Научная статья на тему 'Предоставление избирательного права иностранным гражданам в зарубежных странах'

Предоставление избирательного права иностранным гражданам в зарубежных странах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2355
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО / ПРАВО ГОЛОСОВАТЬ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА / ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ / ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН / ELECTION LAW / THE RIGHT TO VOTE / POLITICAL RIGHTS / FOREIGN CITIZENS / GUARANTEES OF CITIZEN'S RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Старовойтова Екатерина Игоревна, Хвалёв Сергей Анатольевич

Исследованы вопросы электоральной интеграции иностранных граждан в стране их пребывания. Выделены основные подходы, касающиеся закрепления в законодательстве зарубежных государств возможности реализации избирательных прав на национальном, региональном и местном уровнях. Рассмотрены международные нормативные правовые акты, гарантирующие участие иностранных граждан в управлении делами государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Grant the Electoral Rights to the Foreign Citizens in Foreign Countries

In the article the questions of electoral integration of foreign citizens in the country of their stay are investigated. Basic approaches, concerning fixing in the legislation of the foreign states the opportunity of realization the electoral rights on national, regional and local levels, are distinguished. International legal acts, guaranteeing participating of foreign citizens in a managing state affairs, are considered.

Текст научной работы на тему «Предоставление избирательного права иностранным гражданам в зарубежных странах»

УДК 342.8

предоставление избирательного права

иностранным гражданам в зарубежных странах

© Старовойтова Е. И., Хвалёв С. А., 2016

Институт законодательства и правовой информации им. М. М. Сперанского, г. Иркутск

Исследованы вопросы электоральной интеграции иностранных граждан в стране их пребывания. Выделены основные подходы, касающиеся закрепления в законодательстве зарубежных государств возможности реализации избирательных прав на национальном, региональном и местном уровнях. Рассмотрены международные нормативные правовые акты, гарантирующие участие иностранных граждан в управлении делами государства.

Ключевые слова: избирательное право; право голосовать; политические права; иностранные граждане; гарантии прав граждан.

Принято считать, что, будучи политическим, избирательное право проистекает из наличия у лица гражданства, которое, в свою очередь, является формой правовой связи между данным лицом и определенным государством. Однако идеи правовой трансграничности и вызванная ими тенденция поступательного распространения в мире концепции смешения национальных культур вызвали острую потребность в унификации и стандартизации вовлеченности иностранцев в политическую сферу жизни государств их пребывания и, как следствие, необходимость присвоения иностранным гражданам комплексного электорального права или отдельных его правомочий на местных и региональных выборах в рамках страны их нахождения. Наделение иностранных граждан избирательными правами в демократических странах современного мира иллюстрирует значительные мировоззренческие изменения, происходящие в обществе относительно роли миграционных процессов и тех особых статусов, которые данные процессы порождают в условиях постепенного стирания границ между государствами.

Исторический анализ форм народовластия свидетельствует о том, что уже во времена Античности только за гражданами признавалось право участвовать в политической жизни государства. Правовые системы Древней Греции, Древнего Рима включали нормы о посещении представительных собраний, занятии выборных

должностей лицами, имеющими статус граждан. Так, например, афинское законодательство предписывало исключать из списков лиц, участвующих в выборах, «имена тех, кто не был рожден от отца-гражданина и матери-гражданки» [1].

Доминирование принципа гражданства (подданства) в качестве условия участия в выборах характерно и для Средних веков. Так, в Италии при формировании органов местного самоуправления избирательными правами наделялись полноправные граждане — рыцари, вальвассоры и купечество, владевшее землей [2]. Вместе с тем нельзя отрицать участие иностранцев в средневековом избирательном процессе. Так, институт «подесты» (правителя, возглавляющего коммуну в Италии) предполагал выдвижение кандидатуры из числа иностранцев, достигших 30 лет, имевших рыцарское звание и хорошую репутацию [3]. А. К. Джи-велегов объяснял такую особенность итальянской избирательной системы тем, что «иностранец, человек чуждый партийных симпатий и антипатий, был гораздо более беспристрастным судьей и администратором, чем местные консулы» [4].

В более поздних зарубежных правовых актах также не исключалось участие в выборах лиц иностранного происхождения. Так, французским Основным законом 1793 г. избирательные права предоставлялись иностранцам, достигшим 21 года, проживающим во Франции в течение одного года, жившим своим трудом, приобретшим собственность, женившимся на францужен-

ке, усыновившим ребенка или принявшим на иждивение старика. Причем В. В. Маклаков подчеркивает включение в ст. 4 Конституции «удивительной по представлениям сегодняшнего дня» нормы о наделении каждого иностранца, имеющего «достаточные заслуги перед человечеством», правами французского гражданина [5]. Очевидно, к таким правам следовало причислять и избирательные. Впрочем, приведенный пример является исключением из общего правила. Как отмечает В. В. Вис-кулова, вплоть до середины XX в. участие иностранных граждан в выборах какого-либо уровня не было характерным [6].

Вместе с тем процессы интернационализации, происходящие на международном уровне, способствуют постепенному распространению действия политических прав на лиц, не состоящих в гражданско-правовых связях с государством пребывания. В частности, в Рекомендации Парламентской Ассамблеи Совета Европы 1500 (2001) «Об участии иммигрантов и иностранцев-резидентов в политической жизни государств — членов Совета Европы» [7] отмечено, что пользование правами человека в Европе не зависит от гражданства и страны происхождения. Принципы недискриминации закреплены во многих международно-правовых документах, имеющих обязательную силу для государств — членов Совета Европы. Кроме того, согласно п. 4 указанной Рекомендации демократическая легитимность требует равного участия в политическом процессе всех общественных групп, а вклад законно проживающих резидентов — неграждан в общенациональное богатство дает достаточное основание для предоставления им права оказывать воздействие на принятие политических решений в странах проживания.

Необходимость предоставления иностранным гражданам избирательных прав обычно обуславливается фундаментальным правом каждого человека на участие в принятии решений, непосредственно его касающихся, а также императивом повсеместного искоренения дискриминации и неравноправия по каким бы то ни было основаниям. Действительно, иностранные граждане вовлечены в те же социальные и экономические отношения, что и граждане. И на тех и на других в одинаковой мере распространяются государственные законы, необходимость платить налоги и

прочие обязанности вплоть до службы в вооруженных силах. При этом иммигранты нередко лишены ключевой возможности влиять на принимаемые в стране (регионе, городе) политические решения, так как не имеют основных политических прав [8]. В Резолюции Парламентской Ассамблеи Совета Европы 1459 (2005) «Об устранении ограничений на право голоса» отмечено, что «все резиденты обязаны платить местные налоги, а решения местных органов власти напрямую влияют на их жизнь. Поэтому право голосовать и участвовать в качестве кандидатов в местных выборах должно быть предоставлено всем резидентам, независимо от их гражданства или национальности» [9].

Видится, что наделение избирательными правами иностранных граждан в будущем будет способствовать развитию реальной воли народа, может являться следующим шагом на пути к повышению уровня стандартов демократии. Стоит отметить также, что, по мнению А. Ж. Степанян, такое наделение сопряжено с недопущением злоупотреблений правами и, вероятно, должно сопровождаться системой цензов [10].

Содержание многих современных источников международного права отражает тенденцию все более широкого участия «неграждан» в определенных избирательных кампаниях. Как справедливо отмечает А. С. Чесноков, во многих международных конвенциях, к которым присоединились большинство государств мира, прямо указывается, что право принимать участие в выборах, а также право участвовать в работе профессиональных и иных экономических, социальных и политических союзов, включая политические партии, право свободно высказывать свое мнение (в том числе по политическим вопросам), право на участие в публичных акциях (забастовки, пикеты, демонстрации и т. п.) фактически не связано с гражданством. Точнее, гражданство страны проживания дает индивиду более широкие возможности и полномочия по достижению и защите своих интересов, отсутствие же гражданства не отменяет эти возможности, а лишь ограничивает их в большей или меньшей степени [11].

Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в ст. 21 провозгласила важнейшие неотъемлемые политические права человека: право на участие в управлении своей

страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей, право равного доступа к государственной службе в своей стране. Гарантией реализации таких прав призвана стать воля народа, которая «должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования» [12].

Субъект наделения данными правами — человек, а не гражданин, что подчеркивает универсальный характер данных прав. Наличие формулировки «каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной» свидетельствует о том, что данная норма при соотношении с институтом гражданства не тождественна таковому по сфере действия, а, вероятно, шире него. Таким образом, проблема участия мигрантов — иностранцев и других лиц — в управлении страной, где они живут, была обозначена уже в 1948 г. [13].

Интересно, что в некоторых универсальных международных документах предусматривается участие в выборах отдельных категорий иностранных граждан. Так, Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г. в ст. 41 предусматривает право упомянутых лиц избирать и быть избранными в государстве пребывания в соответствии с его законодательством [14].

Одним из важнейших международных документов, регламентирующих политические права иностранных граждан, является Конвенция об участии иностранцев в публичной жизни на местном уровне 1992 г., содержащая главу С, которая так и называется — «Право голосовать на выборах в местные органы». Статья 6 этой главы обязует государства предоставлять всем иностранным резидентам право голосовать и быть избранными на выборах в органы местного самоуправления при условии, что они отвечают тем же правовым критериям, что и граждане, и, кроме того, проживают на территории государства постоянно и на законных основаниях в течение 5 лет, предшествующих выборам [15]. Однако эта же статья признает право государств, принимающих на себя обязательства по Конвенции, ограничить иностранных граждан

«только правом голоса». Очевидно, подразумевается ограничение пассивного избирательного права иностранных граждан.

Интегративные тенденции на постсоветском пространстве актуализируют вопрос об участии иностранцев в политической жизни стран СНГ. Об этом свидетельствует п. 1.1 Рекомендаций Парламентской ассамблеи государств — участников СНГ для международных наблюдателей СНГ по наблюдению за выборами 2002 г., устанавливающий, что «государство может стремиться к тому, чтобы иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно и на законных основаниях проживающим на его территории, было предоставлено право избирать и быть избранным в органы местной власти (органы местного самоуправления) при условии, что они отвечают тем же критериям, что и граждане государства» [16].

Как видно, международно-правовая основа наделения иностранных граждан избирательными правами на территории государств их пребывания имеется. Однако, как это часто бывает, нормы международного характера крайне абстрактны, они не предусматривают полноценных моделей реализации соответствующего права, оставляя это на усмотрение национального законодателя. При этом национальный законодатель, как показало проведенное исследование, часто не в полной мере имплементирует рассмотренные выше международные нормы в свою систему национального избирательного законодательства. Существующее разнообразие подходов (моделей) наделения иностранцев избирательными правами в странах их пребывания характеризуется не только сложностью исполнения международных предписаний, но и целой совокупностью проблем концептуального и прикладного характера.

По нашему мнению, основными концептуальными сложностями в данном вопросе являются, с одной стороны, вопросы национальной безопасности и независимости политической сферы жизни соответствующего общества, с другой — проблема национальной идентичности и ценности гражданства как особой правовой связи лица и государства.

Проблема национальной безопасности и независимости политической сферы жизни общества ставит вопрос о степени защищенности общества в целом от угрозы его постепенного растворения, снижения неза-

висимости по отношению к суверенитетам иных государств. Так, одним из аспектов правового суверенитета государства является основанный на законе дисбаланс в правах в пользу лиц, обладающих национальным гражданством. Такой дисбаланс проявляется прежде всего в области политических прав, и выражен он в четких юридических преференциях граждан соответствующего государства. В условиях включения иностранцев в политическую жизнь общества такие преференции сводятся к нулю, и, как следствие, — снижение степени национальной безопасности и независимости. Моделируя ситуацию на перспективу, можно сделать вывод, что в условиях полного включения иностранных граждан в политическую жизнь страны пребывания рано или поздно такое государство будет неспособно поощрять своих граждан правовым, социальным, информационным и иным способом, в итоге исчезнет необходимость в национальном государственном аппарате. Отчасти к такому развитию событий подталкивает международное право, декларирующее невозможность допущения какой-либо дискриминации, в том числе и в области политических прав иностранных граждан. Вполне вероятно, что в отдаленной перспективе цивилизованный мир будет готов к полному отсутствию национальных юрисдикций и суверенитетов. Однако в обозримом будущем подобная перспектива видится не совсем приемлемой.

Проблема национальной идентичности и ценности гражданства тесно связана с вышерассмотренной. Однако данная проблема основана на внутренней, личностной мотивации гражданина и его осознании причастности к конкретному обществу, понимании того, что его национальный статус несоизмеримо более ценен для конкретного общества по сравнению со статусом внешнего лица (иностранного гражданина). С правовой точки зрения такой национальный статус выражается через правовое взаимодействие гражданина и общества (государство) — регулируемое гражданство. И чаще всего для лица факт принадлежности к конкретному государству — это ценность, благо. Государство, в свою очередь, как субъект, материализующий это благо (гражданство), всемерно покровительствует его обладателям (гражданам), идентифицирует их как исключительных

субъектов права в рамках отдельных общественных отношений. В случае наделения иностранцев политическими правами такое внутреннее осознание гражданином своего места в определенном обществе и его идентификация для соответствующего социума и государства перестают быть особенным условием существования человека, а сам социум теряет ощущение своих границ, утрачивает свою специфическую культурную самобытность.

Как представляется, пока не будут четко сформулированы преимущества трансграничного миропорядка, концептуальные проблемы наделения иностранных граждан избирательными правами на территории государств их пребывания будут проявляться со всей очевидностью.

Однако не только концептуальные трудности препятствуют трансграничности избирательного права. Имеются и прикладные сложности в вопросах наделения избирательными правами иностранных граждан. Прикладные проблемы, конечно, варьируются от государства к государству, однако общая их направленность выражается, во-первых, в проблематичности определения оптимального объема избирательных правомочий иностранных граждан, во-вторых, в сложности установления справедливых условий приобретения избирательных прав иностранными гражданами.

Проблема определения оптимального объема избирательных правомочий иностранных граждан возникает на фоне концептуальных сложностей, раскрытых выше. Понимая недопустимость политической дискриминации иностранцев, все же государства в большинстве случаев не готовы давать иностранным гражданам возможность влиять на положение вещей в общегосударственном масштабе [17].

Итак, можно выделить следующие подходы в разрешении проблемы определения оптимального объема избирательных правомочий иностранцев.

— Закрепление вида выборов, в которых могут участвовать иностранцы. Чаще всего иностранцам предоставляется право участвовать в выборах низового уровня (муниципальные выборы). Данная практика имеет устойчивую тенденцию к распространению и позволяет решать неполитические вопросы, связанные с жизнедеятельностью конкретного региона, кроме того, способствует политической интегра-

ции иммигранта в местное сообщество. Такой подход используется, например, в Ирландии, в которой граждане стран, не входящих в Европейский союз, имеют право принимать участие в выборах на местном уровне [18]. Также возможности по реализации избирательного права на уровне муниципалитетов предоставлены в Китае, Южной Корее, Израиле, Аргентине, Колумбии, Нидерландах, Люксембурге, Бельгии [19].

Следует отметить, что в США во многих штатах ведутся дискуссии о необходимости восстановления практики участия неграждан в выборах на местном уровне, существовавшей с последней трети XVIII в. по 20-е гг. ХХ в. в большинстве штатов. В настоящее время в ряде муниципальных образований в штате Мэриленд постоянно проживающие иностранные граждане имеют право голосовать на местных выборах. С аналогичными инициативами выступали отдельные депутаты законодательных собраний в течение 1990—2000-х гг. в штатах Калифорния, Коннектикут, Мэн, Массачусетс, Миннесота, Нью-Йорк, Техас и федеральном округе Колумбия [20].

В мире встречаются примеры, когда иностранцы вправе реализовывать избирательные права не только на местном, но и на более высоком уровне государственного управления. Например, в Швейцарии вопросы, касающиеся возможности и особенностей электорального участия иностранных граждан, делегированы с общенационального на региональный и муниципальный уровни. Федеральное законодательство данной страны не позволяет иностранцам принимать участие в выборах на национальном уровне, однако, например, в кантонах Невшатель, Юра, Во, Фрибур и Женева постоянно проживающим иностранцам разрешено участвовать в региональных выборах.

— Закрепление ограниченного набора избирательных правомочий, которыми могут пользоваться иностранцы в ходе выборов в национальные органы страны пребывания. Например, в Венесуэле иностранцы в выборах приходских, муниципальных и органов власти штатов наделены только активным избирательным правом [21].

Фоном, усугубляющим проблему установления справедливых условий приобретения избирательных прав иностранными гражданами, служит отсутствие каких-

либо четких международных стандартов в данной области, а также хотя бы минимального практически испытанного национального опыта в определении подобных критериев. В этой связи, как представляется, государства в определении таких условий отталкиваются от идеи выявления наиболее достойных иностранцев, обладающих хотя бы минимальной социальной и правовой связью со страной их пребывания. В этом справедливо, по нашему мнению, видится подтверждение того, что соответствующий иностранец будет заинтересован в использовании присвоенного ему избирательного права по назначению.

Для разрешения рассматриваемой проблемы государства вводят определенную систему цензов, к которым чаще всего относятся следующие условия:

— условие оседлости, предполагающее проживание иностранца в соответствующей стране в течение определенного непрерывного срока на законных основаниях. В частности, в Венесуэле иностранцы получают право участия в муниципальных выборах при условии их проживания в Республике не менее 10 лет [22]. В Чили и Уругвае такой срок проживания составляет 5 лет. Бельгия с 2004 г., Дания с 1981 г., Люксембург с 2003 г., Нидерланды с 1983 г., Швеция с 1975 г. (и, примечательно, некоторые швейцарские кантоны — Нешатель, Во, Фрибург, Женева) предоставляют право голоса всем, кто проживает на их территории определенное время: обычно несколько лет. Минимальный ценз оседлости в указанных странах колеблется от 3 до 5 лет [23];

— условие законопослушности, предполагающее бесконфликтное нахождение иностранца не территории определенной страны. Так, например, в Чили иностранцы, достигшие 18-летнего возраста, приобретают определенные избирательные правомочия, только если они не отбывают (отбывали) тюремное наказание по приговору суда [24]. В Уругвае возможными избирателями могут быть иностранцы, характеризующиеся хорошим поведением. Причем они получают право голоса без необходимости предварительной натурализации [25]. В Венесуэле иностранцы получают право участия в выборах, только если они не лишены гражданских прав и не подвергнуты политической дисквалификации [26];

— условие принадлежности иностранца к определенному государству, т. е. в отдельных случаях факта наличия гражданства определенной страны достаточно для приобретения лицом избирательного права в стране пребывания. Данный ценз используется, например, в Испании, где позволено голосовать гражданам Нидерландов, Дании, Норвегии и Швеции. С 1988 г. такими правами в Испании наделены граждане Аргентины, с 1990 г. — Чили, с 1992 г. — Уругвая. В Ирландии граждане Соединенного Королевства могут также принимать участие в выборах даже на национальном уровне (кроме президентских). В Соединенном Королевстве граждане Ирландии пользуются теми же электоральными правами, что и сами граждане Соединенного Королевства, на всех уровнях: национальном, региональном и местном [27].

Следует также отметить, что в конституциях Испании и Португалии предусматривается, что право голоса может предоставляться иностранным гражданам на основе взаимности [28];

— условие вхождения страны пребывания иностранца в определенное международное межправительственное объединение, одной из функций которого является уравнивание прав и обязанностей лиц, мигрирующих в пределах данного международного объединения. Наиболее известным и показательным примером в данном случае выступает Европейский союз. Так, в Дании в 1995 г. был принят Закон «О местных выборах», который уравнял в избирательных правах на местных выборах граждан государств — членов Европейского союза [29]. Права избирателей во Франции закреплены непосредственно конституцией: конституционный закон 92-554 от 25 июня 1992 г. [30] дополнил конституцию новой главой 14 «Европейские Сообщества и Европейский Союз». В ст. 88-3 данной главы указано, что право голоса и право быть избранным на муниципальных выборах может быть дано только гражданам Союза, проживающим во Франции. Хотя имеются некоторые ограничения, заключающиеся в том, что эти граждане не могут исполнять функции мэра, а также участвовать в назначении выборщиков в сенат и выборе сенаторов. Таким образом, во Франции критерием участия в муниципальных выборах является факт проживания на территории Франции и наличие граждан-

ства Союза. В Германии парламенты (ландтаги) Гамбурга и Шлезвиг-Гольштейна дали такое право иностранцам, но Федеральный конституционный суд в 1990 г. указал, что такое разрешение несовместимо с Основным законом. Примечательно, что в 1994 г. в связи с принятием Директивы 94/80 [31] изменения были внесены в часть 1 ст. 28 Основного закона. Они отразили возможность избирать и быть избранными в представительные органы земель, общин и округов граждан Европейского союза. Граждане стран Европейского союза имеют право принимать участие в выборах в Соединенном Королевстве как на местном, так и на региональном уровнях [32].

Членство государства в международном объединении как условие наличия избирательного права у гражданина иной страны — участницы данного объединения используется и в иных государственных союзах. Например, подобная практика существует в странах, входящих в Содружество наций. Так, граждане стран, входящих в Содружество, проживающие в течение определенного периода в соответствующей стране, имеют право принимать участие в парламентских выборах в Антигуа и Барбуда, Барбадосе, Белизе, Доминике, Гренаде, Ямайке, Малави, Маврикии, Намибии, Сент-Киттсе и Невисе, Сент-Люсии, Сент-Винсенте и Гренадинах; в местных выборах — в Гайане и Новой Зеландии.

В Северном совете граждане всех стран, входящих в организацию (Исландия, Дания, Финляндия, Норвегия, Швеция), и проживающие в любой из стран союза, имеют право принимать участие в выборах на местном уровне.

В Соединенном Королевстве все граждане стран, входящих в Содружество наций, пользуются теми же электоральными правами, что и сами граждане Соединенного Королевства, на всех уровнях: национальном, региональном и местном [33].

Граждане любой из стран, входящих в Содружество португалоязычных стран (СПЯС), постоянно проживающие в Кабо-Верде, имеют право принимать участие в муниципальных выборах в этом государстве [34];

— условие заявления о присвоении избирательного права иностранцу, находящемуся на территории определенного государства. Такое специфическое условие

имеется в законодательстве Бразилии, где установлено, что граждане Португалии, постоянно проживающие в Бразилии, имеют право на приобретение полного объема политических прав в этой стране путем подачи специального прошения в министерство юстиции [35];

— иные специфичные условия приобретения избирательного права иностранцем. В качестве интересной особенности следует отметить регулирование, установленное в Уругвае, которым предусмотрено, что избирателями вправе выступать иностранцы, владеющие каким-либо капиталом или собственностью в Республике или профессионально занимающиеся наукой, искусством или производством.

Следует отметить, что рассмотренные выше группы условий приобретения иностранными гражданами избирательных прав на территории государств пребывания практически не используются в чистом виде, а применяются в различных сочетаниях. Более того, иностранец в абсолютном большинстве случаев может приобрести тот или иной электоральный статус лишь при его соответствии фундаментальным критериям (возраст, дееспособность, место проживания), установленным для граждан соответствующей страны.

Подводя итоги, следует согласиться с тем, что именно через общественно-политические организации иммигрантов власти принимающей страны могут успешно осуществлять различные интеграционные проекты: от распространения общей информации о различных аспектах социальной, культурной и экономической жизни в принимающей стране, организации содействия в трудоустройстве и получении образования до осведомления иностранцев об имеющихся у них правах и обязанностях и, в особенности, пропаганды избирательной и гражданской активности среди неграждан и натурализованных граждан. Необходимо подчеркнуть, что не всегда и не везде политические права являются востребованным иммигрантами инструментом интеграции в принимающий социум. Как правило, того объема социально-экономических прав, который предоставляется иммигрантам вместе с разрешением на постоянное проживание, вполне достаточно для полноценного существования [36]. Однако именно политические права являются тем механизмом, который используется для осу-

ществления управленческих функций в обществе. Следовательно, предоставление иммигрантам политических (в том числе электоральных) прав — яркий показатель не только степени интегрированности иммигрантов в принимающее общество, но и степени готовности этого общества их принять.

Очевидно, что с дальнейшим углублением процессов глобализации, требующей свободы передвижения не только товаров, капиталов и услуг, но также и людей, проблема либерализации политики иммиграции, натурализации и гражданства, ассимиляции и интеграции станет еще более острой, чем сегодня. Как представляется, следует согласиться с утверждением о том, что у цивилизованных стран современного мира нет иного выбора, кроме интеграции иммигрантов в национальные политические сферы [37]. Следовательно, единственным выходом в условиях международной интеграции является выработка наиболее приемлемой конструкции электоральных правомочий относительно иностранных граждан. Как показало исследование данной проблематики, пока что общеупотребимой модели избирательных прав иностранцев в стране их пребывания не выработано. ^

1. Античная демократия. М., 1995. С. 200.

2. Очерки по истории выборов и избирательного права / под ред. Ю. А. Веденеева, Н. А. Богодаровой. Калуга ; М., 1997. С. 117.

З.Там же. С. 118.

4. Дживелегов А. К. Средневековые города в Западной Европе. СПб., 1902. С. 123.

5. Маклаков В. В. Избирательное право Франции // Сборник нормативных правовых актов зарубежного избирательного законодательства / отв. ред. А. А. Вешняков. М., 2004. С. 181.

6. Вискулова В. В. К вопросу о наделении иностранных граждан избирательными правами // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 8. С. 23.

7. Рекомендация Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 26 января 2001 г. 1500 (2001) «Об участии иммигрантов и иностранцев-резидентов в политической жизни государств — членов Совета Европы» [Электронный ресурс]. URL: http://www.coe.int/T/r/Parliamentary_Assembly /%5BRussian_documents%5D/%5B2001% 5D/ %5BJan2001% 5D/Rek1500.asp

8. Hayduk R. Non-citizen voting: pipe-dream or possibility? Drum Major Institute for Public Policy. New York, 2002. October 2.

9. Резолюция Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 24 июня 2005 г. 1459 (2005) «Об устранении ограничений на право голоса» // Совет Европы и Россия. 2005. № 1. С. 21-22.

10. Степанян А. Ж. Правовое регулирование выборов в рамках Европейского Союза : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 50.

11. Чесноков А. С. Участие иммигрантов-неграждан в политических процессах в принимающих странах / / Социум и власть. 2009. № 4. C. 49.

12. Всеобщая декларация прав человека, принятая резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г. // Международное публичное право : сб. док. М., 1996. Т. 1. С. 460-464.

13. Степанян А. Ж. Указ. соч. С. 33.

14. Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г. // Международные избирательные стандарты : сб. док. / отв. ред. А. А. Вешняков ; науч. ред. В. И. Лысенко. М., 2004. С. 103.

15. Конвенция об участии иностранцев в публичной жизни на местном уровне 1992 г. // Международные избирательные стандарты : сб. док. С. 559.

16. Рекомендации Парламентской ассамблеи государств - участников СНГ для международных наблюдателей Содружества Независимых Государств по наблюдению за выборами 2002 г. // Международные избирательные стандарты : сб. док. С. 894.

17. Earnest D. C. Noncitizen Voting Rights: A Survey of an Emerging Democratic Norm. Paper prepared for delivery at the 2003 annual convention of the American Political Science Association, Philadelphia, Pennsylvania, 2003. August 28-31.

18. Чесноков А. С. Указ. соч. С. 51.

19. Он же. Иммигранты в политических процессах в принимающих странах: проблемы электоральной инкорпорации [Электронный ресурс] // Электронный архив Уральского федерального университета. URL: www.elar.urfu.ru/ bit-stream/ 10995 /18409/1 /iuro-2011-94-06.pdf

20. Он же. Участие иммигрантов-неграждан ... С. 51.

21. Современные избирательные системы. Вып. 4: Австралия, Венесуэла, Дания, Сербия / [науч. ред. А. В. Иванченко, В. И. Лафитский]. М., 2009. С. 160.

22. Там же. С. 160.

23. Степанян А. Ж. Указ. соч. С. 120.

24. Современные избирательные системы. Вып. 6: Австрия, Ирландия, Норвегия, Чили / науч. ред.

A. В. Иванченко, В. И. Лафитский. М., 2011. С. 455.

25. Современные избирательные системы. Вып. 5: Индия, Ирак, Уругвай, ЮАР / науч. ред. А. В. Иванченко,

B. И. Лафитский. М., 2010. С. 351-352.

26. Современные избирательные системы. Вып. 4.

C. 160.

27. Чесноков А. С. Участие иммигрантов-неграждан ... С. 51.

28. См. п. 2 ст. 13 Конституции Королевства Испания от 27 декабря 1978 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.uznal.org /constitution.php? text=Spain&lan-guage=r; п. 4 ст. 15 Конституции Португальской Республики от 2 апреля 1976 года [Электронный ресурс]. URL: http: / /www. uznal . org /c onsti tu tion. php ? text=Portugal&language=r

29. Современные избирательные системы. Вып. 4. С. 249.

30. LOI constitutionnelle no 92-554 du 25 juin 1992 ajoutant à la Constitution un titre: «Des Communautés européennes et de l'Union européenne», JORF №147 du 26 juin 1992. P. 8406.

31. Директива 94/80/CE Совета от 19 декабря 1994 г., фиксирующая условия пользования активным избирательным правом и пассивным избирательным правом на муниципальных выборах для граждан Союза, находящихся в государстве-члене, гражданами которого они не являются // OJ L 368 от 31.12.1994. P. 38.

32. Hayduk R., Wucker M. Immigrant Voting Rights Receive More Attention. Migration Information Source. Washington D. C. November 2004.

33. Чесноков А. С. Участие иммигрантов-неграждан ... С. 51.

34. Там же. С. 52.

35. Там же. С. 52.

36. Чесноков А. С. Проблемы и возможности репрезентации интересов иммигрантов в принимающих странах // Политическая наука и политические процессы в Российской Федерации и новых независимых государствах. Екатеринбург, 2005. С. 459-465.

37. Он же. Участие иммигрантов-неграждан ... С. 54.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Всеобщая декларация прав человека, принятая резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года // Международное публичное право : сб. док. - М., 1996. - Т. 1. - С. 460-464.

Конвенция об участии иностранцев в публичной жизни на местном уровне 1992 г. // Международные избирательные стандарты : сб. док. / отв. ред.

A. А. Вешняков ; науч. ред. В. И. Лысенко. - М., 2004. - С. 559.

Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г. // Международные избирательные стандарты : сб. док. / отв. ред. А. А. Вешняков ; науч. ред.

B. И. Лысенко. - М., 2004. - С. 103.

Директива 94/80/CE Совета от 19 декабря

1994 г., фиксирующая условия пользования активным избирательным правом и пассивным избирательным правом на муниципальных выборах для граждан Союза, находящихся в государстве-члене, гражданами которого они не являются // OJ L 368 от 31.12.1994. - P. 38.

Резолюция Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 24 июня 2005 г. 1459 (2005) «Об устранении ограничений на право голоса» / / Совет Европы и Россия. - 2005. - № 1. - С. 21-22.

Рекомендация Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 26 января 2001 г. 1500 (2001) «Об участии иммигрантов и иностранцев-резидентов в политической жизни государств - членов Совета Европы» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.coe.int /Т/r/ Parliamentary_Assembly/%5BRussian_docu-ments%5D/%5B2001%5D/%5BJan2001%5D/Rek1500.asp

Рекомендации Парламентской ассамблеи государств - участников СНГ для международных наблюдателей Содружества Независимых Государств по наблюдению за выборами 2002 г. // Международные избирательные стандарты : сб. док. / отв. ред. А. А. Вешняков ; науч. ред. В. И. Лысенко. - М., 2004. - С. 894.

Конституция Королевства Испания от 27 декабря 1978 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.uznal. org/ constitution.php?text=Spain &language=r.

Конституция Португальской Республики от 2 апреля 1976 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.uznal.org/ constitution.php?text=Portugal &language=r

Античная демократия. - М. : Прогресс, 1995. -495 с.

Вискулова В. В. К вопросу о наделении иностранных граждан избирательными правами // Конституционное и муниципальное право. - 2005. -№ 8. - С. 23-29.

Дживелегов А. К. Средневековые города в Западной Европе / А. К. Дживелегов. - СПб. : Акц. общ. «Брокгауз-Ефрон», 1902. - 248 с.

Маклаков В. В. Избирательное право Франции // Сборник нормативных правовых актов зарубежного избирательного законодательства / авт. проекта Ю. А. Веденеев, В. В. Маклаков ; отв. ред. А. А. Вешняков. - М., 2004. - 464 c.

Очерки по истории выборов и избирательного права / А. С. Аникеев [и др.] ; под ред. Н. А. Богодарова, Ю. А. Веденеева. - М. : Калуга : Изд-во Фонда «Символ», 1997. - 388 с.

Современные избирательные системы. Вып. 4: Австралия, Венесуэла, Дания, Сербия / [Т. И. Чурсина, А. Г. Орлов, И. А. Ракитская,

К. А. Половченко ; науч. ред. А. В. Иванченко, В. И. Лафитский]. - М. : РЦОИТ: Ин-октаво, 2009. - 480 с.

Современные избирательные системы. Вып. 5: Индия, Ирак, Уругвай, ЮАР / Н. Б. Шлыкова, М. А. Сапронова, А. Г. Орлов, Е. В. Черепанова ; науч. ред. А. В. Иванченко, В. И. Лафитский. - М. : РЦОИТ, 2010. - 496 с.

Современные избирательные системы. Вып. 6: Австрия, Ирландия, Норвегия, Чили / Е. А. Водяницкая, П. С. Гвоздев, И. А. Ракитская,

A. Г. Орлов ; науч. ред. А. В. Иванченко,

B. И. Лафитский. - М. : РЦОИТ, 2011. - 512 с.

Степанян А. Ж. Правовое регулирование выборов в рамках Европейского Союза : дис. ... канд. юрид. наук / А. Ж. Степанян. - М., 2008. - 221 с.

Чесноков А. С. Иммигранты в политических процессах в принимающих странах: проблемы электоральной инкорпорации [Электронный ресурс] / / Электронный архив Уральского федерального университета. - URL: www.elar.urfu.ru/bitstre-am/10995/18409/ 1/iuro-2011-94-06.pdf

Чесноков А. С. Проблемы и возможности репрезентации интересов иммигрантов в принимающих странах // Политическая наука и политические процессы в Российской Федерации и новых независимых государствах. - Екатеринбург, 2005. - С. 459-465.

Чесноков А. С. Участие иммигрантов-неграждан в политических процессах в принимающих странах // Социум и власть. - 2009. - № 4. - C. 49-54.

Earnest D. C. Noncitizen Voting Rights: A Survey of an Emerging Democratic Norm. Paper prepared for delivery at the 2003 annual convention of the American

Political Science Association. — Philadelphia, Pennsylvania, 2003. — August 28—31.

Hayduk R. Non-citizen voting: pipe-dream or possibility? Drum Major Institute for Public Policy. — New York, 2002. - October 2.

Hayduk R. Immigrant Voting Rights Receive More Attention. Migration Information Source / R. Hayduk, M. Wucker. — Washington D. C. — November 2004.

LOI constitutionnelle no 92-554 du 25 juin 1992 ajoutant à la Constitution un titre: «Des Communautés européennes et de l'Union européenne», JORF №147 du 26 juin 1992. — P. 8406.

Grant the Electoral Rights

to the Foreign Citizens in Foreign

Countries

© Starovoytova E., Khvalev S., 2016

In the article the questions of electoral integration of foreign citizens in the country of their stay are investigated. Basic approaches, concerning fixing in the legislation of the foreign states the opportunity of realization the electoral rights on national, regional and local levels, are distinguished. International legal acts, guaranteeing participating of foreign citizens in a managing state affairs, are considered.

Key words: election law; the right to vote; political rights; foreign citizens; guarantees of citizen's rights.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.