Научная статья на тему 'Теоретические основы формирования финансового механизма управления'

Теоретические основы формирования финансового механизма управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3047
541
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ / ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ / МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ / СТОИМОСТЬ КОМПАНИИ / СТРУКТУРА ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА / ЭЛЕМЕНТЫ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА / FINANCIAL MECHANISM / FINANCIAL CONTROL MECHANISM / THE MECHANISM OF COST CONTROL / COST THE COMPANY / THE STRUCTURE OF THE FINANCIAL MECHANISM / THE ELEMENTS OF THE FINANCIAL MECHANISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тарабрин О. А., Курилова А. А., Курилов К. Ю.

В работе дано определение финансового механизма на макрои микроуровне, уточнен набор составляющих финансового механизма, определена цель финансового механизма, заключающаяся в повышении стоимости компании, с точки зрения процессного подхода и стандарта IDEFO дано понятие финансового механизма управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы формирования финансового механизма управления»

Рынки. Состояние и развитие

путь в направлении развития внутреннего туризма. Для того чтобы стать участником программы, необходимо проделать большую работу: во-первых, следует разработать республиканскую концепцию внутреннего и въездного туризма. С этой целью необходимо консолидировать усилия Государственного комитета РБ по предпринимательству и туризму с администрациями районов и муниципальных образований РБ, организациями республики по вопросам развития внутреннего и въездного туризма в Башкортостане.

Вторая задача, стоящая перед участниками туристического сообщества Башкортостана - это продвижение туристского продукта Республики Башкортостан на российском и мировом рынках. Следует развивать те объекты туристской отрасли, которые доступны республике на данный момент. Особое внимание стоит уделить строительству придорожных сервисов, гостиниц, отелей, современных цивилизованных кемпингов [5].

Для того чтобы территория была приемлемой для отдыха туристов, необходимо выполнение следующих условий:

- наличие на этой территории мест размещения, питания, развлечений (должен быть определенный уровень качества услуг) и высокоразвитой транспортной системы;

- наличие достопримечательностей, интересующих туристов (наличие фактора привлекательности является одним из главных факторов конкуренции между дестинациями, следовательно, должна быть определенная изюминка для привлечения туриста на территорию дестинации);

- наличие информационных (например, глобальных информационных систем «Amadeus», «Galileo», «Worldspan», «Sabre») и коммуникационных систем, так как это необходимый инструмент информирования туристского рынка о дестинации [1, с. 143].

Анализируя опыт развития туризма в Башкортостане, можно выявить ряд проблем, наиболее типичных для российских регионов:

1. Существующие маршруты культурного туризма проходят либо по нескольким «накатанным» местам, либо выглядят как набор не связанных между собой посещений различных памятников. Многие достопримечательности в малых городах и районах вообще никак не представляются туристам, отсутствует информация об их историко-культурном и туристском потенциале.

2. Туроператоры практически не занимаются разработкой новых маршрутов, так как турфирмам не очень выгодно этим заниматься.

3. Плохо поставлена реклама культурного туризма, не ведется разработка презентационной и сувенирной продукции, не отслеживается спрос на маршруты.

4. Музеи Башкортостана (а именно они являются основными держателями культурной информации и хозяевами многих объектов турпоказа) практически не участвуют в туристской деятельности (за исключением двух-трех крупных музеев).

Для принимающих туристских фирм в регионах целесообразно использование следующих практических рекомендаций:

1. Принимающие туристские фирмы должны иметь подробные каталоги туристских достопримечательностей и прейскуранты туристских услуг, включающие максимально возможное количество их наименований. В этих каталогах и прейскурантах необходимо заранее передать иностранным фирмам информацию для туристов, направляющихся в РФ, о возможности приобретения дополнительных услуг за наличный расчет во время своего путешествия по региону. Поскольку многие туристы предпочитают рассчитываться посредством кредитных пластиковых карточек, российским туристским фирмам необходимо предусмотреть возможность заключения соглашений с международными кредитными компаниями об использовании их кредитных карточек в связи с тем, что владелец кредитной карточки позволяет себе делать больше расходов на покупку услуг и сувениров, если бы он пользовался наличным расчетом.

2. В период пребывания иностранных туристов в регионах РФ сопровождающим их гидам-переводчикам при соответствующем экономическом стимулировании необходимо проводить рекламную работу с целью продажи как можно большего количества дополнительных услуг.

3. Принимающие туристские фирмы должны извлекать максимальную выгоду от продажи дополнительных услуг, в частности, через установление договорных отношений с их производителями (магазины, ярмарки, сувенирное производство, народное творчество и др.). Такая практика широко применяется за рубежом.

Таким образом, основными путями совершенствования развития международного туризма в Республике Башкортостан являются:

1. Законодательная база по своему содержанию благоприятна для развития туризма, но несовершенство налоговой политики вызывает некоторые противоречия.

2. Очень важно для развития международного туризма использовать весь комплекс туристического маркетинга, а не отдельные его элементы, как это делаем мы сегодня. Выборочное использование маркетинговой системы приводит к серьезным ошибкам и значительно снижает конкурентоспособность туристического бизнеса в Башкортостане.

3. Важно также усилить поддержку в продвижении Башкирского туристического продукта на между-

народном рынке в таких направлениях, как реклама, связь с общественностью и поддержка продаж.

4. Доступность туристического продукта позволит увеличить объемы продаж, тем самым увеличить наполняемость бюджета республики.

5. Необходима единая методика расчета себестоимости, порога рентабельности (с учетом сезонности), комиссионных для турагентств, которая поможет определить порядок в ценах. Только тогда государство сможет со своей стороны эти цены регулировать, не препятствуя хозрасчетной деятельности предприятий.

6. Важным является и повышение сервиса в предоставлении туруслуг до европейского уровня, для этого необходима организация школ турагентов.

Внедрение Интернета в туристический бизнес позволит повысить популярность региона, увеличит

число клиентов и доступность информации о субъектах туристической деятельности в Башкортостане.

Список литературы:

\. Боголюбов B.C., Орловская В.П. Экономика туризма. М. : Академия, 2005. - 192 с.

2. Золотое Кольцо Башкортостана: обоснование и стратегия развития Национального туристского маршрута. / под ред. П.М. Шульгина. - М.: Институт Наследия, 2004. - 70 с.: ил.

3. Лязин А. У нас нет теплого моря, но есть целая россыпь других достоинств // Республика Башкортостан. - 2007. - 26 июня. - № 121.

4. Орлова Д. Туризм без спроса // Новая экономическая газета. - 2011. - 24 июня. - № 24 (578).

5. /7/7/;://\\\\\\.mbis.bashkortostan.ru/posts‘.,p=9.

Тарабрин О.А. Курилова А.А. Курилов К.Ю.

доктор педагогических наук, профессор, доктор экономических неук, кандидат экономических неук,

директор НОУВПО «Международный зав. кафедрой « Экономика, доцент кафедры « Экономика,

институт рынка», Россия, г. Тольятти финансы и кредит» финансы и кредит»

НОУВПО «Международный институт НОУВПО «Международный институт рынка», Россия, г. Тольятти рынка», Россия, г. Тольятти

УДК 333

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ

В работе дано определение финансового механизма на макро- и микроуровне, уточнен набор составляющих финансового механизма, определена цель финансового механизма, заключающаяся в повышении стоимости компании, с точки зрения процессного подхода и стандарта IDEF0 дано понятие финансового механизма управления.

Ключевые слова: финансовый механизм, финансовый механизм управления, механизм управления затратами, стоимость компании, структура финансового механизма, элементы финансового механизма.

THEORETICAL BASED OF FORMATION OF FINANCIAL MANADGMENT MECHANISM

The paper gives a definition of a financial mechanism for macro-and micro-refined set of components of the financial mechanism defined purpose of the financial mechanism is to increase the value of the company, in terms of the process approach and the standard IDEF0 given the concept of financial control mecha-nism.

Key words: financial mechanism, financial control mechanism, the mechanism of cost control, cost the company, the structure of the financial mechanism, the elements of the financial mechanism.

Финансовый механизм как составляющая часть хозяйственного механизма. Проблема формирования финансового механизма, функционирующего в рыночной экономике, с общетеоретических позиций представляется сложной и многогранной. Необходимо отметить, что в современной экономической литературе отсутствует единое понятие финансового механизма. Термин «механизм» происходит от греч. «тссЬапа» - «машина» и первоначально использовался в теории машин и механизмов (ТММ). При этом в теории машин и механизмов под механизмом понималось устройство для передачи и преобразования движений и энергий любого рода [1].

Необходимость классификации и описания ма-кро- и микроэкономических процессов привело к заимствованию термина «механизм» и его широкому использованию для описания экономических процессов.

Так, Л.И. Абалкин определил понятие хозяйственного механизма применительно к социалистическому обществу, характеризуя его как сложную структуру, имеющую структурные подразделения [2].

Деревянко О. описал хозяйственный механизм как способ функционирования хозяйственной системы (независимо от ее размера), в основе которого лежит определенная совокупность производственных отношений [3]. Исходя из этого определения механизм в экономических системах может существовать как на макроуровне, то есть на уровне области, региона, страны, так и на микроуровне, то есть на уровне предприятия. Указанное предположение подтверждается определением хозяйственного механизма, данного Л. Гурвицем, определяющим механизм как взаимодействие между центром и субъектами. Данное взаимодействие состоит из трех стадий: на первой каждый субъект посылает центру определенный объем информации пт; на второй центр, получив все сообщения, формирует итоговый результат - У = f (т!: пт); на третьей центр объявляет полученный результат У субъектам и при необходимости претворяет его в жизнь [4].

Определение понятия «финансовый механизм», его структура. Перейдем к определению понятия «финансовый механизм». Сущность финансового механизма может быть наиболее глубоко раскрыта с позиции признания двойственного характера его природы. С одной стороны, финансовый механизм объективен, так как его основой являются финансы, а сам финансовый механизм строится в соответствии с требованиями объективных экономических законов. Объективный характер финансового механизма проявляется в том, что он выступает

активным инструментом воздействия финансов на процессы производства, распределения, обмена и потребления. С другой стороны, финансовый механизм субъективен, поскольку разрабатывается государством или предприятием для реализации выдвинутых финансовой политикой целей и поставленных ею задач на том или ином этапе экономического развития. Финансовый механизм органически связан с хозяйственным механизмом и является его составляющей. Тем не менее финансовый механизм имеет свою самостоятельную сферу действия, содержанием которой служат процессы образования и использования финансов.

Существует большое количество определений финансового механизма, которые можно разделить на две большие группы. Определения первой группы рассматривают финансовый механизм на уровне государства, регионов и областей, то есть на макроуровне. Так, по мнению Л.Л. Дробозиной, финансовый механизм - это система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений [5].

Определения второй группы рассматривают финансовый механизм предприятий, то есть микроуровень. Н.В. Колчина определяет финансовый механизм как систему управления финансами предприятия в целях достижения максимальной прибыли [6]. По мнению Р. Яблуковой, финансовый механизм - это система управления финансами предприятия, предназначенная для организации взаимодействия финансовых отношений и фондов денежных средств с целью эффективного их воздействия на конечные результаты производства, устанавливаемая государством в соответствии с требованиями экономических законов [7]. В Современном экономическом словаре дается следующее определение финансового механизма: это составная часть хозяйственного механизма, совокупность финансовых стимулов, рычагов, инструментов, форм и способов регулирования экономических процессов и отношений. Финансовый механизм включает, прежде всего, цены, налоги, пошлины, льготы, штрафы, санкции, дотации, субсидии, банковский кредитный и депозитный процент, учетную ставку, тарифы [8].

На наш взгляд, финансовый механизм существует как на макро-, так и на микроуровне, в общем виде процесс его функционирования можно представить в виде блок-схемы, показанной на рис. 1. При этом финансовый механизм можно рассматривать в том числе как информационную машину, предназначенную для обработки и преобразования входящей информации [1].

Управляющие воздействия

Финансовые

ресурсы,

информация

Финансовый механизм

Ожидаемый

эффект

Информация о функционировании механизма

Рис. 1. Блок-схема функционирования финансового механизма

Исходя из вышесказанного можно определить финансовый механизм как часть хозяйственного механизма, которая представляет собой систему финансовых отношений с использованием методов и инструментов формирования и распределения финансовых ресурсов, функционирующую с определенной целью.

Необходимо отметить, что финансовый механизм на макроуровне оказывает непосредственное влияние на финансовый механизм предприятия на

микроуровне, определяя его структуру и взаимосвязь между элементами. Ярким примером является переход от командно-административных отношений к рыночным, который произошел в России в конце 20-го века. Указанные изменения вызвали необходимость изменения элементов финансового механизма государства и впоследствии трансформировали структуру финансового механизма предприятий.

Следует отметить и обратное влияние финансовых механизмов предприятий на финансовый механизм на уровне страны (региона, области). Так, мировой финансовый кризис 1929-1933 годов, вызвавший резкое ухудшение финансового состояния и банкротство предприятий в США, привел к тому, что правительство США, которое до этого придерживалось минимального государственного регулирования, взяло курс на изменение финансового механизма управления, что привело к изменению структуры и появлению элементов, обеспечивающих влияние государства на национальную экономику.

Следовательно, финансовый механизм предприятий является одним из элементов, составляющих структуру финансового механизма на макроуровне (государство, регион, область) (см. рис. 2).

Управляющие

воздействия

о функционировании финансового механизма

Рис. 2. Блок-схема взаимодействия финансового механизма на макро- и микроуровне

Цель финансового механизма. Структура финансового механизма 8 определяется совокупностью элементов М и отношений между ними внутри системы (механизма) - 8 = (М; Я). Набор элементов и отношения между ними определяются целью функционирования финансового механизма, которая может быть различна для различных уровней финансового механизма [1].

Например, на макроуровне цель финансового механизма будет состоять в создании устойчивых и достаточных финансовых ресурсов для нормального функционирования экономики государства (региона, области) в условиях циклично изменяющейся внешней среды, в которой подъемы сменяются депрессиями, кризисами. Гибкий финансовый механизм быстро и легко адаптируется к новой рыночной конъюнктуре, а также оказывает плодотворное влияние на организацию производства в стране (регионе, области). Элементами финансового механизма на макроуровне будут являться налогообложение, ценообразование, тарифное регулирование и т. д., а отношения между элементами будут определяться кодексами, законами, постановлениями и пр.

Сравнение подходов к определению цели

Необходимо подчеркнуть важность финансового механизма на макроуровне, так как от способности финансового механизма к быстрой и безболезненной адаптации, к постоянно меняющейся хозяйственной конъюнктуре в значительной мере зависит уровень развития и эффективности реального сектора экономики.

Касательно цели финансового механизма на микроуровне, то, по нашему мнению, она должна совпадать с целью деятельности предприятия.

Применительно к предприятию существуют следующие основные подходы к определению цели его деятельности:

- максимизация прибыли (Maximization Profit);

- гармонизация конфликтующих целей различных групп юридических и физических лиц, имеющих непосредственное отношение к данному предприятию;

- увеличение стоимости предприятия (Firm Wealth Maximization).

Сравнение указанных выше подходов к определению цели деятельности коммерческого предприятия показано в таблице 1.

Таблица 1

еятельности коммерческого предприятия

п/н Критерий для сравнения Максимизация прибыли Гармонизация конфликтующих целей Увеличение стоимости предприятия

1 Важность для собственника + + +

2 Важность для других заинтересованных лиц - + -

3 Возможность для объективного определения значения целевого показателя + - +

4 Простота и оперативность расчета показателя + - +

5 Доступность информации, необходимой для расчета + - +

6 Учет факторов риска - - +

7 Учет отраслевой специфики предприятия - - +

8 Учет размера бизнеса - - +

9 Учет национальных особенностей - - +

По нашему мнению, цель деятельности предприятия, заключающаяся в увеличении стоимости предприятия, наиболее объективна, так как для собственников (акционеров) предприятия главным вопросом является прирост их благосостояния. При этом рост благосостояния собственников (акционеров) обеспечивается не мощностью введенных мощностей, не количеством нанятых сотрудников, не оборотом предприятия, а приростом стоимости предприятия.

Рост благосостояния собственников (акционеров) может быть обеспечен:

1) за счет дивидендов или доходов от участия в капитале;

2) за счет увеличения капитала, вложенного в предприятие, то есть роста его стоимости.

Этому есть несколько причин:

1. Выплата дивидендов - это краткосрочный процесс, который происходит один раз в год. При этом, увеличивая прибыль, необходимую для выплаты дивидендов, можно упустить стратегическую перспективу, приняв решение о выплате дивидендов в ущерб развитию стратегии предприятия.

2. Выплата дивидендов приводит к оттоку денежных средств предприятия, тогда как реализация дохода от прироста стоимости предприятия происходит без изменения денежных средств предприятия.

3. Доход в виде дивидендов может составлять очень незначительную сумму, тогда как рост стоимости предприятия увеличивает вложенный акционерами капитал в несколько раз. Достаточно сказать,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

что все крупные состояния конца 20-го и 21-го веков получены за счет роста стоимости предприятия. Примером являются компании Microsoft, Google.

4. Рост стоимости предприятия происходит при достижении очень широкого спектра целей, которые включают в себя:

a) рост прибыльности предприятия и стабильность выплаты дивидендов (доходов) акционеров;

b) оптимизацию затрат;

c) рост доли рынка, увеличение темпов роста продаж;

d) улучшение показателей оборачиваемости капитала, ликвидности, платежеспособности предприятия;

e) развитую и эффективную политику в области персонала предприятия;

f) эффективную политику мотивации менеджеров предприятия;

g) эффективную экологическую политику;

h) эффективную антикоррупционную политику.

Следовательно, критерий «увеличение стоимости предприятия» можно использовать в качестве оценки эффективности формирования и реализации финансового механизма. Выбор определен следующими аргументами:

- рост капитализации отвечает ожиданиям собственников (акционеров) - главных субъектов в си-

стеме экономических интересов - и соответствует принципиальным интересам стейкхолдеров;

- положительная динамика показателя характеризует не только рост финансового потенциала, но и отражает факт внешнего признания наличия нематериальных активов, превращающихся в решающий фактор инновационного развития организации в долгосрочной перспективе;

- показатель интегрирует в единый комплекс различные цели и задачи отдельных структурных подразделений и функциональных служб организации, позволяя обеспечить единую направленность и координацию их действий, обеспечивая эффективность финансового механизма управления затратами.

Таким образом, стоимость предприятия является обобщающим показателем, объединяющим в себе различные задачи деятельности предприятия (увеличение прибыли, гармонизация отношений и пр.).

Это подтверждает анализ корреляции между показателем рыночной стоимости 5 927 предприятий, акции и АДР которых обращаются на биржах США, и показателей, характеризующих их деятельность, таких как выручка, чистая прибыль, кэш-фло и пр. (см. таблицу 2). Фактические данные для расчетов были получены с сайта «Дамодаран онлайн» [9].

Таблица 2

Корреляция показателя рыночной стоимости предприятия с другими показателями,

характеризующими его деятельность

п/н Наименование показателя Коэффициент корреляции

1 Стоимость компании (Finn Value) 0,935

2 Стоимость поглощения (Enterprise Value) 0,942

3 Кэш-фло 0,665

4 Выручка за прошлый год 0,782

5 Выручка за 12 месяцев 0,750

6 Чистая прибыль 0,752

7 ЕВ IT 0,8254

8 EBIT(l-t) 0,781

9 EBITDA 0,837

Как видно из таблицы 2, два из девяти показателей, приведенных в таблице, имеют очень сильную корреляцию с рыночной стоимостью предприятия, шесть из девяти сильную корреляцию, один - среднюю корреляцию.

На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что увеличение стоимости предприятия является целью его деятельности, а также целью функционирования финансового механизма.

Структура финансового механизма. Структура финансового механизма на микроуровне довольно

сложна и описывается авторами по-разному. Н.В. Кол-чина включает в структуру финансового механизма следующие основные элементы: финансовые методы, финансовые инструменты, правовое обеспечение, информационно-методическое обеспечение управления финансами [6]. По мнению И.Т. Балабанова, в структуру финансового механизма входят пять взаимосвязанных элементов: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое, нормативное и информационное обеспечение [10]. На наш взгляд, последний подход к структуре финансового механизма заслуживает внимания.

Однако, по нашему мнению, правовое и нормативное обеспечения не являются элементами системы, так как они не участвуют в непосредственном функционировании финансового механизма. При этом они оказывают существенное влияние на процесс взаимодействия элементов, определяя отношения между ними.

Касательно информационного обеспечения, которое определяется как процесс подбора соответствующих показателей, необходимых для принятия решений в части финансовой деятельности предприятия, следует отметить, что элементом финансового механизма является не информационное обеспечение, а набор показателей, преобразующий поступающую в финансовый механизм информацию и делающую ее пригодной для принятия управленческих решений. При этом показатели, исходя из выполняемых ими функций, более правильно относить к инструментам, то есть части финансового механизма, преобразующей поступающую в него информацию. При этом показатели могут давать информацию как для управления, так и для взаимодействия между элементами финансового механизма. Таким же образом можно рассматривать и средства обработки информации, например, программное обеспечение, обрабатывающее входящую информацию.

Финансовые рычаги более правильно рассматривать не как отдельный элемент финансового механизма, а как одну из разновидностей более крупной совокупности элементов финансового механизма -инструментов финансового механизма управления.

При этом под инструментами финансового механизма необходимо понимать часть финансового механизма, которая преобразует поступающие в механизм финансовые ресурсы и информацию для последующей передачи за пределы финансового механизма и/или для других элементов финансового механизма. Принцип действия инструмента финансового механизма показан на рис. 3.

Управляющие воздействия

Финансовые

ресурсы,

информация

Инструмент

финансового

механизма

Ожидаемый

эффект

Рис. 3. Блок-схема функционирования инструмента финансового механизма

Особенность финансовых рычагов как разновидности инструментов финансового механизма заключается в кратном увеличении входящего объема финансовых ресурсов, мультипликации (от лат. тиШрПсайо - умножение, увеличение, возрастание и т. д.) финансовых ресурсов.

При этом принцип действия рычагов, функционирующих в финансовом механизме, по нашему мнению, отличается от классического понимания операционного, финансового рычагов и налогового щита. При формировании понятия финансового рычага финансового механизма необходимо исходить из классического понимания рычага, где рычаг представляет собой устройство, которое применяется для уравновешивания большей силы меньшей, а также для совершения какой-либо работы [1].

По нашему мнению, аналогичный принцип действия у рычага финансового механизма. На одной стороне финансового рычага находятся имеющиеся в распоряжении экономического субъекта финансовые ресурсы. Во взаимодействии с риском, который представляет своеобразный «стержень», эти финансовые ресурсы позволяют получать дополнительный объем финансовых ресурсов, который в п раз превосходит используемые субъектом финансовые ресурсы. Чем выше риск, тем выше величина п, чем ниже риск, тем прирост финансовых ресурсов от использования финансового рычага ниже (см. рис. 4).

Основной отличительной особенностью финансового рычага от других инструментов финансового механизма является значительное приращение финансовых ресурсов в процессе его функционирования за счет увеличения риска.

Учитывая описанный выше механизм действия финансового рычага, к финансовым рычагам следует в первую очередь относить производные финансовые инструменты, а также кредит, лизинг, страхование.

Что же касается конкретизации элементов, то тут возникает много вопросов. Например, И.Т. Балабанов относит к финансовым методам планирование, прогнозирование, материальное стимулирование и ответственность, аренду. Между тем они, скорее, являются общеэкономическими методами хозяйственного механизма. Тот факт, что они используются в том числе в финансовой сфере, не позволяет однозначно относить их к финансовым методам финансового механизма.

Также возникает вопрос по поводу кредитования, которое различными авторами включается в состав финансовых методов финансового механизма. Однако и в теории, и в практике преобладает мнение, что кредит и финансы - это принципиально разные категории. Такой же точки зрения придерживается и И.Т. Балабанов [10]. Таким образом, возникает следующее противоречие: кредит не является финансовым инструментом, а кредитование выступает как финансовый метод. По нашему мнению, применительно к финансовому механизму кредит является его инструментом, входящим в категорию финансовых рычагов.

Приращение

финансовых

ресурсов

Приращение

финансовых

ресурсов

Финансовые

ресурсы

Финансовые

ресурсы

Уровень риска

Рис. 4. Приращение финансовых ресурсов

Уровень риска

В процессе конкретизации содержания финансовых рычагов также возникают дискуссионные вопросы. Например, ряд авторов включают доход в состав финансовых рычагов финансового механизма. Однако возникает вопрос по поводу определения понятия «доход».

С одной стороны, доход можно рассматривать как разницу между суммой денежных средств, полученных за продукцию и/или услуги, и суммой затрат, связанных с изготовлением продукции (оказанием услуг). Этот подход аналогичен понятию дохода, указанному в ПБУ 9/99 «Доходы организаций», в соответствии с которыми под доходами организации признается увеличение экономических выгод. В других случаях доход определяется как денежный эквивалент, полученный экономическим субъектом в процессе осуществления какой-либо деятельности. По нашему мнению, доход не является составляющей частью финансового механизма, так как является результатом воздействия финансового механизма на входящие финансовые ресурсы и информацию.

В составе элементов финансового механизма также необходимо выделять более крупные составляющие, включающие в себя два и более элемента, - механизмы, которые служат для решения ряда задач, способствующих достижению основной цели - увеличению стоимости предприятия. Примером может служить механизм управления прибылью, затратами и пр.

Приведенные примеры свидетельствуют о несовершенстве существующих описаний структуры финансового механизма, говорят о сложности его конструкции, его органической связи с хозяйственным механизмом. В действительности нет чисто финансовых отношений, методов, форм, рычагов, инструментов, в любом случае все они являются экономикофинансовыми. У каждого из них соотношение того или другого различно: у одних больше экономического содержания, у других - чисто финансового. Поэтому различие между экономическими и финансовыми категориями, отношениями, методами, рычагами весьма относительное и условное, а следовательно, всякое их противопоставление глубоко ошибочно и вызывает серьезные негативные явления. Более того, степень гармонизации элементов финансового и хозяйствен-

ного механизмов является необходимым условием эффективного функционирования экономики.

Сложность и многообразие видов финансовых взаимосвязей, форм организации финансовых отношений обусловливают дискуссионность вопроса конструирования финансового механизма и применение его инструментов. Структура финансового механизма в соответствии с его сущностью должна соответствовать трем основным условиям: отражать действие объективных экономических законов; раскрывать внутренние противоречия и движущие силы механизма; характеризовать роль субъективного фактора в его функционировании и развитии.

Исходя из вышеизложенного структура финансового механизма состоит из следующих элементов: финансовых методов, инструментов, а также механизмов, которые служат для решения ряда задач, способствующих достижению главной цели. Набор отношений между ними определяется правовым и нормативным обеспечением элементов финансового механизма (см. рис. 5). При этом под методами финансового механизма понимается набор правил и процедур, обеспечивающий достижение цели функционирования финансового механизма - увеличения стоимости компании.

Правовое обеспечение функционирования финансового механизма включает в себя законодательные акты, постановления, приказы и другие правовые документы.

Нормативное обеспечение функционирования финансового механизма - это инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания, разъяснения и др.

Финансовый механизм необходимо также рассматривать с точки зрения процессного подхода. При этом понимается, что хозяйственная деятельность вместе с взаимосвязями и взаимодействиями представляет сеть процессов организации. В соответствии с общепризнанным стандартом ГОЕБ0, который был принят в 1993 г. в качестве федерального стандарта США, процесс изображается в виде функционального блока (прямоугольника), при этом каждая из четырех сторон функционального блока имеет свое значение:

Рис. 5. Структура финансового механизма

- верхняя имеет значение «Управление» (Control);

- левая имеет значение «Вход» (Input);

- правая имеет значение «Выход» (Output);

- нижняя имеет значение «Механизм» (Mechanism).

Управление

Вход Процесс Выход

і L Механизм

Рис. 6. Блок-схема процесса в соответствии со стандартом IDEF0 [11]

Исходя из рис. 6 можно определить механизм как составляющую процесса, который при помощи управления позволяет реализовать цель процесса -преобразование входящей информации и ресурсов.

Финансовый механизм управления. Учитывая вышесказанное, финансовый механизм необходимо рассматривать в том числе через призму управления. В этом случае необходимо говорить не о финансовом механизме, а о финансовом механизме управления, т. е. системе управления финансами предприятия, предназначенной для организации финансовых отношений как внутри предприятия, так и с внешней средой с использованием методов и инструментов формирования и распределения финансовых ресурсов, функционирующей с целью увеличения стоимости предприятия.

Финансовый механизм управления затратами. Д. Бримсон и Д. Антос в своей работе «Процессноориентированное бюджетирование» выделяют со-

кращение затрат как одну из задач, решение которой позволяет обеспечить рост стоимости предприятия [11]. Необходимо отметить, что затраты наряду с ценой на продукцию (услуги) предприятия являются основным фактором, влияющим на объем прибыли предприятия. Как видно из рисунка 7, максимальная прибыль достигается при выполнении условий цена = max, затраты = min. При этом достижение условия максимизации прибыли не всегда возможно. Причина этого заключается в жизненном цикле любого товара (услуги) (см. рис. 8).

Цена

Рис. 7. Структура цены товара (услуги)

На первом этапе происходит вывод товара на рынок, обычно в это время цена на товар устанавливается на максимально высоком уровне за весь жизненный цикл существования товара (услуги), то есть цена = max. При этом затраты на производство высоки, так как технологии производства товара (услуги) еще не отработаны и не позволяют добиться оптимального размера затрат. На втором этапе затраты на производство продукции (услуг) начинают снижаться за

Рис. 8. Жизненный цикл товара (услуги)

счет совершенствования технологии производства и увеличения объемов производства, в результате чего снижаются постоянные затраты. При этом цена на продукцию (услуги) снижается по сравнению с фазой 1. Это происходит потому, что производители стараются увеличить совокупный объем прибыли за счет эффекта объемов производства продукции (услуг). Также причиной снижения цены является усиление конкуренции, появление аналогичных товаров (услуг) или их заменителей.

На третьем этапе цена на продукцию (услуги) еще больше снижается в результате усиливающейся конкуренции со стороны аналогичных товаров (услуг) и их заменителей. При этом затраты за счет роста объемов производства, совершенствования технологий приближаются к наиболее минимальному (оптимальному) значению, то есть затраты = тт. однако в этой стадии цена на товар (услугу) отличается от достигнутой максимальной цены.

Таким образом, на предприятии происходит постоянный процесс изменения цены на продукцию (услуги) и затрат на их производство. Предприятия, добившиеся за счет использования технологий, в том числе управленческих, оптимального соотношения «цена / затраты» для каждой стадии жизненного цикла товара, обеспечивают стабильный прирост прибыли, развитие персонала предприятия, а также решение других задач, которые обеспечивают рост стоимости предприятия. При этом установление оптимального соотношения сводится не к простому сокращению затрат в абсолютном выражении, а ку правлению затратами, то есть воздействию на финансово-хозяйственный процесс предприятия в целях достижения поставленной цели. Исходя из рис. 8 и выводов, сделанных ранее, в воздействии на финансово-хозяйственный процесс принимает участие финансовый механизм управления и элементы его структуры.

Поэтому в части управления затратами, в структуре финансового механизма управления необхо-

димо выделять специальный механизм управления затратами, который представляет собой комплексную систему финансовых отношений в процессе управления затратами как внутри предприятия, так и с внешней средой с использованием финансовых методов и инструментов; нормативного и правового обеспечения с целью достижения цели деятельности предприятия - увеличения стоимости.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По нашему мнению, структура финансового механизма управления затратами, так же как и структура финансового механизма, состоит из финансовых методов и инструментов, однако, учитывая направленность механизма на решение конкретной задачи, в структуре отсутствуют дополнительные внутренние механизмы (преобразование осуществляется только внутренними элементами). Набор отношений между элементами, как и в случае с финансовым механизмом, определяется правовым и нормативным обеспечением.

Конкретизация элементов финансового механизма показана на рис. 9.

Оценка структуры финансового механизма управления затратами. Учитывая показанную на рис. 9 структуру элементов финансового механизма управления затратами, в общем случае отношения между элементами структуры могут быть представлены соответствующим графом. Подобный подход позволит формализовать исследования инвариантных во времени свойств финансового механизма управления затратами и использовать математический аппарат теории графов, в том числе реализовать алгоритм оценки и оптимизации элементов и отношений в структуре финансового механизма управления затратами (см. таблицу 3).

Анализ элементов финансового механизма управления затратами производится путем выделения элементов, соответствующих изолированным, висячим и тупиковым вершинам графа. В идеале висячие и тупиковые вершины графа должны соответствовать входным и выходным элементам системы, через

Рис. 9. Структура элементов финансового механизма управления затратами

которые осуществляется процесс ее взаимодействия входными и выходными элементами системы, по-с внешней средой. Исключение изолированных, ви- зволяет исключить ошибки, допущенные при фор-сячих и тупиковых вершин графа, не являющихся мировании или описании структуры.

Таблица 3

Алгоритм оценки и оптимизации элементов и отношений в структуре финансового механизма

управления затратами

п/н Действие

1 Анализ элементов финансового механизма управления затратами

2 Анализ связей финансового механизма управления затратами

3 Определение диаметра структуры финансового механизма управления затратами

4 Определение индекса централизации финансового механизма управления затратами

5 Определение сложности финансового механизма управления затратами

Анализ связей финансового механизма управления затратами направлен, прежде всего, на выявление в соответствующем графе петель, контуров и сильносвязанных подграфов. Петля интерпретируется как наличие связи между входом и выходом одного и того же элемента. Контур образует путь -чередующуюся последовательность ребер и вершин, в которой начальная и конечная вершина совпадают. Подграф называется сильносвязанным, если входящие в него вершины взаимно достижимы, то есть из любой вершины подграфа можно попасть в любую его вершину.

Диаметр структуры позволяет косвенно судить о ряде предельных параметров системы, в частности, о ее надежности, длительности задержек сообщений, идущих от висячих вершин к тупиковым, инерционности. При этом значение б/ определяется по формуле (1):

б/ = тах,; У, (1)

где:

с1.. - длина минимального пути между висячей вер-шиной / и тупиковой вершиной у, равная числу ре-бер, составляющих этот путь;

/ и./- множество висячих и тупиковых вершин графа.

Определение индекса централизации позволяет оценить загрузки элементов финансового механизма управления затратами, описываемого неориентированным графом. Для определения индекса централизации (/?) используется формула (2):

В = (п - 1)(2г -г) I г (п - 2), (2)

' 4 7 4 тах 7 тах4 77 4 7

где:

п - число вершин в графе;

/ и./- множество висячих и тупиковых вершин графа;

„ ( п >

1 " '

2 =тах<—//с1••

тах | гу / -і / -і у

^ 1=1 /=1

-1

Оценка сложности структуры финансового механизма управления затратами возможна на основании предположения о том, что структура механизма будет тем сложнее, чем разнообразнее пути, ведущие от входа к выходу механизма управления затратами.

Используя это предположение, можно формализовать оценку сложности структуры предлагаемого финансового механизма управления затратами (р) с помощью формулы (3):

1 т1 т2

р =—— ЁЁл,-1’ (3)

12 г=1

где:

т}ит^~ число висячих и тупиковых вершин в графе структуры;

р.- число различных путей, ведущих ОТ 7-Й верши-ны в у-ю тупиковую.

В случае если структура финансового механизма управления затратами достаточно сложна и содержит большое количество путей, расчет пока-

зателя, отражающего сложность структуры (р), необходимо осуществить в соответствии со следующим алгоритмом.

На первом этапе финансовый механизм управления затратами, представленный в виде графа, преобразуется в многоуровневый иерархический граф.

На втором этапе иерархический граф, полученный на этапе 1, преобразуется в эквивалентный ему граф, не содержащий смежных вершин, расположенный на одном уровне иерархии.

На третьем этапе полученный в результате граф представляется совокупностью графов.

На четвертом этапе, перемножая матрицы инци-денции гиперграфов, получаем матрицу ^=||/’,/| размерности тр1;. суммируя ее элементы, определяем показатель сложности структуры предлагаемого финансового механизма управления затратами (р).

Выводы. Проведенный анализ существующих понятий финансового механизма позволил определить понятие и роль финансового механизма на макро- и микроуровне. Также был уточнен набор элементов, составляющих структуру финансового механизма, а также определен и уточнен набор отношений, определяющих эту структуру. При рассмотрении финансового механизма управления с точки зрения процессного подхода и стандарта ЮЕТО определено понятие финансового механизма управления. В процессе уточнения набора составляющих финансового механизма управления сделан вывод о наличии в структуре финансового механизма управления составляющих, объединяющих несколько элементов, то есть механизмов. Среди составляющих механизмов выделен механизм, направленный на управление затратами, - механизм управления затратами, определены составляющие элементы данного механизма. Для оценки и оптимизации элементов и отношений в структуре финансового механизма управления затратами сформирован соответствующий алгоритм.

Список литературы:

1. Зиновьев В.А. Курс теории механизмов и машин. -М.: Наука, 1972. С. 10-11.

2. Абалкин ЛИ Избранные труды: в 4-х т. Т. 2. На пути к реформе. Хозяйственный механизм развитого социалистического общества. Новый тип экономического мышления. Перестройка: пути и проблемы.

- М.: Экономика, 2000. С. 123-124.

3. Деревянко О.В. Экономическое содержание внутрифирменного планирования и контроля, их место в системе финансового менеджмента // Вестник Оренбургского государственного университета. - № 47. -Оренбург: ОГУ, 2002. С. 204-205.

4. Гурвиц Л., 1’еитер С. Разработка экономического механизма. - Кембридж, 2006. С. 20.

5. Дробозина Л.Л. Финансовая система. - М.: ЮНИ-ТИ, 2004. С. 117.

6. КолчинаН.В. Финансовый менеджмент. - М.: Юни-ти-Дана, 2004. С. 90.

7. Яблукоеа Р.З. Финансовый менеджмент. - Проспект, 2004. С. 56.

8. Современный экономический словарь //Ы1р://\¥\¥\¥. economic-enc.net/ (дата обращения 13.09.11).

9. Показатели финансово-хозяйственной деятельности компаний, акции которых обращаются на бир-

же // http://pages.stern.nyu.edu/~adamodar/ (дата обращения 13.09.11).

10. Балабанов ИТ. Основы финансового менеджмента. - М.: Финансы и статистика, 1999. С. 359.

11. Госстандарт России. Методология функционального моделирования ШЕБО. - М.: ИПК Издательство стандартов, 2000.

12.БримсонД, АнтосД. Процессно-ориентированное бюджетирование. - М.: Вершина, 2007.

Ефимычев Ю.И.

доктор экономических наук, профессор ННГУ им. Н.П. Лобачевского, Россия, г. Нижний Новгород

Трофимов О.В.

доктор экономических неук, профессор ННГУ им. Н.П. Лобачевского, Россия, г. Нижний Новгород

Удалое А. С.

кандидат экономических неук, ассистент ННГУ им. Н.П. Лобачевского, Россия, г. Нижний Новгород

Трофимова ТВ.

преподаватель РАНХиГС, Россия, г. Нижний Новгород

УДК 338.33

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ОСНОВЕ РЕСУРСНОГО ПОДХОДА

В статье раскрыты этапы разработки и реализации стратегии диверсификации производства на основе оценки внешних и внутренних факторов. Предложенный механизм позволяет реализовать основные принципы ресурсного подхода, что, в конечном счете, обеспечивает экономическую целесообразность мероприятий диверсификации. Ключевые слова: диверсификация производства, ресурсный подход, судостроение.

THE MECHANISM OF REALIZATION OF STRATEGY OF THE DIVERSIFICATION OF THE ENTERPRISES ON THE BASIS OF THE RESOURCE APPROACH

In article development stages and realization of strategy of a diversification of production on the basis of an assessment of external and internal factors are opened. The offered mechanism allows to realize the basic principles of a resource approach that, finally, provides economic feasibility of actions of a diversification.

Key words: production diversification, resource approach, shipbuilding.

В настоящее время среди основных проблем российской экономики называются однобокость ее развития, приведшая к сильнейшей зависимости страны от цен и спроса на нефтегазовые и другие ресурсы, и отставание технологической базы, обу-

словливающее высокии уровень ресурсоемкости и энергоемкости нашей экономики. [1]

В результате в отечественной экономике складывается замкнутый круг: низкая конкурентоспособность продукции обрабатывающих производств

- ориентация экспорта на сырьевой сектор - ограничение инвестиционных возможностей других отраслей - отсутствие технического обновления в этих отраслях - низкая конкурентоспособность продукции этих отраслей.

В этих условиях для предприятий промышленности Российской Федерации становится актуальным использование ресурсного подхода, в частности

при разработке и реализации стратегии диверсификации производства.

Предлагаемый авторами механизм реализации стратегии диверсификации производства на основе ресурсного подхода представляет собой последовательную реализацию нескольких этапов, результатом которой является осуществление ресурсосберегающих проектов на основе диверсификации (см. рис.).

Исследование текущего состояния и перспектив развития рынка производимой предприятием продукции

Исследование текущего состояния ресурсной базы предприятия

Определение возможности снижения уровня расхода ресурсов

Измерение ресурсосберегающего потенциала предприятия

И

Реализация

ресурсосберегающего

проекта

Технико-экономическое обоснование проекта связанной диверсификации на основе реализации ресурсосберегающего потенциала предприятия

Выявление резервов повышения эффективности деятельности предприятия на основе оценки вариантов диверсификации

Механизм реализации стратегии диверсификации на основе ресурсного подхода

В рамках предлагаемого механизма разработки стратегии ресурсосберегающего предприятия на этапах исследования состояния рынка продукции и определения стратегических альтернатив состояния рынка предполагается использовать следующую совокупность методов: отраслевой анализ, анализ стратегических групп, анализ финансовых показателей деятельности предприятий отрасли.

Отраслевой анализ предполагает структурированный анализ и обзор какой-либо отрасли промышленности, целью которых является выявление потенциала прибыльности отрасли и сил, оказывающих на нее влияние. Наиболее адекватной данной цели является, на наш взгляд, модель пяти сил М. Портера, которая рассматривает структуру отрасли как результат пяти взаимодействующих конкурентных сил: 1) угрозы входа новых фирм, 2) рыночной власти поставщиков, 3) рыночной власти покупателей, 4) угрозы субститутов-товаров и субститутов-услуг и 5) соперничества среди существующих в отрасли фирм. [2]

Анализ стратегических групп позволяет связать отдельную фирму с отраслевой структурой. Этот подраздел отраслевого анализа посвящен пятому компоненту модели Портера, конкурентному соперничеству, тому, как он влияет на остальные четыре

силы, и как они воздействуют на него. Конкурентные силы оказывают разнонаправленное влияние на прибыльность стратегических групп и на фирмы, расположенные в каждой стратегической группе. Анализ структуры стратегической группы и ее воздействие на пять конкурентных сил помогает понять стратегические альтернативы, которые встают перед фирмой в условиях развития отрасли.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ финансовых коэффициентов и показателей используется для оценки финансового состояния компании и будущих конкурентных перспектив. Коэффициенты позволяют оценить текущую производительность, проанализировать деловые тенденции, оценить деловые стратегии и пронаблюдать за прогрессом.

Применение анализа коэффициентов к финансовым показателям помогает сделать выводы о конкурентном успехе, провале или эволюции компании с течением времени и оценивать то, насколько результативно работает компания по сравнению с аналогичными компаниями в той же отрасли. Анализ коэффициентов также может помочь внутреннему руководству организации стать осведомленным о сильных и слабых сторонах их компании. В том случае, если найдены слабые стороны, необходимо предпринять меры для их исправления до того, как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.