ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Кагосян А. С.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Среднее профессиональное образование в России является важным звеном непрерывного образования, а также подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Оно направлено на подготовку специалистов-практиков и на сегодняшний день позволяет обеспечить:
- непрерывность и последовательность формирования у молодежи глубоких и прочных знаний, определяющих общекультурную, социальную и профессиональную компетентность;
- эффективную реализацию возрастной потребности подростков в профессиональной ориентации и практической направленности обучения;
- возможность своевременно, с учетом осознанно проявленных интересов, осуществлять ориентацию учащихся на дополнительную профессиональную специализацию и повышение уровня образованности;
- преемственность основных этапов процесса формирования профессионального мастерства (начального, среднего и высшего профессионального образования) [1].
Необходимо также иметь в виду, что современное производство повышает требования не только к уровню квалификации, но и широте профессионального поля специалиста. Быстро увеличивается объем информации, обеспечивающей профессиональную деятельности работника, что предполагает формирование его способности к постоянному самообразованию, умению найти и использовать новые приемы и технологии труда, компьютерную грамотность. Повышается уровень общего и профессионального образования, возрастают духовные потребности, что требует нравственного, эстетического и экологического воспитания, включения молодого специалиста не только и мир техники и производства, но и в мир природы, в область общественных отношений.
Вариативность образования обеспечивается национально-региональным компонентом стандарта, в котором учитывается специфика истории, языка, культуры и быта проживающего в данном регионе населения, а также особенности социально-экономической ситуации, местного рынка труда.
В то же время, практика внедрения государственных стандартов показывает, что федеральный и национально-региональный компоненты не способны в полном объеме отразить специфику обучения конкретной профессии применительно к местным условиям. Требуется отбор содержания и проектирование дополнительного учебного блока, учитывающего особенности города, конкретного работодателя.
К компетенции образовательного учреждения следует отнести разработку таких дополнительных блоков профессионального образования. Именно так закреплены эти полномочия в утвержденных решением Правительства РФ «Правилах разработки, утверждения и введения в действие государственных образовательных стандартов начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования».
12
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» №2/2013
Учесть следует и то, что ряд субъектов такой огромной страны, как Российская Федерация, имеет многонациональный состав и даже автономные образования. Примером может послужить Краснодарский край, где в муниципальных образованиях не могут действовать жесткие «национально-региональные компоненты государственного образовательного стандарта». Дополнительный учебный блок учитывает как специфику местного рынка труда и города в целом, требования заказчиков кадров, так и профессиональную направленность колледжа, традиции и опыт его инженерно-педагогического коллектива. В этой связи, по нашему мнению, в структуре дополнительного учебного блока целесообразно выделять модуль образовательного учреждения.
Так, для Академического колледжа г. Сочи при подготовке специалистов по базовым выпускаемым профессиям дополнительный модуль учебного блока должен учитывать требования основных заказчиков - предприятий сервисного и туристического профиля, где постоянно обновляются технологии и методы работы. Эти и другие характерные для города и колледжа условия деятельности создают основу для проектирования дополнительного учебного блока колледжа.
В свою очередь развитие производства, повышение его технического уровня предопределили появление ряда новых профессий, требующих знания смежных видов труда и овладения профессиями различных образовательных уровней. В результате интеграции трудовых функций возникла также качественно новая форма расширения профессиональной деятельности учащихся - профессии широкого профиля.
В целом, сегодня в учреждениях начального и среднего профессионального образования обучаются более 4 млн. учащихся и студентов [2]. Однако обострившийся кризис и образовательной системы, и системы среднего профессионального образования призвал к решению целого ряда проблем.
На совместном заседании Государственного совета и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 31 августа 2010 года министр образования и науки РФ А. Фурсенко высказал идею о том, что «при переходе на инновационный путь развития важно модернизировать профессиональное образование в целом, включая невузовское. И, может быть, даже в большей степени делая сегодня упор именно на невузовское образование, неуниверситетское. Если мы хотим, чтобы последнее было действительно привлекательным, надо создавать современные образовательные учреждения принципиально нового типа, которые дают качественную подготовку высококвалифицированных рабочих и технических кадров, реально востребованных ведущими предприятиями инновационного сектора - такими предприятиями, в которых люди хотели бы работать» [5].
Поэтому государственная политика модернизации российского образования, в соответствии с возрастанием потребности в специалистах среднего звена, должна предусматривать не только наращивание масштабов подготовки специалистов, но и коренное изменение качества образования, что обусловлено необходимостью современного производства в универсальных специалистах, ориентированных не только на выполнение установленных функций по заданному алгоритму, но и на умение решать проблемные задачи, находить выход из сложных производственных ситуаций, предвидеть последствия принимаемых решений. Для этого специалист со средним профессиональным образованием должен иметь профессиональную квалификацию, необходимую для обеспечения конкурентоспособности выпускаемых товаров и оказываемых услуг, обладать определенным уровнем общей культуры, такими качествами, как ответственность, грамот-
13
ISNN 1029-3388
ность, дисциплинированность, самостоятельность, компетентность. Таким образом, обеспечить инновационное развитие страны и повышение профессионального уровня нации невозможно без серьезных изменений системы профессионального образования: повышения качества, эффективности, гибкости, динамичности, соответствия потребностям рынка труда [3, с. 7].
Для изменения создавшегося критического положения, поднятия престижа и молодого рабочего, и специалиста среднего звена президент Союза директоров средних специальных учебных заведений России В.М. Демин предлагает следующее [2, с. 210]:
- переход на контрактную подготовку кадров, введение сертификатов качества выпускников, разумеется, при условии разработки четкой правовой базы;
- привлечение работодателей к процессу профессионального образования с первых лет обучения, организация ими ознакомительных и производственных практик на реальных рабочих местах;
- разработка совместно с работодателями программ трудоустройства и закрепления выпускников, привлечение студентов и учащихся к участию в инновационных и социальных программах развития предприятий;
- своевременное определение и оперативная корректировка содержания обучения с учетом требований социально-экономического прогресса, с тем, чтобы ядро профессиональных компетенций выпускников не утрачивало своей актуальности к окончанию учебного заведения;
- создание условий для обучения студентов и учащихся по дополнительным профессиональным программам, предоставление возможности для получения ими двух-трех смежных профессий;
- организация поддержки талантливых молодых специалистов, способных заниматься творчеством, быть лидерами в учебной среде, а затем и на производстве за счет сохранения системы ускоренной подготовки выпускников техникумов и колледжей в высших учебных заведениях по профилю обучения;
- восстановление культа знаний, поднятие культуры профессионального образования и др.
Для преодоления кризисной ситуации в сфере среднего профессионального образования ряд исследователей выдвигают следующие предложения [2, 3, 4, 6]:
- создать федеральную и региональную систему прогнозирования и мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной специализации и квалификации;
- сформировать законодательную базу для организации системного партнерства государства, бизнеса и профессионального образования, предусматривающую активное участие работодателей и их объединений в инновационном развитии профессионального образования, в том числе: мониторинг потребностей рынка труда в кадровом ресурсе, формирование соответствующего заказа учреждениям профессионального образования, контрактная система подготовки кадров, разработка нового поколения образовательных стандартов и программ на основе стандартов профессиональной деятельности, оптимизация перечня востребованных специальностей, независимая оценка качества образования, участие в развитии учебно-материальной базы профессионального образования, организации производственной практики, социальной поддержке обучающихся и работников и др.;
14
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» №2/2013
- совершенствовать номенклатуру профессий и специальностей, а также оптимизировать направления подготовки кадров на всех уровнях профессионального образования в соответствии с современными требованиями, устранить несоответствия структуры подготовки кадров их спросу на рынке труда, а также диспропорции и дублирования в подготовке кадров, развить целевую контрактную подготовку в учреждениях профессионального образования;
- перейти к модульному принципу построения образовательных программ профессионального образования, что позволит обеспечить его гибкость и вариативность, личностную направленность, адекватное соответствие запросам рынка труда;
- создать механизмы государственно-общественной аккредитации образовательных программ;
- широко использовать новые образовательные технологии, в том числе технологии «открытого образования», интерактивные формы обучения, проектные и другие методы, стимулирующие активность обучающихся, формирующие навыки анализа информации и самообучения, увеличение роли самостоятельной работы учащихся и студентов;
- разработать и внедрить нормативное финансирование профессиональных образовательных учреждений всех видов и уровней, стимулировать, с учетом мирового опыта соучредительства и многоканального финансирования учреждений профессионального образования, развитие механизмов привлечения в профессиональное образование внебюджетных средств, создание условий для инвестиционной привлекательности системы профессионального образования;
- обновить материально-техническую базу и инфраструктуру профессионального образования;
- разработать и апробировать различные модели регионального управления профессиональным образованием в связи с усилением роли регионов в его развитии;
- обеспечить инновационный характер профессионального образования за счет: интеграции сферы образования, науки и производства; разработки проектов, связанных с развитием различных отраслей экономики, фундаментальной и прикладной науки, а также с обновлением содержания образования и технологий обучения; создания учебнонаучно-производственных комплексов, объединений, инновационных парков, бизнесинкубаторов при каждом успешном вузе с их государственной поддержкой;
- создать современную, мобильную и гибкую систему непрерывного профессионального образования (как составной части общей системы непрерывного образования), включающую все уровни профессионального образования - от начального до послевузовского.
В результате анализа сложившейся ситуации в области среднего профессионального образования мы можем констатировать, что сегодняшний этап развития экономики и социальной сферы формирует новые требования к специалисту среднего звена. На первый план выходят такие профессиональные и личностные качества, которые позволят специалисту успешно адаптироваться, жить и работать в новых социально-экономических условиях. Среди них следует выделить системное мышление, экологическую, правовую, информационную, коммуникативную культуру, культуру предпринимательства, умение осознавать себя и предъявлять другим, способность к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, приобретению новых знаний, творческую активность, ответственность за выполняемую работу. Это обусловливает необходимость перехода системы среднего профессионального
15
ISNN 1029-3388
образования на реализацию модели опережающего образования, в основе которого лежит идея развития личности и самой системы профессионального образования.
Обновление содержания образования и технологий обучения, широкое использование новых образовательных технологий, в том числе технологии «открытого образования», интерактивных форм обучения, проектных и других методов, стимулирующих активность обучающихся, формирующих навыки анализа информации и самообучения, увеличение роли самостоятельной работы учащихся и студентов - обозначается современными исследователями как один из обязательных путей преодоления кризисной ситуации в сфере среднего профессионального образования. Это обусловливает необходимость перехода системы среднего профессионального образования на реализацию модели опережающего образования, в основе которого лежит идея развития личности и самой системы профессионального образования.
Из простого фактора общественной и государственной жизни образование становится подлинным субъектом преобразований разрушающегося социума, порождает новые формы общественной жизни, создавая тем самым условия становления жизнеспособного общества. Образование обретает статус механизма общественного и культурного развития регионов, страны в целом, становится пространством личностного развития каждого человека. Подобная оценка социокультурной ситуации ставит вопрос о поиске тех способов работы в профессиональном образовании и с самим образованием, которые вернули бы ему историческую миссию: обеспечивать целостность общественной жизни, целостность различных общностей людей, выполняя одновременно функцию воспроизводства и сохранения и функцию развития социума, культуры.
Большую роль в обеспечении образовательных потребностей опережающего характера играет подготовка специалистов именно в колледжах, представляющих собой учебные заведения нового вида, имеющие более высокие качественные характеристики реализации образовательных программ. Инновационность колледжа как новой образовательной системы остро ставит проблему соотношения инноваций и традиций, имеющегося педагогического опыта профессионального образования и внедрения новых педагогических технологий.
Важнейшим признаком соответствия учебного заведения новым реалиям является его способность быстро развернуть подготовку по требуемым специальностям и введение новых направлений перспективной подготовки кадров, способных своевременно реагировать на изменения в производстве, владеющих многофункциональными умениями и навыками, адаптированных к быстроменяющимся условиям рынка труда. Сегодня востребован особый интегративный тип работника - субъект социально-профессиональной деятельности, самобытная, активная личность и индивидуальность. Однако существует комплекс проблем и противоречий, затрудняющих опережающее развитие образования в рамках личностноразвивающей парадигмы. Одна из этих проблем связана с неразработанностью теоретико-методологических оснований при определении целевых ориентиров образовательных систем учебных заведений. Специфика образовательной системы современного колледжа проявляется в его функциях: культурологической (трансляция культуры, введение личности в культурное пространство); социализирующей (формирование у молодого поколения установок, ценностных ориентаций, жизненных идеалов, господствующих в обществе); личностноразвивающей (ориентация педагогического процесса на уникальную личность каждого конкретного ученика, на естественное
16
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» №2/2013
саморазвитие его интеллектуального потенциала); целях и задачах: развитие индивида и его социализация за счет концентрации содержания образования в колледже на саморазвитии обучающихся, организации самоизменения обучаемого и его саморазвития, обеспечения самосозидания личности.
Библиографический список
1. Батышев, С. Я. Задачи системы профессионального образования в условиях развития рыночной экономики. - М., 1993.
2. Демин, В.М. Приоритеты среднего и начального профессионального образования в деле повышения качества подготовки кадров // Начальное и среднее профессиональное образование. - 2009. - №4. - С. 206-211.
3. Какое среднее профессиональное образование нужно России в XXI веке? Сборник / Под общей редакцией д.п.н., к.э.н. В. М. Демина. - Москва, 2003. - 288 с.
4. Среднее профессиональное образование. Конкурентоспособность выпускника на рынке труда // Сборник статей по материалам Республиканской выставки «Среднее профессиональное образование в Республике Карелия: высокое качество, открытость, конкурентоспособность». - Петрозаводск: Изд-во Петр-ГУ, 2006. - 208 с.
5. Стенографический отчёт о совместном заседании Государственного совета и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России. 31 августа 2010 года // Шр://президент.рф/ transcripts/8786.
6. Суворова, А.А. Приоритеты развития среднего профессионального образования в России // Российский научный журнал. - 2009. - №5. - С. 209-212.
17