Научная статья на тему 'Главный приоритет аграрной политики России'

Главный приоритет аграрной политики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ КАДРЫ / КАДРЫ УПРАВЛЕНИЯ / СИСТЕМА КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Адукова Алевтина Николаевна, Семаева Ирина Александровна, Захаров Руслан Владимирович

В статье обосновывается, что главным приоритетом аграрной политики России должна стать эффективная система кадрового обеспечения сельского хозяйства. Выявлено, что это важное условие в программах развития сельского хозяйства России не учитывается в полной мере. Вместо этого основной акцент в них делается на укреплении материальной базы сельского хозяйства, что при нынешнем уровне квалификации основной массы специалистов отрасли не дает приемлемого эффекта. Показана неоправданность сложившейся в последние годы практики снижения внимания к экономической работе в сельхозорганизациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Адукова Алевтина Николаевна, Семаева Ирина Александровна, Захаров Руслан Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Главный приоритет аграрной политики России»

Раздел I. РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕВОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

А.Н. Адукова И.А. Семаева Р.В. Захаров

ГЛАВНЫЙ ПРИОРИТЕТ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

Аннотация: в статье обосновывается, что главным приоритетом аграрной политики России должна стать эффективная система кадрового обеспечения сельского хозяйства. Выявлено, что это важное условие в программах развития сельского хозяйства России не учитывается в полной мере. Вместо этого основной акцент в них делается на укреплении материальной базы сельского хозяйства, что при нынешнем уровне квалификации основной массы специалистов отрасли не дает приемлемого эффекта. Показана неоправданность сложившейся в последние годы практики снижения внимания к экономической работе в сельхозорганизациях.

Ключевые слова: сельское хозяйство, кадровая политика, квалифицированные кадры, кадры управления, система кадрового обеспечения.

В российской аграрно-экономической науке и сельскохозяйственной практике не совсем обоснованно принято считать, что отечественному сельскому хозяйству не только необходимо, но и возможно оказание финансовой помощи, соизмеримой с той, которая осуществляется в США или странах ЕС. Анализ показывает, что решить эту задачу в обозримой перспективе практически невозможно. Российская экономика ни сейчас, ни в ближайшем будущем не в состоянии дотировать отрасль в размерах, принятых в развитых государствах. Связано это с тем, что почти все отрасли экономики и социальной сферы страны в той или иной мере находятся в кризисном состоянии и нуждаются в серьезной государственной поддержке, включая малое предпринимательство, образование, медицину, дорожное строительство и другие. Поэтому для повышения конкурентоспособности аграрного сектора России в условиях острой нехватки финансовых ресурсов обеспечение его квалифицированными кадрами становится особо актуальной. Однако пока это важное требование времени не учитывается в должной мере.

С формальной точки зрения вопросам обеспечения сельского хозяйства страны квалифицированными кадрами государство уделяет много внимания. Однако решаются при этом, прежде всего, проблемы количественные, а не качества подготовки и переподготовки кадров. Так, согласно данным МСХ РФ, в стране насчитывается 59 вузов и 25 учреждений дополнительного профессионального образования аграрного профиля, которые ежегодно выпускают более 70 тыс. специалистов. При этом общее число студентов, обучающихся в системе аграрного образования, составляет около 430 тыс. человек, что на 140 тыс. чел. или

© Адукова А.Н., Семаева И.А., Захаров Р.В., 2013

5

на 48 % больше, чем количество руководителей и специалистов, работающих в отрасли (на начало 2011 года их численность составляла 289,1 тыс. чел.).

Кроме того, по данным Комитета по аграрным вопросам Государственной Думы Российской Федерации ежегодно около 120 тыс. руководителей и специалистов отрасли проходят обучение на курсах повышения квалификации, причем, 55 тыс. из них - за счет средств федерального бюджета. Правда, эти цифры вызывают некоторое сомнение, так как согласно им каждые три года все работники управления отрасли повышают свою квалификацию, что в сложившихся условиях не совсем реально. В то же время нельзя отрицать, что на подготовку и переподготовку кадров для аграрного сектора тратятся огромные ресурсы. Так, согласно данным Минсельхоза РФ в целом по стране в 2009 г. расходы на эти цели составили 26,8 млрд руб., в том числе на ФГОУ ВПО (вузы) - 17,6 млрд руб. бюджетных средств и 8,5 млрд внебюджетных средств. На систему ФГОУ ДПО в 2009 году потрачено 0,66 млрд руб., в том числе 0,36 млрд руб. бюджетных средств и 0,3 млрд внебюджетных средств. Из этого следует, что на подготовку одного специалиста сельского хозяйства в аграрном вузе тратится около 545 тыс. руб., из них 370 тыс. руб. - из консолидированного бюджета. На повышение квалификации одного руководителя или специалиста отрасли в системе ДПО расходуется 11 тыс. руб., из которых на долю бюджета приходится около 6 тыс. руб.

Несмотря на эти немалые затраты, отдача от них довольно низкая: по разным оценкам на селе остается не более 5-7 % выпускников аграрных вузов, лучшие же из них почти не идут в село. Как следствие, по мнению большинства ученых, исследующих данную проблему, в отрасли имеет место острый дефицит руководителей и специалистов с высшим образованием. Так, по данным МСХ РФ, на начало 2011 года их доля составляла 47,8 % (138,2 тыс. чел.). Таким образом, более половины руководителей и специалистов аграрного сектора не имели высшего образования.

Изучение проблем кадровой политики в аграрном секторе России показывает необходимость пересмотра сложившихся взглядов на ее количественные и качественные параметры. Передовой опыт дает основание полагать, что нормативы, по которым принято определять потребность сельскохозяйственных организаций в руководителях и специалистах, давно устарели и нуждаются в пересмотре. Подтверждением сказанному служит опыт Германии, где в сельхозорганизациях численность как производственного, так и управленческого персонала снизилась многократно. К примеру, в ПТ «Н1шёогЬ> - самом крупном сельхозпредприятии Западной Европы, площадь сельхозугодий которого 11,1 тыс. га, численность управленческого персонала составляет пять человек. Примечательно, что в бытность ГДР она превышала 50 человек. Общая же численность работников хозяйства снизилась с 510 чел. до 134 человек, то есть в 3,8 раза. Разумеется, подобное сокращение аппарата управления во многом стало возможным благодаря оснащению системы управления и производства современными техническими средствами, приведшими к росту производительности труда [1]. Кроме того, «по расчетам специалистов ... регулярное системное повышение квалификации работников какой-либо отрасли народного хозяйства снижает потребность в специалистах с высшим и профессиональным образованием в среднем на 25 %» [5]. В Германии, как известно, повышению квалификации кадров уделяется большое внимание.

На сегодняшний момент в России никто не способен дать обоснованный ответ на вопрос: «Какова реальная потребность российского аграрного сектора в тех или иных кадрах управления»? Чтобы выяснить это, необходимы специальные исследования, которые желательно проводить при содействии Минсельхоза РФ. Следует отметить, что целесообразность их проведения неоднократно подчеркивалась сотрудниками ГНУ ВНИОПТУСХ [3].

Раздел I. Развитие отраслевого и регионального управления

Но это лишь одна сторона рассматриваемой проблемы. Другая заключается в том, что практика требует, чтобы в кадровой политике решающее значение придавалось качественным характеристикам, а не количественным. О недостаточном внимании к проблеме качества подготовки кадров для аграрного сектора России весьма наглядно свидетельствуют показатели продуктивности в отрасли.

Например, в последние годы урожайность зерновых, которую принято считать одним из основных показателей культуры земледелия, находится на уровне 18-20 ц/га. При этом по данным Росстата в среднем за пять лет, с 2006 г. по 2010 г. по сравнению с аналогичным дореформенным периодом (1986-1990 гг.), урожайность зерновых в России увеличилась лишь на 25,5 % (с 16,5 ц/га до 20,7 ц/га). Этот прирост был бы относительно приемлемым, если бы не следующее обстоятельство: из-за сокращения площади сельхозугодий почти на 40 млн га в обороте остались более плодородные земли. Если учесть последнее, то, урожайность зерновых в России, скорее всего, не выросла совсем. И это притом, что имеются предпосылки, необходимые для относительно быстрого преодоления столь серьезного отставания России от развитых стран по данному показателю:

- урожайность зерновых в России примерно в 1,8 раза ниже среднемировой (известно, повышать ее с более низкого уровня значительно легче);

- в нынешних условиях освоение прогрессивных технологий и минимизация отмеченного разрыва - задача чисто техническая (передовые технологии отработаны давно и тиражируются без особых сложностей);

- в отрасли создана многоукладная экономика, что позволяет в большей мере, чем при социализме задействовать личные стимулы;

- страна более 20 лет живет в условиях свободного рынка.

Несмотря на все это показатели продуктивности в аграрном секторе России (причем как в растениеводстве, так и в животноводстве) явно не отвечают современным требованиям. Заметим, выводы, аналогичные перечисленным, делались и ранее другими исследователями [2].

В целях обеспечения аграрного сектора квалифицированными кадрами во многих регионах приняты законы о поддержке кадров отрасли. Однако из проведенного анализа следует, что их потенциал незначителен, в связи с чем они не дали желаемого результата. Другими нормативно-правовыми актами, по которым можно судить о кадровой политике государства, являются региональные программы развития аграрного сектора. Анализ их содержания также показывает, что кадровым вопросам государство не уделяет должного внимания. Такой вывод нами сделан на основе оценки опыта использования государственной финансовой поддержки сельского хозяйства в девяти регионах страны (включая Московскую, Орловскую и Нижегородскую области), в результате чего было установлено, что почти вся указанная помощь направляется на приобретение материальных ресурсов. На повышение же квалификации кадров и освоение современных производственных и экономических технологий в региональных программах средств практически не предусматривается.

В последнее время почти во всех муниципальных районах Московской области и в ряде других регионов появились хозяйства с высокими надоями молока (до семи тыс. литров и более), однако имеющие весьма низкую рентабельность. В подобных случаях в оборот вовлекаются крупные ресурсы, но приемлемой отдачи они не дают. Исследуя данную проблему, мы пришли к выводу, что подобные просчеты являются следствием недостаточной налаженности экономической работы в сельхозпредприятии. Сельское хозяйство нуждается не только в высококвалифицированных технологах, но и в других кадрах, отвечающих совре-

менным требованиям, в том числе экономистах, должности которых в штатных расписаниях большинства хозяйств упразднены [4].

Между тем в обозримом будущем в отрасли может возникнуть острый дефицит в квалифицированных экономистах. Согласно новым подходам Министерства образования и науки РФ экономические специальности постепенно выводятся из числа профильных для сельского хозяйства. Практическим воплощением этой политики служит ежегодное уменьшение бюджетных мест по подготовке экономистов в сельскохозяйственных вузах. Чтобы объективно судить о кадровой политике в аграрном секторе и определить необходимые объемы подготовки экономистов для отрасли, следует разработать соответствующие нормативы. Не вызывает сомнения целесообразность повышения уровня подготовки самих экономистов, а также освоения специалистами других профилей экономических знаний. В противном случае, рост продуктивности и объемов производства в сельском хозяйстве не будут сопровождаться приемлемым ростом прибыльности.

Таким образом, наши исследования показывают, что главная проблема аграрного сектора России заключается в недостатке высококвалифицированных кадров. Поэтому в аграрной политике России опережающее развитие должен получить ее кадровый блок, то есть обеспечению сельского хозяйства страны высококвалифицированными кадрами государству следует придать особый приоритет. Пока данное положение не реализуется в должной мере.

Библиографический список

1. Адуков Р.Х. Аграрные реформы в России и Германии: итоги, проблемы, перспективы // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2004. - № 6. - С.53-54.

2. Адуков Р.Х. Экономика не может быть инновационной без наличия инновационно ориентированной системы управления // Никоновские чтения. - 2009. - № 14. - С. 528-531.

3. Адуков Р.Х., Адукова А.Н. Кадровые сертификаты для сельской экономики // Экономика сельского хозяйства России. - 2003. - № 1. - С. 16.

4. Адукова А.Н. Обеспечение сельскохозяйственных организаций кадрами управления: организационный механизм /А.Н. Адукова, И.А. Семаева. - М.: НУ ОАОУ, - 2013. - 138 с.

5. Долгушкин Н.К. Формирование кадрового потенциала сельского хозяйства: (вопросы теории и практики). - М.: Росинформагротех. - 2004. - 358 с.

М.Э. Бадалян

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СФЕРЫ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Аннотация: задача государственного регулирования сельского хозяйства имеет не только важное значение, но и значительные трудности и масштабность. Этот процесс обусловливает различные прямые и косвенные последствия, и во избежание возможного ущерба и с целью обеспечения высокой эффективности процесса, необходимо формирование системы его реализации с учетом заранее установленных обоснованных принципов. В статье разработаны основные принципы государственного регулирования сельского хозяйства. Предложены и обоснованы 18 принципов, которые необходимо учитывать при разработке и реализации системы государственного регулирования сельского хозяйства.

Ключевые слова: целенаправленность, целерациональность, целевая эффективность,

© Бадалян М.Э., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.