Ильина М.С. магистр
ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»
Россия, г. Уфа
ПРИНЦИПЫ ДЕЛОВОГО ЭТИКЕТА
Аннотация: В данной статье рассматриваются принципы делового этикета. Деловое общение имеет свои особенности и несколько принципов этикета, без которых не обходится ни одно предприятие. Умение правильно говорить определяется уровнем культуры специалистов и влияет на формирование имиджа компании. Развитие этикета в деловом общении способствует повышению управленческой культуры в целом и объединению духовных ценностей граждан.
Ключевые слова: деловой этикет, деловое общение, принципы делового этикета, культура речи.
Понятие «этикет» - это система правил поведения в общественных местах при контактах с другими людьми. Современный этикет определяет нормы поведения в различных обстоятельствах: на улице, на работе, в гостях, на официальных приемах. Существует несколько разновидностей этикета: дипломатический, придворный, общегражданский, служебный, деловой, профессиональный. Наиболее официальными являются дипломатический и придворный этикеты.
Деловое общение - это наука и искусство, в котором существенную роль играет чувство такта и ощущение контакта с партнером. В то же время уже существуют определенные правила, рекомендующие как доступно излагать свои мысли. Как наилучшим образом подобрать слова для выбранной темы разговора. В каких случаях стоит делать акценты на личности партнера, а в каких - на его деятельности. Общаться нам приходится письменно и устно, в личной встрече и по телефону. Для каждого вида общения существуют свои приемы и правила.
Деловой этикет - это совокупность правил, норм поведения в деловых, служебных отношениях. Он является важнейшей стороной морали профессионального поведения делового человека. В деловом этикете выделяют пять основных принципов делового общения:
> Принцип разумного эгоизма - выполняя свои рабочие функции, не мешай другим выполнять свои.
> Принцип позитивности - если нечего сказать приятного или положительного, лучше молчать.
А вот другие проявления этого принципа:
• не сплетничайте и не передавайте слухи.
• не допускайте обсуждения физических достоинств или недостатков кого бы то ни было, а также дискриминации по полу или расовой принадлежности.
> Принцип предсказуемости поведения в различных бизнес -ситуациях.
> На работе нет мужчин и женщин, есть только статусные различия.
> Принцип уместности: определенные правила в определенное время, в определенном месте, с определенными людьми [1, с.46].
При применении любой формы обращения следует помнить, что оно должно демонстрировать уважение к человеку, учитывать пол, возраст и конкретную обстановку. Важно точно чувствовать, к кому мы обращаемся.
Обязательным условием делового контакта является культура речи. Культурная речь - это, прежде всего, правильная, грамотная речь, точно подобранные слова, верный тон и манера общения. Чем богаче словарный запас (лексикон) человека, тем он лучше владеет языком, больше знает, легче выражает свои мысли и чувства, а также понимает себя и других, а значит, является интересным собеседником. Специалисты рекомендуют:
• следить за правильным употреблением слов, их произношением и ударением;
• не использовать обороты, содержащие лишние слова (например, «абсолютно новый», вместо «новый»);
• избавляться от слов - «паразитов» («так сказать», «такая», «ну» и т.д.);
• избегать заносчивости, категоричности и самонадеянности. Привычка говорить «спасибо», вежливость и учтивость, использование подобающего языка и умение одеваться соответствующим образом относятся к числу ценных черт, которые увеличивают шанс на успех [2, с.147].
Разумеется, в любой профессии специалист может остаться на самой низкой ступеньке социальной иерархии, а может достичь высоты, власти, став высокообразованным и квалифицированным профессионалом. Сегодня молодым людям, стремящимся к карьере, мечтающим стать ведущим специалистом, руководителем, предпринимателем, необходимо разбираться не только во всех нюансах своего дела, но и знать правила поведения в обществе, в сфере бизнеса. Успех дела во многом будет зависеть от умения создать собственный имидж, умения соответствующим образом вести себя в различных ситуациях, правильно излагать свои мысли. Это умение составляет основу жизнедеятельности и вашего профессионального успеха [3, с.6].
Овладение деликатной манерой общения требует специальных знаний по этикету вообще и управленческому - конкретно. Но главное состоит в практическом умении быть деликатным. Возрастание нравственного фактора в бизнесе и управлении - закономерность цивилизованной экономики, о чем убедительно свидетельствует опыт развитых стран мира [4, с. 35-36].
Использованные источники: 1. Аверченко Л.К. Управление общением. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 216 с.
2. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М,2001.-293с.
3. Игебаева Ф.А. Межличностное общение и коммуникации: практикум. -Уфа: «Башкирский ГАУ», 2013. - 144 с.
4. Игебаева Ф.А. Значение нравственного фактора в управлении и бизнесе //Инновационные процессы в управлении предприятиями и организациями. Сборник статей IX Международной научно-практической конференции. -Пенза: Приволжский дом знаний, 2010. С. 34 - 36.
Исянова Д.Д. магистр
ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»
Россия, г. Уфа
РАЗНОВИДНОСТИ ДЕЛОВЫХ ПИСЕМ
Аннотация: В данной статье рассмотрены основные разновидности делового письма. Богатство и разнообразие форм деятельности при ведении бизнеса неизбежно порождает соответствующее многообразие деловых писем.
Ключевые слова: деловое письмо, разновидности делового письма, признаки делового письма, деловая переписка, правила составления делового письма.
Одним из важнейших факторов, определяющих успех делового общения, является умение вести деловую документацию, соблюдение этических норм в сборе, обработке и распространении служебной информации. Сегодня расширение многогранной деятельности любого предприятия, организации или отдельного руководителя невозможно представить без работы с документами. Подсчитано, что на составление служебных документов и работу с ними у некоторых категорий работников аппарата управления тратится от 30 до 70% рабочего времени [1, с.80]. В данной статье мы рассмотрим различные виды деловых писем.
Выделяют следующие разновидности деловых
писем, в основе которых лежат различные классификационные признаки:
♦ по функциональному признаку деловые письма можно разделить на две группы:
- письма, требующие письма-ответа (письмо-вопрос; письмо-просьба; письмо-обращение; письмо-предложение и др.). Письма-ответы должны всегда содержать индекс того письма, которое явилось причиной для переписки.
- письма, не требующие письма-ответа (письмо-предупреждение; письмо-напоминание; письмо-приглашение и др.).
♦ по структурным признакам деловые письма делятся также на две группы:
- регламентированные (стандартные) - письма, решающие типичные