Научная статья на тему 'Инновационная деятельность как основа подготовки квалифицированных специалистов'

Инновационная деятельность как основа подготовки квалифицированных специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
496
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СПЕЦИАЛИСТЫ / ЭТАПЫ / СТРУКТУРА / ЦЕЛИ / INNOVATIVE ACTIVITY / EXPERTS / STAGES / STRUCTURE / THE PURPOSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бодров Александр Николаевич

В статье рассматривается инновационная деятельность как основа повышения педагогической эффективности и качества подготовки выпускников в условиях внедрения ФГОС нового поколения.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бодров Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article innovative activity as a basis increase of pedagogical efficiency and quality of preparation of graduates in the conditions of introduction of Federal state educational standards of new generation is considered

Текст научной работы на тему «Инновационная деятельность как основа подготовки квалифицированных специалистов»

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

БОДРОВ А.Н.

В статье рассматривается инновационная деятельность как основа повышения педагогической эффективности и качества подготовки выпускников в условиях внедрения ФГОС нового поколения.

тельных проектов и программ^ as a basis increase of pedagogical efficiency and quality of preparation of graduates in the conditions of introduction of Federal state educational standards of new generation is

Инновационная деятельность в учреждении среднего профессионального образования связана с тем, что все составляющие ее виды: познавательная, ценностно-ориентировочная, коммуникативная, эстетичная, преобразовательная направлены на создание новых методов, методик, средств, технологий, учебных программ и т.п., позволяющих формировать специалистов в соответствии с современными требованиями экономики страны.

Инновационную деятельность можно представить как совокупность следующих компонентов: мотивы, цель, задачи, содержание, формы, методы, результаты.

Процесс модернизации образовательного учреждения сложен, так как названные компоненты инновационной деятельности всех ее видов могут быть реализованы в определенных условиях, среди которых следует выделить материальные, финансовые, социально-психологические, педагогические и др.

Инновационная деятельность по характеру может быть бесконечной и непрерывной, а по природе - мыслительная, рефлексивная. Инновации представляют собой результат новаторской деятельности в образовательном пространстве, ее продукт. Инновационная же деятельность, чаще всего, возникает вследствие других деятельностных процессов.

Введение педагогических инноваций всегда связано с процессом «сопротивления» отживающей инертной среды. В этой связи от создания условий для введения педагогических инноваций во многом зависит судьба последних (они могут обратиться в свою противоположность).

Инновационная деятельность в системе среднего профессионального образования не может осуществляться полностью самостоятельно. Во-первых, мировая практика, опыт «альтернативного» образования на Западе говорит о том, что в реализации инновационного процесса обязательно необходимо предусмотреть сотрудничество ученых-консультантов, ученых-практиков, философов, социологов, психологов, педагогов, методистов. Во-вторых, «авторские» профессиональные школы, хотя и возможны, но «авторство» почти всегда связано со многими именами тех ученых, которые возглавляют те или иные научные школы.

В тех учреждениях профессионального образования, которые не хотят работать по-старому, но не знают, как работать по-новому, как правило, нет научных консультантов, отсутствуют научные объединения, авторские школы и пр. Руководители таких колледжей с большой осторожностью (обычно после консультаций с учеными) проводят небольшие изменения, стимулируют «старое» и «новое». Это третий или низший уровень инновационной деятельности.

Анализ инновационной деятельности в продвинутых учреждениях среднего профессионального образования показывает, что среди первоочередных нововведений следует считать работу по введению в действие государственного образовательного стандарта, отбору учебного материала и его обновлению в соответствии с потребностями рынка труда. На разработку научных основ такого подхода ориентированы докторские диссертации Михайловой Н.Н., Снопко Н.М., Читаевой О.Б.

Кроме того, необходимо ответить на постоянно возникающий вопрос: «чему учить». В этой связи особый интерес вызывает выдвинутая доктором филос. наук. Смирновым И.П. новая парадигма открытой системы среднего профессионального образования: «Работодатель определяет

Профессиональное образование. Столица | № 03 2011

1

чему учить, образовательное учреждение как учить, абитуриент - где учиться» [1, С. 126]. Здесь возникают и требуют решения проблемы поиска таких педагогических технологий, которые могли бы удовлетворить запросы обучающихся профессиональных колледжей, безработных и просто желающих приобрести ту или иную профессию.

Для того, чтобы современные педагогические технологии «заработали», необходимо так подготовить и переподготовить профессионально-педагогических работников, чтобы они не испытывали «внутренних сопротивлении» инновациям. Речь идет не только о педагогической, но особенно психологической готовности педагогов.

Поскольку инновационная деятельность в системе среднего профессионального образования значительно отличается от подобной, которая проводится в общеобразовательных школах, прежде всего, своей технологической составляющей (меняющей природу образовательной системы в целом), то основной акцент делается на введение педагогических инноваций в процессе практического обучения.

Инновации в этом случае затрагивают процесс изучения местных потребностей и запросов лиц, нуждающихся в приобретении профессии, анализа современных технологий, организации производства, сбыта, предпринимательской и маркетинговой деятельности, а значит, обновления как содержания среднего профессионального образования, так и его форм, средств, методов, используемых на практике.

Анализ исследований, которые посвящены организации инновационной деятельности и созданию инновационных моделей открытых учреждений в системе среднего профессионального образования Москвы показывает, что, во-первых, нужно фиксировать процесс возникновения нового на базе одного или ряда профессиональных колледжей. Во-вторых, процессу обновления нужно придать особый (психологический) характер, посвятив значительное количество времени работе методистов и руководителей колледжей по преодолению имеющихся стереотипов и, прежде всего, в педагогическом сознании и самосознании педагогов. В-третьих, уделить достаточное внимание процессу внедрения, то есть «перенормированию» педагогической деятельности.

Процесс принятия или неприятия нового в образовательной системе целесообразно рассматривать с позиции качественного состояния инновационной среды, возможности или невозможности ее сохранения, устойчивости и способности к саморазвитию.

Проектирование нового, его строительство должно быть нацелено на снятие стихийных, непредвиденных изменений, которые могут значительно задерживать реализацию тех или иных педагогических новшеств. Управление инновационным развитием учреждения среднего профессионального образования и есть предвидение того, как любое педагогического новшество может быть принято педагогами, какова их готовность к освоению нового, не приведет ли оно к сложным межличностным отношениям внутри педагогического коллектива, в какой мере могут быть нарушены нормы, принятые преподавателями и мастерами производственного обучения.

Для того чтобы учреждение среднего профессионального образования находилось в режиме саморазвития, целесообразно осуществлять отбор, систематизацию, накопление в инновационных банках педагогических новшеств, формулировать заказ научным структурам на разработку требуемых в практике нововведений, а также оценивать и рекламировать значимые для практики педагогические новшества, создавать и обеспечивать осуществление деятельности по внедрению педагогических новшеств.

Отвечая на потребности практики, в течение последнего десятилетия в педагогической науке заявила о себе новая область знания - педагогическая инноватика, которая изучает процессы инновационного развития системы образования. Доказано, что инновационные процессы детерминированы повышением социальной открытости системы среднего профессионального образования и постепенным возрастанием ее потенциала саморазвития.

Анализ источников, которые посвящены изучению инновационных процессов в профессиональном образовании показывает, что, во-первых, новые социально-экономические изменения

в России и, прежде всего, отношения, которые существуют между людьми (как форма), породили необходимость создания нового содержания в виде инноваций в профессиональное образование.

Инновация считается успешной, если освоение положенного в ее основу нового средства позволило решать задачи развития образовательного учреждения - как ведущего элемента образовательной системы. Важно проанализировать «что устарело», осталось в прошлом, своевременно заглянуть в будущее. Строительство будущего в экономике во многом определяется строительством будущего в образовательной системе. Причем, это утверждение справедливо по отношению не только к системе образования вообще, но и к каждому ее элементу, в том числе и профессиональному колледжу.

Содержательная структура инновационного процесса предполагает все указанные выше этапы: рождение, разработка, освоение инноваций в различных видах педагогической деятельности, осуществляемой:

- в теоретическом обучении;

- в практическом обучении;

- в управлении учреждениями;

- в воспитательной работе;

- в работе с родителями, работодателями, службой труда и занятости.

Особую роль играет структура жизненного цикла инноваций. Она позволяет прогнозировать динамику инновационных процессов, а значит, и проектировать модель инновационного образовательного учреждения. Известно, что любой инновационный процесс носит циклический характер и выражается в фазах (этапах), которые проходит каждое педагогическое новшество: возникновение (старт); быстрый рост; зрелость; освоение; диффузия; насыщение; ру-тинизация (иррадиация); кризис; финиш (отмирание нового).

Наиболее важным в формировании новой модели инновационного образовательного учреждения, на наш взгляд, является этап возникновения (старта) педагогического новшества. Без него образовательная система развиваться ощутимо не сможет, ибо нужно создать необходимые условия: финансовые, материально-технические, психологические, организационные и пр. Функцию стимулирования стартовых возможностей в настоящее время и выполняет национальный проект «Образование».

Следующий этап - создание условий для освоения педагогического нововведения большинством профессионально-педагогических работников, во всех сферах образовательного процесса.

Этап рутинизации может быть характерен для той образовательной системы, в которой не фиксируют длительность использования инноваций. В этом случае может наступить ситуация, когда «новое» становится нормой, обычным явлением. Управленцы и педагоги перестают «напрягаться» и тогда может наступить этап кризиса - исчерпанность возможностей применить его в новых областях и, как правило, сразу финиш, т.е. ситуация, когда инновация перестает быть таковой или требует замены другой, более эффективной.

Инновационный потенциал приоритетного национального проекта «Образование» апробирован в ходе участия в нем Политехнического колледжа №31 города Москвы. Колледж является государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования, реализующим государственные образовательные программы начального и среднего профессионального образования базового и повышенного уровней.

На конкурс приоритетного национального проекта «Образование» была представлена инновационная образовательная программа, созданная по итогам педагогического эксперимента. Был произведен выбор вариантов интегрированных учебных планов и рабочих программ (в соответствии с ФГОСами нового поколения) по циклам предметов НПО и СПО, ведущих к сокращению сроков подготовки. Осуществлена разработка интегрированной учебно-программной документации для реализации образовательной траектории по выбранным профессиям НПО: «Автомеха-

ник», «Токарь-универсал», «Фрезеровщик-универсал», «Станочник широкого профиля» - и специальностям СПО: «Технология машиностроения», «Автомобиле - и тракторостроение».

Основная профессиональная образовательная программа строилась на основе сравнительного анализа государственных требований к уровню подготовки выпускников по специальностям СПО и профессиям НПО, перечня образовательных модулей (дисциплин) профессий и специальностей, государственных требований к минимуму содержания по родственным одноименным образовательным модулям специальностей СПО и профессий НПО.

На основе примерных учебных планов и программ был проведен сравнительный анализ перечня общепрофессиональных дисциплин и специальных дисциплин, производственной (профессиональной) практики специальностей СПО и родственным профессиям НПО. При этом целью явилось выявление однонаправленности содержания между профессиями и специальностями в области машиностроения, формирование унифицированных модулей подготовки по выбранным профессиям и специальностям машиностроения, а также установление взаимосвязи между образовательными модулями выбранных специальностей СПО и родственных им профессий НПО, производственной профессиональной практикой по специальностям СПО и производственным обучением и производственной практикой профессий НПО.

На основании полученных данных были выделены родственные модули, содержание которых проанализировано на уровне разделов, тем, признаков учебных элементов и дидактических единиц, а также уровней усвоения учебных элементов. Проведенный анализ позволил разработать интегрированный двухуровневую учебную программу по выбранным профессиям НПО и специальностям СПО с сокращением срока обучения на 1 год (3 года - НПО и 1 год 10 месяцев - СПО).

Проведенный совместно с социальными партнерами мониторинг уровня компетентности и профессионализма практикантов и выпускников колледжа позволил обосновать потребность в создании системы независимой сертификации выпускников для объективной оценки присваиваемой квалификации в области металлообработки и автомобилестроения.

В ходе экспериментальной работы разработан прототип мотивационной модели профессиональной подготовки по интегрированным программам профессионального образования.

Суть разработанной модели состоит в том, что разработка системы алгоритмов и методов работы с учащимися школ позволит привлечь большее количество абитуриентов на обучение по профессиям и специальностям в области машиностроения в условиях перехода подготовки специалистов по интегрированным образовательным программам.

Данный инновационный образовательный проект (ИОП) ставил целью расширение возможностей Политехнического колледжа №31. Расширение возможностей связывается с созданием учебно-производственного комплекса высокотехнологичных лабораторий, ставит целью создание двух ресурсных центров, на базе которых будут реализованы инновационные образовательные технологии подготовки рабочих и специалистов по интегрированным программам начального и среднего профессионального образования для высокотехнологичных отраслей промышленности. Актуальность и важность данного ИОП подтверждается востребованностью проектируемого комплекса лабораторий со стороны предприятий-заказчиков и службой занятости населения.

Социальная и образовательная значимость ИОП [3] определяется возможностями создаваемого комплекса высокотехнологичных лабораторий, который позволит осуществлять:

- виртуальную имитацию и лабораторную апробацию учебно-производственных процессов;

- дистанционное обучение инвалидов с учётом профиля соответствующей специализации;

- совмещение производственно-практической подготовки обучающихся и студентов по сопряжённым программам начального и среднего профессионального образования базового и повышенного уровней;

- реализацию системы непрерывного образования молодёжи от этапа профориентации и выпуска из средней школы до вуза;

- реализацию универсальных образовательных проектов и программ повышения квалификации и

переподготовки взрослого населения.

В ходе реализации ИОП колледж станет образовательной площадкой, на базе которой будет проводиться подготовка по современным российским и европейским стандартам и образцам. Основные профессии: «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования»; «Станочник широкого профиля»; «Токарь-универсал»; «Сварщик». Цели ИОП в соответствии с запросами работодателей [2]:

- ускоренная подготовка специалистов в соответствии с требованиями к качеству обучения;

- владение практико-ориентированными технологиями;

- подготовка выпускников по вопросам международных стандартов качества производимой продукции;

- формирование и апробация модели организации непрерывного многоуровневого вариативного профессионального образования;

- разработка принципов и средств образовательной технологии подготовки специалистов в рамках модели непрерывного многоуровневого вариативного профессионального образования;

- создание системы устойчивого взаимодействия колледжа и рынка труда;

- обеспечение качества подготовки специалистов и повышение конкурентоспособности на рынке труда;

- способность колледжа удовлетворять запросам социальных партнеров. Задачи, реализуемые в рамках ИОП:

- определить требования к подготовке выпускников, вытекающих из характера профессии;

- мониторинг запросов работодателя к уровню подготовки специалистов;

- изучение системы социального партнерства в столичном мегаполисе и в странах европейского сообщества;

- разработка учета требований работодателя по подготовке специалистов, востребованных на рынке труда в соответствии с «востребованностью» и «трудоустройством» выпускников;

- разработка учебных планов, стандартов с учетом независимой адекватной оценки работодателей и органов образования;

- модернизация учебных помещений, ремонт помещений под учебные мастерские и лаборатории;

- сокращение времени адаптации специалистов к выбранной профессии;

- создание новых ученических рабочих мест.

Для внедрения современных образовательных технологий предполагается участие в работе Ресурсных центров работодателей и социальных партнеров, что позволит обновить содержание образовательных программ.

Главным ожидаемым результатом реализации ИОП станет повышение педагогической эффективности и качества подготовки выпускников Политехнического колледжа №31. Значимым результатом станет расширение образовательного функционала, которое позволит:

- реализовать имеющийся научный и административный потенциал, разносторонний практический опыт подготовки специалистов и социального партнёрства;

- оптимизировать трудоустройство и профессиональную карьеру выпускников. Ресурсный центр повысит образовательный рейтинг учебного заведения и обеспечит городской заказ на подготовку специалистов городского хозяйства.

Библиографический список:

1. Смирнов И.П. Человек. Образование. Профессия. Личность: Монография. - М., 2002. -482 С.

2. Кязимов К.Г. Подготовка квалифицированной рабочей силы как важнейшее условие развития инновационной экономики // « Научные исследования в образовании» приложение к журналу профессиональное образование. Столица - №09, 2010 г.

3. Семечева М.К. Формирование инновационного потенциала педагогов колледжа // «Научные исследования в образовании» приложение к журналу профессиональное образование. Столица. - №01, 2010 г.

Ключевые слова: инновационная деятельность, специалисты, этапы, структура, цели. Keywords: innovative activity, experts, stages, structure, the purposes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.