НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
БОДРОВ А.Н.
В статье рассматривается инновационная деятельность как основа повышения педагогической эффективности и качества подготовки выпускников в условиях внедрения ФГОС нового поколения.
тельных проектов и программ^ as a basis increase of pedagogical efficiency and quality of preparation of graduates in the conditions of introduction of Federal state educational standards of new generation is
Инновационная деятельность в учреждении среднего профессионального образования связана с тем, что все составляющие ее виды: познавательная, ценностно-ориентировочная, коммуникативная, эстетичная, преобразовательная направлены на создание новых методов, методик, средств, технологий, учебных программ и т.п., позволяющих формировать специалистов в соответствии с современными требованиями экономики страны.
Инновационную деятельность можно представить как совокупность следующих компонентов: мотивы, цель, задачи, содержание, формы, методы, результаты.
Процесс модернизации образовательного учреждения сложен, так как названные компоненты инновационной деятельности всех ее видов могут быть реализованы в определенных условиях, среди которых следует выделить материальные, финансовые, социально-психологические, педагогические и др.
Инновационная деятельность по характеру может быть бесконечной и непрерывной, а по природе - мыслительная, рефлексивная. Инновации представляют собой результат новаторской деятельности в образовательном пространстве, ее продукт. Инновационная же деятельность, чаще всего, возникает вследствие других деятельностных процессов.
Введение педагогических инноваций всегда связано с процессом «сопротивления» отживающей инертной среды. В этой связи от создания условий для введения педагогических инноваций во многом зависит судьба последних (они могут обратиться в свою противоположность).
Инновационная деятельность в системе среднего профессионального образования не может осуществляться полностью самостоятельно. Во-первых, мировая практика, опыт «альтернативного» образования на Западе говорит о том, что в реализации инновационного процесса обязательно необходимо предусмотреть сотрудничество ученых-консультантов, ученых-практиков, философов, социологов, психологов, педагогов, методистов. Во-вторых, «авторские» профессиональные школы, хотя и возможны, но «авторство» почти всегда связано со многими именами тех ученых, которые возглавляют те или иные научные школы.
В тех учреждениях профессионального образования, которые не хотят работать по-старому, но не знают, как работать по-новому, как правило, нет научных консультантов, отсутствуют научные объединения, авторские школы и пр. Руководители таких колледжей с большой осторожностью (обычно после консультаций с учеными) проводят небольшие изменения, стимулируют «старое» и «новое». Это третий или низший уровень инновационной деятельности.
Анализ инновационной деятельности в продвинутых учреждениях среднего профессионального образования показывает, что среди первоочередных нововведений следует считать работу по введению в действие государственного образовательного стандарта, отбору учебного материала и его обновлению в соответствии с потребностями рынка труда. На разработку научных основ такого подхода ориентированы докторские диссертации Михайловой Н.Н., Снопко Н.М., Читаевой О.Б.
Кроме того, необходимо ответить на постоянно возникающий вопрос: «чему учить». В этой связи особый интерес вызывает выдвинутая доктором филос. наук. Смирновым И.П. новая парадигма открытой системы среднего профессионального образования: «Работодатель определяет
Профессиональное образование. Столица | № 03 2011
1
чему учить, образовательное учреждение как учить, абитуриент - где учиться» [1, С. 126]. Здесь возникают и требуют решения проблемы поиска таких педагогических технологий, которые могли бы удовлетворить запросы обучающихся профессиональных колледжей, безработных и просто желающих приобрести ту или иную профессию.
Для того, чтобы современные педагогические технологии «заработали», необходимо так подготовить и переподготовить профессионально-педагогических работников, чтобы они не испытывали «внутренних сопротивлении» инновациям. Речь идет не только о педагогической, но особенно психологической готовности педагогов.
Поскольку инновационная деятельность в системе среднего профессионального образования значительно отличается от подобной, которая проводится в общеобразовательных школах, прежде всего, своей технологической составляющей (меняющей природу образовательной системы в целом), то основной акцент делается на введение педагогических инноваций в процессе практического обучения.
Инновации в этом случае затрагивают процесс изучения местных потребностей и запросов лиц, нуждающихся в приобретении профессии, анализа современных технологий, организации производства, сбыта, предпринимательской и маркетинговой деятельности, а значит, обновления как содержания среднего профессионального образования, так и его форм, средств, методов, используемых на практике.
Анализ исследований, которые посвящены организации инновационной деятельности и созданию инновационных моделей открытых учреждений в системе среднего профессионального образования Москвы показывает, что, во-первых, нужно фиксировать процесс возникновения нового на базе одного или ряда профессиональных колледжей. Во-вторых, процессу обновления нужно придать особый (психологический) характер, посвятив значительное количество времени работе методистов и руководителей колледжей по преодолению имеющихся стереотипов и, прежде всего, в педагогическом сознании и самосознании педагогов. В-третьих, уделить достаточное внимание процессу внедрения, то есть «перенормированию» педагогической деятельности.
Процесс принятия или неприятия нового в образовательной системе целесообразно рассматривать с позиции качественного состояния инновационной среды, возможности или невозможности ее сохранения, устойчивости и способности к саморазвитию.
Проектирование нового, его строительство должно быть нацелено на снятие стихийных, непредвиденных изменений, которые могут значительно задерживать реализацию тех или иных педагогических новшеств. Управление инновационным развитием учреждения среднего профессионального образования и есть предвидение того, как любое педагогического новшество может быть принято педагогами, какова их готовность к освоению нового, не приведет ли оно к сложным межличностным отношениям внутри педагогического коллектива, в какой мере могут быть нарушены нормы, принятые преподавателями и мастерами производственного обучения.
Для того чтобы учреждение среднего профессионального образования находилось в режиме саморазвития, целесообразно осуществлять отбор, систематизацию, накопление в инновационных банках педагогических новшеств, формулировать заказ научным структурам на разработку требуемых в практике нововведений, а также оценивать и рекламировать значимые для практики педагогические новшества, создавать и обеспечивать осуществление деятельности по внедрению педагогических новшеств.
Отвечая на потребности практики, в течение последнего десятилетия в педагогической науке заявила о себе новая область знания - педагогическая инноватика, которая изучает процессы инновационного развития системы образования. Доказано, что инновационные процессы детерминированы повышением социальной открытости системы среднего профессионального образования и постепенным возрастанием ее потенциала саморазвития.
Анализ источников, которые посвящены изучению инновационных процессов в профессиональном образовании показывает, что, во-первых, новые социально-экономические изменения
в России и, прежде всего, отношения, которые существуют между людьми (как форма), породили необходимость создания нового содержания в виде инноваций в профессиональное образование.
Инновация считается успешной, если освоение положенного в ее основу нового средства позволило решать задачи развития образовательного учреждения - как ведущего элемента образовательной системы. Важно проанализировать «что устарело», осталось в прошлом, своевременно заглянуть в будущее. Строительство будущего в экономике во многом определяется строительством будущего в образовательной системе. Причем, это утверждение справедливо по отношению не только к системе образования вообще, но и к каждому ее элементу, в том числе и профессиональному колледжу.
Содержательная структура инновационного процесса предполагает все указанные выше этапы: рождение, разработка, освоение инноваций в различных видах педагогической деятельности, осуществляемой:
- в теоретическом обучении;
- в практическом обучении;
- в управлении учреждениями;
- в воспитательной работе;
- в работе с родителями, работодателями, службой труда и занятости.
Особую роль играет структура жизненного цикла инноваций. Она позволяет прогнозировать динамику инновационных процессов, а значит, и проектировать модель инновационного образовательного учреждения. Известно, что любой инновационный процесс носит циклический характер и выражается в фазах (этапах), которые проходит каждое педагогическое новшество: возникновение (старт); быстрый рост; зрелость; освоение; диффузия; насыщение; ру-тинизация (иррадиация); кризис; финиш (отмирание нового).
Наиболее важным в формировании новой модели инновационного образовательного учреждения, на наш взгляд, является этап возникновения (старта) педагогического новшества. Без него образовательная система развиваться ощутимо не сможет, ибо нужно создать необходимые условия: финансовые, материально-технические, психологические, организационные и пр. Функцию стимулирования стартовых возможностей в настоящее время и выполняет национальный проект «Образование».
Следующий этап - создание условий для освоения педагогического нововведения большинством профессионально-педагогических работников, во всех сферах образовательного процесса.
Этап рутинизации может быть характерен для той образовательной системы, в которой не фиксируют длительность использования инноваций. В этом случае может наступить ситуация, когда «новое» становится нормой, обычным явлением. Управленцы и педагоги перестают «напрягаться» и тогда может наступить этап кризиса - исчерпанность возможностей применить его в новых областях и, как правило, сразу финиш, т.е. ситуация, когда инновация перестает быть таковой или требует замены другой, более эффективной.
Инновационный потенциал приоритетного национального проекта «Образование» апробирован в ходе участия в нем Политехнического колледжа №31 города Москвы. Колледж является государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования, реализующим государственные образовательные программы начального и среднего профессионального образования базового и повышенного уровней.
На конкурс приоритетного национального проекта «Образование» была представлена инновационная образовательная программа, созданная по итогам педагогического эксперимента. Был произведен выбор вариантов интегрированных учебных планов и рабочих программ (в соответствии с ФГОСами нового поколения) по циклам предметов НПО и СПО, ведущих к сокращению сроков подготовки. Осуществлена разработка интегрированной учебно-программной документации для реализации образовательной траектории по выбранным профессиям НПО: «Автомеха-
ник», «Токарь-универсал», «Фрезеровщик-универсал», «Станочник широкого профиля» - и специальностям СПО: «Технология машиностроения», «Автомобиле - и тракторостроение».
Основная профессиональная образовательная программа строилась на основе сравнительного анализа государственных требований к уровню подготовки выпускников по специальностям СПО и профессиям НПО, перечня образовательных модулей (дисциплин) профессий и специальностей, государственных требований к минимуму содержания по родственным одноименным образовательным модулям специальностей СПО и профессий НПО.
На основе примерных учебных планов и программ был проведен сравнительный анализ перечня общепрофессиональных дисциплин и специальных дисциплин, производственной (профессиональной) практики специальностей СПО и родственным профессиям НПО. При этом целью явилось выявление однонаправленности содержания между профессиями и специальностями в области машиностроения, формирование унифицированных модулей подготовки по выбранным профессиям и специальностям машиностроения, а также установление взаимосвязи между образовательными модулями выбранных специальностей СПО и родственных им профессий НПО, производственной профессиональной практикой по специальностям СПО и производственным обучением и производственной практикой профессий НПО.
На основании полученных данных были выделены родственные модули, содержание которых проанализировано на уровне разделов, тем, признаков учебных элементов и дидактических единиц, а также уровней усвоения учебных элементов. Проведенный анализ позволил разработать интегрированный двухуровневую учебную программу по выбранным профессиям НПО и специальностям СПО с сокращением срока обучения на 1 год (3 года - НПО и 1 год 10 месяцев - СПО).
Проведенный совместно с социальными партнерами мониторинг уровня компетентности и профессионализма практикантов и выпускников колледжа позволил обосновать потребность в создании системы независимой сертификации выпускников для объективной оценки присваиваемой квалификации в области металлообработки и автомобилестроения.
В ходе экспериментальной работы разработан прототип мотивационной модели профессиональной подготовки по интегрированным программам профессионального образования.
Суть разработанной модели состоит в том, что разработка системы алгоритмов и методов работы с учащимися школ позволит привлечь большее количество абитуриентов на обучение по профессиям и специальностям в области машиностроения в условиях перехода подготовки специалистов по интегрированным образовательным программам.
Данный инновационный образовательный проект (ИОП) ставил целью расширение возможностей Политехнического колледжа №31. Расширение возможностей связывается с созданием учебно-производственного комплекса высокотехнологичных лабораторий, ставит целью создание двух ресурсных центров, на базе которых будут реализованы инновационные образовательные технологии подготовки рабочих и специалистов по интегрированным программам начального и среднего профессионального образования для высокотехнологичных отраслей промышленности. Актуальность и важность данного ИОП подтверждается востребованностью проектируемого комплекса лабораторий со стороны предприятий-заказчиков и службой занятости населения.
Социальная и образовательная значимость ИОП [3] определяется возможностями создаваемого комплекса высокотехнологичных лабораторий, который позволит осуществлять:
- виртуальную имитацию и лабораторную апробацию учебно-производственных процессов;
- дистанционное обучение инвалидов с учётом профиля соответствующей специализации;
- совмещение производственно-практической подготовки обучающихся и студентов по сопряжённым программам начального и среднего профессионального образования базового и повышенного уровней;
- реализацию системы непрерывного образования молодёжи от этапа профориентации и выпуска из средней школы до вуза;
- реализацию универсальных образовательных проектов и программ повышения квалификации и
переподготовки взрослого населения.
В ходе реализации ИОП колледж станет образовательной площадкой, на базе которой будет проводиться подготовка по современным российским и европейским стандартам и образцам. Основные профессии: «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования»; «Станочник широкого профиля»; «Токарь-универсал»; «Сварщик». Цели ИОП в соответствии с запросами работодателей [2]:
- ускоренная подготовка специалистов в соответствии с требованиями к качеству обучения;
- владение практико-ориентированными технологиями;
- подготовка выпускников по вопросам международных стандартов качества производимой продукции;
- формирование и апробация модели организации непрерывного многоуровневого вариативного профессионального образования;
- разработка принципов и средств образовательной технологии подготовки специалистов в рамках модели непрерывного многоуровневого вариативного профессионального образования;
- создание системы устойчивого взаимодействия колледжа и рынка труда;
- обеспечение качества подготовки специалистов и повышение конкурентоспособности на рынке труда;
- способность колледжа удовлетворять запросам социальных партнеров. Задачи, реализуемые в рамках ИОП:
- определить требования к подготовке выпускников, вытекающих из характера профессии;
- мониторинг запросов работодателя к уровню подготовки специалистов;
- изучение системы социального партнерства в столичном мегаполисе и в странах европейского сообщества;
- разработка учета требований работодателя по подготовке специалистов, востребованных на рынке труда в соответствии с «востребованностью» и «трудоустройством» выпускников;
- разработка учебных планов, стандартов с учетом независимой адекватной оценки работодателей и органов образования;
- модернизация учебных помещений, ремонт помещений под учебные мастерские и лаборатории;
- сокращение времени адаптации специалистов к выбранной профессии;
- создание новых ученических рабочих мест.
Для внедрения современных образовательных технологий предполагается участие в работе Ресурсных центров работодателей и социальных партнеров, что позволит обновить содержание образовательных программ.
Главным ожидаемым результатом реализации ИОП станет повышение педагогической эффективности и качества подготовки выпускников Политехнического колледжа №31. Значимым результатом станет расширение образовательного функционала, которое позволит:
- реализовать имеющийся научный и административный потенциал, разносторонний практический опыт подготовки специалистов и социального партнёрства;
- оптимизировать трудоустройство и профессиональную карьеру выпускников. Ресурсный центр повысит образовательный рейтинг учебного заведения и обеспечит городской заказ на подготовку специалистов городского хозяйства.
Библиографический список:
1. Смирнов И.П. Человек. Образование. Профессия. Личность: Монография. - М., 2002. -482 С.
2. Кязимов К.Г. Подготовка квалифицированной рабочей силы как важнейшее условие развития инновационной экономики // « Научные исследования в образовании» приложение к журналу профессиональное образование. Столица - №09, 2010 г.
3. Семечева М.К. Формирование инновационного потенциала педагогов колледжа // «Научные исследования в образовании» приложение к журналу профессиональное образование. Столица. - №01, 2010 г.
Ключевые слова: инновационная деятельность, специалисты, этапы, структура, цели. Keywords: innovative activity, experts, stages, structure, the purposes.