УДК 37.022 Тельманова Елена Дмитриевна
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры автоматизированных систем
электроснабжения
Института электроэнергетики и информатики Российского государственного профессионально-педагогического университета [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ ДЛЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РЕМЕСЛЕННИКОВ-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ [1]
Telmanova Elena Dmitrievna
PhD in Education Science, Assistant Professor of the Computerized Systems
for Electricity Supply, Institute of Power Industry and Computer Science, Russian State Vocational Pedagogical University [email protected]
TEACHING HUMAN RESOURCES FOR REFORMING SOCIO-PSYCHOLOGICAL COMPONENT OF THE TRAINING SYSTEM FOR BUSINESSMEN-HANDICRAFTSMEN [1]
Аннотация:
В российском обществе все также актуальна проблема маргинального состояния ремесленников, занятых в «теневом бизнесе». Выйти из маргинального слоя ремесленникам позволит их социализация, инициированная в учреждениях ремесленного образования. В статье рассмотрена концепция реформирования социально-психологической составляющей системы подготовки ремесленни-ков-предпринимателей, осуществляемого магистрами, получившими подготовку по эксклюзивной магистерской программе.
Ключевые слова:
социализация, ремесленник-предприниматель, социально-психологическая деятельность, интеграция, социально-педагогический менеджмент.
Summary:
In the Russian society the problem of marginal state of the craftsmen occupied in the shadow business is still urgent. To exceed the bounds of the marginal level the craftsmen need to be socialized and this socialization should be initiated by the crafts education institutions. The article considers reformation of the social and psychological components of the training system for businessmen- handicraftsmen carried out by the graduates with a Master’s Degree, who were trained according to the original Master’s Degree Program.
Keywords:
socialization, businessmen- handicraftsmen, socio-psychological activity, integration, social pedagogical management.
Ремесленники-предприниматели в российском обществе продолжают оставаться на грани взаимодействия двух культур и социокультурных сред, когда человек не принадлежит ни к одной из существующих страт, пополняя обширную группу «новых» российских маргиналов. Тем не менее вопрос социализации ремесленника в современном российском обществе на государственном уровне практически не решается.
Решением проблемы социализации ремесленников-предпринимателей может стать реформирование социально-психологической составляющей системы подготовки ремесленников-предпринимателей, так как только в этом случае механизмы социализации в учреждении ремесленного профиля начнут функционировать. Управлять процессом социализации будущих ремесленников позволит социально-педагогический менеджмент учреждения ремесленного образования, обеспечивающий формирование у выпускников наряду с профессиональными знаниями, навыками и умениями, профессиональной системы ценностей и социально-ролевого поведения, характерного для ремесленников-предпринимателей, что и обеспечит развитие у выпускников социального и статусного самосознания.
Осуществить реформирование социально-психологической составляющей подготовки ремесленников-предпринимателей в учреждениях профессионально-ремесленного образования под силу лишь педагогам, владеющим механизмами социализации. И готовить таких педа-гогов-менеджеров авторами предлагается по эксклюзивной магистерской программе направления подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)». Разработка такой программы выполнена на базе «Российского государственного профессионально-педагогического университета» и приводится в данной статье.
Современные профессионально-образовательные стандарты раскрыли новые возможности в подготовке психологически грамотного педагога профессионального обучения. Тем не менее магистр направления подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)», исходя из области и объектов профессионально-педагогической деятельности, а также социально-
психологических задач, должен овладеть специализированными видами социальнопсихологической деятельности, присущими скорее психологу-практику, а не педагогу в его традиционном понимании.
Объясняется необходимость в дополнительной социально-психологической подготовке педагогов профессионально-ремесленного обучения тем, что никакое усиленное изучение истории ремесла, профессиональной психологии и социологии не позволит получить на выходе магистра, способного осуществлять социально-педагогический менеджмент, основанный на глубоких знаниях социальной психологии личности и малых групп.
В современном образование используется более двадцати пяти методологических подходов, которые формировались под воздействием эволюционных процессов в науке, производстве и в обществе в целом. В 70-х гг. ХХ в. произошел переход к постнеклассическому этапу развития педагогической науки. Одной из причин наступления нового этапа в образовании явилась невозможность решения некоторых задач без применения интегративных знаний из различных научных областей. Поэтому рассматривая интеграционный подход как приоритетный в формировании образовательной среды магистратуры, были определены следующие векторы интеграции. Учитывая то, что речь идет о подготовке педагога профессионального обучения, компетентного в вопросах социализации ремесленников-предпринимателей, владеющего методами социально-психологической диагностики и технологией социально-психологических тренингов, нами выделены три направления интеграции:
- создание интегрированных групп для обучения магистров профессионального образования социально-психологическим наукам;
- разработка компетенций наддисциплинарного характера;
- разработка магистерской программы с интегрированным содержанием.
Рассмотрев содержание федерального государственного образовательного стандарта
ВПО по направлению подготовки 051000.68 «Профессиональное обучение (по отраслям)» с присвоением квалификации (степени) «магистра», приняли решение на первом этапе разработки образовательной программы определить ее профильную направленность. Поскольку программа магистерского обучения выстраивалась, отталкиваясь от содержания программы бакалавриата, был выполнен обоснованный переход с первого уровня обучения на второй.
Базовой образовательной программой первого уровня была определена программа бакалавриата по направлению подготовки 051000.62 «Профессиональное обучение (по отраслям)» по профилю подготовки «Энергетика». С учетом этого магистр профессионального обучения должен быть подготовлен к решению профессиональных задач, которые можно разбить на три кластера:
1. Профессиональные задачи по направлению подготовки 051000 Профессиональное обучение, обусловленные будущей деятельностью руководителя и организатора системы подготовки ремесленников-предпринимателей.
2. Профессиональные задачи психолога, осуществляющего в процессе подготовки ре-месленников-предпринимателей их социализацию.
3. Профессиональные задачи, вытекающие из деятельности организатора и руководителя ремесленного предприятия, осуществляющего свою предпринимательскую деятельность в энергетическом секторе городского экономического пространства.
Исходя из системы профессиональных задач, содержащихся в трех кластерах, было сформулировано название магистерской программы интегративного содержания «Управление системой подготовки ремесленников-предпринимателей для объектов городского энергохозяйства».
Для логически обоснованного выявления профессиональных задач, обусловленных будущей деятельностью руководителя и организатора системой подготовки ремесленников-предпринимателей, нами было введено такое понятие, как «социально-педагогический менеджмент». Сущность социально-педагогического менеджмента становится понятной в результате сопоставления таких понятий, как «педагогический менеджмент», «корпоративный менеджмент» и «управление образовательными системами подготовки ремесленников-предпринимателей».
Слово «management» имеет английские корни и обозначает, как правило, в европейских странах управление организацией. Применительно к образовательным системам понятие «менеджмент» трансформируется в «педагогический менеджмент». Особенностью педагогического менеджмента в образовательных системах подготовки ремесленников-предпринимателей является его корпоративный характер, так как менеджер ремесленного образовательного учреждения должен руководствоваться ценностями и правилами, определяемыми будущей трудовой и деловой жизнью выпускников этого учреждения. Корпоративный характер педагогического менеджмента, основанного на бихевиористическом подходе, в образовательных учреждениях ремесленного профиля позволяет сделать акцент на поведенческих характеристиках,
несмотря на то, что поведенческие стереотипы и ценностные ориентации являются отражением какой-то конкретной культуры.
Корпоративный менеджмент отличается от системы традиционного менеджмента наличием управленческой философии, отражающей особые отношения организации с потребителями, органами власти различного уровня, сотрудниками фирм и деловыми партнерами. Отталкиваясь от этого утверждения, можно заключить, что к десяти основным функциям менеджмента, приведенным в учебном пособии по менеджменту А.С. Большакова [1], необходимо добавить такое понятие, как «менеджерская философия»:
- Постановка целей и задач.
- Анализ.
- Прогнозирование.
- Планирование.
- Принятие решений.
- Мотивация труда.
- Организация и руководство.
- Регулирование и разрешение конфликтов.
- Контроль, учет и мониторинг.
- Организационная культура.
- Менеджерская философия.
Признавая уникальность менеджера учреждения ремесленного образования, нетипичной задачей которого является создание в образовательной системе социального лифта для будущих ремесленников-предпринимателей, необходимо определить те специфические функции менеджера, выполнение которых позволит решить задачу по выводу ремесленников-предпринимателей из маргинального состояния посредством создания условий для социализации будущих специалистов в организационно-педагогической среде учреждения ремесленного образования.
Поэтому требуется дополнить основные функции педагогического менеджмента специфическими функциями. Для первого уровня менеджмента: организация и проведение корпоративных тренингов, мониторинг процесса социализации в образовательном учреждении. Для второго уровня менеджмента: организация и проведение мотивационных и ролевых тренингов, мониторинг процесса социализации в учебных группах. Таким образом, полученный перечень функций социально-педагогического менеджмента имеет вид:
Первый уровень менеджмента:
- актуализация миссии учебного заведения на основе менеджерской философии,
- прогнозирование,
- планирование,
- организация образовательной деятельности и материально-технического обеспечения,
- координирование,
- мотивация (финансовая),
- контроль,
- организация и проведение корпоративных тренингов,
- мониторинг процесса социализации в образовательном учреждении.
Второй уровень менеджмента:
- актуализация миссии выпускника на основе менеджерской философии,
- прогнозирование,
- планирование,
- организация учебно-воспитательной работы,
- контроль,
- организация и проведение мотивационных и ролевых тренингов,
- мониторинг процесса социализации в учебных группах.
Выстроенная иерархия функций социально-педагогического менеджмента позволяет определить социально-психологическую составляющую профессиональной деятельности, которой должны овладеть будущие менеджеры системы подготовки ремесленников-предпринимателей. Учитывая, что педагогическо-ориентировочные виды деятельности прописаны в государственном стандарте, социально-психологические виды профессиональной деятельности менеджера учреждения ремесленного образования следующие:
- разрабатывать и внедрять социальную и профессиональную идеологическую концепцию ремесленного образования в России;
- выполнять диагностику проблем и разработку прогноза по их решению и дальнейшему развитию учреждения образования ремесленного профиля;
- организовывать и проводить тренинги, направленные на усвоение социальной роли и социальных ценностей, присущих ремесленнику-предпринимателю.
В заключение можно резюмировать:
- подготовка магистров, готовых осуществлять реформу социально-психологической составляющей системы подготовки ремесленников-предпринимателей, должна осуществляться по эксклюзивной магистерской программе направления подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)», выстроенной на основе интеграционного подхода;
- для формирования содержания магистерской программы «Управление системой подготовки ремесленников-предпринимателей для объектов городского энергохозяйства» профессиональные задачи и дисциплины необходимо разделить на три кластера, содержание которых отражает профиль подготовки по программе бакалавриата, и специфику социальнопсихологической деятельности будущих магистров;
- для уточнения и регламентации деятельности будущих руководителей и организаторов системы подготовки ремесленников-предпринимателей необходимо ввести такое понятие, как «социально-педагогический менеджмент».
Ссылки и примечания:
1. Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 11-16-66015а/У.
2. Большаков А.С. Менеджмент: учебное пособие. СПб., 2000.
References (transliterated) and notes:
1. The article was performed with financial support from the Russian Humanities Research Foundation, project №11-16-66015а/У.
2. Bol'shakov A.S. Menedzhment: textbook. SPb., 2000.