ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО ОТКРЫТОЙ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СНОПКО Н.М.
В статье рассматриваются проблемы формирования социально открытой системы профессионального образования и роль в этом приоритетного национального проекта «Образование».
Систему профессионального образования следует рассматривать как часть более широкой системы, включающей рынок труда, экономическую политику, технологические изменения, организацию труда и др. Каждая из этих подсистем имеет своего носителя: работодатели, службы занятости, профсоюзы, которые как социальные партнеры постоянно взаимодействуют между собой. Реализуя собственные цели, они создают баланс интересов в социальной и экономической сферах общества, способствуют формированию открытой системы профессионального образования.
Исследование сущности этих связей и их измерение актуально, с одной стороны, для определения места, которое должна занимать система профессионального образования среди других социальных институтов и роли, которую она должна играть в обществе. С другой стороны, это важно для привлечения к участию в профессиональном образовании широкого круга социальных партнеров.
Наиболее высокой степенью социальной открытости по сравнению с другими уровнями образования объективно обладают начальное и среднее профессиональное образование. Они теснее других связаны с экономикой и, по существу, представляют собой учебно-производственные комплексы, где сочетаются образовательный процесс и производство реальной продукции. Именно под воздействием их возрастающей социальной открытости активно проявила себя тенденция интеграции данных уровней образования. В городе Москве, единственном из субъектов Российской Федерации, в 2005 году осуществлена системная интеграция учреждений начального и среднего профессионального образования, которые обрели единую форму учреждений среднего профессионального образования - профессиональных колледжей.
По мере становления такого типа образовательных учреждений возрастает глубина интеграции учебных программ НПО - СПО. В перспективе можно прогнозировать их слияние в единую программу подготовки высококвалифицированных рабочих кадров для особо сложных видов работ. Такая программа будет иметь модульно-компетентностный характер, позволяющий обучающимся выбирать разнообразные образовательные траектории в соответствии с потребностями рынка труда и собственными интересами.
Начальное и среднее профессиональное образование традиционно играют важную роль в социальной защите молодежи, фиксируя еще одну характеристику их социальной открытости. Они обеспечивают учебную занятость молодежи из наименее благополучных семей, снижая тем самым опасность социальных конфликтов.
Высокая доступность получения начального и среднего профессионального образования для всех категорий молодежи имеет и негативную сторону, закрепляя присущий современному российскому обществу фактор социального неравенства. Учащиеся принимаются на учебу и содержатся в образовательном учреждении практически без учета академических показателей и конкурсной борьбы за право занимать учебное место.
Формирование социально открытого среднего профессионального образования предполагает необходимость изменения принципов его организации, перехода преимущественно к экономическим формам управления, имманентно присущим рыночной экономике. В настоящее время бюджетное финансирование профессиональных колледжей опирается на нормы, которые слабо стимулируют их реакцию на потребности рынка труда по структуре и объему учебных профессий. Отсутствует своевременная, точная и открытая статистическая информация о качестве подготовки выпускников и их трудоустройстве, которая необходима для обеспечения государственно-общественного контроля за профессиональным образованием. Все это свидетельствует об актуальности разработки проблемы формирования социально открытой системы среднего профессионального образования.
Анализ опубликованных по исследуемой проблеме научных публикаций показывает, что понятие «социально открытая система образования» в педагогическую науку уже введено. Однако, данное понятие чаще всего связывается либо с использованием дистанционного обучения (Соломко Л.Г.); либо с деятельностью службы занятости по переподготовке незанятого населения (Деражне Ю.Л.); либо с доступностью платных образовательных услуг (Степанова Т.А.), что нельзя признать достаточ-
Problems of formation of socially open system of vocational training and a role in it of the national project "Education" are considered in the article.
ными характеристиками социальной открытости такой системы. Такой подход не позволяет выявить глубинные проблемы профессионального образования, закрепляет идеологию государственного патернализма.
Освобождение сферы социальных услуг от бюрократического доминирования государственных органов и усиление контроля за ее функционированием со стороны потребителей должно обеспечить большую эффективность, оперативное реагирование на изменения внешних социальноэкономических условий и на требования потребителей - социальных заказчиков.
Социально открытое профессиональное образование характеризуется активным взаимодействием с социумом через механизм социального партнерства с ведущей ролью в нем работодателей, способностью адекватно реагировать на динамику развития рынка труда, структуру востребуемых профессий, а также на диктуемые обществом экономические и социально-культурные приоритеты.
В последние годы принят ряд законодательных (законы РФ «Об автономных учреждениях» - 2006 г., «О предоставлении объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования»-2007г.) и нормативных (Приоритетный национальный проект «Образование» -2007 г.) актов на федеральном и на региональных уровнях. Правительство Москвы, например, утвердило «Городскую целевую программу развития начального и среднего профессионального образования в городе Москве «Рабочие кадры» на 2008-2010 годы» - 2007 г.). Данные акты свидетельствуют о том, что система профессионального образования России движется в направлении все более широкой социальной открытости, интеграции в мировую экономику, включается в реализацию международных соглашений в области образования (Копенгагенский и Болонский процессы).
Однако, научный анализ подобных проблем ведется недостаточно интенсивно. Сохраняются коренные противоречия, состоящие в том, что усиливается разрыв между процессом вхождения российской системы образования в мировое образовательное пространство и игнорированием основных принципов его государственно-общественной организации и управления, между растущей открытостью демократического общества и социально замкнутым характером системы профессионального образования, между запросами рынка труда и неадекватным ответом на них образовательных учреждений, готовящих квалифицированные кадры.
Оценивая условия и степень социальной открытости современной системы среднего профессионального образования, можно утверждать, что в настоящее время она продолжает находиться в состоянии фактического отрыва от экономики, рынка труда в силу своей корпоративной замкнутости. Происходящие в ней процессы модернизации носят локальный характер и основаны на методе «проб и ошибок". Их идеология строится без глубоких научных исследований рынка труда и его взаимосвязей с системой среднего профессионального образования.
Концепция среднего профессионального образования должна быть направлена на преодоление ее формализованного функционирования в рамках узкого профессионализма, создание системы способной адаптироваться к новым социально-экономическим условиям, оказывать самые разнообразные образовательные услуги в соответствии с потребностями, возможностями и интересами людей. Одной из важнейших характеристик такой системы является ее социальная открытость для совершенствования и развития с участием всех заинтересованных социальных партнеров.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации, начиная с 2007 года, в приоритетном национальном проекте "Образование" участвуют государственные учреждения начального и среднего профессионального образования.
В совокупности реализуемых задач национальный проект «Образование» призван обеспечить становление социально открытой системы профессионального образования, способной к саморазвитию на основе взаимодействия с рынком труда и общим процессом социально-экономической модернизации страны. Проект дает сильные импульсы становлению институтов социального партнерства, оптимизации региональных систем профессионального образования, формированию перспективной модели образовательного учреждения, осуществляющего подготовку кадров на качественно новой основе.
Несмотря на принятые Правительством РФ в последние годы целевые решения по системе среднего профессионального образования, в том числе включение ее в национальный проект «Образование», она продолжает функционировать в режиме консервации, а не развития. В ней идет старение и нарастание дефицита педагогических кадров, структура и качество подготовки будущих рабочих расходятся с потребностями рынка труда.
Лучшему пониманию сложившихся в профессиональной педагогике стереотипов и традиций способствовал проведенный в ходе диссертационного исследования социологический опрос педагогов
ряда профессиональных колледжей города Москвы. Анкетные опросы, а также длительные наблюдения показали, что большинство педагогов убеждены в следующем:
- образовательный процесс должен строиться по учебному плану, который «спускается сверху» и его только надо добросовестно выполнять;
- разработка учебных программ — это дело специальных методических органов, а не непосредственная функция учреждения СПО (преподавателя или мастера практического обучения);
- все обучающиеся должны в равной мере и в равное время освоить единую образовательную программу;
- работа педагога оценивается по «процессу обучения» (использованию дидактических средств), а не по результату (качеству образования и трудоустройству выпускников).
Подобный тип мышления характеризует отсутствие инновационной основы, противоречит принципам социально открытой для общественного контроля системы. Педагог не поставлен в условия, когда от него требовалось бы профессиональное размышление над критериями отбора содержания учебного материала, выбором эффективных средств и способов обучающей деятельности. В таких условиях педагог привыкает к внешней регламентации своей профессиональной деятельности и видит основной путь совершенствования учебного процесса в получении новых нормативных и методических указаний, их строгом выполнении. Рожденные развивающейся практикой инновации стремятся приспособить к традиционной организации учебного процесса таким образом, чтобы избежать конфликтной ситуации. Тем самым субъективно снижается социальная открытость системы среднего профессионального образования, потенциал ее саморазвития.
Анализ научных публикаций показывает, что педагогическая наука запаздывает с разработкой теории социально открытой системы профессионального образования. Этим можно объяснить неудачу многих образовательных реформ последнего десятилетия, фактически представляющих продленный в новое время прошлый опыт монопольного государственного управления системой среднего профессионального образования. Требуется научная разработка нового направления междисциплинарных исследований, связанного с условиями саморазвития системы среднего профессионального образования, дополняющего общую теорию сложноорганизованных систем и их инновационного развития.
В инновационном развитии важно зафиксировать момент возникновения педагогического новшества. В настоящее время функцию стимулирования стартовых возможностей на макроуровне становления социально открытой системы образования выполняет приоритетный национальный проект «Образование». С 2007 года в него включены учреждения начального и среднего профессионального образования.
Проект «Образование» создает условия для развития среднего профессионального образования на новом качественном уровне, помогает освободиться от консервативных педагогических традиций и перейти на инновационный путь развития посредством повышения социальной открытости системы профессионального образования. Ежегодно определяемые на конкурсной основе победители национального проекта - инновационные учреждения получают государственную финансовую поддержку и адекватные ей внебюджетные инвестиции, трансформируются в ресурсные центры и становятся «точками роста» всей системы профессионального образования.
Содержание и характер конкурсов в рамках проекта «Образование» позволяют выделить следующие системные характеристики инновационных программ учреждений среднего профессионального образования:
- комплексность: программы представляют собой комплекс требований к содержанию и технологиям обучения, отвечающих требованиям работодателей;
- технологичность: программы включают прогрессивные формы организации образовательного процесса и активные методы обучения;
- качество: программы предусматривают достижение качества обучения, соответствующего требованиям государственного стандарта и заказчика кадров;
- преемственность: программы обеспечивают интеграцию содержания начального и среднего профессионального образования;
- практичность: программы составлены на модульно-компетентностной основе, повышающей вариативность выбора профессии (специальности);
- конкурентоспособность: программы обеспечивают формирование у выпускников профессиональных компетенций, обеспечивающих их конкурентоспособность на рынке труда.
Цель реализации национального проекта «Образование»: для сферы образования - создание социально открытой модели образовательного учреждения, для молодежи - повышение привлекательности
получения рабочей профессии высокой квалификации, для работодателей - создание инвестиционной привлекательности учреждений среднего профессионального образования.
К недостаткам существующей организации национального проекта «Образование» можно отнести определенный консерватизм, выражающийся в том, что публикуемые по итогам конкурса материалы нередко отражают традиционную текущую деятельность учреждений, процесс, а не результат профессионального образования. Даже при относительно высоком уровне спонсорского инвестирования победителей со стороны работодателей, описание опыта не свидетельствует об их реальном привлечении к разработке содержания образования, учете квалификационных требований работодателей в программах обучения, участии в независимой оценке качества профессионального образования. Новое учебное оборудование вводится без внедрения соответствующих ему педагогических технологий, менеджмент и мониторинг реализации проекта пока организованы слабо.
Требуется продолжение научных исследований природы и стимулов инновационного развития, условий и путей достижения социальной открытости учреждения среднего профессионального образования как условия его саморазвития. Для этого целесообразно осуществлять отбор, систематизацию, накопление в инновационных банках педагогических новшеств победителей проекта «Образование» и других конкурсов, формулировать заказ научным структурам на разработку требуемых практике нововведений, а также оценивать и способствовать использованию значимых для практики педагогических новшеств.
В современных условиях формирование социально открытой системы среднего профессионального образования рассматривается как процесс, направленный на расширение возможностей выбора адекватного потребностям внешней среды жизненного пути и одновременно на удовлетворение интересов личности. Следовательно, образовательная система уже не может проектироваться только как знаниецентристская. Требуется изменение парадигмы профессионального образования от личностно-ориентированной к личностно-развивающей [1], от традиционной к инновационной, постоянно развивающейся [2]. Проектированию и организации подлежит теперь не только образовательный процесс, но и возможности трудоустройства выпускника, их профессиональной карьеры.
Поскольку инновационная деятельность в системе среднего профессионального образования значительно отличается от подобной, которая проводится в общеобразовательных школах, прежде всего своей технологической составляющей (меняющей природу образовательной системы в целом), то в профессиональных колледжах основной акцент должен быть сделан на введение педагогических новшеств в процесс практического обучения. Именно здесь формируются самые важные для будущего специалиста профессиональные квалификации, обеспечивающие его конкурентоспособность на рынке труда.
Социальная открытость предполагает отказ от корпоративной оценки качества профессионального образования. В настоящее время присвоение выпускникам колледжей квалификации осуществляется формально назначаемыми органами управления образованием государственными комиссиями, в которых фактически доминируют представители данного образовательного учреждения.
Для более объективной оценки присваиваемой квалификации функцию ее присвоения необходимо отделить от процесса обучения и передать специальным автономным органам. Присваивающие квалификацию органы должны быть независимы как от образовательных учреждений, так и от органов управления образованием, иметь межведомственный характер [3].
Оценку квалификации следует производить не по критерию завершения учебных программ или длительности обучения, а на основе проверки профессиональных компетенций, которые должны быть наглядно продемонстрированы выпускником. Это позволит осуществлять аттестацию и присвоение квалификации лицам, имеющим достаточную практическую подготовку и опыт работы, в том числе мигрантам и иногородним гражданам.
В силу своей социальной открытости учреждения среднего профессионального образования получают возможность анализировать ситуацию на рынке труда, прогнозировать и учитывать перемены в сфере занятости и в экономике, гибко реагировать на эти перемены, повышать потенциал саморазвития. Благодаря возникающей при этом конкуренции между учреждениями профессионального образования возрастает потенциал их самоорганизации, появляются стимулы эффективности работы, вырабатываются механизмы приведения структуры и объемов подготовки кадров в соответствие с потребностями экономики.
Список литературы
1. Михайлова Н.Н. Технологизация начального профессионального образования в условиях его модернизации.
М.: 2006, с. 213.
2. Лисов В.И. Совершенствование системы экономико-правового обеспечения деятельности образовательных
учреждений столицы. - М.: 2004, с.76.
3. Смирнов И.П. Экономическая функция профессионального образования.-М.,2007, с.120.