Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство как механизм решения проблемы финансирования лесовосстановления'

Государственно-частное партнерство как механизм решения проблемы финансирования лесовосстановления Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
395
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ЛЕСОВОССТАНОВЛЕНИЕ / ЛЕСНЫЕ СЕЛЕКЦИОННЫЕ СЕМЕНОВОДЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / STATE-PRIVATE PARTNERSHIP / REFORESTATION / FOREST SELECTION SEED-GROWING CENTERS / FINANCING / ECONOMIC EFFECT

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Морковина Светлана Сергеевна, Панявина Екатерина Анатольевна, Драпалюк Ольга Игоревна

В статье рассмотрены проблемы финансирования важнейшего направления лесного хозяйства – лесовосстановления. Ликвидация лесных семеноводческих станций и селекционно-семеноводческих центров отразилась на обеспеченности семенным материалом потребностей лесного хозяйства в целом. Сформировался дефицит семян, необходимых для обеспечения объемов работ по искусственному лесовосстановлению и лесоразведению. Лесные пожары определили необходимость проведения лесовосстановительных работ на значительных территориях, что потребовало значительных объемов посадочного материала и увеличения расходов на лесное хозяйство. Установлена возрастающая потребность регионов в лесных сеянцах, и определены пути решения проблемы через создание селекционных семеноводческих центров. Установлено, что себестоимость выращивания посадочного материала и цена на сеянцы зависят от финансовой поддержки со стороны государства и организационно-правовой формы, в которой будет действовать ЛССЦ. Экономически обоснована необходимость государственной поддержки этого вида деятельности через механизм государственно-частного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Морковина Светлана Сергеевна, Панявина Екатерина Анатольевна, Драпалюк Ольга Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE-PRIVATE PARTNERSHIP AS MECHANISM OF SOLUTION OF THE PROBLEM OF FINANCING OF REFORESTATION

In article problems of financing of the major direction of forestry – reforestation are considered. Liquidation of forest seed-growing stations and the selection and seed-growing centers was reflected in security with a seed material of requirements of forestry as a whole. Deficiency of the seeds necessary for providing amounts of works on artificial reforestation and afforestation was created. Forest fires defined need of carrying out reforestation works in considerable territories that demanded considerable volumes of a landing material and increase in expenses at forestry. The increasing need of regions for forest seedlings is established and problem solutions through creation of the selection seed-growing centers are defined. It is established that cost of cultivation of a landing material and the price of seedlings depend on financial support from the state and an organizational and legal form in which forest seed-growing stations will work. Need of the state support of this kind of activity via the mechanism of state-private partnership is economically proved.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство как механизм решения проблемы финансирования лесовосстановления»

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК МЕХАНИЗМ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЛЕСОВОССТАНОВЛЕНИЯ

С. С. МОРКОВИНА, Е. А. ПАНЯВИНА, О. И. ДРАПАЛЮК

В статье рассмотрены проблемы финансирования важнейшего направления лесного хозяйства -лесовосстановления. Ликвидация лесных семеноводческих станций и селекционно-семеноводческих центров отразилась на обеспеченности семенным материалом потребностей лесного хозяйства в целом. Сформировался дефицит семян, необходимых для обеспечения объемов работ по искусственному лесовосстановлению и лесоразведению. Лесные пожары определили необходимость проведения лесовосстановительных работ на значительных территориях, что потребовало значительных объемов посадочного материала и увеличения расходов на лесное хозяйство. Установлена возрастающая потребность регионов в лесных сеянцах, и определены пути решения проблемы через создание селекционных семеноводческих центров. Установлено, что себестоимость выращивания посадочного материала и цена на сеянцы зависят от финансовой поддержки со стороны государства и организационно-правовой формы, в которой будет действовать ЛССЦ. Экономически обоснована необходимость государственной поддержки этого вида деятельности через механизм государственно-частного партнерства.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, лесовосстановление, лесные селекционные семеноводческие центры, финансирование, экономический эффект.

Лесной комплекс России, включающий в свой состав лесное хозяйство и лесопромышленные отрасли по заготовке и переработке древесины, -один из важнейших секторов экономики, а его развитие признано одним из приоритетов государственной политики. В нашей стране около 600 млн га представлены эксплуатационными лесами, 300 млн га - защитные леса, расположенные на юге России и вокруг мегаполисов, они не дают прямой экономический эффект, но выполняют важную экологическую, рекреационную и сани-

тарную роль. Рациональное ведение лесного хозяйства невозможно без эффективного лесоразведения и лесовосстановления. В последние годы наблюдаются устойчивые тенденции в объемах лесоразведения с акцентом на естественное возобновление. В то же время в тех лесорастительных условиях, где удовлетворительное естественное возобновление обеспечить нельзя, или где оно требует длительного времени, прибегают к искусственному возобновлению - лесным культурам (рис. 1).

2009 2010 2011 2012

Рис. 1. Динамика лесовосстановления в Российской Федерации (синий - лесные культуры)

Известно, что нормально развивающиеся культуры, как правило, имеют более высокую производительность, чем естественные насаждения, дают больший выход деловой древесины и гораздо раньше достигают возраста количественной спелости на бедных почвах. Однако и процесс их создания экономически менее эффективен, ввиду значительных затрат, связанных в первую очередь с выращиванием посадочного материала. Нельзя не отметить, что в дореформенный период (т. е. до 2007 г. - принятия нового Лесного Кодекса) лесоразведение и лесокультурное дело было прерогативой исключительно государства. Важно отметить, что до 2008 г. в России функционировали 32 лесные семеноводческие производственные станции при лесхозах и 5 селекционно-семеноводческих центров. В результате реорганизации к 2010 г. полностью ликвидированы лесные семеноводческие станции и 3 селекционно-семеноводческих центра без закрепления их

функций в новых хозяйственных структурах, что не замедлило отразиться на обеспеченности семенным материалом потребностей лесного хозяйства в целом. Сформировался дефицит семян, необходимых для обеспечения объемов работ по искусственному лесовосстановлению и лесоразведению. Лесные пожары определили необходимость проведения лесовосстановительных работ на значительных территориях, что потребовало в свою очередь значительных объемов посадочного материала и увеличения расходов на лесное хозяйство.

Однако, несмотря на трудную ситуацию, уже в 2012 г. озвученный в докладе заместителя начальника Управления финансов, бюджетной политики и администрирования платежей Рослесхоза Т. В. Козловской бюджет лесного хозяйства на 2012-2016 гг. был обозначен как дефицитный, с характерным ежегодным сокращением финансирования ряда важнейших частей затрат (рис. 2).

2016 2015 3 2014 о 2013 2012 2011

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80%

доля в общем объеме ассигнований на лесное хозяйство

90%

100%

□ всего финансирования □ субвенции субъектам РФ

□ субсидии на приобретение техники □ Субсидии на строительство ЛССЦ

Рис. 2. Динамика финансирования лесного хозяйства (фактические и прогнозные данные)

В структуре ассигнований на лесное хозяйство уже начиная с 2012 г. прекращается финансирование лесных селекционно-семеноводческих

центров ЛССЦ и это на фоне того, что обеспеченность лесного хозяйства страны посадочным материалом с каждым годом снижается (рис. 3).

15

10

)0

)0

)0

0

1031,2

999,4

832,5

862,5

879,8

736,7

686,6 723,3 732,8 733,1

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Рис. 3. Динамика потребности и обеспеченности посадочным материалом, млн шт. (синий - наличие, красный -потребность)

Введенные в эксплуатацию лесосеменные центры могут обеспечить потребности лесного хозяйства лишь в 44 млн сеянцев с улучшенными наследственными свойствами (т. е. около 6 % всей потребности).

Если в 2012 г. введено в строй 4 лесных селекционно-семеноводческих центра: Алтайский край, Ленинградская, Воронежская и Архангельская области, то при отсутствии поддержки со стороны государства возможно ли построить еще

14 селекционно-семеноводческих центров в иных регионах РФ и удовлетворить интересы лесного хозяйства на ближайшую перспективу в два-три года?

Характерно, что на региональном уровне проблема лесоразведения стоит не менее остро. Существенный дефицит в сеянцах лесных пород сложился на уровне всех областей ЦЧР. Наглядно эту ситуацию отражают данные диаграммы (рис. 4).

Рис. 4. Баланс потребности и обеспеченности посадочным материалом для лесоразведения в ЦЧР

Леса Воронежской области не обладают значительным сырьевыми ресурсами и в большей степени играют защитную, природоохранную и экологическую функции. Вместе с тем, развитие лесного сектора области, возможно исходя из определенной стратегической цели, для достижения которой в Лесном плане области выбраны три направления, это:

1) развитие лесозаготовительной деятельности в пределах допустимого объема изъятия древесины (в настоящий момент использование составляет около 84 % от возможно допустимого), развитие малого и среднего предпринимательства - местного фермерства;

2) развитие мощностей по химической и химико-механической переработке мелкотоварной древесины, выход деловой древесины в общем объеме заготовки не превышает 26 %;

3) развитие рекреационной деятельности.

В этой связи лесовосстановление осуществляется в соответствии с объемами заготавливаемой древесины. Ввиду объективных причин - пожары 2010 г., недофинансирование процесса лесовосстановления в Воронежской области протекает сложно и не может быть оценен однозначно. В 2012 г. по итогам проведенных конкурсов было заключено 21 государственных контрактов на выполнение работ по воспроизводству и защите лесов с организациями лесохозяйственного профиля, а также вышеуказанные работы выполняются согласно 12 договорам аренды лесных участков для заготовки древесины.

Для обеспечения непрерывного и неистощи-тельного использования лесов на территории области осуществляется лесовосстановление на лесосеках и не покрытых лесной растительностью землях в лесном фонде (табл. 1), при этом большую часть работ берет на себя государство.

Таблица 1

Динамика работ по лесовосстановлению в Воронежской области

Наименование показателя Объемы выполненных работ, га

2008 2009 2010 2011 2012

Площадь лесовосстановления на землях лесного фонд, га 1231 1137 1141 1798 2987

в том числе арендаторами 750 482 477 659 336

заложено лесных культур, га 1122 1002 1042 1335 2454

в том числе арендаторами 700 425 427 599 313

На территории лесничеств воронежской области имеется 36 постоянных лесных питомников с общей площадью 320,6 га и 9 временных лесных питомников общей площадью 20,52 га, однако в действующих лесных питомниках высок уровень износа техники, многие виды работ выполняются вручную. За отчетный год общий выход стандартных сеянцев составил 6585 млн штук. В то же время нельзя не отметить, что применяемые технологии нуждаются в усовершенствовании для повышения качества посадочного материала и рентабельности его производства. В свою очередь применение качественного посадочного материала улучшает приживаемость и продуктивность создаваемых лесных культур.

В декабре 2012 г. на территории Воронежской области введен в строй лесной селекционносеменоводческий центр. Лесной селекционно-семеноводческий центр - это высокотехнологичный производственный комплекс, предназначенный для переработки, производства, хранения семян, ускоренного выращивания сеянцев лесных растений с закрытой корневой системой в промышленных масштабах. Изначально потребность в строительстве ЛССЦ была обусловлена необходимостью в воз-

можно короткие сроки (1-1,5 года после ввода в эксплуатацию ЛССЦ) обеспечить воспроизводство лесов, включая работы по лесовосстановлению на землях лесного фонда, высококачественным посадочным материалом.

Опыт деятельности ЛССЦ оценивается положительно, так как благодаря его работе арендаторам участков лесного фонда удалось отказаться от приобретения лесопосадочного материала «сомнительного» качества, поставляемого из-за рубежа. В тоже время распространение положительного опыта на другие регионы невозможно без государственной поддержки. В этой связи особый интерес вызывают вопросы функционирования ЛССЦ и, в частности, экономической эффективности выращивания посадочного материала в теплицах.

Нами выполнены необходимые расчеты, и определена стоимость выращивания сеянцев с закрытой корневой системой (3КС) в условиях ЛССЦ в двух вариантах теплиц - с отоплением и без отопления, для сравнения выполнен анализ затрат на выращивание сеянцев с открытой корневой системой (ОКС) в условиях лесопитомника (табл. 2).

Таблица 2

Сравнительные характеристики выращивания сеянцев с ЗКС в ЛССЦ и ОКС в условиях лесопитомника

Показатель Сеянцы ОКС Затраты по выращиванию сеянцев дуба черешчатого с ЗКС в условиях теплиц

Без обогрева С обогревом

с амортизацией без амортизации с амортизацией без амортизации

Затраты на содержание машин и оборудования, руб. 99675 5459201 154701 8008239 2703739

Г одовой фонд оплаты труда с начислениями, руб. 305853 703111 703111 703111 703111

Материальные затраты, руб. 100967 886250 886250 886250 886250

Всего затрат, руб. 506495 7048562 1744062 9597600 4293100

Выход стандартного посадочного материала, тыс. шт / га 300 2900 2900 2900 2900

Производственная себестоимость единицы продукции (сеянца), руб. 1,69 2,43 0,60 3,31 1,48

Сравнительный эффект, руб. (при объеме производства 300 тыс. шт. сеянцев) -222,0 327,0 -486,0 63,0

Сравнительная эффективность различных способов выращивания сеянцев определяется по формуле:

Эф = (С1-С2)7П

(1)

где Эср - годовой эффект, руб.;

С] и С2 - себестоимость выращивания сеянца соответственно по старой и новой технологии;

ТП - годовой объем выращивания сенцев с ОКС (принят 300 тыс. шт.).

При выращивании сеянцев дуба с ЗКС получение наибольшего экономического эффекта возмож-

но в случае формирования полной себестоимости и цены без учета амортизационных начислений. Это убедительно демонстрируют результаты выполненных нами расчетов по определению сравнительного экономического эффекта сеянцев, выращиваемых в условиях ЛССЦ.

Ввиду того, что продукция (семена и сеянцы с ЗКС) планируется к реализации организациям, осуществляющим лесохозяйственные работы (по лесовосстановлению) на основании заключенных государственных контрактов (в рамках государственного заказа), а так же арендаторам лесных участков, в обязанности которых входит выполнение комплекса работ по лесовосстановлению, она должна быть конкурентоспособна в первую очередь по цене, то есть сопоставима по затратам с сеянцами, выращиваемыми в условиях лесопитомника. Реализация этого условия на практике возможна только в учреждениях, в которых фондодержателем является государство.

Важно отметить, что в таблице показана расчетная себестоимость с учетом амортизационных отчислений и без их учета. Основанием для таких расчетов стало то, что ЛССЦ, создаваемые в 2010 г., были организованы как самостоятельные юридические лица в форме Государственных Бюджетных Учреждений с финансированием из государственного бюджета. В этой связи к ним применимо формировать себестоимость сеянцев без учета амортизации (пп. 1, 3, п. 2, ст. 256 Налогового кодекса РФ, не подлежит амортизации: «Имущество, приобретенное (созданное) с использованием бюджетных средств целевого финансирования. Указанная норма не применяется в отношении имущества, полученного налогоплательщиком при приватизации»). В последующие годы практика финансирования создания ЛССЦ за счет государственных средств была приостановлена, что на наш взгляд никак не способствовало решению проблем лесовосстановления. Таким образом, напрашивается вывод о том, что себестоимость выращивания посадочного мате-риала, и как следствие цена на сеянцы зависят от финансовой поддержки со стороны государства и организационноправовой формы, в которой будет действовать ЛССЦ. Нельзя не отметить, что Министерство финансов РФ полагает, что выращивание посадочного материала - это предпринимательская деятельность, поэтому лесосеменные центры на свои деньги должны строить предприниматели, а государство в рамках госзаказа приобретать у них посадочный

материал для госнужд [1]. Такая позиция является декларативной, экономически необоснованной и в случае ее реализации может привести не только к кризисным последствиям в лесовосстановлении, но и полностью разрушить предпринимательство в лесном хозяйстве, которое, по известным причинам не может существовать без поддержки государства. В этой связи следует признать необходимым участие государства в создании ЛССЦ через механизм государственно-частного партнерства. Только при участии государства станет возможным аккумулировать в едином производственном комплексе регионов лесосеменные участки и плантации, и обеспечить производство семян и выращивание сеянцев лесных растений с улучшенными наследственными свойствами, и повышение предпринимательской активности в лесном хозяйстве.

Литература

1. Мариев А. Н. Лесные селекционно-семеноводческие центры - идеология, проблемы и перспективы: доклад // Возобновляемые лесные ресурсы: инновационное развитие в лесном хозяйстве: Междунар. конф. 6-8 июня 2012 г. СПб. URL: http://greenpressa.ru

* * *

STATE-PRIVATE PARTNERSHIP AS MECHANISM OF SOLUTION OF THE PROBLEM OF FINANCING OF REFORESTATION

S. S. Morkovina, Ye. A. Panyavina, O. I. Drapalyuk

In article problems of financing of the major direction of forestry - reforestation are considered. Liquidation of forest seed-growing stations and the selection and seed-growing centers was reflected in security with a seed material of requirements of forestry as a whole. Deficiency of the seeds necessary for providing amounts of works on artificial reforestation and afforestation was created. Forest fires defined need of carrying out reforestation works in considerable territories that demanded considerable volumes of a landing material and increase in expenses at forestry. The increasing need of regions for forest seedlings is established and problem solutions through creation of the selection seed-growing centers are defined. It is established that cost of cultivation of a landing material and the price of seedlings depend on financial support from the state and an organizational and legal form in which forest seed-growing stations will work. Need of the state support of this kind of activity via the mechanism of state-private partnership is economically proved.

Key words: state-private partnership, reforestation, forest selection seed-growing centers, financing, economic effect.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.