ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 37.0+378
Тельманова Елена Дмитриевна
Кандидат педагогических наук, доцент, ФГА ОУВПО «Российский государственный профессио-нально-педагогическийуниверситет». Институт электроэнергетики и информатики, кафедра автоматизированных систем электроснабжения, [email protected], Екатеринбург
Романцев Геннадий Михайлович
Доктор педагогических наук, профессор, [email protected], Екатеринбург
ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ МАГИСТРОВ НАПРАВЛЕНИя ПОДГОТОВКИ ПРОфЕССИОНАЛьНОЕ ОБУЧЕНИЕ
(ПО ОТРАСЛЯМ)
Аннотация. В статье раскрывается опыт разработки содержания программы «Практическое (производственное) обучение» для студентов направления подготовки 051000.68 Профессиональное обучение (по отраслям) обучающихся по магистерской программе «Управление системой подготовки ремесленников-предпринимателей для объектов городского энергохозяйства». В статье представлена функциональная модель этапов обучения, на основе которой и посредством анализа компетентностной модели выпускника были определены цели, задачи и содержание рабочей программы «Практическое (производственное) обучение».
Ключевые слова: функциональная модель, профессионально-специализированные компетенции, практическое (производственное) обучение.
Telmanova Elena Dmitrievna
Candidate ofpedagogy, senior lecturer of The Russian state vocational-pedagogical university, faculty of automated electric power supply, [email protected], Yekaterinburg
Romantsev Gennady Mihailovich
Doctor of pedagogy, professor, [email protected], Yekaterinburg
PRINCIPLES OF FUNCTIONAL MODELLING PROFESSIONAL -PRACTICAL TRAINING OF MASTERS OF A DIRECTION OF PREPARATION VOCATIONAL TRAINING
(ON BRANCHES)
Abstract. In article experience of working out of the maintenance of the program «Practical (industrial) training» for students of a direction of preparation 051000.68 Vocational training (on branches) trained on магистерской to the program «Management of system of preparation of handicraftsmen-businessmen for objects of a city power economy» reveals. In article the functional model of grade levels on which basis and by means of the analysis компетентностной models of the graduate were definite purposes, problems and the maintenance of the working program «Practical (industrial) training» is presented.
Keywords: functional model, professionally - specialized the competence, practical (industrial) training.
Образовательным стандартом магистра по направлению подготовки Профессиональное обучение (по отраслям) предусмотрены виды учебных занятий ориентированные на профессионально-практическую подготовку:
• Практическое (производственное) обучение;
• Научно-педагогическая практика;
• Научно-исследовательская практика;
• Научно-исследовательская работа.
Для определения наиболее оптимального варианта этапов профессионально-практического обучения, осознания результатов всего процесса практической подготовки магистров, необходимо знать характеристику профессиональной деятельности магистров, увидеть и оценить функционирование разрабатываемой образовательной системы до ее реального воплощения [4].
На базе российского государственного профессионально-педагогического университета разработана магистерская программа «Управление системой подготовки ремес-ленников-предпринимателей для объектов
городского энергохозяйства». Эта программа позволяет решать задачи подготовки педагогических кадров, способных участвовать в реформирование социально-психологической составляющей системы подготовки ремесленников-предпринимателей. Смысл реформы - в обеспечении формирования у выпускников наряду с профессиональными знаниями, навыками и умениями, профессиональной системы ценностей и социальноролевого поведения характерного для ремес-ленников-предпринимателей. Осуществить же такую реформу по силам только педагогам владеющим механизмами социализации будущих ремесленников-предпринимателей.
Средством описания системы подготовки магистров по программе «Управление системой подготовки ремесленников-пред-принимателей для объектов городского энергохозяйства» направления подготовки Профессиональное обучение (по отраслям) является функциональная модель, представленная на рисунке 1.
Данная модель позволяет не только разработать график учебного процесса магистров,
Рис. 1. Функциональная модель этапов обучения
но и увидеть содержательные линии, объединяющие программы практических учебных занятий [1]. В совокупности с таблицей распределения компетенций по семестрам, и таблицей распределения компетенций по программам практик, научно-исследовательской работы и практического (производственного) обучения, функциональная модель позволяет аргументировано наполнить содержанием программы научно-исследовательской и научно-педагогической практики, практического (производственного) обучения и научно-исследовательской работы.
Учитывая то обстоятельство, что суммарное количество компетенций (общекультурные, профессиональные, профессионально-специализированные) занимают большой объем, в таблице 1 представлено распределение по программам практик, научно-исследовательской работы и практического (производственного) обучения только профессионально-специализированных компетенций. Данное распределение соот-
ветствует распределению компетенций по семестрам.
Как видно из таблицы 1 в семестрах с первого по третий отсутствуют некоторые профессионально-специализированные компетенции, что откладывает процесс их формирования на последний семестр. Объясняется это тем, что распределение компетенций по семестрам выполнялось на основании анализа содержания теоретического обучения в каждом семестре [2]. Поэтому отсутствующие компетенции социально-психологического вида деятельности в первом семестре вполне можно восполнить, выстроив содержание первого семестра дисциплины практическое (производственное) обучение под компетенцию «способен осуществлять социально-психологическую диагностику развития личности и малых групп (ПСК-5)». Тогда во втором семестре социально-психологическая составляющая компетентностной модели магистра может быть усилена за счет компетенций «способен организовывать и проводить тренинги, направленные на усво-
Таблица 1
Распределение компетенций по программам практик, научно-исследовательской работы и практического (производственного) обучения
Семестр Профессионально-специализированные компетенции
1 2
I Практическое (производственное) обучение
Управление образовательными системами подготовки ремесленников-предпринимате-лей готов разрабатывать и внедрять социальную и профессиональную идеологическую концепцию ремесленного образования в России (ПСК-1); Предпринимательская способен организовать и осуществлять руководство ремесленным предприятием, содержанием деятельности которого является выполнение работ по монтажу, эксплуатации, наладке, ремонту и энергетическому обследованию объектов городского энергохозяйства (ПСК-6).
II Практическое (производственное) обучение Научно-педагогическая практика Научно-исследовательская работа
Управление образовательными системами подготовки ремесленников-предпринимате-лей готов разрабатывать и внедрять социальную и профессиональную идеологическую концепцию ремесленного образования в России (ПСК-1); Социально-психологические способен осуществлять социально-психологическую диагностику развития личности и малых групп (ПСК-5). Предпринимательская способен организовать и осуществлять руководство ремесленным предприятием, содержанием деятельности которого является выполнение работ по монтажу, эксплуатации, наладке, ремонту и энергетическому обследованию объектов городского энергохозяйства (ПСК-6).
Окончание табл. 1
1 2
III Практическое (производственное) обучение Научно-исследовательская работа
Управление образовательными системами подготовки ремесленников-предпринимателей способен организовывать и проводить тренинги, направленные на усвоение социальной роли и социальных ценностей, присущих ремесленнику-предпринимателю (ПСК-3). Социально-психологическая готов управлять процессом социализации ремесленников-предпринимателей на социально-психологических тренингах (ПСК-4); способен осуществлять социально-психологическую диагностику развития личности и малых групп (ПСК-5). Предпринимательская способен организовать и осуществлять руководство ремесленным предприятием, содержанием деятельности которого является выполнение работ по монтажу, эксплуатации, наладке, ремонту и энергетическому обследованию объектов городского энергохозяйства (ПСК-6).
IV Научно-исследовательская практика Научно-исследовательская работа
Управление образовательными системами подготовки ремесленников-предпринимателей готов разрабатывать и внедрять социальную и профессиональную идеологическую концепцию ремесленного образования в России (ПСК-1); способен выполнять диагностику проблем и разрабатывать прогнозы по их решению и дальнейшему развитию учреждения образования ремесленного профиля (ПСК-2); способен организовывать и проводить тренинги, направленные на усвоение социальной роли и социальных ценностей, присущих ремесленнику-предпринимателю (ПСК-3). Социально-психологическая готов управлять процессом социализации ремесленников-предприни-мателей на социально-психологических тренингах (ПСК-4); способен осуществлять социально-психологическую диагностику развития личности и малых групп (ПСК-5). Предпринимательская способен организовать и осуществлять руководство ремесленным предприятием, содержанием деятельности которого является выполнение работ по монтажу, эксплуатации, наладке, ремонту и энергетическому обследованию объектов городского энергохозяйства (ПСК-6).
ение социальной роли и социальных ценностей, присущих ремесленнику-предпринима-телю (ПСК-3)» и «готов управлять процессом социализации ремесленников-предпринима-телей на социально-психологических тренингах (ПСК-4)».
В третьем семестре содержание дисциплин теоретического обучения почти совсем не ориентировано на профессионально-специализированную компетенцию «способен организовать и осуществлять руководство ремесленным предприятием, содержанием деятельности которого является выполнение работ по монтажу, эксплуатации, наладке, ремонту и энергетическому обследованию объектов городского энергохозяйства (ПСК-6)». Поэтому, исключив социально-психологическую составляющую компетентност-ной модели магистра, в производственное
обучение в третьем семестре можно ввести практические занятия по проектированию систем электроснабжения объектов городского хозяйства.
С учетом вышеизложенного рабочая программа дисциплины «Практическое (производственное) обучение» для студентов направления подготовки 051000.68 Профессиональное обучение (по отраслям) обучающихся по магистерской программе «Управление системой подготовки ремес-ленников-предпринимателей для объектов городского энергохозяйства» имеет следующее содержание.
Целью изучения курса «Практическое (производственное) обучение» является усвоение студентами основных положений социальной психологии, освоение психологического мышления, состоящего из анали-
за, оценивания и объяснения психических явлений, получение практических навыков в применении психологических знаний для решения задачи социализации ремеслен-ников-предпринимателей в учреждениях ремесленного образования, получение навыков проектирования систем электроснабжения жилых домов, бизнес и офис-центров.
Задачи дисциплины:
• сформировать у студентов социальнопсихологические знания, умения и качества, необходимые будущему руководителю образовательными системами подготовки ремес-ленников-предпринимателей, осуществляющему обучение с применением активных методов групповой психологической работы, позволяющей реализовать социализацию будущих ремесленников-предпринима-телей;
• раскрыть основные психологические закономерности развития системы ценностей личности в процессе группового психологического тренинга;
• применить на практике основные виды психодиагностики мотивационных потенциалов личности и группы;
• обучить студентов приемам проектирования систем электроснабжения жилых домов, бизнес и офис-центров.
По окончании изучения курса студент должен:
Знать:
• методы социальной психологии;
• динамические процессы, происходящие в малых группах в ходе их формирования и развития;
• ценностные ориентации личности и профессиональную систему ценностей ре-месленников-предпринимателей;
• основные принципы конструирования программы социально-психологического тренинга;
• содержание деятельности ремеслен-ника-предпринимателя связанное с выполнением работ по монтажу, эксплуатации, наладке и ремонту объектов городского энергохозяйства.
Уметь:
• организовывать тренинги;
• создавать и развивать обучающиеся команды;
• выполнять проекты электроснабжения жилых домов, бизнес и офис-центров.
Владеть:
• приемами исследования системы ценностей личности и профессиональной группы;
• некоторыми приемами психодиагностики мотивационных потенциалов личности и профессиональной группы;
• приемами проектирования и расчета систем электроснабжения помещений и зданий с использованием современных программных средств.
Несмотря на то, что изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся общекультурных (ОК), профессиональных (ПК) и профессионально-специализированных компетенций (ПСК) в совокупности, мы приводим только те компетенции, которые представлены в таблице распределения компетенций.
В первом семестре студенты должны овладеть профессионально-специализированной компетенцией:
• способен осуществлять социально-психологическую диагностику развития личности и малых групп (ПСК-5).
Во втором семестре:
• способен организовывать и проводить тренинги, направленные на усвоение социальной роли и социальных ценностей, присущих ремесленнику-предпринимателю (ПСК-3);
• готов управлять процессом социализации ремесленников-предприни-мателей на социально-психологических тренингах (ПСК-4);
• способен осуществлять социально-психологическую диагностику развития личности и малых групп (ПСК-5).
В третьем семестре:
• способен организовать и осуществлять руководство ремесленным предприятием, содержанием деятельности которого является выполнение работ по монтажу, эксплуатации, наладке, ремонту и энергетическому обследованию объектов городского энергохозяйства (ПСК-6).
Содержание и тематическое планирование дисциплины представлены в таблице 2.
Содержание магистерской образовательной программы «Управление системой подготовки ремесленников-предпринимателей для объектов городского энергохозяйства» направлено на формирование у студентов наддисциплинарных интегративных ком-
Таблица 2
Содержание и тематическое планирование дисциплины
№ п/п Семестр Наименование раздела учебной дисциплины
1 1-й Методы социальной психологии
2 1-й Социальная психология малых групп
3 1-й Теоретические аспекты исследования системы ценностей личности и профессиональной группы
4 1-й Психодиагностика мотивационных потенциалов личности и профессиональной группы
5 2-й Организация и проведение тренинга
6 2-й Социально-психологический тренинг.
7 2-й Универсальные и специализирующие тренинги
8 2-й Создание и развитие команд
9 3-й Деятельностная характеристика ремесленника-предпринимателя выполняющего работы по монтажу, эксплуатации, наладке, ремонту и энергетическому обследованию объектов городского энергохозяйства
10 3-й Проектирование электроснабжения жилых домов бизнес и офисных центров
11 3-й Программные средства расчета и проектирования систем электроснабжения помещений и зданий
петенций. Это дает основание утверждать, что рабочая программа дисциплины «Практическое (производственное) обучение» имеет содержательную связь с программой научно-педагогической практики. Опираясь на выводы, сделанные исследователем
В. Д. Нечаевым связывающим компетенции с артефактами, полагая, что компетенции формируются в результате «освоения студентом способов деятельности с артефактами разных уровней» [3], цели практического (производственного) обучения и научно-педагогической практики совпадают в части освоения студентами артефактов первого уровня, что в итоге приводит к формированию инструментальных компетенций, связанных с контекстом профессиональной деятельности. В тоже время цели совпадают в части освоения артефактов третьего уровня и в формировании мировоззренческих компетенций, связанных с контекстом наук. Учитывая выявленные совпадения целей практического (производственного) обучения и научно-педагогической практики можно заключить, что формы обучения и в том и другом случае следующие:
• квазипрофессиональные и учебно-профессиональные (практические занятия, занятия интерактивного типа, тренинги, деловые игры);
• академические (лекции, семинары).
В федеральном государственном образовательном стандарте ВПО по направлению подготовки 051000 Профессиональное обучение (по отраслям) (квалификация (степень) «Магистр» говорится: «Научно-педагогическая практика проводится на базе учреждений подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих (специалистов). В ходе практики студенты должны составить и реализовать план образовательной деятельности с группой обучаемых, разработать и провести систему занятий, по одной или нескольким специальным, общепрофессиональным дисциплинам, а также практическому (производственному) обучению. При этом они должны показать владение современными, инновационными методиками и технологиями обучения»[5].
В соответствии с контекстом деятельности студентов в ходе научно-педагогической практики, изложенном в образовательном стандарте, академические формы обучения не предусмотрены, а значит, формирование мировоззренческих компетенций у магистров на этом учебном этапе остается вне целей обучения. Тем не менее, возможность реализовать идею формирования мировоззренческих компетенций у практикантов все-таки существует, но при условии, что руководителем научно-педагогической практики в часы, выделенные на руковод-
ство практикой, будут организованы лекции и семинары. Формой текущего контроля успеваемости в этом случае предложить не отчеты, а обсуждение релизов этих отчетов на итоговом семинаре.
Таким образом, функциональное моделирование этапов профессионально-практического обучения, позволяет осознать результаты всего процесса практической подготовки магистров, разработать график учебного процесса магистров, увидеть содержательные линии, объединяющие программы практических учебных занятий. В сочетание с таблицей распределения компетенций по семестрам, и таблицей распределения компетенций по программам практик, научно-исследовательской работы и практического (производственного) обучения, функциональная модель позволяет связать между собой содержание программ научно-исследовательской и научно-педагогической практики, практического (производственного) обучения и научно-исследовательской работы.
Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, проект №11-16-66015а/У.
Библиографический список
1. Власова В. К., Кирилова Г. И., Михайлов В. Ю. Построение объектно-ориентированных и логико-математических моделей педагогических систем // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 3. - С. 66-74.
2. Дубова М. В. К вопросу обоснования структурных моделей образовательной компетентности и компетенции //Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 7. С. 138-145.
3. Нечаев В. Д., Вербицкий А. А. Через контекст - к модулям: опыт МГГУ им. М. А. Шолохова // Высшее образование в России. - 2010. -№ 6. - С. 3-11.
4. Разенкова Н. Е., Рукавицина Е. Д. Системно-деятельностный подход в организации педагогических практик студентов высших профессиональных учебных заведений//Сибир-ский педагогический журнал. - 2010. - № 7. -
С. 167-181.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт ВПО по направлению подготовки 051000 Профессиональное обучение (по отраслям) (квалификация (степень) «магистр» [Электронный ресурс] http://www.edu.ru/db-mon/ mo/Data/d 10/т377.Ыт1.