Научная статья на тему 'ИНТЕРАКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МУЗЫКАНТОВ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ'

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МУЗЫКАНТОВ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАНТЫ-ИСПОЛНИТЕЛИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ / ДИСКУССИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / "МОЗГОВОЙ ШТУРМ" / MUSICIANS-PERFORMERS / EDUCATIONAL PROCESS / GAME TECHNOLOGIES / BUSINESS GAMES / DISCUSSION TECHNOLOGIES / "BRAINSTORMING"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукашева Светлана Сергеевна

В статье рассмотрены интерактивные образовательные технологии, которые направлены на повышение собственной активности музыкантов-исполнителей и их мотивации к учебно-профессиональной деятельности. Они позволяют обучающимся перейти от пассивного усвоения знаний, к их активному применению в модельных или реальных ситуациях будущей практической деятельности, что, безусловно, повышает качество подготовки будущих специалистов и способствует формированию у них профессиональной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF FORMING THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF PERFORMING MUSICIANS

The article deals with interactive educational technologies that are aimed at increasing the self-activity of performing musicians and their motivation for educational and professional activities. They allow students to move from passive assimilation of knowledge to its active application in model or real situations of future practical activity, which, of course, increases the quality of training of future specialists and contributes to the formation of their professional competence.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРАКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МУЗЫКАНТОВ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ»

институт, на пары. Эмоциональное состояние ухудшилось»; «С нетерпением жду возвращения в стены института».

Аналогичные желания высказывают и преподаватели. В этот непростой период все мы остро почувствовали глубокий смысл фразы Антуана де Сент Экзюпери «Единственная известная мне роскошь -это роскошь человеческого общения».

Литература:

1. Демченко С.А., Казарова А.В. Особенности организации дистанционного обучения в вузе // Инновационные технологии в науке и образовании. - 2015. - № 3. - С. 59-60. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28387355 (дата обращения 03.07.2020).

2. Приказ Министерства образования и науки РФ № 125 от 22 февраля 2018 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440305_B_3_16032018.pdf (дата обращения 03.07.2020).

Педагогика

УДК 378:781

кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального искусства эстрады Лукашева Светлана Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный институт культуры» (г. Самара)

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МУЗЫКАНТОВ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

Аннотация. В статье рассмотрены интерактивные образовательные технологии, которые направлены на повышение собственной активности музыкантов-исполнителей и их мотивации к учебно-профессиональной деятельности. Они позволяют обучающимся перейти от пассивного усвоения знаний, к их активному применению в модельных или реальных ситуациях будущей практической деятельности, что, безусловно, повышает качество подготовки будущих специалистов и способствует формированию у них профессиональной компетентности.

Ключевые слова: музыканты-исполнители, образовательный процесс, игровые технологии, деловые игры, дискуссионные технологии, «мозговой штурм».

An^tatton. The article deals with interactive educational technologies that are aimed at increasing the self-activity of performing musicians and their motivation for educational and professional activities. They allow students to move from passive assimilation of knowledge to its active application in model or real situations of future practical activity, which, of course, increases the quality of training of future specialists and contributes to the formation of their professional competence.

Keywords: musicians-performers, educational process, game technologies, business games, discussion technologies, «brainstorming».

Введение. Реализация практико-ориентированного подхода в обучении бакалавров предполагает активную познавательную деятельность студентов, которая заключается в умении творчески мыслить, используя приобретаемые в процессе деятельности знания, умения, навыки, компетенции, способствующие формированию профессиональной компетентности, в том числе и у музыкантов-исполнителей.

Изложение основного материала статьи. Современное образование ориентировано на подготовку высококвалифицированных кадров и предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых музыканты-исполнители смогут проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность. Этому способствуют интерактивные образовательные технологии.

Интерактивные образовательные технологии основаны на многосторонней коммуникации между преподавателем и обучающимися в учебно-воспитательном процессе. Многосторонняя коммуникация предполагает активность не только преподавателя, но и каждого участника процесса обучения. Особое значение приобретают интенсивные коммуникативные контакты между самими обучающимися. Такое обучение предполагает использование не только знаний преподавателя, но и знаний, уже накопленных музыкантами-исполнителями.

Интерактивные технологии опираются на следующие положения: внимание к собственному опыту студентов, опора на индивидуальный способ усвоения ими знаний, включение в систематизацию изучаемого материала мнений бакалавров, даже если они не совпадают с мнением преподавателя. Многосторонняя форма коммуникации является необходимым условием для выстраивания музыкантами-исполнителями своего личного понимания проблемы. Современные интерактивные образовательные технологии нацелены на управление не личностью, а процессом ее развития, т.е. учебно-воспитательный процесс ориентируется на приобретение диалогического метода общения, совместный поиск решения проблемы, вовлеченность всех обучающихся в процесс познания, усиление взаимомотивации музыкантов-исполнителей, создание творческой атмосферы на занятии.

Рассмотрим понятия «образовательная технология», «интерактивное обучение» и «интерактивные технологии».

Термин «образовательная технология» определяется как «вариант описания модели образовательного процесса, в котором акцент может быть сделан на организационной структуре учебного процесса, характеристике деятельности субъектов образовательного процесса или характере их взаимодействия» [10, с. 13].

Интерактивное обучение ученые трактуют как «форму организации образовательного процесса, ориентированного на активное развитие способности субъектов обучения продуктивно взаимодействовать в рамках совместной деятельности» [1, с. 117].

Понятие «интерактивное обучение» возникло «в середине 1990-ых гг. в связи c развитием сети Интернет» [5, с. 36]. Наиболее часто этот термин упоминается в связи с информационными технологиями, дистанционным образованием с использованием ресурсов Интернет, а также электронных учебников, работой в режиме on-line и т.д.

Доктор педагогических наук, профессор Г.М. Коджаспирова определяет интерактивное обучение как «способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога c кем-либо (например, человеком) или чем-либо (например, компьютером) и осуществлять активный обмен сообщения между пользователем и информационной системой в режиме реального времени» [7, с. 50].

Интерактивное обучение - это «специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности студентов, при которой все участники взаимодействуют друг c другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы» [6, с. 3].

Следовательно, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, при котором музыканты-исполнители и преподаватель являются равноправными субъектами образования [9].

Ученые М.А. Ковардакова, О.А. Макарова, Е.О. Ускова утверждают, что интерактивные технологии способствуют направленности музыкантов-исполнителей «на поиск своего смысла, понимания ими новых идей и проектов» [6, с. 5].

Среди интерактивных образовательных технологий выделяют имитационные и неимитационные. B основе первых лежит «имитационное моделирование. Здесь происходит знакомство c различными видами профессионального контекста, формирование универсальных и профессиональных компетенций. Неимитационные технологии не предполагают модели изучаемого явления или деятельности. Они целенаправленно создают предпосылки для развития общепрофессиональных компетенций» [4, с. 20].

По дисциплине «Основы композиторской техники» интерактивные технологии применяются на лекционных занятиях следующих видов: проблемная лекция, лекция c заранее запланированными ошибками, лекция-визуализация:

- проблемная лекция «Лад и интонация» проводится c целью знакомства музыкантов-исполнителей c особенностями формирования профессиональной компетентности c применением электронного музыкального инструментария. На занятии особое внимание уделяется индивидуальным качествам личности, влияющим на ее профессиональное становление обучающихся. Разрешая противоречия, заложенные в проблемных ситуациях, студенты самостоятельно формулируют выводы, которые планировалось представить в качестве новых знаний;

- лекция c запланированными ошибками «Мотив, фраза», на которой сообщается, что в материал будет с определенным количеством ошибок различного типа (содержательных, методических, поведенческих и т.д.), которые студенты в конце лекции должны выявить;

- лекция-визуализация «Различные преобразования тем. Варьирование как главный элемент преобразования темы. Ритмические изменения» сопровождается показом c помощью информационных технологий различных рисунков, структурно-логических схем и т.п.

B настоящее время к интерактивным образовательным технологиям относят: игровые, дискуссионные, тренинговые, рейтинговые, рефлексивные и др. Рассмотрим некоторые из них.

Ha занятиях по дисциплине «Основы композиторской техники» используются игровые технологии поискового характера, результатом которых являются проекты преобразований, исследования и выводы по спорным вопросам. Игровые технологии предполагают «разыгрывание ситуаций по решению проблем, связанных c профессиональной деятельностью, карьерой» [4, с. 20]. Применение игровых технологий на занятиях у музыкантов-исполнителей способствует: освоению нового опыта, новых ситуаций; формированию толерантности, умения решать проблемы, способности применять приобретенные знания на практике; формированию профессиональных компетенций.

Ролевая игра - это эффективная отработка вариантов поведения в Tex ситуациях, в которых могут оказаться музыканты-исполнители (например, аттестация, защита или презентация какого-либо проекта и др.) [2].

Ученый-психолог Д.Б. Эльконин определяет, что «содержанием развернутой формы ролевой игры являются не предмет и его употребление или изменение человеком, a отношения между людьми, осуществляемые через действия c предметами» [11, с. 34].

B ролевой игре участникам предлагается «сыграть» другого человека или «разыграть» определенную проблему c использованием (c имитацией) известных фактов.

При изучении темы «Отклонения и модуляция. Близкие и далекие тональности. Способы отклонений. Закрепления новых тональностей» студентам предлагается «разыграть» ситуацию защиты доклада. Музыканты-исполнители выступают c сообщениями, затем студенты задают вопросы докладчику по теме выступления. B конце ролевой игры подводятся итоги.

Одним из видов интерактивных технологий является деловая игра. Существует несколько определений, отражающих возможные функции деловой игры: «тренинг, предназначенный для выработки качеств и навыков, необходимых в процессе работы, и ознакомление c реальными производственными ситуациями; анализ ситуации, в которую включены обратная связь и фактор времени и т.д.» [3, с. 7].

Деловые игры являются формой воссоздания содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, «моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности, моделирования профессиональных проблем, противоречий и затруднений, испытываемых в типичных профессиональных проблемных ситуациях» [8, с. 260].

Bo время деловых игр музыканты-исполнители погружаются в смоделированную ситуацию. Участникам предлагается, распределившись по ролям, решить проблему, следуя обозначенным правилам и условиям.

C целью актуализации знаний o профессиональной компетентности музыкантов-исполнителей и определения путей ее формирования студентам в рамках занятия «Большие аккорды. Усложненные 5-6-7-звуковые аккорды. Использование в музыке импрессионистов, джаз-роке» предлагается принять участие в деловой игре «Формирование профессиональной компетентности музыкантов-исполнителей». B процессе ее проведения обучающиеся работают в подгруппах и выполняют ряд заданий, одним из которых является определение факторов, влияющих на формирование их профессиональной компетентности.

B результате проведения деловой игры y музыкантов-исполнителей развиваются логическое мышление, способность к поиску ответов на поставленные вопросы, умение общаться в процессе дискуссии; формируется сознание принадлежности ее участников к коллективу, что помогает выработать сдержанность в проявлении эмоций, уважение к мнению других.

Интерес y музыкантов-исполнителей вызывают и дискуссионные технологии, «основанные на организационной коммуникации по поводу какого-либо спорного вопроса или проблемы, которые дают возможность путем использования в процессе спора системы логически обоснованных доводов воздействовать на мнения, позиции и установки участников дискуссии» [4, с. 24]. B обучении музыкантов-исполнителей применяются следующие дискуссии: круглый стол, мозговой штурм и др.

Круглый стол - одна из форм публичного обсуждения проблемы и познавательной деятельности студентов, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостаточность информации, научить культуре ведения беседы. Характерной особенностью проведения занятия c использованием этого метода является сочетание двух форм «учебного» общения - беседы и групповой консультации. При этом происходит закрепление материала, и дополнительно раскрываются задания для самостоятельной работы. B процессе коллективной работы вместе c руководителем семинара и приглашенными специалистами музыканты-исполнители обмениваются информацией, усваивают новые знания, учатся спорить, анализировать. Такие семинары демонстрируют демократичность, активный характер обсуждения вопросов, побудительность к самостоятельному творческому мышлению. Завершается круглый стол подведением итогов преподавателем. Он анализирует глубину раскрытия проблем и актуальность вопросов, поставленных на семинаре, организацию, методику, степень участия музыкантов-исполнителей в обсуждении.

При проведении занятия «Фактура. Фактура как главный элемент музыкальной речи и выразительности. Анализ и музицирование в различных типах фактур: гармонической, ритмической, мелодической» проводится круглый стол на тему «Анализ профессиональной компетентности музыкантов-исполнителей», в процессе которого бакалаврам предлагается обсудить ситуацию, смысл которой заключается в том, что не все студенты могут совершенствовать свое мастерство в профессиональной деятельности. Студентам предлагаются различные вопросы o профессионализме, профессиональной деятельности. После проведения такого вида дискуссии происходит подведение итогов.

Рассмотрим особенности метода «мозговой штурм (мозговая атака)», представляющего собой метод продуцирования идей и решений в процессе групповой работы. Его цель заключается во введении группового обсуждения для решения проблемной ситуации.

Данная технология используется для того, чтобы переключиться и сосредоточиться на следующей теме; создать живую атмосферу в учебной аудитории; быстро получить множество идей.

Все музыканты-исполнители вовлекаются в работу, стимулируется их мыслительный процесс, и когда их предложения сводятся вместе, становится ясно, насколько значима проблема обсуждения. Такой вид работы дает представление o глубине обобщенных знаний, характере опыта студентов и уровне их подготовки. Использование метода «мозговой штурм» помогает преподавателю адаптировать свой подход и стиль преподавания к реальным потребностям группы.

B рамках занятия «Джазовые ритмоформулы. Аккордика. Способы нотации. Ладовый и блюзовый комплекс "квадрат"» в формате «мозгового штурма» проводится игра «Оценка профессиональной компетентности и качеств музыкантов-исполнителей». Цель игры - сформировать понимание о профессиональной компетентности и качествах музыкантов-исполнителей. В ходе игры все студенты были разделены на две подгруппы. Первая подгруппа формулировала структуру профессиональной компетентности, которой должен обладать музыкант-исполнитель. Вторая подгруппа определяла профессиональные качества музыкантов-исполнителей. После группового обсуждения студенты каждой из подгрупп озвучивают свои ответы. Затем студенты записывают структуру профессиональной компетентности и качества, которыми должен обладать профессиональный музыкант-исполнитель.

Выводы. Таким образом, интерактивные технологии, применяемые в образовательном процессе музыкантов-исполнителей направлены, прежде всего, на формирование профессиональной компетентности, повышение собственной активности обучающихся и их мотивации к учебно-профессиональной деятельности, эффективности учебно-воспитательного процесса, позволяя выработать y них необходимые компетенции для успешного решения профессиональных задач.

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. Москва: Изд-во МГУ, 1980. - 416 с.

2. Гущин Ю.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе / Ю.В. Гущин // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». - 2012. - № 2. - С. 1-18.

3. Зельдович Б.З. Деловые игры в управлении полиграфическими и издательскими процессами: учеб. пособие / Б.З. Зельдович. - Москва: МГУП им. Ивана Федорова, 2011. - 232 с.

4. Использование активных и интерактивных образовательных технологий: метод. рекомендации. / авт.-сост. М.Г. Савельева, Т.А. Новикова, Н.М. Костина; отв. ред. Е.Н. Анголенко. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013. - 44 с.

5. Капранова Е.А. Интерактивное обучение: концептуальные подходы / Е.А. Капранова // Вестник Полоцкого государственного университета, 2012. -№ 7. - С. 36-41.

6. Ковардакова М.А., Макарова О.А., Ускова Е.О. Интерактивные технологии обучения в высшей школе: учебно-методическое пособие / М.А. Ковардакова, О.А. Макарова, Е.О. Ускова. - Ульяновск, 2016. - 73 с.

7. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова. - Москва: Академия, 2003. - 176 с.

8. Столяренко Л.Д. Педагогика / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 448 с.

9. Суворова Н.И. Интерактивное обучение: новые подходы / Н.И. Суворова// Учитель. 2000. - № 1. -С. 25-27.

10. Циулина М.В. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / М.В. Циулина. -Челябинск: ЮУрГГПУ, 2016. - 227 с.

11. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. -2-е изд. - 360 с.

Педагогика

УДК 37.02

доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской Академии Естествознания Лях Юлия Анатольевна

ОАНО ВО «Московский психолого-социальный университет» (г. Москва); доктор педагогических наук, профессор Донина Ирина Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород); кандидат педагогических наук Алексеева Ольга Вячеславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород)

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ГОТОВНОСТИ ШКОЛЬНИКА К ВЫБОРУ БУДУЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Аннотация. В статье авторами сделана попытка осмысления теории мотивации обучения применительно к современному этапу развития образования, реагирующего на быстрые и динамичные изменения, как образовательных технологий, так и ожидания и личностных качеств самих субъектов образовательного процесса. Авторы полагают, что мотивация к обучению остается одним из фундаментальных процессов, определяющих эффективность обучения. Рассматривают принципы организации современного образовательного процесса в условиях индивидуализации обучения.

Ключевые слова: выбор, мотивация, обучение, дифференциация, индивидуализация, саморефлексия.

Annotation. In the article, the authors attempt to understand the theory of motivation for learning. Modern education responds to numerous changes in educational technologies used in schools. The requirements for personal qualities of the subjects of the educational process are also changing. The authors believe that motivation to learn remains one of the fundamental processes that determine the effectiveness of training. Consider the principles of organization of the modern educational process in the conditions of individualization of learning.

Keywords: choice, motivation, learning, differentiation, individualization, self-reflection.

Введение. Человеческий капитал - в настоящее время самый востребованный ресурс не только в нашей стране, но и в мире. Для сохранения конкурентоспособности любой стране сейчас необходимы высокообразованные творческие, интеллектуально и духовно развитые личности, знающие и уважающие культурные ценности своей страны, готовые быстро адаптироваться и делать выбор в условиях быстроменяющегося мира. Это обуславливает изменение цели современной школы, ее направленности на создание способствующей гетерогенной образовательной среды, как в плане социальных условий, так и в плане образовательных возможностей, способствующей развитию личности обучающихся, их самоопределению к учебной деятельности, с целью дальнейшей жизненной самореализации [1; 2; 3; 6].

В настоящее время образовательное пространство школы развивается активно дополняется дистанционными образовательными ресурсами. Прирастая дополнительными ресурсами образовательная среда школы становится гетерогенной, т.е. неоднородной, избыточной для учащегося в плане выбора образовательного маршрута. За счет дефицита времени у обучающегося гетерогенная среда школы создает условия для формирования важного для любого современного человека умения - умения делать выбор, расставлять приоритеты и, в конечном итоге, самоопределяться не только с образовательной, но и с жизненной траекторией.

Изложение основного материала статьи. О роли педагога и его управления выбором ученика в ситуации свободного воспитания писал еще Ж.-Ж. Руссо. Тем не менее до настоящего времени данная практика была связана с подведением школьника к определенному, «правильному» с точки зрения педагога выбору в образовательной или воспитательной ситуации, за счет использования манипулятивных техник. Современные педагогические воззрения связаны с предоставлением свободы выбора обучающемуся, что, в свою очередь, обуславливает появление тьюторских педагогических ролей и позиций в образовательном пространстве школы. Специфика тьюторской позиции состоит в признании права ребенка на самостоятельность и индивидуальность [5].

Под тьютором обычно понимается «педагог, сопровождающий разработку и реализацию обучающимся индивидуальной образовательной программы. Это педагог, который работает, непосредственно опираясь на принцип индивидуализации, сопровождая построение каждым учащимся своей индивидуальной образовательной программы» [4].

Реализуя принцип открытости, тьютор способствует расширению существующего гетерогенного образовательного пространства каждого тьюторанта до преобразования этого пространства в открытое. Необходимость открытого образовательного пространства задается необходимостью формирования у тьюторанта представления о себе как о человеке свободном и ответственном в принятии решения о своем дальнейшем развитии.

Анализируя работы ученых Т.М. Ковалевой, Е.А. Романовой, А.Л. Пикиной и др., отметим, что основными задачами педагога, реализующего тьюторскую позицию, является организация рефлексии тьюторанта, в которых возможно выявить, сформулировать образовательные цели и мотивы учащегося, и сфокусироваться на ресурсах открытого образовательного пространства и картировании гетерогенной среды образовательной организации и построении индивидуального образовательного маршрута. Для построения данного образовательного маршрута важно поддерживать мотивацию учащегося делать выбор с опорой на собственные интересы.

Сталкиваясь с ситуацией выбора учащийся, выступая в роли тьюторанта, учится удерживать фокус на собственной значимости содержания образования, проявляет любопытство или познавательный интерес, осознает и собственную мотивацию.

В общем виде мотивацию обучающегося можно представить как сложный конструкт, который описывает некую движущую силу или энергию, отвечающую за возникновение поведения, нацеленного на достижение определенного результата, а также его сохранение достаточное время для реализации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.