2.3. ОГРАНИЧЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XIX В
Маюров Павел Николаевич, аспирант. Место учебы: Университет при МПА ЕврАзЭС. Подразделение: кафедра теории истории государства и права. E-mail: mayurov2010@mail.ru
Аннотация: В статье рассматривается проблематика развития избирательного права в странах Западной Европы в XIX в. Изучаются проблемы ограничений избирательных прав. Исследуются причины и особенности введения и трансформации цензовой системы при формировании парламентов. Изучаются положительные и отрицательные особенности цензовых ограничений в условиях XIX в.
Ключевые слова: активное избирательное право, выборы, закон, легитимность, монарх, ограничение прав, парламент, пассивное избирательное право, ценз.
RESTRICTIONS ON VOTING RIGHTS IN WESTERN EUROPE
OF THE XIX CENTURY Maurov Pavel Nikolaevich, postgraduate student. Place of study: University under the EurAsEC. Department: theory and history of state and law chair. E-mail: mayurov2010@mail.ru
Annotation: The article considers the issues of development of electoral law in Western Europe in the nineteenth century Studied the problem of restrictions of electoral rights. The reasons and features of introduction and transformation of the censorship system in the formation of parliaments are investigated. The positive and negative features of price restrictions in the XIX century are studied. Keywords: active suffrage, elections, law, legitimacy, monarch, restriction of rights, Parliament, passive suffrage, censorship.
В нормах избирательного права, как и всего комплекса политических прав и свобод в наибольшей степени были отражены принципы градации населения в зависимости от пола, религии, образования, происхождения, сословной и корпоративной принадлежности и т.п. Конституционные положения в европейских государствах содержали принципы всеобщего равенства и свободы. Но конкретизация данных положений в нормативных актах регулировавших избирательный процесс свидетельствовала об ограничительном толковании нормативных их предписаний. Кроме этого, следует отметить, что при наличии двухпалатной структуры парламента о народном представительстве можно говорить главным образом только о нижней палате. Верхняя палата состояла из представителей родовой аристократии, назначалась монархом или формировалась иным образом, минуя народную делегацию власти.
В начале XIX в. европейские монархии были абсолютными или сословно-представительными. Парламенты, или представительные органы, обладавшие законосовещательными функциями, существовали в Великобритании, Франции, Нидерландах, Швеции, Пруссии, Дании и ряде других государств. При этом избирательные права носили ограниченный характер. Политическая власть находилась в руках у родовой аристократии, крупных земельных магнатов, членов правящих королевских домов и т.п. Буржуазия посте-
пенно отвоёвывала господствующее положение в политической системе общества.
При этом предоставление широких избирательных прав всем или значительным слоям населения не всегда рассматривалось как одно из важнейших социальных благ. Преодоление феодальной раздробленности и становление абсолютных монархий способствовали стабилизации политической системы и укреплению единства нации. В свою очередь получение политической власти широкими слоями общества могло рассматриваться как определённый шаг назад, а не вперёд как один из этапов социального прогресса. Монарх получал власть по милости божией, как часть божественного проведения и подчинение воле монарха было частью религиозной традиции. Наличие представительного органа власти неизбежно ограничивало власть монарха. Монарх в соответствии с религиозной традицией был отцом всех поданных, получал власть по наследству от предков, и далеко не всегда своей властью отражал интересы аристократии. Более того, он опирался на представителей других сословий для борьбы с аристократическими привилегиями земельных магнатов.
Парламент ограничивает власть монарха, но он сам является собранием лиц представляющих интересы различных частей общества. В парламенте отражается воля различных сословий и классов, интересы которых часто противоположны. Представительный орган в своей работе призван примирить и согласовать возникающие в обществе противоречия. Но само его существование на институциональном уровне закрепляет факт раздробленности общества, что является частью объективной реальности, но, тем не менее, далеко не всегда является положительным свойством политической системы. Данный факт стал очевиден после первой мировой войны, что стало причиной создания тоталитарных партий и стремлением к переходу к однопартийной политической системе.
История Французской революции показала, что предоставление широких избирательных прав приводит к власти авантюристов. В правлении депутатов представительного органа отражается воля толпы, потакание интересам которой может привести страну не к процветанию, а к катастрофе. В то же время религиозная легитимация власти монарха в XIX в. во многом утрачивает своё значение. В основе признания власти правителя во многом лежат сугубо рациональные представление о природе государственной власти, её функциях и предназначении. Постепенно в XIX в. грамотность в европейских государствах становится всеобщей, развиваются различные отрасли научного знания. Меняется основа легитимности власти правителей. Правитель обладает властью только потому, что она основывается на действующих в стране законах. Законы не должны приниматься произвольно. В них должна отражаться воля народа. Народ должен делегировать свои полномочия по управлению страной своим предстателям в парламенте, либо принимать законы самостоятельно. Буржуазные революции в Англии, Нидерландах и Великая Французская революция, а также образование буржуазной республики США стали фундаментом для формулирования определяющего принципа построения политической системы - «каждый имеет право участвовать в делах управления своей страной».
Но данный принцип стал определяющим постепенно, воплотившись в жизнь только после первой мировой войны. На протяжении XIX в. он нормативно закреплялся и реализовывался постепенно в сложной системе изменения норм различных отраслей законодательства. В XIX в. происходила сложная политическая борьба разновекторных движений. По-прежнему сохранялась традиционная, религиозная легитимация государственной власти, поскольку подавляющее большинство государств являлись монархиями. Идеи всеобщего равенства людей и обладание основными естественными и неотчуждаемыми правами и свободами стали аксиомой в политической жизни. Наличие крепостного права и иных форм феодальной зависимости рассматривалось как пережиток феодализма. В законах должна быть отражена воля народа, а для этого необходимо наличие предстательного органа власти и гарантированность верховенства закона в регулировании общественных отношений. Абсолютные монархии в XIX в. рассматривались как формы правления стран отстающих по уровню своего социально-политического развития.
Господство идей рационализма привело к формированию парламентарных монархий и республик. Но именно он и стал фундаментом в ограничении права и свобод. Признавались естественными различия гендерной роли мужчин и женщин. Неполноправие женщин во всем спектре правоотношений по отношению к мужчинам отражалось в большей или меньшей степени во всех отраслях законодательства. Законы должны отражать свободную волю людей. Но если человек находится в определённой степени экономической зависимости, то невозможно говорить о его свободном волеизъявлении. В результате чем большими материальными ресурсами обладает человек, то тем большей свободой может отличаться его волеизъявление. В результате лица, не имевшие постоянного гарантированного дохода от имущества или определённых видов профессиональной или творческой деятельности не могут свободно реали-зовывать свою волю. Они объективно зависят от тех, кто даёт им материальные средства к существованию. Данное правило применимо и к женщинам, которые должны подчиняться мужу или своему отцу как главам семейства. Люди отличаются уровнем образования и интеллектуального развития. Парламент должен отражать волю людей, отвечающих требованиям образовательного ценза и обладающих определённым минимумом материального достатка. В нём не должна находить отражение политическая воля маргинальных слоёв общества. Человек не способный обеспечить себя и свою семью материально, не может претендовать на право управлять страной. Кроме этого только налогоплательщик может иметь право принимать участие в делах управления своим государством, поскольку именно является источником его материального существования.
Свобода вероисповедания (или просто веротерпимость), право на жизнь, семью, собственность, реализации способностей к труду и творчеству и иные подобные права коренным образом в воззрениях законодателя XIX в. отличаются по своей правовой природе от политических прав. Политические прав реализуются в сфере отношений не частного, а публичного права. В данном случае допускается делать только то, что прямо предписывается законом, и интересы коллектива имеют большее значение, чем ин-
тересы каждого отдельного индивида. При этом далеко не каждый человек может принимать осознанные решения ведущие страну к благу. В результате только ограниченный круг лиц может принимать участие в делах управления государством, но данное участие имеет своей целью благо для всех людей, населяющих страну. Не могли иметь политических прав жители колоний, поскольку они являлись объектом эксплуатации и часто составляли значительную часть или даже большинство населения колониальных империй (Например, Великобритании, Франции, Испании, Бельгии и др.).
В результате дискриминация и ограничение политического участия подавляющего большинства населения страны были основой для построения политической системы государств Западной Европы XIX в. Признание естественного равенства всех людей при отсутствии политических прав у подавляющего большинства населения говорит именно об ограничении прав и свобод по мотивам, являющимся по своей природе дискриминационными: пол, раса, материальный достаток, профессия и др. [1, С.54]
Консервативные политические силы в Западной Европе не выступали против избирательного права и расширения полномочий предстательных органов власти. Они формально были сторонниками всеобщего избирательного права. Каждый человек обладал правоспособностью в данном вопросе. Но не каждый мог реализовать её в силу различных обстоятельств. Но от воли самого человека должно было зависеть сможет ли он принять участие в выборах или нет. В частности высокий имущественный ценз должен был служить стимулом для предпринимательской и профессиональной деятельности граждан. Ф. Гизо прямо призывал граждан обогащаться и ста-новить избирателями. Для буржуазии было важно закрепить в законах формальное равенство всех граждан (подданных) и высокий имущественный ценз. Аристократические привилегии были не выгодны занимавшей доминирующее положение буржуазии.
«Хартия» 1814 г. во Франции установила зависимость активного и пассивного избирательного права от величины налогов уплачиваемых в бюджет. В частности избранными могли быть лица не моложе 40 лет и платившие не менее 1000 франков прямых налогов (14 тыс. подобных налогоплательщиков в стране из населения 33 млн. человек). В Великобритании для обладания активным избирательным правом было необходимо иметь пассивный доход от недвижимости в 40 шиллингов, арендаторы земель с суммой арендной платы не менее 5 фунтов, наниматели недвижимости в городах с арендной платой не менее 10 фунтов в год - всего около 800 тыс. избирателей на 25 млн. населения метрополии. Наименьший имущественный ценз существовал в Саксонии. [2, С.44]
Высокие возрастные ограничения были традицион-ны для законодательства XIX в. Наибольший возраст для активного избирательного права в 30 лет был установлен во Франции и Дании, наименьший в 17 лет напри выборах в кантонах в 17 лет был установлен в Швейцарии. В Великобритании и Португалии статус освобождения от власти главы семейства был определяющим. [3] Только глава семьи мог принимать участие в выборах. Военные и чиновники, а также лица, не имевшие определённого рода занятий или работавшие по найму, неквалифицированные рабо-
чие как правило, не имели права принимать участие в выборах. Государственные гражданские и военные служащие рассматривались как всеобщее сословие, представители которого не могли принимать участие в политической борьбе. Кроме того, они получали средства к существованию из государственной казны и, как правило, не были источником её наполнения.
Избиратель должен был проживать определённое время в своём избирательном округе. До сих пор в некоторых странах отсутствие в стране может служить основанием даже для лишения прав гражданства (подданства) Например, в современных США и Великобритании. Он должен быть грамотным по законам Франции, Португалии, многих Итальянских государств и др. Он не должен быть умалишённым по законам Великобритании.
Избиратель должен быть христианином по законам Германских государств, католиком в Испании и до 1829 г. членом англиканской церкви в Великобритании. Со второй половины XIX в. парламентарии должны были отвечать критериям веры в бога без конкретизации определённой христианской конфессии.
Раньше всех других европейских государств цензовые ограничения были отменены. После свержения монархии по Конституции Франции 1848 г. всеобщее избирательное право было предоставлено всему мужскому населению обладающему гражданскими и политическими права по достижении 21 года [4, пп. 24-25] (9,5 млн. избирателей). В последующем даже после реставрации монархии Наполеоном III всеобщее равное избирательное право при тайном голосовании не было ликвидировано. Но избиратели и кандидаты по Декрету 2 февраля 1852 г. приносили присягу на верность императору и империи. [5, С. 239] В Великобритании по итогам многолетнего противостояния правительства с либеральной общественностью было расширенно избирательное право. В 1867 г. был принят Акт «О народном представительстве» снизивший избирательный ценз. В 1884 г. было предоставлено избирательное право всем лицам обладавшим доходом не менее 10 фунтов в год и платящим налог на бедных. Корпус избирателей вырос и превысил 10 % населения страны. Были пересмотрены избирательные округа с целью обеспечения более равного представительства от равного числа избирателей. Но в Великобритании избирательное право в XIX - начале XX в. так и не стало всеобщим. Активным и пассивным избирательным правом могли обладать только главы домохозяйств, имеющие самостоятельный доход и не находящиеся в услужении.
В Германских государствах Союзный акт 1815 г ввёл обязательное представительство. Революционные преобразования 1848 г. воплотившиеся в не получившей своего действия Конституции 1849 г. и Закон о выборах декларировали всеобщность и рав-ность избирательного права всех немцев не лишённых политических прав по достижении 25 лет. [6, С. 545] На практике указом Прусского короля Фридриха-Вильгельма IV 1849 г. и Конституционной хартией 31 января 1850 г. вводилась цензовая система. Выборы формально были всеобщими. Каждый немец плативший налоги был избирателем. Но первая треть по объёму налогоплательщиков избирала треть депутатов, вторая треть по объёму сборов избирала следующую, а оставшиеся избиратели формировали недостающие места. [7] Число избирателей
в каждой курии отличалось на порядок. По Конституции Германской империи 1871 г. было введено всеобщее равное избирательное право. [8] В Австро-Венгрии имущественный ценз был упразднён в 1896 г. В XIX в. постепенно политические прав приобретают женщины. В 1888 г. и 1894 г. женщины могут участвовать в выборах в предстательные органы графств и в приходские советы. В представительные органы доминионов женщины прилучают право голоса впервые в 1893 г. в Новой Зеландии.
Список литературы:
1. Мейер Г. Избирательное право. М., 1905. С. 54
2. История буржуазного конституционализма XIX в. М., 1983. С. 44
3. Айзенштат М.П. Шаги на пути к демократии. (Английский парламент XVII - XX вв. Парламент и правительство) //Британия и Россия. М., 1997.
4. Конституция Французской республики 1848 г. // Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVIII - XIX вв. в Англии, сШа, Франции, Италии, Германии. Сборник документов. М., 1957. С. 450
5. Новая история. Период первый. - М., 1983. 431 с.
6. Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVIII - XIX вв. в Англии, США, Франции, Италии, Германии. Сборник документов. М., 1957.
7. Die Verfassungsurkunde für den Preussischen Staat. — Опубл.: 31 января 1850 года. Источник: // Собрание конституционных актов. — М., 1905 — Вып. I.
8. Verfassung des Deutschen Reichs (1871) // Собрание конституционных актов. — М., 1905 — Вып. I.
Рецензия
на статью Маюрова Павла Николаевича на тему «Ограничения избирательных прав в странах Западной Европы XIX в.»
Работа Маюрова Павла Николаевича на тему «Ограничения избирательных прав в странах Западной Европы XIX в.» выполнена на актуальную для современной юридической науки тематику. В статье рассматривается проблематика развития избирательного права в странах Западной Европы в XIX в. Изучаются проблемы ограничений избирательных прав. Исследуются причины и особенности введения и трансформации цензовой системы при формировании парламентов. Изучаются положительные и отрицательные особенности цензовых ограничений в условиях XIX в. Автором справедливо отмечается, что господство идей рационализма привело к формированию парламентарных монархий и республик. Но именно он и стал фундаментом в ограничении права и свобод. Неполноправие женщин во всем спектре правоотношений по отношению к мужчинам отражалось в большей или меньшей степени во всех отраслях законодательства. Законы должны отражать свободную волю людей. Но если человек находится в определённой степени экономической зависимости, то невозможно говорить о его свободном волеизъявлении. В результате чем большими материальными ресурсами обладает человек, то тем большей свободой может отличаться его волеизъявление. В результате лица, не имевшие постоянного гарантированного дохода от имущества или определённых видов профессиональной или творческой деятельности не
могут свободно реализовывать свою волю. Они объективно зависят от тех, кто даёт им материальные средства к существованию. Парламент по воззрениям XIX в. должен отражать волю людей, отвечающих требованиям образовательного ценза и обладающих определённым минимумом материального достатка. В нём не должна находить отражение политическая воля маргинальных слоёв общества.
Несомненно, работа Маюрова П. Н. является единственным в своём роде историко-правовым исследованием, отвечает всем формальным критериям, предъявляемым для подобных научных работ и заслуживает поддержки. Представленная статья на тему «Ограничения избирательных прав в странах Западной Европы XIX в.» может быть рекомендована для публикации в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, имеющих рекомендацию ВАК России, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук.
Рецензент
Доцент кафедры административного права и процесса Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, кандидат юридических наук, доцент Макаров Д. А.
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»;
Оригинальность текста - 96,62%