Научная статья на тему 'Ключевые положения социализирующего подхода к обучению ремесленной профессии'

Ключевые положения социализирующего подхода к обучению ремесленной профессии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SOCIALIZING APPROACH / HANDICRAFTSMAN-BUSINESSMAN / SYSTEM AND VALUABLE MODEL / VALUE-ORIENTED MANAGEMENT / СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЙ ПОДХОД / РЕМЕСЛЕННИК-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / СИСТЕМНО-ЦЕННОСТНАЯ МОДЕЛЬ / ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тельманова Елена Дмитриевна

Представлены результаты научного исследования, в котором решается проблема социально-профессиональной адаптации выпускников учреждений профессионально-ремесленного образования. Ведущая идея исследования: профессиональная социализация ремесленников-предпринимателей на этапе получения образования, в контексте социализирующего подхода, является решением проблемы профессиональной и социальной успешности выпускников, что, в свою очередь, способствует возрождению востребованного российским обществом социального слоя ремесленников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY PROVISIONS OF THE SOCIALIZING APPROACH TO TRAINING OF A CRAFT PROFESSION

The article provides the results of scientific research in which the problem of social and professional adaptation of graduates of organizations of professional and craft education is solved. The author of the article created the methodological basis of the socializing approach to training of a craft profession allowing to strengthen a social role of the pedagogical system directed to forming and development of a value system and the social behavior inherent in handicraftsman-businessman. Presents the system of principles and provisions of the socializing approach to training of a craft profession which provides the managed socialization process. The system allows to develop and reform the system of professional education performing training of handicraftsman-businessman in different types of craft. The author states pedagogical conditions of planning of value-oriented pedagogical management which are the potential for further theoretical and applied researches in the field of professional socialization of various social groups. The process of socialization is shown as the sequence of stages, having passed which the pupil handicraftsman masters the social values and standards of behavior. For this purpose the author developed the concept of adjustment of curricula to the purposes of integration system and valuable and social role model of handicraftsmen entrepreneurs in social and pedagogical system of professional education. Considers the concept of adaptation of competence-based model of the master to a context of social and psychological activities.

Текст научной работы на тему «Ключевые положения социализирующего подхода к обучению ремесленной профессии»

УДК 37 . 013

КЛЮЧЕВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОЦИАЛИЗИРУЮЩЕГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ РЕМЕСЛЕННОЙ ПРОФЕССИИ

Е. Д. Тельманова

Уральский государственный горный университет, Екатеринбург

Представлены результаты научного исследования, в котором решается проблема социально-профессиональной адаптации выпускников учреждений профессионально-ремесленного образования. Ведущая идея исследования: профессиональная социализация ремесленников-предпринимателей на этапе получения образования, в контексте социализирующего подхода, является решением проблемы профессиональной и социальной успешности выпускников, что, в свою очередь, способствует возрождению востребованного российским обществом социального слоя ремесленников.

Ключевые слова: социализирующий подход, ремесленник-предприниматель, системно-ценностная модель, ценностно-ориентированный менеджмент.

Решение проблемы профессиональной и социальной успешности современных ремесленников-предпринимателей остается сложным, и оно востребовано современным обществом. Актуальность ведущей идеи исследования подтверждена такими предпосылочными основаниями, как стратификационный анализ динамики социальных параметров ремесленников в России, который показал, что сформировать в России профессиональную группу ремесленников-предпринимателей невозможно, так как закон, регламентирующий ремесленную деятельность в стране в целом, не утвержден. В то же время образовательные учреждения ремесленного профиля не являются каналами социальной мобильности. Объясняется это тем, что в ремесленных образовательных учреждениях обучение ремесленников имеет имперсональный, коллективный характер. Как результат, выпускники-ремесленники не имеют четких социальных признаков, свойственных ремесленникам-предпринимателям. Их социальное поведение и ценностные ориентации не характерны ремесленникам-предпринимателям, поэтому профессионально трудиться в роли ремесленника-предпринимателя они не смогут. Фактически выпускник учреждения ремесленного образования подготовлен к роли рабочего, владеющего определенной профессией, или к выполнению функций менеджера в коммерческой организации. Думается, учреждения ремесленного образования не выполняют свои социализирующие функции, поэтому будущий ремесленник-предприниматель, не прошедший ценностной и статусно-ролевой профессиональной подготовки на этапе получения образования, не сможет в дальнейшем функционировать в обществе в качестве ремесленника-предпринимателя.

В представленном исследовании выдвигается концепция социализирующего подхода к образовательному процессу как система взглядов, обеспе-

чивающая успешную профессиональную социализацию ремесленников-предпринимателей. Основная идея социализирующего подхода - это ценностная и статусно-ролевая направленность профессиональной подготовки ремесленников-предпринимателей. Ключевые положения такого подхода: управление социально-педагогической и воспитательной системой образовательного учреждения посредством ценностно-ориентированного менеджмента; смысловая доминанта педагогического менеджмента - системно-ценностная модель ремесленника-предпринимателя; социально-психологические тренинги - обязательная часть образовательной программы; следование методике планирования ценностно-ориентированного педагогического менеджмента является условием успешности социализации; педагоги-менеджеры должны обладать компетенциями, адаптированными к контексту социально-психологической деятельности в учреждениях ремесленного профиля.

В исследовании конкретизировано понятие «управление образовательной организацией, ориентированной на совместный образовательный процесс и социализацию» как ценностно-ориентированный менеджмент. Разработаны и теоретически обоснованы концепция и функции двухуровневого ценностно-ориентированного менеджмента профессионально-ремесленным учебным заведением:

- жесткая система совместного процесса обучения ремеслу и процесса социализации учеников-ремесленников, встроенного в учебный процесс;

- научный подбор технологий социализации и точное следование выбранной технологии;

- формирование состава менеджеров второго уровня из числа педагогов, прошедших обучение психологическим приемам социализации;

- тесное взаимодействие менеджера-администратора и менеджеров-педагогов с целью регулярной помощи и поощрения менеджеров второго уровня.

Теоретическое осмысление сущности ценностно-ориентированного менеджмента системой профессионального образования, ведущей подготовку ремесленников-предпринимателей, стало основанием для разработки концептуальных подходов к корректировке утвержденных федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования по профессиям. Интеграция системно-ценностной и социально-ролевой модели ремесленников-предпринимателей в социально-педагогическую систему профессионального образования потребовала внесения изменений в учебные планы.

Отталкиваясь от содержания деятельности ремесленника-предпринимателя, были предложены следующие профессионально-специализированные компетенции, дополнительно формируемые в вариативной части учебных планов:

ПСК 1. Организовывать эффективный, рациональный труд на конативном уровне.

ПСК 2. Планировать и осуществлять маркетинговую деятельность ремесленного предприятия.

ПСК 3. Организовывать малое предпринимательство.

На этапе онтологического планирования ценностно-ориентированного педагогического менеджмента был разработан и внедрен в учебный план вариативный модуль «Ремесленная и предпринимательская деятельность», состоящий из трех междисциплинарных курсов «Социальная психология ремесленной деятельности», «Организационно-правовые основы малого предпринимательства», «Маркетинг ремесленного предприятия». Как следствие, были преобразованы цели, задачи и содержание учебной практики (производственного обучения) для привнесения в нее уроков-тренингов, в рамках которых будет осуществляться интернализация будущим ремесленникам-предпринимателям социальных ценностей и социально-ролевого поведения, необходимых для их дальнейшей социализации.

Дополнительные цели учебной практики определены следующие:

- приобретение обучающимися опыта практической работы по профессии и в коммерческой деятельности ремесленника-предпринимателя;

- приобретение обучающимися качеств личности будущего профессионала на ценностном уровне, овладение социально значимым ролевым поведением, соответствующим статусу ремесленника-предпринимателя.

Дополнительные задачи учебной практики (производственного обучения):

- обучение эффективному, рациональному труду ремесленника-предпринимателя;

- обучение маркетинговой деятельности ремесленного предприятия;

- обучение организации малого предпринимательства;

- социализация будущих ремесленников-предпринимателей.

Смысловой доминантой ценностно-ориентированного менеджмента профессионально-ремесленным учебным заведением является системно-ценностная модель. Сформировать и теоретически обосновать системно-ценностную модель ремесленника-предпринимателя позволил анализ ролевой теории личности и теории ценности в рамках аксиологического подхода. В ходе последующей экспериментальной проверки и таксономического исследования системно-ценностная модель приобрела такие качества, как саморегуляция и способность к универсальному эволюционированию. Она стала не только базовым критерием результативности социализации ремесленников-предпринимателей в системах профессионального образования, но и фактором развития и реформирования систем профессионального образования, осуществляющих подготовку ремесленников-предпринимателей по ремеслам широкого спектра.

Системно-ценностная модель представляет упорядоченную структуру взаимосвязанных, иерархически расположенных в контексте значимости ценностей, определяющих отношение личности не только к социальным объектам и ситуациям, но и к профессиональной деятельности в целом. Структура системно-ценностной модели представлена в таблице.

Структура системно-ценностной модели ремесленника-предпринимателя

Ценности ремесленника-предпринимателя

Ценности ремесленника-предпринимателя

_как профессионала_

Концептуальные ценности (ценности

_на мировоззренческом уровне)_

_Дополняющие ценности_

Ценности ремесленника-предпринимателя как личности Концептуальные ценности (ценности

_на мировоззренческом уровне)_

Дополняющие ценности

Теоретико-философское обоснование методологических подходов к созданию образовательной среды в системе профессионального образования, ориентированной на овладение обучающимися ценностями и социальной ролью, присущими ремесленникам-предпринимателям, позволило теоретически аргументировать магистерскую образовательную программу для подготовки педагогов-менеджеров «Управление системой подготовки ремесленников-предпринимателей для объектов городского энергохозяйства», предложить и опробовать концепцию адаптации компетентностной мо-

дели магистра к контексту социально-психологической деятельности. Данная концепция открывает перспективы для развития и совершенствования компетентностных моделей магистров по направлению подготовки «Профессиональное обучение» (по отраслям).

В ходе исследования различных научных подхо-довк формщюваниюкомпетенций икразработке образовательных программ на компетентностной основр были сформ1Ицваныкомпететцииинтелеа-тивного, наддисциплинарного характера, которы-мп довженоВлаввть

месленного обучения, способный решать задачи

Основная образовательная магистерская про-геамма«Щпыаввсихесиихемсйиедготовки кеме-сленников-предпринимателей для объектов город-спогоэнеровхозяйства» помкправленип-иодготов-ки 44.04.04 «Профессиональное обучение» (по от-роеллм) ннеовена в оВры-вательовю дезте-ьновть Российского государственного профессионально-п^г^^^^г^впоского унтсрси-ево. РазраЦвтавы ги-фф-ципы функционального моделирования професси-

оТучаиш мег^и^'^ав- кооо-рые могут быть использованы в качестве научно-мeтомытecтoгвцзcyиеи,нев бходамого для рапра-ботки педагогических проектов, ориентированных

овлагтео,

В исследовании рассмотрен процесс социализа-цим кемесвенниоов-преоосишшзвецей вок г^осле-довательность этапов, на которых происходит ус-военимcoкФaльнытцeиыoceмй и воры повздекея [1]. С позиций западных социологов Э. Дюркгей-ма,Т.Парсонса,Т Mиeнceрт, Э. Цocзевонoвв социализации составляет «интернализация» культурны. иocопдcтвцм пвщражания заданной социальной роли [2-5]. В то же время многие зару-

бежные и отечественные ученые (А. А. Бодалев, Е. М. Дубовская, Р. Л. Кричевский, В. Г. Леонтьев, В. С. Мухина, А. В. Петровский) основным механизмов социализации считают идентификацию, под которой понимают процесс восприятия на психологическом уровне мотивов и ценностей другого человека, с которым происходит межличностное гзаоеюдайспоие [0-П]- Ввссывокий псии-лог М. С. Яницкий считает, что идентификация занимаем лишь промеФлвочлве полвжиние ме>—ладоп-тацией и личностным осознанием и осмыслением ваиностей [12]. Соцвывизация каыодап иа сыхов-бов создания знания проанализирована японскими иcс.eeфбвaтeлямпИ.Mоп-кaиX.Taкeyчи[ИЗ].

Рассмотрев все вышеприведенные подходы к гфз^Т^с^сои^^с^е^и^ и ноем

поведения, необходимых современному ремеслен-ылмПIЩMДIЮииФмaозлы>днгe гвозпeп—юИзфоBмcо сиональной социализации в российском обществе, быиoмceоeнocлапyющзыеккJaтчeинe.ПeзaгогIмез ским средством социализации ремесленников-в овде зрхфесс.овальной овт-готовки выступают внутригрупповые отношения и отФешсша мееез уоеншстм-решислипнвкоФвие-дагогом-мастером. Именно в процессе социально-^(-в^г^имс^и^^ст^ю! дцбжныфoтмкpoвaтгсяцeп-ностные ориентации и социально-ролевое поведе-оцс.Сюозвивв вопхоые,соцф-

ализация личности будущих ремесленников-пред-гфи-Фмателей вакго реализуется с фомвщеютако-го педагогического средства, как отношения. Все эт-впомФлецсе 0Iи:)eдeтыл0вerzиы[ышФ0пцeIщвнэ всего процесса социализации, предложенную ис-coeдвeaтепомФ И.НвФаоо, ХоТаеевчф, таквак ВФа позволяет организовать целенаправленное социализирующее воздействие на учеников в ходе обучения ремесленной профессии. Поэтому, скор-

Рис . Процесс социализации ремесленников-предпринимателей

ректировав идеологию, лежащую в основе функционирования поля взаимодействия, социализация в предлагаемой модели является заключительной фазой процесса обучения ремесленников-предпринимателей. На этапе экстернализации, путем вовлечения членов учебной группы ремесленников-предпринимателей в диалог и обсуждение, должно происходить выделение ценностных установок каждого члена группы. На этапе комбинации должны обсуждаться и актуализироваться полученные знания о системе ценностей, социальном поведении и социальной роли ремесленника-предпринимателя (рис.). Процесс интернализации должен осуществляться на социально-психологических тренингах.

Таким образом, в ходе социализации по предложенной модели объектами воздействия становятся социальные ценности и социально-ролевое пове-

дение, проявляющиеся в профессиональной деятельности ремесленника-предпринимателя. Следование вышеизложенным принципам позволяет организовать управляемый процесс профессиональной социализацией как ремесленников-предпринимателей, так обучающихся по другим профессиям на этапе получения образования.

Представленное исследование открывает новые возможности для использования социализирующего подхода к образовательному процессу, направленному на решение задач социализации. Теоретические и методологические основания социализирующего подхода к обучению ремесленной профессии предусматривают выстраивание процесса обучения, исходя из социально-экономических потребностей и интересов выпускников, нуждающихся в социально-профессиональной адаптации.

Список литературы

I. Cooper-Thomas H . D . , Anderson N . Organizational socialization: A new theoretical model and recommendations for future research and HRM practices in organizations // Journal of Managerial Psychology. 2006 . № 21. Р . 492-516 .

2 . Дюркгейм Э . Социология: ее предмет, метод, предназначение / пер . с фр ., состав . , вступ . ст . и примеч . А . Гофмана; Гос . ун-т высш . шк .

экономики, Центр фундаментальной социологии . М .: Терра-Книжный клуб. 2008. 399 с.

3 . Парсонс Т . Система современных обществ / пер . с англ . Л . А. Седова, А. Д . Ковалева . М . : Аспект Пресс, 1997 . 270 с .

4 . Ross E . A. Social psychology. N . Y: Macmillan, 1908.

5 . Спенсер Г . Основания социологии . Социология как предмет изучения // Тексты по истории социологии XIX-XX веков / сост . и отв . ред .

В . И . Добреньков, Л . П . Беленкова . М . : Наука, 1994. 383 с.

6 . Бодалев А . А . Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности // Психология личности в трудах отечественных

психологов . СПб .: Питер, 2000 . С . 336-344.

7 . Дубовская Е . М . Особенности социально-психологического изучения ценностей как элементов когнитивной и мотивационно-

потребностной сферы // Мир психологии . 1999 . № 3 . С . 80-90 .

8 . Кричевский Р . Л . , Дубовская Е . М . Психология малой группы . М . : Изд-во МГУ, 1991. 207 с .

9 . Леонтьев В . Г . Психологические механизмы мотивации . Новосибирск, 1992 . 216 с .

10 . Мухина В . С . Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество . М .: Академия, 2006 . 456 с.

II. Петровский А . В . Теория личности с позиций категориального анализа психологии // Психология личности в трудах отечественных психологов . СПб .: Питер, 2000 . С . 75-83 .

12 . Яницкий М . С . Ценностные ориентации личности как динамическая система . Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000 . 204 с .

13 . Нонака И ., Такеучи Х . Компания - создатель знания . М .: Олимп-Бизнес, 2011. 384 с .

Тельманова Елена Дмитриевна, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный горный университет (ул. Куйбышева, 30, г. Екатеринбург, Россия, 620144). E-mail: telmanova_rsvpu@mail.ru

Материал поступил в редакцию 15.09.2016.

KEY PROVISIONS OF THE SOCIALIZING APPROACH TO TRAINING OF A CRAFT PROFESSION

E. D. Telmanova

Ural State Mining University, Yekaterinburg, Russian Federation

The article provides the results of scientific research in which the problem of social and professional adaptation of graduates of organizations of professional and craft education is solved. The author of the article created the methodological basis of the socializing approach to training of a craft profession allowing to strengthen a social role of the pedagogical system directed to forming and development of a value system and the social behavior inherent in handicraftsman-businessman. Presents the system of principles and provisions of the socializing approach to training of a craft profession which provides the managed socialization process. The system allows to develop and reform the

system of professional education performing training of handicraftsman-businessman in different types of craft. The author states pedagogical conditions of planning of value-oriented pedagogical management which are the potential for further theoretical and applied researches in the field of professional socialization of various social groups. The process of socialization is shown as the sequence of stages, having passed which the pupil handicraftsman masters the social values and standards of behavior. For this purpose the author developed the concept of adjustment of curricula to the purposes of integration system and valuable and social role model of handicraftsmen entrepreneurs in social and pedagogical system of professional education. Considers the concept of adaptation of competence-based model of the master to a context of social and psychological activities.

Key words: socializing approach, handicraftsman-businessman, system and valuable model, value-oriented management.

References

I. Cooper-Thomas H . D . , Anderson N . Organizational socialization: A new theoretical model and recommendations for future research and HRM practices in organizations // Journal of Managerial Psychology. 2006, № 21. p . 492-516 .

2 . Dyurkgeym E . Sotsiologiya: eye predmet, metod, prednaznacheniye [Sociology: its subject, method, purpose] . Per. s fr. , sost. , vstup . st. i primech .

A. Gofmana; Gos. un-t vyssh . shk. ekonomiki, tsentr fundamentally sotsiologii [Transl . from French, compiler, introduction and notes by A. Gof-man; State University of Higher School of Economics, Center for Fundamental Sociology] . Moscow, Terra-Knizhnyy klub Publ . , 2008. 399 p . (in Russian) .

3 . Parsons T. Sistema sovremennykh obshchestv [Sistem of modern societies] . Per. s angl . L . A . Sedova, A . D . Kovaleva [Translation from English

by L . A. Sedova, A. D . Kovaleva] . Moscow, Aspekt Press Publ, 1998. 270 p . (in Russain) .

4 . Ross E . A. Social psychology. N . Y: Macmillan, 1908.

5 . Spenser G . Osnovaniya sotsiologii. Sotsiologiya kak predmet izucheniya [Sociology bases . Sociology as a subject of studying] . Teksty po istorii

sotsiologii XIX-XX vekov / sost . i otv. red . V. I . Dobren'kov, L . P. Belenkova [The texts on the history of sociology XIX-XX centuries / comp . and editor-in-chief Ed . Dobren'kov V. I . , Belenkova L . P.] . Moscow, Nauka Publ, 1994. 383 p . (in Russain) .

6 . Bodalev A. A. Spetsifika sotsial'no-psikhologicheskogo podkhoda k ponimaniyu lichnosti [Specifics of social and psychological approach to

understanding of the personality] . Psikhologiya lichnosti v trudakh otechestvennykh psikhologov [Personality psychology in the works of Russian psychologists] . SPb., Piter Publ2000 . pp . 336-344 (in Russian) .

7 . Dubovskaya E . M . Osobennosti sotsial'no-psikhologicheskogo izucheniya tsennostey kak elementov kognitivnoy i motivatsionno-potrebnostnoy

sfery [Features of social and psychological studying of values as elements of cognitive and motivational-need spheres] . Mir psikhologii - The World of Psychology, 1999, no . 3, pp . 80-90 (in Russian) .

8 . Krichevskiy R . L ., Dubovskaya E . M . Psikhologiya maloy gruppy [Psychhology of a small group] . Moscow, MSU Publ ., 1991.207 p . (in Russian) .

9 . Leont'ev V. G . Psihologicheskiye mekhanizmy motivatsii [Psychological mechanisms of motivation] . Novosibirsk, 1992 .216 p . (in Russian) .

10 . Mukhina V. S . Vozrastnaya psikhologiya: fenomenologiya razvitiya, detstvo, otrochestvo [Age psychology: development phenomenology,

childhood, adolescence] Moscow, Akademiya Publ , 2006 456 p (in Russian)

II. Petrovskiy A. V. Teoriya lichnosti s pozitsiy kategorial'nogo analiza psikhologii [The theory of the personality from line items of the categorical analysis of psychology] Psikhologiya lichnosti v trudakh otechestvennykh psikhologov [Personality psychology in the works of Russian psychologists] . SPb ., Piter Publ, 2000 . pp . 75-83 (in Russian) .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 . Yanitskiy M . S . Tsennostnye orientatsii lichnosti kak dinamicheskaya sistema [Valuable orientations of the personality as a dynamic system] .

Kemerovo, Kuzbassvuzizdat Publ . , 2000 . 204 p . (in Russian) .

13 . Nonaka I ., Takeuchi Kh . Kompaniya - sozdatel' znaniya [Company is a creator of knowledge] . Moscow, Olimp-Biznes Publ ., 2011. 384 p . (in

Russian)

Telmanova E. D., Ural State Mining University (ul. Kuibysheva, 30 Yekaterinburg, Russian Federation, 620144). E-mail: telmanova_rsvpu@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.