Научная статья на тему 'Ценностные ориентации ремесленника-предпринимателя как педагогическая проблема'

Ценностные ориентации ремесленника-предпринимателя как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-РЕМЕСЛЕННОГО ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕРНАЛИЗАЦИЯ / ГРУППОВЫЕ ЦЕННОСТИ РЕМЕСЛЕННИКА-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ / СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕМЕСЛЕННИКА-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ / VOCATIONAL TRAINING TEACHER / INTERNALIZATION / COMMON VALUES OF SELF-EMPLOYED CRAFTSMEN / CONTENTS OF SELF-EMPLOYED CRAFTSMEN ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тельманова Елена Дмитриевна

В России по-прежнему актуальной остается проблема выхода из маргинального состояния ремесленников, занятых в "теневом бизнесе". Сложность решения этой проблемы объясняется тем, что существующие в России каналы вертикальной социальной мобильности не выполняют функций "социального лифта". В связи с этим требуется реформа российских учреждений ремесленного образования. По мнению автора статьи, организация процесса социализации будущих ремесленников-предпринимателей, осуществляемая педагогами профессионально-ремесленного обучения позволит обеспечить необходимую степень социальной мобильности ремесленниковпредпринимателей. Однако подготовка педагогов профессионально-ремесленного обучения для указанной цели имеет свою особенность: они должны получить глубокие знания из области социальной и практической психологии, овладеть процедурой интернализации будущих ремесленников, т. е. освоить методику обучения восприятию и использованию ценностных ориентаций и социально-ролевого поведения. Знания социально детерминированных ценностей и деятельностной характеристики ремесленников-предпринимателей должны стать для педагогов концептуальными в процессе подготовки будущих специалистов. В статье приводятся итоги анализа ценностных ориентаций ремесленников-предпринимателей и содержания их деятельности, обусловливающего ролевое поведение представителей данной профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Self-Employed Craftsmen's Common Values as a Pedagogic Problem

The problem of self-employed craftsmen engaged in "shadow business" still remains urgent in Russia. The challenge of overcoming the marginal situation is aggravated by the fact that the vertical channels of social mobility in Russia do not provide the necessary "social lifting", which requires the reorganization of Russian institutions of vocational training. According to the author, socialization of the future craftsmen provided by vocational training teachers will guarantee the needed social mobility level of self-employed craftsmen of the future. However, the vocational teachers' training capable of meeting these requirements has its characteristic features: it should provide the relevant knowledge of social and practical psychology, and internalization procedures, i.e. training techniques of perception, adopting social values and role-based behavior. Awareness of socially determined values and activity characteristics of self-employed craftsmen is to become conceptual for vocational teachers' training. The paper provides the analysis of craftsmen' common vales and activity contents determining their role behavior.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации ремесленника-предпринимателя как педагогическая проблема»

Таким образом, включение методов творческого мышления в содержание курсов основ научно-исследовательской деятельности позволяет существенно повысить качество профессиональной подготовки педагогов, сформировать у них готовность к инновационной деятельности и совершенствованию образовательной среды.

Литература

1. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. М.: Сов. радио, 1979. 176 с.

2. Безрукова В. С. Настольная книга педагога-исследователя. Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2000. 36 с.

3. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психоло-го-педагогического исследования: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. 208 с.

4. Загвязинский В. И. Исследовательская деятельность педагога: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2006. 176 с.

5. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2009. 448 с.

6. Меерович М. И., Шрагина Л. И. Технология творческого мышления: практ. пособие. Минск: Харвест, 2003. 432 с.

7. Немов Р. С. Психология: учебник для студентов высш. учеб. заведений: в 3 кн. М.: Просвещение, 1995. Кн. 1: Общие основы психологии. 576 с.

8. Психология творчества: развитие творческого воображения и фантазии в методологии ТРИЗ (РТВ и Ф-ТРИЗ): учеб. пособие / под ред. М. М. Зи-новкиной. М.: Ин-т ИНФО, 2003. 320 с.

УДК 37.022

Е. Д. Тельманова

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ РЕМЕСЛЕННИКА-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация. В России по-прежнему актуальной остается проблема выхода из маргинального состояния ремесленников, занятых в «теневом бизнесе». Сложность решения этой проблемы объясняется тем, что существующие в России каналы вертикальной социальной мобильности не выполняют функций «социального лифта». В связи с этим требуется реформа российских учреждений ремесленного образования. По мнению автора статьи, организация процесса социализации будущих ремесленников-пред-принимателей, осуществляемая педагогами профессионально-ремесленного обучения,

позволит обеспечить необходимую степень социальной мобильности ремесленников-предпринимателей. Однако подготовка педагогов профессионально-ремесленного обучения для указанной цели имеет свою особенность: они должны получить глубокие знания из области социальной и практической психологии, овладеть процедурой интернализации будущих ремесленников, т. е. освоить методику обучения восприятию и использованию ценностных ориентаций и социально-ролевого поведения. Знания социально детерминированных ценностей и деятельностной характеристики ремесленников-предпри-нимателей должны стать для педагогов концептуальными в процессе подготовки будущих специалистов. В статье приводятся итоги анализа ценностных ориентаций ремес-ленников-предпринимателей и содержания их деятельности, обусловливающего ролевое поведение представителей данной профессии.

Ключевые слова: педагог профессионально-ремесленного обучения, интернализация, групповые ценности ремесленника-предпринимателя, содержание деятельности ремесленника-предпринимателя.

Abstract. The problem of self-employed craftsmen engaged in «shadow business» still remains urgent in Russia. The challenge of overcoming the marginal situation is aggravated by the fact that the vertical channels of social mobility in Russia do not provide the necessary «social lifting», which requires the reorganization of Russian institutions of vocational training. According to the author, socialization of the future craftsmen provided by vocational training teachers will guarantee the needed social mobility level of self-employed craftsmen of the future. However, the vocational teachers’ training capable of meeting these requirements has its characteristic features: it should provide the relevant knowledge of social and practical psychology, and internalization procedures, i.e. training techniques of perception, adopting social values and role-based behavior. Awareness of socially determined values and activity characteristics of self-employed craftsmen is to become conceptual for vocational teachers’ training. The paper provides the analysis of craftsmen’ common vales and activity contents determining their role behavior.

Index terms: vocational training teacher, internalization, common values of self-employed craftsmen, contents of self-employed craftsmen activities.

Ремесленники-предприниматели, не занятые в народных промыслах, продолжают оставаться в России на грани взаимодействия двух культур и социокультурных сред. Они не принадлежат ни к одной из существующих страт, пополняя обширную группу «новых» российских маргиналов - так называемых «ремесленников-теневиков». Это мастера на все руки, которые оформляют для богатых заказчиков интерьеры жилых зданий, строят дома, дачи, коттеджи, не имея при этом соответствующей лицензии и не платя налоги.

Реальным способом выхода человека из маргинального состояния является его перемещение по каналам социальной мобильности внутри социального пространства. Однако на сегодняшний день в российском обществе один за другим исчезают традиционные каналы вертикальной социальной мобильности, которые могли бы дать людям шанс повысить свой статус: становится закрытой среда чиновников, которые, превращаясь в «номенкла-

туру», выталкивают «чужих»; перестала быть социальным лифтом и военная служба - в наши дни генералами, как правило, делаются сыновья генералов. В предпринимательском деле формирование благополучного слоя «буржуазии» также связано с большими сложностями. Практически единственной возможностью подняться выше по социальной лестнице остается среднее и высшее профессиональное образование (и, разве что, еще шоу-бизнес).

Выполнение социализирующих функций и обеспечение каналов социальной мобильности являются важнейшими задачами любого учреждения профессионального образования. Однако из-за того что в ремесленных образовательных учреждениях обучение до сих пор носит обезличенный, коллективный характер, будущие специалисты имеют размытые социальные представления и не готовы к социальной роли ремесленника-предпринимателя. Методологическая неопределенность данного направления обучения не позволяет системе ремесленного образования стать социальным лифтом для выпускников. Таким образом, существует острая потребность в реформировании содержания, форм и методов преподавания в учебных заведениях ремесленного профиля.

Для того чтобы преобразовать российские учреждения образования в каналы социальной вертикальной мобильности для ремесленников-пред-принимателей, необходимо организовать подготовку педагогов профессионально-ремесленного обучения, которые помимо выполнения своих основных функций будут способствовать успешной социализации будущих специалистов. Очевидно, что педагоги профессионально-ремесленного обучения должны обладать глубокими знаниями из области социальной психологии, теории социализации применительно к ремесленникам-предпринимателям и овладеть навыками практического психолога.

В основе процесса социализации обучающихся в учреждении профессионального образования лежит процедура интернализации (ПегпаЬгсйюп) -изучение и восприятие личностью ценностных ориентаций и социально-ролевого поведения. Следовательно, для успешного процесса социализации будущих ремесленников-предпринимателей необходимо, прежде всего, определить социальные и профессиональные ценности, обусловливающие их ролевое поведение.

Идентификация или анализ системы ценностей - очень сложный процесс, по поводу которого среди исследователей существуют разные точки зрения. Тем не менее имеющиеся в настоящее время основные классификации систем ценностей, выполненные учеными-социологами, позволили нам отобрать и систематизировать социально-детерминированные ценности ремесленников-предпринимателей (рисунок).

Е. Д. Тельманова

Ценности ремесленников

Этическая ответственность перед профессией (защита достоинства профессии, развитие этических норм и приращение профессиональных ______________знаний)____________

Потребность самореализации и самосовершенствования личности специалиста, достижения высокого профессионализма деятельности

Ценности предпринимателей

«Социальность» -принадлежность индивида к реальной социальной группе

Фирменные ценности (общественная польза, культурный резонанс, конкретный профессиональный престиж, доминирующие моральные ценности)

Трудовые критерии (качественное выполнение работы и/или продукции)

Либеральные ценности (творческий характер работы, возможность выбора средств и подходов при решении производственных задач, либеральный тип общения между подчиненными и руководителями и т. д.)

Консервативные ценности (опыт, предусмотрительность, плановость, последовательность, безопасность, технократизм и т. д.)

Терминальные

Инструментальные

Социально детерминированные ценности ремесленников-предпринимателей

Образование и наука. 2011. № 8 (87)

Как видно на рисунке, ценности, связанные с субъектом действия, делятся на общечеловеческие, профессиональные, групповые и личностные. В отличие от общечеловеческих ценностей, которые формируются у индивида в семье, школе, в процессе стихийной социализации, профессиональные ценности появляются и устанавливаются в ходе профессионального образования и последующей профессиональной деятельности. Понимание ценностных установок позволяет человеку соотносить конкретные профессиональные ситуации, в которых он действует, с системой ценностей, что обеспечивает успешное решение профессиональных задач. Поскольку ценностям, присущим индивиду, владеющему ремесленной профессией, могут противопоставляться ценности предпринимателя, мы выделили две системы профессиональных ценностей - ремесленника и предпринимателя.

Первыми в ряду профессиональных ценностей ремесленников стоят репродуктивные знания. Начиная с ХУП-ХУШ вв. репродуктивное знание, полученное от учителя, являлось признаком образованного человека и по существу гарантировало процветание ремесленника. В настоящее время полученные от мастера-наставника ремесленником-учеником репродуктивные навыки и умения все еще остаются признаком хорошо обученного специалиста, однако в системе профессиональных ценностей данной сферы давно наметилось глубокое противоречие между позицией «раба готового знания» и сознанием «свободно мыслящего человека», творческого и креативного.

Личностные, психологические и мотивационные особенности различных групп российских предпринимателей из-за их неоднородности неодинаковы. Результаты проведенных российскими социологами исследований показали, что у отечественных бизнесменов материальный фактор не является преобладающей ценностью в общей системе трудовой мотивации - им более свойственен высокий уровень мотивации достижения. Среди характерных ценностных ориентаций предпринимателей можно выделить следующие:

• обретение внутреннего комфорта и самоуважения;

• возможность ощутить конкретные результаты своего труда;

• обладание свободой творчества, возможность достичь пика творческой самореализации;

• защищенные собственное материальное положение и материальное положение близкого окружения;

• профессиональный рост в личностно важных сферах деятельности;

• перспектива повысить свой престиж в глазах «ближнего и дальнего» окружения, утвердиться в собственных глазах и глазах окружающих;

• достижение богатства ради внутренней свободы и независимости;

• обретение умения выживать в сложных ситуациях;

• обладание интересной работой, связанной с новыми впечатлениями и общением с людьми.

Этическая ответственность перед профессией (защита достоинства профессии, развитие этических норм и приращение профессиональных знаний), потребность в самореализации и самосовершенствовании, проявляющаяся в достижении высокого профессионализма, в творческом подходе к выполнению профессиональных задач, признаются ценностями в любом виде профессиональной деятельности, в том числе и в сфере современного ремесленного производства.

Групповые ценности ремесленников-предпринимателей - ключевая категория: следование данным ценностям позволяет члену социальной группы достигнуть профессионального успеха и получить удовлетворение от своего труда. Их источником может служить такая ценность, как «социальность», т. е. принадлежность индивида к реальной социальной группе и неформальное общение. Многие люди предпочтут отказаться от более высокой оплаты на другом рабочем месте ради комфортной атмосферы и доброжелательных, дружеских отношений в трудовом коллективе. В любой социальной группе есть свой «табель о рангах», регламентирующий положение личности в системе социальных связей. Статус каждого работника определяется отношением к нему остальных членов группы и отражает коллективные ценности, к которым относятся прежде всего образование, профессиональные знания, умения и навыки.

Еще одна групповая ценность - трудовые критерии. Они отражают уровень качества выполнения работы или качества продукции. Для профессиональных групп, в том числе и для ремесленников, трудовые критерии образуют одну из тех областей, где авторитет организаций почти совсем не действует в том смысле, что трудовые ценности в квалифицированных и профессиональных коллективах, как правило, сначала внушаются, а затем уже вырабатываются самими членами профессиональной группы. Во многих профессиональных ассоциациях существуют дисциплинарные механизмы, побуждающие представителей определенной профессии соблюдать эти критерии, где бы или на кого бы они ни работали [3].

Фирменные ценности объединяют всех членов организации в сплоченный коллектив, приобщают их к основным общим целям и задачам деятельности, определяют выбор средств их достижения, предпочтения

и установки в процессе работы, правила игры в системе рыночных отношений, создают, наконец, ощущение престижа собственного труда.

Групповые ценности в зависимости от отношения к новому и старому, готовности к риску, степени доверия при делегировании полномочий, специфике внутрифирменных коммуникаций дифференцируются на консервативные и либеральные.

Консервативность опирается на такую важную сторону развития, как преемственность, которая предполагает опору на опыт, разумность, предусмотрительность. Выразителями консервативной системы ценностей являются наиболее опытные ремесленники и представители старшего поколения, которые высоко ценят мораль, плановость, последовательность, безопасность, технократизм. Философский смысл консерватизма ремесленника старой формации обусловлен опытом, многолетней практикой, традициями и рационализмом.

Либеральные ценности позволяют ремесленнику-предпринимателю проявить свои творческие возможности, обеспечивают полноценную мотивированность труда, моральную удовлетворенность от производимой деятельности.

Более развернуто групповые и личностные ценности ремесленника-предпринимателя на основе использованных выше в тексте и рисунке контекстуальных дефиниций перечислены в табл. 1 и 2.

Таблица 1

Групповые ценности ремесленника-предпринимателя

Критерий Ценность

1 2

«Социальность» Статус как отражение коллективных ценностей: ремесленное образование, репродуктивные профессиональные знания, умения, навыки

Самосовершенствование специалиста, достижение высокого профессионализма в ремесленной деятельности, приращение профессиональных знаний

Неформальное общение в коллективе, внутренний комфорт и самоуважение

Принадлежность индивида к реальной социальной группе

Трудовые критерии Высокий уровень качества выполнения работы и/или качества выпускаемой продукции (этическая ответственность перед профессией)

Консервативные ценности Опора на опыт, мораль, плановость, последовательность, технократизм, почерпнутые в репродуктивном знании

Разумное, предусмотрительное, безопасное ведение дел для обеспечения защищенного материального положения себя и близкого окружения

Окончание табл. 1

1 2

Фирменные ценности Общественная польза, культурный резонанс, конкретный профессиональный престиж, добросовестное отношение к труду, профессиональная гордость, профессиональная честь

Инициативность, состязательность, энергичность, деловитость

Отзывчивость, толерантность, доброжелательность, коммуникативная готовность и стремление к взаимодействию при выполнении работы, связанной с общением

Либеральные ценности Высокая и непрерывно совершенствующаяся профессиональная компетентность, свободолюбие и свободомыслие, смелость и полет мысли

Возможность обрести свободу творчества, достичь пика творческой самореализации

Шанс повысить свой престиж в глазах «ближнего» и «дальнего» окружения, значимость собственного «Я»

Либеральный тип общения между подчиненными и руководителями

Для формирования деятельностной характеристики ремесленников-предпринимателей мы проанализировали содержание деятельности ремесленника и предпринимателя, отраженное в законе г. Москвы от 16 июня 1999 г. № 25 «О ремесленной деятельности в городе Москве», в указе Президента Республики Беларусь от 16 мая 2005 г. № 225 «О некоторых вопросах осуществления физическими лицами ремесленной деятельности» и в материалах учебного пособия Г. Л. Багиева, А. Н. Асаула «Организация предпринимательской деятельности». Приведем краткие выдержки из этих источников.

В Москве основными критериями отнесения профессии к категории ремесленных считаются:

• производство конечного продукта труда без использования устройств телемеханики и полностью автоматического оборудования (способного выполнять целесообразные функции без непосредственного участия и контроля оператора), за исключением измерительного оборудования;

• индивидуальность объективных и субъективных характеристик продукта труда при выполнении разными лицами однородных операций.

Ремесленной деятельностью (ремесленничеством) в столице России признается деятельность, относящаяся к одному из видов определяемых распоряжением мэра Москвы ремесел (ремесленных профессий) по производству продуктов труда, в том числе относящихся к изделиям народных промыслов,

предназначенных для удовлетворения утилитарных, эстетических, ритуальных и иных потребностей граждан или хозяйствующих субъектов.

Таблица 2

Ценности ремесленника-предпринимателя как личности

Критерий Ценность

Терминальные ценности (то, к чему стоит стремиться в жизни) Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)

Общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)

Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)

Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)

Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)

Творчество (возможность творческой деятельности)

Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)

Ин струменталь-ные ценности (личностные качества, которыми должен обладать человек) Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)

Образованность (широта знаний, высокая общая культура)

Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово)

Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Смелость в отстаивании своего мнения, взглядов

Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)

Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)

Честность (правдивость, искренность)

Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

Ремесленником считается мастер (подмастерье), самостоятельно либо при помощи подмастерьев и (или) учеников производящий конечный продукт труда, относящийся в том числе к изделиям народных промыслов, на основе традиционных технологий, ориентированных на использование специальных навыков, инструмента, средств малой механизации, и отвечающий исторически сложившимся в определенной местности требованиям к функциональным особенностям и эстетическим нормам [2].

В Республике Беларусь ремесленная деятельность, которая не признается предпринимательской деятельностью физических лиц, направле-

на на изготовление и реализацию товаров, выполнение работ, оказание услуг с применением ручного труда и инструмента, в том числе электрического, осуществляется самостоятельно, без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам и призвана удовлетворять бытовые потребности граждан [4].

Предпринимательская деятельность, согласно Г. Л. Багиеву, А. Н. Аса-улу, - это реализация особых способностей индивида, выражающаяся в рациональном соединении факторов производства на основе инновационного рискового подхода. Предприниматель использует в производстве новейшую технику и технологию, по-новому организует труд, что приводит к снижению индивидуальных затрат производства, на базе которых устанавливается цена. Предприниматель максимально эффективно налаживает маркетинговую деятельность. Он лучше других анализирует и прогнозирует рынок, на котором выгоднее всего закупить средства производства, точнее «угадывает», на какой продукт, в какое время и на каком сегменте рынка окажется наибольший платежеспособный спрос.

Авторы пособия считают, что предпринимательская деятельность представляет собой процесс планирования, организации и осуществления непрерывного, постоянно обновляемого воспроизводства товаров и услуг в целях удовлетворения экономических, социальных и экологических потребностей общества (его членов) и получения прибыли. Предпринимательская деятельность может осуществляться путем непосредственного производства какого-либо товара, продукта или услуги либо производства посреднических функций по продвижению товара от продуцента к потребителю [1].

На основе анализа содержания деятельности ремесленника и предпринимателя можно сформировать интегративную деятельностную характеристику профессии ремесленника-предпринимателя:

• он производит продукты труда, в том числе относящиеся к изделиям народных промыслов, предназначенные для удовлетворения утилитарных, эстетических, ритуальных и иных потребностей граждан или хозяйствующих субъектов;

• при занятии народными промыслами задействует традиционные технологии, ориентированные на использование специальных навыков, инструмента, средств малой механизации и отвечающие исторически сложившимся в определенной местности требованиям к функциональным особенностям и эстетическим нормам;

• в других случаях (исключая изготовление продуктов народных промыслов) использует в производстве новейшую технику и технологию, но без применения устройств телемеханики и полностью автоматического оборудования (способного выполнять целесообразные функции без непосредственного участия и контроля оператора), за исключением измерительного оборудования;

• рационально соединяет факторы производства на основе инновационного рискового подхода;

• по-новому организует труд;

• максимально эффективно налаживает маркетинговую деятельность;

• планирует, организует и осуществляет непрерывное, постоянно обновляемое воспроизводство товаров и услуг в целях удовлетворения экономических, социальных и экологических потребностей общества (его членов) и получения прибыли;

• лучше других определяет рынок, на котором выгоднее всего закупить средства производства.

Другой особенностью деятельности ремесленника-предпринимателя является то, что он объединяет в одном лице собственника, менеджера и работника, поэтому важнейшими характеристиками его деятельности являются:

• небольшое число производимых продуктов (услуг);

• ограниченные финансовые и кадровые ресурсы, позволяющие функционировать только в рамках своей основной деятельности;

• существенная организационно-функциональная гибкость и мобильность;

• простая система управления, несложные процедуры оценки и контроля стратегического положения своего бизнеса;

• совмещение функций собственности и управления;

• владение локальными сегментами рынка.

Как видим, профессиональная деятельность ремесленника-предпри-нимателя имеет правовые, экономические, конкурентные и культурные критерии, нормы и правила поведения, присущие все же в большей степени предпринимателям, чем ремесленникам. Это следует учитывать при подготовке специалистов рассматриваемого профиля и особенно при формировании у них профессиональных ценностных ориентаций.

Подводя итоги, можно заключить:

• экономическое, культурное и конкурентное поведение ремеслен-ника-предпринимателя социально детерминировано и характеризуется набором сущностных ценностных ориентаций;

• чтобы выйти из маргинального состояния и получить определенный желаемый статус в социальной системе, российским ремесленникам-предпринимателям необходимо пройти процедуру интернализации в учреждениях ремесленного образования, в основе которой лежит процесс изучения и восприятия личностью ценностных ориентаций ремесленни-ков-предпринимателей;

• деятельность педагогов профессионально-ремесленного обучения должна быть направлена на формирование у своих учеников профессионально-личностных ценностей, присущих ремесленнику-предпринимателю. Знания социально детерминированных ценностей и деятельностной характеристики ремесленников-предпринимателей должны стать концептуальными для педагогов.

Литература

1. Багиев Г. Л., Асаул А. Н. Организация предпринимательской деятельности: учеб. пособие / под общ. ред. проф. Г. Л. Багиева. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. 231 с.

2. Закон г. Москвы от 16 июня 1999 г. № 25 «О ремесленной деятельности в городе Москве». [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://mosopen.ru/ document / 55_pp_2010-01-26.

3. Саймон Г., Смитбург Д., Томпсон В. Менеджмент в организациях: Экономика. 1995. 337 с.

4. Указ Президента Республики Беларусь от 16 мая 2005 г. № 225 «О неко-

торых вопросах осуществления физическими лицами ремесленной деятельности». [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.kaznachey.com/doc/

0YUS6ocroke.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.