Научная статья на тему 'Финансово- инвестиционный механизм воспроизводственного развития экономических систем'

Финансово- инвестиционный механизм воспроизводственного развития экономических систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
636
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ФИНАНСОВО-ИНВЕСТИЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ / ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ФАКТОРЫ / РЕСУРСЫ / СТРАТЕГИЯ / БЕЗУБЫТОЧНОСТЬ / ФИНАНСОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабкова Э.Г.

В статье рассматриваются вопросы сущности экономических систем и индикативного управления, формирования и функционирования финансово-инвестиционного механизма воспроизводственного развития региональных экономических систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансово- инвестиционный механизм воспроизводственного развития экономических систем»

Бабкова Э.Г.

Крымский гуманитарный университет, к.э.н., доцент кафедры финансов и кредита

elvira-2 9@mail. ru

ФИНАНСОВО-ИНВЕСТИЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

В статье рассматриваются вопросы сущности экономических систем и индикативного управления, формирования и функционирования финансово-инвестиционного механизма воспроизводственного развития региональных экономических систем.

Ключевые слова: экономическая система, финансово-инвестиционный механизм, воспроизводственное развитие, факторы, ресурсы, стратегия, безубыточность, финансовый потенциал.

Babkova Е^

Crimean University for the Humanities, Ph.D., associate Professor of the Department of Finance and credit

elvira-2 9@mail. ru

The article considers the issues of nature of economic systems and indicative management, formation and functioning of financial and investment mechanism in the reproductive development of regional economic systems.

Keywords: economic system, financial and investment mechanism, reproductive development, factors, resources, strategy, profitability, financial capacity.

Любая экономическая система состоит из управляющей и управляемой частей. Задачами управления являются обеспечение (по средствам воздействий на управляемую часть) функционирования системы, либо ее развития [1]. Поэтому, каждая система описывается совокупностью моделей, отражающих ее характерные свойства и зависимости:

- частной: взаимодействия системы с внешней средой, учитывающего входы из среды в систему и наоборот, итерацию развития среды и системы;

- частной: взаимодействия управляющего (аппарат управления) и управляемого (объект управления) структурных элементов системы с учетом информационных потоков на входе и выходе;

- частной: взаимодействия основных подсистем деятельности (в общем плане - «природа», «производство», «население», «финансы» и «управление»; на уровне предприятий - «производство», «снабжение», «хранение», «сбыт»);

- интегральной модели комплексного взаимодействия совокупности частных моделей, с учетом того, что это не механическое сложение, а расширенная модель на основе интеграционных связей и свойств взаимодействия частных.

В экономической системе выделяется управляющий и управляемый блок, при этом производственная подсистема включает отдельные структурные элементы: собственно производство, снабжение, запасы, сбыт. Внешняя среда, в свою очередь, включает целый ряд систем. Здесь выделяют вышестоящую систему, которая определяет основные требования, нижестоящую (подведомственную) систему и актуальную среду (природа, население, другие организационно-экономические системы).

В системах актуальной среды особое значение для предприятия имеют поставщики и потребители. Функционирование системы базируется на потоках информации, которыми экономическая система связана с внешней средой (в том числе поставщиками и потребителями), а также на внутренних потоках между управляющей и управляемой подсистемами, их отдельными структурными элементами. Внешняя среда воздействует на экономическую систему также политическими, социальными, экологическими и иными условиями.

В экономической литературе наблюдаются различные подходы к вопросу о системе функций, предназначений менеджмента [3, 5]. Большинство авторов включают в эту систему последовательную взаимосвязь общих функций планирования, организации, мотивации и контроля со связующей функцией регулирования.

Важной функцией менеджмента является мониторинг, как подсистема непрерывного наблюдения, контроля, анализа и прогнозирования. Так же, как функцию организации лучше определять как организовывание (именно такое толкование давали ей классики менеджмента - М.Вебер и др., подчеркивая этим непрерывность процесса), так необходимы и непрерывное наблюдение и корректировка планов, мотивации труда, регулирования управленческого процесса.

С учетом целеполагания осуществляется стратегическое и тактическое планирование. При этом, тактические этапы последовательно реализуют принятую стратегию. В рамках стратегического управления важным является индикативное направляющее, регулирующее планирование, в механизм которого встраивается процесс скользящего планирования.

Функция организовывания реализуется по этапам воспроизводственного или финансово-инвестиционного процесса. Вначале осуществляется исследование организации, на основе целевого технического задания осуществляется технико-экономическое проектирование с дальнейшей разработкой бизнес-плана или финансово-инвестиционного проекта (нового

строительства или реконструкции имеющегося производства). Реализация проекта осуществляется по этапам приобретения и доставки оборудования, строительно-монтажных работ, проверки и наладки, экспериментального и текущего функционирования. По каждому этапу, то ли проектных, то ли строительных работ, осуществляется непрерывный мониторинг, при необходимости с корректировкой.

Иными словами, как и при планировании, мотивации, так и при организовывании в реализацию проекта встраивается механизм скользящей корректировки и регулирования. Являясь центральной функцией регулирование с помощью организационных и экономических методов влияет на другие функции менеджмента, позволяя оперативно реагировать на внутренние и внешние раздражители.

Функция мониторинга является фоновой для всех других функций менеджмента, ибо и процесс планирования, и организовывания, и мотивации, и контроля, и регулирования немыслимы без непрерывного наблюдения, оценки, сравнения и корректировки, при необходимости - прогнозирования. Сущность этой функции можно показать на примере управления инвестициями, затратами или объемом продаж. На крупных предприятиях существует непрерывная система поставок и отгрузки продукции потребителю (железнодорожными вагонами и автотранспортом). Ежедневный график отгрузки рассматривается на управленческой планерке, утверждается руководством и является сигналом к действию. В течение суток осуществляется его реализация с соответствующим наблюдением, оперативным контролем (утром следующего дня) и, при необходимости, корректировкой.

Особое значение для предприятий и организаций всех типов и форм собственности имеет управление затратами по отклонениям. Система мониторинга здесь функционирует следующим образом. Помесячные (недельные, декадные) и с накоплением затраты по элементам (с выделением условно-постоянных и условно-переменных) сравниваются с нормативными по периодам года и плановыми в целом за год. Полученные отклонения, особенно перерасхода, анализируются и разделяются по факторам, причинам. В частности, при изменении объемов продаж осуществляется расчет прогнозных показателей - при фактических объемах реализации и нормативных, удельных (в расчете на единицу конкретной продукции или 1 тыс. руб. выручки) издержках. Сопоставление таких расчетных величин с фактическими позволяет определить отклонения затрат за счет других факторов, исключая объем продаж.

В целом, индикативное управление характеризуется рядом базисных особенностей. Во-первых, следует отметить рекомендательный характер разрабатываемых программ, проектов или планов в рамках применения программно-целевого подхода. Во-вторых, обязательным условием изучаемого метода является выявление и обоснование индикаторов, иными словами, укрупнённых, значимых экономических характеристик, указывающих на условия развития, возможные трансформации и зависимости. В-третьих, индикативный подход ориентирует экономические системы на решение тех или

иных задач, достижение тех или иных конкретных параметров развития. В-четвёртых, индикативное планирование осуществляются чаще всего по приоритетным направлениям развития или выявленным «точкам роста» (предприятия, отрасли, региона, страны). В-пятых, при разработке и реализации макро- и мезо- экономических индикативных программ и проектов необходимо обоснование и применение системы мер государственного регулирования, поддержки и стимулирования (в виде налоговых и кредитных льгот, экспортных квот, таможенных пошлин и др.).

Исходя из целеполагания, могут осуществляться различные подходы к определению основных предназначений индикативного управления: на уровне предприятий - это внутрифирменное укрупнённое управление приоритетными направлениями развития в связи с выполнением задач, формулируемых государством; на уровне госсектора - обязательные программные задания; на иных уровнях - в виде механизма координации действий и интересов государства с другими субъектами экономики .

Индикативное управление базируется на выборе целей, выявлении и обосновании индикаторов развития, то есть, их анализе с помощью системы разнообразных методов и приёмов. Иными словами, индикативному планированию предшествует индикативный анализ, как обязательный элемент системы индикативного управления. На этом этапе осуществляется оценка выявленной системы индикаторов и адекватных частных показателей, обоснование лимитирующих факторов и «точек роста».

С позиций видения перспектив формируется стратегия как диалектика развития предприятия. В зависимости от фазы жизненного цикла и экономического состояния, может применяться та или иная эталонная стратегия или их комбинация. В настоящее время, для предприятий, находящихся в трансформационном периоде развития, может быть рекомендована комбинация стратегий концентрации, интегрированной диверсификации производства и минимизации издержек.

На основе индикативного анализа проводится разработка и формирование совокупности необходимых социально-экономических нормативов. Всё это позволяет разработать собственно индикативный план конкретного предприятия с позиций приоритетных направлений развития.

В процессе реализации разработанного плана и соответствующей программы действий необходимо по этапам внедрения непрерывно сопоставлять поставленные цели и ожидаемые параметры с фактическими результатами, что осуществляется на основе индикативного мониторинга (наблюдения, учёта и контроля).

В отраслях с непрерывным характером производства индикативное планирование и соответствующий мониторинг могут осуществляться помесячно. В этих случаях, по результатам каждого месяца целесообразно на основе сравнения плана и факта (с помощью специальных приёмов индексной оценки) выявлять отклонения и формирующие их факторы для принятия управленческих решений и мотивации персонала.

Такие расчёты также являются основанием скользящей корректировки (при необходимости) индикативных планов и программ.

В отраслях с сезонным характером производства планирование осуществляется на один или ряд лет вперёд. Индикативное планирование приоритетных программ развития предполагает длительный период реализации. В этих случаях применяется ежегодный или поквартальный мониторинг развития с возможной скользящей корректировкой.

В рамках индикативной системы управления (по приоритетам развития и укрупнённым показателям) поэтапно реализуется стратегия функционирования предприятия с простой или сложной итерацией, то есть, повторением или возвратом к тому или иному этапу.

Важнейшая роль инвестиций в системе национального воспроизводства позволяет выделить как ключевой финансово-инвестиционный механизм в структуре хозяйственного механизма, основной функцией которого является генерирование экономического роста. Безусловно, как часть целого он не функционирует в отрыве от других составляющих хозяйственного механизма (финансового, организации трудовых отношений, ценообразования, административного и др.), более того они настолько тесно взаимосвязаны, что четкие границы между ними указать трудно.

С точки зрения синергетического подхода (к развитию экономических систем рыночного типа) именно такое сочетание согласованного взаимодействия и в то же время функциональной обособленности позволяет как бы «запускать» процессы последовательных взаимосвязанных превращений, приводящих в итоге к значительному изменению всей системы.

В социально-экономических системах понятием тождественным самоорганизации служит саморегулирование, а равновесность означает приемлемый уровень благосостояния, развития, оптимальность которого соотносится с общественными потребностями. При этом, именно через финансово-инвестиционный механизм можно запустить режим самоподстегивающегося развития процессов и усиления их интенсивности по всему пространству системы.

Согласно синергетическому эффекту затронутые воздействием инвестиционного механизма одни сферы экономической системы, резонансно возбуждаясь, начинают когерентно взаимодействовать с другими сферами хозяйства - возникают первые изменения качественных и количественных показателей социального и экономического развития, сначала затрагивающие лишь некоторые сферы. Но здесь амплитуды дальнодействующих корреляций еще малы и в процесс взаимодействия вовлечено ограниченное число элементов системы.

Говоря о стимулирующей роли финансово-инвестиционного механизма, нельзя в то же время не выделить и обратную связь: финансово-инвестиционный механизм организационно и функционально зависит от воспроизводственной системы [4].

Таким образом, именно финансово-инвестиционный механизм становится начальным и одновременно связующим звеном в

трансформационных процессах, обеспечивающих положительную динамику развития экономической системы.

Финансово-инвестиционный механизм можно определить как способ реализации инвестиционных отношений, учитывающий объективное развитие общественного воспроизводства, включающий в качестве элементов цели, формы и методы осуществления финансово-инвестиционной деятельности, реализуемые на основе соответствующих принципов и функций.

Главная цель финансово-инвестиционного механизма - обеспечение экономического роста в системе воспроизводства формируется на базе частных целей субъектов финансово-инвестиционных отношений. Они же, в свою очередь, являются ключевым ориентиром, в рамках которого выстроена модель финансово-инвестиционного поведения субъектов хозяйствования, основанная на системе мотивации, побуждающей их к осуществлению финансово-инвестиционной деятельности на всех ее этапах и во всех ее формах.

Совершенно очевидно, что не только финансово-инвестиционная культура влияет на финансово-инвестиционное поведение, но и финансово-инвестиционная деятельность формирует качественные характеристики финансово-инвестиционной культуры. При этом первая связь первична, то есть она как бы предшествует второй. Это связано с тем (и подтверждено экономической теорией), что любой экономический процесс (в условиях рынка) начинается, прежде всего, с точек соприкосновения интересов хозяйствующих субъектов, которые и кристаллизуются в финансово-инвестиционной культуре организации.

В итоге, указанные экономические и внеэкономические факторы определяют модель финансово-инвестиционного поведения организации, которая обозначает стороны ее финансово-инвестиционной деятельности и систематизирует интересы участников. В этой модели элементы построены таким образом, что каждый последующая мотивация является логическим продолжением предыдущей. Так, например, за мотивацией накопления собственных финансово-инвестиционных ресурсов, следует мотивация использования накопленного капитала в инвестиционном процессе; затем -мотивация альтернативного осуществления реальных или финансовых инвестиций; далее - мотивация осуществления внутренних и внешних инвестиций; и, наконец, мотивация альтернативного осуществления инвестиций на отечественном и зарубежном рынках.

Исходя из логики целеполагания финансово-инвестиционного механизма, рассмотрим его составляющие элементы и факторы развития.

Тенденции, складывающиеся в финансово-инвестиционной сфере, свидетельствуют о том, что во всей совокупности факторов, оказывающих влияние на финансово-инвестиционную деятельность, наиболее весомыми являются те, которые связаны с организационным развитием. Его динамика приводит к появлению новых организационных форм, которые отличаются от предыдущих новыми качественными и количественными параметрами, в том числе финансово-инвестиционными.

Не случайно, в анализе мотивационной составляющей финансово-инвестиционного механизма выделяется именно корпоративное производство: современная экономическая ситуация свидетельствует о том, что эволюция прогрессивных форм организации экономической жизни протекает в рамках интеграционных процессов.

В практике хозяйственной жизни интеграция имеет множество оттенков. Наряду с явными формами интеграции с жесткими связями, между участниками корпорации существует и множество завуалированных форм объединений, в которых на основе краткосрочной или долгосрочной контрактации происходит подчинение мелких фирм крупным компаниям.

Именно в корпоративных объединениях существуют широкие возможности выбора различных форм и методов осуществления инвестиций. Управленческое ядро корпоративной структуры с учетом потенциалов, потребностей и интересов всех субъектов, входящих в объединение в рамках прединвестиционной деятельности, моделирует целостную структуру финансово-инвестиционного механизма, подбирая наиболее приемлемые его составляющие (способы, формы и методы реализации инвестиций). Специфика указанного механизма определяется особенностями построения интегрированной структуры, характером и теснотой внутренних взаимосвязей, содержанием и масштабностью решаемых задач.

Иногда, в рамках интегрированных объединений, в их организационно-хозяйственных структурах, создаются централизованные фонды инвестиций и НИОКР. Практика свидетельствует, что подобный механизм организации инвестиционных отношений внутри корпорации весьма эффективен. Это связано с тем, что указанные фонды носят целевой характер, их средства направляются на развитие предприятий группы (оплату контрактов на поставку оборудования, строительство производственных мощностей, покупку ценных бумаг партнеров по группе и т.д.). Долевое участие предприятий в инвестиционном фонде может оформляться сертификатом, дающим право на получение части дохода от использования соответствующих средств. В случае получения инвестиций из фонда участвующее в нем предприятие вправе в пределах суммы, фигурирующей в его сертификате, переоформить вкладываемые средства в качестве собственных (при этом происходит погашение сертификата на величину переоформленной суммы). Для защиты средств фонда от инфляции допустимо их временное отвлечение с коммерческими целями (в первую очередь для фондовых операций). Прибыль, полученная от использования средств инвестиционного фонда в коммерческих целях, подлежит распределению между его вкладчиками либо направляется на его пополнение с соответствующими изменениями в сертификатах долевого участия.

Таким образом, становится очевидным тот факт, что широкий диапазон внутренних возможностей (обусловленных масштабностью структуры и значительным объединенным потенциалом) позволяет сформировать более оптимальный и эффективный финансово-инвестиционный механизм, задающий

импульсы долгосрочного и устойчивого поступательного движения корпоративной группы.

Возвращаясь к вопросам формирования эффективного финансово-инвестиционного механизма, генерирующего экономический рост в корпоративном объединении, попытаемся обозначить перспективы эволюции указанного механизма. Для того, чтобы определить их необходимо выяснить проблемные места данного механизма, устранение которых и позволит его усовершенствовать. К ним относятся: во-первых, дефицит управляемости развития корпоративных объединений, во-вторых, проблемы ресурсного обеспечения их инвестиционных программ. То есть, несмотря на созданные в ряде корпоративных структур жизнеспособные формы организации инвестиционных отношений между участниками, в целом, общая ситуация в корпоративном предпринимательстве не достаточно радужна, с точки зрения инвестиционного развития.

Таким образом, естественные, закономерные процессы внутреннего организационного структурирования, определяемые собственной спецификой корпоративного объединения, и должны определять направление совершенствования хозяйственного, в том числе финансово-инвестиционного, механизмов стимулирования экономического роста.

В целом, можно утверждать, что долгосрочный, устойчивый экономический рост в корпоративном образовании, возможен лишь при условии функционирования в нем эффективного финансово-инвестиционного механизма, сформированного с учетом специфики структуры объединения, обстоятельств внешней среды и, безусловно, сохраняющего паритет интересов участников.

Одним из важнейших принципов исключающих стационарность финансово-инвестиционного механизма, является принцип развития. Данный принцип не только формализует необходимость поиска нового, более эффективного состояния хозяйственного механизма в каждый отдельный период развития экономической системы, но и его постоянного эволюционного совершенствования.

Явным принципом, отличающим любую целостную систему и её финансово-инвестиционный механизм в частности, является принцип взаимосвязи. Он определяет координацию звеньев и уровней в структуре финансово-инвестиционного механизма и взаимодействие его элементов. Например, формы и методы механизма управления финансово-инвестиционными процессами на отдельном предприятии зависят от множества факторов (составляющих элементов этого и других уровней финансово-инвестиционного механизма): правовых норм, действующих в финансово-инвестиционной сфере, производственной структуры предприятия, имеющихся финансовых рычагов воздействия на производственный и финансово-инвестиционный процесс и т. д.

С этим принципом связан принцип единства целеполагания на всех уровнях и с позиций всех структурных элементов финансово-инвестиционного механизма. Для достижения эффективности общественного производства, как

целостной системы, необходимо на исходных этапах функционирования финансово-инвестиционного механизма согласование частных и общих целей отдельных уровней (субъектов) и составляющих данного механизма с целью недопущения их противоречивости друг другу (что может привести к длительной системной нестабильности). При этом согласованность целей должна возникать автоматически - как следствие адекватной системы институциональных правил (в рамках которой они функционируют) и, прежде всего, законодательно-правовой базы финансово-инвестиционной сферы. Поэтому, например, весьма актуальными остаются вопросы единой направленности регионального и федерального инвестиционного законодательства.

Кроме того, наряду с необходимостью балансировки целей, возникает и необходимость их отбора и ранжирования по степени важности. То есть, в каждый определенный период времени финансово-инвестиционный механизм должен решать конкретную задачу узконаправленного характера (находящуюся по степени важности на тот момент времени на первом месте). Другими словами, обоснованная поэтапность в процессе достижения целей позволяет устранять «узкие звенья» динамического развития вперед. Изложенное позволяет сформулировать следующий принцип - принцип «узкого звена».

Другим принципом, отражающим трансформационную природу хозяйственного механизма, является принцип адаптивности. Объективные изменения в общественном воспроизводстве (как уже было отмечено выше) влияют на изменение ориентиров направлений движения хозяйственного механизма, что в свою очередь вызывает необходимость приспособления его структуры, форм и методов к новым условиям, для решения новых задач и достижения новых целей. Так, изменения в отношениях собственности, произошедшие в российской экономике, обусловили необходимость перехода существующей конструкции хозяйственного механизма на качественно новый уровень, с целью наиболее полной реализации интересов всех субъектов экономических отношений.

Обобщая основные положения вышеизложенного синергетического подхода к функционированию финансово-инвестиционного механизма можно выделить следующие его свойства.

Во-первых - согласованность его структурных элементов. То есть, несмотря на определенную самоорганизующуюся настройку механизма (выражающуюся в свободном привлечении дополнительных средств, выборе направлений инвестирования, поиска партнеров и т.д.), существует и внутренний порядок в финансово-инвестиционном механизме - как результат согласованного взаимодействия внутренних его структур. Можно сказать, что внутренняя организация механизма формирует его характеристики. Это позволяет определить данный механизм как структурно-организованный.

Во-вторых, из предыдущего свойства вытекают два последующих: организуемость и управляемость. Речь идет о том, что финансово-инвестиционный механизм, как система организации финансово-инвестиционных процессов, реализуемых через финансово-инвестиционную

деятельность хозяйствующих субъектов и через хозяйственные связи между ними, способен выступать системой координирующей и регулирующей внутренние процессы. Однако, учитывая, что посредством финансово-инвестиционного механизма обеспечиваются и изменения в целостном хозяйственном механизме (через формирование инвестиционных потоков в финансовой сфере и продвижение их в производственную сферу с превращением их в материальные потоки), следует вычленить и такое его качество как оказание направляющего воздействия на воспроизводственный процесс (в-третьих).

В-четвертых, финансово-инвестиционный механизм, как одна из подсистем хозяйственного механизма, включает в себя ресурсный и организационно-институциональный потенциалы и, тем самым, является одновременно инфраструктурой, обслуживающей экономическую систему, через имеющийся в его распоряжении потенциал (обеспечивая финансово-инвестиционными ресурсами, посредством функционирования сети финансово-инвестиционных институтов, на основе действующей нормативно-правовой базы).

Рассматривая свойства финансово-инвестиционного механизма, отметим, что именно открытость и динамичность позволяет финансово-инвестиционному механизму в каждый последующий момент времени его функционирования вовлекать все большее число участников, увеличивать объемы привлекаемых ресурсов, совершенствовать формы и методы аккумулирования финансово-инвестиционных ресурсов и реализации инвестиционных проектов, менять темпы и направления инвестирования. Финансово-инвестиционный механизм открыт воздействию налогового, денежно-кредитного, ценового, бюджетного механизмов.

Сложность финансово-инвестиционного механизма не исключает, а предполагает наличие такого важного его качества, как целостность. Совершенно очевидно, что каждая составляющая финансово-инвестиционного механизма, реализуя свое функциональное назначение, в то же время, функционирует в рамках единой целевой установки.

Кроме прочего, финансово-инвестиционный механизм имеет тенденцию к устойчивости. Прежде всего, имеется в виду устойчивость положительной динамики развития, но в то же время, как показывает практика, в кризисный период прежде эффективно функционировавший механизм создает определенный финансово-инвестиционный задел, позволяющий выиграть время для оптимизации стратегии и выхода из критической ситуации.

Устойчивость целостного финансово-инвестиционного механизма, действующего в экономической системе, обеспечивается через эффективную деятельность хозяйствующих инвесторов и предпринимателей, поддерживающих стабильные хозяйственные связи и ведущих гибкую политику развития собственной деятельности с учетом интересов партнеров в расчете на стабильное получение прибыли в будущем.

Учитывая элементы финансово-инвестиционного механизма, его устойчивость можно охарактеризовать как наличие взаимообусловленного и

согласованного движения финансово-инвестиционных ресурсов через финансовую и производственную сферы, обеспечиваемого наиболее совершенными формами организации финансово-инвестиционных отношений, удовлетворяющего интересы всех участвующих сторон. В рамках такого движения устанавливается внутреннее равновесие в финансово-инвестиционном механизме, обеспечивается оптимальный баланс воспроизводственных пропорций.

Оценка эффективности финансово-инвестиционных проектов производится на основе анализа коммерческой, бюджетной и общественной эффективности [2]. Бюджетная и коммерческая эффективности взаимосвязаны и взаимообусловлены, однако получить полную оценку финансово-инвестиционного проекта только на основе указанных выше критериев нельзя, следует дополнить их сбалансированное соотношение общественной эффективностью. Кроме того, результативность финансово-инвестиционного проекта зависит от эффективности работы системы управления формированием, организацией и регулированием финансово-инвестиционного процесса в целом, получившей название инвестиционного механизма.

Информационность, безусловно, является неотъемлемым свойством финансово-инвестиционного механизма. Логика здесь такова. Одними из базовых в теории финансов являются так называемые «информационные» концепции: концепция эффективности рынка капитала и концепция асимметричности информации, где «эффективность» понимается не в экономическом, а в информационном плане, а асимметричность как неравномерность в информировании участников рынка.

Речь идет о том, что степень эффективности рынка характеризуется уровнем его информационной насыщенности и доступности информации участникам рынка, а асимметричность информации в известной мере стимулирует предпринимательскую активность, так как каждый участник рынка, на основании собственной информационной базы (которая может быть несколько шире или уже, чем у других участников), формирует собственную стратегию действий на рынке.

В финансово-инвестиционном механизме, функционирующем в составе рыночного хозяйственного механизма, действуют те же концепции. Более того, информационный рынок занимает особое место в структуре рынка инвестиционного капитала, а в качестве инвестиционного товара на нем выступает информационный продукт. Кроме перечисленных структурных и функциональных свойств, в процессе функционирования этого механизма проявляется еще одно важное системное качество - мультипликативность, то есть способность неоднократно увеличивать эффект. Значимость этого свойства позволяет выделять и учитывать его одновременно как принцип финансово-инвестиционной деятельности и как «режим само подстегивающегося развития процессов» (в контексте синергетического эффекта).

Таким образом, рассмотренные качества финансово-инвестиционного механизма дают основание говорить о его системном единстве, наличии внутренних взаимозависимостей, закономерной логике существования и

развития. Они дают представление о его сложной и многоуровневой структуре, включающей множество элементов, о содержании, отражающем совокупность разнообразных отношений между участниками финансово-инвестиционного процесса, реализующими свои интересы через устойчивые хозяйственные связи при равновесном соотношении предлагаемых финансово-инвестиционных ресурсов на финансовом рынке и возможностях их освоения в реальном производстве с целью его расширения и обеспечения экономического роста.

Согласно такому пониманию внутреннего содержания финансово-инвестиционного механизма, его сущность определяется через проявление конкретных свойств. Эти свойства реализуются, как было отмечено ранее, через «специфические способы» - функции. Их совокупность является адекватным отражением выявленных свойств механизма и его имманентных способностей: осуществлять накопление ресурсов в денежной форме и капитальной стоимости, обеспечивающих воспроизводство; обеспечивать движение капитальной стоимости всей цепи воспроизводственных метаморфоз, сопровождающихся сменой форм капитала; выражать воздействие движущейся капитальной стоимости на воспроизводственный процесс.

Как известно, движущей силой поступательного развития в любой системе являются побудительные мотивы субъектов, функционирующих в ней (в числе которых имеется в ввиду и государство), поэтому, и целеполагание в системе финансово-инвестиционного механизма формируется с учетом мотивов инвестиционного поведения участников финансово-инвестиционного процесса, побуждающих их к осуществлению финансово-инвестиционной деятельности. Таким образом, именно посредством мотивационной функции финансово-инвестиционного механизма определяются направления его движения, а, следовательно, и системы, в которой он функционирует.

Фондообразующая функция проявляет себя, как правило, на начальных этапах финансово-инвестиционного процесса, в момент аккумулирования финансово-инвестиционных ресурсов. Значимость данной функции очевидна: лишь накопление достаточного капитала позволяет в период его последующего движения создавать новую стоимость в соответствующих объемах.

Вместе с тем, такие свойства, как согласованность и равновесность, не достаточно отражаются в организационной и регулирующей функциях, в большей степени реализуются посредством координирующей функции. При кажущейся идентичности данных функций между ними существуют определенные различия. Координирующая функция проявляет себя в тот момент, когда в ходе сопоставления финансово-инвестиционных возможностей и интересов участников финансово-инвестиционного процесса определяются целесообразные направления инвестирования ресурсов.

Организационная функция призвана формализовать указанные процессы, институционально обеспечивая их согласование и взаимодействие. Регулирующая функция, в свою очередь, обеспечивает баланс между составляющими финансово-инвестиционного механизма (в том числе оптимальность распределения инвестиционных вложений) через

согласованные, посредством организационной и координирующей функций, взаимодействия между участниками финансово-инвестиционного процесса.

Таким образом, рассмотренные особенности и специфика финансово-инвестиционного механизма, совокупность выполняемых им функций определяют его важнейшую, ключевую роль в системе воспроизводства. Эффективно функционирующий финансово-инвестиционный механизм способен не только «возбуждать» процессы производства и обеспечивать паритет в макроэкономических пропорциях, но, кроме того, совершая свое движение вместе с воспроизводством, формируя положительную динамику устойчивого развития экономической системы.

С позиции общего подхода механизм определяют как совокупность норм, правил, формирующих при выполнении определенных условий заданные явления и процессы. Хозяйственный механизм, как организованная и упорядоченная система взаимодействия экономических явлений для достижения заданного результата, является определяющим в управлении финансово-инвестиционной деятельностью, обеспечивая ее воспроизводство. Можно сказать, что механизм управления финансово-инвестиционной деятельностью или финансово-инвестиционный механизм является одним из составных элементов хозяйственного механизма.

Обобщение имеющихся в экономической литературе понятий позволяет дополнить их спецификой финансово-инвестиционного механизма, которая заключается в соответствии ведения экономической, производственной и инновационной деятельности для обеспечения процесса воспроизводства существующей экономической системы.

На основе анализа литературных источников сформирована структура финансово-инвестиционного механизма, включающая подсистемы: методического обеспечения, правовую, финансирования, организации и координации, мотивации, контроля. Подсистема методического обеспечения выполняет подбор методических материалов по реализации конкретного финансово-инвестиционного проекта.

Правовая подсистема отвечает за оперативное отслеживание федеральных, региональных, муниципальных законов, положений, рекомендаций, актов по управлению финансово-инвестиционной деятельностью в различных отраслях народного хозяйства, фиксирует экономические результаты финансово-инвестиционной деятельности, анализирует способы и специфику вложения капитала, обеспечивает сохранность, ликвидность инвестиций, «прозрачность» финансово-инвестиционных процессов, выполнение гарантий в случае потери инвестиций, ведение финансово-инвестиционной деятельности в соответствии с действующим законодательством.

Подсистема финансирования занимается выявлением видов финансовых ресурсов, поиском источников получения инвестиций, определением форм финансирования, прогнозирует развитие финансово-экономической политики, проводит анализ финансово-инвестиционного климата и определение

финансово-инвестиционного потенциала, создает условия для привлечения большего объема инвестиций.

Подсистема организации и координации упорядочивает работу финансово-инвестиционного механизма, обеспечивает планирование финансово-инвестиционной деятельности, поступление финансово-инвестиционных ресурсов, эффективное взаимодействие всех подсистем финансово-инвестиционного механизма, способствует созданию финансово-инвестиционной инфраструктуры, соблюдению экологических норм и требований в рамках реализации инвестиционного проекта.

Подсистема мотивации отвечает за взаимодействие финансово-инвестиционного механизма с внешней средой, определяет мотивы поведения потенциальных инвесторов, факторы риска, экономический эффект от финансово-инвестиционной деятельности, выявляет и структурирует интересы и мотивы субъектов финансово-инвестиционной деятельности, создает баланс интересов инвесторов и реципиентов.

Подсистема контроля проводит мониторинг показателей эффективности финансово-инвестиционной деятельности, определяет соответствие запланированных параметров реализации инвестиционного проекта фактическим, поставленным целям, разрабатывает рекомендации по улучшению инвестиционной деятельности, проводит оценку соответствия целей инвестиционного проекта национальным интересам, обеспечивает стабильность внешнего окружения инвестиционного проекта, сохранность инвестируемых ресурсов.

Взаимодействие указанных выше подсистем обеспечивает комплексное регулирование инвестиционной деятельности, формирует эффективный инвестиционный механизм, способствующий воспроизводству экономической системы в целом.

В процессе формирования финансово-инвестиционной политики должны учитываться особенности регионов [6]. Особого внимания заслуживают депрессивные регионы и монофункциональные города, специализированные на производстве монопродуктов, в том числе оборонного значения. Этим регионам, обладающим высоким производственным и интеллектуальным потенциалом, необходима государственная поддержка.

Ключевые задачи региональной политики в отношении частных инвесторов (включая и приватизированные предприятия) состоят в том, чтобы, не вмешиваясь в их деятельность:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- создать необходимую законодательную базу для повышения инвестиционной активности и надежной защиты вкладываемых средств;

- снизить инвестиционные риски, ускорив процесс трансформации накоплений и инвестиций в виде долевого участия, в условиях развития системы страхования;

- содействовать мобилизации средств мелких вкладчиков институциональными инвесторами - надежными инвестиционными фондами и банками, пенсионными фондами, страховыми компаниями;

- расширить финансовую базу инвестиций за счет широкого применения инвестиционных торгов с привлечением к ним стратегических инвесторов.

Значительной поддержкой развития рыночных отношений в финансово-инвестиционной сфере регионов является широкое распространение лизинга дорогостоящих видов техники, позволяющего уменьшить финансовое бремя инвестиционных расходов для инвесторов-заказчиков, стимулировать инвестиционный спрос на соответствующую продукцию отечественных и зарубежных производителей.

При развитом лизинге первоначальное вложение, необходимое для организации дела, снижается примерно в три-четыре раза, что способствует развитию производства, прежде всего, малых и средних предприятий.

С помощью лизингового механизма обеспечивается повышение эффективности конверсии оборонных отраслей промышленности, ускоряется техническое перевооружение предприятий, укрепляются рыночные отношения в сельском хозяйстве, фермерских хозяйствах.

При ограниченных возможностях поддержки финансового лизинга за счет средств регионального бюджета решающее значение имеет привлечение частного капитала. Стимулирование лизинговых операций способствует развитию предпринимательской деятельности и, соответственно, увеличению налоговых поступлений.

Для финансово-инвестиционной поддержки становления малого бизнеса в регионах необходимы более широкие возможности ускоренного амортизационного списания основного капитала, что будет способствовать быстрому возврату вложенного капитала и высвобождению дополнительных средств для последующих инвестиций. Осуществление новой амортизационной политики создает реальные предпосылки для значительного увеличения объемов накоплений в народном хозяйстве в ближайшие годы, будет стимулировать развитие высокоэффективных производств и способствовать вытеснению предприятий, продукция которых не пользуется спросом.

Процесс формирования рыночных отношений в регионах тесно связан с интенсивностью осуществляемых преобразований. Рыночные отношения формируются одновременно с созданием соответствующей инфраструктуры: банков, бирж, товарного и фондового рынков, рынка капиталов, питающих крупный и средний бизнес, который способен осваивать значительные инвестиции путем вложения их, прежде всего, в производство.

Активизация регионального предпринимательского капитала, в частности, в среде крупного и среднего бизнеса, должна способствовать вхождению в рынок крупных государственных предприятий (на основе корпоратизации и образования объектов со смешанным капиталом), а также организационному и финансовому объединению производственных и финансовых структур на основе образования финансово-промышленных групп, включающих производственные объекты, банки, биржи, сеть предприятий сбыта продукции и посреднических фирм, осуществляющих скоординированную хозяйственную деятельность.

В условиях, когда государство не имеет средств для серьезных капитальных вложений, интеграция промышленных и финансовых объектов может активизировать региональные инвестиции, способствовать диверсификации и, в конечном счете, структурной перестройке экономики, оздоровлению рынка труда и повышению занятости.

Предпринимательский капитал, непосредственно стимулируя производство, создает в регионах дополнительные рабочие места, позволяет применять новые технологии и оборудование, привлекать квалифицированную рабочую силу.

Начальный толчок инвестициям даёт макроэкономическая стабилизация (охватывающая все регионы страны), задача которой состоит в преодолении механизма торможения инвестиционных процессов и в создании благоприятного климата. Только макроэкономическая стабилизация может обеспечить сбалансированность глобальных интересов с локальными, тактических задач со стратегическими.

Для интенсификации инвестиционного процесса мировая практика располагает множеством механизмов. Наряду с мотивационными механизмами, применяются организационные, обеспечивающие замещение «коротких» денег «длинными» и наоборот. В этих механизмах используются различные способы привлечения капитала: привлечение средств населения и иностранных инвестиций, ослабление налогового пресса, использование государственных ценных бумаг и т.д.

При разработке региональной стратегии инвестирования, как способа реанимации региональной экономики, представляется целесообразным сочетание масштабов и сроков реализации инвестиционных проектов с осуществлением структурных сдвигов, направленных на становление и развитие внутреннего и внешнего рынков с высоким платежеспособным спросом.

Платежеспособный спрос определяется уровнем доходов населения. Включая финансово-инвестиционный механизм, инвестор вправе ожидать «спросный взрыв», сопровождаемый резонансным эффектом, порождающим новые «спросовые волны». Локомотивами этого процесса должны быть приоритетные фирмы, претендующие на право лидировать на потребительском рынке (если выручка от реализации их продукции остается внутри страны, то опасность инфляции маловероятна). При этом расширяются границы диверсификации капитальных вложений. Возрастающий спрос ускоряет инвестиционный процесс, ориентируя его на результаты маркетинговых исследований, определяющих приоритетные виды продукции, пользующейся неисчерпаемым спросом.

Форсируемый спросом инвестиционный процесс оказывается эффективным не только по масштабам реализации продукции, но и по срокам окупаемости капитальных затрат, преодолевающим инвестиционный порог.

Предлагаемый способ включения финансово-инвестиционного механизма через «спросовый взрыв» является более надежным, чем паллиативные

критерии эффективности, полученные в результате проведения промышленной инвентаризации.

Успех инвестирования в регионах может быть достигнут, если будет возможность синхронизировать решение проблем политической и экономической стабилизации, своевременных выплат зарплаты, пенсий, стипендий, пособий населению и других социальных гарантий, в рамках процесса регулирования финансово-инвестиционной деятельности.

Одним из главных просчетов в инвестиционной деятельности регионов является механическое трансплантирование зарубежных стандартов на отечественную социальную почву, принципиально отличную от западной. Кроме того, чрезмерная концентрация собственности, накопление огромных капиталов в одних руках, отторжение от них основной массы населения противоречат национальной психологии и трудовой морали, которые сформировались в обществе.

Экономические действия и политические меры государства должны быть направлены, прежде всего, на обеспечение равных условий функционирования всех форм собственности, оптимизацию трудовой деятельности работников и радикальное улучшение качества их труда.

Активная инновационно-инвестиционная политика имеет важное социально-психологическое значение, преодолевая эрозию трудовой активности, возникшую в период спада производства, депрессии и гиперинфляции.

Инвестиционный процесс должен быть экономически эффективным, исключающим убыточность и банкротство предприятий. Определение точки безубыточности предприятия осуществляется по формуле, приведенной ниже и на графике, построенном на основе соответствующих расчетов.

Расчет безубыточности инвестируемого объекта осуществляется по формуле:

^»пост. /Д - ^»пер., где

Р - объём реализации (продаж), обеспечивающий безубыточное функционирование инвестиционного объекта;

З пост - текущие постоянные затраты на реализацию инвестиционного проекта и на функционирование объекта (производства);

Д - чистый доход по отношению к объему реализации (продажи) продукции;

З пер - текущие переменные затраты к объему реализации продукции.

Основой формирования финансовой политики региона является создание такой финансовой базы, которая обеспечивает осуществление стратегии перехода к устойчивому развитию. Важнейшими условиями достижения этой цели являются формирование социальной инфраструктуры, бездефицитность регионального бюджета и финансовая стабильность, благоприятствующие экономическому росту.

Активная финансовая политика в регионе включает бюджетно-налоговые, кредитные, денежные и другие факторы, оказывающие прямое

воздействие на формирование рыночных отношений, конкурентной среды и создание цивилизованного рынка.

Структурообразующими факторами рынка должны стать развитие предпринимательской деятельности, главным образом малого и среднего бизнеса, а также текущая и перспективная маркетинговая стратегия. Эти факторы, в условиях цивилизованного рынка, являются генеральным источником воспроизводства финансовых ресурсов, то есть одним из основных рычагов бюджетного механизма.

Оптимальное сочетание закрепленных за регионом и регулирующих доходов служит важным показателем децентрализации бюджетно-налоговой системы.

Опыт стран ближнего зарубежья подтверждает целесообразность закрепления за регионами порядка 70% доходов (без учета дотаций и субвенций). Норматив отчислений может быть дифференцированным или единым (для различных групп регионов страны).

Дифференцированные нормативы отчислений от налогов в бюджеты регионов должны иметь научное обоснование. Единые для всех регионов нормативы не могут быть приемлемыми из-за значительных различий регионов по размерам территорий, численности населения, природных условий, промышленному потенциалу и т.д. В этом случае значительно усилятся различия между регионами, а те, которые обладают развитым научно-техническим потенциалом, будут в выигрыше. Кроме этого, единые нормативы не будут выполнять регулирующую роль.

Вероятно, неверным решением будет сочетание единых и дифференцированных нормативных отношений, действующих на основе формальной методологии расчетов. Чтобы подойти к оптимальному регулированию и селективной поддержке регионов надо найти баланс между динамичными и устойчивыми характеристиками региона, ориентированными на долгосрочную перспективу функционирования организационно-экономического механизма региона.

Финансовый потенциал региона формируется в соответствии с эффективностью налоговой политики, выполняющей социальную, регулирующую, перераспределительную, контрольную и стимулирующую функции. Из этих функций следует особо развивать стимулирующую, ориентируясь на развитие малого и среднего бизнеса. Использование этого важнейшего фактора стабилизации региональной экономики позволяет рассчитывать на ускорение возрождения экономики региона.

Важнейшим фактором, ускоряющим процесс стабилизации экономики регионов и укрепления их финансового положения, является использование ресурсов денежно- кредитной системы, в том числе средств коммерческих банков, которые заинтересованы в развитии регионов. Стабильное развитие региона означает процветание банка, а его кредитные ресурсы - один из важных источников инвестиций, как фактора стабилизации региональной экономики.

Предложения банков по предоставлению регионам кредитов очень прагматичны, ибо финансовые институты ориентируют регионы на самостоятельную эффективную деятельность. Этому предшествует сложный и глубокий подготовительный этап.

Прежде всего, осуществляется комплекс стратегических и оперативных мероприятий. Проводится ревизия и инвентаризация активов, источников дохода, которыми располагает регион - действующих, потенциальных и др. осуществляется инвентаризация земель, составляются местные (региональный, районные, городские, поселковые и др.) кадастры.

Администрация региона использует налогообложение, акцентируя внимание не на фискальную, а на стимулирующую функцию. В зависимости от ситуации, администрация может повышать или снижать налоги, предоставлять временные освобождения и т.д. Налоговые изъятия не должны превышать 2023% в суммарном объеме валовой добавленной стоимости. Если фискальное обложение становится выше, экономика немедленно уходит в «тень».

Администрация регионов должна ставить перед собой важную цель: увеличивать емкость местного рынка, платежеспособность его участников (юридических и физических лиц). Создаются условия для максимального накопления капитала с помощью бюджетных, налоговых, инвестиционных, производственных, организационных и других рычагов. Трудоспособное население вовлекается в производственную, торговую, иную деятельность, чтобы расширить масштабы сбережений, обеспечить бюджет не только источниками подоходного налога (за счет численности плательщиков), но и корпоративных налоговых поступлений. Главная ставка делается не на норму, а на массу, фискального дохода бюджета.

Стратегия администрации должна сочетать точечное развитие - «полюса роста», очаговый (несбалансированный) рост, сбалансированный рост. По каждому направлению определяются приоритеты, структуры и содержание мероприятий, сроки достижения целей, конкретные ответственные лица со стороны администрации региона. Не выходя за рамки законодательства, администрация использует различные формы экономического регулирования. Утверждаются общие правила поведения субъектов хозяйственной деятельности. Устанавливаются различные режимы для отдельных групп хозяйственных субъектов. Принимаются индивидуальные административные акты управления экономикой. Соотношение этих форм вмешательства со стороны администрации региона может постоянно меняться, чтобы стимулировать деловую жизнь.

Администрация региона комбинирует стратегическое прогнозирование со скользящим планом, использует методы индикативного планирования, формирует необходимую инфраструктуру воспроизводственного развития.

Для активного и эффективного внедрения инвестиций рекомендуется перенести акценты налогообложения на стимулирующую функцию. Маневренность в управлении прямыми и портфельными инвестициями достигается в результате централизации и модернизации всей финансово-инвестиционной инфраструктуры в рамках регионального центра содействия

инвестициям, который осуществляет руководство финансовыми операциями, привлекает финансовые структуры к инвестированию, стимулирует финансово-инвестиционную деятельность на всех уровнях управления финансово-инвестиционной деятельностью. Этот центр создает территориально-производственные зоны на незагруженных предприятиях, которые должны предоставить площади, коммуникации, оборудование, кадры и т.д.

Организуется также инжиниринговая компания: она обеспечивает инвестиционные проекты и программы, формирует фонд перспективных проектов и технологий для инвесторов, создает базу данных о двойных технологиях ВПК. Центр информации и мониторинга анализирует текущее состояние экономики региона, ведет скользящее наблюдение экономического и социального состояния, готовит для администрации текущие и тематические аналитические доклады, оценивает развитие инвестиционного процесса.

Центр маркетинга и конъюнктуры обеспечивает содействие инвестициям, информирует о текущем состоянии рынков, ценовых изменениях продукции товаропроизводителей в регионе и за его пределами. Он составляет и ведет бизнес-карты по каждому району, городу, региону с указанием неиспользуемых производственных мощностей, незавершенного строительства и объектов, транспортной инфраструктуры, свободных ресурсов (сырьевых, материальных, финансовых, трудовых и пр.).

Консалтинговая компания готовит инвестиционные контракты, привлекает стратегических инвесторов, проводит комплексную финансовую, техническую экспертизу поступающих инвестиционных предложений и проектов, оценивает инвестиционный потенциал предприятий региона по международным стандартам.

Для реализации инвестиционных программ в регионах действуют консорциумы. Они мобилизуют и эффективно используют кредитный потенциал региона, предотвращают утечку ресурсов из региона, авансируют текущую деятельность местных предприятий, контролируют основные финансовые и товарные потоки, оказывают поддержку приоритетным производствам, улучшают качество их управления. Администрация региона участвует в акционерном капитале одного или нескольких банков, является членом консорциумов.

Инвестиционные компании работают совместно с Центром содействия инвестициям, который проводит первичную подготовку, обоснование и экспертизу инвестиционных проектов и предложений, организует внутреннее и внешнее финансирование, активно используя потенциал кастодиальных банков. Инвестиционно-финансовая компания мобилизует акции региональных АО по ключевым направлениям, формирует залоговые фонды, обеспечивает имущественные, финансовые, коммерческие гарантии инвесторам, в том числе иностранным. Привлекает средства и сбережения населения для реализации программ и проектов Центра содействия инвестициям.

Кастодиальные банки работают со всеми видами финансовых активов (фондовыми ценностями, секьюритизированными обязательствами, то есть оформленными в виде ценных бумаг, валютой, кредитами и пр.). Они

предоставляют залоговый фонд гарантии под мобилизованные пакеты акций и облигаций, помогают реструктурировать банковскую систему региона. Привлекаются страховые фирмы (в том числе иностранные) для обслуживания инвестиционных программ, коммерческих контрактов, а также компании по перестрахованию (они рассредоточивают, перераспределяют инвестиционные риски).

Многие регионы совершенствуют формы и методы инвестиционной деятельности: проводят инвестиционные конкурсы, аукционы, тендеры; развивают фондовый рынок (в том числе региональных и муниципальных ценных бумаг); помогают экспортно-ориентированным производствам (в том числе по вывозу товаров в другие регионы), если эти предприятия формируют не менее 5-10% объема местного бюджета; содействуют кооперации между районами, с другими регионами и дальним зарубежьем в сфере инвестиций; открывают международные кредитные линии для предприятий, банков, инвестиционных компаний; размещают заказы с последующим выкупом продукции; сочетают прямое инвестирование и непрямое финансирование, господдержку (региональные гарантии, налоговые льготы, консультирование, лоббирование, помощь в продвижении проектов, продукции, услуг и т.д.).

Администрации регионов по рекомендации банков принимают дополнительные меры по привлечению иностранных инвестиций. Вводятся налоговые льготы, освобождение от риска, снижение налоговых ставок, отсрочки, объектами которых могут быть новые инвестиции, закупаемое оборудование, машины, земельные участки. Предоставляются кредиты по ценам ниже рыночных, осуществляется финансирование выпусков облигаций под низкий процент, как форма поддержки в строительстве, реконструкции, модернизации производства. Необходимо инфраструктурное обустройство участков под застройку (подъездные пути, инженерные коммуникации, электро -, водо-, газоснабжение и т.д.), улучшение дорожных, транспортных, складских, первоначальных структур (станции, порты, аэродромы, терминалы и пр.).

Зарубежный капитал охотно идет в регионы, где власти предоставляют на большой срок землю в бесплатное пользование (для снижения первоначальных затрат) или долгосрочную аренду. Необходимо обеспечение прямых и портфельных инвесторов: по налогам, инвестиционным проектам, стоимости энергии, рабочей силы, сырья, материалов, транспорта, рынкам, экологической обстановке. Проводятся специализированные конференции «круглые столы», презентации. Организуется международный аудит крупнейших предприятий с экспортным потенциалом.

Отдельные регионы открывают за рубежом представительства, главная миссия которых - добывать для региона инвестиционные ресурсы, контракты для местных предприятий, рынки сбыта и встречных поставок, налаживать максимально широкие связи в структурах власти. Эти регионы поощряют открытие у себя представительств зарубежных фирм, банков, организаций. Особое внимание уделяется сотрудничеству с регионами в европейских странах, где на местном уровне (земель, кантонов, провинций) накоплен

мощный финансовый, инвестиционный и предпринимательский потенциал, который ищет сферы приложения сил и капиталов за рубежом.

Источники формирования дохода региона отражаются в финансовом балансе доходов и расходов. Доходная часть образуется за счет распределения и перераспределения созданного дохода. Ими являются платежи из прибыли предприятий и организаций, НДС, налоги с населения, средства в виде дотаций и компенсаций. Расходная часть баланса включает затраты на расширенное воспроизводство (создание новых мощностей и рабочих мест), финансирование социальной сферы и участие в формировании государственных организационных структур (бюджетов министерств и ведомств).

Финансовые и кредитно-денежные пропорции в региональном бюджете интегрируют все структуры региональной экономики, поэтому управление этим объектом требует высокой компетентности руководителей, способности предвидеть последствия осуществляемых макроэкономических операций.

На этой основе должны разрабатываться финансовая стратегия региона, система ее регуляторов и социальных компенсаторов. Такими регуляторами могут быть монетарные и налоговые инструменты, которые используются в тех случаях, когда нарушаются важнейшие пропорции развития регионов, деформируется рынок финансовых ресурсов.

Необходимость синхронного приведения в действие системы региональных рынков объясняется тем, что системный способ соединения элементов порождает так называемые эмерджентные свойства. Эффективность системы, обладающей эмерджентными связями, превышает сумму свойств отдельных элементов, не объединенных системообразующими связями.

Денежно-кредитные факторы имеют важную роль в финансовой и экономической стабилизации регионов. Решать проблему финансовой стабилизации и устойчивого развития регионов необходимо не деградацией отечественного производства, не ростом потребления импортных товаров за счет распродажи сырьевой продукции, а путем подъема собственного производства, активизации накоплений в реальном секторе экономики, применения наукоемких технологий во всех отраслях национального хозяйства.

Литература

1. Бабкова Э.Г., Муратова Л.И. Воспроизводственный процесс и финансово-инвестиционный механизм функционирования и развития экономических систем/ Методика финансовых исследований и расчётов в реальном секторе экономики. - Волгоград: ВолГТУ. - 2012. - С. 110-141.

2. Бланк И.А. Управление прибылью. - К.: Ника-Центр. - 2002. - 749 с.

3. Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. - М.: Вильямс. - 2000. - 270 с.

4. Продан В.В. Сущность финансово-инвестиционного механизма // Российский академический журнал. - №1. - 2014. - С. 61-63.

5. Фетисов Г., Орешин В. Региональная экономика и управление - М.: Инфра-М. - 2013. - 416 с.

6. Финансы и кредит субъектов Российской Федерации. - Калининград: БИЭФ. - 1999. - 1036с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.