Научная статья на тему 'Архитектурно-визуальная система координат'

Архитектурно-визуальная система координат Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
520
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
СИСТЕМА КООРДИНАТ / ТОЧКА ОТСЧЕТА / АРХИТЕКТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / COORDINATE SYSTEM / STARTING POINT / ARCHITECTURAL SPACE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ибрагимов Игорь Адольфович

Представлена выявленная в ходе исследования система ориентации и организации человеком архитектурного пространства визуальная система координат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHITECTURAL AND VISUAL COORDINATE SYSTEM

The article presents a discovered during the study system of human orientation and organization of architectural space that is the visual system of coordinates.

Текст научной работы на тему «Архитектурно-визуальная система координат»

Рис. 12. Проектное предложение по формированию набережной Ангары в районе Лисихи (архитектор

А.Г. Большаков, руководитель Д.В. Ушаков)

основой для системы променад, на самих выпуклых парк. Композиция набережной достойна быть рамкой

склонах формируются лестницы и пандусы для без- или авансценой для главного открытого пространства

барьерной архитектуры пространства. Большую долю города - зеркальной глади Ангары. в площади набережной занимает зеленый покров и

УДК 72.01

АРХИТЕКТУРНО-ВИЗУАЛЬНАЯ СИСТЕМА КООРДИНАТ И.А.Ибрагимов1

Уральская государственная архитектурно-художественная академия, 620075, г. Екатеринбург, ул. К.Либкнехта, 23.

Представлена выявленная в ходе исследования система ориентации и организации человеком архитектурного пространства - визуальная система координат. Ил. 4. Библиогр. 22 назв.

Ключевые слова: система координат; точка отсчета; архитектурное пространство.

ARCHITECTURAL AND VISUAL COORDINATE SYSTEM I.A. Ibragimov

Ural State Architectural-Artistic Academy, 23, K. Liebknecht St., Ekaterinburg, 620075.

The article presents a discovered during the study system of human orientation and organization of architectural space that is the visual system of coordinates. 4 figures. 22 sources.

Key words: coordinate system; starting point; architectural space.

Тема ориентации в окружающем архитектурном пространстве является всегда актуальной, потому что это основа жизнедеятельности человека. Ей посвящены работы таких исследователей, как К. Линч, М.В. Шубенков, Е.Л. Беляева, М. Мерло-Понти, В.Т. Шимко, С.А. Хасиева, Н.Л. Павлов и др. Однако некоторые аспекты до сих пор остаются неосвещенными, в частности, не выявлены в должной мере геометрические

универсалии [1], архетипы [2] организации и визуального восприятия человеком окружающего пространства. Цель исследования - осветить форму организации архитектурного пространства, применяемую в отечественной и зарубежной архитектурной практике.

Развернутую классификацию пространств, используемых и применяемых в архитектуре, дает В.И. Иовлев. Он рассматривает несколько принципов клас-

1Ибрагимов Игорь Адольфович, магистр архитектуры, соискатель кафедры основ архитектурного проектирования, тел.: 89090143664.

Ibragimov Igor, Master of Architecture, applicant of the chair of Foundations of Architectural Design, tel.: 89090143664.

сификации пространств и по принципу взаимодействия определяет реальное, психологическое (включающее перцептуальное, ментальное и концептуально-идеальное), виртуальное пространства [3, с. 86].

Изучением ориентации в пространстве занимался исследователь М. Мерло-Понти. В частности, он пишет о системах ориентации человека в пространстве, о том, что системы относительны друг друга и видоизменяются, однако он не называет их системами координат и не выявляет понятия точка отсчета системы координат (он использует понятие «пункт закрепления» [4]). В рассматриваемые им системы не включаются архитектурные или природные точки отсчета.

Л. П. Холодова пишет о системе координат в биологической природе человека: «Сила тяготения, например, лежит в основе нашего ощущения и осознания верха и низа, направления «верх и низ» в пространстве. Наше взаимодействие с пространством, находящимся впереди нас, в чем-то совершенно иное, нежели с пространством сзади нас.» [5, с. 24]. Также она отмечает: «С течением времени три оси направлений усовершенствовали символические (знаковые) ассоциации. Ось вверх-вниз является воображаемой осью движения, когда человек испытывает чувства, меняющиеся от радостного настроения до полного расстройства.» [5, с. 25].

М.В. Шубенков рассматривает ориентацию человека в окружающем пространстве и отмечает наличие архетипов в организации человеком пространства на протяжении всего существования человечества. Он пишет о мыслительных механизмах человека и утверждает, что «они настолько глубоко «прошиты» в психике всех живых существ, что их главная работа осуществляется на уровне бессознательных, врожденных способностей, а интеллект вмешивается в их работу лишь частично» [6, с. 29].

А.В. Иконников написал: «Люди - как отдельные человеческие существа, так и объединяющие их социальные группы или этносы, имеют склонность воспринимать мир, полагая себя в его центре. Выделен-ность, особое значение центра, вокруг которого строится обжитое пространство, принадлежит к числу древнейших универсальных архетипов миропредставления» [7, с. 5]. Люди всегда выделяют, помимо всех остальных, главный доминирующий по высоте ориентир. Этот главный высотный ориентир в населенном пункте воспринимается как основополагающий и как онтологическая (вертикальная) ось.

О таких вертикальных осях пишет Р. Арнхейм. Он утверждает, что «вертикальное» заложено в природу человека и что человеку психологически необходимо жить рядом с вертикальной доминантой. От этого он испытывает психологический комфорт. «Вертикальное» воспринимается человеком как жизнеоргани-зующее. Р. Арнхейм пишет о том, что человек воспринимает в вертикальных доминантах «вертикальную ось» [8, с. 26-28]. Он ссылается на работу К. Норберга-Шульца, который утверждает, что «...направления по горизонтали обозначают мир собственных действий человека; в известном смысле все направления по горизонтали уравнены между собой и образуют плоскость, равномерно простирающуюся во все стороны.

Простейшей моделью человеческого существования будет, таким образом, горизонтальная плоскость, проколотая вертикальной осью» [8, с. 27].

Об этом пишет Л.П. Холодова: «Горизонтальное и вертикальное направления стали доминирующими визуальными элементами в архитектуре, может быть, потому, что горизонтальная плоскость позволяет человеку передвигаться вдоль нее с минимальными усилиями, а вертикаль задает человеку постоянное направление, параллельно которому он бессознательно старается держать свое тело.» [5, с. 28].

О градостроительных ориентирах, которые воспринимаются со всех сторон и доминируют над окружающей застройкой, пишет К. Линч. Окружающий архитектурный контекст в этом случае он назвал «фоном». Линч выделяет отдельный тип - «отдаленные ориентиры», которые воспринимаются со всех сторон и контрастируют с окружением. Он придает этому виду ориентиров весомое значение в структуре города. Он пишет, что они могут быть «безногими», то есть удаленными на неопределенное расстояние при визуальном восприятии, однако их значение в структуре города велико [9, с. 76-80].

М.Г. Бархин пишет о том, что положение зрителя и восприятие зрителем города является одним из важнейших аспектов. Исследователь утверждает, что человек ориентируется в городском пространстве за счет вертикальных доминант [10, с. 63].

О точке отсчета для человека в различного рода пространствах, пишет А.А. Высоковский. Он вводит это понятие «точка отсчета», или «средосердие», и утверждает, что ими являются духовные, социальные и другие центры - «. упорядочивающие регуляторы средообразования.». Также он называет мекканскую Каабу точкой отсчета [11, с. 85]. В сущности А.А. Вы-соковский говорит о системе координат, называя ее системой ценностей с точкой отсчета. Он утверждает, что поведение горожан в городе, их образные представления, коммуникации между людьми и городом также опираются на особую точку отсчета - место главного смысла города и «. что точка отсчета городского пространства возникает всегда и везде, где живут люди, независимо от того, создавалась она сознательно или нет.» [11, с. 88].

Ю.В. Алексеев пишет о древнерусском градостроительном зодчестве, в котором основной принцип «...- доминирующее значение кремля и главного собора. Создаваемые в кремлях белокаменные соборы с золотыми главами были главными символическими центрами древних русских городов, выделяясь в окружении деревянных построек» [12, с. 46]. Тем самым Ю.В. Алексеев констатирует наличие главных ориентиров в градостроительной структуре древнерусских городов.

Л.Ю. Маньковская в своем исследовании по типологическим основам зодчества Средней Азии утверждает, что «Вертикали-минареты играли огромную роль в облике городов Востока . и создавали четкую систему пространственных ориентиров при восприятии города, отмечая места крупных мечетей, медресе, комплексов.» [13, с. 122].

В.Т. Шимко пишет о городских ансамблях и выделяет в них фон, акценты и доминанты, тем самым констатируя обособленность системы высотных ориентиров в пространстве города [14, с. 68-69].

Эта система представляет собой архитектурную или природную среду, которая имеет высотную доминанту. Доминанта вступает в контраст с окружением и воспринимается человеком как система. Окружением может выступать архитектурная городская застройка или природный ландшафт. В этом случае система состоит из двух глобальных элементов: доминанты и остального окружения (по К. Линчу «фон» [15], масса). Эту систему мы можем назвать системой координат в реальном пространстве. Понятие система координат взято из геометрии (прямоугольная система координат Р. Декарта). Смысл любой системы координат, ее суть, заключается в том, чтобы дать координаты какого-то объекта, найти его местоположение через местоположение другого объекта, который принимается за обездвиженную точку отсчета. Это осуществимо только с помощью сопоставления положений объектов - принцип сравнения, относительности. Система координат в реальном пространстве, основанная на вертикальной доминанте, функционирует по такому же принципу, и сравнение осуществляется путем отнесения человеком своего места (места своей жизнедеятельности) с местом высотной доминанты. В этой градостроительной системе реальных координат субъектом выступает сам человек, он детерминирует свое собственное положение в пространстве. Вследствие этого система, основанная на вертикальной доминантности ориентиров, может быть названа архитектурно-визуальной системой реальных координат.

Итак, система координат в реальном (архитектурном) пространстве - это средство ориентации в пространстве - определенное осмысление пространства человеком - территория, на которой действует высотная доминанта как главный ориентир - точка отсчета, вернее, человек воспринимает высотный ориентир как главный (рис. 1).

Система координат в реальном пространстве с точки зрения средовой психологии является когнитивной картой, которая может быть названа общей, а не

индивидуальной. «Когнитивные карты - пространственные схемы окружения, которые строит в своем представлении человек.» [16, с. 157]. Эти карты являются системами с определенным набором элементов. Они представляются весьма простыми в сравнении с индивидуальными, которые основаны на воспринятом зрительном опыте. Система координат человека в этом случае является как бы идеалом, к которому стремится человек. Ему проще и удобнее пользоваться такой системой, чем запоминать множество объектов среды.

Архитектурное пространство (определение Г.Ф. Горшковой) - «это целостная, многосложная и многоуровневая система, в которой осуществляются и реализуются все жизненные процессы человека и социума» [17, с. 71]. Система координат в реальном пространстве, действующая в городской структуре, полностью подпадает под это понятие. Система, действующая на природной территории и в которой реализуются жизненные процессы человека и социума, также может называться архитектурным пространством. Комбинированные системы, в которых выполняются данные условия, могут называться архитектурным пространством.

Система координат реального пространства - это вид архитектурной среды, в которой протекают процессы жизнедеятельности человека и социума. Систему координат в реальном архитектурном пространстве можно также назвать градостроительной системой по А.Э. Гутнову. «Градостроительная система (Г.С.) - относительно обособленная, функционально связанная область организованной человеком пространственной среды, в пределах которой реализуется комплекс основных видов социальной активности населения, обусловленных достигнутым уровнем развития общества.» [18, с. 98]. Основная разница между Г.С. А.Э. Гутнова и системой координат в реальном архитектурном пространстве заключается в том, что система координат - это система ориентации человека в пространстве - одно из свойств градостроительной системы.

Например, исследователь А. Сенкевич рассматривает систему координат Москвы («сталинские высо-

Рис. 1. Схема системы реальных координат человека

тки») и Нью-Йорка (небоскребы) и отмечает, что идея «власти победившего советского государства», воплощенная в семи высотных зданиях Москвы, расположенных вокруг нереализованного Дворца Советов, очень близка идеям американских архитекторов, проектирующих в то же время небоскребы в Нью-Йорке. А. Сенкевич пишет, что по мере приближения к центральной башне (небоскребу), здания увеличиваются в высоте [19]. Заметим, что это яркие примеры системы координат в реальном пространстве, которые параллельно проявились в СССР и США. Основное же яркое повсеместное воплощение эта система получила в Средневековье.

Рассматривая историю развития этой системы, мы можем отнести к ней все древние храмовые сооружения, описанные в первой главе, которые являлись вертикальными доминантами в пространственной структуре древних городов - главными ориентирами, вокруг и рядом с которыми велась жизнедеятельность человека. Помимо них, следует выделить несколько конкретных примеров, освещенных в литературе, которые являлись в свое время точками отсчета данной системы.

Так, например, известно древнее городище времен железного века Тушемль на Смоленщине, раскопки которого были начаты в 1955 году. Городище имеет близкое к овалу очертание. Длина составляет 35 метров, ширина в средней части 32 метра. Данное поселение занимало мыс коренного берега реки Тушемля, левого притока Сожи. Эта площадка со стороны берега защищалась пятью земляными валами и рвами. Высота самого большого вала равнялась 3 метра [20, с. 33]. Характерной чертой является организация жилища и всей жизнедеятельности человека на холме и вокруг него.

Еще одним примером послужит одно из чудес Света - Фаросский маяк - сооружение эпохи Эллинизма. Фаросский маяк был возведен в городе Александрия, основанном великим полководцем, завоевателем Александром Македонским в 332-331 гг. до н.э. Александрия была построена по единому плану родосским архитектором Дейно-кратом. Прославленный маяк состоял из трех поставленных друг на друга, постепенно уменьшающихся к верху башен. Масштаб сооружения был поистине грандиозен. Маяк простоял около полутора тысяч лет. Башня имела высоту около 130-140 метров. Огонь с маяка по ночам был виден на расстоянии 100 миль [21]. Судя по описанию архитектуры маяка и города, это сооружение безоговорочно доминировало в пространственной структуре Александрии, придавая городу «третье измерение». По всей видимости, маяк играл роль не только ориентира в водном пространстве, но и точки отсчета в пространстве самого города.

Очень интересным примером системы координат реального пространства является средневековая башенная культура горских народов Кавказа, которую рассматривает С.Д. Сулименко. В частности, С.Д. Су-лименко утверждает, что башенная культура на Северном Кавказе имела место во второй половине I тысячелетия до н.э. и была прервана, затем возобно-

вилась в Средние века. Родовые башни горцев имели оборонительное значение, религиозно-символическое, осуществляли демонстрацию силы рода и т.д. [22]. Уникальные памятники традиционной культуры горских народов Северного Кавказа могут быть названы точками отсчета системы реальных координат.

Еще одним примером станет город Санкт-Петербург, в котором организовано несколько точек отсчета системы координат. В частности, купол Исаа-киевского собора доминирует в окружающем объемно-пространственном градостроительном контексте. Построен в 1818-1858 гг. по проекту архитектора Огюста Монферрана. Строительство курировал император Николай I. До этого проекта на этом месте стояло несколько других зданий, сам же проект тоже переделывался, в своем завершенном виде Исаакиевский Собор является одним из красивейших соборов России (рис. 2).

Другой точкой отсчета выступает шпиль Петропавловского Собора, видный со многих мест города. Собор был спроектирован архитектором Д. Трезини по указу Петра I на месте деревянной церкви. Храм представлял собой полное отступление от традиционной композиции храмов Руси. По своему виду и плану он не похож на православные четырехстолпные, кре-стово-купольные или шатровые храмы. «Высотная силуэтная композиция (собора) определялась обширными просторами Невы и низких ее берегов.» [23, С. 296]. Стены храма возводились неторопливо (рис. 3). А вот с возведением колокольни Петр спешил. По замыслу Петра шпиль на высокой колокольне должен был стать символом утверждения Государства Российского в данном месте. «Видимый издалека золотой шпиль крепостного собора служил ориентиром при подъезде к городу и со стороны моря, и по сухопутью. Деревянный шпиль был возведен Г. ван Болесом, покрыт медными кровельными листами и позолочен ...» [23, с. 296].

Еще одной точкой отсчета системы реальных координат можно назвать Собор Воскресения Христова на Крови (Храм Спаса на крови) (рис. 4). Храм был возведен по указу императора Александра III в 18831907 годах. Архитектор проекта Альфред Парланд и архимандрит Игнатий (Малышев). Архитектура собора напоминает архитектуру Храма Василия Блаженного в Москве и представляет собой собирательный образ русских православных храмов.

Также к точке отсчета в архитектурном пространстве можно отнести шпиль Адмиралтейства, замыкающий лучевую систему улиц. Проект был начат еще в 1706 году, затем перестраивался архитектором И.К. Коробовым. И. К. Коробов сохранил П-образную планировку, однако добавил по собственному проекту со ступенчатым силуэтом надвратную башню со шпилем (72 м.) [23, С. 304]. В довершение в 1806-1823 гг. архитектор А.Д. Захаров перестроил всё здание, оставив нетронутой только башню.

Еще одной точкой отсчета может быть назван купол Казанского Собора, также зрительно воспринимаемый с различных мест. Казанский собор является одним из крупнейших культовых зданий в Северной

Точка отсчета системы координат в визуально воспринимаемом пространстве - Купол Исаакиевского Собора.

яяня—НИВЯИИВИИН

Рис. 2. Точка отсчета системы реальных координат - Купол Исаакиевского Собора

Рис. 3. Пространственная структура Санкт-Петербурга

Точка отсчета системы координат в визуально воспринимаемом пространстве - Собор Спаса на крови.

¡11111

Рис. 4. Точка отсчета - Собор Спаса на крови

столице. В 1799 году император Павел I повелел объявить конкурс на проект собора. В конкурсе участвовали многие видные архитекторы. Однако реализован был проект бывшего крепостного А.Н. Воронихина. Закладка нового храма произошла 27 августа 1801 года в присутствии императора Александра I. Строительство было окончено в 1811 году.

Существование нескольких точек отсчета может быть характеризовано как наличие в городе нескольких систем координат, потому что система координат задается точкой отсчета. Однако можно объединить

эти системы координат в связанную структуру и назвать, например, так: «архитектурная система реальных координат Санкт-Петербурга».

Человеку свойственно организовывать пространство как систему координат, потому что в ней легко ориентироваться. Автором была определена система координат, применяемая в архитектуре, которая основывается на визуальном восприятии точки отсчета -главного ориентира. Она призвана организовать архитектурную среду визуально, а также ориентировать человека.

Библиографический список

1. Боков А.В. Геометрические основания архитектуры в картине мира: автореф. дис. ... д-ра архитектуры. М.: НИИ теории архитектуры и градостроительства, 1995. 44 с.

2. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. 304 с.

3. Иовлев В.И. Архитектурное пространство и экология: монография. Екатеринбург: Архитектон, 2006. 298 с.

4. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб.: Наука, 1999. С. 320.

5. Холодова Л.П. Актуальные теоретические проблемы современной архитектуры: конспект лекций. М.: Полиграфист, 1988. 65 с.

6. Шубенков М.В. Структурные закономерности архитектурного формообразования: учеб. пособ. М.: Архитектура-С, 2006. 320 с.

7. Иконников А.В. Москва - столица и знаки столичности. Отв. ред. А.И. Бондаренко // Архитектура в истории русской культуры. Вып. 2: Столичный город. М.: УРСС, 1998. С. 5-17.

8. Арнхейм Р. Динамика архитектурных форм пер. с англ. В.Л. Глазычева. М.: Стройиздат, 1984. 192 с.

9. Линч К. Образ города / под ред. А.В. Иконникова; пер. с англ. В.Л. Глазычева; сост. А.В. Иконников. М.: Стройиздат, 1982. 328 с.

10. Бархин М.Г. Динамизм архитектуры. М.: Наука, 1991. 192 с.

11. Высоковский А.А. Точка отсчета городского пространства. Отв. ред А.А. Барабанов // Человек и город: пространства, формы, смысл: материалы Международного Конгресса Международной ассоциации семиотики пространства (Санкт-Петербург, 27-30 июля 1995 г.). В 2 т. Екатеринбург: Архитектон, 1998. Т.2. С. 85-88.

12. Алексеев Ю.В., Сомов Г.Ю. Градостроительное планирование поселений: учеб. пособие. В 5 т. М.: АСВ, 2003. Т.1. 336 с.

13. Маньковская Л.Ю. Типологические основы зодчества Средней Азии (IX - начало XX вв.). Ташкент: Фан, 1980. 180 с.

14. Шимко В.Т. Архитектурное формирование городской среды: учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1990. 223 с.

15. Эстетические ценности предметно-пространственной среды / А.В. Иконников. М.С. Каган, В.Р. Пилипенко [и др.]; под общ. ред. А.В. Иконникова. М.: Стройиздат,1990. 335 с.

16. Горшкова Г.Ф. Геометрическая структура архитектурного пространства: монография / Нижегород. гос. архит.-строит. ун-т Н. Новгород: ННГАСУ, 2007. 243 с.

17. Гутнов А.Э. Эволюция градостроительства. М.: Стройиздат, 1984. 256 с.

18. Сенкевич А. Ансамбль послевоенных высотных зданий в Москве: слияние московских импульсов и нью-йоркских парадигм // Архитектура Мира: материалы конференции «Запад-Восток: Личность в истории архитектуры» / под ред. Н.И. Смолиной. М.: Архитектура, 1993. Вып. 2. С. 96-97.

19. Ротенберг Е. Эллинистическое искусство // Всеобщая история искусств: в 6 т. Т.1: Искусство Древнего Мира / под ред. А.Д. Чегодаева. М.: Искусство, 1956. С. 251-287.

20. Циркунов В.Ю. Зарождение зодчества // Всеобщая история архитектуры: в 12 т. Т.1: Архитектура Древнего Мира / под. ред. Х.П. Халпахчьяна [и др.]. М.: Архитектура-С, 2008. С. 17-36.

21. Сулименко С.Д. Архитектура в традиционной культуре горских народов Северного Кавказа: автореф. дис. . д-ра архитектуры. М., 2000. 51 с.

22. Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. Архитектура стиля барокко // История русской архитектуры: учебник для вузов. М.: Архитектура-С, 2004. С. 288-330.

УДК 711.4.03

УРБАНИЗАЦИЯ СИБИРИ А.Н.Клевакин1

Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия, 630099, г. Новосибирск, Красный проспект, 38.

Показано, что в отличие от старогородских территорий сибирские поселения относятся к провинции и в условиях обделенности важными ресурсами темпы формирования поселений и городов сибирской провинции протекали с серьезным отставанием. Всемирноисторический процесс урбанизации - повышение роли городов - описывается сквозь призму механизма центр-периферия. По мнению автора, три волны - сельскохозяйственного, индустриального, постиндустриального - освоения определяют основной вектор перспективы роста сибирского города -самоопределение в качестве самостоятельного и относительно автономного пространства, имеющего собственную стратегию и политику развития. Подчеркивается, что особое место в поддержании целостности России, принадлежит старогородским центрам Сибири - Томску, Новосибирску, Красноярску, Иркутску. Библиогр. 8 назв.

Ключевые слова: урбанизация; провинция; этапы освоения.

1Клевакин Александр Николаевич, кандидат архитектуры, тел.: 89139449898, e-mail: [email protected] Klevakin Alexander Nikolaevich, Candidate of Architecture, tel.: 89139449898, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.