современных методов риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля (надзора) позволит значительно снизить необоснованно высокие издержки у собственников объектов на обеспечение пожарной безопасности [6].
Внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности позволяет избежать осуществление сплошных проверок подконтрольных субъектов, и создаёт систему эффективного расходования ресурсов. Проведено полное распределение объектов контроля по категориям риска при осуществлении плановых проверок. Планирование проверок реализуется в зависимости от уровня риска причинения вреда.
В заключение следует отметить, что весь положительный опыт применения риск-ориентированного подхода, полученный надзорными органами - участниками «пилотного» эксперимента -учтён при внесении изменений в нормативные правовые акты, работа над которыми продолжается и в настоящее время.
Применение риск-ориентированного подхода при организации федерального государственного пожарного надзора позволит не только оптимизировать бюджетные расходы обеспечения деятельности надзорных органов, но и снизить административные барьеры и издержки при осуществлении надзорной деятельности, повысить результативность осуществления федерального государственного надзора.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Постановление Правительства РФ от 17 августа 2016 г. N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
2. Сметанкина Г.И., Дорохова О.В. Безопасность как фактор, влияющий на социально-экономическое развитие общества. В сборнике: Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты. Сборник статей под общей редакцией Т.М. Сигитова. Пермь, 2016. С. 71-73.
3. Сметанкина Г.И. К вопросу о проблемах осуществления государственной надзорной деятельности на современном этапе. Естественные и технические науки. - 2014. -№11/12(78). -С.461-463.
4. Аврахова А.П., Байдалина Л.А., Галимов И.А., Сметанкина Г.И., Чернов С.С., Черунова И.В., Ярковой В.А. Информационные технологии: приоритетные направления развития. Новосибирск, 2011.
5. Сметанкина Г.И., Шуткина С. А. Правовые основы совершенствования государственной надзорной деятельности в области пожарной безопасности Материалы VII международной научно-практической конференции: в 4 частях. Научный центр «Диспут». 2015. - С. 27-28.
6. Сметанкина Г.И., Дорохова О.В., Войтенок О.В. Взаимодействие органов государственного пожарного надзора МЧС России и органов внутренних дел при квалификации преступлений, связанных с пожарами // Вестник Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. - 2015. - № 1. - С. 123-126.
УДК 614.846
С. В. C iVKUii, Г.И. Сметанкина
ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ РАЦИОНАЛЬНЫХ ВАРИАНТОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В АСУ МЧС РОССИИ
В данной статье проанализированы информационные системы поддержки принятия решений по предупреждению и ликвидации ЧС, алгоритмы информационно-технического взаимодействия заданных компонентов управления в конкретной региональной системе.
Ключевые слова: чрезвычайная ситуация, региональная система, информационно-техническое взаимодействие, ресурс, информационный ресурс.
S. V. Slukin, G.I. Smetankina
PRINCIPLES OF FORMATION OF RATIONAL OPPORTUNITIES OF INFORMATION AND TECHNICAL INTERACTION IN THE ACS OF THE MINISTRY OF EMERGENCY OF RUSSIA
In this article, information systems for decisión support on the prevention and elimination of emergencies, algorithms for information and technical interaction of the specified management components in a particular regional system are analyzed.
Keywords: emergency Situation, regional system, information and technical interaction, resource, information resource.
В 21-м веке на территории Российской Федерации (РФ) сохраняются высокий уровень угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и наблюдается рост количества и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций - ЧС. При этом более половины населения России проживает в условиях повышенного риска, а средний уровень индивидуального риска для населения РФ значительно превышает допустимый уровень, принятый в развитых странах мира. И в последние десятилетия во всем мире наблюдается тенденция к росту количества и масштабов последствий ЧС, а за 30 последних лет мировой среднегодовой рост социальных и экономических потерь от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций составил по числу погибших — более 4%, пострадавших — около 9%, по материальному ущербу — более 10%
Сложившийся тренд роста количества и масштабов последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий вынуждает искать новые решения проблемы защиты населения и территорий от ЧС, предвидеть будущие угрозы, риски и опасности, развивать методы их прогноза и предупреждения. Многогранность и сложность решения данной проблемы заключается в ее многофакторности, так как требует рассмотрения в комплексе различных аспектов: социально-экономических, организационных, технических, управленческих, информационных, кадровых, психологических и т.д.
Основным направлением повышения оперативности, надежности, обоснованности и качества принятия управленческих решений по предупреждению и ликвидации ЧС является создание информационных систем поддержки принятия решений по предупреждению и ликвидации ЧС на основе широкой и всесторонней автоматизации процессов управления силами и средствами, предназначенными для ликвидации ЧС. Спецификой функционирования информационных систем поддержки принятия решений по предупреждению и ликвидации ЧС является необходимость обеспечения адекватного и эффективного моделирования динамических процессов развития разнообразных классов ЧС.
Получение, обработка и обмен информацией в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также обеспечения пожарной безопасности являются одной из важнейших функций системы управления МЧС России, а их реализация, во многом, обусловлена процедурами их моделирования. Разработка моделей, как средство описания и исследования, в силу своей универсальности и высокой эффективности, является широко признанным методом анализа и синтеза, оптимизации и проектирования сложных динамических систем, подобных ЧС.
Главная проблема создания моделей динамически развивающихся ЧС состоит в разработке алгоритмов информационно-технического взаимодействия заданных компонентов управления в конкретной региональной системе и, в частности, - для класса региональных автоматизированных систем управления, а разработке обобщённых способов решения вышеперечисленных вопросов посвящены исследования и публикации многих отечественных ученых и специалистов. Продуктивность реализации функций автоматизированной системы (АС) и решения соответствующих им задач в значительной мере определяется эффективностью информационно-технического взаимодействия (ИТВ) объектов и субъектов МЧС России в повседневной обстановке и в условиях конкретной ЧС, а требования к ИТВ в АС формулируются на качественном и/или количественном уровнях.
Однако в настоящее время для конкретных территориальных АС схемы выбора показателей изменчивости ИТВ их элементов созданы лишь в целом и довольно обобщённо, что делает актуальным разработку модели формирования рациональных вариантов информационно-технического взаимодействия в региональной автоматизированной системе управления МЧС России.
Ресурс - это запас или источник некоторых средств. Всякое общество имеет определенные ресурсы, необходимые для его жизнедеятельности. Традиционными видами общественных ресурсов являются материальные, сырьевые (природные), энергетические, трудовые, финансовые ресурсы. В дополнение к этому, одним из важнейших видов ресурсов современного общества являются информационные ресурсы. К информационным ресурсам уместно отнести все научно-технические знания, произведения литературы и искусства.
Информационный ресурс - это отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем).
В составе МЧС России можно выделить:
внутриведомственные информационные ресурсы - ресурсы в отношении которых МЧС России является и владельцем и потребителем;
вневедомственные информационные ресурсы - ресурсы потребляемые МЧС России, владельцами которых являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также взаимодействующих организаций.
В тематическом плане информационные ресурсы МЧС России содержат: данные мониторинга окружающей среды и объектов экономики (внутри и вневедомственные ресурсы), оперативно-управляющую информацию о чрезвычайных ситуациях (внутриведомственные ресурсы), управленческую информацию: организационную, плановую, кадровую и пр. (внутриведомственные ресурсы); информацию по вопросам ГО и ЧС в т.ч. данные о территориях, населении, экономике (вневедомственные ресурсы), нормативно-правовую информацию (вневедомственные ресурсы), научно-техническую информацию: отчеты по НИР и ОКР, научно-техническую литературу и др. (внутри и вневедомственные ресурсы); массовую информацию: органы печати, выставки, конференции и т.д. (внутри и вневедомственные ресурсы). Ведомственные информационные ресурсы МЧС России являются составной частью информационных ресурсов РСЧС. [5]
Общий доступ к информационным ресурсам и системам РСЧС осуществляется в круглосуточном режиме в открытом (общедоступном) или с ограниченным доступом (по предъявлению логина и пароля). Информация отображается, как правило, в виде интерактивных страниц с динамически формируемыми таблицами и цифровых карт различного назначения. При обращении пользователя к интернет-странице генерируется запрос к базе данных и возвращается пользователю в виде таблиц и моделей. Интуитивно
понятный интерфейс предполагает начальный уровень подготовки пользователя с навыками работы в сети интернет.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 28.12.2010 г. № 390-ФЭ «О безопасности».
2. Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
3. Федеральный закон от 21.12.1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
4. Федеральный закон от 04 июля 2008 г № 123-ФЭ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
5. http://www.mchs.gov.пд/
УДК 629.735.33
А.В. Слюсаренко, Е.В. Калач
Воронежский институт - филиал Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России
АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ РОБОТОТЕХНИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ ПОЖАРОВ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ
Рассматривается оценка эффективности применения и целесообразности использования существующих роботизированных систем на примере реального использования на текущем этапе развития этих систем и готовности операторов к их использованию.
Ключевые слова: робототехнические средства (далее РТС), автономность, мобильный робототехнический комплекс (далее МРК), разведка пожара, ликвидация пожара и ЧС, концепция развития РТС МЧС России.
А. V. Slyusarenko, Е. V. Kalach
ANALYSIS OF THE APPLICATION OF ROBOTIC SYSTEMS FOR ELIMINATION OF FIRES AND THEIR CONSEQUENCES.
We consider the evaluation of the effectiveness of the use and feasibility of using existing robotized systems on the example of real use at the current stage of development of these systems and the readiness of operators to use them.
Keywords: robotic means (hereinafter referred to as RTS), autonomy, mobile robotic complex (hereinafter IRC), fire reconnaissance, fire and emergency response, concept of RTS development of EMERCOM of Russia.
Сотни вызовов каждый день, десятки видов опасностей возможных на любом из пожаров или ЧС. Работа пожарного, спасателя связана с постоянным риском. Зачастую возможность наступления несчастного случая не зависит от принятого человеческого решения или безраздумных действий и является лишь случайным событием. Минимизация воздействия опасных и вторичных факторов пожара или ЧС на огнеборца-спасателя, сокращение времени ликвидации и максимально быстрая помощь пострадавшим - это главные цели развития и внедрения робототехнических систем. В нашей стране