6. СНиП 11-02-96. Инженерные изыскания для градостроительства. Основные положения. М. : Изд-во ГУП ЦПП, 1997.
7. Экологический мониторинг: Состояние окружающей среды Томской области в 2007 году / гл. редактор А.М. Адам, редкол.: В.А. Коняшкин, С.Н. Воробьев; Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Том. обл., ОГУ «Облкомприрода» Администрации Том. обл. - Томск : Графика, 2008. - С. 21-28.
A.V. MANANKOV, O.A. KAREVA
THE CONDITION AND GEOECOLOGICAL FEATURES OF AIR ATMOSPHERE OF INDUSTRIAL CITY
The paper presents the medico-ecologic map of the city Tomsk taking into consideration the geodynamical (tectonic breaks, geoactive zones), ecogeochemical (emanation of radon), meteorological (microclimate, direction and speed of wind), anthropogenic (functional structure of the city, arrangement of built-up zones) and technogenic (industrial, motor transport) features of this territory.
УДК 726.03
И.А. ИБРАГИМОВ, аспирант, [email protected] УралГАХА, Екатеринбург
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ ХРИСТИАНСТВА (ОРИЕНТАЦИОННЫЙ АСПЕКТ)
В статье рассматривается актуальная для мирового и российского сообщества фундаментальная тема изучения принципов формирования христианских храмов. Исследование осуществляется с помощью раскрытия ориентации человека в религиознодуховном и реальном пространствах.
Ключевые слова: храм, система координат, точка отсчета.
На современном этапе значительная часть верующих российского общества ориентируется на религиозно-мировоззренческие позиции христианства. Это влечет за собой активизацию строительства новой, а также реконструкцию и реставрацию старой храмовой архитектуры. Культовая архитектура становится все более значимой в жизни людей, однако до сих пор храмы не включены в типологический список архитектурных объектов [1], недостаточно изучены и теоретические основы проектирования этих объектов.
В связи с этим необходимо уделять более глубокое внимание изучению смысловой и функциональной составляющих проектирования храмов. Имея знание о том, по каким принципам формируется христианская храмовая архитектура, архитектору будет легче справиться с заданием и спроектировать выразительное здание.
© И.А. Ибрагимов, 2009
Тема принципов и закономерностей формирования христианской храмовой архитектуры освещена в научной литературе довольно широко. Следует отметить труды таких ученых, как И.А. Бондаренко, Н.Л. Павлов, Г.К. Вагнер, А.В. Иконников, А.В. Бунин, И.С. Николаев, Н.И. Брунов, И.Л. Бусева-Давыдова, Д.Б. Пюрвеев. Однако до сих пор ряд содержательных аспектов формирования храмовой архитектуры не освещался в полной мере и эти аспекты не представлены развернуто. В частности, храмовая архитектура может рассматриваться как система, направленная на ориентацию человека в религиозно-духовном и реально-физическом пространствах. Синтез этих аспектов архитектурно-пространственного формообразования расширяет представление о принципах формирования храмов.
А.В. Иконников написал: «Люди - как отдельные человеческие существа, так и объединяющие их социальные группы или этносы, имеют склонность воспринимать мир, полагая себя в его центре. Выделенность, особое значение центра, вокруг которого строится обжитое пространство, принадлежит к числу древнейших универсальных архетипов миропредставления» [2, с. 5]. Действительно, храмовое сооружение является центральным ядром многих городов древности. Особенно этот принцип проявился в средневековых городах, в которых не существовало регламентированных градостроительных законов. Города строились множеством зодчих, сменяющих друг друга поколений [3, с. 175]. Вследствие этого мы можем говорить о том, что средневековый город является объективной моделью города, сформированной объективным общественным сознанием.
Месторасположение храма из вышесказанного становится очевидно не случайным. С помощью храма люди находят свои религиозно-духовные координаты. Э. Фромм назвал поле жизнедеятельности человека, в том числе и религию, системой координат, ценностных ориентаций [4]. Исходя из этого, мы можем рассматривать религию как систему духовных координат.
Называя религию системой координат, необходимо определить это понятие. Система координат Р. Декарта - это комплекс определений, реализующий метод координат, то есть способ определять положение точки или тела с помощью чисел или других символов [5]. Метод определения координат объекта основывается на принципе сравнения. Для того, чтобы определить местоположение одного объекта, необходимо сравнить его с другим объектом, желательно зафиксированным на месте, то есть обездвиженным. Таким образом, принимается неподвижная точка отсчета системы, относительно которой определяются координаты (местоположение) разных объектов.
Духовные координаты создают ощущение психологического комфорта от осознания того, что мир объяснен в первую очередь с точки зрения смысла. Это сориентированность в духовно-смысловом пространстве, идентификация, причисление себя к общепринятой или личной смысловой картине мира. Другими словами, это мировоззренческая позиция, установка человека, которую он принимает за основную и стабильную.
Духовные координаты, которые люди находят в самом храме, можно назвать смысловой системой духовных координат.
Религиозно-философское учение христианства является знанием о мироустройстве, о законах мироустройства и месте человека в нем. Любой христианский храм (кроме протестантского) строится ради алтаря. Алтарь является главным элементом или частью в храме. В католичестве под алтарем понимают непосредственно сам престол, а в православии со временем алтарем стала называться вся восточная часть храма, находящаяся за иконостасом. Слово алтарь имеет следующее определение - место, служащее для жертвоприношения. Первоначально в первобытных и политеистических религиях он имел форму очага [6, с. 195]. Алтарь (лат. аЬагшт) - жертвенник (от акайа -навершие жертвенника, приспособление для сжигания жертвы: акш - высокий, ага - возвышенное место для жертвоприношения, жертвенник) [7]. По
Н.Л. Павлову, любой храм - это развернутый алтарь. Развернутость заключается в появлении внутреннего пространства и большего количества символических, сакральных, декоративных элементов как в интерьере, так и на фасаде здания [8].
Основная функция любого христианского храма - это отправление молитвы Господу. Храм, алтарь - это «канал связи» с Богом, с небесным миром. В христианстве каждый храм - это алтарь, и отправление молитвы происходит непосредственно в нем. Сгенерированная молитва «уходит» сразу в небо, вернее, в «небесный мир». В христианстве модель духовного мироздания является троичной по вертикали - над земным уровнем расположен «небесный мир», под земным уровнем находится преисподняя. Таким образом, алтарь рождает вертикальную ось, по которой люди посылают молитву. Эта ось связывает (пронизывает) уровни модели мироздания и обычно именуется «осью мира» (ах818 тип&). Тем самым каждый храм рождает локальную модель мироздания, вернее, он является ее локальным центром. Утверждения ученых о том, что храм - центр соприкосновения микрокосма человека с макрокосмом Вселенной, являются подтверждением вышесказанного [9, с. 23], [10, с. 256-257], [11, с. 180].
Как уже было сказано, в христианстве молитва «уходит» вверх. Вследствие этого сама храмовая архитектура «стремится» вверх, в небо, имеет вы-тянутость по вертикали. Выражаясь понятием, введенным профессором МГУ Ш.М. Шукуровым, «архитектурный образ молитвы» христианства -вертикаль [12, с. 164], И.А. Бондаренко пишет о древнерусских городах в частности, которые имели устремление вверх [13, с. 186], Д.Б. Пюрвеев пишет о «стремлении» храмовой архитектуры вверх вслед за стремлением человека познать и соединиться с Богом [11, с. 14]. В общем усредненном пропорциональном отношении высота храма относится к длине или ширине, в зависимости от конфигурации плана, от 1:1 до 10:1 и больше, то есть от квадрата до вытянутого прямоугольника, короткая сторона которого параллельна земле.
Наибольшая экспрессивная стремительность в христианской архитектуре, вне всякого сомнения, принадлежит средневековой готике. В этом стиле передается мощь, помпезность, брутальность. Достаточно вспомнить такие шедевры мировой архитектуры, как собор Парижской Богоматери, Реймсский собор, Шартрский собор и др.
Декор в храмовой архитектуре христианства, сохраняющей свои традиционные формы, может занимать незначительное место в структуре застройки. Так, например, храм Симеона Столпника на проспекте Калинина в Москве представляет собой небольшое здание церкви, в градостроительном отношении играющее незначительную роль (рис. 1).
Рис. 1. Храмовая архитектура христианства. Слева направо: церковь Симеона Столпника в Москве, собор Св. Патрика, собор Св. Троицы в Нью-Йорке (сайт www.markowens.co.uk)
Высотная доминантность этого здания уменьшена в большей степени возведением знаменитых зданий-книжек Нового Арбата. Или другой пример -здание церкви Троицы (Trinity Church), собор Святого Патрика в Нью-Йорке «потеряны» в высотной окружающей застройке района Манхеттен (рис. 1). Исходя из этого, можно сказать, что архитектура храма, имея все свойства вертикально стремящейся архитектуры и сохраняя свою функциональную составляющую, может выступать в определенном архитектурном контексте «маленькой церквушкой». Разумеется, это происходит потому, что архитектурная среда беспрестанно развивается и видоизменяется. Меняются мировоззренческие установки общества, и лидирующие позиции занимает идеологически по-другому осмысленная архитектура.
Таким образом, христианский храм может быть назван точкой отсчета системы религиозно-духовных координат. Он выступает неподвижной, материальной точкой, относительно которой человек в смысловом пространстве осуществляет религиозно-духовную ориентацию.
Средневековые города, обладающие застройкой по принципу стихийности, в подавляющем большинстве случаев в центральном ядре имеют вертикальные доминанты. Этими доминантами могут выступать собор, ратуша или и то и другое вместе. Вокруг ядра формируется городская «ткань». Вертикальная доминанта становится как бы вертикальной осью города и выполняет функцию главного визуального ориентира в городе. Этот ориентир по отношению к городу как целому может быть назван глобальным. Его видно с большинства точек, в отличие от локальных ориентиров: дома, вывески, памятники и др. Такая система ориентации может быть названа системой координат в реальном, физическом пространстве. Благодаря такой системе человек
ориентируется в пространстве, даже незнакомом. Находясь в городской среде, человек сопоставляет свое положение с точкой отсчета (вертикальной доминантой), тем самым находя свои координаты (местоположение) в реальном пространстве. В этой системе координат присутствуют два основных глобальных элемента: точка отсчета и фон. Фоном в этом отношении становится окружающая застройка. Фон второстепенен по отношению к главной доминанте. Установлено, что средневековые зодчие специально делали центральные здания завышенными в 2-3 раза по отношению к жилой застройке [3, с.136-137], таким образом подчеркивая контраст между точкой отсчета системы координат и фоном. Примерами таких систем можно назвать: Эйфелеву башню в Париже, Останкинскую телебашню в Москве (рис. 2), башню-минарет в Дубае, а также множество других примеров.
Рис. 2. Эйфелева башня в Париже (слева); телебашня «Останкино» (справа)
Исходя из вышесказанного, принципы формирования культовой архитектуры христианства в ориентационном аспекте заключаются в том, что человек находит духовные координаты через храм. Но храм во многих случаях помимо точки отсчета системы духовных координат становится точкой отсчета системы координат в реальном пространстве. Таким образом, системы синтезируются, образуя систему координат духовно-реального пространства. Эта система ложится в основу всякого христианского города. Храм становится визуально-духовным центром города, формирующим вокруг себя поле жизнедеятельности человека. Такую систему можно назвать алтароцентричной или храмоцентричной, потому что в ее центре размещен алтарь - храм. Храм является точкой отсчета сразу двух систем координат. Тем самым в городе создается духовно-визуальная ось, формируемая точкой отсчета (храмом). Ось задает третье измерение городу.
Примерами следует назвать множество городов, и особенно средневековых. Столица России имеет такой визуально-духовный центр в виде Кремлевских глав, и особенно колокольни Иоана Лествичника (axis mundi)
[2, с. 12]. По И. А. Бондаренко, колокольня символизирует столп самодержавия, «ось мира». Д.Б. Пюрвеев пишет о том, что «... главный алтарь Москвы и всея Руси - Московский Кремль.» [11, с. 139].
Другими наиболее яркими примерами являются собор Саграда Фамилья в Барселоне, который доминирует в окружающем архитектурном контексте, Троицкий собор в Тбилиси и множество других (рис. 3).
Рис. 3. Храмоцентричная система координат. Слева направо: Колокольня Иоанна Лест-вичника в Москве, Троицкий собор в Тбилиси, собор Святого семейства в Барселоне
Ориентационный принцип формирования культовой архитектуры христианства - это синтез ориентации человека в духовно-реальном пространстве. Система координат в религиозно-духовном пространстве совмещается с системой координат в реальном пространстве. Тем самым возникает совмещенная система, которая образует поле, арену для жизнедеятельности общества. Введенное понятие система координат позволяет объединить материальное и духовное, объяснить логику формирования храмового и околохрамо-вого пространства, связанную с мировосприятием и мировоззрением представителей христианской религии, указать композиционные и формальные особенности организации храмового пространства с учетом системы ценностей верующего.
Библиографический список
1. Змеул, С.Г. Архитектурная типология зданий и сооружений / С.Г. Змеул, Б.А. Махань-ко. - М. : Стройиздат, 2000. - 240 с.
2. Иконников, А.В. Москва - столица и знаки столичности / А.В. Иконников ; отв. ред. А.И. Бондаренко // Архитектура в истории русской культуры. Вып. 2: столичный город. - М. : УРСС, 1998. - С. 5-17.
3. Бунин, А.В. История градостроительного искусства: в 2 т. Т. 1: Градостроительство рабовладельческого строя и феодализма / А.В. Бунин. - М. : Стройиздат, 1979. - 496 с.
4. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм ; пер. с англ. Э.М. Те-лятникова, Т.В. Панфилова. - М. : АСТ, 2004. - 635 с.
5. Система координат [Электронный ресурс] // Википедия: свободная энциклопедия. -Условия доступа: ЬИр://га.‘шк1ре111а.о^/тк1/Система_координат.
6. Зеленков, М.Ю. Мировые религии: история и современность / М.Ю. Зеленков. - М. : Юридический институт МИИТа, 2003. - 252 с.
7. Алтарь [Электронный ресурс] / Википедия: свободная энциклопедия. - Условия доступа: М1р://ги.‘шк1ре111а.о^/№1к1/Алтарь.
8. Павлов, Н.Л. Алтарь. Ступа. Храм: архаическое мироздание в архитектуре индоевропейцев / Н.Л. Павлов. - М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2001. - 368 с.
9. Вагнер, Г.К. От символа к реальности. Развитие пластического образа в русском искусстве XIV-XV веков / Г.К. Вагнер. - М. : Искусство, 1980. - 268 с.
10. Элиаде, М. Очерки сравнительного религиоведения / М. Элиаде ; пер. с англ. Ш.А. Богиной. - М. : Ладомир, 1999. - 488 с.
11. Пюрвеев, Д.Б. Архитектура Мироздания / Д.Б. Пюрвеев. - М. : Альтекс, 2006. - 312 с.
12. Шукуров, Ш.М. Образ храма / Ш.М. Шукуров. - М. : Прогресс - Традиция, 2002. -496 с.
13. Бондаренко, И.А. Средневековая Русь. Художественное единство древнерусского города / И.А. Бондаренко ; общ. ред. В.П. Толстой // Художественные модели мироздания: в 2 т. Т. 1. Взаимодействие искусств в истории мировой культуры. - М. : НИИ РАХ, 1997. - С 175-195.
I.A. IBRAGIMOV
PRINCIPLES OF FORMATION OF CULT ARCHITECTURE OF CHRISTIANITY (THE ORIENTATION ASPECT)
The actual for world and Russian community the fundamental theme of studying of principles of formation of Christian temples is considered in the paper. Research is carried out by means of disclosing orientation of the person in religious-spiritual and real spaces.