Научная статья на тему 'Принципы формирования ресурсосберегающего организационно-экономического механизма управления производством (роэму)'

Принципы формирования ресурсосберегающего организационно-экономического механизма управления производством (роэму) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
282
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевченко Д. К., Кирсанов О. В.

Исследованы основные факторы, влияющие на затраты и пути их сокращения. Предложены принципы формирования организацион- но-экономического механизма управления ресурсосбережением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы формирования ресурсосберегающего организационно-экономического механизма управления производством (роэму)»

УДК 338.9

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩЕГО ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ (РОЭМУ)

Д.К. Шевченко, Дальрыбвтуз; О.В. Кирсанов, ОАО «Владхлеб»,

Владивосток

Исследованы основные факторы, влияющие на затраты и пути их сокращения. Предложены принципы формирования организационно-экономического механизма управления

ресурсосбережением.

Переход к рыночной экономике в России выдвинул ряд сложных экономических задач, обусловливающих стратегическое выживание предприятий в условиях жесткой конкуренции и ограниченности природных и других ресурсов. К таким задачам в первую очередь относятся рост производительности труда, повышение качества продукции, снижение издержек производства и обращения, которые в совокупности обусловливают повышение конкурентоспособности товара, а следовательно, роста спроса, сбыта и прибыльности работы предприятий.

Для решения этих задач необходимо на каждом предприятии, цехе, участке, рабочем месте усилить режим экономии и бережливости в использовании ресурсов, направленный на сокращение до минимума простоев рабочих, оборудования механизмов. Необходимо также до минимума сократить потери от брака, дефектов в работе, отходов сырья, материалов, энергии, топлива. Экономия ресурсов таит в себе огромные резервы, так как в структуре себестоимости до 60 % составляет стоимость материальных затрат. Поэтому сокращение их только на 1 % позволяет сэкономить на предприятиях пищевой промышленности Приморского края свыше 55 млн руб. в год. А если учесть, что потери сырья, материалов, топлива и других материальных ресурсов доходят до 6-8 %, то не трудно подсчитать, какой ущерб наносят народному хозяйству сверхнормативные затраты производственных ресурсов в Приморском крае и в России в целом.

Повышение эффективности ресурсопотребления является многофакторной проблемой и зависит от организационных, технических и социально-экономических факторов, которые необходимо тщательно исследовать и учитывать при планировании внедрений организационно-технических и экономических мероприятий и новейших достижений научно-технического прогресса. Основные факторы, влияющие на ресурсосбережения и связанные с ними проблемы и перспективы улучшения использования ресурсов, показаны на рис. 1, из которого видно, что из организационных факторов важным является контроль за качеством работ и эффективным использованием ресурсов

266

при хранении, транспортировке, погрузке, выгрузке сырья, материалов, конструкций, деталей на рабочих местах в процессе технологической обработки деталей. Особое место в ресурсосбережении отводится повышению масштабов и серийности производства, создающие основу для углубления специализации и механизации производственных процессов.

В соответствии с законом эффекта масштаба производства при росте объемов производства растет уровень специализации, унификации товара и внутризаводской кооперации, обуславливающие снижение затрат на технологическую обработку и транспортировку изделий.

В этой связи возникает возможность для применения малоотходных, безотходных и других ресурсосберегающих технологий, переход на поточное производство, комплексную механизацию производственных процессов, позволяющих значительно снизить затраты и потери материальных, трудовых, технических ресурсов по сравнению с мелкосерийным, среднесерийным производством.

Анализ факторов показывает, что в среднем до 5-7 % всех потерь рабочего времени и простоев оборудования происходит из-за низкой организации контроля за рациональным использованием ресурсов; применение устарелых норм и нормативов использования ресурсов, а также неэффективное стимулирование персонала предприятия за экономное использование ресурсов. Это обусловлено резким ослаблением работ на предприятиях по нормированию ресурсов. Нормы затрат ресурсов за последние 15-20 лет устарели, не пересматривались и не соответствуют их фактическим расходам. Поэтому в процессе производства возникают простой рабочих, оборудования, порчи сырья, материалов на предприятиях, пищевой и других отраслей промышленности.

Большое влияние на эффективность использования ресурсов оказывают технические факторы, которые напрямую связаны с внедрением в производство новейших достижений науки, техники и передового опыта фирм. В связи с экономическим и политическим кризисом в России и сокращением производства продукции до минимума сокращена инновационная деятельность по внедрению в производство новейших достижений науки и техники и новых видов продукции. В этой связи сокращены такие важнейшие управленческие службы, как, например, отделы нормирования, новой техники, технологические отделы, лаборатории и другие службы, которые выполняли ряд противозатратных функций по сбережению ресурсов.

26

Рис. 1. Факторы, влияющие на эффективность использования ресурсов

Этим обусловило резкое снижение нормативно-исследовательских работ по нормированию труда, разработке и внедрению малоотходных, ресурсосберегающих технологий и организаций труда.

Ослабили работу службы планово-предупредительных ремонтов (ППР), поэтому и оборудование часто выходит из строя, тем более, что сроки службы его в среднем превышают 15-18 лет. Поэтому простои оборудования доходят до 6-8 % сменного фонда времени, в результате увеличиваются затраты на ремонт и техобслуживание.

Не полностью обеспечивается высокое качество выпускаемой продукции на действующем оборудовании, допуская дефекты, брак в работе, что вызывает дополнительные затраты ресурсов на их устранение. Важную роль в улучшении эффективности использования ресурсов (снижении непроизводительных затрат, потерь рабочего времени и материальных ресурсов) играют экономические факторы, среди которых следует выделить в первую очередь нормирование ресурсов и планирование нормативной потребности в ресурсах на плановые объемы производства. Слабо ведется учет фактических затрат ресурсов на изготовление продукции и выявление скрытых резервов производства.

Анализ эффективности использования ресурсов в пищевой промышленности показывает, что применение устарелых, завышенных норм и нормативов затрат труда, сырья, материалов вызывает потери и непроизводительные затраты труда, материалов, которые достигают 5-7 % общих материальных затрат. Это значительно снижает эффективность производства и качество продукции. Этому в большей степени способствует слабо организованный на предприятиях отрасли первичный контроль и учет фактических затрат ресурсов непосредственно в процессе производства на рабочих местах и участках. За последние

7-10 лет в этой отрасли практически не пересматривались нормы расхода ресурсов и не делались контрольные проверки норм и фактических затрат ресурсов по различным видам продукции. Еще 2 хуже обстоят дела со стимулированием ресурсосбережения. На

6 предприятиях пищевой промышленности персонал управления производством практически не стимулируется за экономию ресурсов, поэтому они не заинтересованы в экономии ресурсов в краткосрочном периоде. По итогам года практически не фиксируется по заводу или цеху экономия ресурсов, так как одни виды ресурсов могут быть сэкономлены, другие перерасходованы. При этом в целом экономия ресурсов перекрывается их перерасходом. Поэтому стимулирование отдельных сэкономленных ресурсов не производится, что ослабляет внимание к ресурсосбережению.

Кроме того, следует учитывать и социальные факторы, к которым относятся дисциплина труда, культура производства и технологическая дисциплина, обеспечивающие снижение потерь, боя, порчи ресурсов, соблюдение требований технологической документации и т.п. Эти

факторы обеспечивают общий порядок и режим работы предприятия, высокое санитарное состояние и дисциплину работников предприятия.

Анализ вышеперечисленных факторов позволяет объективно оценить организационно-техническое и социально-экономическое состояние предприятия, вскрыть резервы нерационального использования производственных ресурсов и разработать необходимые организационно-технические мероприятия по устранению причины роста затрат и потерь ресурсов.

Необходимо отметить, что управление производством представляет собой процесс управления и задействованные в нем ресурсы, к которым относятся трудовые, материально-технологические (сырье, материалы, детали, энергия, топливо, горюче-смазочные материалы), оборудование подъемно-транспортного средства,

инвестиции, от эффективности использования которых зависит в целом эффективность производства и качество продукции. Следует также иметь в виду, что эффективное использование производственных ресурсов должно обеспечиваться персоналом менеджеров.

Чем эффективнее организованно управление производством, тем лучше, без потерь рабочего времени и простоев, будут работать рабочие и использоваться основные производственные фонды, а продукция выпускаться высокого качества с минимальными затратами.

В этой связи считаем, вполне обоснованно, что оценку

эффективности менеджмента и стимулирование аппарата менеджеров

осуществлять в зависимости от эффективности использования

производственных ресурсов, а также качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции. При этом все механизмы планирования оценки и стимулирования эффективного использования ресурсов следует осуществлять по общепринятой системе показателей и критериев оценки эффективности каждого вида ресурсов и в целом всего предприятия. Так, эффективность использования трудовых ресурсов следует осуществлять через показатели роста производительности труда; эффективность использования основных производственных фондов через рост 2 фондоотдачи; эффективность использования материальных ресурсов 7 через материалоотдачу и материалоемкость продукции. Оценку эффективности производства предприятия в целом следует осуществлять через показатель рентабельности (прибыльности).

Для оценки эффективности использования ресурсов необходимо выбрать критерии эффективности их использования и установить ограничения по ресурсам. В качестве критерия эффективности (Кэ) управления ресурсосбережением можно использовать максимум выпуска продукции (Х) при минимальных затратах ресурсов через показатели: минимальная трудоемкость продукции, минимальная

материалоемкость, фондоемкость и минимум удельных капиталовложений по вновь осваиваемой продукции.

Математически это выглядит следующим образом:

Кэ = max£ X XiPj’

/=i i=i

где Xi - объем производства i-й продукции, шт., кг; Pj - прибыль единицы j-й продукции, руб.

При этом необходимо ввести следующие ограничения:

1. В рыночных условиях хозяйственный объем выпуска продукции Xi не должен превышать спрос (Xi) и не должен быть меньше или

равен директивно заданию (X/): т.е. Xi>X>Xi, Xi > О (/ = 1, 2, 3 ... п).

2. Трудоемкость выпускаемой продукции (tj) не должна превышать годовой фонд времени работы оборудования и рабочих (7):

п т

£ Е t xXi<T.

i=i i i = i

3. Себестоимость продукции (Ci) не должна превышать утвержденного лимита ее на планируемый объем выпуска продукции

п т

У У tj х Ci < Lim Ci

i=1 j = 1

4. Затраты на каждый ограниченный вид ресурсов (а,;) не должны превышать их годовой лимит (Lim а,;) на планируемый объем производства продукции

п ГП _

X X tjXajjXj < Lima,;

i=1 у = 1

27 Опираясь на теорию ресурсного подхода в экономике, управление следует рассматривать как процесс распределения, перераспределения и эффективного использования ресурсов. Распределение ресурсов подразумевает определение нормативной потребности ресурсов на утвержденные объемы работ. На первом этапе управления ресурсосбережения как бы закладываются основы эффективного управления - определения нормативно-обоснованной потребности в ресурсах. Базируясь на оптимальную потребность в ресурсах, персонал менеджеров должен рационально распределить, а при необходимости и перераспределить ресурсы между объектами управления (цехами, участками, бригадами); правильно организовать производственный процесс, а также эффективно мотивировать и стимулировать менеджеров за высокопроизводительную работу, качественное изготовление продукции и эффективное использование ресурсов.

При этом персонал управления должен хорошо организовать процесс управления; обеспечить контроль за ходом производства правильным выполнением технологических процессов и операций по изготовлению продукции, не допуская брака или дефектов, а также больше внимания уделять эффективности управления ресурсами. Нужно постоянно контролировать нормативный расход сырья, материалов и не допускать их сверхнормативных отходов.

Важной функцией эффективности менеджмента является учет выполненных объемов работ и сравнение фактически затраченных ресурсов с плановой величиной и нормативной потребностью. При этом управление может считаться эффективным, если план выпуска продукции по количеству, качеству выполнен в заданные сроки, а фактические затраты производственных ресурсов равны или ниже плановых, рассчитанных по технически обоснованным нормам и нормативам.

Если план хоть и выполнен, но при этом затрачено ресурсов больше, чем их плановая потребность, то на лицо перерасход ресурсов выделенных под выполненные объемы продукции, в итоге неэффективное их использование. Это, как правило, имеет место при отсутствии должного контроля за ходом производственного процесса, учета и эффективного использования ресурсов.

Исследования проблем эффективности управления производством на предприятиях пищевой отрасли показал, что там еще не разработаны эффективные ресурсосберегающие экономические механизмы управления, сдерживающие рост непроизводительных затрат и потерь производственных ресурсов. Там устарела и нормативная база для управления ресурсосбережением, так как нормы расхода сырья, материалов, времени и выработки устарели, десятилетиями не пересматривались. Это вызывает сверхнормативный расход ресурсов и значительные отходы производства. В результате предприятия, фирмы несут сверхнормативные перерасходы ресурсов, вызывая удорожание стоимости продукции и понижение ее конкурентоспособности. Проблема эффективного использования производственных ресурсов в настоящее 7 время очень актуальна, так как их воспроизводство обходится очень дорого и требует длительного времени.

В XXI веке одной из основных проблем стратегического выживания человечества является экономное расходование особенно сырьевых, топливно-энергетических ресурсов, воспроизводство которых остается проблематичным. Поэтому не вызывает сомнения о целесообразности создания РОЭМУ, способного обеспечить комплексное решение проблем эффективного использования ресурсов, задействованные в процессе производства на всех этапах и уровнях хозяйственной деятельности.

Хозяйственный механизм в общем виде рассматривается как способ организации общественного производства со всеми его формами, методами, экономическими стимулами и правовыми формами [1] воздействия на процесс общественного производства в целом. На основе

его на предприятиях разрабатываются конкретные организационноэкономические механизмы управления производством с его отдельными подсистемами управления. В этой связи под РОЭМУ подразумевается средство приведения системы управления в действие и эффективное воздействие на процесс управления с помощью плановых, экономических, организационных методов хозяйства, а также административно-правовых рычагов и стимулов. РОЭМУЗ является центром системы управления затратами и служит для приведения ее в действие и обеспечения эффективного функционирования для достижения поставленной цели по ресурсосбережению. Поэтому необходимо перестроить систему управления затратами (ресурсами) и ввести в нее современный РОЭМУ. Роль и место этого механизма в системе управления затратами приведены на схеме (рис. 2).

Оценка

эффективности

использования

ресурсов

Орган управления затратами РОЭМУ

Принципы управления, состав, функции, структура органа управления, методы управления, административные, организационные, экономические рычаги, стимулы ------------------------------------

Т

Планирование нормативной потребности в ресурсах и бюджетирование

Мотивация

ресурсосбере

жения

Процесс производства и управление ресурсами

Объект управления

Стимулирова ние экономии ресурсов

И

Контроль затрат ресурсов Учет и анализ использован ия ресурсов

к і і г к к і г

Регулирование процессом управления ресурсами: оценка эффективности затрат, стимулирование, нормирование, административное

воздействие иаказаиие и т п

Нормирование потребности в ■ ресурсах

Администрати вное воздействие на результаты ресурсосбере жения

Рис. 2. Принципиальная схема формирования и функционирования ресурсосберегающего организационно-экономического механизма управления Основными функциями системы управления затратами являются планирование нормативной потребности в производственных ресурсах на утвержденные объемы производства продукции; контроль за рациональным использованием ресурсов; учет и анализ фактического использования их, мотивация, стимулирование и регулирование рационального ресурсосбережения. Основу РОЭМУ составляют принципы управления, которые следует рассматривать как требования,

предъявляемые к формированию и функционированию этого механизма.

РОЭМУ должен отвечать следующим требованиям:

- создание (укрепление) нормативной базы для нормирования и планирования нормативной потребности ресурсов как основа для управления ресурсосбережением;

- обеспечение непрерывного, комплексного контроля за рациональным использованием ресурсов на всех стадиях проектирования, производства и потребления продукции в пределах действующих на предприятии научно обоснованных норм и нормативов затрат ресурсов;

- обеспечение общего и подетального учета и оценки фактических затрат ресурсов на основных и вспомогательных работах технологического процесса изготовления продукции и доставке ее на рынок;

- усиление контроля за качеством изготовления продукции и учет затрат, связанных с устранением дефектов и брака в работе (эти непроизводительные затраты ресурсов доходили до 3-7 % всех непроизводительных затрат рабочего времени и других материально-технических, энергетических ресурсов);

- переориентирование административных, организационных, экономических рычагов воздействия и стимулов исключительно на снижение затрат ресурсов, повышение ресурсоотдачи, рост производительности труда и качества продукции;

- усиление мотивации труда и максимального использования человеческого фактора в повышении активности персонала управления.

На основе этих требований можно сформулировать цели создания его структуры; определить основные элементы и место его в системе управления затратами. Мы считаем, что РОЭМУ является центром системы управления затратами и призван управлять ресурсосбережениями в зависимости от целей, стоящих перед 7 системой и наличия управленческих ресурсов.

Под РОЭМУ следует понимать средство приведения системы в действие и обеспечения надежного функционирования ее по достижению поставленных целей с применением экономических, административных рычагов и стимулов. В этой связи РОЭМУ состоит из следующих элементов:

1. Орган управления системой.

2. Принципы управления.

3. Управленческие ресурсы (кадры, информация, нормы, нормативы ресурсопотребления, организационная техника и т.д.).

4. Методы управления (организационные, экономические, административные, правовые).

5. Экономические, правовые, административные рычаги воздействия на систему и регулирование ее действий.

6. Мотивация и стимулирование персонала по ресурсосбережению.

7. Бюджеты ресурсов и бюджетирование затрат производственных ресурсов как средство эффективного управления ресурсами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важнейшим элементом управления и РОЭМУ является состояние нормативной базы и нормативов для планирования и учета потребности ресурсов на планируемые объемы производства.

Если при планировании потребного количества ресурсов будут применяться не технически обоснованные нормы и нормативы затрат ресурсов, а опытно-статистические, устарелые, тогда заведомо будет планироваться завышенная потребность в ресурсах. В этом случае в процессе производства будут привлекаться излишние ресурсы, вызывая перерасход, сверхнормативные затраты ресурсов и убытки на предприятии.

В этой связи первым этапом создания ресурсосберегающего механизма управления является создание научно обоснованной нормативной базы для управления ресурсосбережением.

Важным элементом РОЭМУ является организация эффективного контроля и учета использования ресурсов, которые в настоящее время ведутся неэффективно, в основном по итогам прошедшего месяца, года в целом по всем видам работ без должной дифференциации их по отдельным видам продукции или работ, участкам, рабочим местам. Это затрудняет учет их и регулирование ресурсопотребления в процессе производства.

В результате сложно судить, где, на каких видах работ и по каким причинам имеет место перерасход, а где экономия.

Поэтому возникает объективная необходимость в усилении контроля и учета целевого эффективного использования ресурсов. Для эффективного управления производством необходимо задействовать весь механизм планирования, нормирования ресурсов, а также все административно-правовые, организационные, экономические рычаги и стимулы.

7 Особо следует усилить стимулирование повышения эффективности использования ресурсов и максимально заинтересовать персонал менеджеров и других специалистов в экономии и бережливости, максимально используя в этом человеческий фактор. Этими функциями необходимо наделить РОЭМУ и обеспечить его эффективное функционирование. Главную роль в этом механизме отводится органу управления, его структуре, составу, квалификации кадров и принципам управления. При формировании РОЭМУ следует создать при производственном отделе группу управления ресурсосбережением в составе 2-3 человек в зависимости от мощности предприятия.

В соответствии с принципами действия РОЭМУ, разработанными выше, этот орган призван обеспечить:

1) создание нормативной базы управления ресурсосбережением;

2) пересмотреть устарелые и разработать новые нормы затрат ресурсов на единицу продукции;

3) обеспечить нормирование и планирование нормативной потребности в ресурсах на плановые объемы работ и осуществлять их неукоснительное применение, контроль за их использованием в процессе производства и учет целевого использования;

4) орган управления должен наладить систематический

мониторинг за эффективным использованием ресурсов на всех этапах жизненного цикла продукции и обеспечить оценку потерь и непроизводительных затрат ресурсов, удачно используя мотивацию работников, экономические рычаги, организационные,

административные и правовые меры воздействия на бракоделов, нарушителей технологической и трудовой дисциплины,

порождающих рост непроизводительных затрат, брака, дефектов, простоев оборудования и потерь рабочего времени.

Главную роль в управлении затратами играет регулирующий орган механизма управления, который в соответствии со схемой призван отслеживать, анализировать контрольную, учетную информацию с объекта управления и принимать необходимые решения. Для регулирования ресурсосбережения орган управления затратами

мобилизует все организационные, административные, правовые, экономические рычаги, стимулы, мотиваторы для ликвидации

негативных явлений и причин, вызывающих порчу, непроизводительные затраты и перерасход ресурсов. Для этого он должен принимать соответствующие решения по усилению мотивации, стимулирования ресурсосбережения или наказанию виновных в порче, потерях, перерасходе ресурсов и росте затрат. Эти решения по каналам информации направляются на объект управления в соответствующие отделы, службы для руководства, усиления контроля нормирования, учета и стимулирования снижения затрат и экономии ресурсов.

После исполнения решений регулирующего органа объект

7 управления информирует орган управления, плановые, контрольные, учетные службы об исполнении решений и устранении непроизводительных затрат и потерь ресурсов. После этого цикла наступает следующий цикл управления, начиная от сбора информации о ресурсосбережении, ее оценки, принятии решений, доведения их до объектов управления и регулирование процесса управления и т.п.

Библиографический список

1.Абалкин Л.И. Хозяйственный механизм развитого социализма.

М.: Экономика, 2002.

2.Лукашевич В.В. Менеджмент в структурно-логических схемах.

М.: Экзамен, 2003.

27

3.Фатхутдинов В.А. Стратегический менеджмент. 2001.

4. Шевченко Д.К. Основные направления ресурсосберегающего механизма управления Владивосток // Азиатско-Тихоокеанский регион: политика, право. 2006. № 1.

М.: Дело,

создания

ресурсами.

Экономика,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.