Научная статья на тему 'Лесная доктрина России XXI веке'

Лесная доктрина России XXI веке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МИРОВОЙ КРИЗИС / ЛЕСНАЯ ДОКТРИНА / ЛЕСНОЙ ПРОЕКТ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / GLOBALIZATION / WORLD CRISIS / FOREST DOCTRINE / TIMBER PROJECT / STATE-PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Степанов С. В., Большакова Е. Б.

Степанов С.В., Большакова Е.Б. ЛЕСНАЯ ДОКТРИНА РОССИИ XXI В. Механизмы обеспечения сбалансированного развития отраслей лесного сектора, как рыночные, так и административные, неэффективны. Для выхода из кризиса требуется лесная доктрина РФ на перспективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stepanov S.V., Bolshakova E.B. RUSSIAN FOREST DOCTRINE XXI. The article deals with the Russian forest sector way out of its systematic crisis. It uncovers both the definition and the Doctrine imperatives, as well as the strategic segments and the new structure of the Russian Timber sector.

Текст научной работы на тему «Лесная доктрина России XXI веке»

ЭКОНОМИКА

дукции как при строительстве предприятия (удельные капитальные затраты), так и при его функционировании (себестоимость).

Оптимальный размер промышленного предприятия как основа экономической эффективности концентрации производства находится в непосредственной зависимости от специализации производства. Он может быть правильно установлен лишь применительно к определенному виду продукции.

Не случайно, что в лесодобывающей отрасли, в которой специализация определена природой изделия и технологией его про-

изводства, оптимальный размер предприятия совпадает с оптимальным размером производства.

В данной статье взаимосвязь процессов концентрации и специализации рассмотрена в общем виде, в плоскости выяснения методических основ решения проблемы оптимальных размеров предприятий. Ряд положений спорны и нуждаются в дальнейшей разработке. Этим подчеркивается сложность рассматриваемых вопросов и необходимость проведения исследовательских работ научных и проектных организаций.

ЛЕСНАЯ ДОКТРИНА РОССИИ XXI ВЕКЕ

С.В. СТЕПАНОВ, проф. каф. финансовМГУЛ, д-р экон. наук,

Е.Б. БОЛЬШАКОВА, асп. каф. финансов МГУЛ

Мировой кризис свидетельствует, неолиберальная модель глобализации себя полностью исчерпала, включая заложенную в ней стратагему, систему связей и формы ее организации. Корень проблем - в накопившихся дисбалансах, связанных с глобальным перераспределением в пользу более сильных игроков: международного капитала, в первую очередь человеческого, природных ресурсов, передовых технологий и доходов населения целых стран и континентов. Передовые в организационно-технологическом отношении страны проходят сегодня фазу смены доминирующих «традиционных» технологических укладов, осуществляют «каскадный» сброс отработавших технологий на периферию. Все это сопровождается глубокой структурной перестройкой развитых экономик «метрополии» и затяжной экономической депрессией «мировой окраины». Поэтому дальнейшая интеграция сырьевой полуколониальной экономики России в распадающуюся западную цивилизационную парадигму означает неизбежный ее (русской цивилизации) крах.

Угрозы организационно-технологического международного отставания России нарастают, постоянно модернизируются, усложняются и становятся все более многогранными. Как никогда остро стоит вопрос о

[email protected] суверенитете и целостности нашей страны, защиты ее пространства и истории, политических, социально-экономических, экологических, культурных ценностей и интересов государства, нации и личности.

Лесной сектор России всегда был экспортно ориентирован, занимая устойчивые третьи-четвертые места по зарабатыванию валюты, после нефти и газа. Монополия внешней торговли стягивала лесотоварные потоки к специализированным лесным портам Минлеспрома: Ленлеспорт, порт Высоцкий, Новорослеспорт, Игарка, порт Восточный. Крупнейшие лесопильные заводы Архангельской области, Красноярского края и др. имели свои причалы. Сеть заграничных акционерных обществ бывшего ВО «Экспортлес» (более 10 в разных странах), «Северолесэкспорт», «Новорослесэкспорт», «Дальлесэкс-порт» и др. обеспечивали всемирную систему торговли русским лесом с начала 20-х гг. XX в. Весь этот лесоторговый оборот осуществлялся крупнейшими мировыми трейдерами и обслуживался известнейшими банками, страховыми компаниями и международными перевозчиками в течение десятилетий.

Сегодня у России нет своих лесных портов. Рухнула налаженная система международной торговли русским лесом. От 1/4 до

40

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2012

ЭКОНОМИКА

Таблица

Существующие варианты лесопромышленной политики

Традиционная лесная пром-сть Крупные российские ИБГ Старопромышленные лесные регионы Техноло- гическое лесное лобби Адаптированные в глобальный рынок лесо-промышленники Иностранные стратегические инвесторы Формирующийся национальный вариант лесной промышленной политики

Теоретическое обоснование Представление о лесной пром-сти как совокупности отраслей, обеспечивающих экономическую автономию государства Представление о лесной промышленности как совокупности корпораций в «рыночных нишах» на глобальном рынке Экономика страны есть совокупность взаимосвязанных территориальнопроизводственных комплексов (ТПК) Представление о лесном секторе, как совокупности технологических секторов (укладов) Экономика - открытый свободный рынок Свобода конкуренции. РФ в одиночку не освоить порядка 40 % сосредоточенных на ее территории мировых природных богатств при населении лишь 2 % от жителей Земли. Допустимый ежегодный объем изъятия древесины в РФ - 635 млн м3, а использование его - 26,7 % Представление о леспроме как совокупности региональных кластеров конкурентоспособных на внутреннем и внешних рынках

Цель Обеспечение конкурентоспособности существующих лесопромышленных предприятий Экспансия эффективно действующих национальных корпораций в неэффективные сектора российской экономики Сохранение уровня индустриального производства и занятости в нем в старопромышленных лесных регионах Экспансия национальной лесной промышленности в сфере высоко-технологичных производств Устранение диспропорций в развитии рыночных процессов Используя организационно-технологическое превосходство Запада, сохранить за «аборигенами» вечно догоняющую модель развития Формирование нового организа-ционно-техноло-гического уклада в лесном секторе РФ

Объект воздействия Отрасли лесной промышленности (в первую очередь те, что испытывают трудности в адаптации к глобальному рынку) Отдельные предприятия, наиболее успешно адаптировавшиеся к глобальному рынку (в данном случае - лесные ИБГ) ТПК Отдельные технологии или инновационные компании Предприни- мательская деятельность Высоко орга-низационно-и технологически оформленные экспортно-ориентированные лесопромышленные анклавы на территориях, богатых полезными ископаемыми и другими природными активами (пример: Республика Коми) Консолидация лесного сектора на основе ГЧП

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2012

41

ЭКОНОМИКА

Окончание таблицы

Традиционная лесная пром-сть Крупные российские ИБГ Старопромышленные лесные регионы Техноло- гическое лесное лобби Адаптированные в глобальный рынок лесо-промышленники Иностранные стратегические инвесторы Формирующийся национальный вариант лесной промышленной политики

Содержание мероприятий Государственный протекционизм лесной пром-сти. Защита от внешней конкуренции. Государственный заказ Государственный протекционизм национальным компаниям, претендующим на преобразование в ТПК («национальным чемпионам») Госуд. протекционизм отдельному ТПК, испытывающему трудности в интеграции в глобальный рынок (бюджетные преференции, льготные энерго-и транспортные тарифы, госкапвложения в лесную инфраструктуру) Государственное финансирование и иное стимулирование технологических разработок Либеральное институциональное регулирование Гарантированные транснациональные трансферы прибыли и капиталов Оптимизация комплексных средств управления лесными проектами в формате интегрированных бизнесгрупп

1/3 пиловочника, поступающего в торговлю, имеет незаконное происхождение. Половина русского леса идет в Китай, который специализируется на производстве низкокачественной фанеры и занимает сегодня одну из лидирующих позиций в мире. Удельная валютная выручка от экспорта лесобумажной продукции составляет примерно 46 долл. на 1 м3 заготовленной древесины. Для сравнения этот показатель в Финляндии равен 224,5 долл. на 1 м3, Швеции - 163,3 долл. на м3, Канаде - 120,6 на 1 м3. Более трети валютной выручки (35 %) РФ складывается за счет поставок необработанного круглого леса, в то время как у ведущих стран-лесоэкспортеров основной приоритет имеет продукция химической и химико-механической переработки древесины.

Все это означает, что контроль над национальной лесной промышленностью России утерян, он осуществляется извне. Сфера производства леспрома на территории РФ - его локализация - ограничена заготовкой и первичной переработкой лесоматериалов и лесобумажной продукции. Высокие переделы леспрома, производство добавленной стоимости локализованы за рубежом. Практически вся сфера обращения контролируется скандинавами, центрально- и западноевропейцами, китайцами и прочими «интуристами». Нали-

цо утеря суверенитета, глубокий системный кризис полуколониального, по сути, лесного сектора и необходимость перехода в новую культурную, экономическую, технологическую и геополитическую парадигму.

Варианты лесной политики РФ

На протяжении двадцати последних лет ядром государственной экономической политики - «плавания сразу во все стороны» - были приватизация, либерализация и инфляция. Они не стали и не могли стать решающим фактором реструктуризации и модернизации производства в отечественном лесном секторе. Механизмы обеспечения сбалансированного развития отдельных отраслей, как рыночные, так и административные, неэффективны. За 20 лет постпланового развития лесной сектор стал несистемным, фрагментарным и космополитичным.

России жизненно необходима политика экономического роста с солидной инновационной компонентой, включающая экономический, социальный, экологический и рекреационный потенциал лесного сектора.

Лесная промышленная политика (ЛПП) необходима по ряду причин: обеспечение национального суверенитета над лесными территориями и ресурсами, преодоление

42

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2012

ЭКОНОМИКА

диспропорций в территориальном развитии, решение экономических, социальных и экологических программ и др. Поэтому задачи ЛПП в основном совпадают с задачами устойчивого лесопользования.

Целью ЛПП должно стать определение приоритетов и обеспечение конкурентоспособности лесного сектора России в условиях открытого рынка. А в качестве главного инструмента необходимо использовать комплекс институциональных и финансово-регулирующих мер, влияющих на технико-технологическое и социальное развитие, а также охрану и воспроизводство надлежащего качества окружающей среды. Сегодня в России существует несколько вариантов лесной промышленной политики, табл. 1.

Сосуществование и столкновение интересов столь разношерстных участников лесных отношений составляют фон затянувшейся дискуссии на «лесную тему».

Граница между государственными и частными интересами определяется финансовыми возможностями частных компаний и величиной возможных рисков. Чтобы уменьшить риски и обеспечить необходимый уровень финансирования, государству и промышленности целесообразно кооперироваться в решении общих задач. Если правильно выбрать приоритеты и создать финансово-промышленный механизм их реализации, ориентированный на опережающее становление нового технологического уклада в лесном секторе, то можно рассчитывать на устойчивый его подъем уже в ближайшей перспективе. Объединение усилий государства и бизнеса создает позитивный эффект не только для компании-инвестора, но и для компаний, условия деятельности которых улучшаются благодаря улучшению:

- транспортной инфраструктуры (включая портовую и трубопроводную);

- информационной инфраструктуры (включая системы спутниковых и оптико-волоконных коммуникаций);

- образовательной и научно-технической инфраструктуры (системы вузовского и профессионально-технического образования во взаимосвязи с научными учреждениями);

- социальной и коммунальной инфраструктуры (обеспечение жизнедеятельности населенных пунктов, в которых размещены хозяйственные субъекты).

Стране незамедлительно требуется мо-дернизационный лесной проект, в основе которого Национальная лесная инвестиционная программа, цель которой - повысить конкурентоспособность лесного бизнеса в России и запустить инновации в отраслях лесного сектора.

Без конкурентоспособной лесной национальной доктрины и системы управления модернизационным лесным проектом нельзя обеспечить конкурентоспособность отечественных товаров и услуг на мировых лесных рынках.

Все последние годы много говорят и пишут о новой версии Лесного кодекса, о разработке лесной политики. Это полезная и занимательная дискуссия, но принципиально не решаемая в рамках существующей системы лесных отношений. Сегодня требуется принципиально новая надсистемная постановка вопроса и адекватная система координат, в которой располагается вектор реальной технологической политики лесного сектора на длительную перспективу. При этом понятно, что без радикальных перемен в идеологии и структуре действующей власти не обойтись. Поэтому считаем целесообразным для лесного сообщества РФ сосредоточиться на выработке Лесной доктрины России XXI в.

Определение Лесной доктрины (ЛД) РФ и ее императивы

ЛД - концептуальный, материально выраженный и зафиксированный в виде соответствующего государственного постановления (акта, документа) целостный модерни-зационный проект лесного сектора России. Главный слоган - преодоление многоуклад-ности, новая индустриализация и новое освоение лесных территорий страны, выработка и проведение лесной промышленной, технологической и инфраструктурной политики.

Императивы ЛД

1. Русский лес должен остаться русским как по форме, так и по содержанию.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2012

43

ЭКОНОМИКА

Он должен управляться делегированным для этой цели национальным государством Российским в лице «Рослесхоза». Модернизаци-онный лесной проект - организационно- и инвестиционно обеспеченный приоритет внутренней политики государства.

2. Модернизационный проект означает, что основная часть доходов от торговли лесом должна концентрироваться и капитализироваться на территории России. Проект - один из локомотивов экономики РФ с ясными целями и обозначением горизонтов технологического и социального развития, который может кардинально улучшить настроение в стране, причем социально-экономическую и экологическую отдачу должен почувствовать каждый.

3. Консолидация лесного предпринимательства вокруг ценностей развития национального хозяйства и развития страны в целом должна реализоваться уже в ближайшие годы. Центральными ресурсами лесного модернизационного проекта должны стать национальные финансовые, сырьевые, технологические и интеллектуальные активы.

4. Государство в целом и лесной бизнес в частности могут и должны позволить себе иметь долгосрочные сроки окупаемости национальных лесных проектов.

Цели ЛД РФ

1. Достичь экономического развития страны посредством новой лесной индустриализации и совершенствования имеющихся институтов власти, включая новую версию Лесного кодекса.

2. Последовательно преодолевать организационно-технологическую многоуклад-ность лесного сектора и осуществлять «сжатие лесного пространства», делая его все более экономически доступным.

3. Повысить конкурентоспособность лесного бизнеса и запустить инновации во всех лесных отраслях.

4. Упростить предпринимательское право, облегчить процесс учреждения и развития лесных предприятий.

5. Усилить юридическую и налоговую безопасность инвесторов.

6. Поощрить инвестиции в инновации.

7. Прописать стандарты лесохозяйственной среды - некий ограничитель снизу, ниже которого падать нельзя.

8. Оптимальное размещение лесных производительных сил; их локализация на территории РФ и за рубежом.

Стратегические сегменты ЛД РФ

1. Готовность государства разделить бизнес-интересы лесного предпринимательства в целом путем его встраивания в государственные программы и инициативы.

2. Государство должно вернуться, напрямую и индикативно, к стратегическому планированию, выстраивая последовательную цепочку: государство - регион - лесоучасток, задавая приоритеты развития.

3. Радикальная реформа внебюджетных отношений, значительная часть денег должна оставаться на местах; у леса должен быть полномочный хозяин.

4. Государственная политика развития лесной инфраструктуры (лесных дорог), обеспечивающая, помимо прочего, связанность лесных территорий и страны в целом.

5. Формировать здоровую конкуренцию между регионами; создать атмосферу поиска оптимальных лесохозяйственных и лесопромышленных решений; пилотные проекты и эксперименты должны анализироваться, а лучшие - тиражироваться.

6. Масштабное стимулирование малоэтажного домостроения, ускоренная его модернизация на базе ИКТ-технологий, био- и нанотехнологий, новых материалов с сильным акцентом на экологию.

7. Развитие сети инновационных отраслей на базе лесных ресурсов России, кардинальное улучшение лесоэкспортного профиля и создание емкого внутреннего рынка для инновационных технологий и продуктов.

8. Развитие экоинновационных региональных лесных кластеров на базе технологических платформ на основе уже имеющихся лесопромышленных предприятий и сетей кооперации вокруг них.

9. Потенциальный спрос на инновации в лесном секторе необъятен. Поэтому необходимо формировать в нем новый технологи-

44

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2012

ЭКОНОМИКА

ческий уклад, основанный на лесомониторинге, лесоинжиниринге и лесоинформатике. В него войдут:

- высшее образование и обучение (подготовка научных, технологических и бизнес-специалистов леса);

- научные и технологические исследования для создания оборудования и обучающих лабораторий (для био- и нанотехнологий и др. технологических новаций);

- обучающие лесотехнологические комплексы, инновационные малые и средние предприятия;

- цифровая лесная экономика (инновационные продукты и услуги высшего разряда);

Новая структура Леспрома РФ

Основной вопрос - преодоление мно-гоукладности и дисперсии лесной промышленности, ее консолидация. Чем, кем и как управлять? Как объединить общей целью разнообразные и обособленные организационно-правовые формы: ВИС, ОАО, ЗАО, ООО, товарищества и др.?

Во-первых, в мировой практике существуют различные инструменты и механизмы сетевых форм бизнеса: различные формы концессий, кластеры, стратегические партнерства (альянсы), инвестиционные зоны, технологические платформы и др., а во-вторых, необходимо учредить в России принципиально новый и национально значимый орган управления лесными проектами - «Национальное агентство лесных проектов» (НАЛП) - частно-государственная лесная корпорация НАЛП создается для решения проблем «недооцененности» лесных активов Российской Федерации и выхода из инвестиционного кризиса.

НАЛП задумывается как институт развития, обеспечивающий проектное финансирование региональных модернизаци-онных и инновационных лесных проектов в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП). Главная задача НАЛП - организация «больших» лесных проектов и мобилизация ресурсов для осуществления организационно-технологических прорывов.

НАЛП создается для реализации национально и территориально значимых лесных

проектов, куда частный капитал не готов инвестировать из-за низкой рентабельности, большого срока окупаемости и по другим социальноэкономическим и экологическим причинам.

Одна из главных задач НАЛП в стране и за рубежом - информировать местных и иностранных инвесторов и помогать им; продвигать экономический имидж русского лесного сектора; давать российским властям рекомендации по повышению инвестиционной привлекательности лесного бизнеса; анализировать динамику инвестиций и определяющие факторы их локализации; сопровождать инвестиционные лесные проекты.

НАЛП разрешает противоречие между потребностью лесного сектора в государственных инвестициях и неспособностью различных «Леспромов» быть эффективным инвестором. НАЛП аккумулирует заемные государственные средства и частично заменяет государственный долг на долг НАЛП.

Фактически государство выступает промоутером крупных общественных проектов: оно дает им старт, а затем предлагает инвесторам профинансировать их, то есть купить облигации НАЛП. Минуя государственный аппарат, сбережения преобразуются в инвестиции. Способность же обслуживать этот новый долг - долг, оформленный облигациями НАЛП, не будет так сильно зависеть от фискального состояния государства.

Библиографический список

1. Моисеев, Н.А. С кем вы, мастера культуры? (размышления о настоящем, прошлом и будущем) / Н.А. Моисеев // Вестник МГУЛ - Лесной вестник.

- 2011. - № 6. - С. 11-47.

2. Моисеев, Н.А. О состоянии использования лесов и необходимости улучшения управления лесами / Н.А. Моисеев // Вестник МГУЛ - Лесной вестник.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 2011. - № 7. - С. 4-17.

3. Лесной кодекс Российской Федерации от 4.12.2006 г. № 200-ФЗ - М.: ЗАО «ИНЭКО» 2006. - 48 с.

4. Запруднов, В.И. Тенденции и перспективы развития лесопромышленного комплекса России /

B. И. Запруднов, Н.Б. Пинягина, Н.С. Горшенина // Вестник МГУЛ - Лесной вестник. - 2011. № 6. -

C. 106-116.

5. Медведев, Н.А. Менеджмент: учеб. пособие / Н.А. Медведев, С.В. Степанов, А.Х. Чочаев, А.В. Муравьев. - М.: МГУЛ, 2010 - 455 с.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2012

45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.