ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ
Лесоустройство - это особая сфера работ в лесном хозяйстве, которая затрагивает многофакторный учет, оценку, таксацию, планирование и проектирование лесного хозяйства. Поэтому должны проводить эти работы только те представители бизнеса и государственные организации, которые имеют необходимый уровень профессионалов- специалистов, оснащены современными средствами, оргоснасткой и технологиями выполнения работ. То есть лесоустроительные организации должны перед участием в торгах получить специальную аккредитацию на право выполнения этих работ.
В этой связи я могу доложить, что в настоящее время, т.е. 20 ноября 2012 г., по представленным нами документам в Минюсте зарегистрирована саморегулируемая организация - НП СРО «Лесной союз» - первая в лесном секторе России. В составе НП СРО «Лесной союз» 74 участника-арендатора, в том числе Рослесинфорг (всего заявлений более 120).
Сейчас мы вносим изменения в стандарты НП СРО «Лесной союз»: обязательное наличие сертификатов соответствия качества выполненных работ, а также предложения и по аккредитации для участия в лесоустроительных работах только специализированных организаций, имеющих сертификаты соответствия качества выполняемых работ.
Все это даст дополнительные возможности для дальнейшего развития лесоустроительных работ на современном уровне и на перспективу.
Библиографический список
1. Орлов, М.М. Основные направления организации лесного хозяйства / М.М. Орлов. - М., 2009. - 400 с.
2. Писаренко, А.И. Лесное хозяйство России: национальное и глобальное значение / А.И. Писаренко, В.В. Страхов. - М., 2011. - 600 с.
3. Гиряев, М.Д. Лесоустройство: проблемы, решения / М.Д. Гиряев. - М.: МГУЛ, 2012. - 9 с.
4. Моисеев, Н.А. Леса России: проблемы, решения, книга / Н.А. Моисеев. - М.: Вектор-Тис, 2010. - 632 с.
ЛЕСНАЯ ДОКТРИНА РОССИИ: ОТВЕТ НА УСЛОВИЯ ВТО
С.В. СТЕПАНОВ, проф. каф. финансов МГУЛ, докт. экон. наук
После 15 лет переговоров РФ вступила в ВТО - клуб 150 стран, контролирующих 95 % мирового торгового оборота. Напомним, с 1995 г. ВТО правопреемник ГАТТ (1947 г.) - многостороннее межправительственное соглашение по снижению таможенных пошлин и других барьеров в международной торговле (ГАТТ редакция 1994 г.) Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) и Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ФРИПС). ВТО - атрибут глобальной (ТНК) экономики на основе USD. ВТО, как и вся глобальная экономика, находится в системном кризисе.
Ключевой вопрос: в каком коридоре возможностей находится отечественный лесной сектор после вступления в ВТО?
Контент-термины. Путаница в определениях
«ЛПК» - атрибут централизованноплановой экономики в формате Минлеспрома
caf-fin@mgul. ac. ru
и Госплана СССР. Сегодня «ЛПК» - речевой анахронизм, а не обозначение реальности.
На протяжении двадцати последних лет ядром государственной экономической политики были приватизация, либерализация и инфляция. Они не стали и не могли стать решающим фактором реструктуризации и модернизации в отечественном лесном секторе. Механизмы обеспечения сбалансированного развития отдельных отраслей, как рыночные, так и административные, неэффективны. За 20 лет постпланового развития лесной сектор стал несистемным фрагментарным и космополитичным.
Обособленные товаропроизводите-
ли составляют 100 % отечественного лесного предпринимательства. 5 крупнейших компаний, включенных в последний рейтинг «Эксперт-400»: группа «Илим», «Мон-ди Сыктывкарский ЛПК», «Архангельский ЦБК», «Интернешнл Пейпер» и «Кондопога»
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013
47
ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ
- управляются из-за рубежа. Они встроены в международные цепочки создания стоимости, в которых конечные переделы, а значит принятие бизнес-решений, расположены за пределами нашей Родины.
Лесной сектор России всегда был экспортно ориентирован, занимая устойчивые третьи-четвертые места по зарабатыванию валюты после нефти и газа. Монополия внешней торговли стягивала лесотоварные потоки к специализированным лесным портам Минлеспрома: Ленлеспорт, порт Высоцкий, Новорослеспорт, Игарка, порт Восточный. Крупнейшие лесопильные заводы Архангельской области, Красноярского края и др. имели свои причалы. Сеть заграничных акционерных обществ бывшего ВО «Экспортлес» (более 10 в разных странах), «Сереролесэкс-порт», «Новорослесэкспорт», «Дальлесэкс-порт» и др. обеспечивали всемирную систему торговли русским лесом с начала 20-х гг. XX
в. Весь этот лесоторговый оборот осуществлялся крупнейшими мировыми трейдерами, банками, страховыми компаниями и перевозчиками в течение десятилетий.
Сегодня у России нет своих лесных портов. Рухнула налаженная система международной торговли русским лесом. От 1/4 до 1/3 пиловочника, поступающего в торговлю, имеет незаконное происхождение.
Поэтому термин «ЛПК» - не работает.
«Лесной сектор» - более адекватная дефиниция для обозначения симбиоза лесного хозяйства и лесной промышленности. Но толкование его рамочное и усеченное. Его трактуют как «Лесной сектор экономики». Позвольте, а где политика как концентрированное выражение экономики, ее продолжение и завершение? Где обратная связь: цель, управление. В этом суть вопроса.
Отсутствие внятной государственной политики не означает, что политики нет вообще. И проявляется она в чиновничьем произволе, захвате целых территорий, переводе лесных территорий в другую категорию и др.
Лесной сектор, если рассматривать его нелинейно, если отойти от привычных отраслей и подотраслей, «кубов» и «биоразнообразия», есть «аттрактор» - т.е. конечное
состояние, единая система, результат эволюции, истории с географией.
Лесной сектор есть симбиоз геоприродных, социально-пространственных, социально-экономических и информационных факторов (фракталов). Разделенный на части огромными расстояниями, он воспроизводится во времени и пространстве как единая система, как океан, как космос. Изолированных подсистем в нем не существует. Продолжать управлять лесным сектором линейно, в формате многочисленных контор и канцелярий, значит умножать в нем энтропию и центробежные тенденции. Механизмы рыночной самоорганизации с задачами накопления, перераспределения капиталов и ресурсов в лесном секторе справиться не могут. Последние 20 лет это отчетливо показали.
Контроль над национальной лесной промышленностью России утерян, он осуществляется извне. Сфера производства лес-прома на территории РФ - его локализация
- ограничена заготовкой и первичной переработкой лесоматериалов и лесобумажной продукции. Высокие переделы леспрома, производство добавленной стоимости локализованы за рубежом. Практически вся сфера обращения контролируется скандинавами, центрально- и западноевропейцами, китайцами и прочими «интуристами» Налицо утеря суверенитета, глубокий системный кризис полуколониального, по сути, лесного сектора и необходимость перехода в новую культурную, экономическую, технологическую и геополитическую парадигму. Стране незамедлительно требуется модернизационный лесной проект, в основе которого Национальная лесная инвестиционная программа, цель которой
- повысить конкурентоспособность лесного бизнеса в России и запустить инновации в отраслях лесного сектора.
Последствия энтропии ЛС в условиях глобализации
Отсутствие государственной лесной политики не означает отсутствие лесной политики вообще. Природа, как известно, не терпит пустоты. Мы насчитали как минимум семь действующих вариантов (таблица).
48
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013
Таблица
Существующие варианты лесопромышленной политики
Традиционная лесная промышленность Крупные российские ИБГ Старопромышленные лесные регионы Технологическое лесное лобби Адаптированные в глобальный рынок лесопромышленники Иностранные стратегические инвесторы Формирующийся национальный вариант лесной промышленной политики
Теоретическое обоснование Представление о лесной промышленности как совокупности отраслей, обеспечивающих экономическую автономию государства Представление о лесной промышленности как совокупности корпораций в «рыночных нишах» на глобальном рынке Экономика страны есть совокупность взаимосвязанных территориально -произволе -твенных комплексов (ТПК) Представление о лесном секторе как совокупности технологических секторов (укладов) Экономика - открытый свободный рынок Свобода кошдфенции. РФ в одиночку не освоить порядка 40 % сосредоточенных на ее территории мировых природных богатств при населении - лишь 2 % от жителей Земли. Допустимый ежегодный объем изъятия древесины в РФ - 635 млн м3, а использование его - 26,7 % Представление о леспроме как совокупности региональных кластеров, конкурентоспособных на внутреннем и внешних рынках
Цель Обеспечение конкурентоспособности существующих лесопромышленных предприятий Экспансия эффективно действующих национальных корпораций в неэффективные сектора российской экономики Сохранение уровня индустриального производства и занятости в нем в старопромышленных лесных регионах Экспансия национальной лесной промышленности и в сфере высокотехнологичных производств Устранение диспропорций в развитии рыночных процессов Используя организационно-технологическое превосходство Запада, сохранить за «аборигенами» вечно догоняющую модель развития Формирование нового организационно -техно ло -гического уклада в лесном секторе РФ
Объект воздействия Отрасли лесной промышленности (в первую очередь те, что испытывают трудности в адаптации к глобальному рынку) Отдельные предприятия, наиболее успешно адаптировавшиеся к глобальному рынку (в данном случае - лесные ИБГ’) ТПК Отдельные технологии или инновационные компании Пред- принима- тельская деятель- ность Высоко организационно и технологически оформленные экспортно-ориентированные лесопромышленные анклавы на территориях, богатых полезными ископаемыми и другими природными активами (пример: Республика Коми) Консолидация лесного сектора на основе ГЧП
Содержание мероприятий Государственный протекционизм лесной промышленности. Защита от внешней конкуренции. Государственный заказ Государственный протекционизм национальным компаниям, претендующим на преобразование в ТИК («национальным чемпионам») Государственный протекционизм отдельном ТПК, испытывающим трудности в интеграции в глобальный рынок (бюджетные преференции, льготные энерго- и транспортные тарифы, госкапвложения в лесную инфраструктуру) Государственное финансирование и иное стимулирование технологических разработок Либе- ральное институци- ональное регулиро- вание Гарантированные транснациональные трансферы прибыли и капиталов Оптимизация комплексных средств управления лесными проектами в формате интегрированных бизнес-групп
ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ
ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ
Чего ждать от ВТО отечественному лесному сектору?
Существующие оценки выгод, которые должна получить Россия из-за вступления в ВТО (3 % ВВП в среднесрочном плане и более 10 % в долгосрочном плане), не просто завышены, а, возможно, и совсем не имеют под собой оснований. Дело в том, что эти оценки основаны на моделях общего равновесия (computable general equilibrium models), в которых предполагается, что труд и капитал из неконкурентоспособных отраслей будут перемещены в конкурентоспособные отрасли с высокой производительностью, из-за чего общий объем производства возрастет. Но ведь перемещение ресурсов - труда и капитала - из одной отрасли в другую требует хорошего инвестиционного климата и многих других условий. Не исключено, что неконкурентоспособные предприятия закроются, а эффективные отрасли новых инвестиций так и не получат (скажем, капитал будет вывезен за границу).
Фактический баланс плюсов и минусов от вступления в ВТО для различных отраслей, регионов и отдельных производств пока не ясен.
В лесном секторе существует колоссальный дефицит на грамотные лесные проекты.
Без конкурентоспособной лесной национальной доктрины и системы управления модернизационным лесным проектом нельзя обеспечить конкурентоспособность товаров и услуг на мировых лесных рынках.
Все последние годы много говорится и пишется о новой версии Лесного кодекса, о разработке лесной политики. Но сегодня требуется принципиально новая постановка вопроса и адекватная система координат, в которой располагается вектор реальной технологической политики лесного сектора на длительную перспективу. При этом без радикальных перемен в идеологии и структуре действующей власти не обойтись. Поэтому считаю целесообразным для лесного сообщества РФ сосредоточиться на выработке Лесной Доктрины России XXI в.
Определение лесной доктрины (ЛД) РФ и ее императивы.
ЛД - концептуальный, материально-выраженный и зафиксированный в виде соответствующего государственного постановления (акта, документа) целостный модер-низационный проект лесного сектора России. Главный слоган - преодоление многоуклад-ности, новая индустриализация и новое освоение лесных территорий страны, выработка и проведение лесной промышленной и инфраструктурной политики.
Императивы ЛД
1. Русский лес должен остаться русским как по форме, так и по содержанию. Он должен управляться делегированным для этой цели национальным государством Российским в лице «Рослесхоза». Модерни-зационный лесной проект - организационно и инвестиционно обеспеченный приоритет внутренней политики государства.
2. Модернизационный проект означает, что основная часть доходов от торговли лесом должна концентрироваться и капитализироваться на территории России. Проект - один из локомотивов экономики РФ с ясными целями и обозначением горизонтов технологического и социального развития, который может кардинально улучшить настроение в стране, причем социально-экономическую и экологическую отдачу должен почувствовать каждый.
3. Консолидация лесного предпринимательства вокруг ценностей развития национального хозяйства и развития страны в целом должна реализоваться уже в ближайшие годы. Центральными ресурсами лесного модернизационного проекта должны стать национальные финансовые, сырьевые, технологические и интеллектуальные активы.
4. Государство в целом и лесной бизнес в частности могут и должны позволить себе иметь долгосрочные сроки окупаемости национальных лесных проектов.
5. Новая структура леспрома РФ
Основной вопрос - преодоление много-
укладности и дисперсии лесной промышленности, ее консолидация. Чем, кем и как управлять? Как объединить общей целью разнообразные и обособленные организационно-правовые формы: ВИС, ОАО, ЗАО, ООО, товарищества и др.
50
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013
ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ
Во-первых, в мировой практике существуют различные инструменты и механизмы сетевых форм бизнеса: различные формы концессий, кластеры, стратегические партнерства (альянсы), инвестиционные зоны, технологические платформы и др., а во-вторых, необходимо учредить в России принципиально новый и национально значимый орган управления лесными проектами -«Национальное агентство лесных проектов» (НАЛП) - частно-государственная лесная корпорация. НАЛП создается для решения проблем «недооцененности» лесных активов Российской Федерации и выхода из инвестиционного кризиса.
НАЛП задумывается как институт развития, обеспечивающий проектное финансирование региональных модернизаци-онных и инновационных лесных проектов в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП). Главная задача НАЛП - организация «больших» лесных проектов и мобилизация ресурсов для осуществления организационно-технологических прорывов.
НАЛП создается для реализации национально и территориально значимых лесных проектов, куда частный капитал не готов инвестировать из-за низкой рентабельности, большого срока окупаемости и по другим социально-экономическим и экологическим причинам.
Одна из главных задач НАЛП в стране и за рубежом - информировать местных и иностранных инвесторов и помогать им; про-
двигать экономический имидж русского лесного сектора; давать российским властям рекомендации по повышению инвестиционной привлекательности лесного бизнеса; анализировать динамику инвестиций и определяющие факторы их локализации; сопровождать инвестиционные лесные проекты.
НАЛП разрешает противоречие между потребностью лесного сектора в государственных инвестициях и неспособностью различных «Леспромов» быть эффективным инвестором. НАЛП аккумулирует заемные государственные средства и частично заменяет государственный долг на долг НАЛП.
Фактически государство выступает промоутером крупных общественных проектов: оно дает им старт, а затем предлагает инвесторам профинансировать их, то есть купить облигации НАЛП. Минуя государственный аппарат, сбережения преобразуются в инвестиции. Способность же обслуживать этот новый долг - долг, оформленный облигациями НАЛП, не будет так сильно зависеть от фискального состояния государства.
Библиографический список
1. Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006г. №200-ФЗ http://www.forestforum.ru/info/ Lawsforest_codex.doc.
2. Моисеев, Н.А. Исходное состояние и что надо сделать для наведения должного порядка в лесных делах России / Н.А. Моисеев // Вестник МГУЛ - Лесной вестник. - 2012. - № 9(92). - С. 6-16.
3. Степанов С.В. Лесная доктрина РФ: ответ на условия ВТО - «Лесная газета», 15 декабря 2012г.
ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОМ
комплексе российской федерации
В.А. КОНДРАТЮК, генеральный директор ФГУП «ГНЦЛПК», докт. экон. наук,
Н.П. КОЖЕМЯКО, зам. ген. директора по управлению проектами ФГУП «ГНЦ ЛПК», канд. экон. наук,
А.В. КОНДРАТЮК, зам. ген. директора по экономике ФГУП «ГНЦ ЛПК», канд. экон. наук
Модернизация в лесопромышленном комплексе требует решения достаточно большого числа внутренних и внешних проблем, подавляющая часть которых непосредственно связана с проведением целенаправленной ин-
gnclpk@mail. ru вестиционной политики, обеспечивающей повышение конкурентоспособности российских лесопромышленных компаний на внутреннем и внешнем рынках и внедрением ресурсосберегающих технологий.
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013
51