Научная статья на тему 'Принципы формирования и реализации риск-ориентированного финансового механизма управления затратами на основе теории активных систем'

Принципы формирования и реализации риск-ориентированного финансового механизма управления затратами на основе теории активных систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
712
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ / УПРАВЛЕНИЕ / ЗАТРАТЫ / РИСК / ТЕОРИЯ АКТИВНЫХ СИСТЕМ / ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курилова А. А.

На основе изученных теоретико-методологических подходов к финансовому механизму управления затратами автором сформулировано понятие риск-ориентированного финансового механизма управления затратами, определены принципы его формирования и реализации с использованием теории активных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы формирования и реализации риск-ориентированного финансового механизма управления затратами на основе теории активных систем»

16 (58) - 2011

Стратегический менеджмент

УДК 336

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ОСНОВЕ ТЕОРИИ АКТИВНЫХ СИСТЕМ

А. А. КУРИЛОВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, финансов и бухгалтерского учета Е-mail: [email protected] Тольяттинский государственный университет

На основе изученных теоретико-методологических подходов к финансовому механизму управления затратами автором сформулировано понятие риск-ориентированного финансового механизма управления затратами, определены принципы его формирования и реализации с использованием теории активных систем.

Ключевые слова: финансовый механизм, управление, затраты, риск, теория активных систем, принципы формирования и реализации.

Проблема формирования и функционирования финансового механизма при построении рыночной экономики с общетеоретических позиций представляется сложной и многогранной. В современной экономической литературе отсутствует единство мнений относительно объекта воздействия финансового механизма (в качестве которого различными исследователями рассматриваются и финансовые ресурсы, и финансовые отношения, и сами финансы), реализуемых им функций, его структурных параметров и элементного состава.

Сущность финансового механизма может быть наиболее глубоко раскрыта с позиции признания двойственного характера его природы. С одной стороны, финансовый механизм объективен, так как его основой являются финансы, а сам финансовый

механизм строится в соответствии с требованиями объективных экономических законов. Объективный характер финансового механизма проявляется в том, что он выступает активным инструментом воздействия финансов на процессы воспроизводства: производства, распределения, обмена, потребления. С другой стороны, финансовый механизм субъективен, поскольку разрабатывается государством для реализации выдвинутых финансовой политикой целей и поставленных задач на том или ином этапе экономического развития.

Существует несколько определений финансового механизма. Так, по мнению Л. Л. Дробозиной, финансовый механизм — это система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

В современном экономическом словаре дается следующее определение финансового механизма как совокупности финансовых стимулов, рычагов, инструментов, форм и способов регулирования экономических процессов и отношений.

Структура финансового механизма довольно сложна. По мнению И. Т. Балабанова, в нее входят пять взаимосвязанных элементов: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое, нормативное и информационное обеспечение.

По мнению автора, такой подход к содержанию финансового механизма заслуживает внимания. Что же касается его конкретизации, то тут возникает много вопросов. Например, И. Т. Балабанов относит к финансовым методам планирование, прогнозирование, материальное стимулирование и ответственность, аренду. Между тем они скорее являются общеэкономическими методами управления. Тот факт, что они используются в финансовой сфере, вряд ли может служить основанием для того, чтобы считать их финансовыми методами.

Возникает вопрос и по поводу кредитования. В теории и на практике господствует мнение, что кредит и финансы — это принципиально разные категории. Такой же точки зрения придерживается и И. Т. Балабанов. Возникает противоречие. Кредит не является финансовым инструментом, а кредитование выступает как финансовый метод.

Что касается конкретизации содержания финансовых рычагов, то тут возникает вопрос по поводу определения дохода. Известно, что доход — это родовое экономическое понятие. В хозяйственной практике доход имеет всегда конкретную форму. В то же время среди перечисленных финансовых рычагов отсутствуют такие важные финансовые инструменты, как государственный бюджет, заработная плата, которые можно отнести к финансовым рычагам [7].

Главная цель финансового механизма состоит в создании устойчивых и достаточных финансовых ресурсов для нормального функционирования экономики, а в связи с тем, что рыночная экономика развивается циклично, подъемы сменяются депрессиями, кризисами, финансовый механизм должен быть чрезвычайно гибким и подвижным. В этом случае он может не только быстро и легко адаптироваться к новой рыночной конъюнктуре, но и оказывать плодотворное влияние на организацию производства.

В ходе развития рыночной экономики финансовые отношения и механизм их функционирования обособляются и образуют специфическую сферу народного хозяйства. От ее состояния и способности к быстрой и безболезненной адаптации к постоянно меняющейся хозяйственной конъюнктуре в значительной мере зависит уровень развития и эффективности реального сектора экономики [6].

Говоря о привлечении инвестиций хозяйствующих субъектов через финансовый механизм и рассматривая финансовый механизм как инструмент формирования оптимальной структуры капитала

и регулирования инвестиционной деятельности, можно привести следующее определение финансового механизма привлечения капитала.

Финансовый механизм — это пять взаимосвязанных элементов, способствующих организации, планированию и стимулированию использования финансовых ресурсов: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое, нормативное и информационное обеспечение.

Финансовые методы — это способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс, которые действуют в двух направлениях: по линии управления движением финансовых ресурсов и по линии рыночных отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, материальным стимулированием и ответственностью за эффективное использование денежных средств.

Целью применения коммерческого расчета в самом общем виде является получение максимальной прибыли при минимальных затратах, хотя в разные периоды деятельности предприятия цели могут изменяться. В зарубежной практике требование соизмерения размеров вложенного в производство капитала с результатами деятельности обозначают термином «input-output». Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании денежных фондов.

Финансовые рычаги — это приемы действия финансовых методов.

Правовое обеспечение функционирования финансового механизма включает в себя законодательные акты, постановления, приказы и другие правовые документы.

Нормативное обеспечение функционирования финансового механизма — это инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания, разъяснения и др.

Информационное обеспечение функционирования финансового механизма связано с получением различной экономической, коммерческой, финансовой и другой информации. К финансовой информации относятся: сведения о финансовой устойчивости и платежеспособности партнеров, конкурентов, ценах, курсах, дивидендах, процентах на товарном, фондовом, валютном рынках; сведения о положении дел на биржевом и внебиржевом рынках; информация о финансовой и коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов и др. Владение финансовой информацией помогает оценивать ситуацию на рынках. Различная информация (например сведения о поставщиках, покупателях и др.) может быть одним из видов интеллектуальной

собственности и вноситься в качестве вклада в уставный капитал предприятия.

Рассмотрим общепринятое содержание понятия «организация». В соответствии с определением, данным в [3], организация, это:

- внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением;

- совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;

- объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил, т. е. механизмов функционирования (механизм — это система, устройство, определяющее порядок какого-либо вида деятельности) [4].

В соответствии с первым определением организация является свойством, в соответствии со вторым определением — процессом (проявления этого свойства), в соответствии с третьим определением — объектом (организационной системой), который обладает свойством организации, и в котором имеет место процесс организации.

Организованность функционирования любой организационной системы обеспечивается наличием механизмов функционирования, т. е. правил и процедур, регламентирующих взаимодействие ее участников. Более узким является понятие механизма управления — совокупности процедур принятия управленческих решений (с этой точки зрения понятия «механизм управления» и «процедура управления» являются синонимами). Таким образом, механизмы функционирования и механизмы управления определяют, как ведут себя члены организации и как они принимают решения.

Внешняя среда определяется как совокупность всех объектов (субъектов), не входящих в систему, изменение свойств и/или поведение которых влияет на изучаемую систему, а также тех объектов (субъектов), чьи свойства и/или поведение которых меняются в зависимости от поведения системы [1].

Таким образом, категория «организация» является для теории финансового механизма управления затратами центральным, системообразующим элементом, так как, с одной стороны, это понятие задействовано в определении управления (управление — процесс организации, в результате которого в управляемой системе появляется организация как свойство), а с другой стороны, почти любая система—

объект управления является организационной системой. Это можно сказать и об управлении затратами как объекте управления.

Наличие в организации определенной совокупности прописанных механизмов управления привлекательно как с точки зрения управляющего органа, так как позволяет предсказать поведение управляемых субъектов, так и с точки зрения управляемых субъектов, так как делает предсказуемым поведение управляющего органа, что является одним из существенных свойств любой организации как социального института.

Финансовый механизм — это система управления финансами предприятия, предназначенная для организации финансовых отношений как внутри организации, так и с внешней средой с использованием методов, приемов и инструментов формирования и распределения финансовых ресурсов, функционирующая для воздействия на экономическое и внеэкономическое развитие предприятия.

Финансовый механизм управления затратами — это комплексная система управления затратами, предназначенная для организации финансовых отношений как внутри организации, так и с внешней средой, с использованием подсистемы финансовых методов, отражающих субъективно-объективную основу финансового механизма, подсистемы финансовых инструментов и рычагов, информационного и правового обеспечения для достижения экономического или иного внеэкономического эффекта.

Существенным элементом определения финансового механизма управления затратами должно стать отражение его направленности на достижение целей организации и понимание того факта, что их достижение осуществляется в условиях риска.

Необходимо выделить понятие риск-ориентированного финансового механизма управления затратами. Он представляет собой комплексную систему управления затратами, предназначенную для организации финансовых отношений как внутри организации, так и с внешней средой, в условиях неопределенности, с использованием подсистемы финансовых методов, подсистемы финансовых инструментов и рычагов, информационного и правового обеспечения для оптимизации рисков предприятия и достижения экономического или иного внеэкономического результата.

Разработанная модель риск-ориентированного финансового механизма управления затратами (РОФМУЗ), учитывающая влияние неопределенности внешней среды и ориентированная на

стратегические цели предприятия, представлена на рисунке.

Эта модель является развитием модели COSO ERM (магического куба ERM COSO, показывающего взаимосвязь целей (верхняя грань куба), компонентов (горизонтальные ряды) и подразделений организации (вертикальные ряды). Сутью ее является интеграция методологии финансового механизма управления затратами и управления рисками.

Риски неизбежно сопровождают все направления и сферы деятельности любой организации, вследствие этого неотъемлемой частью стратегического и оперативного управления любой компанией, стремящейся стать лидером на рынке, должен стать риск-ориентированный финансовый механизм управления затратами.

Теоретико-методологическая база риск-ориентированного финансового механизма управления затратами представлена в таблице.

Основополагающим понятием является понятие механизма функционирования организационной системы, т. е. набора правил (процедур, инструкций, законов и т. д.) взаимодействия элементов системы. При заданном составе участников

организационной системы и ее структуре механизм функционирования определяется заданием:

- целевых функций элементов системы (системы мотивации);

- процедур принятия решений;

- порядка функционирования организационной системы (кто, кому, когда, в каком виде);

- информированности элементов системы.

В соответствии с описанием целей элементов их интересы выражены с помощью целевых функций, максимизация которых на допустимом множестве составляет основной принцип поведения элементов. Задание последовательности выбора стратегий (принятия решений, выбора действий и т.д.) и получения информации элементами и управляющим органом определяет порядок функционирования системы. Информированность элементов системы определяет, какой информацией обладает тот или иной элемент на момент выбора своей стратегии.

Эффективность функционирования финансового механизма во многом зависит от его структурно-функциональных характеристик, а также соотношений и пропорций между его отдельными элементами.

И нформационное обеспечение

Принципы формирования, свойства и структурные элементы РОФМУЗ

Методология управления рисками

Стратегия и политика управления рисками

Правовое обеспечение

Идентификация рисков

Оценка рисков

Реагирование на риски

Мониторинг рисков

Концепции управления рисками

Модель риск-ориентированного финансового механизма управления затратами

Теоретико-методологическая база риск-ориентированного финансового механизма управления затратами (ФМУЗ)

Концепция, метод, механизм и инструмент Характеристика Связь с финансовым механизмом управления затратами

Системный подход (концепция) Основан на теории активных систем, учитывающей состав и сущность объекта управления как системы и все взаимосвязи с системами, окружающей средой и активными элементами Позволяет рассматривать процесс ФМУЗ предприятий как систему взаимосвязанных элементов, на основе учета свойств системы, ее составляющих и синергичес-кого эффекта

Стратегический менеджмент (концепция) Управление, основанное на целеполагании, формировании и реализации стратегий, направленных на достижение поставленных целей, наиболее важной из которых является рост стоимости компании Способствует реализации ФМУЗ предприятий в новых рыночных условиях

Концепции управления затратами Содержат совокупность теоретических положений различных концепций управления затратами, элементов, обеспечивающих эффективность ФМУЗ Обеспечивают прямую связь с процессами управления затратами на предприятиях и являются частью ФМУЗ

Финансовое планирование (механизмы) Финансовое планирование, т. е. механизм управления затратами на основе бюджетов отдельных подразделений. Способствует реализации функций прогнозирования, направленных на финансовую устойчивость компаний

Управление рисками (инструментарий) Управление, основанное на идентификации, мониторинге и минимизации рисков Позволяет выявить и нивелировать риски, которые свойственны ФМУЗ

Сложность и многообразие видов финансовых взаимосвязей, форм организации финансовых отношений обусловливают дискуссионность вопроса конструирования финансового механизма. Структура финансового механизма в соответствии с его сущностью должна соответствовать трем основным условиям: отражать действие объективных экономических законов; раскрывать внутренние противоречия и движущие силы механизма; характеризовать роль субъективного фактора в его функционировании и развитии.

Приведенным критериям и условиям отвечает выделение в структуре финансового механизма трех основных подсистем:

- подсистемы экономических методов, отражающих субъективно-объективную основу финансового механизма и его внутреннюю противоречивость;

- подсистемы экономических инструментов и рычагов, выступающих движущей силой механизма;

- организационной подсистемы, представляющей связующее звено между первыми двумя подсистемами и выполняющей функции субъекта управления.

Специфика формирования финансового механизма и его действенность во многом определяются отраслевой спецификой. Принадлежность хозяйствующих субъектов к той или иной сфере деятельности, отрасли народного хозяйства находит отражение в содержании денежных отношений —

характере формируемых денежных фондов и направлениях их использования, в системе распределения прибыли, взаимоотношениях с различными звеньями государственных финансов.

Растущая актуальность разработки и реализации финансового механизма управления затратами обусловлена тем, что:

- организация является открытой системой: характер и социально-экономические результаты ее деятельности в решающей мере определяются растущим воздействием внешних факторов, к наиболее существенным из которых относятся глобализация бизнеса, ускорение темпов научно-технического прогресса, циклический характер ускоряющегося развития мировой экономики, рост амплитуды колебаний мирового фондового и валютного рынков и пр.;

- сохраняется важная роль внутренних факторов. Главными эндогенными проблемами многих российских организаций являются: низкая конкурентоспособность самих компаний и продуктов, предлагаемых ими; дальнейшее устаревание основных производственных фондов; низкий финансовый потенциал и невозможность сохранения устойчивого финансового равновесия. Созданию конкурентных преимуществ и получению высоких финансовых результатов препятствуют использование устаревших, неадекватных масштабу и характеру бизнеса технологий управления, организационных структур и систем коммуникаций,

отсутствие клиентоориентированного подхода в работе, низкая корпоративная культура, недостаточный уровень деловых компетенций менеджеров и неэффективность системы мотивации персонала.

Выходом из создавшегося положения являются разработка и реализация механизма, способного изменить сложившуюся ситуацию и обеспечить позитивные сдвиги по ключевым направлениям развития, к которым в первую очередь относятся: рост конкурентоспособности компании, создание условий для ее инновационного развития, повышение эффективности деятельности предприятия.

В настоящее время наблюдается сближение позиций экономического и инженерного направлений в моделировании организаций. Не последнюю роль в этом сыграло развитие информационных технологий и вычислительной техники. Оказалось, что связанная с обработкой информации работа распределенных чисто технических вычислительных систем во многом напоминает работу менеджеров в организациях. Многие экономисты используют при моделировании организаций терминологию и результаты, пришедшие из инженерных наук, в частности, информатики. Таким образом, можно говорить о появлении синтетических теорий, объединяющих достоинства инженерного и экономического подходов.

Примером такой синтетической теории может служить теория активных систем, зародившаяся в конце 1960-х гг. на фоне бурного развития кибернетики, исследования операций, математической теории управления и объединяющая общесистемные представления о методологии исследования сложных систем и управления ими с теоретико-игровыми моделями принятия решений, характерными и для современной экономической науки [2].

Теория активных систем (ТАС) — это раздел теории управления социально-экономическими системами, изучающий свойства механизмов их функционирования, обусловленные проявлениями активности участников системы. Система управления затратами является на предприятии активной системой, обладающей всеми необходимыми параметрами и характеристиками, таким образом, теория активных систем может быть в основе изучения функционирования механизма управления затратами на предприятиях.

Теория контрактов — это раздел теории управления в социально-экономических системах, изучающий механизмы стимулирования в активных системах, функционирующих в условиях внешней

вероятностной неопределенности. Условиями внешней неопределенности будет служить совокупность рисков предприятия.

Критерий эффективности функционирования управляемой системы зависит от состояния управляемой системы и, быть может, от управляющих воздействий. Если известна зависимость состояния управляемой системы от управления, то получаем зависимость эффективности функционирования управляемой системы только от управляющих воздействий. Этот критерий называется критерием эффективности управления. Следовательно, задача управления формально может быть сформулирована следующим образом: найти допустимые управляющие воздействия, имеющие максимальную эффективность (такое управление называется оптимальным управлением).

Для этого нужно решить задачу оптимизации, т. е. осуществить выбор оптимального варианта управления (оптимальных управляющих воздействий).

Следует отметить, что во многих важных с точки зрения практики случаях не обязательно искать наилучшее (оптимальное) управление — иногда достаточно ограничиться нахождением так называемого рационального управления, которое обеспечивает, быть может, не максимальное, но удовлетворительное значение эффективности управления. В соответствии с теорией ограниченной рациональности в принятии решений невозможность или нецелесообразность нахождения оптимального решения могут быть обусловлены следующими факторами.

Во-первых, может отсутствовать полная информация, необходимая для нахождения оптимального решения, а получение этой информации потребует много времени и/или ресурсов.

Во-вторых, когнитивные возможности управляющего органа могут быть ограничены (он не может в требуемое время проанализировать все возможные альтернативы и вынужден остановиться на первой найденной альтернативе, которая приводит к устраивающему его значению критерия эффективности).

В-третьих, управляющий орган может, например, в силу неполноты информации о критериях эффективности ограничиться определенным значением эффективности, достаточным с его точки зрения. Другими словами, теория ограниченной рациональности гласит, что рациональные решения могут приниматься в ситуациях, когда у управляющего органа нет возможности, времени или желания искать оптимальное решение.

Разнообразие и быстрое изменение условий функционирования экономических субъектов, децентрализация управления с неизбежностью приводят к тому, что все большее количество коммерческих организаций сталкивается с необходимостью совершенствования и оптимизации используемых ими процедур функционирования.

Несмотря на значительное число публикаций как по механизмам управления организационными системами, так и по менеджменту организаций, на сегодняшний день актуален вопрос о целостной картине возможных моделей и методов, а также обоснованных практических рекомендаций по управлению компаниями.

Рассмотрим принятую в теории активных систем (АС) модель организационной (активной) системы (ОС). Описание модели активной системы определяется заданием [3]:

- состава АС (участников, входящих в АС, т. е. ее элементов);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- структуры АС (совокупности информационных, управляющих, технологических и других связей между участниками АС);

- множеств допустимых действий участников АС, отражающих в том числе институциональные, технологические и другие ограничения их совместной деятельности;

- целевых функций участников АС, отражающих их предпочтения и интересы и зависящих в общем случае от действий всех участников АС;

- информированности (той информации, которой обладают участники АС на момент принятия решений о выбираемых стратегиях);

- порядка функционирования (последовательности получения информации и выбора стратегий участниками АС).

Дополнительными параметрами, характеризующими АС, являются наличие или отсутствие:

- динамики;

- многоуровневости;

- множества взаимосвязанных агентов;

- распределенного контроля;

- коалиционного взаимодействия;

- неопределенности.

Понятие неопределенности характерно для деятельности любого хозяйствующего субъекта и определяется понятием риска. Управление как целенаправленное изменение может и должно касаться в общем случае всех перечисленных параметров. Тем не менее традиционно в теории управления социально-экономическими системами рассматривается система вложенных задач

управления (решения частных задач используются при решении более общих).

С учетом функционирования финансового механизма управления затратами в условиях внешней неопределенности, т. е. влияния различных факторов риска, необходимо выделить риски компонентов финансового механизма управления затратами и с применением ТАС создать эффективно функционирующий риск-ориентированный финансовый механизм управления затратами.

В связи с усложнением условий производственно-хозяйственной деятельности, нарастающим многообразием источников и возможных последствий риска их необходимо рассматривать в системной связи с другими факторами и параметрами хозяйственной и производственной деятельности субъектов систем и расходом ресурсов на нескольких иерархических уровнях.

Необходимость системного подхода связана и с ростом расходов на организацию управления и контроля за рисками на всех иерархических уровнях. Эти расходы снижают эффективность общественного производства, а также могут влиять на социально-экономическую ситуацию в стране.

Системный подход в управлении рисками основывается на том, что все явления и процессы рассматриваются в их системной связи, учитывается влияние отдельных элементов и решений на систему в целом.

Использование механизмов управления на различных этапах процесса управления затратами позволит оптимизировать и сбалансировать риски предприятия с учетом каждого слагаемого цепочки ценности на предприятии.

По мнению автора, основным объектом применения оптимизационных методов внутрифирменного управления является либо сам хозяйствующий субъект в целом, либо отдельные процедуры функционирования, реализуемые этим хозяйствующим субъектом.

Можно выделить следующие основные группы и подгруппы оптимизационных методов внутрифирменного управления.

1. Методы проектирования организационной структуры.

2. Методы обследования организационной структуры и формирования кадровой политики (в том числе методы управления персоналом).

3. Методы управления проектами.

4. Методы логистики.

5. Методы управления продажами (маркетинг и ценообразование) и бизнес-планирования.

6. Методы управления в технических и человеко-машинных системах (методы организации и управления производством, методы управления затратами).

7. Методы построения систем стимулирования и финансового управления организацией.

8. Методы бухгалтерского учета и финансового анализа, в том числе методы аудита.

9. Методы финансового менеджмента (методы управления активами и инвестициями) и налоговой оптимизации.

10. Методы страхования и управления риском.

11. Методы антикризисного управления.

12. Методы построения автоматизированных систем управления и рационализации процедур функционирования, в том числе:

- методы автоматизации систем бухгалтерского учета, финансового анализа и аудита;

- методы поддержки электронной коммерции.

13. Методы реформирования и реструктуризации хозяйствующих субъектов, в том числе:

- методы стратегического планирования и управления;

- методы внедрения инноваций и инновационного менеджмента.

14. Деловые (имитационные) игры [4]. Непосредственная реализация любого метода

внутрифирменного управления в том или ином виде всегда предваряется технико-экономическим обоснованием, показывающим экономическую эффективность его реализации. Если эффект отсутствует, то он в этом виде не внедряется. Таким образом, при реализации любого из приведенных методов всегда появляется экономический эффект, и, следовательно, происходит оптимизация функционирования хозяйствующего субъекта. На этом основании все эти методы могут быть названы оптимизационными.

Перечисленные методы представляют собой некоторую совокупность организационных, организационно-технических процедур и процедур обработки информации (наборов последовательных или параллельных действий), объектами оперирования которых являются отдельные механизмы (процедуры) функционирования хозяйствующего субъекта или организация в целом и которые направлены на улучшение (оптимизацию) этих механизмов.

Разработанные модели и методы внутрифирменного управления дают возможность значительно расширить рамки применения оптимизацион-

ных подходов к управлению реальными хозяйствующими субъектами, существенно повысить эффективность управления ими [4].

Сформулируем совокупность общих принципов формирования и реализации эффективного финансового механизма управления затратами предприятия [5].

Принцип иерархии. Иерархия системы управления затратами должна соответствовать, с одной стороны, иерархии организационной структуры предприятия, с другой стороны, иерархии организационной структуры сервисно-сбытовой сети рынка (дилеры и дочерние компании).

Принцип целенаправленности. Целью механизма управления затратами является согласование, удовлетворение и опережающее формирование спроса на продукцию в рамках заданных требований к качеству, а также существующего ресурсного обеспечения в территориальном, отраслевом и уровневом аспектах.

Принцип общественно-государственного управления. Финансовый механизм управления затратами должен быть нацелен на максимальное вовлечение всех заинтересованных субъектов (общество, органы государственной власти, физические и юридические лица) в процесс роста эффективности деятельности предприятия.

Принцип обратной связи является, пожалуй, одним из наиболее известных принципов управления. В соответствии с этим принципом для эффективного управления необходима информация о состоянии управляемой системы и условиях ее функционирования, причем реализация любого управляющего воздействия и ее последствия должны отслеживаться, контролироваться управляющим органом.

Для финансового механизма управления затратами это означает, что органы управления должны, во-первых, осуществлять непрерывный мониторинг существенных параметров элементов механизма и внешних условий их функционирования и, во-вторых, отслеживать реализацию управляющих воздействий и тех изменений состояний элементов, которые вызваны управляющими воздействиями.

Принцип адекватности. Система управления (структура, сложность, функции и т.д.) должна быть адекватна управляемой системе (ее структуре, сложности, функциям и т. д.).

Для финансового механизма управления это означает, что каждый вышестоящий орган управления должен обладать возможностью, во-первых, переработать информацию о состоянии управляе-

мой системы, во-вторых, вырабатывать соответствующие управляющие воздействия.

Принцип оперативности. Этот принцип требует, чтобы при управлении в режиме реального времени информация, необходимая для принятия решений, поступала вовремя, сами управленческие решения принимались и реализовывались оперативно в соответствии с изменениями управляемой системы и внешних условий ее функционирования. Другими словами, характерное время выработки и реализации управленческих решений не должно превышать характерное время изменений управляемой системы (т. е. система управления должна быть адекватна управляемым процессам и скорости их изменений).

Принцип опережающего отражения. Сложная адаптивная система прогнозирует возможные изменения существенных внешних параметров. Необходимым условием такого опережающего отражения являются последовательность и повторяемость внешних явлений. Следовательно, при выработке управляющих воздействий недостаточно реагировать на изменения состояния управляемой системы и условий ее функционирования, а необходимо предсказывать и упреждать такие изменения.

Более того, управляющий орган должен заранее планировать те воздействия, которые он должен оказать на управляемую систему в случае, если произойдут те или иные события.

Принцип адаптивности. Принцип адаптивности утверждает, что, во-первых, при принятии управленческих решений необходимо учитывать имеющуюся информацию об истории функционирования управляемой системы; во-вторых, однажды принятые решения должны периодически пересматриваться в соответствии с изменениями состояния управляемой системы и условий ее функционирования.

Принципрациональной централизации утверждает, что в любой сложной многоуровневой системе существует рациональный уровень централизации управления, ресурсов и т. д.

Это утверждение, в частности, приводит к тому, что:

- необходимы иерархическая организация и разделение полномочий, причем полномочия (потоки информации и управляющие воздействия) лиц, принимающих решения, ограничены составом подчиненных им элементов и их функциями;

- должно выполняться условие наименьшего взаимодействия, т. е. взаимодействие (инфор-

мационное, управляющее и т. д.) участников системы должно быть минимально возможным, обеспечивающим достижение поставленных целей и требуемый уровень устойчивости функционирования системы; - должна происходить локализация внешних воздействий, т. е. изменение условий и/или целей функционирования части элементов системы должно минимально затрагивать другие элементы системы и т. д. Для конкретизации принципа рациональной централизации необходимо рассмотреть факторы, влияющие на эффективность управления в многоуровневых иерархических системах.

Пусть имеется некоторая система управления затратами с фиксированной структурой подчиненности и механизмом управления.

Будем называть децентрализацией любое изменение ее элементного состава и/или связей между ее элементами, приводящее к тому, что взаимодействие (управляющее, информационное и т. д.) каждого из элементов с другими элементами, находящимися на более низких уровнях иерархии, уменьшается или по крайней мере не возрастает. Примерами децентрализации являются увеличение числа как управляющих органов, так и управляемых элементов (при выполнении требования сокращения взаимодействия), введение дополнительных уровней иерархии, разбиение управляемых элементов на подсистемы и т. д.

Обратное изменение, приводящее к возрастанию или, по крайней мере, к неизменности взаимодействия, будем называть централизацией. Примерами централизации являются сокращение числа управляющих органов (при выполнении требования неизменности взаимодействия), объединение подсистем, сокращение числа уровней иерархии и т. д. Децентрализация или централизация не обязательно подразумевают изменение структуры системы, Например, в рамках фиксированной структуры может быть изменен механизм управления за счет сокращения информационных потоков, передачи прав принятия решений и т. д.

Вообще говоря, децентрализация или централизация некоторой системы соответствуют переходу к новой системе. Сравнивая максимально возможные (в рамках заданных ограничений) эффективности управления этими системами, можно говорить о целесообразности централизации или децентрализации. Если эффективность не уменьшилась, то переход целесообразен. Умея сравнивать результаты всех допустимых переходов,

можно выбирать наилучшую структуру и механизмы управления.

Для оценки возможных изменений эффективности управления при изменениях механизма управления необходимо четко представлять себе те факторы, которые могут оказывать на нее влияние. В том числе необходим учет следующих факторов.

Фактор агрегирования информации заключается в агрегировании (т. е. свертывании, сжатии, суммировании, усреднении и т. д.) информации об участниках системы, подсистем и т. д. по мере увеличения уровня иерархии.

Агрегирование информации является характерной особенностью иерархических систем управления. Если бы каждый управляющий орган на каждом из уровней обладал одинаково полной информацией (а также одинаковыми правами по принятию решений), то сама иерархия была бы бессмысленна. Наличие агрегирования позволяет снизить информационную нагрузку, с одной стороны, на управляющие органы (при движении информации снизу вверх), а с другой стороны — на управляемые объекты/субъекты (например, за счет централизованной обработки общей для всех участников нижних уровней информации об окружающей среде или о результатах деятельности соседних подсистем).

Экономический фактор заключается в изменении финансовых, материальных, организационных и др. ресурсов системы при изменении состава участников системы, обладающих собственными интересами (управляемых элементов, промежуточных управляющих органов и т. д.). Изменение эффективности управления за счет привнесения или потребления ресурсов при изменении элементного состава системы может иметь место во всех системах.

Таким образом, экономический фактор отражает баланс ресурсов (условно — доходов и затрат) в задачах формирования состава системы и обеспечения ее функционирования.

Фактор неопределенности заключается в зависимости информированности участников системы о существенных внутренних и внешних параметрах их функционирования от используемого механизма управления. Существование этого фактора обусловлено тем, что в организационных системах участники верхних уровней иерархии в составе управленческой функции осуществляют еще и информационную функцию, регулируя информационные потоки между подчиненными, в том

числе, замыкая через себя обмен информацией (в агрегированном виде) между отдельными управляемыми субъектами, а также между управляемыми субъектами и окружающей средой. Тем самым они, с одной стороны, увеличивают их информированность, с другой — снижают перерабатываемые ими объемы информации.

Организационный фактор заключается в изменении отношения власти, т. е. в выделении метаэ-лементов, т. е. таких элементов системы, которые обладают возможностью устанавливать правила игры для других элементов. Наличие метаэлемента (управляющего органа) является принципиальным отличием одноуровневой системы от многоуровневой (т. е. двух-, трех- и более уровневой). Например, иногда именно введение над набором равноправных элементов управляющего органа, играющего роль арбитра и обладающего правом поощрять или наказывать участников системы, позволяет последним придти к взаимовыгодному компромиссу.

Информационный фактор заключается в изменении информационной нагрузки на участников системы. Объективно ограниченная способность элементов организационных систем по переработке информации традиционно считается условием, порождающим иерархию, т. е. порождающим разделение функций. Например, сокращение одного промежуточного уровня управления может увеличивать количество информации о деятельности подчиненных, которое должно перерабатываться на вышестоящем уровне и т. д.

Таким образом, принцип рациональной централизации можно сформулировать следующим образом: рациональными являются такие структуры и механизмы управления, для которых любое допустимое изменение централизации (с учетом всех перечисленных факторов) приводит к снижению эффективности управления.

Принцип демократического управления. Иногда его называют принципом анонимности. Этот принцип заключается в обеспечении равных условий и возможностей для всех участников системы без какой-либо их априорной дискриминации в получении информационных, материальных, финансовых, образовательных и других ресурсов.

В соответствии с принципом демократического управления механизмы принятия управленческих решений и условия функционирования элементов системы должны быть одинаковы для последних, т. е. быть симметричными относительно смены названий (без изменений их структуры и функций), обозначающих конкретные элементы.

Принцип согласованного управления. Этот принцип отражает требование: управляющие воздействия в рамках существующих институциональных ограничений должны быть максимально согласованы с интересами и предпочтениями управляемых субъектов [6].

Список литературы

1. Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента. М.: Финансы и статистика, 2004.

2. Бурков В. Н., Кондратьев В. В. Механизмы функционирования организационных систем. М.: Наука, 1981.

3. Бурков В. Н., Новиков Д. А. Теория активных систем: состояние и перспективы. М.: Синтег, 1999.

4. Негашев Е. В. Анализ финансов предприятия в условиях рынка. М.: Высшая школа. 1997.

5. Новиков Д. А. Механизмы функционирования многоуровневых организационных систем. М.: Проблемы управления, 1999.

6. Новиков Д. А, Петраков С. Н. Курс теории активных систем. М.: СИНТЕГ, 1999.

7. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2001.

ВНИМАНИЕ! На сайте Электронной библиотеки <^ПЬ> собран архив электронных версий журналов Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» с 2006 года и регулярно пополняется свежими номерами. Подробности на сайте библиотеки:

www.dilib.ru

V_;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.