Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ГОТОВНОСТИ ШКОЛЬНИКА К ВЫБОРУ БУДУЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ'

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ГОТОВНОСТИ ШКОЛЬНИКА К ВЫБОРУ БУДУЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОР / МОТИВАЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / САМОРЕФЛЕКСИЯ / CHOICE / MOTIVATION / LEARNING / DIFFERENTIATION / INDIVIDUALIZATION / SELF-REFLECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лях Юлия Анатольевна, Донина Ирина Александровна, Алексеева Ольга Вячеславовна

В статье авторами сделана попытка осмысления теории мотивации обучения применительно к современному этапу развития образования, реагирующего на быстрые и динамичные изменения, как образовательных технологий, так и ожидания и личностных качеств самих субъектов образовательного процесса. Авторы полагают, что мотивация к обучению остается одним из фундаментальных процессов, определяющих эффективность обучения. Рассматривают принципы организации современного образовательного процесса в условиях индивидуализации обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лях Юлия Анатольевна, Донина Ирина Александровна, Алексеева Ольга Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF FORMATION OF MOTIVATION AS A COMPONENT OF A SCHOOLBOY'S READINESS FOR THE CHOICE OF FUTURE EDUCATIONAL PROGRAMS

In the article, the authors attempt to understand the theory of motivation for learning. Modern education responds to numerous changes in educational technologies used in schools. The requirements for personal qualities of the subjects of the educational process are also changing. The authors believe that motivation to learn remains one of the fundamental processes that determine the effectiveness of training. Consider the principles of organization of the modern educational process in the conditions of individualization of learning.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ГОТОВНОСТИ ШКОЛЬНИКА К ВЫБОРУ БУДУЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ»

Педагогика

УДК 37.02

доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской Академии Естествознания Лях Юлия Анатольевна

ОАНО ВО «Московский психолого-социальный университет» (г. Москва); доктор педагогических наук, профессор Донина Ирина Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород); кандидат педагогических наук Алексеева Ольга Вячеславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород)

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ГОТОВНОСТИ ШКОЛЬНИКА К ВЫБОРУ БУДУЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Аннотация. В статье авторами сделана попытка осмысления теории мотивации обучения применительно к современному этапу развития образования, реагирующего на быстрые и динамичные изменения, как образовательных технологий, так и ожидания и личностных качеств самих субъектов образовательного процесса. Авторы полагают, что мотивация к обучению остается одним из фундаментальных процессов, определяющих эффективность обучения. Рассматривают принципы организации современного образовательного процесса в условиях индивидуализации обучения.

Ключевые слова: выбор, мотивация, обучение, дифференциация, индивидуализация, саморефлексия.

Annotation. In the article, the authors attempt to understand the theory of motivation for learning. Modern education responds to numerous changes in educational technologies used in schools. The requirements for personal qualities of the subjects of the educational process are also changing. The authors believe that motivation to learn remains one of the fundamental processes that determine the effectiveness of training. Consider the principles of organization of the modern educational process in the conditions of individualization of learning.

Keywords: choice, motivation, learning, differentiation, individualization, self-reflection.

Введение. Человеческий капитал - в настоящее время самый востребованный ресурс не только в нашей стране, но и в мире. Для сохранения конкурентоспособности любой стране сейчас необходимы высокообразованные творческие, интеллектуально и духовно развитые личности, знающие и уважающие культурные ценности своей страны, готовые быстро адаптироваться и делать выбор в условиях быстроменяющегося мира. Это обуславливает изменение цели современной школы, ее направленности на создание способствующей гетерогенной образовательной среды, как в плане социальных условий, так и в плане образовательных возможностей, способствующей развитию личности обучающихся, их самоопределению к учебной деятельности, с целью дальнейшей жизненной самореализации [1; 2; 3; 6].

В настоящее время образовательное пространство школы развивается активно дополняется дистанционными образовательными ресурсами. Прирастая дополнительными ресурсами образовательная среда школы становится гетерогенной, т.е. неоднородной, избыточной для учащегося в плане выбора образовательного маршрута. За счет дефицита времени у обучающегося гетерогенная среда школы создает условия для формирования важного для любого современного человека умения - умения делать выбор, расставлять приоритеты и, в конечном итоге, самоопределяться не только с образовательной, но и с жизненной траекторией.

Изложение основного материала статьи. О роли педагога и его управления выбором ученика в ситуации свободного воспитания писал еще Ж.-Ж. Руссо. Тем не менее до настоящего времени данная практика была связана с подведением школьника к определенному, «правильному» с точки зрения педагога выбору в образовательной или воспитательной ситуации, за счет использования манипулятивных техник. Современные педагогические воззрения связаны с предоставлением свободы выбора обучающемуся, что, в свою очередь, обуславливает появление тьюторских педагогических ролей и позиций в образовательном пространстве школы. Специфика тьюторской позиции состоит в признании права ребенка на самостоятельность и индивидуальность [5].

Под тьютором обычно понимается «педагог, сопровождающий разработку и реализацию обучающимся индивидуальной образовательной программы. Это педагог, который работает, непосредственно опираясь на принцип индивидуализации, сопровождая построение каждым учащимся своей индивидуальной образовательной программы» [4].

Реализуя принцип открытости, тьютор способствует расширению существующего гетерогенного образовательного пространства каждого тьюторанта до преобразования этого пространства в открытое. Необходимость открытого образовательного пространства задается необходимостью формирования у тьюторанта представления о себе как о человеке свободном и ответственном в принятии решения о своем дальнейшем развитии.

Анализируя работы ученых Т.М. Ковалевой, Е.А. Романовой, А.Л. Пикиной и др., отметим, что основными задачами педагога, реализующего тьюторскую позицию, является организация рефлексии тьюторанта, в которых возможно выявить, сформулировать образовательные цели и мотивы учащегося, и сфокусироваться на ресурсах открытого образовательного пространства и картировании гетерогенной среды образовательной организации и построении индивидуального образовательного маршрута. Для построения данного образовательного маршрута важно поддерживать мотивацию учащегося делать выбор с опорой на собственные интересы.

Сталкиваясь с ситуацией выбора учащийся, выступая в роли тьюторанта, учится удерживать фокус на собственной значимости содержания образования, проявляет любопытство или познавательный интерес, осознает и собственную мотивацию.

В общем виде мотивацию обучающегося можно представить как сложный конструкт, который описывает некую движущую силу или энергию, отвечающую за возникновение поведения, нацеленного на достижение определенного результата, а также его сохранение достаточное время для реализации

намеченной цели [8]. Мотивация может быть вызвана такими источниками, как интерес, приверженность социальным нормам или принуждением [7].

Любопытство и интерес, как источники мотивации имеют нейрофизиологическую природу. Так, нейрофизиологами установлено, что появление чувства любопытства активизирует в мозге цепь вознаграждения, опирающуюся на действие нейромедиатора дофамина. Доказано, что внутренняя мотивация на самом деле включает те же участки мозга, которые активно участвуют в материальной, внешней мотивации [10].

Учащиеся, которым предоставлен выбор в отношении их обучения, могут учиться на более высоком уровне по нескольким причинам. С одной стороны, когда учащиеся более радостно вовлечены в процесс, их мозг способен обрабатывать учебный материал и более эффективно надолго сохранять его в памяти [11]. Исследования также показали, что возможность выбора повышает креативность и приводит ко многим другим положительным особенностям учебной работы, таким как самоконтроль, редактирование и лучшая организация [9].

Когда все учащиеся выполняют одно и то же задание одинаково, существует предел того, насколько далеко может зайти работа. Учитель и задание определяют границы, и выйти за их пределы почти невозможно. Когда учащимся делегируется больше свободы и контроля, предоставляя им больше выбора в отношении того, как они будут достигать целей обучения, они внезапно начинают вдохновлять друг друга, стимулируя рождение новых идей и побуждая к творчеству.

Посредством выбора можно помочь ученикам самостоятельно дифференцировать свое обучение, чтобы их работа стала максимально эффективной. Вы также можете бороться с апатией учащихся, помогая им актуализировать свои сильные стороны и интересы и предоставляя им больше самостоятельности, власти и контроля над своей работой, что повысит их внутреннюю мотивацию. Это, пожалуй, две наиболее убедительные причины использовать выбор как часть ежедневного преподавания и обучения в школах, но есть и много других дополнительных преимуществ, которые также важно осознавать, поскольку они помогают подчеркнуть истинную силу и потенциал выбора.

Мотивационная готовность к обучению исследовалась в работах Л.И. Божович, А.К. Марковой, М.В. Матюхина и др. Мотивационная готовность делать выбор образовательной программы тесно связна с формированием «внутренней позиции школьника» под влиянием синтеза мотивов связанных как с потребностью в общении, так и с потребностями в интеллектуальной активности.

На наш взгляд, мотивационная готовность школьника к выбору образовательных программ проявляется в самоактуализации образовательного содержания и понимании личностной значимости образовательных результатов. Это является предпосылками для совместного выстраивания тьютором и тьюторантом индивидуального образовательного маршрута, в том числе при выборе дистанционных курсов для самообразования.

Под индивидуальным образовательным маршрутом мы понимаем целенаправленно проектируемую школьником программу действий, за счет его самоопределения, самосознания, самопознания и самоорганизации в учебной и внеучебной деятельности и при осуществлении психолого-педагогической поддержки со стороны учителя и семьи.

Акцент на дифференцированном, проектном и персонализированном обучении подчеркивает важный сдвиг, происходящий сегодня в образовании: движение к более ориентированному на учащихся подходу к преподаванию и обучению. Интересно, что это движение возникло вслед за стремлением к стандартизации и академической подотчетности, которые заставили всех желающих укрепить свои позиции в отношении того, что делают учащиеся и как они это делают. Важно, что эти два, казалось бы, совершенно разных движения не должны противоречить друг другу; учителя должны быть в состоянии индивидуализировать, а иногда и персонализировать обучение в контексте академических стандартов. Для этого необходимо, чтобы учителя изменили свои учебные стратегии, и выбор может оказаться одним из лучших средств достижения цели, поскольку он позволяет учителям и ученикам разделить ответственность за преподавание и обучение. Преподаватели могут создать жизнеспособные варианты заданий, которые учащиеся сочтут привлекательными и достаточно сложными, после чего ученики примут на себя ответственность за выбор вариантов, которые лучше всего помогут им учиться.

Следует признать, что в современной школе необходимо применять различные модели мотивации учащихся к выбору индивидуальных образовательных маршрутов.

Изучая современные тьюторские практики, направленные на выявление образовательных потребностей школьников, их мотивации и видения роли педагога в организации помощи детям и родителям в организации правильного и осознанного выбора индивидуального маршрута, отметим, что для формирования мотивационной готовности необходимо опираться на следующие принципы: дифференциация; учет зоны ближайшего развития ребенка; опора на интересы обучающегося; положительное эмоциональное подкрепление; передача ответственности за принятие решений; интерактивность образовательной среды.

Поясним содержание данных принципов. Так принцип дифференциации предполагает, что при изучении одной темы учитель предлагает учащимся дифференцировать содержание образование в зависимости от их образовательных потребностей или познавательных интересов. Учащиеся могут выбрать изучаемые самостоятельно источники для коллективного обсуждения, выбрать проблемы для разрешения на уроке или область применения теоретических знаний на практике.

Принцип учета зоны ближайшего развития заключается постановке учебных задач достаточно сложных для разрешения учащимся самостоятельно, но посильных для решения в коллективе с помощью педагога. Учащиеся могут выбирать из таких задач те, которые наиболее близки им. Выбор задачи, лежащей в зоне ближайшего развития, будь то решение кроссворда или математической головоломки, прохождение компьютерной игры, проведение учебного исследования, будет приносить удовольствие учащемуся, стимулировать и мотивировать на дальнейшее обучение.

Опора на интересы обучающегося как еще один важный принцип предполагает актуализацию совместно с учащимся его сильных сторон и интересов, предоставление больше самостоятельности, власти и контроля над своей работой, выявление и учет их внутренней мотивации. Учащийся должен научиться не только на авторитетное мнение учителя при выборе учебных задач, но и почувствовать какие из них ему интересно решать, а какие менее интересно, но необходимо для нужно дальнейшего развития в Тесно связан с принципом опоры на нитересы ребенка прнцип положительного эмоционального подкрепления, который

декларирует выстраивание учебного процесса так, чтобы учащиеся не только выполняли полезные задания, предложенные учителем, но решали задачи, доставляющие им интеллектуальное удовольствие. Учитель может обращаться мотивации учащегося при решении выбранной ребенком задачи при выборе наиболее удовлетворяющего его способа поощрения.

Передача ответственности за принятие решений заключается в предоставлении обучающимся права на выстраивание способов деятельности и предоставление им функции контроля. Данный принцип позволяет преодолеть предопределенность функции жесткого планирования и регламентирования процесса обучения учителем, который в традиционной роли проводит уроки, раздает задания и оценивает результаты, заставляя учеников чувствовать себя рабочими пчелами, послушно выполняющими поставленные задачи с минимальной степенью свободы или контроля.

Принцип интерактивности образовательной среды предполагает обратную связь о результатах решения и эффективности решений выбранных задач. Она может быть получена как за счет экспертных оценок от учителя или одноклассников, так и в ходе самоанализа и в ходе рефлексии собственного выбора и его последствий и сравнения собственных результатов и результатов решающих аналогичные задачи одноклассников.

Выводы. Реализация данных принципов может помочь учителю реализовывать сопровождение выбора обучающимися индивидуальных образовательных траекторий, а также сформировать мотивационную готовность школьника выбирать и нести ответственность за достижение собственных образовательных результатов.

Перечислим положительные эффекты использования ситуаций выбора в обучении:

1. Обучение становится более глубоким, содержательным.

2. Учащиеся меняют поведение к лучшему.

3. Социальный и эмоциональный компоненты обучения становятся более значимыми.

4. Обучающая среда становится более интерактивной.

5. Обучение становится веселее.

Реализация данных принципов возможна не только при выборе основного вариативного или дополнительного содержания образования, но и в ситуациях работы с основным содержанием образовательных программ, когда, на первый взгляд, учебный материал оказывается единым для всех. В последнем случае учитель, выступающий в роли тьютора, может организовать сопровождение таим образом, чтобы учащиеся смогли выбрать способ, который позволит им совершенствовать необходимый навык.

Литература:

1. Везетиу Е.В. Проблема формирования готовности будущих учителей к реализации педагогического проектирования // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №66-1 . - с. 44-47.

2. Везетиу Е.В. Понятие о сущности педагогического проекта // Педагогический вестник. - 2020. - №12. - с. 11-12.

3. Донина И.А., Лях Ю.А. Образовательные результаты школьников: подходы, инструментарий, оценка // Ярославский педагогический вестник. - 2018. - №2. - с. 28-32.

4. Ковалева Т. М. Профессия «тьютор» / Е. И. Кобыща, С. Ю. Попова (Смолик), А. А. Теров и др. - М. -Тверь:СФК-офис, 2012 - 246 с.

5. Куляпин, А.С., Шихова, Т.Я. Развитие тьюторской позиции современного учителя в деятельности ЦИО университетского округа ПГПУ / А.С. Куляпин, Т.Я. Шихова // Пермский педагогический журнал. -2010. - №1. - С. 64-68.

6. Макаренко Ю.В. Современные педагогические инновации как инструмент управления качеством образовательных услуг // Педагогический вестник - 2020. - №14. - с. 67-68.

7. Радаев В.В. Экономическая социология: учебное пособие для вузов / В.В. Радаев. - М.: ГУ-ВШЭ,

2005. - 603 с.

8. Collins N.A Conceptual Model of Career Development to Enhance Academic Motivation. ProQuest / N.A Collins. 2010. UMI Dissertations № 3407392.

9. Denton P. Learning through academic choice. / P. Denton. - Turners Falls, MA: Northeast Foundation for Children, 2005. - 212 p. Accessed through https:// www. Responsive classroom. org /academic-choice/.

10. Gruber M., Gelman, B. Ranganath, C. States of curiosity modulate hippocampus-dependent learning via the dopaminergic circuit / M. Gruber, B. Gelman, C. Ranganath. // Neuron, 2014. № 84 (2). - 486-496 p.p.

11. Willis, J. Research-based strategies to ignite student learning / J. Willis. - Alexandria: VA:ASCD,

2006. - 125 p.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук Макаренко Юлия Владимировна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация. В статье рассматривается педагогическое проектирование, а также его отдельные элементы в структуре современного образовательного процесса. При этом приводится краткий исторический обзор процесса становления педагогического проектирования в отечественных и зарубежных реалиях. Определяются специфические характеристики, присущая каждому отдельно взятому периоду развития и становления педагогического проектирования. В заключении статьи приводится аналитический обзорный вывод, который последовал после рассмотрения и сопоставления истории возникновения и развития понятий «проектирование», «техническое проектирование», «социальное проектирование» и «педагогическое проектирование». В ходе исследования автор пришел к выводу о том, что последнее понятие - предмет настоящего исследования - претерпело значительные трансформации, прежде чем стало концептуально

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.