Научная статья на тему 'Принципы атрибуции моделей кораблей'

Принципы атрибуции моделей кораблей Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
285
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙНЫЙ ПРЕДМЕТ / АТРИБУЦИЯ МУЗЕЙНОГО ПРЕДМЕТА / ТЕМАТИЧЕСКИЕ КОЛЛЕКЦИИ / МОДЕЛИ КОРАБЛЕЙ / КОЛЛЕКЦИЯ МОДЕЛЕЙ КОРАБЛЕЙ / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ МУЗЕЙ / MUSEUM OBJECT / ATTRIBUTION OF MUSEUM OBJECTS / THEMATIC COLLECTIONS / MODELS OF SHIPS / COLLECTION OF MODELS OF SHIPS / CENTRAL NAVAL MUSEUM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Овсянникова Евгения Владимировна

Одним из ключевых этапов изучения музейного предмета является атрибуция. Коллекции, хранящиеся в тематических музеях, требуют к себе особого подхода, и атрибуцию таких предметов проводят, основываясь на специальных принципах. Одной из таких групп музейных предметов являются модели кораблей и судов, самая крупная коллекция которых в нашей стране находится в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге. В музее накоплен огромный опыт по идентификации и определению моделей. Имеющиеся публикации и исследования рассматривают модели в контексте истории самого корабля, который они представляют, или как исторические источники, не уделяя должного внимания музейной проблематике отбора и описания модели как предмета музейного собрания. Впервые рассмотрены основные подходы к атрибуции моделей кораблей и главные особенности, которые необходимо учитывать исследователю при изучении модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

One of the main stages in the study of a museum object is attribution. Collections, which kept in thematic museums, require a special approach, and attribution of such objects is carried out based on specific principles. One of such groups of museum objects are models of ships and vessels, the largest collection of which in our country is situated in the Central Naval Museum in Saint Petersburg. The museum has vast experience in identifying and defining models. However, to date, existing publications and studies consider ship models in the context of the history of the ship itself, which represent models, or as historical sources, without paying due attention to the museum’s problem of selecting and describing the model as an object of the museum collection. For the first time, the main approaches to the attribution of ship models and the main features that should be taken into account by the researcher when studying the model are considered.

Текст научной работы на тему «Принципы атрибуции моделей кораблей»

УДК [069:623.82/.85]:7.072.5

Е. В. Овсянникова Принципы атрибуции моделей кораблей

Одним из ключевых этапов изучения музейного предмета является атрибуция. Коллекции, хранящиеся в тематических музеях, требуют к себе особого подхода, и атрибуцию таких предметов проводят, основываясь на специальных принципах. Одной из таких групп музейных предметов являются модели кораблей и судов, самая крупная коллекция которых в нашей стране находится в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге. В музее накоплен огромный опыт по идентификации и определению моделей. Имеющиеся публикации и исследования рассматривают модели в контексте истории самого корабля, который они представляют, или как исторические источники, не уделяя должного внимания музейной проблематике отбора и описания модели как предмета музейного собрания. Впервые рассмотрены основные подходы к атрибуции моделей кораблей и главные особенности, которые необходимо учитывать исследователю при изучении модели.

Ключевые слова: музейный предмет, атрибуция музейного предмета, тематические коллекции, модели кораблей, коллекция моделей кораблей, Центральный военно-морской музей

Evgeniya V. Ovsyannikova Attribution principles of ship models

One of the main stages in the study of a museum object is attribution. Collections, which kept in thematic museums, require a special approach, and attribution of such objects is carried out based on specific principles. One of such groups of museum objects are models of ships and vessels, the largest collection of which in our country is situated in the Central Naval Museum in Saint Petersburg. The museum has vast experience in identifying and defining models. However, to date, existing publications and studies consider ship models in the context of the history of the ship itself, which represent models, or as historical sources, without paying due attention to the museum's problem of selecting and describing the model as an object of the museum collection. For the first time, the main approaches to the attribution of ship models and the main features that should be taken into account by the researcher when studying the model are considered.

Keywords: museum object, attribution of museum objects, thematic collections, models of ships, collection of models of ships, Central Naval Museum DOI 10.30725/2619-0303-2019-1-134-138

Центральным звеном всей музейной деятельности является музейный предмет - предмет музейного значения, извлеченный из реальной действительности, включенный в музейное собрание и способный длительно сохраняться. Без музейного предмета специфика музейной деятельности теряется.

Изучение музейных материалов включает в себя несколько стадий музейной работы, первой из которых является атрибуция, т. е. определение.

В музейном деле атрибуция является одним из основных этапов изучения музейного предмета. Атрибуция (от лат. «аЫЬийо» - приписывание) - это исследовательское определение музейного предмета, включающее в себя сопоставление определяемого предмета с аналогичным ему [1, с. 178], которое дает возможность выявить основные признаки, присущие предмету, такие, как материал, форма, устройство, размер, способ изготовления, стиль, время,

на основании анализа которых и сравнения с аналогичными и родственными предметами делается заключение о его значимых характеристиках, существенных для музейной ценности предмета. Атрибуция позволяет установить авторство, время и место создания и бытования предмета, отношение к событию или явлению, принадлежность конкретному лицу [2, с. 303]. На этапе атрибуции изучаются как физические, химические и т. п. свойства предмета для выработки рекомендаций по хранению, так и свойства, позволяющие судить о назначении предмета, его происхождении и истории бытования.

Процесс атрибуции имеет огромное значение для проведения комплектования и учета музейных фондов, для последующей реализации экспозиционной работы, для развития научно-исследовательской деятельности музеев. В любом случае атрибуция может потребовать значительных усилий и времени для того, чтобы определить, что за предмет перед нами.

Согласно форме 8-НК «Сведения о деятельности музеев» [3], краткая характеристика фондов музея включает в себя следующие виды предметов: живопись, графика, скульптура, предметы прикладного искусства, быта и этнографии, предметы нумизматики, предметы археологии, редкие книги, оружие, документы, фотографии и негативы, предметы естественнонаучной коллекции, предметы минералогической коллекции, предметы техники, предметы печатной продукции и пр. Однако в большинстве отраслевых, ведомственных музеев, в том числе военно-исторической направленности, существуют отдельные группы музейных предметов, атрибуция которых основывается на специальных принципах. Для музеев военно-морской направленности (наряду с закладными досками, предметами морской практики, штурманскими и гидрографическими приборами и инструментами и т. п.) основной из таких групп музейных предметов являются модели кораблей.

Центральный военно-морской музей (ЦВММ) обладает одной из самых обширных коллекций моделей кораблей (наряду с ведущими морскими музеями мира), представляющих корабли отечественного и зарубежного флота -более 2,5 тысяч единиц хранения. Построенная в 1709 г. внутри Адмиралтейства модель-камора (модель-камера) послужила первоосновой модельного собрания будущего музея. С изданием в 1722 г. «Регламента о управлении адмиралтейств и верфи», свода морских административных законов, произошло упорядочивание поступления моделей кораблей и судов в модель-камеру: «Когда который корабль строить, то надлежит приказать тому мастеру сделать половинчатую модель на доске, и оную купно с чертежом, по спуску корабля, отдать в коллегию Адмиралтейскую (которая имела главную дирекцию над модель-камерой. - Е. О.)» (цит. по: [4, с. 28]). Таким образом, модели, собираемые в музее с первой половины XVIII в. и по сей день, имеют различное происхождение, назначение, специфику. В 1909 г. С. Ф. Огородников писал о Морском музее: «Имеется в здании Главного Адмиралтейства Морской музей, в котором историческая часть русского флота не только занимает почетное место... но где, в моделях и образцах, с математической точностью, изображаются и существующие типы судов, их боевое вооружение и снабжение в хозяйственном отношении» (цит. по: [4, с. 21]. Это утверждение не потеряло актуальности и в наши дни.

Исходя из определения, принятого в судомоделизме, модель корабля (или судна) - это его уменьшенная копия, выполненная в масштабе

[5, с. 56]. Согласно «Методическим рекомендациям по выявлению и ранжированию памятников науки и техники» (Политехнический музей, 2000 г.) [6], модель, являясь воспроизведением объектов и несохранившихся подлинников (в данном случае, кораблей и судов), сыгравших заметную роль в истории науки и техники, есть также предмет науки и техники. Авторы классификации отмечают, что традиционно в производственно-научной сфере моделями называются образцы, служащие эталонами для серийного или массового изготовления изделий в производстве (для корабля - это модель «на спуск»), опытные образцы, разработанные в научно-проектных организациях и послужившие прообразом будущих изделий (строительная модель); наброски проектируемых объектов (модель без деталировки, с показом только основных составных элементов). Однако существуют также и воспроизведения - предметы, помогающие составить представление о подлинниках, уяснить их строение, устройство, принцип действия; а также предметы, отражающие в абстрактной форме взаимосвязь между объектами, событиями, динамику процессов и явлений, суть теорий, идей, проектов. Среди них нередко встречаются ценнейшие музейные объекты, которые должны входить в состав основного музейного фонда как памятники культуры. Предметы этой группы воспроизводят результаты образного мышления человека и не являются объектами применения рекомендаций по выявлению памятников науки и техники. Действительно, говоря о моделях кораблей, можно отнести к этой группе те модели, которые были выполнены в дар, для императорских и великокняжеских коллекций; модели из черепахового панциря, слоновой кости, янтаря, наиболее яркое свойство которых - это аттрак-тивность и репрезентативность. Как и предметы первой группы, они отражают облик подлинного объекта, однако при их выполнении автор руководствовался не точностью воспроизведения подлинника, а наделял модель художественными категориями.

Модель корабля - это и памятник кораблестроения, и элемент проекта, и дополнение к чертежу, и источник по изучению истории кораблестроения. В то же время модель корабля может являться и предметом декоративно-прикладного искусства, и часто предметом культового назначения (вотивные модели). В отдельную группу выделяются конкурсные модели, выполняемые в соответствии с определенными судомодельными классами. Как правило, модель объединяет в себе несколько перечисленных черт.

Классификации моделей кораблей требуют отдельного исследования. При этом

принципы атрибуции различных моделей единообразны.

С какими сложностями изначально сталкивается исследователь, проводя атрибуцию модели корабля? Исходя из указанного выше определения, атрибуция включает в себя сопоставление определяемого предмета с аналогичным ему для выявления присущих предмету основных признаков. При атрибуции модели корабля, чаще всего, невозможно провести сравнение с аналогичным предметом - модель выполнена в единственном экземпляре, является уникальной в своем роде. Можно найти определенные сходства с моделями, выполненными одним и тем же автором, мастерской, заводом или провести аналогию с моделями, отражающими корабль такого же типа или класса; периода истории развития флота и кораблестроения; модель, изготовленную в таком же стиле. Однако модель корабля всегда создавалась с определенными целями, будь то строительство корабля (строительные полу- и полнокорпусные модели), спуск корабля (модели, изготавливавшиеся «на спуск»); учебные модели, модели-подарки и т. д.

Рассмотрим основные принципы, применяемые при атрибуции моделей кораблей и судов. Предметное слово определяется, исходя из конструктивных особенностей, внешнего вида, размеров модели. В Центральном военно-морском музее принято: если модель полнокорпусная (или изображает полный корпус по ватерлинию), указывать - «модель»; если половинчатая -«полумодель»; если художественный барельеф или горельеф - модель-барельеф или модель-горельеф; если миниатюра - «модель-миниатюра». Далее дается название корабля (или судна) с указанием ранга, класса, проекта. Например: «Модель 100-пушечного линейного корабля „Сто иерархов"»; «Модель Большого противолодочного корабля (БПК) пр. 1134А „Адмирал Макаров"» и т. п.

При наименовании важно учитывать общепринятые правила наименования кораблей, их классов и типов: например, отличать линейный корабль и линкор, правильно обозначать проект, для подводных лодок указывать модель дизельной, дизель-электрической или, например, атомной подводной лодки перед нами.

Первичное описание модели корабля и определение его наименования требуют от исследователя понимания, какой корабль представлен в модели. Этому помогут (кроме названия, если оно присутствует, которое всегда необходимо проверять) следующие атрибуционные признаки: обводы корпуса и характерные для различных классов особенности конструкции; количество палуб (дек); пушечных портов; ору-

дий и орудийных установок; антенны РЛС; количество мачт и тип(ы) парусов; носовая фигура; корабельный декор и т. п. Проведенное определение должно быть соотнесено с чертежом предполагаемого корабля (при наличии), доступными изображениями, рисунками, гравюрами, живописными произведениями, фотографиями, а также со справочниками и научными изданиями, в которых указываются тактико-технические характеристики корабля, списками корабельного состава флота на тот или иной период. Стоит отметить, что подобный подход при описании модели корабля был взят за основу в ЦВММ приблизительно с 1950-х гг., когда начала вестись научная картотека. Во внутренних инструкциях музея можно встретить рекомендации о порядке наименования и описания предмета следующего содержания: «О моделях (записываются сведения. - Е. О.) - класс и название корабля, дата постройки, автор, масштаб модели, перечисление основных ее деталей» [7, с. 51].

Очевидно, в непрофильных музеях, для собраний которых модели кораблей не являются характерными предметами, атрибуция таких предметов проводится по общему принципу, что ведет к ее неточности и неполноте. В качестве примера можно привести музейный предмет «Модель военного корабля. Памятный подарок оператору А. Д. Головне к его 60-летию от Военно-морского флота» из собрания ФГБУК «Государственный центральный музей кино», представленный на сайте Государственного каталога Музейного фонда РФ [8]. Из самого названия видно, что наиболее значимая характеристика, которая дана предмету в музее, - мемориальная, и предмет рассматривается прежде всего как памятный подарок известному кинооператору. В визуальном описании предмета указано: «Подарочная модель военного судна, вероятно, конкретного боевого корабля, но названия нет. Точно выполнены все детали: серый корпус корабля, палубные надстройки, вооружение и пр.». В размерах предмета указаны лишь характеристики футляра, в который заключена модель.

В данном случае, проводя атрибуцию, исследователи при отсутствии имени корабля, обозначили лишь, при наличии орудий на модели и внешнего вида, что это «модель военного корабля». При этом подобное наименование и описание предмета не позволяют отличить его от других моделей, не точно отражают суть атрибуции конкретной модели.

Установление авторства чрезвычайно важно для любого предмета. Модель корабля может быть изготовлена (выполнена) как конкретным лицом - корабельным мастером, автором-моделистом, так и модельной мастерской

(завода, предприятия, музея). Название организации и место создания (модели, а не корабля) указываются в их исторической форме на период создания. При атрибуции музейного предмета описываются все основные признаки предмета - форма, цвет, конструктивные особенности, структура, художественный стиль, изображение, надписи, подписи, клейма, марки.

Основной принцип при описании модели состоит в том, что она описывается как настоящий корабль, который эта модель отображает, с учетом всех специальных терминов и определения конструктивных элементов.

Описание следует начать с того, полнокорпусная ли это модель, половинчатая, по ватерлинию, разрезная и т. п., а затем определить назначение модели: например, строительная, учебная и т. п. (здесь необходима подробная классификация). Указывается цвет модели: подводной части, надводной части, ватерлинии, палубы, надстроек; причем, цвет определяется так, как это принято в корабельной терминологии: например, серый цвет в быту в морском деле называется шаровым. Определяется конструкция корпуса. Описывать модель следует, начиная от носовой части через среднюю часть к корме, по правому и левому борту (если модель полнокорпусная), а при описании учитывать не только крупные детали (части рангоута, такелажа), надстройки, но и мелкие - дельные вещи, небольшие конструктивные элементы, называть их правильно, в соответствии с морской терминологией (например, не просто «якорь», а якорь какой системы - адмиралтейский, Холла, Матросова и т. п.; шпиль или брашпиль и т. д.). При наличии орудий, орудийных систем необходимо указывать, какой системы то или иное орудие, калибр. В целом, при описании любого конструктивного элемента или узла модели корабля важна полная детализация, уточнение по каждому фрагменту (форма, цвет, конструкция). Также следует правильно описывать все имеющиеся на модели флаги, вымпелы (их точное расположение относительно корпуса); надписи. Модель чаще всего установлена на кильблоки или стойки (которые ошибочно называют подставки, опоры, ножки и т. д.), которые крепятся к подмодельной доске. Также модель может находиться в футляре или специальном колпаке. Эту информацию также необходимо указывать при описании.

Датировка предмета может быть точной или примерной. Стоит отметить, что в название модели следует добавлять такую информацию, как дата спуска на воду самого корабля (если мы имеем дело с моделью конкретного корабля), так как корабли с одним

и тем же названием нередко существовали на протяжении нескольких эпох.

Стоит указывать все возможные, по мнению исследователя, материалы и техники исполнения модели. Для моделей из дерева характерны такие способы изготовления, как токарная обработка, резьба, ручная сборка, покраска, склейка, шпаклевка; для моделей из пластика и оргстекла: формовка, отливка формы, склейка.

При указании размеров обязателен общий стандартный размер (высота х длина х ширина в см), а также в некоторых случаях - высота с учетом кильблоков, размер в футляре, высота с учетом кильблоков и подмодельной доски; высота без футляра. Обязательно, при возможности определения, указывать, в каком масштабе выполнена модель.

При описании сохранности перечень конкретных основных повреждений дается, следуя описанию, с указанием конкретных конструктивных элементов и деталей модели.

Основной вывод состоит в том, что, несмотря на различную классификацию моделей кораблей, первичное описание и атрибуция моделей подчинены единым принципам. Подводя итог, следует особо подчеркнуть, что исследователь, работая с моделью корабля, исходя из принципов атрибуции моделей кораблей, должен обладать следующими навыками:

- определять по внешнему виду модели, обводам корпуса класс корабля, ранг;

- знать классы кораблей и судов (а также различия между ними), их конструктивные особенности и названия отдельных частей и элементов в зависимости от класса и ранга, порядок масштабирования моделей кораблей, морскую терминологию в целом;

- уметь работать с чертежами и техническими справочниками, документацией;

- выявлять назначение модели корабля, понимать степень ее детализации, основные качественные характеристики;

- составлять грамотное визуальное описание модели и состояние сохранности, снимать размеры и вычислять масштаб.

Однако требовать от музейных работников этого не всегда возможно, так как по объему знаний весь период истории отечественного и зарубежного флота, истории кораблестроения и судомоделизма слишком обширен. Для этого должны привлекаться эксперты в той или иной области морской истории, кораблестроения, в том числе и сторонние. Экспертное заключение может стать опорой для дальнейших исследовательских действий с предметом.

Список литературы

1. Шляхтина Л. М. Основы музейного дела: теория и практика: учеб. пособие. Москва: Высш. шк., 2009. 183 с.

2. Музейное дело России / под ред. М. Е. Каулен, И. М. Косовой, А. А. Сундиевой. Москва: ВК, 2010. 676 с.

3. Форма 8-НК. Сведения о деятельности музея: утв. приказом Росстата № 764 от 07. 12. 2016 // Контур: справ.-прав. система. URL: https: // normativ. kontur. ru (дата обращения: 28.02.2019).

4. Морской музей России: Центральный военно-морской музей / сост. К. П. Губер и др.; науч. ред. С. Д. Климов-ский. Санкт-Петербург: Арт-Палас, 2000. 199 с.

5. Лучининов С. Т. Юный кораблестроитель: организация и содержание работы кружка юных судомоделистов. Москва: Молодая гвардия, 1955. 263 с.

6. Вещевые источники: копии, модели, макеты: метод. рек. по выявлению и ранжированию памятников науки и техники / Политехн. музей. URL: https: // polymus. ru (дата обращения: 28.02.2019).

7. Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся на государственном хранении в Центральном военно-морском музее. Ленинград: Центр. воен.-мор. музей, 1989. 171 с.

8. Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации. URL: https: // goskatalog. ru (дата обращения: 28.02.2019).

References

1. Shlyakhtina L. M. Bases of museum business: theory and practice: textbook. Moscow: Vysshaya shkola, 2009. 183 (in Russ).

2. Kaulen M. E. (ed.), Kosova I. M. (ed.), Sundieva A. A. (ed.) Museum business of Russia. Moscow: VK, 2010. 676 (in Russ).

3. Form 8-NK. Information on activities of museum: approved by Rosstat No. 764, 2016 Dec. 7. Kontur: legal-ref. system. URL: https: // normativ. kontur. ru (accessed: Febr. 28. 2019) (in Russ).

4. Guber K. P. (comp.); Klimovskii S. D. (ed). Maritime Museum of Russia. Central Naval Museum. Saint Petersburg: Art-Palas, 2000. 199 (in Russ).

5. Luchininov S. T. Young shipbuilder: organization and content of section of young ship modelers work. Moscow: Molodaya gvardiya, 1955. 263 (in Russ).

6. Material sources: copies, models, mock-ups: methodical recommendations about identification and ranging of monuments of science and technology / Polytechnical Museum. URL: https: // polymus. ru (accessed: Febr. 28. 2019) (in Russ).

7. Instruction for account and storage of museum values which are on state storage in Central Naval Museum. Leningrad: Central Naval Museum, 1989. 171 (in Russ).

8. State catalogue of Museum Fund of Russian Federation. URL: https: // goskatalog. ru (accessed: Febr. 28. 2019) (in Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.