ЭКОНОМИКА
дукции как при строительстве предприятия (удельные капитальные затраты), так и при его функционировании (себестоимость).
Оптимальный размер промышленного предприятия как основа экономической эффективности концентрации производства находится в непосредственной зависимости от специализации производства. Он может быть правильно установлен лишь применительно к определенному виду продукции.
Не случайно, что в лесодобывающей отрасли, в которой специализация определена природой изделия и технологией его про-
изводства, оптимальный размер предприятия совпадает с оптимальным размером производства.
В данной статье взаимосвязь процессов концентрации и специализации рассмотрена в общем виде, в плоскости выяснения методических основ решения проблемы оптимальных размеров предприятий. Ряд положений спорны и нуждаются в дальнейшей разработке. Этим подчеркивается сложность рассматриваемых вопросов и необходимость проведения исследовательских работ научных и проектных организаций.
ЛЕСНАЯ ДОКТРИНА РОССИИ XXI ВЕКЕ
С.В. СТЕПАНОВ, проф. каф. финансовМГУЛ, д-р экон. наук,
Е.Б. БОЛЬШАКОВА, асп. каф. финансов МГУЛ
Мировой кризис свидетельствует, неолиберальная модель глобализации себя полностью исчерпала, включая заложенную в ней стратагему, систему связей и формы ее организации. Корень проблем - в накопившихся дисбалансах, связанных с глобальным перераспределением в пользу более сильных игроков: международного капитала, в первую очередь человеческого, природных ресурсов, передовых технологий и доходов населения целых стран и континентов. Передовые в организационно-технологическом отношении страны проходят сегодня фазу смены доминирующих «традиционных» технологических укладов, осуществляют «каскадный» сброс отработавших технологий на периферию. Все это сопровождается глубокой структурной перестройкой развитых экономик «метрополии» и затяжной экономической депрессией «мировой окраины». Поэтому дальнейшая интеграция сырьевой полуколониальной экономики России в распадающуюся западную цивилизационную парадигму означает неизбежный ее (русской цивилизации) крах.
Угрозы организационно-технологического международного отставания России нарастают, постоянно модернизируются, усложняются и становятся все более многогранными. Как никогда остро стоит вопрос о
[email protected] суверенитете и целостности нашей страны, защиты ее пространства и истории, политических, социально-экономических, экологических, культурных ценностей и интересов государства, нации и личности.
Лесной сектор России всегда был экспортно ориентирован, занимая устойчивые третьи-четвертые места по зарабатыванию валюты, после нефти и газа. Монополия внешней торговли стягивала лесотоварные потоки к специализированным лесным портам Минлеспрома: Ленлеспорт, порт Высоцкий, Новорослеспорт, Игарка, порт Восточный. Крупнейшие лесопильные заводы Архангельской области, Красноярского края и др. имели свои причалы. Сеть заграничных акционерных обществ бывшего ВО «Экспортлес» (более 10 в разных странах), «Северолесэкспорт», «Новорослесэкспорт», «Дальлесэкс-порт» и др. обеспечивали всемирную систему торговли русским лесом с начала 20-х гг. XX в. Весь этот лесоторговый оборот осуществлялся крупнейшими мировыми трейдерами и обслуживался известнейшими банками, страховыми компаниями и международными перевозчиками в течение десятилетий.
Сегодня у России нет своих лесных портов. Рухнула налаженная система международной торговли русским лесом. От 1/4 до
40
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2012
ЭКОНОМИКА
Таблица
Существующие варианты лесопромышленной политики
Традиционная лесная пром-сть Крупные российские ИБГ Старопромышленные лесные регионы Техноло- гическое лесное лобби Адаптированные в глобальный рынок лесо-промышленники Иностранные стратегические инвесторы Формирующийся национальный вариант лесной промышленной политики
Теоретическое обоснование Представление о лесной пром-сти как совокупности отраслей, обеспечивающих экономическую автономию государства Представление о лесной промышленности как совокупности корпораций в «рыночных нишах» на глобальном рынке Экономика страны есть совокупность взаимосвязанных территориальнопроизводственных комплексов (ТПК) Представление о лесном секторе, как совокупности технологических секторов (укладов) Экономика - открытый свободный рынок Свобода конкуренции. РФ в одиночку не освоить порядка 40 % сосредоточенных на ее территории мировых природных богатств при населении лишь 2 % от жителей Земли. Допустимый ежегодный объем изъятия древесины в РФ - 635 млн м3, а использование его - 26,7 % Представление о леспроме как совокупности региональных кластеров конкурентоспособных на внутреннем и внешних рынках
Цель Обеспечение конкурентоспособности существующих лесопромышленных предприятий Экспансия эффективно действующих национальных корпораций в неэффективные сектора российской экономики Сохранение уровня индустриального производства и занятости в нем в старопромышленных лесных регионах Экспансия национальной лесной промышленности в сфере высоко-технологичных производств Устранение диспропорций в развитии рыночных процессов Используя организационно-технологическое превосходство Запада, сохранить за «аборигенами» вечно догоняющую модель развития Формирование нового организа-ционно-техноло-гического уклада в лесном секторе РФ
Объект воздействия Отрасли лесной промышленности (в первую очередь те, что испытывают трудности в адаптации к глобальному рынку) Отдельные предприятия, наиболее успешно адаптировавшиеся к глобальному рынку (в данном случае - лесные ИБГ) ТПК Отдельные технологии или инновационные компании Предприни- мательская деятельность Высоко орга-низационно-и технологически оформленные экспортно-ориентированные лесопромышленные анклавы на территориях, богатых полезными ископаемыми и другими природными активами (пример: Республика Коми) Консолидация лесного сектора на основе ГЧП
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2012
41
ЭКОНОМИКА
Окончание таблицы
Традиционная лесная пром-сть Крупные российские ИБГ Старопромышленные лесные регионы Техноло- гическое лесное лобби Адаптированные в глобальный рынок лесо-промышленники Иностранные стратегические инвесторы Формирующийся национальный вариант лесной промышленной политики
Содержание мероприятий Государственный протекционизм лесной пром-сти. Защита от внешней конкуренции. Государственный заказ Государственный протекционизм национальным компаниям, претендующим на преобразование в ТПК («национальным чемпионам») Госуд. протекционизм отдельному ТПК, испытывающему трудности в интеграции в глобальный рынок (бюджетные преференции, льготные энерго-и транспортные тарифы, госкапвложения в лесную инфраструктуру) Государственное финансирование и иное стимулирование технологических разработок Либеральное институциональное регулирование Гарантированные транснациональные трансферы прибыли и капиталов Оптимизация комплексных средств управления лесными проектами в формате интегрированных бизнесгрупп
1/3 пиловочника, поступающего в торговлю, имеет незаконное происхождение. Половина русского леса идет в Китай, который специализируется на производстве низкокачественной фанеры и занимает сегодня одну из лидирующих позиций в мире. Удельная валютная выручка от экспорта лесобумажной продукции составляет примерно 46 долл. на 1 м3 заготовленной древесины. Для сравнения этот показатель в Финляндии равен 224,5 долл. на 1 м3, Швеции - 163,3 долл. на м3, Канаде - 120,6 на 1 м3. Более трети валютной выручки (35 %) РФ складывается за счет поставок необработанного круглого леса, в то время как у ведущих стран-лесоэкспортеров основной приоритет имеет продукция химической и химико-механической переработки древесины.
Все это означает, что контроль над национальной лесной промышленностью России утерян, он осуществляется извне. Сфера производства леспрома на территории РФ - его локализация - ограничена заготовкой и первичной переработкой лесоматериалов и лесобумажной продукции. Высокие переделы леспрома, производство добавленной стоимости локализованы за рубежом. Практически вся сфера обращения контролируется скандинавами, центрально- и западноевропейцами, китайцами и прочими «интуристами». Нали-
цо утеря суверенитета, глубокий системный кризис полуколониального, по сути, лесного сектора и необходимость перехода в новую культурную, экономическую, технологическую и геополитическую парадигму.
Варианты лесной политики РФ
На протяжении двадцати последних лет ядром государственной экономической политики - «плавания сразу во все стороны» - были приватизация, либерализация и инфляция. Они не стали и не могли стать решающим фактором реструктуризации и модернизации производства в отечественном лесном секторе. Механизмы обеспечения сбалансированного развития отдельных отраслей, как рыночные, так и административные, неэффективны. За 20 лет постпланового развития лесной сектор стал несистемным, фрагментарным и космополитичным.
России жизненно необходима политика экономического роста с солидной инновационной компонентой, включающая экономический, социальный, экологический и рекреационный потенциал лесного сектора.
Лесная промышленная политика (ЛПП) необходима по ряду причин: обеспечение национального суверенитета над лесными территориями и ресурсами, преодоление
42
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2012
ЭКОНОМИКА
диспропорций в территориальном развитии, решение экономических, социальных и экологических программ и др. Поэтому задачи ЛПП в основном совпадают с задачами устойчивого лесопользования.
Целью ЛПП должно стать определение приоритетов и обеспечение конкурентоспособности лесного сектора России в условиях открытого рынка. А в качестве главного инструмента необходимо использовать комплекс институциональных и финансово-регулирующих мер, влияющих на технико-технологическое и социальное развитие, а также охрану и воспроизводство надлежащего качества окружающей среды. Сегодня в России существует несколько вариантов лесной промышленной политики, табл. 1.
Сосуществование и столкновение интересов столь разношерстных участников лесных отношений составляют фон затянувшейся дискуссии на «лесную тему».
Граница между государственными и частными интересами определяется финансовыми возможностями частных компаний и величиной возможных рисков. Чтобы уменьшить риски и обеспечить необходимый уровень финансирования, государству и промышленности целесообразно кооперироваться в решении общих задач. Если правильно выбрать приоритеты и создать финансово-промышленный механизм их реализации, ориентированный на опережающее становление нового технологического уклада в лесном секторе, то можно рассчитывать на устойчивый его подъем уже в ближайшей перспективе. Объединение усилий государства и бизнеса создает позитивный эффект не только для компании-инвестора, но и для компаний, условия деятельности которых улучшаются благодаря улучшению:
- транспортной инфраструктуры (включая портовую и трубопроводную);
- информационной инфраструктуры (включая системы спутниковых и оптико-волоконных коммуникаций);
- образовательной и научно-технической инфраструктуры (системы вузовского и профессионально-технического образования во взаимосвязи с научными учреждениями);
- социальной и коммунальной инфраструктуры (обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов, в которых размещены хозяйственные субъекты).
Стране незамедлительно требуется мо-дернизационный лесной проект, в основе которого Национальная лесная инвестиционная программа, цель которой - повысить конкурентоспособность лесного бизнеса в России и запустить инновации в отраслях лесного сектора.
Без конкурентоспособной лесной национальной доктрины и системы управления модернизационным лесным проектом нельзя обеспечить конкурентоспособность отечественных товаров и услуг на мировых лесных рынках.
Все последние годы много говорят и пишут о новой версии Лесного кодекса, о разработке лесной политики. Это полезная и занимательная дискуссия, но принципиально не решаемая в рамках существующей системы лесных отношений. Сегодня требуется принципиально новая надсистемная постановка вопроса и адекватная система координат, в которой располагается вектор реальной технологической политики лесного сектора на длительную перспективу. При этом понятно, что без радикальных перемен в идеологии и структуре действующей власти не обойтись. Поэтому считаем целесообразным для лесного сообщества РФ сосредоточиться на выработке Лесной доктрины России XXI в.
Определение Лесной доктрины (ЛД) РФ и ее императивы
ЛД - концептуальный, материально выраженный и зафиксированный в виде соответствующего государственного постановления (акта, документа) целостный модерни-зационный проект лесного сектора России. Главный слоган - преодоление многоуклад-ности, новая индустриализация и новое освоение лесных территорий страны, выработка и проведение лесной промышленной, технологической и инфраструктурной политики.
Императивы ЛД
1. Русский лес должен остаться русским как по форме, так и по содержанию.
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2012
43
ЭКОНОМИКА
Он должен управляться делегированным для этой цели национальным государством Российским в лице «Рослесхоза». Модернизаци-онный лесной проект - организационно- и инвестиционно обеспеченный приоритет внутренней политики государства.
2. Модернизационный проект означает, что основная часть доходов от торговли лесом должна концентрироваться и капитализироваться на территории России. Проект - один из локомотивов экономики РФ с ясными целями и обозначением горизонтов технологического и социального развития, который может кардинально улучшить настроение в стране, причем социально-экономическую и экологическую отдачу должен почувствовать каждый.
3. Консолидация лесного предпринимательства вокруг ценностей развития национального хозяйства и развития страны в целом должна реализоваться уже в ближайшие годы. Центральными ресурсами лесного модернизационного проекта должны стать национальные финансовые, сырьевые, технологические и интеллектуальные активы.
4. Государство в целом и лесной бизнес в частности могут и должны позволить себе иметь долгосрочные сроки окупаемости национальных лесных проектов.
Цели ЛД РФ
1. Достичь экономического развития страны посредством новой лесной индустриализации и совершенствования имеющихся институтов власти, включая новую версию Лесного кодекса.
2. Последовательно преодолевать организационно-технологическую многоуклад-ность лесного сектора и осуществлять «сжатие лесного пространства», делая его все более экономически доступным.
3. Повысить конкурентоспособность лесного бизнеса и запустить инновации во всех лесных отраслях.
4. Упростить предпринимательское право, облегчить процесс учреждения и развития лесных предприятий.
5. Усилить юридическую и налоговую безопасность инвесторов.
6. Поощрить инвестиции в инновации.
7. Прописать стандарты лесохозяйственной среды - некий ограничитель снизу, ниже которого падать нельзя.
8. Оптимальное размещение лесных производительных сил; их локализация на территории РФ и за рубежом.
Стратегические сегменты ЛД РФ
1. Готовность государства разделить бизнес-интересы лесного предпринимательства в целом путем его встраивания в государственные программы и инициативы.
2. Государство должно вернуться, напрямую и индикативно, к стратегическому планированию, выстраивая последовательную цепочку: государство - регион - лесоучасток, задавая приоритеты развития.
3. Радикальная реформа внебюджетных отношений, значительная часть денег должна оставаться на местах; у леса должен быть полномочный хозяин.
4. Государственная политика развития лесной инфраструктуры (лесных дорог), обеспечивающая, помимо прочего, связанность лесных территорий и страны в целом.
5. Формировать здоровую конкуренцию между регионами; создать атмосферу поиска оптимальных лесохозяйственных и лесопромышленных решений; пилотные проекты и эксперименты должны анализироваться, а лучшие - тиражироваться.
6. Масштабное стимулирование малоэтажного домостроения, ускоренная его модернизация на базе ИКТ-технологий, био- и нанотехнологий, новых материалов с сильным акцентом на экологию.
7. Развитие сети инновационных отраслей на базе лесных ресурсов России, кардинальное улучшение лесоэкспортного профиля и создание емкого внутреннего рынка для инновационных технологий и продуктов.
8. Развитие экоинновационных региональных лесных кластеров на базе технологических платформ на основе уже имеющихся лесопромышленных предприятий и сетей кооперации вокруг них.
9. Потенциальный спрос на инновации в лесном секторе необъятен. Поэтому необходимо формировать в нем новый технологи-
44
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2012
ЭКОНОМИКА
ческий уклад, основанный на лесомониторинге, лесоинжиниринге и лесоинформатике. В него войдут:
- высшее образование и обучение (подготовка научных, технологических и бизнес-специалистов леса);
- научные и технологические исследования для создания оборудования и обучающих лабораторий (для био- и нанотехнологий и др. технологических новаций);
- обучающие лесотехнологические комплексы, инновационные малые и средние предприятия;
- цифровая лесная экономика (инновационные продукты и услуги высшего разряда);
Новая структура Леспрома РФ
Основной вопрос - преодоление мно-гоукладности и дисперсии лесной промышленности, ее консолидация. Чем, кем и как управлять? Как объединить общей целью разнообразные и обособленные организационно-правовые формы: ВИС, ОАО, ЗАО, ООО, товарищества и др.?
Во-первых, в мировой практике существуют различные инструменты и механизмы сетевых форм бизнеса: различные формы концессий, кластеры, стратегические партнерства (альянсы), инвестиционные зоны, технологические платформы и др., а во-вторых, необходимо учредить в России принципиально новый и национально значимый орган управления лесными проектами - «Национальное агентство лесных проектов» (НАЛП) - частно-государственная лесная корпорация НАЛП создается для решения проблем «недооцененности» лесных активов Российской Федерации и выхода из инвестиционного кризиса.
НАЛП задумывается как институт развития, обеспечивающий проектное финансирование региональных модернизаци-онных и инновационных лесных проектов в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП). Главная задача НАЛП - организация «больших» лесных проектов и мобилизация ресурсов для осуществления организационно-технологических прорывов.
НАЛП создается для реализации национально и территориально значимых лесных
проектов, куда частный капитал не готов инвестировать из-за низкой рентабельности, большого срока окупаемости и по другим социальноэкономическим и экологическим причинам.
Одна из главных задач НАЛП в стране и за рубежом - информировать местных и иностранных инвесторов и помогать им; продвигать экономический имидж русского лесного сектора; давать российским властям рекомендации по повышению инвестиционной привлекательности лесного бизнеса; анализировать динамику инвестиций и определяющие факторы их локализации; сопровождать инвестиционные лесные проекты.
НАЛП разрешает противоречие между потребностью лесного сектора в государственных инвестициях и неспособностью различных «Леспромов» быть эффективным инвестором. НАЛП аккумулирует заемные государственные средства и частично заменяет государственный долг на долг НАЛП.
Фактически государство выступает промоутером крупных общественных проектов: оно дает им старт, а затем предлагает инвесторам профинансировать их, то есть купить облигации НАЛП. Минуя государственный аппарат, сбережения преобразуются в инвестиции. Способность же обслуживать этот новый долг - долг, оформленный облигациями НАЛП, не будет так сильно зависеть от фискального состояния государства.
Библиографический список
1. Моисеев, Н.А. С кем вы, мастера культуры? (размышления о настоящем, прошлом и будущем) / Н.А. Моисеев // Вестник МГУЛ - Лесной вестник.
- 2011. - № 6. - С. 11-47.
2. Моисеев, Н.А. О состоянии использования лесов и необходимости улучшения управления лесами / Н.А. Моисеев // Вестник МГУЛ - Лесной вестник.
- 2011. - № 7. - С. 4-17.
3. Лесной кодекс Российской Федерации от 4.12.2006 г. № 200-ФЗ - М.: ЗАО «ИНЭКО» 2006. - 48 с.
4. Запруднов, В.И. Тенденции и перспективы развития лесопромышленного комплекса России /
B. И. Запруднов, Н.Б. Пинягина, Н.С. Горшенина // Вестник МГУЛ - Лесной вестник. - 2011. № 6. -
C. 106-116.
5. Медведев, Н.А. Менеджмент: учеб. пособие / Н.А. Медведев, С.В. Степанов, А.Х. Чочаев, А.В. Муравьев. - М.: МГУЛ, 2010 - 455 с.
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2012
45