Научная статья на тему 'Принципы аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации'

Принципы аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1595
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации»

Е.В. Золотова

Золотова Елена Владимировна — помощник начальника по правовой работе — начальник отдела нормативно-правового обеспечения Департамент государственной службы и кадров МВД России

Принципы аттестации сотрудников органов внутренних дел

Российской Федерации

Вопросам формирования качественного кадрового состава органов внутренних дел на протяжении последних десяти лет уделяется значительное внимание со стороны руководства Министерства внутренних дел Российской Федерации и руководства государства1.

Помимо отбора кандидатов на службу, комплектованию должностей наиболее профессионально подготовленными сотрудниками, способными по своим личным и деловым качествам выполнять задачи, поставленные перед органами внутренних дел, способствует аттестация, процедура которой регламентирована законодательными и ведомственными нормативными правовыми актами. В части 1 статьи 33 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-Фз «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»2 сформулирована цель проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел — определение соответствия сотрудника замещаемой должности. Вместе с тем ни Закон о службе, ни ведомственные нормативные правовые акты3, понятие «аттестация» не раскрывают.

Учитывая отсутствие понятия аттестации на нормативно-правовом уровне, широкая дискуссия по данному вопросу развернулась в юридическом научном сообществе. Одним из первых понятие аттестации сотрудников органов внутренних дел было сформулировано К.Г. Арутюновым, согласно которому «аттестация сотрудников органов внутренних дел является административно-правовым средством в механизме реализации кадровой политики в системе МВД России. Аттестация сотрудников органов внутренних дел — это урегулированная нормами административного права обязательная периодическая административная процедура, в ходе которой определяется соответствие сотрудника занимаемой должности»4. Ю.Н. Старилов под аттестацией государственных служащих понимает «деятельность, в процессе которой аттестационная комиссия в рамках установленной научно обоснованной процедуры в целях выявления степени соответствия служащего занимаемой должности производит оценку деловых, личных и нравственных качеств служащего, процесса и итогов его служебной деятельности, результатами которой становятся оценка и рекомендации аттестационной комиссии по улучшению труда как аттестуемого лица, так и аппарата всего государственного органа»5. Сравнивая определения только двух этих ученых, можно сделать однозначный вывод о том, что аттестация представляет собой целенаправленную деятельность в рамках соответствующих процедур. А любая целенаправленная деятельность подчинена своим принципам, то есть тем первоначалам, основам, правилам, которые не нуждаются в дальнейшем обосновании.

Аттестация — процедура юридическая. И как любая юридическая процедура она основывается на общеправовых и специальных принципах. Принципы права - это основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе права, выражающие его сущность и определяющие его функционирование. Е.А. Лукашова определяла «принципы права» как «...объективно обусловленные начала, в соответствии с которыми строится система права»6. Согласно позиции С.С. Алексеева принципы права — «это идейная пружина» всего механизма правового регулирования, основные начала, характеризующие содержание норм и правоприменительных актов, показывающие главные направления их функционального воздействия на общественные отношения»7.

1 Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2009 г. № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

2 Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон о службе) // СПС «КонсультантПлюс».

3 Приказ МВД России от 1 февраля 2018 г. № 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации» (далее — приказ МВД России № 50) // СПС «КонсультантПлюс».

4 Арутюнов К.Г. Административно-правовое регулирование аттестации сотрудников органов внутренних дел в Российской Федерации. Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 6.

5 Старилов Ю.Н. Государственная служба в Российской Федерации: теоретико-правовое исследование: монография. Воронеж, Издательство ВГУ, 1996. С. 258.

6 Лукашова Е.А. Принципы социалистического права // Советское государство и право. 1970. № 6. С. 21.

7 Алексеев С.С. Общая теория права. В 2-х ч. М., 1982. Т. 1. С. 261-262.

Научная и учебная литература выделяет следующие общеправовые принципы: демократизма, гуманизма, законности, справедливости, равенства граждан перед законом, взаимной ответственности государства и личности.

Принцип демократизма означает, что право прямо или косвенно формируется через демократические процедуры народовластия, то есть является выражением общей воли народа.

Принцип гуманизма состоит в закрепляемой нормами права идее о том, что высшей ценностью является человеческая жизнь, и вытекает из смысла статьи 2 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека — обязанность государства1.

Сущность принципа законности заключается в строгом соблюдении действующих законов и основанных на них правовых актов. Указанный принцип права также нашел свое отражение в Конституции Российской Федерации, в соответствии с частью 2 стать 15 которой органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Принцип справедливости, который в большей мере относится к принципам уголовного законодательства, означает, что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного2.

Принцип равенства граждан перед законом вытекает из норм статьи 19 Конституции Российской Федерации, определяющей, что все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Принцип взаимной ответственности государства и личности означает, что если граждане несут ответственность перед государством, государственная власть должна нести ответственность перед гражданами.

Применительно к аттестации, исходя из ее целей, принципы отражают закономерности оценки личных и деловых качеств сотрудника органов внутренних дел.

Говоря о принципах аттестации, нельзя не согласится с мнением О.Е. Куликовой, утверждающей, что «к принципам аттестации относятся те, которыми руководствуются в государственных органах, в которых она проводится»3.

Так, Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 7-ФЗ «О полиции»4 относит к принципам деятельности полиции соблюдение прав и свобод человека и гражданина, законность и беспристрастность, открытость и публичность, общественное доверие и поддержку граждан. Обращаясь к Закону о службе, следует отметить, что согласно части 1 статьи 4 служба в органах внутренних дел осуществляется в соответствии с основными принципами построения и функционирования системы государственной службы Российской Федерации, установленными Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»5.

Кроме того, в части 2 статьи 4 Закона о службе перечислены такие принципы службы в органах внутренних дел как единоначалие и субординация (подчиненность) на службе в органах внутренних дел; обязательный профессиональный отбор при равном доступе граждан к службе в органах внутренних дел и создание возможностей для продвижения по службе независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами сотрудника органов внутренних дел; взаимосвязь ограничений, обязанностей, запретов, ответственности на службе в органах внутренних дел и социальных гарантий сотрудника органов внутренних дел. Примечательно, что второй из названных принципов связывает продвижение по службе с профессиональными и деловыми качествами сотрудника, которые оцениваются как раз в ходе аттестации. Отдельного внимания заслуживает статья 75 Закона о службе, озаглавленная как «Принципы и основные направления формирования кадрового состава органов внутренних дел». В соответствии с частью 1 данной статьи формирование кадрового состава органов внутренних дел осуществляется на основе следующих принципов: обязательного профессионального отбора при равном доступе граждан к службе в органах внутренних дел; совершенствования профессиональных знаний и навыков сотрудников органов внутренних дел; назначения сотрудников органов внутренних дел

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосование 12.12.1993) // СПС «КонсультантПлюс».

2 Уголовный кодекс Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс».

3 Куликова О.Е. Основные принципы аттестации государственных служащих органа государственной власти // Вестник науки и образования. 2018. № 3 (39). С. 39-41.

4 Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 7-ФЗ «О полиции» // СПС «КонсультантПлюс».

5 Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

Золотова Е.В. Принципы аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации

на должности с учетом уровня их квалификации, заслуг в служебной деятельности, личных и деловых качеств; соблюдения последовательности прохождения службы в органах внутренних дел и присвоения специальных званий.

В статье 33 Закона о службе, посвященной вопросам аттестации сотрудника органов внутренних дел, принципы аттестации не сформулированы. Вместе с тем пунктом 221 приказа МВД России № 50 определено, что обсуждение личных и деловых качеств сотрудника в ходе должно быть объективным. Таким образом, специальным принципом аттестации, закрепленным нормативно, является принцип объективности. Представляется, что принцип объективности проведения аттестации является основополагающим для оценки личных и деловых качеств сотрудника. Не случайно Е.В. Климкина и Л.Л. Саку-лина утверждают, что «проблема объективной оценки личного состава органов внутренних дел является важной и сложной управленческой задачей»1.

Кроме принципа объективности, анализ Закона о службе и приказов МВД России позволяет выделить такие принципы аттестации сотрудников органов внутренних дел как: законность, гласность, всеобщность, периодичность аттестации, комплексность оценки деловых качеств сотрудника, сочетание коллегиальности и единоначалия при проведении аттестации, обязательность реализации выводов аттестации.

Учитывая, что перечисленные принципы раскрывают сущность и содержание аттестации, с целью повышения эффективности кадровой работы и повышения качества аттестационных процедур представляется необходимым закрепить их в ведомственном правовом акте, регламентирующим порядок проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел.

1 Климкина Е.В. Сакулина Л.Л. Объективность как принцип аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации // Вестник экономической безопасности. 2017. № 2. С. 43-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.