Научная статья на тему 'Принципы активизации познавательной деятельности студентов в процессе организации самостоятельной работы на основе использования информационных технологий обучения'

Принципы активизации познавательной деятельности студентов в процессе организации самостоятельной работы на основе использования информационных технологий обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1576
477
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симонова Жанна Геннадьевна

В статье рассматриваются основные принципы активизации познавательной деятельности студентов в процессе изучения иностранного языка на основе использования информационных технологий обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Симонова Жанна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы активизации познавательной деятельности студентов в процессе организации самостоятельной работы на основе использования информационных технологий обучения»

УДК 378: 802/809

Ж.Г. Симонова

ПРИНЦИПЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

В статье рассматриваются основные принципы активизации познавательной деятельности студентов в процессе изучения иностранного языка на основе использования информационных технологий обучения.

Болонский процесс, как феномен постмодернизма глубоко затронул не только общественные, политические и экономические структуры российского государства, но и одну из основных сфер национальной идентичности - высшее образование. Реформа высшего образования, нацеленная на приведение высшей школы России к международным стандартам, порождает проблему выбора путей обеспечения эффективности и качества обучения, в том числе и иностранному языку.

Уже доподлинно известно, что Болонский процесс приведет к постепенному переходу системы обучения на самостоятельное образование, в результате этого высшие учебные заведения столкнутся с рядом проблем.

Стремительное развитие науки, увеличение объема информации, определяющей содержание образования несоизмеримо с ограничением времени обучения.

Современные технологии, несмотря на существующие ограничения своих возможностей, все настойчивее вытесняют изживающие себя традиционные формы обучения.

Априори в высшие учебные заведения поступают люди готовые к сознательному приобретению знаний. Практика, однако, свидетельствует о том, что далеко не все студенты осознают значимость иностранного языка в профессиональном росте, как результат - ослабление мотивов учения. Познавательный интерес падает в результате того, что учебный материал не всегда соответствует требованиям реальной жизни, и что крайне важно, у студентов недостаточно развита потребность в самостоятельном расширении и пополнении знаний за счет чтения литературы, использования аудио- и видеоматериалов, современных компьютерных и информационных технологий.

Возникает резонный вопрос: как при этом обеспечить и усовершенствовать качество образования?

Цель данной статьи - раскрыть содержание понятия активизация учебно-познавательной деятельности, а также осветить основные принципы активизации учебно-познавательной деятельности студентов средствами информационных технологий через систему дидактических принципов обучения.

В современных отечественных и зарубежных изданиях все чаще встречается тезис о том, что обеспечению качества образования может способствовать внедрение в учебный процесс новых средств компьютерных и информационных технологий.

В качестве другого пути решения проблемы обеспечения качества образования выступает переход на личностно-ориентированное образование.

Принимая во внимание то, что в рамках лич-ностно-ориентированной парадигмы центральное место отводится личности обучаемого и содержанию учебной деятельности, назначение преподавателя заключается не в том, чтобы просто давать знания, умения и навыки, а в том, чтобы организовывать его учебно-познавательную деятельность и создавать условия для развития личности, ее творческих способностей, свободы, самостоятельности и активности.

В психологии под активностью понимается «способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении...» [6].

Активность обучаемых, как правило, проявляется в их отношении к познавательной деятельности.

По словам П.И. Пидкасистого, познавательная деятельность - это процесс, в ходе которого «ученик "присваивает" ... отчужденные научные

418

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009

© Ж.Г Симонова, 2009

знания, которые первоначально выступали в его деятельности как объект познания. Став же достоянием ученика, это знание, в его последующей познавательной деятельности выступает в сознании школьника, с одной стороны, уже как предмет его познавательной деятельности, с другой -как ее результат» [3].

Таким образом, если познавательная деятельность обучающегося - это его деятельность по овладению знаниями, умениями, навыками, то познавательная активность - это стремление обучающегося к эффективному овладению знаниями, готовность к мобилизации волевых усилий и выбору оптимальных путей для достижения целей познания, а также готовность к самостоятельной деятельности.

Данное заключение помогает понять, что познавательная активность и самостоятельность неразрывно связаны. Источником познавательной активности и самостоятельности является потребность в приобретении знаний, овладении способами учебно-познавательной деятельности, потребность в саморазвитии и самосовершенствовании.

Задача преподавателя заключается в стимулировании формирования этих потребностей, иными словами, - в активизации учебно-познавательной деятельности.

Т.И. Щукина под активизацией учебно-познавательной деятельности школьников понимает «процесс, направленный на усиленную совместную учебно-познавательную деятельность учителя и учащихся, на побуждение к ее энергичному, целенаправленному осуществлению, на преодоление инерции, пассивных и стереотипных форм преподавания и учения» [8].

Определение, данное Т. И. Щукиной, позволяет сделать значимый для нас вывод: главная цель активизации - совершенствование качества учебно-воспитательного процесса, которое требует использования различных методов, способов и форм обучения, стимулирующих обучающихся к проявлению активности и самостоятельности.

Анализ педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме показывает, что одним из способов активизации познавательной деятельности студентов является организация самостоятельной познавательной деятельности (Б.П. Есипов, П.И. Пидкасистый, Т.И. Шамова).

В условиях сокращения аудиторных часов, проблему активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов и, как резуль-

тат, обеспечить качество образования помогут решить информационные технологии обучения (Е.С. Полат).

Исходя из того, что любая методика обучения студентов иностранному языку или их самостоятельное изучение, в том числе и с использованием информационных технологий должна основываться на дидактических принципах обучения, нами были выделены основополагающие принципы активизации познавательной деятельности студентов:

1) принцип фундаментальности образования и профессиональной направленности;

2) принцип соответствия индивидуальным и возрастным особенностям учащихся;

3) принцип положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата обучения;

4) принцип новизны;

5) принцип наглядности;

6) принцип преемственности, систематичности и последовательности;

7) принцип доступности;

8) принцип научности и связи теории с практикой;

9) принцип сознательности и активности;

10) принцип продуктивности и прочности обучения.

Эффективность и качество профессиональной подготовки студентов зависит от полноты реализации принципа фундаментальности образования и профессиональной направленности.

Компьютерные программы позволяют внедрить в учебный процесс максимальное количество разнообразных специализированных дидактических заданий и проблемных ситуаций, ориентированных на профессиональные интересы, a также продукты профессионально-направленного содержания: профессиональные тренажеры, справочные системы, тестовые программы и др.

Принцип соответствия индивидуальным и возрастным особенностям учащихся является ведущим, системообразующим принципом, лежащим в основе всей системы принципов обучения.

Важная задача современного образования -изучение и учет индивидуальных особенностей каждого обучаемого с целью повышения качества и результативности его учебной работы, развития творческих способностей.

Принцип соответствия индивидуальным и возрастным особенностям студентов в компьютерной среде выступает в качестве адаптации и ин-

дивидуализации обучения посредством использования компьютерных программ, адаптированных к особенностям обучаемого, что позволяет ему выбирать подходящий темп усвоения материала и уровень сложности. Практика показывает, что использование адаптированных обучающих программ положительно сказывается на повышении мотивации к изучению иностранного языка, и наряду с этим способствует реализации принципа положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата обучения.

По мнению ряда ученых (В.И. Загвязинский, Ш.А. Амонашвили, М.Н. Скаткин) принцип положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата обучения очень важен как для эмоционального комфорта участников образовательного процесса, так и для эффективности усвоения знаний. Практика показывает, что компьютерное обучения оказывает огромное влияние на формирование познавательного интереса студентов. Обучающиеся, как правило, получают удовольствие, используя компьютер в изучении иностранного языка. Кроме того, грамотно разработанные обучающие программы позволяют преодолеть такое проявление психологического барьера, как «ошибкобоязнь». Компьютерные программы «способны» подробно комментировать неверные ответы, либо терпеливо предоставлять материал для выработки правильных, избегая нравоучений, порицаний.

Важно отметить, что мультимедийные и интерактивные свойства компьютера позволяют сделать обучающую программу интересной и приятной в работе, а разнообразные формы работы с программой вызывают у студентов мотивацию к изучению иностранного языка.

Значительно повысить мотивацию к изучению иностранного языка помогают компьютерные игры. Элемент игры, внесенный в любую обучающую программу, сделает интересной работу даже с рутинными языковыми упражнениями.

Компьютерные программы дают возможность раздвинуть рамки учебника, стены аудитории, позволяют визуально создавать себе языковую среду, развивать речепроизводство и продуктивность речевых умений, способствуя, тем самым, реализации принципа новизны, как одного из ведущих принципов коммуникативного обучения.

Принцип наглядности по мнению И.П. Подла-сого «один из самых известных и интуитивно понятных принципов, использующийся с древних

времен» [4] реализуется как нельзя лучше посредством компьютерных технологий обучения. Интеграция аудиовизуальной информации нескольких сред (текст, видео, аудио, графика, анимация и др.) повышает уровень восприятия, а, следовательно, усвоение материала. Кроме того, мультимедиа-программы предоставляют возможность предъявления учебного материала на всех его уровнях, помогая тем самым студентам осваивать внушительные объемы теоретической информации.

Принцип преемственности, последовательности и систематичности в компьютерной среде связан с организацией учебного материала и системой действий обучаемого по его усвоению. Соглашаясь с И.Л. Бим, мы считаем, что в «обучении иностранному языку систематичность должна проявляться во взаимосвязи усваиваемых явлений, в определенной последовательности их предъявления, которая определяется не системой языка, а значимостью ее элементов для овладения речью» [1].

Принцип доступности, по словам В.А. Сласте-нина «требует учета реальных возможностей обучаемых, отказа от интеллектуальных и эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье» [7].

В компьютерной среде принцип доступности реализуется в индивидуализированных программах. Индивидуализированным можно считать такое обучение, при котором обучение конкретного студента осуществляется в соответствии с той моделью, к которой он отнесен, а сами модели заранее введены в обучающую систему и могут в процессе обучения уточняться.

Принцип научности обучения и связи теории с практикой предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией. Принцип научности имеет отношение и к методам обучения. В соответствии с ним педагогическое взаимодействие должно быть направлено на развитие у учащихся познавательной активности, креативного и дивергентного мышления, творчества, ознакомление их со способами научной организации учебного труда.

В случае с информационными технологиями -это метод проектов. Проектная методика позволяет научить студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая знания из различных областей, находить причинно-следственные связи, прогнозировать результат.

420

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009

Суть принципа сознательности и активности, заключающаяся по мнению В.И. Загвязинского в том, что «ученика невозможно научить, если он не захочет научиться сам», вынуждает преподавателя стимулировать активность преподавателя различными способами: «возбуждение интереса через выявление дефицита информации, проблемные ситуации, игровая имитация и др.» [2].

В условиях компьютерного обучения принцип сознательности и активности рассматривается в двух аспектах: репродуктивном и продуктивном.

Репродуктивная активность предполагает творческое отношение к учебной деятельности, личную инициативу и самостоятельность мышления. Запоминание, воспроизведение и усвоение материала осуществляется в мультимедийных тренировочных программах.

Продуктивная активность может проявляться в ходе использования мультимедийных имитационных, моделирующих программ и микро-миров, словом, продуктивная активность студентов в условиях компьютерного обучения тоже направлена на поиск и создание нового, что также способствуют повышению мотивации к изучению иностранного языка.

Принцип продуктивности и прочности по мнению В.И. Загвязинского базируется на древнем девизе «Повторение - мать учения» [2].

Ряд ученых делают акцент на важности автоматизации самостоятельной работы учащихся при обучении иностранному языку. Следует отметить, что именно компьютер позволяет решить проблему формирования лексико-грамматичес-ких навыков, у обучаемых появляется возможность самостоятельно закрепить и активизировать материал. Компьютер в данном случае выступает в роли терпеливого преподавателя, способного сколь угодно повторять задания, добиваясь

правильных ответов, тем самым, доводя отрабатываемый навык до автоматизма, что, безусловно, обеспечивает прочность усвоения, а прогресс в обучении, как правило, способствует повышению мотивации студентов.

По нашему мнению рационально составленные компьютерные обучающие программы позволят индивидуализировать процесс обучения, повысить мотивацию учения, стимулировать познавательную активность и самостоятельность студентов, а, следовательно, помогут решить первостепенную задачу современной российской системы образования - обеспечить и повысить его качество.

Библиографический список

1. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 2001. - .№4. - С. 5.

2. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2004. - 192 с.

3. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. -М.: Педагогика, 1980. - 240 с.

4. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛА-ДОС, 2004. - 574 с.

5. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. -М.: Academa, 2001. - 271 с.

6. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

7. Сластенин В.А. Педагогика. - М.: Academa, 2002. - 570 с.

8. Щукина Т. И. Роль деятельности в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1986. - 144 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.