных затратных работ снизило количество арендаторов, а деятельность тех, кто продолжает арендовать лес, проконтролировать сложно, ввиду того, что неизвестно качество посадочного материала, который используют арендаторы, правильно ли соблюдены условия посадки и т. д. Кроме того, сложно прогнозировать, приживутся ли насаждения, так как лесовосстановление - процесс долгий и, как правило, превышающий сроки аренды. Таким образом, обременение арендаторов дополнительными затратами на выполнение лесохозяйственных работ опасно своими экологическими последствиями.
Несостоятельность арендных отношений требует новых, более действенных форм партнерства государства и частного бизнеса в лесном хозяйстве.
Перспективной формой отношений государства с бизнесом могут стать долгосрочные концессионные соглашения, положительный опыт применения которых накоплен во многих развитых странах. Например, в Канаде значительная часть эксплуатационных лесов находится в руках концессионеров. Им предоставляется исключительное право на заготовку государственной древесины в пределах установленной территории, но собственниками лесов они не становятся. Предприниматели берут на себя значительный объем обязательств по лесоустройству, лесовосстановлению, охране лесов от пожаров и их экологической защите.
Отличия концессионного соглашения от долгосрочной аренды лежат в позициях договора. При арендных отношениях выгода государства заключается только в арендной плате, при концессии же оно сможет осуществить мероприятия, направленные на улучшение своего имущества. Например, при строительстве лесных дорог и прочей инфраструктуры, которые на сегодняшний день находятся в запущенном состоянии, модель концессионных отношений вполне бы могла быть реализована, если по договору за данную работу отвечает частный партнер.
Еще одной формой взаимоотношений государства и лесного бизнеса, на наш взгляд, могут стать хозяйственные субъекты с организационноправовой формой Федеральных унитарных государственных лесохозяйственных предприятий.
ФГУП являются по своей сути коммерческими организациями, однако в деятельности преследуют государственные цели: организацию лесовосста-
новления, выращивание лесных культур, семеноводство и т. п. Положительный опыт взаимодействия государства и бизнеса в лесном хозяйстве демонстрирует созданная в Российской Федерации система лесных селекционно-семеноводческих центров (6 на конец 2012 г.). Государство, выступая фондодержателем, передает в управление заинтересованным организациям имущество (селекционно-семеноводческий центр и лесные участки), тем самым реализуя интерес - получение высококачественного, с улучшенными лесо-водственными свойствами, посадочного материала лесных пород.
Потребителями продукции ЛССЦ выступают арендаторы лесных участков, заинтересованные в восстановлении вырубок и качественном облесении земель.
Выгода для обоих партнеров очевидна. Арендатор получает возможность приобретать высококачественный посадочный материал по приемлемой цене, для государства в этой связи упрощается процесс контроля за лесовосстановлением.
Стоит отметить, что создание и функционирование селекционно-семеноводческих центров без участия государства является для частного предпринимателя делом высокозатратным, что связано с наличием таких статей расходов, как амортизационные отчисления. В случае создания ЛССЦ при участии государства цена сеянцев будет доступна для арендаторов, а продукция конкурентоспособна в сравнении с импортными аналогами. Структура взаимодействия государства и частного бизнеса в рамках ЛССЦ отражена на рисунке 1.
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО
БИЗНЕС
IX-'
ГОСУДАРСТВО
ЛССЦ
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ оборотные средства, трудовые ресурсы
Г
ИМУЩЕСТВО ЛССЦ основные средства
ПРОДУКЦИЯ (сеянцы, саженцы, семена)
Затраты Затраты
на выращивание продукции на функционирование, эксплуатацию
(производственные затраты) имущества и его воспроизводство
(амортизационный фонд)
^ г У
ФИНАНСОВЫЙ результат
Развитие
предпринимательской деятельности
Развитие лесного хозяйства
Рис. 1. Разделение интересов партнеров при реализации механизмов ГЧП в системе лесовыращивания
Таким образом, наиболее полная и экономически эффективная реализация принципов ГЧП становится возможной в лесном хозяйстве в форме создания совместных предпринимательских структур - лесных селекционно-семеноводческих центров. Поскольку уже на данный момент практика показала действенность данной формы взаимодей-
ствия государства и частного бизнеса, опыт в данном направлении следует обобщать и развивать.
Литература
1. Варнавский В. Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. М., 2005.
С. 34-37.
2. Вилисов М. В. Государственно-частное партнерство: политико-правовой аспект // Власть. 2006. № 7.
3. Коровин Е. Кредитный риск проектов частногосударственного партнерства и механизмы поддержки // Выступление на круглом столе «Федеральные инструменты поддержки инвесторов». 10 окт. 2006 г. иКЬ: http://regionalistica.ru
4. Морковина С. С., Денисова Ю. Г. Государственно-частное партнерство - новый механизм в лесном хозяйстве. иКЬ: http://www.rusnauka.com
* * *
VECTOR OF INTERACTION OF THE STATE AND BUSINESS IN FORESTRY
O. I. Drapalyuk
The successful solution of social and economic tasks, attraction of investments into socially important projects requires joint cooperation of the power and the private sector, otherwise is called state-private partnership. In forestry the SPP mechanism realizes itself generally in the form of the rent relations which by a number of the objective reasons can't be considered favourable in respect of use and reproduction of forests. Unprofitableness of additional expensive works was reduced by number of tenants, and activity of remained is difficult to check. Insolvency of the rent relations demands new, more effective forms of partnership of the state and private business in forestry. One of such forms -creation of the joint unitary ventures - the forest selection and seed-growing centers pursuing the state aims: reforestation organization, cultivation of forest cultures, seed farming, etc. The state, acting as a fund keeper, transfers to management to the interested organizations property (the selection and seed-growing center and the timberland), thereby realizing interest - receiving high-quality, with the improved forest properties, landing material of forest breeds.
Key words: state-private partnership, reforestation, unitary enterprises, selection and seed-growing center.