Научная статья на тему 'Принцип всеобщности избирательного права в мировой практике: гарантии и ограничения'

Принцип всеобщности избирательного права в мировой практике: гарантии и ограничения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3462
308
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВСЕОБЩЕЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНЗЫ / РЕГИСТРАЦИЯ ИЗБИРАТЕЛЕЙ / ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН / GUARANTEES OF CITIZEN`S RIGHTS / UNIVERSAL ELECTION LAW / ELECTORAL QUALIFICATIONS / VOTER REGISTRATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Старовойтова Екатерина Игоревна

В статье рассмотрены основные избирательные цензы, используемые в избирательном праве для ограничения избирательных прав граждан. Исследованы вопросы косвенного ограничения принципа всеобщности избирательного права. Определены гарантии участия граждан в управлении делами государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Principle of Universal Election Law in World Practice: Yuarantees and Yualifications

In the article basic electoral qualifications applicable in election law for restriction of franchise are studied. The author explores the issues of indirect restriction of principle of universal election law. Guarantees of citizen participation in managing state affairs are defined.

Текст научной работы на тему «Принцип всеобщности избирательного права в мировой практике: гарантии и ограничения»

Вопросы международного права и сравнительного правоведения

УДК 342.8

ПРИНЦИП ВСЕОБЩНОСТИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ: ГАРАНТИИ И ОГРАНИЧЕНИЯ

© Старовойтова Е. И., 2013

Институт законодательства и правовой информации им. М. М. Сперанского, г. Иркутск

В статье рассмотрены основные избирательные цензы, используемые в избирательном праве для ограничения избирательных прав граждан. Исследованы вопросы косвенного ограничения принципа всеобщности избирательного права. Определены гарантии участия граждан в управлении делами государства.

Ключевые слова: всеобщее избирательное право; избирательные цензы; регистрация избирателей; гарантии прав граждан.

Принцип всеобщности избирательного права является одним из основных принципов, который наряду с принципами равного, прямого и тайного голосования является неотъемлемой составляющей избирательных систем демократических государств.

Как отмечал Г. Мейер, «под всеобщим правом голосования нужно бы разуметь такую постановку избирательного права, при которой в выборах могут принимать участие все, без всякого исключения. Но такая форма избирательного права никогда не существовала и никогда не будет существовать. Некоторые категории должны быть отстранены от пользования этим правом, а именно, — дети и душевнобольные... Затем избирательного права обыкновенно не имеют лишенные гражданских прав чести, находящиеся под опекой или конкурсом, пользующиеся или пользовавшиеся общественной благотворительностью. Часто пользование избирательным правом ставится в зависимость от определенного времени, которое избиратель должен прожить в своем избирательном округе. Несмотря на эти ограничения, право голосования все-таки называется всеобщим, и только в том случае, если помимо перечисленных, требуются еще и другие, особые условия для избирательного права, говорит об ограниченном праве голосования» [1].

В настоящее время данный принцип предполагает предоставление избирательного права гражданам независимо от оснований приобретения гражданства, социального про-

исхождения, имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, образования, языка, отношения к религии, характера занятий и политических убеждений. Запрещаются какие-либо прямые или косвенные ограничения избирательных прав граждан по признакам пола, расы, национальной принадлежности, языка, имущественного и должностного положения, политических и религиозных убеждений, а также по другим основаниям. Женщины участвуют в выборах наравне с мужчинами, военнослужащие — наравне с гражданскими лицами.

Несмотря на то, что положения принципа всеобщности избирательного права имеют в своей основе естественно-правовые идеи, его формирование и формальное закрепление проходило в процессе ожесточенной борьбы отдельных категорий лиц за свои политические права.

Идеи политической свободы и политического равенства являются господствующими идеями XVIII в. В избрании народных представителей, по мнению Ш.-Л. Монтескье, должны принимать участие все вообще граждане, за исключением тех, кто находится в таком состоянии низости, что не считается способным к обладанию свободной волей [2]. Что касается Ж.-Ж. Руссо, то, в применении к непосредственному народовластию, он формулирует начало, лежащее в основе всеобщего избирательного права: должны быть спрошены все, решать должно большинство [3].

Естественно-правовая концепция всеобщего избирательного права отчетливо

формулируется в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Согласно ст. 6 Декларации закон является выражением общей воли. Все граждане имеют право содействовать, лично или через посредство своих представителей, его установлению [4]. Вместе с тем при обсуждении французской Конституции 1791 г. единственным выступлением в защиту всеобщего избирательного права является речь, произнесенная в заседании 25 января 1790 г. М. Робеспьером [5]. М. Робеспьер справедливо указывает на непримиримое противоречие, существующее между избирательным цензом, с одной стороны, и основными началами Декларации правчеловека и гражданина, с другой. Закон не может быть выражением общей воли, если большинство тех, для кого он издается, не принимает участия в его установлении. Нельзя говорить о всеобщем равенстве, если одни обладают исключительно пассивным избирательным правом, другие исключительно активным, а некоторые не обладают ни тем, ни другим. Народ не является сувереном, если большая часть индивидов, его образующих, лишена избирательных прав [6].

Однако идеи всеобщего избирательного права не получили должной поддержки, и установившиеся цензы были отменены лишь в результате упорного отстаивания своих интересов лицами, права которых были ущемлены. Вследствие этого всеобщее избирательное право в большинстве стран утвердилось лишь в XX в.

Следует отметить, что ряд ограничений избирательного права, которые по своей сути являются требованиями к избирателю и избираемым, необходимы в силу объективных причин допуска к управлению делами государства только тех лиц, которые, во-первых, являются носителями национального суверенитета в том государстве, в котором они проживают; во-вторых, могут понимать значение своих действий и руководить ими. Вместе с тем в избирательных системах государств, которые складывались в XVШ—XIX вв., устанавливались ограничения, имеющие главной целью не допустить участие в управление делами государства реакционные элементы общества, которые не заинтересованы в сохранении сложившихся устоев общества.

К XVIII в. сложились основные элементы избирательных систем. При этом определяющим их элементом было наличие высоких имущественных и податных цензов.

Конституция Франции 1791 г. закрепила возможность осуществления избирательных прав на выборах первичных собраний в городах и кантонах только для тех лиц, кто уплачивал прямой налог в размере стоимости трех рабочих дней. Право избирать получили также лица, представившие расписку обуплате и не находящиеся в услужении, т. е. не состоящие домашними слугами (раздел 3, глава 1, п. 2 отдела II). Такой налог, получивший название ценза (cens), сокращал число избирателей до одной трети от числа взрослого населения [7].

В ряде стран имущественный ценз сохранялся вплоть до середины XX в. Так, в США имущественный ценз применительно к федеральным выборам был отменен только в 1964 г. посредством внесения XXIV поправки к Конституции, установившей запрет на лишение избирательных прав по причине «неуплаты какого-либо избирательного или иного налога» [8].

Кроме того, до начала XX в. в большинстве стран из политической жизни исключались женщины. Первым предоставившим право голоса женщинам был американский штат Вайоминг (1869 г.). Новая Зеландия допустила женщин к общенациональным выборам в 1893 г., Австралия — в 1902 г. [9]. В скандинавских странах это право было предоставлено в Финляндии в 1906 г., в Норвегии — в 1913 г., в Исландии — в 1915 г. В других странах Европы: в Австрии и Дании — в 1918 г., в

Великобритании — в 1918 г., а с 21 года — в 1928 г., в Германии — в 1919 г. [10]. Соединенные Штаты Америки предоставили избирательное право в 1920 г., приняв

XIX поправку к Конституции. В 1917 г. в Канаде к выборам были допущены женщины, которые находились в вооруженных силах Канады или ушли в отставку. В 1920 г. право на участие в выборах было предоставлено всем женщинам по достижении ими 21 года [11]. В России женщины получили право голоса на выборах в Учредительное собрание в 1917 г. [12]. Однако ряд стран предоставили избирательное право женщинам только к середине

XX в. Италия такое право ввела в 1946 г., Бельгия — в 1948 г., а Греция — в 1952 г. Во Франции женщинам избирательное право было предоставлено ордонансом генерала Ш. де Голля 21 апреля 1944 г. [13].

Не менее значимым достижением в борьбе за всеобщее избирательное право было закрепление избирательного права незави-

симо от национальной или расовой принадлежности, вероисповедания, социального статуса, наличия образования, политической принадлежности.

При этом следует отметить, что закрепление указанных ограничений зачастую было связано с происходящими историческими и политическими процессами в определенные периоды существования государств.

Так, в Англии до 1829 г. пассивное избирательное право являлось обусловленным принадлежностью к господствующей англиканской церкви. Лицо, входящее в состав одной из палат парламента, обязано было принести троякого рода присягу — присягу верности (oath of allegiance), супрематии (oath of supremacy) и отречения от папской власти (oath of abjuration). Само собой понятно, что католики и евреи тем самым исключались из участия в законодательных собраниях. В 1829 г. биллем об эмансипации католики были освобождены от принесения присяги отречения и тем самым получили доступ в парламент. Что касается евреев, то сначала в 1858 г. палатам предоставлено было право в каждом отдельном случае освобождать их от заключительных слов присяги: «On the true faith of a Christian», стоящих в противоречии с существом их вероучения. В 1860 г. парламентским биллем каждой из палат было предоставлено право ввести в свой регламент общую норму, освобождающую от указанной формулы всех вообще лиц, вступающих в палату. Позднее билли 1866 и 1868 гг. вводят вместо прежней множественной присяги, единую присягу, заканчивающуюся словами: «So help me God». С этого времени доступ в парламент открывается для нехристиан, и только атеисты остаются по-прежнему исключенными из парламента. Наконец, в 1888 г. издается новый билль, допускающий к участию в парламенте атеистов, обязанных вместо принесения присяги делать формальное заявление о верности государству [14].

В США только после окончания гражданской войны (1861—1865 гг.) было закреплено, что право голоса не может быть ограничено в зависимости от расы, цвета кожи либо выполнения ранее подневольной работы (XV Поправка к Конституции США, ратифицированная в 1870 г.).

В первые годы советской власти при выборах применялись ограничения всеобщего избирательного права в зависимости от социального происхождения. От участия в выборах отстранялись бывшие помещики,

дворяне, жандармы, царские военнослужащие, духовенство, кулаки, члены императорской семьи. Впоследствии в Конституции 1937 г. избирательное право было предоставлено всем независимо от социального статуса.

В Австрии Законом о выборах в Национальный совет 1945 г. были лишены возможности участвовать в выборах около 500 тыс. бывших национал-социалистов. Основная масса бывших национал-социалистов вновь получила избирательные права на выборах в Национальный совет в 1949 г.; крупные нацистские чиновники оставались исключенными из избирательного права до 30 апреля 1950 г. [15]. В Венгрии Законом VIII 1945 г. избирательного права были лишены бывшие члены венгерских фашистских и профашистских организаций [16].

Еще одним ограничением всеобщего избирательного права был используемый в некоторых странах ценз грамотности. Так, в Венгрии в 1938 г. был принят избирательный Закон XIX, который ввел образовательный ценз, допускающий участие в выборах только граждан, имеющих 6 классов образования. Впоследствии он был отменен [17]. В США также применялся ценз грамотности, который был отменен только в 1975 г., внесением изменений в Акт об избирательном праве 1970 г. был наложен запрет на использование тестов и иных средств проверки «способности читать, писать, понимать и изъясняться» [18]. И хотя образовательный ценз в определенной степени может выступать определенной гарантией повышенной ответственности и профессионализма органов публичной власти, формируемых на выборной основе, все же следует согласиться с В. М. Гессеном, что эти требования «устраняют от участия в выборах многочисленный класс населения, наиболее нуждающийся в законодательной защите» [19].

Рассмотренные выше цензы избирательного права в настоящее время исключены из избирательного законодательства демократических государств, вследствие этого можно говорить о закреплении принципа всеобщности избирательного права. Однако данный принцип не подразумевает предоставление избирательного права абсолютно всем лицам, проживающим на территории соответствующего государства.

Прежде всего, предоставление избирательного права связано с наличием особой правовой связи лица с государством (граж-

данство, подданство). При этом, как правило, не имеет значения, приобретено ли гражданство по рождению или посредством натурализации. В качестве исключения можно привести пример наделения пассивным избирательным правом только гражданина по рождению на выборах Президента США. Так, согласно разд. 1 ст. 2 Конституции США «ни одно лицо, кроме гражданина по рождению или гражданина Соединенных Штатов на момент принятия настоящей Конституции не подлежит избранию на должность Президента».

Кроме того, в ряде государств в силу определенного исторического развития и наличия соответствующих геополитических факторов избирательным правом наделяются иностранные граждане.

Так, в Дании Конституция 1953 г. в § 87 наделяет граждан Исландии, т. е. по сути граждан иностранного государства, «равными правами с гражданами Дании в соответ-ствиис Договором о датско-исландской унии» и говорит о том, что они «сохраняют права граждан Дании, установленные настоящей Конституцией» [20]. Исходя из этой конституционно-правовой нормы, исландские граждане, удовлетворяющие всем остальным избирательным цензам, обладают избирательным правом, несмотря на отсутствие у них датского гражданства [21].

В Норвегии согласно ст. 2-2 Закона о выборах на местных выборах наделены активным избирательным правом лица (иностранные граждане и апатриды), зарегистрированные в регистре населения в качестве резидентов Норвегии в течение последних трех лет, предшествующих дню голосования, а также граждане других северных стран (Швеции, Дании, Исландии и Финляндии), зарегистрированные в регистре населения не позднее 30 июня года проведения выборов [22]. Действующим законодательством Российской Федерации применительно к выборам в органы местного самоуправления также установлена возможность участия иностранных граждан, если это предусмотрено соответствующим международным договором [23].

Во Франции иностранные граждане могут голосовать на социальных выборах, на выборах в муниципальные органы и в Европейский парламент. Конституционный совет Франции в своем решении от 9 апреля 1992 г. постановил, что иностранцы — граждане других стран Европейского сообщества — могут быть избирателями и

избираться во Франции в Европарламент, поскольку «договор о Европейском союзе не имеет своим следствием изменить юридическую природу Европейского парламента; последний не является суверенной Ассамблеей, наделенной компетенцией общего характера, которая имела бы возможность осуществлять национальный суверенитет; Европейский парламент обладает своим статусом, интегрированным в юридическую систему различных государств-членов Сообщества, и не входит в институциональную систему Французской республики» [24]. Совет признал конституционность права избирать в Европейский парламент во Франции потому, что этот орган имеет в качестве юридического основания не Конституцию 1958 г., а международные соглашения: Римский договор 1957 г., Единый Европейский акт 1986 г. и Маастрихский договор 1992 г. Этими соглашениями и определяются полномочия Европарламента [25]. Поскольку этот орган не принадлежит к институциональному порядку Французской Республики, то, следовательно, выборы этого органа не затрагивают осуществления национального суверенитета [26].

Вместе с тем следует отметить, что положения национального суверенитета не всегда являются определяющими в вопросах выбора лиц, которым может быть предоставлено такое политическое право, как избирательное. Так, коренным народностям, проживающим на территории отдельных государств и являющимся непосредственными носителями национального суверенитета, избирательное право в ряде государств было предоставлено в последнюю очередь. В Канаде до 1950 г. в выборах не могли участвовать эскимосы, а индейцы, проживавшие в резервациях, получили право участвовать в выборах только в 1960 г. [27]. Парламент Австралийского Союза в Акте «О правах участия в выборах» 1902 г. предоставил право голосовать на выборах мужчинам и женщинам, которые являются британскими подданными, достигшими возраста 21 года, исключение составляли аборигены Австралии, Азии, Африки и Тихоокеанских островов. Они получили право добровольно регистрироваться в качестве избирателей и голосовать на федеральных выборах только в 1962 г. Впоследствии, с 1984 г., их регистрация и участие в голосовании стали обязательными [28].

Кроме того, отдельно в избирательном законодательстве разрешается вопрос участия в выборах граждан, проживающих за пределами государства, и которые с течением времени утрачивают прочные связи с ним. В Италии на конституционном уровне предусмотрены гарантии прав граждан, проживающих за границей (ч. 2 ст. 48). С этой целью на выборах в каждую из палат Парламента учреждаются заграничные округа, за которыми закрепляется определенное число мандатов — 12 для Палаты депутатов (ч. 2 ст. 56) и 6 — для Сената (ч. 2 ст. 57) [29]. Аналогичное регулирование имеется и в Российской Федерации [30].

Вместе с тем в отдельных странах граждане, уехавшие за пределы государства, с течением времени лишаются своих избирательных прав. В Великобритании в 1985 г. Актом о народном представительстве предоставлено право голоса британским гражданам, находящимся за рубежом в течение пяти лет с момента их отъезда. К 1989 г. этот срок был увеличен до 20 лет, и право голоса получили также граждане, которые на момент отъезда еще не достигли необходимого возраста. Впоследствии Акт о народном представительстве 2000 г. снизил срок, в течение которого могут голосовать граждане Великобритании, уехавшие за рубеж, с 20 до 15 лет [31].

Еще одним цензом, связанным с требованием нахождения лица на территории государства, является ценз оседлости. Данный ценз призван подтвердить наличие устоявшихся связей лица с той территорией, на которой он участвует в выборах. Как правило, данный ценз устанавливается для пассивного избирательного права. Так, например, в Конституции США установлено, что на должность Президента не подлежит избранию лицо, не проживавшее в течение 14 лет в Соединенных Штатах (разд. 1 ст. 2). Вместе с тем в некоторых государствах ценз оседлости предусматривается для избирателей. В Великобритании лицо не может быть зарегистрировано в регистре парламентских избирателей избирательного округа в Северной Ирландии, если оно не является резидентом Северной Ирландии на протяжении трех месяцев, завершающихся в установленную дату (ст. 4 Акта о народном представительстве 1983 г.) [32].

Для приобретения избирательной правосубъектности кроме наличия устойчивой правовой связи с государством также требуется достижение определенного возраста. В

настоящее время предоставление избирательного права, как правило, связывают с достижением совершеннолетия. Однако вопрос о том, с какого возраста предоставлять избирательные права, в недавнем прошлом вызывал многочисленные дискуссии.

Например, при проведении совещания по обсуждению Положения о выборах в Учредительное собрание России в 1917 г. оживленные споры вызвал вопрос о возрасте получения права избирать и быть избранным. Более умеренные члены совещания предлагали связать избирательный возраст с достижением гражданского совершеннолетия в 21 год. Данное предложение аргументировалось тем, что если человек не имеет права подписать вексель или выдать заемное письмо, то нельзя предоставить ему право решать судьбу страны и народа. Ряд участников совещания отстаивали избирательный возраст в 20 лет, так как Временное правительство обещало избирательные права всем, кто призван на воинскую службу. При этом было предложение с 20 лет предоставить избирательные права только тем, кто находится на фронте [33]. Впоследствии кандидат в президенты США генерал Эйзенхауэр, высказавшийся за понижение избирательного возраста до 18 лет, мотивировал это тем, что «если человек достаточно зрел, чтобы воевать, он достаточно зрел, чтобы голосовать» (речь в Детройте 15 июня 1952 г.). Большинством голосов совещание приняло решение о предоставлении избирательного права лицам, достигшим 20 лет. Для тех, кто служил в армии и на флоте, избирательный возраст был понижен до 18 лет [34]. В дальнейшем в конституциях РСФСР избирательное право было предоставлено всем гражданам по достижении ими 18 лет.

Однако многие государства показали значительный консерватизм при решении этого вопроса. Так, в США избирательное право было предоставлено 18-летним гражданам только с 1971 г. Канадское общество также продемонстрировало закоснелость взглядов при решении этого вопроса, предоставив только в 1970 г. лицам, достигшим возраста 18 лет, права участвовать в выборах.

При этом не следует считать, что снижению возрастного ценза препятствовали исключительно парламентарии. Например, как показывает датский опыт, решение о снижении возрастного ценза решалось населением на референдуме. Последний референдум по данному вопросу прошел в

Дании 19 сентября 1978 г., на нем было принято решение об установлении избирательного ценза в 18 лет. Таким он остается и по настоящий день [35].

Отдельные страны, наоборот, показали либерализм в установлении возрастного ценза. Так, в Австрии с 2007 г. возрастной ценз на федеральных выборах снижен до 16 лет [36]. Целью снижения избирательного возраста, с одной стороны, явилось улучшение коммуникативной функции власти, налаживание связей с молодежью, с другой стороны, более раннее вовлечение подростков в политическую жизнь страны [37].

С формальной точки зрения в избирательный корпус входят только те избиратели, которые зарегистрированы в этомкаче-стве. Без регистрации избиратель не может реализоватьсвое право голоса. Поэтому именно регистрация избирателейсчитается одним из ключевых вопросов избирательного законодательства [38]. Вследствие этого регистрация избирателя и внесение его в списки избирателей по сути является косвенным ограничением принципа всеобщности избирательного права. Так, по законодательству Нью-Йорка в качестве избирателей регистрируются граждане Соединенных Штатов, которые на день проведения выборов достигли либо достигнут возраста 18 лет и которые являются жителями штата, графства, города или поселка не менее тридцати дней до дня проведения выборов [39]. Кроме того, законодательством установлен жесткий порядок проверки заявлений граждан о том, что они являются жителями штата Нью-Йорк и могут участвовать в выборах на территории штата: «При решении вопроса о предоставлении избирателю права нарегистрацию и участие в выборах, совет по выборам, в который подано такое заявление, должен принять во внимание, помимо ясно выраженного желания заявителя, его поведение и все относящиеся к делу обстоятельства. Совет, принимая решение о регистрации, может учитывать финансовую независимость заявителя, деловые качества, трудоустройство, источники доходов, регистрацию в налоговых органах по месту жительства, возраст, семейное положение, местожительство родителей, наличие супруга и детей, если таковые имеются, принадлежащие на праве аренды или собственности движимые и недвижимые объекты, транспортные средства, а также иные объекты собственности, зарегистрированные на его имя, и другие

факторы, которые совет обоснованно сочтет необходимыми для определения права заявителя голосовать в избирательном округе в пределах его юрисдикции» [40]. При этом прохождение данной процедуры приводит лишь к получению статуса потенциального избирателя (inactive status). Перевод в полноправные избиратели осуществляется, если избиратель направит в совет по выборам графства подтверждение о том, что он зарегистрирован по месту своего местожительства [41]. Наличие подобной усложненной процедуры препятствует осуществлению избирательных прав и создает косвенные ограничения для участия граждан в выборах.

Ряд ограничений, касающихся избирательных прав, обусловлен недопущением к управлению делами государства лиц, которые не понимают значения своих действий и не могут руководить ими. Избирательное право, как правило, не предоставляется недееспособным гражданам, гражданам, находящимся под опекой, душевнобольным гражданам. В соответствии со ст. 93 и 96 (А) Избирательного закона Австралийского Союза 1918 г. ни регистрироваться, ни голосовать на выборах не могут недееспособные лица, душевнобольные, лица, не способные понимать и осознавать природу и значение голосования [42]. В Великобритании Акт о народном представительстве 2000 г. внес ряд изменений в Акт о народном представительстве 1983 г., лишив права голоса лиц, находящихся в психиатрических лечебницах [43]. В Венгрии избирательного права лишаются лица, которые находятся на попечении, что ограничивает или исключает его дееспособность. Однако следует отметить, что нет ни одной другой страны в Европе, где ограниченная дееспособность гражданина считалась бы основанием для лишения его права голоса [44].

В мировой практике также распространено ограничение избирательных прав тех, кто был осужден или находится на момент проведения выборов в местах лишения свободы. Значение данного ограничения избирательных прав во все времена состояло в том, чтобы исключить возможность хотя бы минимального влияния на политическую жизнь государства тех лиц, кто совершил общественно опасные действия или порицаемые обществом проступки.

Согласно Конституции Италии, избирательное право может быть ограничено вследствие окончательного уголовного при-

говора и в случаях недостойного поведения (ч. 4 ст. 48). Эти положения конкретизируются в текущем законодательстве. В соответствии со Сводным текстом законов обактивном избирательном праве, о составлении и пересмотре списков избирателей, утвержденным Декретом Президента Республики № 223 от 20 марта 1967 г., не являются избирателями: обанкротившиеся коммерсанты на весь период банкротства, но не более пяти лет после объявления их банкротами; лица, подвергнутые мерам безопасности, связанным с лишением свободы, или находящиеся под надзором на весь срок действия данных мер; приговоренные к наказанию, которое влечет за собой бессрочное лишение избирательных прав; лица, временно лишенные избирательных прав, на весь срок лишения; лица, осужденные за определенные умышленные преступления, в течение пяти лет независимо от назначенного наказания, даже если данное наказание не влечет лишения избирательных прав или предусматривает лишение на меньший срок (ст. 2) [45].

Кроме того, определенные ограничения избирательных прав связаны с занимаемой должностью как избирателей, так и избираемых. Данные ограничения в общей своей массе направлены на исключение потенциальной возможности возникновения конфликта интересов. Кроме того, часть таких ограничений направлена на обеспечение бесперебойного функционирования определенных отраслей общественной жизни.

Как отмечал Г. Мейер, гораздо значительней ограничения лиц, состоящих на государственной службе. В рассматриваемом отношении необходимо иметь в виду существенное различие между двумя институтами: неизбираемостью должностных лиц (те^Ы^е) и несовместимостью (тсотраУ-Ы1^е) государственной службы с парламентским мандатом. Избрание должностного лица, лишенного пассивного избирательного права, по существу, ничтожно. Напротив, избрание должностного лица, занимающего должность, несовместимую с должностью депутата, само по себе вполне действительно. Избранное лицо обязано, однако, сделать выбор между занимаемой им должностью и званием депутата, отказаться от должности или от депутатского полномочия [46]. При этом, как правило, возможность избираться восстанавливается у лица, если оно прекратило осуществлять несовмести-

мые со статусом кандидата государственные и (или) иные публичные функции.

Во Франции Избирательным кодексом установлено, что не могут быть избраны в любом избирательном округе, входящем в состав территории, на которой они осуществляют или осуществляли свои функции в последние шесть месяцев до выборов: генеральные инспекторы национальной экономики; генеральные инженеры путей сообщения; магистраты апелляционных судов; ректоры и инспекторы академий; инспекторы начального образования; старшие казначеи; директора налоговых служб; и др. (ст. L.O.1з3) [47].

Согласно законодательству Канады от участия в выборах в качестве кандидата отстраняются в силу предписаний о несовместимости мандата депутаты законодательных органов провинций и территорий; шерифы, клерки мирового суда или атторней графства, а также судьи, назначенные на должность актом генерал-губернатора. Запреты касаются также любых должностных лиц по выборам, в том числе и председателя центрального избирательного ведомства (ст. 65 Закона о выборах) [48].

В Аргентине от участия в выборах в качестве избирателей отстраняются полицейские и военные [49]. Данная практика до недавнего времени использовалась повсеместно, поскольку, как отмечал В. В. Водовозов, политические выборы никогда не проходят спокойно; они раздражают общественные страсти и вызывают обостренную борьбу. Армия, как таковая, должна быть чужда политической борьбы, — и сами военные, и защитники современного военного строя всего более настаивают на этом: избирательная агитация, которая проникнет и в армию, когда она будет допущена до избирательных урн, неизбежно подорвет военную дисциплину [50].

Таким образом, подводя итог, следует отметить, что принцип всеобщности избирательного права должен лежать в основе избирательной системы любого государства. Данный принцип в зависимости от его содержания не просто устанавливает возможность лица участвовать в электоральных отношениях, он обуславливает уровень прозрачности избирательного процесса, направленность политических гарантий, провозглашенных в государстве, а также в целом отражает степень демократизации конкретного общества. ^

1. Мейер Г. Избирательное право. Кн. 2. М., 1906. С. 2.

2. De l’esprit des lois, кн. XI, гл. VI. Цит. по: Гессен В. М. Основы конституционного права. Пг. : Типолит. товарищества А. Ф. Маркс, 1918 [Электронный ресурс]. URL: http://constitution .garant.ru/ science-work/ pre-revolutionar /5148630/chapter/4/

3.Contrat social, I. II, ch. II. Цит. по: Гессен В. М. Основы конституционного права.

4. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. // Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII—XIX вв. М., 1957.

С. 250-252, 330-333.

5. Archives parlementaires. T. XI. P. 320. Цит. по: Гессен В. М. Основы конституционного права.

6. Гессен В. М. Основы конституционного права.

7. Сборник нормативных правовых актов зарубежного избирательного законодательства : авт. проекта : Ю. А. Веденеев, В. В. Маклаков / отв. ред.

А. А. Вешняков. М. : Весь Мир, 2004. С. 180.

8. Конституция США 1787 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.constitutionfacts.com/con-tent/constitution /files/ USConstitution_Russian.pdf

9. Фадеев В. И., Варлен М. В. Депутатский мандат в Российской Федерации: конституционно-правовые основы. М. : Норма, 2008. С. 86.

10. Сборник нормативных правовых актов зарубежного избирательного законодательства. С. 181.

11. Современные избирательные системы. Вып. 1: Великобритания, Канада, Мексика, Польша / Д. В. Лафитский, Н. М. Касаткина, А. Г. Орлов, Н. Ю. Трещетенкова. М. : РЦОИТ: Норма, 2006. С. 205.

12. Фадеев В. И., Варлен М. В. Указ. соч. С. 86.

13. Сборник нормативных правовых актов зарубежного избирательного законодательства. С. 181.

14. Гессен В. М. Основы конституционного права.

15. Современные избирательные системы. Вып. 6: Австрия, Ирландия, Норвегия, Чили / Е. А. Водя-ницкая, П. С. Гвоздев, И. А. Ракитская, А. Г. Орлов ; науч. ред. А. В. Иванченко, В. И. Лафитский. М. : РЦОИТ, 2011. С. 25.

16. Общая характеристика основ избирательного законодательства Венгерской республики [Электронный ресурс]. URL: http://www.cmdp-kvorum.org

/democratic-process/65

17. Там же.

18. См.: п. «b» ч. 3 ст. 1971 Свода законов США // Сборник нормативных правовых актов зарубежного избирательного законодательства. С. 28.

19. Гессен В. М. Основы конституционного права.

20. Конституция Датского Королевства от 5 июня 1953 г. [Электронный ресурс]. URL: http://world-constitutions.ru/archives/152

21. Современные избирательные системы. Вып. 4: Австралия, Венесуэла, Дания, Сербия / Т. И. Чурсина, А. Г. Орлов, И. А. Ракитская, К. А. По-ловченко ; науч. ред. А. В. Иванченко, В. И. Ла-фитский. М. : РЦОИТ : Ин-октаво, 2009. С. 244.

22. Современные избирательные системы. Вып. 6. С. 263.

23. См.: п. 3.1 ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собр. законодательства. 2002. № 24. Ст. 2253.

24. Journal officiel de !а Republique fгаncаise. Lois et decrets. 1992. 11 avril. Р. 5354.

25. Сборник нормативных правовых актов зарубежного избирательного законодательства. С. 182.

26. Сборник нормативных правовых актов зарубежного избирательного законодательства. С. 183.

27. Современные избирательные системы. Вып. 1. С. 205.

28. Современные избирательные системы. Вып. 4. С. 32.

29. Сборник нормативных правовых актов зарубежного избирательного законодательства. С. 354.

30. См.: ст. 19 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

31. Современные избирательные системы. Вып. 1. С. 27.

32. Сборник нормативных правовых актов зарубежного избирательного законодательства. С. 115.

33. Нудненко Л. А. Правовая регламентация выборов в Учредительное собрание России / / История государства и права. 2013. № 10. С. 48.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

34. Там же. С. 49.

35. Современные избирательные системы. Вып. 4. С. 247.

36. Современные избирательные системы. Вып. 6. С. 43.

37. Современные избирательные системы. Вып. 6. С. 43.

38. Современные избирательные системы. Вып. 3: Испания, США, Финляндия, Япония / А. Г. Орлов,

B. И. Лафитский, И. А. Ракитская, Т. О. Кузнецова ; науч. ред. А. В. Иванченко, В. И. Лафитский. М. : РЦОИТ: Тип. «Новости», 2009.С. 135.

39. McKinney’s Consolidated Laws of New York.

Title 17. Article 5. Section 5—102. Цит. по:

Современные избирательные системы. Вып. 3. С. 135.

40. Там же. Цит. по: Современные избирательные системы. Вып. 3. С. 136.

41. Современные избирательные системы. Вып. 3.

C. 137.

42. То же. Вып. 4. С. 33.

43. То же. Вып. 1. С. 27.

44. Общая характеристика основ избирательного

законодательства Венгерской республики [Электронный ресурс]. URL: http://www.cmdp-

kvorum.org/democratic-process/65

45. Сборник нормативных правовых актов зарубежного избирательного законодательства. С. 354.

46. Meyer G. Das parlamentarische Wahlrecht. С. 466. Цит. по: Гессен В. М. Основы конституционного права.

47. См.: ст. L.O. 133 Избирательного кодекса Франции // Сборник нормативных правовых актов зарубежного избирательного законодательства. С. 221.

48. Современные избирательные системы. Вып. 1. С. 218.

49. Современные избирательные системы. Вып. 2: Аргентина, Германия, Швеция / А. Г. Орлов, Ю. И. Лейбо, И.А. Ракитская ; науч. ред. Ю. А. Веденеев, В. И. Лысенко. М. : РЦоИт : Норма, 2007. С. 45.

50. Водовозов В. В. Всеобщее избирательное право. На Западе. Ростов н/Д, 1905. С. 18.

The Principle of Universal Election Law in World Practice: Yuarantees and Yualifications

© Starovoytova E., 2013

In the article basic electoral qualifications applicable in election law for restriction of franchise are studied. The author explores the issues of indirect restriction of principle of universal election law. Guarantees of citizen participation in managing state affairs are defined.

Key words: universal election law, electoral qualifications, voter registration, guarantees of citizen's rights.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.