Раздел 2. Охрана и защита прав человека
КАДОМЦЕВА А.Е., кандидат юридических наук, доцент,
[email protected] Кафедра правовой охраны окружающей среды; Санкт-Петербургский государственный университет, 199026, г. Санкт-Петербург, 22-я линия В.О., 7
KADOMTSEVA A.E.,
Candidate of Legal Science, associate professor, [email protected]
Chair of environment's legal protection; Saint-Petersburg state university,
22 Line V.O. 7, Saint-Petersburg, 199026, Russian Federation
РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ КАК СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Реферат. Право на благоприятную природную среду — одно из основных прав человека. Слабой стороной управления природопользованием является недостаточная экономическая заинтересованность организаций в охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов. Главными экономическими рычагами воздействия на природоохранную и ресурсосберегающую деятельность предприятия посредством установления плановых целей по охране окружающей природной среды и рациональному использованию природных ресурсов считаются поощрительные выплаты (санкции) за достижение этих целей, а также премирование за сбалансированный расход ресурсов. Одновременно с реализацией политики стимулирования экономии материалов, топлива, сырья и энергии необходимо устанавливать санкции за их нерациональное использование (например, имущественную ответственность предприятий за перерасход топливно-энергетических, сырьевых и других материальных ресурсов и за использование их не по назначению). Обеспечение нормативного уровня предельно допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в природную среду требует установления их лимитов для каждого предприятия. Уровень выбросов (сбросов) связан с экологической обстановкой на той территории, где размещено предприятие, и с экономическими возможностями предприятия. Экологическая ситуация района, в котором находится предприятие, определяет допустимый уровень выбросов (сбросов) загрязняющих веществ: чем обширнее загрязнение территории, тем выше уровень предельно допустимых выбросов (сбросов). Динамика экономических отношений существенно опережает развитие нормативно-правовой базы (в частности, это относится и к вопросам стимулирования рационального природопользования). Правовые и экономические методы охраны природной среды и предупреждения ее загрязнения являются важнейшей основой для дальнейшего функционирования экономических и правовых отношений в сфере экологической безопасности.
Ключевые слова: окружающая среда, управление природопользованием, эффективное использование природных ресурсов, экономическое стимулирование.
THE RATIONAL ENVIRONMENTAL MANAGEMENT AS THE WAY OF HUMAN RIGHTS GUARANTEE
Abstract. The right to a favourable environment is one of the basic human rights. Insufficient economic interest of organizations in environmental protection and rational use of natural resources is a weak point of environmental management. Incentive rewards for achieving the planned goals for environmental protection and rational use of natural resources as well as bonuses for a well-balanced consumption of resources are considered to be the main economic levers of influence on environmental and resource-conserving activity of the enterprise. Alongside with the policies of saving materials, fuel, energy and raw materials it is necessary to impose sanctions for their irrational use (for example, financial liability of companies for overruns of fuel and energy and raw materials and other material resources and for their misuse). Ensuring regulatory level of maximum permissible emissions (discharges) of pollutants into the environment requires the establishment of limits for each enterprise. Emissions (discharges) are associated with the environmental conditions of the enterprise's location
and its economic opportunities. Ecology of the district in which the enterprise is located determines the permissible limit of emissions (discharges): the larger the pollution of the territory, the higher the limit of permissible emissions (discharges). Dynamics of economic relations significantly gets ahead of the legal framework development; in particular it applies to the incentives for the rational environmental management. Legal and economic methods of the environmental protection and pollution prevention are the essential foundation for the further functioning of the economic and legal relations in the sphere of environmental safety.
Keywords: environment, environmental management, effective use of natural resources, economic stimulation.
В условиях современного мира, подверженного разным глобальным угрозам, в том числе экологической, затрагивающей, без преувеличения, все государства, на каком бы этапе развития они не находились, важнейшей гарантией реализации прав человека и гражданина выступает рациональное природопользование. Обеспечить право на достойную жизнь и другие основные права человека и гражданина практически невозможно в окружающей среде, которой нанесен серьезный ущерб. Право на благоприятную природную среду с этих позиций можно признать одним из основных прав человека и гражданина. Оно предусмотрено международными договорами, конституциями разных стран, другими юридическими актами государств. Целью настоящей статьи является анализ того, каким образом права человека и гражданина обеспечиваются посредством правовых и экономических методов охраны природной среды.
Самым слабым моментом действующего в настоящий момент механизма управления природопользованием считается недостаточная экономическая заинтересованность организаций в охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов [1, с. 5-9]. Анализ практики функционирования предприятий показывает, что сейчас экономический вред от нерационального использования природных ресурсов действует минимально. Аналогично можно говорить и о стимулировании сотрудников тех предприятий, которые преуспели в рациональном использовании природных ресурсов и следовании всем экологическим нормативам.
В стимулировании энергосберегающей и природоохранной деятельности определяющее значение имеют разработка и адресное использование экономического механизма воздействия на производственную деятельность, которые
должны сформировать условия для повышения материальной заинтересованности сотрудников предприятий в обеспечении процесса рационального использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов. Использование экономических методов управления позволяет осуществлять воздействие как на трудовые коллективы в целом, так и на отдельных работников. Такое изменение экономической ситуации позволит при помощи материальной заинтересованности сконцентрировать усилия сотрудников на поставленных целях по обеспечению рационального природопользования. Методы экономического регулирования предполагают хозяйственный расчет, планирование и экономическое стимулирование. Эти методы влияют на развитие производства посредством использования таких экономических рычагов, как кредитование, финансирование, ценообразование, поощрения и материальные санкции, а также долговременные экономические нормативы.
Важным элементом экономического механизма рационального природопользования и охраны окружающей среды является планирование природопользования. Цель планирования заключается в экономном и комплексном использовании природоресурсного потенциала любой страны. В рыночных отношениях вышеуказанные цели планирования сохраняются. Существует оригинальный подход к деятельности предприятий в переходный период от административных методов управления к экономическим перспективам основательного изменения функций, роли и методов планирования. Сегодня происходит процесс обновления и поиска оптимально эффективных методов и форм планирования рационального природопользования.
Кардинально изменяются функции и задачи планирования природопользования
в связи с переходом на экономические методы управления. Возмещается вред, который причинен загрязнением окружающей среды и нерациональным использованием природных ресурсов, устанавливается материальная ответственность за несоблюдение природоохранного законодательства. Тем самым обеспечивается реализация прав человека и гражданина на благоприятную среду его жизнедеятельности.
Главными экономическими рычагами воздействия на природоохранную и ресурсосберегающую деятельность предприятия посредством установления плановых целей по охране окружающей природной среды и рациональному использованию природных ресурсов считаются поощрительные выплаты (санкции) за выполнение плановых целей, а также премирование за сбалансированный расход ресурсов. Применение ценообразования как экономического рычага в системе управления предприятием базируется на стимулирующей функции цены. Рост цен на продукцию гарантирует прибыль предприятия, поэтому материальная заинтересованность в увеличении объема производства очевидна, но при чрезмерной прибыли возможно ослабление заинтересованности работников в экономии производственных затрат. Рост издержек производства параллельно с падением прибыли уменьшает значение цены, стимулирующая роль которой прямо пропорциональна объему гарантируемой ею прибыли. В связи с вышеизложенным необходимы мероприятия по оптимизации уровня общественно необходимых затрат и отражения в них наиболее адекватной оценки живого труда и природных ресурсов, а также затрат, связанных с охраной окружающей среды и профессиональной подготовкой кадров. На цене в полном объеме должна отражаться эффективность использования современных научных достижений и технологий, проводимых мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов, топлива и энергии. Вместе с тем при установлении цен на топливно-сырьевые ресурсы требуется учитывать уровень активности деятельности предприятий по ресурсосбережению [2].
Данный принцип ценообразования обеспечит предприятиям в условиях са-
мофинансирования проведение природоохранных мероприятий в целом за счет собственных средств, простимулирует их к комплексному природопользованию, минимальному негативному воздействию на окружающую среду и здоровье человека. В процессе формирования рынка значение цены будет меняться. Применение финансирования и кредитования как эффективных рычагов экономического управления определяется их сущностью, обеспечивающей соблюдение экономических интересов всех участников хозяйственной деятельности.
Экономия материальных ресурсов на любом производстве предполагает в основном ограничение добычи сырья, топлива и любых других материальных ресурсов. Главными направлениями организации процесса по ресурсосбережению в промышленности являются: экономическое стимулирование рационального использования материальных ресурсов, создание современной нормативной базы и эффективной системы управления материальными ресурсами, а также разработка и последующее внедрение научно-технических мер регулирования. А это, в свою очередь, позволяет поддерживать благоприятную для человека экологическую среду обитания.
В настоящее время все больше возрастает роль именно экономического стимулирования в обеспечении процесса ресурсосбережения [3, с. 33-38]. Рост хозяйственной самостоятельности предприятия открывал принципиально новые возможности для повышения уровня воздействия экономического стимулирования на снижение материальных затрат. Конкретные виды материальных ресурсов, за экономию которых выплачиваются премии, определяются непосредственно на производстве.
С целью повышения заинтересованности в эффективном использовании ресурсов как рабочих, специалистов и служащих, так и руководителей организаций и предприятий в промышленности действует система материального поощрения за рациональное использование сырьевых, топливно-энергетических и других материальных ресурсов. Рабочие и специалисты среднего звена премируются за экономию различных видов материальных ресурсов против установленных технически обос-
нованных нормативов расходов. Премии рекомендуется выплачивать в размере до суммы экономии материальных ресурсов в зависимости от стоимости и вида. Сохраняется существующий порядок премирования за экономию энергии, топлива и любых других ресурсов в тех случаях, когда предполагаются более высокие размеры поощрения.
По итогам работы за квартал, как правило, определяется экономия материальных ресурсов конкретных видов по сравнению с существующими обоснованными нормами расхода, утвержденными в установленном порядке. Размер экономии, полученной за период, уменьшается на сумму перерасхода, возникшего в предыдущем периоде календарного года, по тому же самому виду материальных ресурсов, но не более чем на 50 %.
Одним из самых значимых условий эффективности системы экономического стимулирования представляется объективная оценка трудового вклада каждого сотрудника в обеспечение экономии материальных ресурсов. При этом, организовывая премирование, необходимо определить круг тех работников, которые влияют на снижение затрат материалов, энергии и топлива.
Размер премии за экономию материальных ресурсов на каждом участке устанавливается руководителем подразделения по согласованию с профсоюзной организацией между рабочими и специалистами с учетом их персонального вклада в мероприятия по экономии ресурсов.
В целях повышения экономических стимулов для предприятий и увеличения материальной заинтересованности их работников в наиболее полном использовании производственных вторичных ресурсов и отходов установлено, что прибыль, полученная от реализуемых изделий и товаров производственно-технического назначения, изготовленных из отходов производства, остается в ведении предприятий вне зависимости от формы их собственности.
Эффективность материального стимулирования зависит, в первую очередь, от достоверности первичной информации. Один из вариантов решения этой проблемы на предприятиях - введение нормативного метода учета затрат на производство.
Премирование можно производить только в случае уменьшения выделяемых предприятию или организации фондов на материальные ресурсы. Это требование актуально при прочих равных условиях. Например, определенное увеличение фондов допускается при изменении ассортимента, опережающем росте объема производства и т.п. Данный подход стимулирует предприятие к разработке целевых программ ресурсосбережения, направляет на улучшение конечных результатов материало-потребления.
Одновременно с разработкой и внедрением системы материального стимулирования экономии материалов, топлива, сырья и энергии установлены санкции за их нерациональное использование. Например, установлена имущественная ответственность предприятий за перерасход топливно-энергетических, сырьевых и других материальных ресурсов и за использование их не по назначению.
Все практические меры по мониторингу состояния окружающей природной среды в зоне действия предприятий определяют необходимость разработки именно экономических методов воздействия на предприятия со стороны государственных и местных органов управления [4, с. 6266]. Плата за загрязнение вносится предприятием, ее размеры зависят от уровня загрязняющих веществ и существующих в окружающей природе твердых отходов. Выбросы предприятий и значительные объемы отходов, как правило, не дают возможности своевременно предотвращать загрязнение или улучшать состояние окружающей природной среды. Установление платежей, пропорционально соответствующих уровню загрязнений, зачастую может поставить производственное предприятие в весьма тяжелое финансовое положение. В связи с этим для последовательного достижения нормативного уровня предельно допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в природную среду требуется утверждать и устанавливать для каждого предприятия свои определенные лимиты выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, предельных объемов размещаемых твердых отходов.
Предельные объемы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в пределах лимитов определяются как возможные на
планируемый период. Возможный уровень выбросов (сбросов) связан с экологической обстановкой территории, на которой размещено предприятие, и экономическими возможностями предприятия. Конкретная экологическая ситуация района, в котором находится предприятие, определяет причину допустимого уровня выбросов (сбросов) загрязняющих веществ: чем обширнее загрязнение территории, тем выше уровень предельно допустимых выбросов (сбросов) - ПДВ (ПДС). При этом порядок установления допустимых уровней выбросов для отдельных предприятий не разработан, а для размещения твердых отходов лимит устанавливается между планируемыми объемами образования и использования отходов. Размеры платежей за загрязнение устанавливаются на основе двух основных видов нормативов платы: 1) за
превышение допустимых объемов выбросов; 2) за допустимые, в пределах установленных лимитов, объемы выбросов.
Резюмируя, отметим, что в настоящее время развитие экономических отношений достаточно сильно опережает развитие нормативно-правовой базы. В частности, это относится и к вопросам стимулирования рационального природопользования. Правовые и экономические методы охраны природной среды и предупреждения ее загрязнения являются важнейшей основой для дальнейшего функционирования экономических и правовых отношений в сфере экологической безопасности. Их совершенствование позволит создать устойчивую базу для обеспечения прав человека и гражданина на благоприятную окружающую среду.
Список литературы
1. Марьин Е.В. Финансирование охраны окружающей среды и рационального природопользования: бюджетно-правовые и налоговые механизмы // Финансовое право. 2012. N 6. С. 5-9.
2. Чередниченко О.А., Куренная В.В. Ресурсосбережение как средство повышения экономической эффективности использования производственного потенциала предприятия [Электронный ресурс] // Полите-матический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2012. N 80. URL: http://ej.kubagro.ru/plinks.asp (дата обращения: 2 марта 2014 г.).
3. Волков A.M., Ибрагимов В.Б., Лютягина Е.А. Административно-правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды // Административное право и процесс. 2012. N 5. С. 33-38.
4. Рустамбекова Н.К. Экологический мониторинг как элемент антикризисного управления // Вестник Тверского государственного технического университета. 2012. N 20. C. 62-66.
References
1. Mar'in E.V. Finansirovanie okhrany okruzhayushchey sredy i ratsional'nogo prirodopol'zovaniya: byudzhetno-pravovye i nalogovye mekhanizmy [Funding for environmental protection and rational nature management: the budgetary-tax and legal mechanisms]. Finansovoepravo - Financial law, 2012, no. 6, pp. 5-9.
2. Cherednichenko O.A., Kurennaya V.V. Resursosberezhenie kak sredstvo povysheniya ekonomicheskoy effektivnostiispol'zovaniyaproizvodstvennogopotentsialapredpriyatiya [Resource conservation as a means to increase economic efficiency, the production capacity of the enterprise]. Politematicheskiy setevoy elektronnyy nauchnyy zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta - Polythematic network electronic scientific journal of the Kuban state agrarian university, 2012, no. 80. Available at: http://ej.kubagro.ru/plinks.asp (accessed 2 March 2014).
3. Volkov A.M., Ibragimov V.B., Lyutyagina E.A. Administrativno-pravovoe regulirovanie prirodopol'zovaniya i okhrany okruzhayushchey sredy [Administrative and legal regulation of nature use and environmental protection]. Administrativnoe pravo i protsess - Administrative law and process, 2012, no. 5, pp. 33-38.
4. Rustambekova N.K. Ekologicheskiy monitoring kak element antikrizisnogo upravleniya [Environmental monitoring as an element of crisis management]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta - The Bulletin of the Tver State technical university, 2012, no. 20, pp. 62-66.