Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 8 (299). Экономика. Вып. 40. С. 44-46.
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
А. Ю. Даванков, А. В. Кочеров, В. С. Силинцев
ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ МЕХАНИЗМЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Изучены проблемы нормирования качества окружающей среды с точки зрения экономики природопользования. Рассмотрены проблемы законодательного регулирования показателей загрязнения и выбросов загрязняющих веществ, исследуются противоречия между нормативным значением состояния окружающей среды и фактическим уровнем, обусловленным деятельностью промышленных предприятий на территории.
Ключевые слова: экономика природопользования, окружающая среда, показатели качества, нормирование, региональный хозрасчет, предельно допустимая концентрация, предельно допустимые выбросы.
Вопросы, вынесенные в заголовок статьи, рассматриваются экономикой природопользования — дисциплиной, возникшей на стыке наук о земле, экономики, права, менеджмента и экологии,— рассматривающей проблемы гармоничного взаимодействия в системе «общество — природа». Ее появление было обусловлено необходимостью «рационального ведения хозяйства с учетом экологических факторов и экономических интересов общества» [1. С. 12], что позволяет сформулировать круг изучаемых ею проблем. В. И. Вернадский утверждает, что «в наше время рамки отдельной науки, на которые распадается научное знание, не могут точно определять область научной мысли исследователя, точно охарактеризовать его научную работу. Проблемы, которые его занимают, все чаще не укладываются в рамки отдельной, определенной, сложившейся науки. Мы специализируемся не по наукам, а по проблемам» [2. С. 376].
Современная сущность экономики природопользования как науки не сводится к тому, чтобы разрабатывать природоохранную стратегию исходя только из экономической выгоды. Окружающая среда, ее качество все в большей мере выступает как самостоятельная ценность, потребительское благо, и общество, осознав приоритеты экологических интересов, должно быть готово за это платить [5. С. 13].
Предметом изучения экономики природопользования являются экономические отношения, складывающиеся между людьми и различными национальными, государственными и частными структурами в процессе взаимодействия общества и природы. Иначе говоря, экономика природопользования изучает специфические особенности проявления экономических законов при вовлечении
природных ресурсов в хозяйственный оборот, при использовании природных ресурсов и влиянии хозяйственной деятельности на окружающую среду.
Современному видению экономики природопользования предшествовало такое направление экономических исследований, возникшее в середине 1980-х гг., как региональный хозрасчет. Он заключался в поиске дополнительных финансовых ресурсов для развития территорий разного уровня. Идея хозрасчета состояла в том, что, во-первых, путем интенсификации труда (коллективных усилий) на территории области можно было получить дополнительное приращение годовой вновь созданной стоимости, часть которой оставалась бы в областном бюджете для ее социально-экономического обеспечения. Во-вторых, предлагалось реализовать одну из статей «брежневской» Конституции 1974 г. об экономической основе территорий. Эту основу, по конституции, составляли природные богатства — земля, растительность, животный мир, полезные ископаемые и т. д., то есть лозунг был, а механизма его реализации не было. В качестве такого механизма предлагалось введение платы за региональные ресурсы, не только за природные, но и трудовые, инфраструктурные и др. Научное обоснование регионального хозрасчета — поиск дополнительных финансовых ресурсов — проведено в Институте экономики УрО РАН (Екатеринбург) [6] и его Челябинском филиале [7].
Решением Челябинского исполкома областного Совета народных депутатов был утвержден и издан сборник методик платы за региональные ресурсы [7]. В сборник вошли восемь методических рекомендаций. Одна из них, а именно касающаяся платы за загрязнение окружающей среды, была использована впервые в СССР
на территории Челябинской области с 1 апреля 1989 г. За два года до выхода Закона РФ «О плате за землю» для г. Челябинска была предложена плата в размере шесть рублей (в среднем по городу) за квадратный метр. Вышедший закон уточнил ее всего лишь на две копейки. Были и другие предложения, которые в последующем вошли в российские законодательные акты и государственные программы. Например, о расчете экономического ущерба, нанесенного деятельностью ПО «Маяк», для обоснования государственной программы реабилитации радиационно загрязненных территорий Уральского региона. Следовательно, разработанная в Челябинске научная база экономики природопользования, ее методология были направлены на становление рыночных отношений в стране, но этого надо было ждать еще несколько лет.
Современными проблемами экономики природопользования являются нормирование качества окружающей среды и плата за ее загрязнение. Отдельные аспекты решения этих проблем приведены в законах, касающихся охраны окружающей среды и рационального природопользования. При анализе этих законов (первый — Закон об охране окружающей природной среды от 19.12.1991 г.; второй — Федеральный закон об охране окружающей среды от 10.01.2002 г.) возникает вопрос: зачем через десять лет понадобился новый закон об охране «бесприродной среды»? Сравнивая два раздела того и другого закона — об экономическом механизме и нормировании качества окружающей среды,— получаем ответ: чтобы снизить экономическую ответственность за экологические нарушения предприятий и организаций, а органам власти, ответственным за экологию, дать возможность отчитаться за благополучные экологические показатели.
Одним из показателей экологической обстановки территории, наиболее часто упоминаемых в средствах массовой информации, является превышение предельно допустимых концентраций (ПДК). Но кто создает это превышение, какая труба, какой источник? Таким показателем является объем превышения предельно допустимых выбросов (ПДВ), сбросов (ПДС) загрязняющих веществ с учетом их относительной опасности. Данный показатель указывает источник загрязнения и его опасность. Основываясь на законе «Об охране окружающей природной среды» 1991 г., установим связь между ПДК и ПДВ на конкретной территории.
Нормирование качества среды производится в целях определения критериев безопасности
воздействия химических, физических и биологических факторов на здоровье человека и окружающую среду. Качеством окружающей среды является такое состояние ее природных комплексов, которое постоянно и неизменно обеспечивает обмен веществ, энергии, информации между обществом и природой, тем самым воспроизводит жизнь. Для оценки состояния окружающей среды устанавливаются две группы нормативов качества — гигиенические и экологические. К гигиеническим нормативам относятся ПДК загрязняющих веществ. Цель применения этих нормативов — установить качество окружающей среды (атмосферного воздуха) применительно к здоровью человека. К экологическим нормативам относятся ПДВ загрязняющих веществ. Цель использования данных нормативов — предъявить требования к конкретному источнику выбросов, ограничивая его деятельность определенной пороговой величиной.
Таким образом, гигиенические нормативы предъявляют требования к конкретному загрязняющему веществу, а экологические — к источнику. Связь между гигиеническими и экологическими нормативами можно выразить следующим образом: ПДК конкретного вредного вещества за пределами территории предприятия-загрязнителя (или за пределами его санитарно-защитной зоны) не должна превышать его нормативного значения, а для этого необходимо знать объем выброса загрязнений от каждого источника, при котором это условие будет выполняться. На рисунке схематично представлена территория трех предприятий-загрязнителей [6].
Схема, характеризующая взаимосвязь между санитарно-гигиеническими (ПДК) и экологическими (ПДВ) нормативами
Из рисунка следует, что в точке 0 загрязнение составляет 3 ПДК. Если в этой точке находится жилой район, то его жители находятся в зоне трехкратного превышения нормы. Требуется рассчитать для каждого источника загрязнения объем выбросов, при котором в точке 0 концентрация будет не более 1 ПДК. Именно этот объем для источника является нормативным. Если в целом по населенному пункту достигнуты объемы ПДВ, при которых ПДК < 1, это означает, что природная среда сама ассимилирует загрязнение и оно не наносит вреда здоровью человека.
В соответствии с законом «Об охране окружающей среды» плата за загрязнение имеет две формы: 1) плата за объемы выбросов в нормативных пределах (ПДВ); 2) плата за превышение нормативных выбросов. Платежи за ПДВ, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, уровень вредного воздействия осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг). Плата за загрязнение окружающей среды в пределах установленных нормативов относится на издержки (себестоимость) производства. Таким образом, платежи в этой части возмещаются потребителями, так как за негативное воздействие, неустранимое при данном уровне техники и технологий, должно расплачиваться все общество, если оно хочет потреблять те или иные материальные блага.
Платежи за превышение предельно допустимых величин загрязнения осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении природо-пользователя, в пятикратном размере от уровня нормативной платы. В случае отсутствия прибыли или убыточности природопользователя плата за сверхнормативное загрязнение окружающей среды производится за счет всех имеющихся средств, на которые в соответствии с действующим законодательством может быть обращено взыскание — речь идет о ликвидации предприятий.
В виду этого предприятия-загрязнители различными путями стремятся не показывать сверхнормативные выбросы и тем самым избежать платы из прибыли.
Фактические данные по нормированию городов Челябинской области (данные взяты из комплексных докладов Облкомприроды) показывают, что в 1996 г. в Челябинске фактические объемы выбросов были примерно равны нормативным значениям ПДВ, а в 1998 г. нормативные значения в три раза превышали фактические. Следовательно, атмосфера Челябинска в 1998 г. была в три раза лучше нормы!!! В целом по Челябинской области
фактический объем выбросов вредных веществ в атмосферу составил 961,7 тыс. т, предельно допустимый (ПВД) — 988,8 тыс. т [7. С. 210], то есть атмосфера области в 1998 г. была лучше нормативной. После нашего публичного выступления с критикой по поводу такой ситуации раздел «Нормирование качества среды» в комплексном докладе Облкомэкологии исчез.
По данным управления Росприроднадзора по Челябинской области, общее количество субъектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих выбросы в Челябинской области, на 2000 г. составляло более 2000, нормативы ПДВ были установлены для 1900 субъектов, а предприятий со сверхнормативными выбросами насчитывалось всего десять [8. С. 17].
Таким образом, одним из направлений совершенствования индикаторов состояния окружающей среды является контроль за нормированием ПДВ, что позволит более эффективно применять экономические механизмы стимулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Список литературы
1. Лукъянчиков, Н. Н. Экономика и организация природопользования / Н. Н. Лукъянчиков, И. М. Потравный. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 454 с.
2. Вернадский, В. И. Биосфера и ноосфера. М. : Айрис-Пресс, 2004. 576 с.
3. Экономика природопользования / под ред. К. В. Папенова. М. : Теис : Велби, 2006. 928 с.
4. Региональная экономика: новый характер территориальных отношений / под. ред. В. П. Чичканова, А. И. Татаркина. Свердловск : Урал. рабочий, 1990. 166 с.
5. Сборник методик платы за региональные ресурсы / под ред. А. Л. Кушнаря, А. Ю. Даванкова. Челябинск : Облисполком, 1989. 116 с.
6. Даванков, А. Ю. Современные проблемы регионального природопользования / А. Ю. Даванков,
В. С. Силинцев // Роль природных ресурсов в социально-экономическом развитии регионов России : тр. Всерос. конф. Екатеринбург : Ин-т экономики УрО РАН, 2007. С. 261-265.
7. Комплексный доклад о состоянии окружающей природной среды Челябинской области в 1998 г. / под ред. В. А. Бакунина. Челябинск : Аэрокосмоэкология, 1999. 285 с.
8. Комплексный доклад о состоянии окружающей среды Челябинской области / под ред. А. М. Галичина. Челябинск : Полисервис, 2012. 184 с.