УДК 37.022
Е. Д. Тельманова
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-РЕМЕСЛЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Представлен материал по проводимым исследованиям условий социализации ремесленника-предпринима-теля в российских учреждениях ремесленного профиля. Раскрывается специфика подготовки педагогов профессионально-ремесленного обучения.
Ключевые слова: ремесленник-предприниматель, интеграционный подход, педагог профессионально-ремесленного обучения, социализация, социально-психологический тренинг.
Ремесленники-предприниматели в России продолжают оставаться на грани взаимодействия двух культур и социокультурных сред, когда человек не принадлежит ни к одной из существующих страт, пополняя обширную группу «новых» российских маргиналов.
Согласно теории социальной мобильности перемещение индивида или социальной группы внутри социального пространства позволяет преодолеть маргинальное состояние. Если при этом не изменяется социальный статус переместившегося объекта, то такое движение называется горизонтальной мобильностью. Под вертикальной мобильностью понимают переход социального объекта из одного социального слоя в другой. При этом меняется его социальное положение в обществе и отношения с другими людьми и социальными объектами. Каналы социальной мобильности, по которым перемещаются индивиды и группы, разнообразны. Вот исторически сложившиеся каналы вертикальной социальной мобильности: армия, церковь, школа, или система образования. В настоящее время каналами социальной мобильности стали различные партии и движения или профессиональные группы. В каждом канале происходит тестирование, селекция и распределение индивидов по позициям в зависимости от их способностей и знаний, необходимых для выполнения профессиональных, политических и прочих функций.
Думается, социальное вертикальное перемещение ремесленников-предпринимателей возможно по таким каналам социальной мобильности, как система образования и созданная профессиональная группа ремесленников-предпринимателей, которая не может быть сформирована в России, так как законодательно условий для функционирования ремесленников в российской экономике не создано. В то же время любое учреждение образования ремесленного профиля должно выполнять свои социализирующие функции и способствовать стратификации общества в качестве канала социальной мобильности.
В настоящее время образовательные учреждения, готовящие ремесленников-предпринимателей, не являются каналами социальной мобильности.
По существу, выпускник учреждения ремесленного образования готов исполнять роль рабочего, владеющего определенной профессией, или выполнять функции менеджера в частной организации, поэтому переместиться в направлении социальных позиций ремесленника-предпринимателя будущие ремесленники не могут, так как социальные признаки, присущие ремесленнику-предпринимателю, у завтрашних специалистов размыты, им не знакомо социально-ролевое поведение, характерное ремеслен-никам-предпринимателям, а уж о сформированно-сти системы профессиональных ценностей и говорить не приходится. Объяснение такому положению вещей в системе профессионального ремесленного образования одно - обучение в этих учреждениях имеет обезличенный, коллективный характер.
Начало процесса социализации ремесленника-предпринимателя в российском обществе можно инициировать посредством организации подготовки педагогов профессионально-ремесленного обучения в учреждениях высшего профессионально-педагогического образования. Педагог профессионально-ремесленного обучения должен иметь специфическую направленность своей будущей профессиональной деятельности. В отличие от педагогов профессионального обучения на него ляжет ответственность за успешную социализацию новых ремесленников -предпринимателей, получающих ремесленное образование в специальных образовательных учреждениях. Очевидно, что будущие педагоги профессионально-ремесленного обучения в процессе подготовки должны получить глубокие знания из области социальной психологии. Основной же круг вопросов - это теория социализации применительно к ремесленникам-предпринимателям и овладение навыками практического психолога.
В учебных планах, разработанных на основе образовательных стандартов третьего поколения по направлению подготовки 051000 Профессиональное обучение (по отраслям), обязательной дисциплине «общая психология» уделяется не более 5 зачетных единиц (менее 90 часов аудиторной нагрузки). Такой объем психологической подготовки недостаточен для обучения специалиста, способного осуществить социализацию своих учеников, бу-
дущих ремесленников-предпринимателей. Нельзя утверждать и то, что усиленное изучение истории ремесла, психологии и социологии в вузе позволит получить на выходе педагога профессионального обучения, обладающего компетенциями практического психолога в сфере социальной психологии личности и малых групп. То же самое можно сказать и о самом ремесленном образовании. Если при подготовке специалистов будут сделаны акценты на добротном обучении ремесленной профессии, экономике и менеджменту, ремесленника-предпри-нимателя из учеников также не получится. Объясняется это значительно сложным развитием личности, что в большинстве учебных учреждений ремесленного профиля при постановке благородных образовательных целей не учитывается.
В педагогике существует два подхода к формированию личности:
- личность самостоятельно способна определиться, основываясь на принципах гуманизма и интеллигентности;
- развитием человека можно управлять посредством эффективных образовательных технологий.
Исходя из философского толкования, понятие «образование» соответствует раскрытию человеческой сущности. Поэтому технологический подход не способен помочь раскрытию человека.
В современном образовании используется более 25 методологических подходов, которые формировались под воздействием эволюционных процессов в науке, производстве и обществе в целом. В 70-х гг. XX в. произошел переход к постнеклассическому этапу развития науки. Одной из причин наступления нового этапа явилась невозможность решения некоторых задач без применения интегративных знаний из различных научных областей. Поэтому в это время стали востребованными личностно ориентированный и интеграционный подходы.
Педагогика как интеграционная наука развивалась в различных направлениях. Психолог-экспериментатор Э. Л. Торндайк доказал, что ряд элементарных знаний, универсальных навыков и общих принципов можно переносить с уже изученного материала на изучаемый. В последующем советская педагогика пошла по пути интеграции образовательных целей и воспитания. В настоящее время интеграция развивается путем формирования межпредметных и надпредметных компетенций, которые не привязаны к определенным учебным дисциплинам.
В работе исследователя А. Я. Данилюка [1] доказано, что интегративную организацию образования предопределяют три принципа:
- единство интеграции и дифференциации;
- антропоцентрический характер интеграции;
- культуросообразность интеграции образования.
Принцип единства интеграции и дифференциации научно обоснован психологом Б. Г. Ананьевым [2]. Ученый утверждает, что человек изучается в системе разнообразных связей. Абиотические и биотические факторы воздействия на развитие человека не только дополняются, но и регулируются социальными факторами. Развитие теории человекознания происходит посредством новых дисциплин, дополняющих уже существующие, такие как «педагогика», «социология», «этика» и др. Особенно выделяются дисциплины: «эргономика», «семиотика», «аксиология». Эргономика (греч. ergon - работа, nomos
- закон) - это наука, которая изучает человека в процессе его производственной деятельности и с позиций социальной функции работы человека. Семиотика (греч. semeiotikon от semeion - знак, признак) позволяет показать знаковый характер различных ситуаций в человеческом обществе, что является еще одним аспектом, характеризующим эти ситуации. Аксиология (греч. axia - ценность и logos - учение) - это учение о природе ценностей. На границе новых дисциплин и психологии за счет междисциплинарных связей, которые образуются по одному из измерений (объект, метод исследования), возникают такие дисциплины, как «психолингвистика» и «характерология», соединяющие «психологию личности» с «социологией» и «этикой». Антропоцентрический характер интеграции означает значительное увеличение уровня интегрированности системы образования в целом. Принцип культуросообразности заключается в обучении личности в контексте культуры данного общества.
Рассматривая интеграционный подход как приоритетный в формировании образовательной среды для подготовки педагогов профессионально-ремесленного обучения, следует определить векторы интеграции. Учитывая то, что речь идет о подготовке педагога профессионального обучения, обладающего компетенциями практического психолога в сфере социальной психологии личности и малых групп, или более точно, педагога профессиональноремесленного обучения, владеющего технологией социально-психологических тренингов, можно выделить два направления интеграции:
- создание интегрированных групп для обучения бакалавров профессионального образования психологии;
- разработка наддисциплинарных компетенций.
Думается, что структура подготовки педагогов с
дополнительной квалификацией по специальности «практическая психология» и специализацией, ограниченной областью социальной психологии личности и малых групп, должна проходить в два этапа. На первом этапе в течение четырех лет студенты получают базовое образование по направлению подготовки Профессиональное обучение по отра-
слям различного профиля с присвоением квалификации (степени) «бакалавр». На втором этапе в рамках специалитета бакалавры осваивают специализацию по профессиональной психологии с обязательной стажировкой или практической работой под руководством психолога. Особенность формирования интегрированной группы по специализации «практическая психология» состоит в том, что прием в нее должен осуществляться на конкурсной основе и для выпускников любого отраслевого профиля (Электроэнергетика, Оборудование и технология сварочного производства и т. д.).
Рассмотрим процесс усвоения социальных ценностей и норм поведения, свойственных современному ремесленнику-предпринимателю, в учреждениях ремесленного образования. Сама концепция социализации была предложена японскими специалистами в области менеджмента Икуджиро Нонака и Хиротаки Такеучи, но идеология, лежащая в основе функционирования создаваемого поля взаимодействия, которое позволяет распространить опыт и интеллектуальные модели сотрудников, несколько иная. Социализация в модифицированной модели является не промежуточным витком в спирали знаний, а заключительной фазой в процессе обучения ремесленников-предпринимателей. При этом на пути к социализации необходимо пройти три этапа: экстернализацию, комбинацию и интернализацию.
На этапе экстернализации посредством вовлечения членов учебной группы в диалог и обсуждение происходит выделение ценностных установок каждого члена группы. Далее на этапе комбинации происходит знакомство, обсуждение и актуализация полученных знаний о системе ценностей, социальном поведении и социальной роли ремесленни-ка-предпринимателя. Процесс интернализации осуществляется на социально-психологических тренингах. В ходе социализации по предложенной модели объектами воздействия являются социальные ценности и социально-ролевое поведение, проявляющиеся в профессиональной деятельности реме-сленника-предпринимателя.
Исходя из вышеизложенного, основным инструментом социализации, которым должен овладеть будущий педагог профессионально-ремесленного обучения в процессе занятий по специалитету, должен стать социально-психологический тренинг, концепцию которого создал в 1971 г. немецкий социальный психолог М. Форверг. Разработанная на основе теоретических положений советских психологов техника тренинга М. Форверга позволяет сформировать социальное поведение, соответствующее требованиям данной профессии (должности, роли и т. д.). Кон -цепция тренинга имеет главной целью изменение социального поведения. Сначала эмпирическим путем выделяются типы поведения, а затем с помо-
щью специальных групповых форм тренинга актуализируются механизмы психической регуляции, ко -торые влияют на психические процессы, включенные в соответствующее поведение. Программа занятия строится на основе результатов сравнения образцов поведения данной группы работников с характеристиками требований, предъявляемых к определенной профессии или социальной роли.
Особенностью таких тренингов является введение понятия «установка». Автором общепсихологической теории установки признан грузинский психолог и философ Д. Н. Узнадзе. Установка в теории социальнопсихологического тренинга М. Форверга рассматривалась как одновременное регулирование поведения в трех формах проявления: избирательной, оценочной, активизирующей. В результате регуляция поведения осуществлялась на трех взаимосвязанных уровнях: ожидания, оценки, действия. В структуре каждого из них - набор частных установок.
С точки зрения положений Д. Н. Узнадзе [3], человеческое поведение имеет два уровня: импульсивный (регулируемый на уровне установки) и объективированный. В процессе социально-психологического тренинга выученный и применяемый индивидами тип психической регуляции социального поведения разрушается, лабилизируется. Лабилиза-ция - это процесс, противоположный стабилизации, когда участникам тренинга показывают, что их знания и навыки не способствуют решению актуальных задач, поставленных перед ними. Далее тренером предлагается новая мотивация и новые ориентиры, которые усваиваются и выучиваются охотно и успешно. Итогом является оптимизация поведения и научение социальному компетентному поведению. Тренинг имеет две характеристики:
1. Провоцируются те переживания и понимания, которые обладают мотивирующей функцией.
2. Участники тренинга обучаются частным типам поведения с помощью многочисленных упражнений, пока не овладевают ими до такой степени, что смогут самостоятельно и произвольно применять их.
Особенность тренинга, разработанного М. Фор-вергом [4], заключается в том, что в его процедуру внедрены психологические (поведенческие) тесты и эксперименты. Эмпирические данные об успешности обучения сравниваются с группами, не прошедшими через тренинг или работавшими по другой программе.
Мотивационные социально-психологические тренинги позволяют выделить систему профессиональных ценностей ремесленника-предпринима-теля, что в совокупности со сформированным социальным поведением говорит о социальном характере профессионала.
Освоить социальное поведение, присущее реме-сленнику-предпринимателю, можно также на тре-
нингах, где используется такой метод коррекции поведения, как имиджетерапия или социодрамати-ческий подход к интерпретации человеческих поступков. На них предлагается войти в новый образ ремесленника-предпринимателя, сыграть роль, как в спектакле. При этом индивид вынужден поступать иначе исходя из новой роли, которая задает другие шаблоны поведения. При социодраматиче-ском подходе (К. Берк, И. Гофман, Х. Дан, Дж. Морено) социальная жизнь трактуется как «драма». Происходит обретение человеком идентичности в качестве основного механизма социализации, при котором субъектом принимается социальная роль, усваиваются социокультурные образцы и модели поведения. Возможны три способа идентификации:
- на основе социального подражания;
- в процессе невольного следования нормативно-ценностным ориентирам, присущим страте ре-месленников-предпринимателей;
- с помощью осознанного выбора саморефлек-сирующей личности.
Социальная идентичность позволяет определить основные принципы консолидации субъектов (системообразующая и системосохраняющая роль), устанавливает и видоизменяет значимые для субъектов признаки (предписывающая и символизирующая роль), создает условия для трансляции определенных правил взаимодействия в данном социуме (интернализирующая и социализирующая роль).
Социодраматический подход является версией
символического интеракционизма, или ролевой теории личности, согласно которой механизм и структура личности связаны с ролевой сущностью. Более того, решающим фактором развития личности выступает социальная среда, поэтому на первый план выдвигается межличностное взаимодействие людей (интеракции) и ролевое поведение.
Отталкиваясь от идеи, содержащейся в задачах профессионально-педагогической деятельности будущих специалистов, можно резюмировать следующее. Современные профессионально-образовательные стандарты раскрыли новые возможности в подготовке психологически грамотного педагога профессионального обучения, тем не менее, образовательная модель подготовки педагогов профессионально-ремесленного обучения предполагает дополнительную квалификацию, основанную не только на традиционных психологических знаниях, но и на практической психологии, важнейшими элементами которой являются тренинги и психологическое консультирование. Целью социально-психологических тренингов должна стать адаптация будущих специа-листов-ремесленников к социальному слою реме-сленников-предпринимателей, что позволит им в будущем занять достойный статус в определенном секторе российской экономики. Деятельность педагогов профессионально-ремесленного обучения как практических психологов должна быть направлена на формирование у своих учеников профессиональноличностных ценностей и ролевого поведения, присущих ремесленнику-предпринимателю.
Список литературы
1. Данилюк А. Я. Теория интеграции образования. Ростов н/Д: Изд-во Рост. пед. ун-та, 2000. 448 с.
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 282 с.
3. Узнадзе Д. Н. Психология установки. СПб.: Питер, 2001. 414 с.
4. Форверг М., Альберг Т. Характеристика социально-психологического поведения // Психол. журнал. 1984. № 4. с. 57-64.
Тельманова Е. Д., кандидат педагогических наук, доцент.
Российский государственный профессионально-педагогический университет.
Ул. Машиностроителей, 11, г. Екатеринбург, Свердловская область, Россия, 62GG12.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 14.10.2010.
E. D.Telmanova
FEATURES OF TEACHERS TRAINING OF PROFESSIONAL AND CRAFT EDUCATION
The article presents data on research conducted of the conditions of socialization of artisan-entrepreneur in Russian institutions with a craft training. The article reveals specifics of teacher training and vocational apprenticeship.
Key words: handicraftsman-businessman, integration approach the teacher of professional-craft training, social adaptation, social-psychological training.
Russian State Vocational Pedagogical University.
Ul. Mashinostroiteley, 11, Ekaterinburg, Sverdlovsk region, Russia, 620012.
E-mail: [email protected]