Научная статья на тему 'Принципы формирования системы государственного регулирования сферы сельского хозяйства'

Принципы формирования системы государственного регулирования сферы сельского хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
259
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ / ЦЕЛЕРАЦИОНАЛЬНОСТЬ / ЦЕЛЕВАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ВЗАИМОСОГЛАСОВАННОСТЬ И БЕСКОНФЛИКТНОСТЬ ЦЕЛЕЙ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / АДРЕСУЕМОСТЬ МЕРОПРИЯТИЙ / СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД / ПРО-СЛЕЖИВАНИЕ И ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бадалян Манвел Эдикович

Задача государственного регулирования сельского хозяйства имеет не только важное значение, но и значительные трудности и масштабность. Этот процесс обусловливает различные прямые и косвенные последствия, и во избежание возможного ущерба и с целью обеспечения высокой эффективности процесса, необходимо формирование системы его реализации с учетом заранее установленных обоснованных принципов. В ста-тье разработаны основные принципы государственного регулирования сельского хозяйства. Предложены и обоснованы18 принципов, которые необходимо учитывать при разработке и реализации системы государственного регулирования сельского хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы формирования системы государственного регулирования сферы сельского хозяйства»

менным требованиям, в том числе экономистах, должности которых в штатных расписаниях большинства хозяйств упразднены [4].

Между тем в обозримом будущем в отрасли может возникнуть острый дефицит в квалифицированных экономистах. Согласно новым подходам Министерства образования и науки РФ экономические специальности постепенно выводятся из числа профильных для сельского хозяйства. Практическим воплощением этой политики служит ежегодное уменьшение бюджетных мест по подготовке экономистов в сельскохозяйственных вузах. Чтобы объективно судить о кадровой политике в аграрном секторе и определить необходимые объемы подготовки экономистов для отрасли, следует разработать соответствующие нормативы. Не вызывает сомнения целесообразность повышения уровня подготовки самих экономистов, а также освоения специалистами других профилей экономических знаний. В противном случае, рост продуктивности и объемов производства в сельском хозяйстве не будут сопровождаться приемлемым ростом прибыльности.

Таким образом, наши исследования показывают, что главная проблема аграрного сектора России заключается в недостатке высококвалифицированных кадров. Поэтому в аграрной политике России опережающее развитие должен получить ее кадровый блок, то есть обеспечению сельского хозяйства страны высококвалифицированными кадрами государству следует придать особый приоритет. Пока данное положение не реализуется в должной мере.

Библиографический список

1. Адуков Р.Х. Аграрные реформы в России и Германии: итоги, проблемы, перспективы // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2004. - № 6. - С.53-54.

2. Адуков Р.Х. Экономика не может быть инновационной без наличия инновационно ориентированной системы управления // Никоновские чтения. - 2009. - № 14. - С. 528-531.

3. Адуков Р.Х., Адукова А.Н. Кадровые сертификаты для сельской экономики // Экономика сельского хозяйства России. - 2003. - № 1. - С. 16.

4. Адукова А.Н. Обеспечение сельскохозяйственных организаций кадрами управления: организационный механизм /А.Н. Адукова, И.А. Семаева. - М.: НУ ОАОУ, - 2013. - 138 с.

5. Долгушкин Н.К. Формирование кадрового потенциала сельского хозяйства: (вопросы теории и практики). - М.: Росинформагротех. - 2004. - 358 с.

М.Э. Бадалян

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СФЕРЫ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Аннотация: задача государственного регулирования сельского хозяйства имеет не только важное значение, но и значительные трудности и масштабность. Этот процесс обусловливает различные прямые и косвенные последствия, и во избежание возможного ущерба и с целью обеспечения высокой эффективности процесса, необходимо формирование системы его реализации с учетом заранее установленных обоснованных принципов. В статье разработаны основные принципы государственного регулирования сельского хозяйства. Предложены и обоснованы 18 принципов, которые необходимо учитывать при разработке и реализации системы государственного регулирования сельского хозяйства.

Ключевые слова: целенаправленность, целерациональность, целевая эффективность,

© Бадалян М.Э., 2013

взаимосогласованность и бесконфликтность целей, системный подход, государственное регулирование сельского хозяйства, адресуемость мероприятий, ситуационный подход, прослеживание и оценка воздействий.

Представим наши формулировки принципов формирования системы государственного регулирования сельского хозяйства.

1. Целенаправленность.

Система государственного регулирования сельского хозяйства должна разрабатываться, и регулирование должно осуществляться применением парадигмы целевой эффективной деятельности через четкое формулирование целей этой деятельности и выбор более эффективных средств их реализации. Любая осознанная деятельность, каковой является государственное регулирование сферы сельского хозяйства, начинается с выдвижения определенных целей, и на практике всегда и все возможности направляются на осуществление этих целей. Именно цели определяют направление действий по ее осуществлению и уточняют необходимые для этого ресурсы. Этот постулат не всегда находится в центре внимания теорий государственного регулирования и управления, предполагается, что он довольно прост и не требует особенного внимания. Не исследуются и не выявляются механизмы выдвижения целей; без анализа и оценки трудно понять сущность государственного регулирования, оценить эффективность этой деятельности.

2. Целерациональность.

Для реализации целей государственного регулирования любой сферы требуются определенные (природные, финансовые, человеческие и др.) ресурсы, без учета их ограниченности представление этих целей носит декларативный характер, перечень добрых пожеланий. Реальная демократия предполагает объективную основу и рациональный характер формирования целей. Согласно Максу Веберу «целерационально то действие, которое осуществляется на основе четкого понимания цели действующего субъекта и необходимых для ее достижения ресурсов» [1]. Иначе говоря, важное значение придается не только выдвижению целей, а также возможностям и путям по их достижению. Из сказанного следует, что любая цель, поставленная в системе государственного регулирования сельского хозяйства, требует многостороннего анализа и оценку путей по ее достижению и требуемых ресурсов.

3. Обоснованность проблемы.

Цель государственного регулирования экономики или ее отдельных отраслей очень часто представляется как преодоление или смягчение проблемы (проблем). В литературе проблема в общих чертах рассматривается как отклонение желаемого от реального. В этой интерпретации проблему можно рассматривать как абстрактное понятие, которое становится мотивом деятельности. Если учесть, что цель государственного регулирования также является мотивом деятельности, то преодоление проблем экономики или ее отдельных отраслей может совпадать, но не отождествляться с целью. Очень часто для достижения цели необходимо преодоление ряда проблем. Если учесть, что проблемы осознаются и решаются человеком, при их исследовании нельзя игнорировать роль человеческого фактора, связанного с трудностями его восприятия. К таким трудностям можно отнести видение перспективных проблем, представление постановки, классификацию отсюда и могут вытекать довольно серьезные последствия, такие как, например, неточная формулировка целей и средств по их достижению и исходящие из этого отрицательные явления.

4. Целевая эффективность.

Сложность регулируемого объекта, масштабность реформ, многообразие возможных направлений реформ не дают возможности однозначно определять экономические механиз-

мы и рычаги, что помогло бы реализации представленных всеобщих целей. Добавим, что согласно парадигме целевой эффективной деятельности, эффективная реализация мероприятий реформы также включается в состав целей. Из сказанного следует, что целевое эффективное решение проблемы требует уточнения всеобщей цели, логико-аналитическое разделение на составляющие мероприятия, реализации которых приведет к реализации всеобщей цели. Иначе говоря, сформируется иерархическое описание целей, которое представит детальное описание всеобщей цели государственного регулирования посредством подцелей. Точность и однозначность последних предоставит возможность выбора эффективных средств их реализации, а их взаимосогласованное единство представит путь достижения всеобщей цели. Таким путем возможно найти эффективное решение проблемы. Именно формирование точной и объемлемой системы целей предоставляет возможность системно подойти к проблеме, уточнить последовательность решения, выделить последовательные шаги разработки программы.

5. Взаимосогласованность и бесконфликтность целей.

Государственное регулирование сельского хозяйства - многоцелевой процесс. При этом эти цели могут быть как одного уровня, так и выступать как подцели более высокого уровня для каждой отдельной цели. Процесс государственного регулирования не является неизменным, он находится в постоянном развитии, и от специалистов требуется специальное выделение целей, средств, ресурсов и механизмов, определение точных пропорций. Государственное регулирование сельского хозяйства носит перспективный характер и имеет широкие горизонты: иногда даже доходит до десятилетия. Цель - связь между будущим и настоящим. То, что делается сегодня, определяет, что будет в будущем, и зависимо от целей, поставленных на будущее, определяются сегодняшние действия. Из сказанного следует, что взаимосогласованность целей носит не только статический, но и динамический характер, что нельзя не учитывать при разработке и реализации исследуемой системы.

6. Точное понимание регулируемого объекта, многостороннее познание и оценка.

Этот принцип - одно из условий, необходимых для формирования эффективной

системы государственного регулирования сельского хозяйства, так как трудно представить, что возможно принимать решения, расходовать ресурсы для решения тех задач, относительно которых отсутствуют обоснованные, определенные и адресуемые понимания. Из сказанного следует, что для формирования системы государственного регулирования необходимо:

- провести анализ нынешнего состояния сферы и динамики в таком ретроспективном промежутке времени, которому соответствует сформированная тенденция развития;

- изучить региональную картину развития сферы;

- оценить потенциал развития сферы по региональным единицам;

- оценить эффективность использования потенциала;

- выявить насущные проблемы в сфере, в том числе по региональным единицам;

- оценить глубину проблем, выявить причинно-следственные связи;

- сформировать типологии региональных единиц по основным характеристикам сферы и по насущным проблемам;

- выявить подлежащие государственному регулированию насущные проблемы, оценить целесообразность решения;

- выделить и взаимосогласовать системным подходом стратегические направления решения задач, разработать концепцию реформ;

- разработать направления реформ, провести экспертную оценку.

7. Точное представление регулируемых задач.

По нашему пониманию задача государственного регулирования экономики или отдельных секторов, в том числе сельского хозяйства, формально можно представить следующим образом.

Предположим У - вектор переменных, характеризующих регулируемый объект, а АУ

АУ = (А У1п1, А У 8ир) а У-« - промежуток желаемых значений переменных. х 1111 где 1 тг - нижний,

АУ

а 8иР - верхний пределы значений переменной.

Задача регулирования - реально обеспечить, чтобы У принадлежал промежутку АУ ( У С АУ). При этом задача может иметь дополнительные ограничения, такие как, например предоставляемых для этой цели финансовых ресурсов.

Для точной формулировки этой задачи необходимо провести следующие действия:

- уточнить количественные и качественные характеристики, представляющие сферу, методологию оценки, методические подходы расчета, перечень показателей оценки, сформировать вектор У;

- с целью формирования вектора АУ определить промежутки изменения показателей;

- для качественных характеристик определить желаемые ситуации;

- обосновать и выделить проблемы.

8. Системный подход.

Государственное регулирование сельского хозяйства - сложная система, которая включает в себя взаимосвязанные подсистемы, выделенные по определенным характеристикам. Реализуемые в каждой из этих подсистем процессы регулирования имеют свое воздействие на результаты как остальных подсистем, так и общей системы. Следовательно, разработка и реализация системы государственного регулирования должны осуществляться с учетом этих воздействий, т.е. в процессе ее исследования и решения задач необходимо применение системного подхода, что предполагает:

- выявление связей между всеми подсистемами (частично локализованными проблемами и направленными на их преодоление процессами);

- оценку последствий процессов, направленных на регулирование каждой из подсистем, на остальные подсистемы;

- выявление связей между системой и внешней средой, оценки воздействий процессов, осуществляемых в системе;

- проведение любого регулирующего мероприятия с учетом связей между подсистемами, включенными в систему.

9. Обоснованность проблем, подлежащих государственному регулированию сельского хозяйства.

В условиях рыночной экономики участие государства в процессах, осуществляемых в любой сфере экономики, ограничивается определенными пределами, так как рынок, в свою очередь, диктует собственные требования. Игнорирование этих требований и жесткое применение регулирующих механизмов может ослабить действие рыночных рычагов, затормозить развитие формирования конкурентного рынка сельскохозяйственной продукции, тем самым снизить конкурентоспособность национального сельского хозяйства. С этой точки зрения, крайне важна задача четкого разделения подлежащих государственному регулирова-

нию проблем. Решение этой задачи, по нашему мнению, дожно осуществляться по принципам объективности, необходимости и достаточности.

Принцип объективности выражает зависимость государственного регулирования сельского хозяйства от общественных целей, сформированных на данном историческом этапе, и наличных ресурсов. Нарушение этого принципа может привести к большим потерям, распылению ресурсов, породить отрицательное отношение к процессу государственного регулирования сферы. Под принципом необходимости понимаем, что государство прямыми или косвенными механизмами должно вмешиваться в решение тех задач, которые являются непосредственным следствием государственных функций (например, регулирование земельных отношений, определение законодательных норм, обеспечение конкурентности и др.), и макроэкономических целей, которые не могут быть решены рыночными механизмами путем саморегулирования: по крайней мере в течение необходимого промежутка времени. Из принципа достаточности следует, что государственные средства и усилия могут быть потрачены на смягчение или преодоление лишь тех проблем, для которых государственное вмешательство - единственный эффективный вариант.

10. Взаимосогласованность сферы сельского хозяйства и региональных политик.

Сфера сельского хозяйства - то самое звено экономики, с которым связаны задачи, которые не могут быть решены независимо от развития общин и решения задач децентрализации управления. Именно с этой точки зрения должны обсуждаться задачи государственного регулирования сельского хозяйства. Задача государственного регулирования сельского хозяйства поднимается по причине определенной параллельности функций с органами регионального управления, следовательно и по причине необходимости взаимосогласования. Так как и сельское хозяйство, и региональное управление, и регулирование конкретизируются в регионах возникает задача их взаимосогласования. Схемы взаимосогласования могут быть различными в зависимости от макроэкономических целей, конкретных условий в регионе, в том числе от потенциала развития сельского хозяйства, уровня развития, специализации и других.

11. Справедливое распределение взамен оптимальности по Парето.

Оптимум по Парето существует тогда, когда имеет место такое распределение ресурсов и готовой продукции, при котором отсутствует какой-либо вариант перераспределения, улучшающий по крайней мере положение одного индивида и не ухудшающий положения других [2]. Наряду с большим экономическим значением этого постулата необходимо отметить, что возможности его применения на практике строго ограничены, особенно когда это относится к вопросам вмешательства государства в экономику. На практике любая экономическая политика осуществляется за счет потерь определенных групп. С этой точки зрения в процессе государственного регулирования сельского хозяйства следование данному принципу становится невозможным. С другой стороны, в процессе государственного регулирования сферы правила игры должны устанавливаться таким образом, чтобы улучшение благосостояния любого из участников не происходило за счет остальных. Таким образом, нельзя допустить, чтобы благосостояние хозяйствующих субъектов улучшилось за счет потребителей или же придавать первоочередность решению проблем в сфере сельского хозяйства без серьезных обоснований, игнорируя остальные.

По нашему мнению, в процессе государственного регулирования сельского хозяйства постулат «оптимальность по Парето» можно заменить постулатом «справедливое распределение», для применения которого на практике потребуется:

- оценить первоочередность проблем, подлежащих государственному регулированию;

- изучить региональную распределенность проблем, подлежащих государственному регулированию, и по необходимости (если в соответствующие программы не будут вовлечены все региональные единицы) ранжировать региональные единицы по первоочередности решения этих проблем и обосновать это;

- провести многосторонний прогноз всех решений, принятых в рамках государственного регулирования сферы, и последствий примененных механизмов с вовлечением всех участвующих сторон.

12. Вариантные решения проблем, подлежащих государственному регулированию, и выбор эффективного варианта.

Экономические механизмы преодоления (смягчения) проблем, подлежащие государственному регулированию, зачастую не являются единственными, и не всегда возможно принятие решения непосредственно и равнозначно. В связи с этим разработка и формирование системы государственного регулирования сельского хозяйства требует вариантного подхода и обоснования выбора эффективного варианта.

13. Обеспечение профессионализма.

Обоснование необходимости государственного регулирования сельского хозяйства, уточнение целей, распределение проблем, препятствующих их достижению, правильный выбор и обоснование средств государственного регулирования, по своей сущности, научно-практические задачи, которые требуют осуществления соответствующих ситуационных, причинно-следственных, прогнозных и прочих исследований. Высококачественное решение этих задач требует научного подхода и умения профессионального применения знаний. Необходимое условие реализации этого процесса на высоком уровне - наличие глубоких знаний и трудового опыта вовлеченных специалистов и органов управления, навыков творческого применения этих знаний, что, в свою очередь, требует правильного выбора специализированных кадров, имеющих высокую квалификацию и опыт исследовательского труда, кадрового обеспечения, соответствующего выдвинутым требованиям.

14. Обеспечение участия общественности.

На всех этапах разработки, экспертизы и осуществления системы государственного регулирования сельского хозяйства необходимо обеспечение участия общественности, особенно хозяйствующих в сфере сельского хозяйства субъектов и сельского населения.

15. Обеспечение адресности осуществляемых мероприятий.

Эффективность процессов, осуществляемых в рамках государственного регулирования сельского хозяйства, в значительной мере обусловливается их правильной адресностью, уточняя для каждой ситуации в каких региональных единицах, в каком сроке и какие механизмы могут применяться. Это станет также основой для определения, в каком промежутке времени какие результаты можно ожидать в конкретных региональных единицах благодаря применению конкретных механизмов.

Обеспечение такой адресности требует:

- целевую классификацию и типологизацию региональных единиц, занимающихся сельским хозяйством, на основе различных критериев;

- для группы региональных единиц каждого вида разделение требующих первоочередного решения проблем, подлежащих государственному регулированию. Можно предположить, что различные виды могут иметь идентичные проблемы, если в основе группировки в качестве критерия не было учтено наличие этой проблемы. Необходимо отметить, что для групп, разделенных в похожей ситуации, подходы решения этих проблем могут быть различными;

- для каждого вида обоснование механизмов решения проблем, подлежащих государственному регулированию, и их выдвижение с учетом вышепредставленных постулатов.

16. Возможное применение опыта государственного регулирования сельского хозяйства.

Задачи, подлежащие государственному регулированию сельского хозяйства, могут быть свойственны также другим странам. Знание и применение опыта этих стран могут быть полезны для стран, преследующих идентичные цели, для чего требуется:

- изучение опыта других стран, группировка по основным характеристикам и по примененным в них механизмам;

- оценка возможностей применения составляющих, выделенных из этого опыта с учетом особенностей страны, прогнозы последствий.

17. Выявление особенностей и необходимость ситуационного подхода.

Решения, принимаемые в рамках государственного регулирования сельского хозяйства, их программное обеспечение, выбранные механизмы, направленные на решение конкретных задач, в зависимости от ситуации могут различаться. Иными словами, по своему содержанию одна и та же задача может иметь особенности, связанные с этапом и уровнем развития экономики и рядом прочих факторов, в то же время подходы к решению этих задач будут различны, что также зависит от разных объективных факторов (роли сельского хозяйства, социально-экономической и политической ситуаций и прочее). Следовательно, принятие решений с этой точки зрения также ситуационное; выявление особенностей проблем, подлежащих государственному регулированию, становится необходимым условием их эффективного рассмотрения. Из сказанного следует, что наряду с детальным описанием каждой из проблем, требующих решения в процессе разработки и осуществления системы государственного регулирования сельского хозяйства, необходимо:

- выявить причины их возникновения, динамику развития, возможности и сроки саморегулирования;

- в условиях отсутствия возможностей саморегулирования каждой из проблем спрогнозировать изменения во времени и их последствия;

- спрогнозировать все возможные прямые и косвенные, непосредственнные и дальнейшие последствия государственного вмешательства в данной ситуации.

18. Прослеживание и оценка воздействий.

Государственное регулирование сельского хозяйства - длительный динамический процесс, в течение этого периода возможны такие экономические, политические изменения, которые могут требовать новаций также в государственных программах, направленных на регулирование сельского хозяйства. Это означает, что эффективное осуществление этого процесса требует не только принятия соответствующих данной ситуации решений и их реализацию, но и обеспечение соответствующих изменений, зависимых от ситуационных изменений, от результатов осуществляемых программ. Прослеживание результатов и оценка воздействий - взаимодополняющие процессы, их нельзя отождествлять. Конечно же, оба процесса требуют представление развития сельского хозяйства как сбор систематизированной информации, мониторинг и анализ. Однако они существенно различаются в зависимости от спроса информации, методологии оценки, конечного использования и др.

В течение всего процесса государственного регулирования становятся необходимостью прослеживание и оценка:

- положительных сдвигов в сельском хозяйстве, если таковые есть, являются ли они результатом осуществляемых действий в рамках государственного регулирования со сторо-

ны правительства или же факторов саморегулирования и прочих посредством рыночных механизмов;

- как воздействуют осуществляемые программы на различные виды хозяйствующих в сфере сельского хозяйства субъектов и крестьянских хозяйств, разграниченных по размерам общин и экономики, направлениям деятельности и прочим признакам;

- есть ли положительные или отрицательные воздействия, не предусмотренные (заранее не обдуманные) конкретной программой;

- оправданы ли расходы, связанные с каждой из программ.

Возможно, в процессе формирования системы государственного регулирования нужно будет отказаться от некоторых выдвинутых принципов или же дополнить их другими. Однако, по нашему мнению, выдвинутые принципы, которые взаимозависимы друг от друга, и на практике осуществлено их совместное применение, могут стать гарантией эффективного управления сельского хозяйства.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Вебер М. Избранные произведения / М. Вебер. - М., 1990. - С. 645.

2. Словарь современной экономической теории Макмиллана. - М., ИНФРА-М, 1997. - С. 376.

Б.М. Бедин А.С. Гусак

К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ НЕДВИЖИМОСТИ КАК ОБЪЕКТА

УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация: в статье рассматриваются особенности недвижимости как объекта управления, свойства недвижимости как материального объекта, а также как объекта правовых, экономических и социальных отношений. Проведен анализ взаимосвязи различных свойств недвижимости.

Ключевые слова: недвижимость, управление, объект управления, особенности недвижимости.

При управлении недвижимостью важно учитывать, что объекты недвижимости объединяют в себе четыре аспекта: физический, правовой, экономический и социальный. Необходимо отметить, что с точки зрения управления важна взаимосвязь правовых, физических, экономических и социальных свойств недвижимости. В отдельности некоторые из них представлены в [1; 3; 10], там же упоминается и об их тесной связи, однако в полной мере по всем свойствам в данных источниках она не прослеживается.

Как показал проведенный анализ литературы по темам управления и экономики недвижимости, особенностям недвижимости как объекта управления вообще уделяется очень мало внимания. Мы пришли к выводу о том, что большинство авторов рассматривают различные особенности недвижимости в отдельности: как физического объекта [11; 13], как товара [5; 6; 7; 8; 12], как финансового актива [6; 7; 12], как объекта инвестирования [4], как объекта девелопмента [13]. Также наблюдается, что в разных источниках одни и те же особенности могут относиться к разным группам свойств. Или наоборот, например, как в [9],

© Бедин Б.М., Гусак А.С., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.