Научная статья на тему 'Принципы управления ресурсосбережением на предприятиях рыбной отрасли'

Принципы управления ресурсосбережением на предприятиях рыбной отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
164
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соломенова Е. В.

В статье обсуждаются принципы управления ресурсосбережением как основа методологии управления ресурсосбережением, схема их формирования и принципиальная схема управления ресурсосбережением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Соломенова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles of efficient use of energy resources management as the basis of methodology of management is described in the article. The author also describes the scheme of principles' development and the scheme of efficient use management.

Текст научной работы на тему «Принципы управления ресурсосбережением на предприятиях рыбной отрасли»

ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕМ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РЫБНОЙ ОТРАСЛИ

Е.В. Соломенова (КамчатГТУ)

В статье обсуждаются принципы управления ресурсосбережением как основа методологии управления ресурсосбережением, схема их формирования и принципиальная схема управления ресурсосбережением.

Principles of efficient use of energy resources management as the basis of methodology of management is described in the article. The author also describes the scheme of principles’ development and the scheme of efficient use management.

Долгое время в мировой и отечественной практике преобладало влияние многочисленных школ и направлений, использовавших различные подходы к изучению и совершенствованию управленческих процессов. Но, несмотря на различия взглядов, большинством из них признано то, что в основе эффективного управления должна лежать научная методология.

Под научной методологией принято понимать переход от познания к практическому использованию действующих в обществе экономических законов и разработку на этой основе принципов, методов и механизма управления хозяйственной деятельностью, направленных на достижение поставленных целей с эффективным использованием ресурсов [1].

Управление ресурсосбережением представляет собой сложный метод, эффективное функционирование которого возможно лишь на основе системного подхода к управлению, разработки реального механизма управления, который бы учитывал влияние внешней среды и обеспечивал взаимосвязь целей, поставленных задач и функций управления в условиях определенного хозяйствующего субъекта.

Под научной методологией управления ресурсосбережением понимается совокупность принципов, методов и организации управления ресурсосбережением, которые, базируясь на экономических законах и исследованиях факторов, влияющих на ресурсосбережение, обеспечивают научно-обоснованное управление им. На основе принципов разрабатываются методы, системы

и организации управления ресурсосбережением. Схематично методология управления ресурсосбережением представлена на рис. 1.

Рис. 1. Методология управления ресурсосбережением

Основу методологии управления ресурсосбережением составляют принципы управления, которые рассматриваются как общие правила, положения или требования к управлению ресурсосбережением.

Под принципами управления ресурсосбережением в данном случае рассматривается объективно обоснованное руководящее правило управления ресурсосбережением, которое должно отвечать своему назначению и быть эффективным. Принципы управления ресурсосбережением

должны быть положены в основу построения системы управления ресурсосбережением и выбора основных путей совершенствования процесса управления им. На основе общих принципов систем управления ресурсосбережением разрабатываются методы управления и организационноэкономический механизм управления ресурсосбережением (ОЭМУР).

Под ОЭМУР понимается средство приведения в действие и обеспечение эффективного функционирования системы управления ресурсосбережением.

Основными элементами ОЭМУР являются: орган управления, принципы, методы,

административно-правовые и экономические рычаги и стимулы.

Указанный ОЭМУР должен отвечать следующим принципам:

- укрепление нормативной базы, определяющей потребности ресурсов, как основы для управления ресурсосбережением;

- непрерывный, комплексный контроль и учет рационального использования ресурсов на всех стадиях производственной и хозяйственной деятельности в пределах действующих на предприятии научно-обоснованных норм и нормативов затрат ресурсов;

- общий и подетальный учет и оценка эффективности затрат ресурсов на основных, вспомогательных работах производственного процесса изготовления продукции и доставке ее потребителю;

- контроль за качеством изготовления продукции и учет затрат, связанных с устранением недостатков;

- стимулирование ресурсосбережения.

Усиление стимулирования ресурсосбережения, управление ресурсосбережением,

основываясь на указанных принципах, закладывает основу эффективного управления -определения нормативно-обоснованной потребности в ресурсах. Базируясь на нормативной потребности в ресурсах и вышеуказанных принципах, управленческий персонал должен правильно организовать процесс управления производством: контроль, учет, анализ и регулирование процесса ресурсосбережения.

Нужно постоянно контролировать ход производства продукции и вести учет удельного расхода сырья, материалов и не допускать их сверхнормативных затрат и отходов. Это основной принцип ресурсосбережения, так как позволяет практически выявить перерасход ресурсов. На основе этого появляется объективная возможность надежного регулирования процессом ресурсосбережения с широким использованием мотивации и стимулирования персонала предприятия за качественное, безотходное изготовление продукции и эффективное использование ресурсов. Это позволит рационально распределить, а при необходимости и перераспределить, ресурсы между объектами управления (цехами, участками, бригадами).

Принципы управления ресурсосбережением должны отражать характер и особенности технологий и организации производства, труда и соответствовать характеру выпускаемой продукции, длительности сроков изготовления продукции и т. п.

Общие принципы управления используются для разработки общей методологической базы управления. Учитывая отраслевую и технологическую специфику и особенности организации функционирования предприятия целесообразно разрабатывать специфические принципы управления ресурсосбережением, главным отличием которых является ярко выраженный прикладной характер и отраслевые особенности.

Управление ресурсосбережением является одной из важнейших функций и подсистем управления производством, в связи с чем построение и функционирование системы управления ресурсосбережением должно опираться в основном на общие и специфические принципы и методы управления ресурсосбережением, а также действующие в отрасли методы планирования и контроля ресурсосбережения и стимулирования его повышения.

В работах современных ученых, рассматривающих вопросы ресурсосбережения, отсутствует единство подходов к вопросам формулирования принципов планирования, учета и стимулирования в системе управления ресурсосбережением. В основном совокупность научнообоснованных принципов управления ресурсосбережением должна быть представлена как единство общих, общесистемных и специальных принципов.

Следует учитывать, что основным общим принципом является то, что системное управление ресурсосбережением должно быть органичной составляющей системы управления

всем предприятием. Именно поэтому при управлении ресурсосбережением должны применяться общие принципы управления: демократический централизм, ответственность, сочетание единоначалия и коллегиальности, делегирование полномочий, преемственность, материальное и моральное стимулирование, заинтересованность и активное участие работников в управлении предприятием.

Наряду с общими принципами управления применительно к управлению ресурсосбережением целесообразно применять общесистемные принципы управления, так как управление ресурсосбережением в настоящее время рассматривается не только с процессной точки зрения, но и с применением системного подхода.

В научных работах [2-4] по вопросам ресурсосбережения выделены только цели, задачи и функции ресурсосбережения, а обоснование принципов, средств достижения целей и конечного результата ресурсосбережения осталось без рассмотрения.

Ресурсосбережению должно уделяться первостепенное значение как важнейшей стратегической задаче в обеспечении эффективности производства.

Производственные ресурсы занимают в себестоимости продукции до 50%. Поэтому каждый принцип экономии их приносит ощутимый прирост, соответствующий размеру эффективности предприятия.

На рис. 2 приведена схема формирования принципов ресурсосбережения.

Рис. 2. Схема формирования принципов управления ресурсосбережением

Нами обобщены и дополнены следующие общие и общесистемные принципы управления ресурсосбережением:

- комплексность - взаимосвязь всех подсистем, элементов систем, иерархических уровней и

Принципы предложены и сформулированы авторами.

мероприятий, применяемых в управлении ресурсосбережением;

- взаимосвязанность - реализуется посредством формирования взаимосвязей систем управления ресурсосбережением со всеми другими подсистемами предприятия;

- системность - постоянное выполнение работ по управлению ресурсосбережением на всех стадиях производственного процесса: заготовка, переработка, изготовление, испытание;

- простота - понимание каждым работником предприятия всего того, что касается управления ресурсосбережением;

- приоритетность - первоочередное рассмотрение проблем ресурсосбережения как важного фактора повышения эффективности производства;

- целенаправленность - реализуется через формирование соответствующих подсистем для достижения поставленных целей;

- принцип оценки инвариантной частной производительности (отдачи) каждого вида ресурса. Под отдачей экономического ресурса в данном случае будем понимать «выход» экономического результата (объема продукции, услуг) с единицы задействованного конкретного вида ресурса. При применении данного принципа на практике необходимо учитывать, что изменение объемов потребления ресурсов требует дополнительных затрат, что влияет на итоговую производительность;

- рассмотрение исследуемой организации как ресурсопотребляющей подсистемы в рамках социально-экономической системы более высокого уровня. При соблюдении этого принципа варианты использования тех или иных ресурсов сравниваются с альтернативами, предъявляемыми аналогичными подсистемами. На практике местные и региональные власти на конкурсной основе решают, какому из субъектов хозяйствования предоставить право на пользование тем или иным ресурсом. Здесь регион или муниципальное образование выступают как система более высокого уровня. Реализация данного принципа позволяет учитывать эффективность использования определенного ресурса в рамках так называемой ресурсной цепочки, когда в результате использования или переработки базовый ресурс преобразуется в новый вид экономического ресурса и вовлекается в хозяйственный оборот подсистемой более высокого уровня;

- учет внешнего ресурсного эффекта от вовлечения в деятельность хозяйствующего субъекта; внешние ресурсные эффекты можно подразделить на предельные и интрамаржинальные. В первом случае даже малые изменения уровня потребления ресурса, создающего эффект субъекта, оказывают влияние на ресурсные параметры у воспринимающего эффект объекта. Во втором случае, хотя эффект и имеет место, малые или предельные изменения потребления ресурсов создающего его субъекта практически не оказывают какого бы то ни было влияния на ресурсопотребление внешнего субъекта. Интернализация внешних ресурсных эффектов предполагает включение внешних выгод или соответственно издержек в цену приобретения определенного набора экономических ресурсов. Например, создаваемое крупное предприятие частично решает проблему низкой занятости в регионе и получает дополнительную экономическую выгоду за счет поддержки региональных властей в виде предоставляемых льгот, более выгодного доступа к ресурсам и т. д. Тем самым цена трудовых ресурсов за счет положительного внешнего эффекта снижается;

- принцип рекуперации, позволяющий учитывать возможности повторного или вторичного использования экономического ресурса, что также может повлиять на его выбор [5]. Применение принципа рекуперации при ресурсосбережении смещает акценты в пользу тех ресурсов, использование которых может осуществляться многократно. Причем повторное использование ресурсов может потребовать дополнительных затрат на развитие технологий переработки отходов материальных ресурсов, поддержание реальной стоимости финансовых ресурсов с сохранением приемлемого уровня их ликвидности, повышение квалификации и производительности труда персонала и т. д.

Общие и общесистемные принципы управления ресурсосбережением применимы к системе управления ресурсосбережением, но их нельзя рассматривать как основные руководящие правила управления ресурсосбережением, так как они имеют прикладной характер.

Необходимо учитывать, что только в промышленности существует свыше 140 отраслей.

Поэтому наряду с общими и общесистемными нами предложены к рассмотрению специфические принципы управления ресурсосбережением, которые необходимо учитывать при управлении ресурсосбережением в рыбной отрасли.

Принцип приоритетности управления ресурсосбережением. Эффективное управление любой организацией невозможно без выделения понятных и четких приоритетов современного и

будущего функционирования системы. В рамках системы управления ресурсосбережением принцип приоритетности управления является одним из самых важных. Управление ресурсосбережением базируется на выделении первоочередных целей, задач и планов ресурсосбережения, которые должны решаться организацией в определенный временной период с опережением производственного цикла. С точки зрения оценки результативности управления ресурсосбережением процесс определения целей организации следует отделять от технологических и технических особенностей управления. Принцип приоритетности управления ресурсосбережением действует как на уровне всей организации, так и при планировании деятельности отдельных структурных подразделений.

Принцип планирования ресурсосбережения. Суть данного принципа заключается в необходимости тщательного подхода к разработке нормативов ресурсосбережения для каждого работника организации. Выработка нормативов для структурных подразделений и отдельных видов работ организации и делегирование полномочий всегда должны соответствовать цели и задачам ресурсосбережения. В этой связи все отделы и службы должны иметь задания по экономии ресурсов, повсеместно заниматься ресурсосбережением.

Принцип экономического стимулирования ресурсосбережения. Применение данного принципа основано на выявленной ранее закономерности, проявляющейся в зависимости от уровня ресурсосбережения качества выполнения работ, квалификации кадров, а также укрепление трудовой и технологической дисциплины. Для эффективной реализации данного принципа необходимо совершенствование механизма планирования экономического стимулирования и мотивации труда при производстве продукции и выполнении работ, в тесном сочетании с комплексом мероприятий по внедрению инноваций в области ресурсосбережения, улучшению учета затрат ресурсов на основных и вспомогательных видах производства, повышению квалификации и переподготовке персонала.

Принцип эффективности ресурсосбережения. Данный принцип предусматривает

своевременное, качественное и эффективное решение поставленных задач в области ресурсосбережения, достижение высоких результатов с наименьшими или нормативными затратами ресурсов. Оценку эффективности ресурсосбережения производства рыбной продукции необходимо производить на основе заранее утвержденных планов ресурсосбережения и строгого учета затрат ресурсов. Именно этот принцип отражает как экономическую, так и технологическую стороны управления хозяйственной деятельностью в области ресурсосбережения. Одними из основных факторов повышения эффективности управления являются внедрение ресурсосберегающих малоотходных и безотходных технологий и организация труда. Этим вопросам нужно уделять достаточно внимания.

Принцип непрерывности контроля и учета ресурсопотребления. По нашему мнению, он является одним из главных в управлении ресурсосбережением и основан на важнейшей закономерности управления ресурсосбережением - непрерывности и комплексности контроля уровня ресурсосбережения. Применение данного принципа позволяет своевременно выявлять размеры и причины перерасхода ресурсов, виновных в нем, и виды работ, где возникает перерасход, и принимать превентивные меры воздействия во избежание перерасхода ресурсов в будущем.

Принцип надежности системы управления ресурсосбережением. Указанный принцип предполагает безотказное, надежное функционирование системы управления ресурсосбережением производства рыбной продукции. Данный принцип базируется на предыдущих специфических принципах управления ресурсосбережением и является интегративным. Любая система управления ресурсосбережением должна обладать синергетическим эффектом, проявляющимся в приросте эффекта от воздействия ее составляющих, что является залогом ее самоорганизации и саморегуляции. Самоорганизующаяся система управления ресурсосбережением способна адекватно реагировать на внутренние и внешние воздействия среды и обладает характеристиками надежности, безопасности, безотказности, что является гарантом удовлетворения потребностей общества в конкурентоспособной продукции.

Практическая реализация данных принципов может стать основой для планирования, повышения ресурсосбережения, учета фактических затрат ресурсов и формирования механизма управления ресурсосбережением в производстве.

Каждый из вышеперечисленных принципов можно формализовать и получить числовое выражение для определения экономического эффекта от ресурсосбережения производства. Кроме

того, ресурсосбережение можно представить и как один из способов диверсификации деятельности предприятия, что в условиях рыночных отношений приводит к снижению риска возникновения кризисной ситуации у хозяйствующего субъекта.

Расход ресурсов в значительной мере определяется характером процесса ресурсосбережения, на который оказывают влияние такие факторы, как номенклатура (ассортимент) выпускаемой продукции или выполняемых работ; сложность, наукоемкость, инновационность производимых видов продукции или выполняемых работ; степень регламентации производственного процесса, от исходного состояния предметов труда до готовой продукции; а также величине складских запасов и объему незавершенного производства. Имеет существенное значение также уровень гибкости производства, его материало- и энергоемкость, уровень законченности производимой продукции, уровень прогрессивности применяемых технологий и безотходности хозяйственной деятельности. Ресурсосбережение формируется в сфере производства, обращения и потребления, причем в сфере производства оно формируется, прежде всего, в результате усовершенствования базовых технологических процессов, до минимума сокращающих отходы сырья и нормы расхода материалов. При этом удельные показатели формирования ресурсосбережения определяются уровнем развития производственной и технологической базы: чем выше их уровень, тем более полно используются материально-сырьевые ресурсы и тем меньше образуется отходов. На это было указано в Целевой программе «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2013 годах», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 № 606.

Важным резервом ресурсосбережения является использование безотходных технологий глубокой переработки ресурсов, которое является новым, прогрессивным направлением, затрагивающим разные отрасли экономики. Данное направление затрагивает вопросы экологии, рационального использования различных ресурсов, а также оптимального согласования объемов производства и потребления ресурсов. В связи с этим исторически сложившееся понимание терминов в различных отраслях, использующих первичные и вторичные материальные ресурсы, не всегда однозначно.

С учетом основных и предложенных на рис. 2 общесистемных и специфических принципов, а также рассмотренной ранее методологии управления ресурсосбережением предлагается механизм формирования принципов управления ресурсосбережением.

На основе общесистемных и специфических принципов и методов системного подхода к управлению предлагается принципиальная система управления ресурсосбережением (рис. 3).

Рис. 3. Принципиальная схема управления ресурсосбережением *

Схема предложена и сформулирована авторами.

Рассмотрим организацию процессов управления, приведенных на рис. 3.

Система управления ресурсосбережением построена на основе принципов системного подхода. В ней имеются субъекты и объекты управления ресурсосбережением, а также предусмотрена прямая и обратная информационная связь между ними.

Субъект управления наделен полномочиями осуществлять все основные функции в системе управления: планирование, контроль, учет, анализ и регулирование ресурсосбережения. Он правомочен принимать решения по управлению, распределять, перераспределять и эффективно использовать ресурсы.

Он должен обладать необходимыми полномочиями по стимулированию персонала, а также применять административные меры по недопущению бесконтрольного расхода ресурсов.

Объект управления должен обладать способностью выполнять все решения субъекта управления и по каналам обратной связи систематически информировать его об их исполнении или причинах невыполнения.

Процесс управления должен начинаться с анализа и оценки эффективности использования ресурсов и планирования заданий по ресурсопотреблению по технически обоснованным нормам (не менее 70% объема работ), по остальным 30% планирование можно осуществлять по временным, расчетным или опытно-статистическим нормам. Необходимо организовать и систематизировать учет и контроль за использованием ресурсов и давать оценку: как, с экономией или перерасходом, ведется производство продукции и чем вызвано несоблюдение норм расхода ресурсов и их перерасхода.

На основании этой информации должно осуществляться регулирование ресурсосбережения, которое заключается в сборе информации о ходе ресурсопотребления, принятии мер по завышенному (сверхнормативному) расходованию ресурсов или усилению мотивации и стимулированию производственного персонала за работу по технологически обоснованным нормам расхода ресурсов. Наряду с этим необходимо улучшение учета ресурсопотребления, а где-то, может быть, усиление административного вмешательства в процессе управления ресурсосбережением. Для этого регулирующий орган принимает решение по упорядочению ресурсопотребления и по каналам связи направляет решение в административный орган для принятия мер, а также в соответствующие подразделения по усилению стимулирования, контроля, учета, нормированию ресурсов и т. п. с целью улучшения ресурсосбережения.

Литература

1. Воробьева Д. А. Организационно-экономический механизм управления

ресурсосберегающими технологиями в птицеводческих предприятиях: Саратов, 2003. - 173 с.

2. Геворкян В. С. Управление ресурсосбережением как фактор повышения конкурентоспособности предприятия. - М., 2003. - 164 с.

3. Косцов Т.В. Эффективное управление ресурсосберегающими нововведениями в промышленности. - Тула, 2000. - 176 с.

4. Стадник Т. А. Управление ресурсосберегающими технологическими процессами в сельском хозяйстве в рыночных условиях. - Новосибирск, 2006. - 137 с.

5. Словарь иностранных слов и выражений / Авт.-сост. Е.С. Зенович. - М.: АСТ, 2000.

6. Шевченко Д.К., Чебунин П.К., Чмиль П.Т. Современные методы управления производственной и инновационной деятельностью. - Владивосток: Дальрыбвтуз, 1999. - 157 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.