Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ (АСПЕКТЫ) ОРГАНИЗАЦИИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ'

ПРИНЦИПЫ (АСПЕКТЫ) ОРГАНИЗАЦИИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
63
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АКТИВНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИИ / ГОСУДАРСТВО / ФИНАНСЫ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юн M.A

В статье рассматривается государственная инвестиционная политика, ее воздействие на развитие социально-экономических факторов. Анализируются организация и регулирование инвестиционной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES (ASPECTS) OF THE ORGANIZATION AND REGULATION OF THE STATE INVESTMENT POLICY

In article the state investment policy, its impact on development of socio-economic factors is considered. The organization and regulation of investment policy are analyzed.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ (АСПЕКТЫ) ОРГАНИЗАЦИИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ»

УДК 378.1

ПРИНЦИПЫ (АСПЕКТЫ) ОРГАНИЗАЦИИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

Юн М.А.. магистрантка. ГОУ BIIO ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет»

В статье рассматривается государственная инвестиционная политика, ее воздействие на развитие социально-экономических факторов. Анализируются организация и регулирование инвестиционной политики.

Ключевые слова: политика, деятельность, инвестиции, государство, финансы, активность, налогообложение.

PRINCIPLES (ASPECTS) OF THE ORGANIZATION AND REGULATION OF THE

STATE INVESTMENT POLICY

Yong M„ Master's Degree student. SEI HPE KhMAD-Yugra «Surgut Stale Pedagogical University»

In article the state investment policy, its impact on development of socio-economic factors is considered. The organization and regulation of investment policy are analyzed.

Keywords: policy, activity, investments, state, finance, activity, taxation.

"Государственная инвестиционная политика должна быть направлена на улучшение социально-экономического положения в обществе в целом".' В качестве основы правового регулирования отношений, возникающих между субъектами инвестиционной деятельности в Российской Федерации, выступают следующие нормативно-правовые документы: Конституция РФ: Гражданский. Бюджетный, Налоговый, Земельный, Градостроительный кодексы РФ: законы об инвестиционной деятельности, об иностранных инвестициях, об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, о лизинге, об ипотеке, федеральные законы от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее Закон об акционерных обществах), от 22 апреля 1996 г. № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» (далее Закон о рынке ценных бумаг), от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (далее Закон о защите прав инвесторов) и др.

В этих законодательных актах отражены следующие аспекты государственной инвестиционной политики:

-представлена расширительная трактовка инвестиций и инвестиционной деятельности как вложения инвестиции и осуществления практических действий для получения прибыли или иного полезного эффекта:

-даны четкие и конкретные формулировки основных понятий, характеризующих инвестиционную сферу, что создает единую терминологию для изучения инвестиционного процесса (например. капиталовложения, инвестиционный проект, приоритетный инвестиционный проект, объекты и субъекты инвестиционной деятельности);

-регламентирована легализация сферы негосударственного инвестирования, функционирующей на основе договоров между субъектами инвестиционной деятельности (застройщиками и подрядчиками);

-определен спектр мер государственного регулирования инвестиционной деятельности, включая экономические и административные методы управления инвестициями;

-установлен комплексный характер защитных мер и гарантий государства в области инвестирования, в том числе для иностранных инвесторов;

-предусмотрен широкий перечень методов регулирования инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений органами местного самоуправления.

В российском законодательстве определены следующие направления государственной инвестиционной политики: создание благоприятных экономических условий для развития инвестиционной деятельности: прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений; защита законных прав и интересов субъектов инвестиционной деятельности.

Решение проблемы создания благоприятного инвестиционного климата требует выявления приоритетных задач, направленных на его улучшение, и разработки системы мероприятий по их реализации. рассматриваемых в качестве элементов инвестиционной

политики региона. "Одним из противоречий организации производственных систем в современных условиях - слабая реализация стратегических принципов в организации и управлении при нарастании объективной потребности в них.:"

Основными принципами инвестиционной политики региона в области создания благоприятного инвестиционного климата должны быть:

Во-первых, усиление рынка региона как гаранта благоприятного и предсказуемого нормативно-правового режима хозяйственной деятельности отечественных и зарубежных инвесторов; публичность проводимой инвестиционной политики.

Во-вторых, введение иммунитета инвесторов в отношении вступления в силу правовых норм, ухудшающих условия инвестиций в части взаимоотношений инвесторов с городом, предоставление нормативно-правовых гарантий инвесторам в сохранении стабильных условий хозяйствования.

В-третьих, создание равных конкурентных условий хозяйственной деятельности всем инвесторам независимо от форм собственности, способствующих эффективному размещению капитала и устойчивому экономическому развитию; отказ от практики и избыточного вмешательства в дела бизнеса.

В-четвертых, введение в действие эффективных нормативно-правовых и практических механизмов защиты интересов и прав инвесторов при реализации инвестиционных проектов; устранение противоречий нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности. снятие барьеров входа на рынок капиталов.

В-пятых, либерализация рынка инвестиционных проектов путем упрощения процедур согласования и получения разрешительной документации при их разработке и реализации (принцип «одного окна»).

В-шестых, обеспечение возможности получения инвесторами достоверной информации об организациях с целью анализа и выбора объектов инвестиций (регламентация состава и структуры раскрываемой информации финансового и нефинансового характера, способов ее раскрытия).

В-седьмых, содействие становлению современной институциональной инфраструктуры инвестиционного рынка, обеспечивающий эффективную трансформацию сбережений национальной экономики в инвестиции и производство.

В настоящее время функции государственного регулирования и координации инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации размыты и рассредоточены между многими федеральными органами, каждый из которых реализует их в пределах своей предметной компетенции и по своим направлениям. "Такая логика применима и для отдельных частей региона"'. Можно выделить следующие блоки функций, осуществляемых сегодня на государственном (прежде всего, федеральном) уровне в сфере регулирования инвестиционной деятельности (табл. 2).

Единого органа государственной власти управления, отвечающего за формирование и реализацию государственной инвестиционной политики в Российской Федерации, в настоящее время, нет. что существенно снижает эффективность государственного регу-

Таблица 2. Организация государственного регулирования и координации инвестиционной деятельности РФ

Функции государственною регулирования инвестиционной деятельности Федеральные органы управления, отвечающие за реализацию функций регулирования

1. Государственная легализация и регистрация инвестиции и субъектов инвестиционной деятельности 1. Минэкономразвития России, в том числе: Федеральная регистрационная служил: Федеральное агентство но управлению государственным имуществом: Федеральное агентство кадастра объектов недвижимое ги; Федеральное агентство но управлению особыми ткономическими тонами: Банк России; Федеральная служба но финансовым рынкам; Федеральная таможенная служба

2. Общеэкономическое и внешнеторговое государственное регулирование в сфере инвестиционной деятельности 1. Минэкономразвития России. 2. Федеральная таможенная служба.

3. Финансово-кредитное. валютное регулирование и надзор в сфере инвестиционной деятельности 1. Банк России. 2. Минфин России. 3. Минэкономразвития России. 4. Федеральная служба но финансовому мониторингу.

4 Фискально-налоговое государственное регулирование и надзор н сфере инвестиционной деятельное? и 1 Федеральная налоговая служба. 2 Федеральная таможенная служба. 3. Федеральная служба по финансовому мониторингу 4. Федеральное агентство но управлению особыми экономическими тонами.

5. Государственное регулирование инвестиционной деятельности на фондовом рынке и н сфере приватизации 1. Минэкономразвития России 2. Федеральная служба но финансовым рынкам. 3. Федеральная антимонопольная служба.

лировання инвестиционной сферы, результативность струюурной инновационной политики в стране.

Одним из ключевых направлений государственной инвестиционной политики Российской Федерации является создание благоприятных экономических условий для развития инвестиционной деятельности, реализуемое, прежде всего, посредством мер налоговой и амортизационной политики. "В условиях рыночного хозяйства особую роль на развитие предпринимательской деятельности играет налогообложение опосредованное через налоговый институт'4

I. Налоговое регулирование инвестиционной деятельности предусматривает совершенствование системы налога, установление субъектам этой деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуальный характер.

Налоговая политика в сфере инвестиционной деятельности включает снижение налогового бремени для субъектов инвестиционной деятельности, предоставление налоговых льгот и освобождений, инвестиционного налогового кредита. Государство создает условия для обновления, в первую очередь, парка технологического оборудования, в том числе для притока высокоэффективного оборудования из-за рубежа, иностранным инвесторам предоставлен ряд дополнительных льгот по сравнению с отечественными.

Это такие инструменты регулирования как: освобождение от уплаты НДС: иностранные инвесторы освобождаются от уплаты акцизов в части имущества, ввозимого в Российской Федерации по соглашениям о разделе продукции в качестве взносов в уставный капитал, а также по товарам, вывозимым из Российской Федерации в соответствии с указанными соглашениями; льготы по налогу на прибыль; предоставляется инвестиционный налоговый кредит; гарантируется сохранение налогового климата для инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные проекты. "Ставшая фактом глобализация экономики сопровождалась не только развитием международной торговли, но и формированием идеологии открытости экономики, как фактора развития"'.

В Законе об иностранных инвестициях, кроме согласия 11равн-тельетва РФ. предусмотрен ряд формальных требований к проекту по объему инвестиций или размеру вклада иностранного инвестора в уставный капитал предприятия с иностранным участием. Правительству РФ предоставлено право, в исключительных случаях, при осуществлении иностранным инвестором и коммерческими организациями с иностранными инвестициями приоритетных инвестиционных проектов в сфере производства или создания транспортной либо иной инфраструктуры с общим объемом иностранных инвестиций не менее I млрд руб.. срок окупаемости которых превышает семь лет. принимать решение о продлении для них срока действия льготного режима налогообложения. В этом случае расширены полномочия исполнительных органов власти в части создания заведомо неравных условиях для инвесторов, дискриминируя их по признаку объему капитальных вложений.

2. Амортизационная политика заключается в создании условий, позволяющих предприятиям аккумулировать собственные финансовые ресурсы (амортизационные отчисления) и направлять их на создание, расширение и модернизацию реального капитала. На сегодняшний день порядок начисления амортизации основных средств и нематериальных активов с позиций налогообложения регулируется главой 25 («Налог на прибыль») НК РФ. Норма амортизации находится в обратной зависимости от срока полезного использования амортизируемого имущества, который устанавливается руководством предприятия. Имущество в зависимости от срока полезного использования объединяется в амортизационные группы (классификацию основных средств, включаемых в ту или иную группу, определяет Правительство РФ). "Задача на современном этапе не отвлекать финансовые и материальные ресурсы предприятий*".

С точки зрения регулирования инвестиционной активности предприятий приоритетное значение имеет порядок начисления амортизации. С одной стороны, предоставление им права списы-

1 Юн. М.А. Влияние инвестиционной политики на развитие социально-экономических факторов./ГГранспортное дело Россин.-2015,-№5.-С. 103-104

; Чернопятов A.M. Теоретико-экономические модели.//Учсныс записки.-2015,-lfe 10.-С. 114-117

5 Чернопятов A.M. Модели Регионального раэвития.//Научное мненне.-2015.-№10.-С.348-352

4 Чернопятов A.M. Оптимизация налогового института как одного из главных факторов влияющего на развитие предпринимательской деятельности.//Экономика и предпринимательство.-2015.-№6(ч.1).-С.926-931.

5 Чернопятов A.M. Направления и механизмы совершенствования институциональной среды российского предпринимательства Экономика и предпрнннмательство.-2015.-№6(ч. I ).-С.997-1002.

6 Чернопятов A.M. Механизмы совершенствования институциональной среды российского предпринимательства в сфере налогообло-ження.//Международнын научно-исследовательский журнал.-2015.-№7(38).Часть З.-С. 109-111.

вать большую масть стоимости основных средств в первые годы их эксплуатации позволяет быстрее окупить капиталовложения и повышает привлекательность проекта для инвестора. С другой стороны, не все инвестиционные проекты создают денежный ноток (особенно первые годы реализации). Поэтому в налоговом учете налогоплательщики начисляют амортизацию либо линейным, либо нелинейным методом.

Начисление амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества осуществляют в соответствии с нормой амортизации, определенной для объекта, исходя из срока его полезного использования. В случае применения линейного метода сумму начисленной за один месяц амортизации в отношении инвентарного объекта определяют как произведение его первоначальной стоимости и нормы амортизации, установленной для этого объекта. При использовании нелинейного метода сумму начисленной амортизации за один месяц в отношении инвентарного объекта определяют как произведение его остаточной стоимости и нормы амортизации.

11о решению руководителя предприятия, закрепленному в учетной политике, для целей налогообложения разрешено проводить замедленную амортизацию (начислять амортизацию по пониженным нормам). Их использование допускается только с начала и в течение всего налогового периода. При продаже амортизируемого имущества налогоплательщиком, использующим пониженные нормы амортизации, перерасчет налоговой базы на сумму начисленной амортизации против установленных норм не производят. Предприятие, приобретающее объекты основных средств, бывшие в употреблении (если в отношении такого имущества приятно решение о применении линейного метода начисления амортизации), вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, пониженного на количество лет (месяцев) его эксплуатации прежними собственниками.

Несмотря на возможность применения различных методов начисления амортизации, определяющим фактором амортизационной политики является выбор оптимального амортизационного срока службы различных категории основных средств. Выбор такого находится в компетенции руководства предприятия.

Литература:

I. Юн. М.А. Влияние инвестиционной политики на развитие социально-экономических факторов.//Транспортное дело России.-2015.-№5.-С.103-104

2.Чернопятов A.M. Механизмы совершенствования институциональной среды российского предпринимательства в сфере налогообложения. Международный научно-исследовательский журнал.-2015.-Лс7(38).Часть 3.-C.I09-I II.

З.Чернопятов A.M. Направления и механизмы совершенствования институциональной среды российского предпринимательства.// Экономика и предприннмательство.-2015.-№6(ч.| ).-С.997-1002.

4.Чернопятов A.M. Оптимизация налогового института как одного из главных факторов влияющего на развитие предпринимательской деятельности Экономика и предприпнмательство.-2015.-№6(ч. I ).-С.926-931.

5. Чернопятов A.M. Модели Регионального развитня./УНаучное мнение.-2015.-№10.-С.348-352

6.Чернопятов A.M. Теоретнко-экономнческие модели.//Ученые записки.-2015.-№ 10.-С. 114-117

7.Чернопятов A.M.. Воронова В.Ф. Инвестиционная политика в России на современном этапе Транспортное дело России.-2013,-№2(105).-с.42.

8.Чернопятов A.M. Инвестиции: Особенности российского рынка ценных бумаг. Транспортное дело России. -2013,-№1(104).С.З-4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.