ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 330.322
М. А. Николаев, Д. П. Малышев
МЕТОДОЛОГИЯ ПОСТРОЕНИЯ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В РЕГИОНЕ
Рассмотрены методологические аспекты формирования механизма управления инвестиционной деятельностью в регионе. На основании обобщения имеющихся теоретических подходов определён механизм управления инвестиционной деятельностью на региональном уровне, включающий цели, методы, принципы, а также нормативно-правовое и информационное обеспечение.
Ключевые слова: инвестиции, регион, механизм управления, финансовый механизм, методы управления.
Понятие механизма широко используется в различных областях экономической науки. В экономику понятие механизма пришло из техники для описания процессов в социально-экономических системах в их взаимодействии. Прототипы простейших механизмов, заимствованных из механики, в экономике образовали группу так называемых инструментов, которые входят в состав механизма.
В экономической теории наиболее широкое применение нашло понятие хозяйственный механизм — совокупность организационных структур и конкретных форм и методов управления, а также правовых норм, с помощью которых реализуются действующие в конкретных условиях экономические законы, процесс воспроизводства.
В мировой практике сложились два основных направления исследования экономических механизмов. Первый развивается в работах Л. Гурвица, Р. Май-ерсона, Э. Маскина, получивших в 2007 г. Нобелевскую премию по экономике за вклад в теорию экономических механизмов. Второй подход разрабатывается представителями французской экономической школы, в частности А. Кульманом [2].
По своему экономическому содержанию первый подход может быть определён как информационный, второй — как функциональный. Для информационного подхода, развиваемого в рамках теории экономических механизмов, характерны [11]:
- особое внимание к информационным потокам между элементами экономической системы, а также между хозяйствующими субъектами;
- акцентирование значения субъективных предпочтений и стратегий хозяйствующих субъектов для создания экономического механизма;
- учёт эффекта асимметричности информации, которой обладают хозяйствующие субъекты;
- констатация тесной связи экономических механизмов и институтов хозяйственной среды;
- выявление приоритетной цели, достижение которой обеспечивает функционирование конкретного механизма.
В конечном счёте, суть информационного подхода сводится к преодолению провалов рынка в результате асимметричности информации, находящейся в распоряжении его участников, за счёт функционирования экономических механизмов, обеспечивающих достижение конкретных целей.
В основе функционального подхода, развиваемого в теории экономических механизмов, лежит понятие взаимозависимости явлений хозяйственной жизни. На этой основе А. Кульман даёт следующее определение: в самом общем виде экономические механизмы можно определить как необходимую взаимосвязь, естественно возникающую между различными экономическими явлениями. Сторонники функционального подхода относят к элементам экономического механизма исходное явление, результирующее явление и протекающий между ними процесс. Непосредственное действие механизма состоит в том, что исходное явление вызывает цепную реакцию взаимодействий с прочими явлениями без каких-либо дополнительных воздействий.
Преодоление ограниченности информационного и функционального подходов в теории экономических механизмов возможно в рамках интегрального подхода. Он определяется следующими положениями [11]:
- объективность экономических механизмов, их функционирование на основе реальных экономических процессов;
- информационная природа экономических механизмов;
- трактовка понятия «механизм» как более конкретного по отношению к понятию «система» и применимость по отношению к механизмам основных методов системного анализа;
- иерархичность;
- аддитивность, т. е. включение экономическими механизмами высокого уровня в качестве элементов механизмов низкого уровня;
- возможность достижения конкретного результата на основе поставленных целей;
- оптимизация экономических процессов на основе управляющих воздействий.
В рамках интегрального подхода акцентируется взаимосвязь понятий «механизм» и «система». Оба понятия отражают объект, структуру, а также зависимость элементов и их взаимодействие на основе прямых и обратных связей. При этом механизм включает наиболее устойчивые, долговременные связи системы, которые могут быть использованы субъектом управления для регулирования воздействия на систему в целом. Механизм выделяется субъектом из взаимосвязей системы для управления ею и обеспечивает её эволюцию в выбранном субъектом направлении.
Механизм управления
Рассмотрим далее роль механизмов в задачах управления. В сфере управления сущность и структура механизма не имеют однозначного толкования. Это является следствием разных подходов к определению самого понятия «система управления», неотъемлемой составной частью которой и выступает «механизм управления». Так, например, одни авторы полагают, что система управления, помимо субъекта и объекта управления, включает такие компоненты, как механизм, структура и процесс управления. Другие считают, что объект управления не входит в систему управления. В работе «Исследование систем управления» механизм управления рассматривается как совокупность организационных и экономических компонентов, обеспечивающих согласованное, взаимосвязанное и взаимодействующее функционирование всех элементов системы для достижения целей организации [5].
Применительно к управлению социально-экономическими системами используется понятие «механизм управления» — совокупность, сцепление средств и методов управления, определяющие возможность целенаправленного движения, функционирования и развития системы [18].. В состав механизма управления входят: организационные структуры, формы хозяйствования, правовые нормы. Механизм управления может также конкретизироваться с учётом объекта управления. В этом случае выделяют механизм управления инвестициями, инновациями, рисками, информацией, безопасностью и др.
Финансовый механизм
Механизм управления инвестиционной деятельностью имеет тесную связь с денежно-кредитным и финансовым механизмом. Поэтому на первом этапе рассмотрим функционирование именно этих механизмов. Большое внимание монетарному и фискальному механизму уделяется в макроэкономике [4]. Денежный механизм — способ, посредством которого изменения в денежной массе влияют на остальную экономику.
Монетарная политика имеет довольно сложный передаточный механизм. От качества работы всех его звеньев зависит эффективность кредитно-денежной политики в целом. Выделяют 4 звена передаточного механизма:
1. Изменение величины реального предложения денег в результате использования Центральный банк инструментов денежной политики.
2. Изменение ставки процента на денежном рынке.
3. Изменение совокупных расходов.
4. Изменение объёмов выпуска.
На примере данного механизма можно проследить взаимосвязь, естественно возникающую между различными экономическими явлениями. В качестве исходного явления здесь выступает изменение величины реального предложения денег, а в качестве результирующего явления — изменение объёма выпуска. Протекающий между этими явлениями процесс связан с изменением процентной ставки и совокупных расходов.
Непосредственное действие механизма состоит в том, что исходное явление вызывает цепную реакцию взаимодействий с прочими явлениями без ка-
ких-либо дополнительных воздействий. Если, например, ЦБ проводит стимулирующую монетарную политику и увеличивает денежное предложение, то это приводит к снижению процентной ставки. Более низкая ставка стимулирует процессы инвестирования. Рост инвестиций как элемента агрегированного спроса приводит к росту ВВП. Сдерживающая кредитно-денежная политика приводит к снижению денежного предложения. Это вызывает рост процентной ставки, снижение инвестиций и ВВП. Такая политика проводится при подъёмах экономики, сопровождающихся инфляцией.
Эффективность функционирования механизма денежной трансмиссии зависит от чувствительности спроса на деньги к изменению ставки процента. Если спрос на деньги достаточно чувствителен к изменению ставки процента, то результатом изменения денежной массы станет незначительное изменение ставки процента. При низкой чувствительности спроса на деньги к процентной ставке, она должна измениться достаточно сильно для увеличения спроса на деньги.
Очевидно, что нарушение в любом звене передаточного механизма могут привести к снижению или даже отсутствию каких-либо результатов денежной политики. Эти нарушения особенно сильно проявляются в странах с переходной экономикой, когда, например, инвестиционная активность экономических агентов в большей степени зависит не от процентной ставки, а от общей экономической ситуации и ожиданий инвесторов.
Таким образом, взаимодействие монетарного и инвестиционного механизма осуществляется через изменение процентной ставки. Снижение процентной ставки приводит к уменьшению требуемой нормы прибыли инвесторов и, соответственно к росту инвестиционной активности.
Составной частью хозяйственного механизма является финансовый механизм — совокупность видов и форм организации финансовых отношений, условий и методов исчисления, применяемых при формировании финансовых ресурсов, образовании и использовании денежных фондов целевого назначения. Финансовый механизм используется для воздействия на экономику и социальную сферу, проведения единой финансовой политики государства, регионов, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов. Структура финансового механизма определяется видом и формой финансовых отношений. Выделяют три группы механизмов, отражающих экономическое содержание финансов: механизм государственных и муниципальных финансов, финансовый механизм предприятия, страховой механизм [13].
Тесную связь с инвестиционным механизмом имеет фискальный (бюджетно-налоговый) механизм стабилизации экономики, который представляет собой автоматический стабилизатор, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний ВВП, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства [4]. Воздействие фискального механизма на экономику осуществляется через системы налогообложения и государственных расходов. На фазе спада экономики происходит снижение налоговой нагрузки предприятий, а также рост государственных расходов, что приводит к росту потребительского и инвестиционного спроса и стабилизации ВВП.
Финансовый механизм предприятия
Остановимся далее на финансовом механизме предприятия. В учебнике «Финансы организаций (предприятий)» под редакцией Е. В. Колчиной финансовый механизм рассматривается как часть хозяйственного механизма и представляет собой совокупность форм и методов управления финансами организации (предприятия) в целях достижения максимальной прибыли. Финансовый механизм состоит из двух подсистем: управляющей и управляемой. Система управления финансами включает в себя: финансовые методы, финансовые инструменты, правовое обеспечение, информационно-методическое обеспечение управления финансами [15]. Таким образом, в рамках данного подхода финансовый механизм рассматривается как составная часть системы управления финансами предприятия.
В учебном пособии «Финансовый менеджмент» под редакцией Е. И. Шохина финансовый механизм определяется как система государственных законов и нормативных актов, регулирующих финансы предприятия, образование и использование фондов финансовых ресурсов и других денежных фондов, обеспечивающих активную хозяйственную деятельность предприятия. Финансовый механизм осуществляет системный подход к оптимизации затрат, выявлению резервов производства, снижению себестоимости продукции, увеличению прибыли, повышению уровня рентабельности, упрочению конкурентной позиции на рынке и т. п. Финансовый механизм — совокупность форм и методов воздействия на субъекты и объекты финансового управления для достижения намеченных стратегических целей [14].
Взаимосвязь финансового механизма предприятия с инвестиционной деятельностью представлена в учебном пособии Н. В. Никитиной: «Финансовый механизм — инструмент воздействия финансов на хозяйственный процесс, под которым понимается совокупность производственной, инвестиционной и финансовой деятельности хозяйствующих субъектов» [6]. В данной работе структура финансового механизма включает пять взаимосвязанных элементов: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое обеспечение, нормативное обеспечение, информационное обеспечение.
В представленных выше подходах к определению финансового механизма предприятия недостаточное внимание уделяется взаимосвязи с внешней средой. Между тем, функционирование финансового и инвестиционного механизма предприятия осуществляется в контексте национального и международного финансового рынка. Комплексный подход к определению финансового механизма предприятия представлен в работе «Финансовый менеджмент» [7]: «Системный подход к управлению финансами предприятия осуществляется с помощью финансового механизма, представляющего собой совокупность организационных и экономических компонентов, обеспечивающих согласованное, взаимосвязанное и взаимодействующее функционирование всех элементов системы для достижения целей организации».
Финансовый механизм в этой работе рассматривается состоящим из четырёх подсистем: субъект управления, объект управления, обеспечивающая подсистема, финансовые рынки и институты (см. рис. 1).
Рис. 1. Финансовый механизм
В качестве субъекта управления на предприятии выступают должностные лица финансовой службы. Объектом управления в финансовом механизме являются: финансовые отношения, активы, пассивы, денежные поступления и выплаты. Важную роль в повышении эффективности финансового управления играет обеспечивающая подсистема, которая включает нормативно-правовое обеспечение, финансовые методы, финансовые инструменты, финансовые рычаги и информационное обеспечение управления финансами
Инвестиционный механизм
Рассмотрим далее специфику инвестиционного механизма. Применительно к макроуровню инвестиционный механизм является важнейшей составной частью хозяйственного механизма, так как именно в ходе инвестиционного процесса осуществляется процесс воспроизводства основного капитала в экономике. Рассмотрим факторы, определяющие инвестиционную активность на уровне национальной экономики. Первый фактор — ожидаемая норма прибыли, или рентабельность, предполагаемых капиталовложений [17]. Второй — доходность альтернативных инвестиций, которая во многом определяется уровнем процентной ставки.
При принятии решения о целесообразности реализации инвестиционного проекта фирма осуществляет сопоставление инвестиционных затрат, которые необходимо осуществить в настоящее время, и будущих доходов от реализации проекта. Поэтому с точки зрения фирмы разница между дисконтированными чистыми денежными доходами от инвестиционного проекта и инвестиционными затратами должна быть положительной. Данный показатель называют чистой текущей стоимостью проекта (NPV).
На основе NPV проекта определяется показатель внутренней нормы доходности (IRR). В экономической теории данный показатель называют также предельной стоимостью капитала. При принятии решения об инвестировании фирма сопоставляет внутреннюю норму доходности проекта с пороговым значением, при выборе которого следует ориентироваться на норму прибыли по возможным альтернативным инвестициям.
Итак, инвестиционные решения принимаются в результате сопоставления внутренней нормы доходности проектов с нормой прибыли. Таким образом,
инвестиции являются функцией нормы процента, причём эта функция убывающая; чем выше уровень процентной ставки, тем ниже уровень инвестиций.
Уровень инвестиционной активности определяется также наличием инвестиционных ресурсов, основным источником которых являются сбережения, уровень которых находится в прямой зависимости от процентной ставки и величины дохода. Кроме этого инвестиционная активность на уровне национальной экономики зависит от уровня налогообложения, величины инфляции и других факторов, в совокупности определяющих инвестиционный климат в стране.
Таким образом, инвестиционный механизм на макроуровне имеет тесную связь с монетарным и фискальными механизмами. При их правильном функционировании создаются благоприятные условия для инвестирования, т. е. роста числа инвестиционных проектов с положительным значением NPV.
Рассмотрим далее сущность инвестиционного механизма. В статье Сурковой Е. А. под инвестиционным механизмом понимают механизм инвестирования и управления бюджетными и внебюджетными ресурсами в целях эффективного воспроизводства основных фондов экономики страны или региона [12]. Данный механизм является частью инвестиционной системы, которая включает в себя также инвестиционные объекты и субъекты (см. рис. 2).
К числу целей инвестиционного механизма в работе отнесены как экономические, так и социальные цели. В качестве методов представлены следующие: субсидирование, банковское кредитование, эмиссия ценных бумаг, страхование, гарантирование и др. В статье также определены следующие принципы: законность, баланс интересов.
Инвестиционная система
Субъекты
Объект
Механизм: цели, методы, принципы, технологическая основа
Рис. 2. Структура инвестиционного механизма
Применительно к инвестиционной деятельности понятие «механизм» используется в различных контекстах. Так, в учебном пособии «Инвестиционная деятельность» под редакцией Г. П. Подшиваленко представлен «механизм инвестиционного менеджмента» — система основных элементов, регулирующих процесс разработки и реализации инвестиционных решений предприятия. К числу основных элементов механизма относятся: рыночный механизм регулирования инвестиционной деятельности предприятия; государственное нормативно-правовое регулирование инвестиционной деятельности; внутренний механизм регулирования, система конкретных методов осуществления управления инвестиционной деятельности [3].
Инвестиционный механизм, функционирующий на уровне предприятия, рассмотрен также в работе [1]. В статье выделяется организационный и экономический механизм инвестиционной деятельности предприятия. Под экономическим механизмом инвестиционной деятельности автор понимает интегрированную многоуровневую систему форм и методов внешних и внутренних экономических отношений между участниками инвестиционного процесса, включающую способы оценки инвестиционной деятельности с учётом рыночной конъюнктуры, регулируемую посредством мотивационного, ресурсного, правового и методического обеспечения [1].
Таким образом, организационно-экономический механизм инвестиционной деятельности, с точки зрения системного подхода, определяется как совокупность организационно-экономических форм и методов, инструментов и рычагов воздействия на инвестиционную деятельность, взаимно увязанных в единый механизм, предполагающий мотивационное, правовое, ресурсное и методическое обеспечение, позволяющий определить объём, структуру, направления и реализацию инвестиций с целью достижения максимального полезного эффекта и обеспечения стабильной финансово-хозяйственной деятельности в ближайшей и дальнейшей перспективе.
Мы рассмотрели инвестиционные механизмы микро- и макроуровня. В то же время воспроизводственный процесс имеет место и на мезоуровне. Исходя из этого, необходимо рассмотреть региональный инвестиционный механизм.
Механизм управления инвестиционной деятельностью на региональном уровне представлен в работе [10]. Автор рассматривает механизм управления как наиболее активный элемент системы управления, обеспечивающий воздействие на факторы, от состояния которых зависит результат деятельности управляемого объекта. По мнению автора, механизм управления региональной инвестиционной стратегией можно определить как совокупность инвестиционных ресурсов; методов, средств, инструментов и рычагов воздействия на инвестиционные процессы в регионе, применяемые органами государственной власти федерального и регионального уровня для достижения целей инвестиционного развития региона. При этом механизм управления и реализации региональной инвестиционной стратегии включает в себя следующие структурные элементы:
- цели управления, трансформированные в критерии управления (количественный аналог целей);
- факторы управления (элементы объекта управления и их связи, на которые осуществляется воздействие в интересах достижения поставленных целей);
- методы воздействия на факторы (инструментарий, способы и технология достижения поставленных целей);
- ресурсы управления (материально-технические, финансовые, социальные, институциональные и другие ресурсы, при использовании которых реализуется избранный метод управления и обеспечивается достижение поставленной цели).
В качестве объектов управленческого воздействия могут рассматриваться первичные звенья сферы производства и услуг (отдельные предприятия, как существующие, так и вновь создаваемые); инфраструктурные элементы регио-
10
нального инвестиционного рынка; определенные отрасли; территории, инвестиционные процессы и др., то есть всё то, на что направлено внимание органов власти для обеспечения условий повышения эффективности инвестиционной деятельности в регионе. В совокупности объекты управления и цели управления отражаются в региональной инвестиционной программе. В соответствии с принципом измеримости, присущим стратегическим целям, возникает необходимость трансформации целей в конкретные задания (критерии управления).
В качестве критериев управления региональной инвестиционной стратегией могут быть использованы следующие показатели:
- темп роста инвестиций (вовлечение в воспроизводственный процесс собственных финансовых ресурсов предприятий, инвестиционных кредитов за счёт внутренних сбережений, внешних инвестиционных кредитов, прямых инвестиций);
- уровень капитализации производства в приоритетных отраслях экономики;
- рост валового регионального продукта;
Важнейшей подсистемой механизма управления является механизм финансирования инвестиционного процесса на региональном уровне, который рассмотрен в работе [8]. Этот механизм призван обеспечить согласование методов мобилизации источников финансирования инвестиций с целями социальноэкономического развития региона, и включает: цель, субъект, объект, методы и принципы. Целью механизма является социально-экономическое развитие региона, субъектом — региональные органы власти и управления, предприятия и население. Объектом механизма являются источники финансирования инвестиционного процесса, которые классифицируются по отношению к субъекту инвестиционной деятельности — внутренние и внешние. К внутренним источникам финансирования относятся государственные инвестиции (федерального и регионального уровня), частные внутренние инвестиции, к внешним — средства инвесторов из других регионов, иностранные инвестиции.
Следующим элементом механизма являются методы мобилизации источников финансирования инвестиционной деятельности, которые подразделяются на методы мобилизации собственных, привлечённых и заёмных источников.
Исходным явлением в данном механизме выступают методы мобилизации источников финансирования, под которыми понимаются способы привлечения финансовых ресурсов из соответствующих источников субъектами инвестиционной деятельности с целью обеспечения региональных проектов и программ этими ресурсами, а в качестве результирующего явления — целевые показатели социально-экономического развития региона.
Механизм финансирования регионального инвестиционного процесса реализуется в соответствии со следующими принципами: самостоятельности, эффективности, целенаправленности, баланса интересов, комплексности, диверсификации, учета фактора времени, прозрачности.
Принцип самостоятельности предполагает право субъектов инвестиционной деятельности самостоятельно определять формы и направления расходования финансовых ресурсов.
Принцип эффективности состоит в том, что результат от использования методов мобилизации источников финансирования должен превышать, связанные с его применением затраты.
Принцип целенаправленности означает расходование финансовых ресурсов на осуществление инвестиционной деятельности для реализации целей социально-экономического развития региона.
Принцип баланса интересов предполагает расходование финансовых ресурсов таким образом, чтобы выгоду от реализации инвестиционного проекта получали не только его непосредственные участники (инвесторы), но органы государственной власти, предприятия и население.
Принцип комплексности предполагает использование всей совокупности методов мобилизации собственных, привлечённых и заёмных источников при финансировании регионального инвестиционного процесса.
Принцип диверсификации означает взвешенное распределение ограниченных финансовых ресурсов по отраслям экономики в соответствии с приоритетами развития региона.
Принцип учёта фактора времени заключается в сопоставлении текущей стоимости финансовых ресурсов, используемых для финансирования инвестиционного процесса, с их будущей стоимостью.
Принцип прозрачности означает доступность информации об используемых методах мобилизации источников финансирования для всех участников инвестиционного процесса.
Ещё одна подсистема механизма управления инвестиционной деятельности представлена в работе Т. В. Рахимова [9]: «Организационно-экономический и правовой механизм формирования благоприятного инвестиционного климата в регионе — это сознательно регулируемая система экономических, правовых, организационных форм, методов, способов и принципов, а также совокупность регламентированных государством отношений и взаимосвязей, с помощью которых осуществляется целенаправленное воздействие на инвестиционный климат в регионе».
Данный механизм — это передаточная среда или то, посредством чего государство осуществляет регулирующее воздействие на инвестиционный климат в регионе. Он включает в себя:
- совокупность принципов, направлений и приоритетов в организации деятельности по формированию благоприятного инвестиционного климата в регионе;
- экономические формы, методы, способы и инструменты воздействия на инвестиционный климат в регионе;
- совокупность регламентированных государством отношений и взаимосвязей всех участников инвестиционной деятельности, обеспечивающих эффективность регулирующих воздействий на инвестиционный климат.
Механизму повышения инвестиционной привлекательности региона уделяют внимание многие авторы. Так, в статье Черезовой Я. А. [16] рассмотрен механизм повышения инвестиционной привлекательности регионального строительного комплекса. Автор рассматривает макроэкономический и микроэкономический аспекты механизма. На макроуровне механизм призван обеспе-
12
чить формирование условий для мобилизации внутренних и увеличения притока внешних инвестиционных ресурсов и новых технологий в экономику области. На микроуровне механизм направлен на улучшение работы предприятий и организаций строительного комплекса.
Таким образом, мы рассмотрели различные подходы к определению сущности понятия «механизм». Систематизация различных точек зрения представлена в табл.1.
Таблица 1
________Систематизация подходов к определению понятия «механизм»__________
Вид механизма Сущность
1 2
Хозяйственный механизм Совокупность организационных структур и конкретных форм и методов управления, а также правовых норм, с помощью которых реализуются действующие в конкретных условиях экономические законы, процесс воспроизводства
Функциональный механизм Необходимая взаимосвязь, естественно возникающая между различными экономическими явлениями
Системный механизм Наиболее устойчивые, долговременные связи системы, которые могут быть использованы субъектом управления для регулирования воздействия на систему в целом
Механизм управления Совокупность, сцепление средств и методов управления, определяющие возможность целенаправленного движения, функционирования и развития системы
Денежный механизм Способ, посредством которого изменения в денежной массе влияют на остальную экономику
Финансовый механизм Совокупность видов и форм организации финансовых отношений, условий и методов исчисления, применяемых при формировании финансовых ресурсов, образовании и использовании денежных фондов целевого назначения. Выделяют три группы механизмов, отражающих экономическое содержание финансов: механизм государственных и муниципальных финансов, финансовый механизм предприятия, страховой механизм
Финансовый механизм предприятия Часть хозяйственного механизма и представляет собой совокупность форм и методов управления финансами организации (предприятия) в целях достижения максимальной прибыли. Финансовый механизм состоит из четырёх подсистем: субъект управления, объект управления, обеспечивающая подсистема, финансовые рынки и институты. Система управления финансами включает в себя: финансовые методы, финансовые инструменты, правовое обеспечение, информационно-методическое обеспечение управления финансами
Инвестиционный механизм Совокупность форм и методов, источников инвестиций, инструментов и рычагов воздействия на воспроизводственный процесс на макро- и микроуровне в интересах расширения производства. Инвестиционный механизм включает в себя следующие составляющие: мотивационный блок, ресурсное обеспечение, правовое и методическое обеспечение, организационное обеспечение
Продолжение таблицы 1
Механизм инвестиционного менеджмента Система основных элементов, регулирующих процесс разработки и реализации инвестиционных решений предприятия. Основные элементы механизма: рыночный механизм регулирования инвестиционной деятельности предприятия; государственное нормативно-правовое регулирование инвестиционной деятельности, внутренний механизм регулирования, система конкретных методов осуществления управления инвестиционной деятельности
Механизм управления региональной инвестиционной стратегией Совокупность инвестиционных ресурсов; методов, средств, инструментов и рычагов воздействия на инвестиционные процессы в регионе, применяемые органами государственной власти федерального и регионального уровня для достижения целей инвестиционного развития региона. Включает в себя следующие структурные элементы: цели управления, трансформированные в критерии управления; факторы управления (элементы объекта управления и их связи, на которые осуществляется воздействие в интересах достижения поставленных целей); методы воздействия на факторы (инструментарий, способы и технология достижения поставленных целей); ресурсы управления (материально-технические, финансовые, социальные, институциональные и другие ресурсы, при использовании которых реализуется избранный метод управления и обеспечивается достижение поставленной цели)
Механизм финансирования регионального инвестиционного процесса Обеспечивает согласование методов мобилизации источников финансирования инвестиций с целями социально-экономического развития региона, и включает: цель, субъект, объект, методы и принципы
Организационноэкономический и правовой механизм формирования благоприятного инвестиционного климата в регионе Это сознательно регулируемая система экономических, правовых, организационных форм, методов, способов и принципов, а также совокупность регламентированных государством отношений и взаимосвязей, с помощью которых осуществляется целенаправленное воздействие на инвестиционный климат в регионе
На основании обобщения представленных выше подходов можно определить механизм управления инвестиционной деятельностью на региональном уровне (см. рис. 3). Механизм включает цели, методы, принципы и обеспечение (нормативно-правовое и информационное).
На основании представленных подходов можно сформулировать общие принципы построения механизма управления инвестиционной деятельности в регионе.
1. Принцип целенаправленности. Механизм должен содержать целевой блок, включающий цели социально-экономического развития региона в целом, а также цели инвестиционной деятельности.
2. Принцип объективности. Механизм должен включать устойчивые, долговременные связи системы, которые могут быть использованы субъектом управления для регулирования воздействия на систему в целом.
3. Принцип законности. Механизм должен включать правовые и методические документы, регулирующие инвестиционную деятельность.
Рис. 3. Структура механизма управления инвестиционной деятельностью
на региональном уровне
4. Принцип системности. Механизм должен включать: совокупность методов управления инвестиционной деятельности: экономических, административных, институциональных; инвестиционных ресурсов: реальных (материальных, нематериальных, финансовых); источников финансирования (собственных, заёмных, привлеченных); методов мобилизации инвестиционных ресурсов из соответствующих источников финансирования.
5. Информационной достаточности. Потенциальные инвесторы должны иметь необходимую информацию об инвестиционных возможностях региона, бизнес-планы перспективных инвестиционных проектов.
6. Иерархичности. Механизм управления инвестиционной деятельностью должен содержать механизм финансирования регионального инвестиционного процесса и механизм формирования благоприятного инвестиционного климата.
Таким образом, механизм управления инвестиционной деятельностью в регионе представляет совокупность форм и методов воздействия органов регионального управления на инвестиционную деятельность в регионе, осуществляемых при непосредственном заинтересованном участии населения и других инвесторов, и направленный на определение целей, формирование необходимых организационно-правовых, экономических условий и реализацию стратегии социально-экономического развития территории.
Литература
1. Аюпова Л. К. Содержание организационно-экономического механизма инвестиционной деятельности промышленных предприятий // Экономические науки. 2007. №8 (33). С. 260-264.
2. Измалков С., Сонин К., Юдкевич М. Теория экономических механизмов (Нобелевская премия по экономике 2007 г.) // Вопросы экономики. 2008. № 1.
3. Инвестиционная деятельность / Н. В. Киселёва, Т. В. Боровикова, Г. В. Захарова и др.; Под ред. Г. П. Подшиваленко и Н. В. Киселёвой. М.: КНОРУС, 2005. 432 с.
4. Макроэкономика: учеб. / Агапова Т. А., Серёгина С. Ф. 9-е изд., дополненное. М.: Мар-кет ДС, 2009. 416 с.
5. Мишин В. М. Исследование систем управления: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 527 с.
6. Никитина Н. В. Финансовый менеджмент: учебное пособие / Н. В. Никитина. М.: КНО-РУС, 2007. 336 с.
7. Николаев М. А. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. Псков: Изд-во ППИ, 2009. 381 с.
8. Николаев М. А., Мальцагова Т. М. Механизм финансирования инвестиционного процесса на региональном уровне // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Серия: Экономические науки. 2011.№ 3. С. 138-143.
9. Рахимов Т. В. Сущность, цели, задачи и принципы построения организационно-экономического и правового механизма формирования благоприятного инвестиционного климата в регионе [Электронный ресурс] // Международные инвестиционные проекты. Режим доступа: URL: www.iip.ru/docs/ p1307429990.pdf
10. Самогородская М. И. Разработка механизма управления региональной инвестиционной стратегией // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. № 4. С. 113-124.
11. Слепов В. А., Бурлачков В. К., Ордов К. В. О теории экономических механизмов // Финансы и кредит. 2011. № 24 (456). С. 2-8.
12. Суркова Е. А. Специфика определения эффективности инвестиционного механизма на современном этапе // Микроэкономика. 2009. № 3. С. 30-34.
13. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Колл. авторов; Под общ. ред. А. Г. Грязновой. М.: Финансы и статистика, 2004. 1168 с.
14. Финансовый менеджмент: Учебное пособие / Под ред. проф. Е. И. Шохина. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2004. 408 с.
15. Финансы организаций (предприятий): учебник для вузов / Н. В. Колчина, Г. Б. Поляк, Л. М. Бурмистрова и др.; Под ред. Н. В. Колчиной. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАТА, 2007. 383 с.
16. Черезова Я. А. Формирование механизма повышения инвестиционной привлекательности регионального строительного комплекса // Микроэкономика. 2009. № 3. С. 175-179.
17. Экономическая теория: Учеб. для вузов: Гриф МО РФ / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. 3-е изд., доп. и испр. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ: Питер, 2008. 542 с.
18. Экономический словарь. Современная рыночная экономика. Государственное регулирование экономических процессов // Общ. ред.: д-р экон. наук проф. Кушлин В. И., д-р экон. наук, проф., член-корр. РАН Чичканов В. П. М.: Изд-во РАГС, 2004. 744 с.
Об авторах
Николаев Михаил Алексеевич — заведующий кафедрой «Финансы и кредит»
ФГБОУ ВПО ПсковГУ, д-р экон. наук, профессор.
E-mail: [email protected]
Малышев Денис Перфильевич — старший преподаватель кафедры «Финансы и
кредит» ФГБОУ ВПО ПсковГУ, канд. экон. наук.
E-mail: [email protected]
M. A. Nikolaev, D. P. Malyshev
METHODOLOGY OF CONSTRUCTING MANAGEMENT MECHANISM OF INVESTMENT ACTIVITIES IN THE REGION
The article describes the methodological aspects of the formation of the management mechanism of investment activities in the region. Based on the synthesis of existing theoretical approaches this mechanism is determined, which includes the objectives, methods, principles, and legal and informational support.
Keywords: investment, region, mechanism of management, financial mechanism, management tools.