УДК 330.332(075.8)
ЕА. Богомолова СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ
на. Моисеенко АКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ
Аннотация. В статье рассматриваются некоторые вопросы стимулирования инвестиционной активности организаций в современных экономических условиях. В частности, сокращение бюджетных доходов неизбежно приведет к сокращению инвестиций из бюджетов различных уровней. Обосновывается ориентация организаций на собственные источники финансирования. Основное внимание уделено формированию амортизационной политики, снижению уровня государственного регулирования норм и методов начисления амортизации, определению сроков полезного использования оборудования. Даны предложения по формированию подхода к оценке эффективности инвестиций в условиях ограниченных финансовых ресурсов, высоком уровне процентных ставок по кредитам, снижению внутреннего валового продукта и, как следствие, сокращению доходов производственно-хозяйственной деятельности организаций. Затронуты вопросы выделения земельных участков под реализацию инвестиционных проектов. Ключевые слова: инвестиции, эффективность, финансирование, господдержка, кредитование, рентабельность, страхование.
Ekaterina Bogomolova STIMULATION OF INVESTMENT ACTIVITY
Natalya Moiseenko OF THE ORGANISATIONS
Annotation. In article some questions of stimulation of investment activity of the organisations in modern economic conditions are considered. In particular, reduction of budgetary incomes will inevitably lead to reduction of investments from budgets of various levels. Orientation of the organisations to own sources of financing is proved. The basic attention is given formation of an amortisation policy, decrease in level of state regulation of norms and methods of charge of amortisation, definition of terms of useful use of the equipment. Offers on approach formation to an estimation of efficiency of investments in the conditions of the limited financial resources are given, high level of interest rates under credits, decrease in gross national product and, as consequence, reduction of incomes is industrial-economic activities the organisations. Questions of allocation of the ground areas under realisation of investment projects are mentioned. Keywords: investments, efficiency, financing, state support, crediting, profitability, insurance.
В современных экономических условиях, когда возникла необходимость снижения бюджетных расходов, а падение или даже стабилизация ВВП приведет к уменьшению доходов организаций, под угрозой, в первую очередь, оказываются инвестиции. Крупные компании, которые являются основными инвесторами, вынуждены сокращать свои инвестиционные программы. Под угрозой оказались и инновационные программы, так как внедрение инноваций всегда сопровождается инвестиционными затратами. Очевидно, что государственная финансовая помощь вряд ли будет использована на инвестиционные цели в первую очередь, а, следовательно, под угрозой перспективы развития экономики в целом и, бюджетообразующих организаций, на доходы которых влияют цены на энергоносители и другие сырьевые ресурсы экспорт, которых является основным источником валютных доходов страны.
Инвестиционная активность организаций зависит не только от наличия средств, но и от инвестиционного климата, в создании которого велика роль государства, конкретные действия экономического блока правительства. Предпринимаемые меры общеизвестны, однако обеспечение инвести-
© Богомолова Е.А., Моисеенко Н.А., 2015
ционных программ средствами и всеми видами ресурсов в основном зависит от деятельности самих организаций-инвесторов.
Разрыв между конкурентоспособностью отечественной и импортной продукции, валютный курс рубля и другие факторы косвенно, но должны поддержать уровень инвестиционной активности организаций [2; 10].
К сожалению, денежные средства и другие финансовые источники инвестиций ограничены. Это чистая прибыль организаций и амортизационные отчисления. Кредитные ресурсы при сегодняшней ключевой ставке на инвестиционные цели привлекать экономически не целесообразно, так как рентабельность инвестиционных проектов должна быть более 40-45 %, что во многих отраслях крайне проблематично. Кроме того, инвестиционные кредиты привлекаются на длительные сроки и в крупных размерах, что так же влияет на их стоимость. Отрицательно здесь складываются и западные санкции в отношении России, которые закрывают доступ к кредитованию для компаний-экспортеров, которые и являются основными корпоративными инвесторами. Нужны, очевидно, другие стимулирующие инвестиционную активность инструменты.
К числу таких мер со стороны государства многие авторы предлагают снижение налоговой нагрузки, что в условиях сокращения бюджетных доходов трудно реализуемая мера, которая может заработать при существенном росте, на 10-15 % объемов выпускаемой продукции в натуральном выражении, а не в стоимостном, что в условиях роста цен является иллюзией роста.
Другой путь, который могут использовать власти на региональном и местом уровне - бесплатное выделение земельных участков, в первую очередь, под жилищное строительство. Необходимо навести порядок с определением кадастровой стоимости земельных участков путем введения поправочных коэффициентов, повышающих, на высокодоходные, перспективные участки и понижающие «бросовые» земли, бесперспективные с точки зрения возможности коммерческого использования, жилой застройки и участков под индивидуальное жилищное строительство. При оформлении земель под застройку не следует повторять ошибки «дачной амнистии», после которой пресловутые шесть соток становятся в разы дороже, не принося их владельцам, как и ранее, никакого дохода или большей полезности.
Отдельный большой и сложный вопрос - уровень ставок земельного налога, которыми умело, манипулируют, конечно, в сторону роста, местные органы власти. Государству и правительству необходимо регулировать и контролировать «местные» экономические интересы органов власти по вопросам использования земель, лесных и водных ресурсов, которые и являются национальным достоянием. Уровень кадастровой стоимости земель и земельного налога должны на прямую зависеть от их продуктивности и доходности, достаточно, в качестве примера вспомнить земельную ренту.
Другим направлением стимулирования инвестиционной активности является создание Государственного ипотечного банка, который будет выдавать ссуды под ипотечное и индивидуальное жилищное строительство, а в случае необходимости - для оформления приобретения, аренды или выкупе земельных участков. Кредиты могут оформляться на конкретных заемщиков с учетом их индивидуальных возможностей, а средства перечисляться компаниям-застройщикам, что также позволит повысить ответственность последних за своевременное завершение строительства социально значимых объектов и ввод их в экспликацию с соответствующим качеством. Возможны и другие меры государственного регулирования, например, корректировка ставки НДС в жилищном строительстве или полная отмена этого налога.
В современной экономической ситуации инвесторам нужно надеется на свои силы, так как кредитные ресурсы очень дороги, а иностранные инвесторы либо уходят с российского рынка, либо ждут стабилизации экономики. Основными направлениями инвестиций останется жилищное строительство, в меньших объемах - объекты офисного назначения и инфраструктурные объекты, финансируемые из бюджетов различных уровней
Если реально оценивать собственные силы инвесторов, то возможности организаций по использованию на эти цели прибыли ограниченны. В случае активизации этого источника нужна широко масштабная работа по снижению уровня затрат на производстве продукции [5]. В инвестиционной сфере это снижение себестоимости строительно-монтажные работы против договорной цены. Задача крайне сложная, учитывая тот факт, что производство основных строительных материалов очень энергоемко, а цены на все энергоносители на внутреннем рынке, постоянно растут. Транспортные расходы, учитывая цены на бензин и дизельное топливо в совокупности с большими расстояниями перевозки строительных материалов, расходы на эксплуатацию машин и механизмов.
Конечно, резервы снижения себестоимости строительно-монтажных работ есть, но существенного снижения стоимости строительной продукции они не дадут. Нужны более радикальные меры. Если правительство планирует сокращение бюджетных расходов, то в первую очередь, под сокращение попадут инвестиционные проекты, финансируемые из бюджета. Стимулирование инвестиционной активности трудно обеспечить через субсидирование или другие методы дотационной помощи коммерческим банком, которые преследуют и будут еще более активно преследовать не государственные, а частные, коммерческие интересы. Потому нужно, создать государственный инвестиционный банк, чтобы госкредиты могли компенсировать сокращение бюджетных ассигнований. Нужно активнее использовать инструменты инвестиционного налогового кредита, что так же в условиях дефицита средств проблематично в больших объемах.
Необходимы структурные изменения в инвестиционно-строительной сфере. В частности, разработка новой методики оценки эффективности инвестиционных проектов на базе показателей рентабельности и окупаемости инвестиций. Снижение уровня материалоемкости и машиноемкости строительной продукции на базе внедрения легких конструкций, новых типов зданий и сооружений, конструктивных материалов. Переход к малоэтажному жилищному строительству, что позволит сэкономить на дорогостоящей строительной технике, отказаться от импортного лифтового оборудования. Заменить импортные отделочные материалы на отечественные, шире использовать деревянные конструктивные элементы. Но самое главное снижение уровня затрат ручного труда и рост выработки в натуральном выражении, а не в стоимостном, как это принято в нашей официальной статистике. Другими словами, обеспечить стимулирование и рост производительности труда, но не фиктивный, по показателю выработки в стоимостном выражении, а реальный по объему введенной в действие и сданной в эксплуатацию строительной продукции.
Важным вопросом является и наведение порядка в ценообразовании на продукцию строительства. Недопустим рост стоимости строительно-монтажных работ в разы, особенно если это касается объектов, финансируемых из бюджета, как мы это видели на примере олимпийских строек, космодрома «Восточный» и многих других. Конечно, начиная строительство, трудно спрогнозировать, во что оно обойдется заказчику в условиях постоянно меняющихся цен, но делать это необходимо и застройщики, должны активнее заниматься вопросами ценообразования на продукцию строительства.
Вторым, а может быть и первым по значению собственным источником инвестиций являются амортизационные отчисления. Действующая амортизационная политика организаций давно сложилась, но в современных условиях трудно признать ее эффективной.
Выбор правильной и оптимальной учетной политики начисления амортизации во многом помогает предприятию минимизировать налоги и ускорить процесс обновления имущества.
Как известно, основные средства играют огромную роль в процессе труда, так как они в своей совокупности образуют производственно-техническую базу и определяют производственную мощность предприятия. Предприятия имеют право владения, пользования и распоряжения основными средствами: безвозмездно передавать или продавать другим предприятиям, обменивать, сдавать в аренду, принадлежащие ему здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, инвентарь,
списывать с баланса, если они изношены или морально устарели, независимо от того полностью ли они амортизированы или нет.
Имея ясное представление о роли каждого элемента основных фондов в производственном процессе, физическом и моральном их износе, факторах, влияющих на их использование, можно выявить методы, при помощи которых повышается эффективность использования основных фондов и производственных мощностей предприятия, обеспечивается снижение издержек производства и рост производительности труда.
Поскольку основными средствами в бухгалтерском учете признаются объекты, учитываемые не только на счете 01, но и на счете 03, при определении налоговой базы по налогу на имущество в нее включается остаточная стоимость активов, учитываемых на счетах 01 и 03. Активы, учитываемые на счете 03, стали признаваться основными средствами только после 1 января 2006 г. До этой даты к основным средствам относились только те активы, которые учитывались на счете 01. Однако, в настоящее время при определении налоговой базы по налогу на имущество в нее нужно включать остаточную стоимость всех активов, которые числятся на счете 03, в том числе и тех, которые были приобретены (приняты к учету) до 1 января 2006 г. (Письма Минфина России от 14 февраля 2006 г. № 03-06-01-04/36, от 19 сентября 2006 г. № 03-06-01-04/175).
При отнесении имущества к основным средствам для целей налогообложения прибыли необходимо руководствоваться нормами гл. 25 НК РФ. В соответствии со ст. 257 НК РФ под основными средствами в налоговом учете понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией [6]. Нетрудно заметить, что в целом критерии отнесения имущества к основным средствам для целей налогообложения прибыли практически не отличаются от критериев, установленных бухгалтерским законодательством.
Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств, признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения опред е-ленных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
В случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличается, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Объект основных средств, находящийся в собственности двух или нескольких организаций, отражается каждой организацией в составе основных средств соразмерно ее доле в общей собственности.
В бухгалтерском учете основными средствами признаются активы, предназначенные для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации, а также активы, предназначенные для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (п. 4 ПБУ 6/01).
Таким образом, основными средствами признаются не только активы, учитываемые на счете 01, но и активы, учитываемые на счете 03.
Основные средства могут быть оценены по первоначальной, остаточной и восстановительной стоимости.
Первоначальная стоимость - стоимость объектов основных средств, по которой они принимаются к учету. Первоначальной стоимостью признается сумма фактических затрат организации на
приобретение, сооружение и изготовление основного средства, за исключением возмещаемых налогов, а также затраты организации на доставку объектов и приведение их в состояние, пригодное для использования. Первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией безвозмездно, признается их текущая рыночная стоимость.
В бухгалтерском учете изменение первоначальной стоимости основных средств допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации объектов основных средств. Кроме того, изменение стоимости происходит еще и при переоценке основных средств.
Основные средства стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20 000 руб. за единицу (с 1 января 2011 г. - менее 40 000 руб.), могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов. В целях обеспечения сохранности этих объектов должен быть организован надлежащий контроль за их движением. П. 15 ПБУ 6/01 коммерческим организациям предоставлено право производить переоценку своих основных средств. Переоценка объектов основных средств производится с целью определения реальной стоимости объектов основных средств путем приведения первоначальной стоимости объектов основных средств в соответствие с их рыночными ценами и условиями воспроизводства на дату переоценки [7]. Переоценивать основные средства или нет - решение принимается организацией самостоятельно.
Результаты переоценок, производимых организациями в соответствии с правилами бухгалтерского законодательства, для целей налогообложения прибыли вообще не учитываются. Итого учитываются при исчислении налога на имущество, ведь он считается на основании данных об остаточной стоимости основных средств по данным бухгалтерского учета.
Остаточная стоимость - разница между первоначальной стоимостью и начисленной амортизацией. По остаточной стоимости основные средства отражаются в бухгалтерском балансе
Восстановительная стоимость - стоимость основных средств в современных условиях, при современных ценах и технике, это стоимость, по которой оцениваются основные средства после проведения переоценки.
Различают физический и моральный износ основных средств. Физический износ представляет собой потерю основными средствами технико-эксплуатационных качеств в результате использования. Физический (материальный износ) представляет собой утрату основным средством технико -эксплуатационных свойств, прочности, надежности. На скорость износа влияют следующие факторы: качество изготовления; специфика технологического процесса; наличие или отсутствие защиты от внешних воздействий; интенсивность эксплуатации; квалификация обслуживающего персонала.
Моральный и физический износ ведет к потере стоимости основных средств. Поэтому каждому предприятию следуют обеспечить накапливание средств(источников), необходимых для приобретения и восстановления окончательно износившихся основных средств покупку новых, использование которых позволит либо снизить затраты на производство, либо выпускать новую продукцию.
Начисленные суммы амортизации включаются в себестоимость выпускаемой продукции. Амортизационные отчисления производятся по установленным нормам амортизации, их размер устанавливается за определенный период по конкретному виду основных фондов (группе; подгруппе) и выражается, как правило, в процентах на год износа к их балансовой стоимости.
Все материальные активы длительного пользования, кроме земли, объектов природопользования и музейных коллекций имеют ограниченный срок эксплуатации. Из-за ограниченности срока службы стоимость этих активов должна распределяться на издержки в течение всех лет их эксплуатации.
Важным является правильное определение срока полезного использования основных средств. Согласно п. 20 ПБУ 6/01 срок полезного использования основных средств определяется организацией
самостоятельно при принятии объекта к бухгалтерскому учету. При этом учитываются следующие факторы: ожидаемый срок использования в соответствии с производительностью или мощностью; ожидаемый физический износ, зависящий от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта; нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды).
Начисление амортизации основных средств осуществляется на основе рассчитанных предприятием годовых норм. Годовая норма амортизации объектов основных средств определяется в процентах как отношение суммы годовой амортизации к первоначальной стоимости соответствующих объектов основных средств. При этом сумма годовой амортизации определяется путем деления первоначальной стоимости объекта на нормативный срок его полезного использования.
Существуют следующие способы начисления амортизации для целей бухгалтерского учета: линейный; способ уменьшаемого остатка; способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
В налоговом учете амортизация начисляется двумя способами - линейным и нелинейным.
Порядок начисления амортизации по основным средствам в бухгалтерском учете регулируется ПБУ 6 /01.
Для целей налогообложения прибыли гл. 25 НК РФ установлен свой порядок начисления амортизации, который закреплен в ст. 256-259.3 НК РФ.
Организация имеет право увеличить срок полезного использования, если после реконструкции, модернизации или технического перевооружения объекта произошло увеличение срока его полезного использования. Увеличение срока возможно только в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую включен данный объект, что существенно ограничивает возможности реорганизации амортизационной политики предприятий.
Все организации имеют право применять повышающие коэффициенты: не выше 2 - для основных средств, используемых в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности; не выше 2 - для объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность; не выше 3 - для основных средств, являющихся предметом договора лизинга; не выше 3 - для основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности.
Кроме того, нужно учитывать, что главой 25 НК РФ установлен различный порядок начисления амортизации по основным средствам, введенным в эксплуатацию до 1 января 2002 г. и после этой даты.
Срок полезного использования - это период, в течение которого использование объекта основ ных средств призвано приносить экономические выгоды (доход) организации. Поскольку этот показатель используется при расчете норм амортизации, значение норм находится в прямой зависимости от срока полезного использования.
Согласно п. 20 ПБУ 6/01 организация для целей бухгалтерского учета должна самостоятельно установить срок полезного использования. Организация имеет полную самостоятельность в данном вопросе - сроки устанавливаются исходя из производственных интересов.
Срок полезного использования утверждается при принятии объекта основных средств к учету. Но если при проведении реконструкции или модернизации показатели функционирования основного средства будут улучшены, то организация должна пересмотреть срок полезного использования. Единственное, что должно остаться неизменным в бухгалтерском учете - это способ начисления амортизации. Итак, предприятие имеет полную самостоятельность при определении сроков полезного использования в бухгалтерском учете.
Однако для целей исчисления налога на прибыль ситуация прямо противоположна. Статьей 258 НК РФ установлено, что бухгалтерам для целей налогового учета, при определении сроков полезного использования объектов основных средств, целесообразно применять Классификацию ос-
новных средств, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1, но следует учесть, что сроки полезного использования, рассчитанные на основании указанной Классификации, можно применять только для объектов основных средств, принятых к учету с 1 января 2002 г. Следует отметить, что Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы, разрешено применять и в бухгалтерском учете.
П. 7 ст. 258 НК РФ предусмотрены специальные правила определения срока полезного использования для объектов, бывших в употреблении (в том числе полученных в виде вклада в уставный капитал или в порядке правопреемства при реорганизации).
Эти правила едины для всех случаев приобретения объектов, бывших в употреблении независимо от того, на каком основании они поступили в организацию (приобретены за плату, получены безвозмездно, получены в качестве вклада в уставный капитал или в порядке правопреемства при реорганизации).
При приобретении таких объектов норму амортизации можно определять одним из двух способов (п. 7 ст. 258 НК РФ): исходя из срока полезного использования, установленного в общем порядке в соответствии с Классификацией (т.е. так же, как и по новым основным средствам), либо уменьшив этот срок полезного использования на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками.
При выборе второго способа срок полезного использования основного средства определяется как установленный предыдущим собственником срок полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником. В соответствии с п.12 ст. 258 НК РФ, приобретенные организацией объекты амортизируемого имущества, бывшие в употреблении, включаются в состав той амортизационной группы (подгруппы), в которую они были включены у предыдущего собственника.
Проанализировав различные методы начисления амортизации, можно сделать следующее заключение.
Линейный способ начисления амортизации является традиционным для отечественной практики учета. При этом способе амортизационные отчисления из года в год начисляются в одной и той же сумме в течение всего срока эксплуатации объекта. Достоинством этого способа является простота расчетов ежегодных (ежемесячных) амортизационных отчислений. Недостатком является то, что при начислении амортизации не учитываются ни объем произведенных на амортизируемом объекте основных средств продукции, ни режим эксплуатации объекта, ни напряженность производственной программы, не говоря уже о техническом уровне выпускаемой продукции [1; 3].
Линейных способ начисления амортизационных отчислений, применим к любому виду основных средств. Вместе с тем его применение более целесообразно по отношению к пассивной части основных средств (зданиям, сооружениям и т.д.), так как их использование не связанно с действием каких-либо факторов переменного технического и инновационного характера.
Ускоренные способы начисления амортизационных отчислений позволяют быстрее формировать средства амортизационного фонда и проводить ускоренную амортизацию основных средств в соответствии с требованиями технического прогресса. В качестве недостатков ускоренных способов можно отметить то, что при их применении стоимость основных средств по балансу имеет большие отклонения от их рыночной стоимости. Это расхождение возникает в результате более быстрого снижения балансовой стоимости объекта основных средств по сравнению и их рыночной стоимостью. Кроме того, применение способа уменьшаемого остатка целесообразно лишь в случае использования предприятием коэффициентов ускорения. В ином случае этот способ не обеспечивает полной амортизируемости объектов основных средств.
Таким образом, если администрация предприятия стремиться к интенсивному использованию объектов основных средств, то списание их стоимости наиболее целесообразно осуществить либо по
сумме чисел лет срока полезного использования, либо пропорционально объему продукции (работ). Первый вариант позволяет быстрее накапливать средства на обновление и расширение производственной базы, а второй - избежать перекосов в стоимости продукции из-за неритмичной работы предприятия.
Следовательно, единственным методом, обеспечивающим единый порядок начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете, является линейный метод. Однако равные суммы амортизации в налоговом и бухгалтерском учете могут быть получены при следующих равных условиях, а именно должны совпадать: первоначальная стоимость основного средства; срок его полезного использования [5].
Итак, разные сроки полезного использования в налоговом и бухгалтерском учете приводят, с одной стороны, к разным срокам амортизации, а с другой стороны - к различиям сумм амортизационных отчислений даже при одинаковых способах начисления амортизации.
В бухгалтерском учете срок полезного использования организация устанавливает самостоятельно. В налоговом учете срок определяется строго по Классификации основных средств.
Кроме того, при реконструкции или модернизации основного средства в бухгалтерском учете срок полезного использования может быть пересмотрен без ограничения, а в налоговом учете увеличить срок полезного использования можно только в пределах сроков, установленных для конкретной амортизационной группы.
Очевидно, что весь механизм амортизации регламентирован через нормы, амортизационные группы, сроки полезного использования, поправочные коэффициенты и т.д. По нашему мнению, государственные нормы амортизации следуют отменить и разрешить организациям решать вопросы переноса стоимости амортизируемого имущества на себестоимость производимой продукции самостоятельно. Мы понимаем возражения наших потенциальных оппонентов по поводу значительного снижения размеров налогообложения прибыли, но лучше снизить доходы бюджетов по этой статье и обеспечить финансирование оспроизводства основных средств, чем бесконечно субсидировать банки и организации, которые будут не ясно, как и куда тратить эти деньги. Если правительство сочтет необходимым сохранить контроль и регулирование амортизационной политики организаций необход и-мо в принципе изменить подход к решению этого вопроса. Нормы амортизации должны быть отраслевыми и определяться как частное отделения стоимости приобретения оборудования, машин, механизмов, зданий и сооружений на срок их полезного использования. При этом, этот срок организации должны определить самостоятельно и, в процессе эксплуатации, он может меняться в зависимости от конкретных политических и экономических условий. Полезность использования категория так же и воспроизводственная, обеспечивающая возможность накопления средств на воспроизводство оборудования. Эти средства, как уже отмечалось, должны иметь строго целевое назначение и аккумулироваться в воспроизводственных фондах организаций, что позволит контролировать их целевое использование. Это послужит ускорению инвестиционного потенциала организаций [8; 9].
В отличие от действующих норм, новые должны быть укрупнены до нескольких групп. В отдельные группы можно выделить здания и сооружения производственного назначения, объекты социальной сферы и жилого фонда как особую категорию амортизируемого имущества, находящегося в муниципальной собственности или собственности граждан.
При определении срока полезного использования следует руководствоваться не амортизационными группами, которые ограничивают права организаций при начислении амортизации, а уровнем рентабельности или фондоотдачей оборудования; длительностью производственного цикла продукции и эксплуатационными возможностями оборудования; требованиями научно-технического прогресса и отраслевой амортизационной политикой.
Объединять амортизируемое имущество нужно не в группы, утвержденные «сверху», а по технологической принадлежности оборудования; основа - технологическая цепочка и выпуск
конечной продукции с соответствующими показателями конкурентноспособности и эффективности.
Здесь будет уместно принять правительственное постановление о строго целевом использовании амортизационных отчислений на воспроизводственные цели и внедрение в этот процесс инновационных технологий. В качестве временной меры, до снижения ставки ЦБ близкого к уровню инвестиционной привлекательности кредитов, по нашим расчетам 8-10 % годовых, освободить от налога на прибыль ту ее часть, которая будет направляться на инвестиции.
Первоочередные задачи инвестиционной политики организаций можно сформулировать следующим образом. В первую очередь с помощью инвестиций необходимо максимально сократить технологический разрыв между продукцией отечественных и зарубежных фирм. Импортозамещение, продекларированное как государственная политика, невозможно без переориентации инвестиционной деятельности организаций в сторону высоких технологий, в том числе, и в добывающих отраслях. Необходимо сокращать длительность инвестиционно-инновационного цикла, даже ценой сокращения инвестиционных программ и проектов крупных компаний, которые и являются основными инвесторами. Инвестиционными процессами на всех уровнях необходимо эффективно управлять, обеспечивая плановый или расчетный уровень доходности проектов на уровне 40-45 % решению этой задачи может, помочь проектное финансирование, четкое ценообразование в инвестиционно -строительном комплексе, наличие эффективного страхования рисков инвестиционных проектов и высокая степень ответственности всех участников инвестиционного процесса.
Необходимо эффективное управление реализацией инвестиционных программ, показатели которых должны корректироваться постоянно, с периодичностью раз в квартал, с учетом возможных изменений величины конечного эффекта (рентабельности инвестиций), сроков реализации степени и условий участия соинвесторов в процессе финансирования инвестиционных проектов. В крупных компаниях целесообразно создавать инвестиционные резервы.
Важным моментом является создание эффективного механизма управления затратами в процессе реализации инвестиционных проектов, инвестиционное обеспечение проектов должно сопровождаться системой гарантий: государственных, банковских, отраслевых, страховых с возможностями перестрахования рисков. В жилищном строительстве такие гарантии должны взять на себя региональные органы власти, и они могут быть включены в состав разрешительной документации.
Инновационное развитие экономики требует значительного увеличения расходов на прикладные научные исследования и опытно-конструкторские разработки. Отдельно взятым организациям даже со средним 20-25 % уровнем рентабельности производственно-хозяйственной деятельности финансировать такие работы сложно, а порой и невозможно. Нужны отраслевые инвестиционные фонды, формируемые на базе долевого участия, результаты, деятельности которых будут находиться в долевой собственности, соответствующим образом использоваться. Вообще, вопросы собственности на результаты инвестиционного процесса имеют важнейшее значение с позиций стимулирования инвестиционной активности организаций - собственников, всех организационно-правовых форм, предусмотренных Гражданским Кодексом РФ и физических лиц.
Библиографический список
1. Жирнова, И. Ю. Изменения в учете основных средств / И. Ю. Жирнова // Главбух. 2009. - № 8. - С. 41-44.
2. Лермонтов, Ю. Определение стоимости амортизируемого имущества / Ю. Лермонтов // Финансовая газета. 2008. - № 27. - С. 12-16.
3. Минаева, М. А., Столбов Е. П. Изменения в правилах учета основных средств (ПБУ 6/01) / М. А. Минаева, Е. П. Столбов // Налоговый учет для бухгалтера. 2007. - № 3. - С. 13-17.
4. Моисеенко, Н. А. Обоснование отбора инвестиционных предложений на стадии прединвестиционных исследований». / Н. А. Моисеенко // «Вестник университета» - М. : ГУУ, 2008, - № 7.
5. Моисеенко, Н. А. Особенности управления инвестиционными программами реконструкции действующих предприятий / Н. А. Моисеенко, И. А. Котов // «Строительство. Экономика и управление», - М. : ЦНИИЭУС. 2012. - № 1.
6. Налоговый кодекс РФ: в двух частях. -10-е издание. - М. : «Ось - 89», 2009. - 240 с. - ISBN: 978-5-69937078-8
7. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (утверждено Приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 26н в редакции от 27.11.2006 г. // Комментарии к нормативным актам. 2006. -№ 16, - С. 4-10.
8. Серов, В. М. Об оценке эффективности функционирования и обновления основных фондов / В. М. Серов // Строительство: Экономика и управление 2011, - № 4. - С. 2-8
9. Серов, В. М. О глобальном кризисе национальной экономики и его преодолении / В. М. Серов // Экономическое возрождение России 2011, - № 2. - С. 7-15
10. Славинская, О. А. Расчет амортизации по новым правилам / О. А. Славинская // Главбух 2009. - № 2. - С. 49-53.