Научная статья на тему 'Адаптация компетентностей модели магистра к контексту социально-психологической деятельности'

Адаптация компетентностей модели магистра к контексту социально-психологической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ / PROFESSIONAL PROBLEMS / SOCIAL-PEDAGOGICAL MANAGEMENT / COMPETENCE-BASED MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тельманова Елена Дмитриевна, Романцев Геннадий Михайлович

Реформа социально-психологической составляющей системы подготовки ремесленников-предпринимателей не может осуществляться без педагогов, владеющих механизмами социализации будущих ремесленников-предпринимателей. В статье представлен процесс разработки компетентностной модели магистра, способного осуществить социализацию ремесленников-предпринимателей в образовательных учреждениях ремесленного профиля. Приведено логическое обоснование адаптации компетентностной модели магистра к контексту социально-психологической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тельманова Елена Дмитриевна, Романцев Геннадий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADAPTATION OF THE COMPETENCE-BASED MODEL FOR MASTERS-LEVEL STUDENTS IN THE CONTEXT OF SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ACTIVITY

The reorganization of social-psychological system of the preparation of businessmen cannot be carried out without the teachers owning the mechanisms of businessmen socialization. The article highlights the process of competence-based model for masters-level students working out. The model of such an expert developed on the basis of the Russian professional-pedagogical university is submitted in the paper.

Текст научной работы на тему «Адаптация компетентностей модели магистра к контексту социально-психологической деятельности»

ББК 430/49 YAK 37.022

Е.Д. ТЕЛЬМАНОВА, Г.М. РОМАНЦЕВ

E.D. TELMANOVA, G.M. ROMANTSEV

AAAnTAUMfl KOMnETEHTHOCTHOR MOAEAM MATMCTPA K KOHTEKCTY COUMAAbHO-nCMXOAOrMHECKOtf AEflTEAbHOCTM

ADAPTATION OF THE COMPETENCE-BASED MODEL FOR MASTERS-LEVEL STUDENTS IN THE CONTEXT OF SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ACTIVITY

Реформа социально-психологической составляющей системы подготовки ремесленников-предпринимателей не может осуществляться без педагогов, владеющих механизмами социализации будущих ремесленников-предпринимателей. В статье представлен процесс разработки компетентностной модели магистра, способного осуществить социализацию ремесленников-предпринимателей в образовательных учреждениях ремесленного профиля. Приведено логическое обоснование адаптации компе-тентностной модели магистра к контексту социально-психологической деятельности.

The reorganization of social-psychological system of the preparation of businessmen cannot be carried out without the teachers owning the mechanisms of businessmen socialization. The article highlights the process of competence-based model for masters-level students working out. The model of such an expert developed on the basis of the Russian professional-pedagogical university is submitted in the paper.

Ключевые слова: профессиональные задачи, социально-педагогический менеджмент, компетентностная модель.

Key words: professional problems, social-pedagogical management, competence-based model.

Переход от образовательной программы первого уровня (бакалавриат) к образовательной программе второго уровня (магистратура) в силу своей сложности имеет системный характер. На первом этапе проектирования образовательной программы второго уровня необходимо выполнить квалификационную дифференциацию компетентностных моделей бакалавра и магистра, определить объекты деятельности выпускников одного направления и профиля подготовки с последующим разделением этих объектов в соответствии со ступенями образования выпускника.

Выполним дифференциацию объектов профессионально-педагогической деятельности бакалавров по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» профилю «Энергетика» по профилизации «Энергохозяйство предприятий, организаций, учреждений и энергосберегающие технологии» и магистров обучающихся по программе «Управление системой подготовки ремесленников-предпринимателей для объектов городского энергохозяйства» (табл. 1). Как видно из таблицы, объекты профессионально-педагогической деятельности сгруппированы в контексте профессиональной деятельности для выпускников-бакалавров в двух кластерах, а для выпускников-магистров в трёх.

Выполненное в виде таблицы разделение объектов профессионально-педагогической деятельности магистров позволяет перейти к следующему этапу - к распределению профессиональных задач по кластерам:

- управление образовательными системами подготовки ремесленников-предпринимателей;

- социально-психологические;

- предпринимательские.

Таблица 1

Объекты профессиональной деятельности

Направление подготовки 051000 Профессиональное обучение (по отраслям) Объекты профессионально-педагогической деятельности выпускников

Бакалавр по профилю подготовки «Энергетика» по профилизации «Энергохозяйство предприятий, организаций, учреждений и энергосберегающие технологии» Магистр, обучающийся по программе «Управление системой подготовки ремесленников-предпринимателей для объектов городского энергохозяйства»

Предусмотренные направлением* Предусмотренные профилем и профилизацией Предусмотренные направлением* Предусмотренные программой

Участники и средства реализация целостного образовательного процесса в учреждениях начального, среднего и дополнительного профессионального образования, включающих учебно-курсовую сеть предприятий и организаций по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих и специалистов, а так же службу занятости населения Энергетическое оборудование и энергосети, энергетические цеха и хозяйства, средства сигнализации, учёта, контроля, защиты и автоматики в энергоустановках, энергосберегающие технологии и энергосберегающее оборудование, а также технологические процессы проектирования и конструирования, монтажа, испытаний, сервиса, реновации и ремонта энергооборудования и энергосистем Обучающиеся всех типов образовательных учреждений начального профессионального образования (НПО), среднего профессионального образования (СПО) и дополнительного профессионального образования (ДПО), организаций по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих (специалистов), а также службы занятости населения. Профессиональное становление личности обучающегося, связанные с ним педагогические отношения. Управление образовательными системами. Образовательный процесс подготовки будущих рабочих (специалистов). Научно-методическое обеспечение образовательного процесса на основе внедрения результатов новых, передовых, эффективных научных исследований 1. Объекты деятельности руководителя и организатора системы подготовки ремесленников-предпринимателей, а также психолога осуществляющего в процессе подготовки ремесленников-предпринимателей их социализацию Обучающиеся ремесленных образовательных учреждений начального профессионального образования (НПО), среднего профессионального образо-зования (СПО) и дополнительного профессионального образования (ДПО), организаций по подготовке, переподготовке с квалификации рабочих (специалистов) на ремесленников-предпринимателей. Обучающиеся бизнес-школ. 2. Объекты деятельности организатора и руководителя ремесленного предприятия - все электрооборудование низкого и высокого напряжения предприятий, организаций, учреждений и жилого фонда; - энергетические установки, тепловые и электрические сети предприятий, организаций, учреждений и жилого фонда; -нормативно-техническая документация и системы стандартизации; - методы и средства контроля качества электроэнергии, систем энергооборудования и энергоснабжения, энерготехнологических установок и систем

(*) - обязательные объекты профессионально-педагогической деятельности выпускников, нормируемые ФГОС.

Каждый из выделенных кластеров содержит систему профессионально-специализированных задач, которые необходимо поэтапно проанализировать.

Управлениеобразовательнымисистемамиподготовки ремесленников-предпри нимателей. Для логически обоснованного выявления профессиональных задач обусловленных будущей деятельностью руководителя и организатора системой подготовки ремесленников-предпринимателей необходимо сопоставить такие понятия, как педагогический менеджмент и управление образовательными системами. Слово «management» имеет английские корни и обозначает, как правило, в европейских странах управление организацией. Применительно к образовательным системам понятие «менеджмент» трансформируется в «педагогический менеджмент».

Особенностью педагогического менеджмента в образовательных системах подготовки ремесленников-предпринимателей является его корпоративный характер, т. к. менеджер ремесленного образовательного учреждения должен руководствоваться ценностями и правилами, определяемыми будущей трудовой и деловой жизнью выпускников этого учреждения. Корпоративный менеджмент отличается от системы традиционного менеджмента наличием управленческой философии, отражающей особые отношения организации с внешними ассоциациями и потребителями. Отталкиваясь от этого утверждения, можно заключить, что к десяти основным функциям менеджмента приведённых в учебном пособии по менеджменту Большакова А.С. [1] необходимо добавить «Менеджерскую философию»:

- Постановка целей и задач.

- Анализ.

- Прогнозирование.

- Планирование.

- Принятие решений.

- Мотивация труда.

- Организация и руководство.

- Регулирование и разрешение конфликтов.

- Контроль, учёт и мониторинг.

- Организационная культура.

- Менеджерская философия.

Выполним анализ педагогического менеджмента, который различными группами ученых трактуется по-разному. Особый интерес вызывает мнение ученых Вазиной К.Я., Петрова Ю.Н. и Белиловского В.Д., которые утверждают, что двухуровневый менеджмент в образовании позволяет обеспечить развитие личности [2]. Первый уровень педагогического менеджмента входит в круг вопросов руководителя образовательного учреждения, второй - педагогов. Особенностью такого менеджмента является вертикальное управление снизу вверх и ситуационное сочетание централизации и децентрализации. Функции менеджеров первого и второго уровня различны. Основу деятельности руководителя образовательного учреждения составляет комплекс управленческих приёмов, направленных на создание условий для эффективного функционирования и развития всей образовательной системы учреждения. Задачей менеджера-педагога в учебной группе является организация учебно-воспитательной работы с целью развития познавательной деятельности и развития личности каждого члена учебной группы.

В учреждениях ремесленного образования деятельность менеджеров первого и второго уровня имеет общие точки соприкосновения. В ходе решения задач социализации будущих ремесленников-предпринимателей менеджеру-директору и менеджерам-педагогам необходимо проводить тренинги для различных по составу групп: группе административно-преподавательского состава и группам учащихся соответственно. Менеджер первого уровня, как правило, проводит корпоративные тренинги, менеджеры второго уровня мотивационные тренинги для усвоения социальных цен-

ностей присущих ремесленнику-предпринимателю, и имиджетерапию или тренинг на основе социодраматического подхода для освоения новой социальной роли. Менеджеры любого уровня, осуществляя мониторинг процесса социализации, занимаются сбором и обработкой результатов психодиагностического тестирования, создавая информационный банк данных образовательного учреждения.

Для сравнения выявленных функций корпоративного и педагогического менеджмента сгруппируем их в таблицу 2.

Таблица 2

Функции корпоративного и педагогического менеджмента

Функции корпоративного менеджмента Основные функции педагогического менеджмента

- Постановка целей и задач - Анализ - Прогнозирование - Планирование - Принятие решений - Мотивация труда - Организация и руководство - Регулирование и разрешение конфликтов - Контроль, учёт и мониторинг - Организационная культура - Менеджерская философия Первый уровень менеджмента: - актуализация миссии учебного заведения - прогнозирование - планирование - организация образовательной деятельности и материально-технического обеспечения - координирование - мотивация (финансовая) - контроль Второй уровень менеджмента: - актуализация миссии выпускника - прогнозирование - планирование - организация учебно-воспитательной работы - контроль

Анализ функций корпоративного и педагогического менеджмента позволяет сделать вывод, что в педагогическом менеджменте присутствуют элементы корпоративного менеджмента: актуализация миссии учебного заведения и миссии выпускника, а так же прогнозирование, которое невозможно без менеджерской философии образовательной системы.

Признавая уникальность менеджера учреждения ремесленного образования, нетипичной задачей которого является создание в образовательной системе социального лифта для будущих ремесленников-предпринимателей, необходимо выделить специфические функции социально-психологического характера, которые будет осуществлять менеджер. Для первого уровня менеджмента к специализированным функциям можно отнести организацию и проведение корпоративных тренингов, мониторинг процесса социализации в образовательном учреждении. Для второго уровня менеджмента - организацию и проведение мотивационных и ролевых тренингов, мониторинг процесса социализации в учебных группах.

Таким образом, полный перечень функций социально-педагогического менеджмента имеет вид:

Первый уровень менеджмента:

- актуализация миссии учебного заведения;

- прогнозирование;

- планирование;

- организация образовательной деятельности и материально-технического обеспечения;

- координирование;

- мотивация (финансовая);

- контроль;

- организация и проведение корпоративных тренингов;

- мониторинг процесса социализации в образовательном учреждении.

Второй уровень менеджмента:

- актуализация миссии выпускника;

- прогнозирование;

- планирование;

- организация учебно-воспитательной работы;

- контроль;

- организация и проведение мотивационных и ролевых тренингов;

- мониторинг процесса социализации в учебных группах.

На основе выстроенной иерархии функций, можно определить виды профессиональной деятельности, которыми должны овладеть будущие руководители и организаторы системы подготовки ремесленников-предпринимателей, учитывая, что педагогическо-ориентировочные виды деятельности менеджера прописаны в государственном стандарте:

- разрабатывать и внедрять социальную и профессиональную идеологическую концепцию ремесленного образования в России;

- выполнять диагностику проблем и разработку прогноза по их решению и дальнейшему развитию учреждения образования ремесленного профиля;

- организовывать и проводить тренинги, направленные на усвоение социальной роли и социальных ценностей, присущих ремесленнику-предпринимателю.

Следующий кластер профессиональных задач - социально-психологические задачи, которые решает психолог в процессе социализации будущих ремесленников-предпринимателей. С учётом таких видов социально-психологических задач как диагностика социально-психологических особенностей и качеств личности, диагностика стратегии поведения членов профессиональной группы, психодиагностика мотивационных потенциалов личности и группы, выпускником должны быть освоены следующие виды деятельности:

- управлять процессом социализации ремесленников-предпринимателей на социально-психологических тренингах;

- осуществлять социально-психологическую диагностику развития личности и малых групп.

Третий кластер содержит предпринимательские задачи, которые можно выделить из деятельностной характеристики современного ремесленника-предпринимателя объединяющего в одном лице собственника, менеджера и работника. Вследствие этого он как рабочий производит качественные продукты труда, выполняет работы и оказывает услуги гражданам, используя новейшую технику и технологию. Как предприниматель использует в производстве инноватику, максимально эффективно налаживает маркетинговую деятельность, планирует, организует и осуществляет непрерывное, постоянно обновляемое воспроизводство товаров, работ или услуг в целях удовлетворения экономических, социальных и экологических потребностей общества (его членов) и получения прибыли, лучше других определяет рынок, на котором выгоднее всего закупить средства производства.

С учётом того, что ремесленник-предприниматель осуществляет свою предпринимательскую деятельность в энергетическом секторе городского экономического пространства в кластер предпринимательских видов деятельности можно включить:

- организация и руководство ремесленным предприятием, содержанием деятельности которого является выполнение работ по монтажу, эксплуатации, наладке, ремонту и энергетическому обследованию объектов городского энергохозяйства.

Полный перечень видов профессионально-специализированной деятельности, которыми должен будет овладеть выпускник, прошедший обучение по магистерской программе «Управление системой подготовки ремесленников-предпринимателей для объектов городского энергохозяйства» следующий.

Управлениеобразовательнымисистемами подготовки ремесленников-предпринимателей:

- разрабатывать и внедрять социальную и профессиональную идеологическую концепцию ремесленного образования в России;

- выполнять диагностику проблем и разработку прогноза по их решению и дальнейшему развитию учреждения образования ремесленного профиля;

- организовывать и проводить тренинги, направленные на усвоение социальной роли и социальных ценностей, присущих ремесленнику-предпринимателю.

Социально-психологическая деятельность:

- управлять процессом социализации ремесленников-предпринимателей на социально-психологических тренингах;

- осуществлять социально-психологическую диагностику развития личности и малых групп.

Предпринимательская деятельность: организация и руководство ремесленным предприятием, содержанием деятельности которого является выполнение работ по монтажу, эксплуатации, наладке, ремонту и энергетическому обследованию объектов городского энергохозяйства.

Для получения компетентностной модели магистра дополним общекультурные (ОК) и профессиональные компетенций (ПК) содержащиеся в образовательном стандарте профессионально-специализированными компетенциями (ПСК):

Управление образовательными системами подготовки ремесленников-предпринимателей:

- готов разрабатывать и внедрять социальную и профессиональную идеологическую концепцию ремесленного образования в России (ПСК-1);

- способен выполнять диагностику проблем и разрабатывать прогнозы по их решению и дальнейшему развитию учреждения образования ремесленного профиля (ПСК-2);

- способен организовывать и проводить тренинги, направленные на усвоение социальной роли и социальных ценностей, присущих ремесленнику-предпринимателю (ПСК-3).

Социально-психологическая деятельность:

- готов управлять процессом социализации ремесленников-предпринимателей на социально-психологических тренингах (ПСК-4);

- способен осуществлять социально-психологическую диагностику развития личности и малых групп (ПСК-5).

Предпринимательская деятельность: способен организовать и осуществлять руководство ремесленным предприятием, содержанием деятельности которого является выполнение работ по монтажу, эксплуатации, наладке, ремонту и энергетическому обследованию объектов городского энергохозяйства (ПСК-6).

Разработанная компетентностная модель магистра обучающегося по программе «Управление системой подготовки ремесленников-предпринимателей для объектов городского энергохозяйства» за счёт профессионально-специализированных компетенций, адаптирована к контексту его будущей социально-психологической деятельности магистра в учреждениях ремесленного образования. Все профессионально-специализированные компетенции в этой модели имеют наддисциплинарный характер, т. к. они не вычленялись из предметного содержания учебных дисциплин, а были разработаны в результате контекстного и системно-деятельностного по целеполаганию подхода. Другой особенностью этих компетенций является то, что их всего шесть, что также объясняется их интегративным и наддисциплинарным содержанием.

Литература

1. Большаков, А.С. Менеджмент [Текст] : учебное пособие / А.С. Большаков. -СПб. : Изд-во «Питер», 2000. - 160 с.

2. Вазина, К.Я. Педагогический менеджмент (Концепция, опыт работы) [Текст] / К.Я. Вазина, Ю.Н. Петров, В.Д. Белиловский. - М. : Педагогика. -1991. - 265 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.